Методическая разработка урока «Энергия топлива. Теплота сгорания топлива» (Физика, 8 класс)

4
0
Материал опубликован 6 January

Методическая разработка урока «Энергия топлива.

Теплота сгорания топлива»


Класс: 8

Предмет: физика

Название урока: Энергия топлива.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: сформировать знания учащихся об энергии, выделяю­щейся при сгорании топлива; познакомить с понятием удельная теплота сгорания.

Задачи урока:

- обучающие: углубить знания учащихся о топливе; ввести понятие теплоты сгорания топлива; научить определять количество теплоты при сгорании топлива;

- развивающие: развивать аналитическое мышление;  развивать умения работать с таблицами и делать выводы; устанавливать связь между ранее изученным материалом на уроках химии, географии, физики; развивать наблюдательность и внимание.

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к использованию топливных ресурсов; воспитывать интерес к предмету через показ связи изучаемого материала с реальной жизнью.

Формируемые УУД:

Предметные:

научиться понимать физический смысл удельной теплоты сгорания топлива;

объяснять процесс выделения энергии при сгорании топлива;

решать практико-ориентированные задачи;

Метапредметные:
познавательные: наблюдать и выполнять химические эксперименты, формулировать выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом

регулятивные: составлять план последовательных действий при выполнении опытов, организовывать рабочее место при выполнении химического эксперимента

коммуникативные: эффективная работа в паре, в группе при решении учебных задач.

Личностные:

соблюдать правила безопасного обращения с реактивами и оборудованием.

Оборудование и расходные материалы:

Компьютер с программным обеспечением, цифровой датчик температуры; спиртовка, пробирка, сухое горючее; свеча.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая

Ход работа:

Этап урока 1. Организационный

Педагогическая деятельность учителя:

проверяет готовность к уроку, организует работу класса на уроке, создаёт положительный эмоциональный настрой у обучающихся.

Учебная деятельность обучающихся: эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Этап урока 2. Актуализация и обобщение знаний

Педагогическая деятельность учителя:

Создаёт для обучающихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о теме и целях урока.

Читает стихотворение А.С. Пушкина «Однажды, в студеную зимнюю пору…»

Задаёт вопрос: о чем это стихотворение? Чем человек отапливает дома в настоящее время? Какое понятие объединяет эти слова?

Сообщает, что основным источником энергии для человека является топливо.

Побуждает к высказыванию предположений о теме и цели урока, способах достижения поставленной цели.

Задаёт вопрос: что необходимо, чтобы возникло горение?

Выслушав выдвинутые учащимися гипотезы, учитель дает объяснение:

Дрова, положенные в печку, не заго­раются сами, хотя и окружены со всех сторон воздухом, содержа­щим кислород. Дрова нужно зажечь, т. е. довести температуру де­рева до той, при которой начинается его взаимодействие с кислородом. Первобытный человек добивался повышения температуры трением двух кусочков сухого дерева друг от друга, давайте попробуем и мы добыть огонь таким же способом. Для того, чтобы зажечь вещество, его необходимо нагреть до температуры, которая называется температурой воспламенения. Например, для угля эта температура равняется 350°С.

Демонстрирует опыт. Свеча закреплена на дне тарелки с помощью пластилина. Зажжём свечу, затем закроем её банкой. Несколько мгновений спустя пламя свечи погаснет.

Просит учащихся указать причину, по которой погасла свеча.

Объясняет, что для процесса горения нужен воздух, в состав которого входит кислород.

Ведет фронтальную беседу, в которой обсуждают что такое горение?

Отмечает, хотя явление горение знакомо человеку много тысяч лет, хотя каждый из нас знает его с самого раннего детства, ответить на вопрос все же нелегко.

Ведет фронтальную беседу, в которой обсуждают что такое горение?

Отмечает, что вопрос о том, в чём заключается процесс горения, всегда привлекал к себе и мыслителей и учёных. Известно, что великий ученый М. В. Ломоносов ещё в 1744 г работал над трактатом «Размышления о причине теплоты и холода». Значительно позже, во времена, более близкие к нам, учёные пришли к выводу, что горение – это химическая реакция окисления.

Задает вопрос: Каковы внешние признаки горения?

Уточняет, что главное предназначение топлива – давать тепло!

Предлагает выяснить, почему в результате сгорания топлива выделяется энергия? Из чего состоит вещество? 

Объясняет, что использование топлива основано как раз на явлении выделения энергии при соединении атомов. Все виды топлива обладают внутренней энергией, которая в них накапливалась многие годы под воздействием солнечного излучения. Важно уметь рассчитывать энергию, которая выделяется при сгорании.

Задает вопрос: Как определить, какое количество теплоты выделяется при сгорании топлива?

Объясняет, что для этого в лабораторных условиях нужно определить, какое количество теплоты выделяется при сгорании 1 кг любого топлива. Эту величину называют удельной теплотой сгорания топлива, и обозначают q.

Физическая величина, показывающая, какое Q выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг, называется удельной теплотой сгорания топлива.

Записывает формулу на доске.

t1704541732aa.png

Спрашивает: что значит, что у сухих дров t1704541732ab.png ?

Учебная деятельность обучающихся:

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения; строят гипотезы; предлагают
способы и средства решения учебной задачи.

Этап урока 3. Применение знаний в новой ситуации

Педагогическая деятельность учителя:

Спрашивает: одинаковая ли энергия выделяется при сгорании1кг угля, газа, бензина? Какое топливо предпочтительно взять для обогрева жилых помещений?

Демонстрирует таблицу удельная теплота сгорания различных видов топлива.

Просит учащихся отвлечься и поиграть. Просит учащихся назвать агрегатное состояние топлива вслед за названием.

Просит учащихся назвать источник теплоты, который предпочтительно использовать в химической лаборатории?

Знакомит учащихся с методикой проведения лабораторной работы, даёт задание, актуализирует знания о правилах работы в химической лаборатории, о приёмах работы со спиртовкой, с датчиком температуры.

Учебная деятельность обучающихся:

Выполняют лабораторную работу, работая в парах.

Оформляют результаты измерений в тетрадях, занося данные в таблицу.

Обсуждают результаты работы, формулируют выводы.

Этап урока 4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

и их коррекция

Педагогическая деятельность учителя:

Организует обсуждение результатов работы, коррекцию выводов по работе.

Предлагает решить практико-ориентированную задачу: в чем состоит разница в обогревании помещений кирпичной и чугунной печками? Почему металлическую печку называют «буржуйкой».

Просит ответить на проблемный вопрос: горение человеку друг или враг?

Учебная деятельность обучающихся:

Отвечают на вопросы

Этап урока 5. Информация о домашнем задании и рефлексия

Педагогическая деятельность учителя:

Информирует о домашнем задании, даёт комментарий по его выполнению.

Предлагает анкету рефлексии к уроку:

Что нового я узнал на уроке?

Меня удивило?

Что я еще хочу узнать про энергию топлива?

Демонстрирует запись цели урока, спрашивает: «Как вы думаете достигнута ли цель?»

Если проблема не решена и цель не достигнута, предлагает объяснение, и задаёт в дополнение к домашнему заданию подумать над причинами этого.

Учебная деятельность обучающихся:

Задают уточняющие вопросы о выполнении домашнего задания.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степень своего продвижения к цели.

Высказывают оценочные суждения и соотносят результаты своей деятельности с целью урока.

Материалы для подготовки к уроку

Инструкция к практической работе «Температура пламени»

Запустите программное обеспечение

Подключите высокотемпературный датчик (термопару) к регистратору данных (компьютеру)
Закрепите датчик в штативе так, чтобы его кончик касался фитиля спиртовки

Запустите измерение температуры клавишей «Пуск»

Зажгите спиртовку. Когда показания стабилизируются, запишите значение температуры. Повторите действия со свечой и сухим горючим.

Обратите внимание! При изучении строения пламени сухого горючего используется 1/4 часть таблетки. Кусочек горючего помещают на керамическую плитку. Результаты измерений занесите в таблицу

Источник тепла

Температура в верхней части пламени

Спиртовка


Свеча


Сухое горючие





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации