Методическая разработка урока-квеста по Иркутсковедению «Иркутская история» (8–10 классы)
Методическая разработка урока- квеста по Иркутсковедению
« Иркутская история »
Автор- составитель: учитель истории МАОУ ЦО № 47 города Иркутска Цвирчак Светлана Михайловна
Пояснительная записка
Методическая разработка предназначена для использования педагогами образовательных учреждений, занимающимися вместе с детьми изучением краеведения в контексте регионального компонента уроков истории, а также всем педагогам для организации интересного внеклассного мероприятия.
Тема урока | « Иркутская история » |
Форма проведения урока: | Урок- « квест» (групповая и индивидуальная работа учащихся) |
Оборудование | Техническое: компьютер, проектор, колонки. Реквизит: исторические костюмы для ведущего и знатоков. Фломастеры и цветные карандаши, ватман для рисунка. Физическая карта Иркутской области |
Технология занятия: | Игровая технология урок-« квест»- в форме экскурсии по станциям, элементы проблемно-диалогической технология, активизирующие творческую деятельность обучающихся через проблемные задания, позволяющие реализовать системно- деятельностный подход в обучении в рамках требования ФГОС третьего поколения |
Ведущая цель | 1.Углубить знания ребят о родном крае-Иркутске 2.Развитие учебной мотивации к изучению истории своей малой Родины через использование активных методов обучения в основе которых цель — не только знания, но и прежде всего действие, динамичное участие самих детей в процессе достижения новых знаний, их свободное мышление, постепенное развитие способности самостоятельно применять знания. |
Актуальность урока | Краеведческая работа- это непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, обеспечивающий связь поколений, сохранение и передача духовных ценностей и создание условий для целостного духовного, интеллектуального развития ученика. Обучающимся предоставляется возможность углубить свои знания по истории своего города в интересной игровой форме, получить возможность с пользой провести учебное время, пообщаться друг с другом, поучиться взаимодействовать в команде, совместно поискать ответы на вопросы квеста и проявить лидерские качества |
Планируемые результаты | |
Предметные | Овладение системой знаний об истории Иркутска, культуре роли Иркутска в истории России, расширение и углубление полученных знаний о истории своей малой Родины |
Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД) | Научатся применять известную информацию, ставить проблему и решать ее. Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы).Развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу, умение самоанализа и самоконтроля. |
Личностные | В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, родной истории, культуры своего края, ценностное отношение к достижениям своей малой Родине. В духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях своего народа. |
Формы оценки планируемых результатов | Предметные : прохождение квеста. метапредметные: рефлексия деятельности в конце занятия –самооценка учебной деятельности на уроке, критериальное оценивание по итогам квеста |
Оборудование | Техническое: компьютер, проектор, колонки. Реквизит: костюм для инсценировки для ведущего и знатоков. Физическая карта Иркутской области |
Аннотация к «квесту»
В игре принимают участие 4 команды, команды последовательно выполняют задания, связанные с историей, событиями, людьми, прославившими город, двигаясь от станции к станции. Отличительной особенностью игры является то, что задания носят творческий характер. На станциях присутствует реквизит, оборудование, необходимое для выполнения заданий. Детям предоставляется возможность проявить фантазию, воображение. На каждой станции участников встречает Знаток, который контролируют выполнение задания, а также рассказывают участникам дополнительную информацию о Иркутске . Знатоки: 5 учащихся одетых в исторические костюмы оценивают выполнение заданий, оформляют протоколы по количеству станций. Ход урока
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на квесте « Иркутская история ».«Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значит полюбить его еще более глубоко» .Наша Родина - Россия не только самая большая в мире страна, но и самая богатая страна в культурном и архитектурном плане. На карте Родины огромное количество больших и малых городов и сёл, и каждый, даже самый небольшой населенный пункт имеет свои особенные достопримечательности. И на востоке России находится наш прекрасный и замечательный город Иркутск о котором сегодня пойдет речь. Итак, начинаем наш «квест», посвященный истории города Иркутска, сердцу Восточной Сибири! 4 команд готовы продемонстрировать свои знания, а также проявить фантазию и изобретательность в конкурсах и творческих соревнованиях, посвященных нашему любимому городу! Вам предстоит пройти 6 станций. На каждой станции Вас будет встречать Знаток, который не только расскажет Вам что-то очень интересное о городе , но и представит задание, которое Вы должны выполнить! Каждая команда получает маршрутный лист в котором вы будете отвечать на поставленные вопросы и после прохождения каждой станции сдавать маршрутные листы знатоку на проверку, а затем вы сразу же узнаете правильные ответ
Визитка команд
Вначале команды представляют и презентуют себя. Название, девиз, историческую справку поясняющую в честь кого или чего названы районы Иркутска. Участники команды заранее тянули жребий названия своей команды .Команды-1.Октябристы 2.Свердловчане 3.Кировчане 4.Куйбышевцы
СТАНЦИЯ №1 «Говорящая символика»
Знаток: Здравствуйте, ребята! Вы прибыли на станцию «Говорящая символика» Как известно, острог был основан в 1661 году казаком Яковым Похабовым 352 года минуло с той поры, как форпостом России в Сибири встал Иркутский острог. Задание: 1 – посмотрите внимательно на гербы , какой герб является гербом Иркутска, напишите номер в маршрутном листе
Герб №1 №2 №3 №4
Что изображено на гербе?За это задание вы сможете получит 2 балла
Знаток называет правильные ответы
(1.Бабр в зубах держит соболя, который является символом Иркутска, олицетворяющий его силу и мужество)
СТАНЦИЯ №2 «Театральная площадь»
Знаток: Привет, ребята! Вы прибыли на станцию «Театральная площадь». А Вы знаете какие есть театры в Иркутске?
м листе, выберите цифру под которой указан театр и запишите ее в маршрутноЗадание: Перед Вами 4 театральных билета с изображениями театров , но на них написаны не приглашения на спектакль, а вопросы для участников квеста. Тяните свой билет и из четырех театров, представленных в маршрутном листе как ответ на поставленный вопрос
1.Какой театр самый старейший в Иркутске? В честь кого он назван и укажите его номер – ( №1Драматический театр имени НП Охлопкова)
2.Чье имя носит музыкальный театр Иркутска и под каким номером он изображен-(№4 Н.Загурского)3.Этот Иркутский областной театр ставит спектакли для детей, находится на улице Ленина под каким номером он изображен и именем какого деятеля культуры назван (№3 ТЮЗ имени А. Вампилова)
4.В этом театре нас встретит Аистенок он был основан в 1935 году и носил раньше название театр Красный Петрушка)Напишите номер под каким изображен театр ( №2-Иркутский областной театр кукол «Аистенок»)-Знаток называет правильные ответы
№1 № 2
№3 №4
СТАНЦИЯ № 3 «Иркутск географический»
Знаток: Здравствуйте, друзья! Вы прибыли на станцию «Иркутск географический». Работа с физической картой Иркутской области .Вы конечно, знаете, ребята, что Иркутск расположен в азиатской части России , а точнее в Восточной Сибири. Показывает на карте, Иркутск находится там, где река Ушаковка впадает в Ангару. Иркутск является административным центром Иркутской области, столицей Восточной Сибири Сибирского федерального округа. До революции город местные жители называли восточным Парижем, Сибирским Петербургом, Сибирскими Афинами. А в 1931 году его хотели даже переименовать в город Ворошиловск в честь приезда наркома обороны К.Ворошилова , но в итоге оставили историческое название.
Задание: 1А знаете ли вы сколько рек вытекает из Байкала. И назовите их.
(Ангара единственная река, вытекающая из озера Байкал )
2.Через какую крупнейшую в мире железнодорожную магистраль проходят поезда в Иркутск и через Иркутск. Приблизительно сколько километров она составляет (9298 км.Транссибирская железнодорожная магистраль.)
Знаток называет правильные ответы
СТАНЦИЯ №4 «Знай наших!»
Знаток: Как известно, в Иркутске родились и проживали немало известных людей, оставивших глубокий след в истории нашей страны. Перед Вами портреты известных иркутян. Все они прославили город достижениями в разных областях науки, культуры, техники, общественной деятельности, литературы
Какой известный музыкант выступает в рамках фестиваля звезды Байкала в музыкальном театре. Номер фотографии укажите (Д.Мацуев -3)
Этот писатель написал повесть «Прощание с Матерой! (В.Распутин-4)
В центре Иркутска установили памятник этому режиссеру и его героям фильма Трусу, Балбесу, Бывалому-(Л.Гайдай-1.)
1
На театральных подмостках всей России ставят спектакли по его произведениям, писатель рано ушел из жизни, утонув в Байкале 222222
2. 3 4
Знаток называет правильные ответы и показывает фото на экране.
СТАНЦИЯ №5. Я памятник нарисовал тебе « нерукотворный», любимый город мой Иркутск
Знаток А знаете ли вы памятники нашего города, а вот мы сейчас посмотрим .В Иркутске есть 4 главных памятника, являющиеся символами нашего города, визитной карточкой Иркутска. Эти памятники отражают историю нашего города.
Задания.Я буду читать характеристику памятника. По информации вы памятник должны нарисовать на ватмане.. Памятник 1 .Скульптура находится на пересечении трех улиц Тимирязева, Седова и 3 июля.За скульптурой находится Иркутская слобода- местный Арбат, где любят гулять жители и гости города. Скульптура является символом Иркутска и олицетворяет его силу и мужество.
Памятник 2. Этот памятник расположен на Нижней набережной реки Ангары. Торжественное открытие монумента состоялось 14 сентября 2011 года в честь 350 - юбилея города.
Памятник 3. Этот памятник был установлен в 1908г в честь завершения работ по строительству Транссибирской железнодорожной дороги в 1920 году центральную фигуру памятника убрали, к осени 2003 года в честь 100 юбилея Транссибирской железнодорожной дороги была отлита вновь бронзовая статуя 5 метров в высоту для постамента и установлена в сентябре 2003 г. На гранях постамента изображены портреты Ермака, Сперанского, Муравьева-Амурского и герб Российской империи. Также есть гербы Иркутска, Якутска, Сибири и Енисейска. Памятник был торжественно открыта. В сентябре 2003 года Историческая правда восторжествовала
Памятник 4. Данная постройка была сооружена в 1811 году в честь 10-летия правления Александра I и была одной из первых подобных сооружений, построенных в России. Установлена на выезде из Иркутска в сторону Московского тракта, и со временем за памятником закрепилось это название. Через 115 лет после установки памятник обветшал и был разобран, реконструировали памятник только в 2011 году. Он находится на Нижней набережной. Нарисуйте и напишите название этого памятника Команды рисуют свои памятники, знаток озвучивает правильный ответ и показывает фото памятников.
Памятник № 1-Московские ворота;№ 2-Якову Похабову; № 3-Александру Третьему; № 4-Бабру
Памятник № 1
Памятник №2
Памятник №3
Памятник №4
Станция № 6 «Иркутская лирическая»
Ведущий-Ребята , а сейчас вы будете петь песню о нашем городе вместе с певцом Александром Маршаллом ,написавшем эту песню на стихи-Александр Вулых песня называется « Иркутская история». Свое название песня получила по пьесе А.Арбузова, написанной в 1959 году, с большим успехом шла в Иркутске. Звучит песня и на экране идут иллюстрированные сюжеты из истории Иркутска , поем по командам .Задание- Номинация лучшее исполнение песни. Стихи распечатываем для каждой команды.
Тест песни для команд
1 команда поет первый куплет | 2 команда поет припев | 3 команда поет второй куплет | 4 команда поет припев |
Ссылка видео песни « Иркутская история» | |||
Я в суровом родился краю, Где высокие кедры поют, Где закатной порой Над рекой Ангарой Облака сквозь туманы плывут. Небо словно прозрачный бокал Синевой наполняло Байкал, Волны прожитых лет Превращались в рассвет Родниковых небесных зеркал | Знаю я, вся жизнь моя - Иркутская история, Исток величественных рек, Таёжной просеки разбег... Знаю я, вся жизнь моя - Иркутская история, Просторов песенная ширь, Святая русская Сибирь! | Сквозь угрюмый разбуженный лес Вырастала здесь Братская ГЭС, Чтоб летел её свет В Усть-Илим и Тайшет, Освещая тайгу до небес. Здесь хрустящих морозов хрусталь Уносил на восток магистраль, И пускай говорят, Что когда-то мы зря | Знаю я, вся жизнь моя - Иркутская история, Исток величественных рек, Таёжной просеки разбег... Знаю я, вся жизнь моя - Иркутская история, Просторов песенная ширь, Святая русская Сибирь! |
Рефлексия
Оцените свою деятельность на сегодняшнем уроке. Вопросы командам задает учитель. Вопросы 1 команде -Что вы сегодня узнали нового об Иркутске? 2 команда- Информация на какой станции о городе Иркутске вас удивила и почему? 3.команда -Какая станция для вас оказалась самой сложной и почему?4 команда-Что вам захотелось углубленно изучить из материала представленного на станциях о городе Иркутске? Теперь в целом оцените деятельность группы и свою работу в группе Красный Флайер – отлично, зеленый- хорошо, желтый – в целом неплохо, но есть трудности.
Домашнее задание Напишите свою страничку в историю Иркутска. (История памятника, судьбы связанные с Иркутском, стихотворение, картину и т.д ) Приложение
Оценочные листы для команд по станциям
Название станции | Куйбышевцы | Октябристы | Кировчане | Свердловчане |
Визитка - 3 балла | | | | |
СТАНЦИЯ №1 «Говорящая символика-2 балла | | | | |
СТАНЦИЯ №2 «Театральная площадь» - 2 балла | | | | |
СТАНЦИЯ №3 Иркутск географический – 2 балла | | | | |
Станция №4 « Знай наших» -2 балла | | | | |
СТАНЦИЯ №5 Я памятник «нарисовал тебе нерукотворный», любимый город мой Иркутск 4 балла | | | | |
Станция № 6 «Иркутская лирическая»-2 балла | | | | |
Рефлексия Подведение итогов | | | | |
https://ok.ru/video/291155150296?ysclid=losi4sxmzq159238001