Методическая разработка урока мужества, посвящённого Дню Героев Отечества

1
0
Материал опубликован 10 September 2018 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа д.Бурмистрово им.В.С. Чумака»

Искитимского района Новосибирской области

Методическая разработка урока мужества, посвященного Дню Героев Отечества.

Автор – составитель: Щурина Елена Юрьевна

Заместитель директора по воспитательной работе

Использование методической разработки применимо к реализации с возрастной группой обучающихся 8-11 классов.

Целью проведения урока мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.

Задачи:

- воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Ро­дине, гордости за свою страну, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям;

- формирование глубокого осознания граждан­ского и воинского долга перед своим Отечеством;

- сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, со­действие проявлению заинтересованности в из­учении исторического наследия своей Родины;

Подготовительный этап

Для успешного проведения «урока мужества» прежде всего, не­обходимо собрать как можно больше информации о событии или герое, которым посвящено данное мероприятие. По возможности для проведения «урока мужества» можно также подготовить кинофильм, аудиозапись. Организованное и содержательное проведение урока мужества невозможно без тщательного и продуманного плана. Необходимо тщательно распределить роли для каждого обучающегося, поминутно рассчитать время на все акты и мероприятия (сообще­ния, выступления, просмотр фильма, прослушивание аудиозаписи т. п.), предусмотреть и проверить все необходимое оборудование и оснащение проводимого мероприятия.

Методика проведения

Урок мужества целесообразно начинать с прослушивания государственного гимна. Затем в кратком вступлении зачитать обраще­ние к участникам от имени представителей государственных органи­заций или общественных объединений и дать краткую историческую справку о той дате или героях, которым посвящено занятие.

Во вступительном слове можно напомнить обучающим­ся о том, что теме мужества и героизма посвятили свои мысли и размышления выдающиеся политические и государственные деятели, писатели и поэты нашего Отечества (привести примеры и несколько высказываний).

После вступительного слова необходимо представить обучающим­ся приглашенных на урок героев, представителей государствен­ных организаций, общественных объединений, которым по ходу урока будет предоставлено слово для выступления, а учащиеся смогут задать вопросы участникам встречи и сами выступить по тематике проводимого занятия, используя при этом домашние заготовки.

Целесообразно организовать просмотр кинофильмов (видеофильмов) или прослушивание аудиозаписей по теме проводимого занятия. Для закрепления информации возможно проведение викторин. Опросов с использованием интерактивной доски.

Подводя итоги проведения «урока мужества», следует обратить внимание обучающихся на то, что признаком культуры и образован­ности человека является знание истории своего Отечества, его героев, стремление следовать историческим и воинским традици­ям, уважительное отношение к государственным и общественным ценностям.

В заключение необходимо поблагодарить всех участников занятия, особенно отметить приглашенных и по возможности вручить им памятные знаки, посвященные проводимому мероприятию.

Заканчивать «урок мужества» целесообразно государственным гимном. 

Урок мужества только тогда достигнет своей цели, если в ходе его проведения каждый обучающийся почувствует себя наследником и продолжателями культурно-исторических и воинских традиций своего Отечества, своего народа.

Сценарий мероприятия

Звучит гимн РФ.

Ведущий: здравствуйте все, собравшиеся в этом зале. Сегодня на нашем уроке мужества присутствуют гости. Это участники военных действиях в Афганистане и на Северном Кавказе, наши земляки: Просеков Михаил, Гуненко Алексей, Курков Иван.

В течении урока вы сможете задать им интересующие вас вопросы. А сейчас самое время начать. (Работа с презентацией, ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

1 слайд: Исторически сложилось так. Наша страна доступна для друзей, но и для врагов тоже привлекательна. С давних времён служить своей Родине, защищать её было почётно. Мы хорошо знаем из истории великих полководцев, бесстрашных воинов, защищавших нашу страну. Во все времена спасали они свою Родину, сражались не ради почестей и славы, а ради жизни на нашей прекрасной земле.

2 слайд: Предлагаю послушать стихотворение Эдуарда Асадова «Россия начиналась не с меча». Читает автор. (ролик).

3 слайд: Согласно Федеральному закону Российской Федерации №22-ф3 от 28 февраля 2007 года «О внесении изменения в статью 1-1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» внесено дополнение:

9 декабря – День Героев Отечества.

А сейчас я передаю слово учащимся 10 и 11 классов.

Продолжает рассказ 1 ученик:

4 слайд: Дата 9 декабря для такого праздника была выбрана неслучайно. Императрица Екатерина II именно в этот день в 1769 году учредила новую награду. Ей стал орден Святого Георгия Победоносца. Появление этого ордена стало одним из важнейших событий эпохи ее правления. Данным орденом в те времена награждались воины, которые в бою проявили особую доблесть и отвагу.

5 слайд: Этот орден имел 4 степени отличия, первая из них являлась наивысшей. Согласно данным историков, 4 человека стали кавалерами всех четырех степеней. Кроме того, Екатерина II решила также удостоить этой награды и себя в честь учреждения ордена.

слайд: вот имена полных кавалеров ордена Св. Георгия

генерал-фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов;

генерал-фельдмаршал князь Михаил Богданович Барклай-де-Толли;

генерал-фельдмаршал светлейший князь Иван Фёдорович Варшавский, граф Паскевич-Эриванский;

генерал-фельдмаршал граф Иван Иванович Дибич-Забалканский.

В нашей стране 9 декабря отмечался праздник георгиевских кавалеров. Его отмечали до 1917 года. А после Октябрьской революции этот орден и праздник были упразднены. В советское время эти награды были заменены новыми. В 2000 году, по указу президента РФ, этому ордену был возвращен статус высшей военной награды. В России в этот день принято чествовать настоящих героев, героев прошлого и настоящего времени. Обратимся сначала к прошлому.

2 ученик:

7 слайд: Новгородский князь Александр Невский. 2010 год был юбилейным: 790 лет со дня рождения и 770 лет битве на Неве, которая и дала ему это историческое имя.

Неспокойно было на Руси. В её северные пределы то и дело вторгались немецкие и шведские рыцари, грабили города, уводили пленных. Поклялся юный князь защищать родную землю. В один из летних дней показались вражеские корабли на Неве. До самой ночи шёл бой. Не выдержали шведы, отвели свои корабли от берега и бежали. За храбрость и отвагу в битве на Неве прозвал народ князя Александра – Невским. Так и мы зовём великого полководца.

8 слайд: Прошло немного времени. Немецкие рыцари – крестоносцы двинулись на Русь, подчиняя себе города, крепости, опустошая земли. Войско крестоносцев выглядело устрашающе: на воинах шлемы с рогами, в белых с чёрными крестами плащах, с длинными копьями. На лошадях железные намордники.

Битва на льду Чудского озера в историю вошла под названием «Ледового побоища». Вот так эта битва описывается в книгах:

« Была ж тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба войска И была злая сеча, и раздался такой треск от ломающихся копий и звон от мечей, будто замёрзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью…И возвратился князь Александр с победою славною…» За всю свою жизнь не проиграл он ни одной битвы. Святой воин!

3 ученик:

9 слайд: Московский князь Дмитрий Иванович призвал всех князей к единению против ордынцев. Запасались воины копьём, боевым топором, луками, стрелами, кольчугами и шлемами.

Благословил князя на битву Сергий Радонежский.

Демонстрация видеоролика.

10 слайд: С тех пор и стали называть князя Дмитрием Донским. С радостью и благодарностью встретили жители Москвы князя Дмитрия.

4 ученик:

11 слайд: Замечательный русский полководец Александр Васильевич Суворов, честь и слава России. 15 лет было ему, когда он поступил на военную службу, научился жить в разных условиях. А когда он стал офицером, то всегда берёг солдата, придумал « Науку побеждать». Суворов любил повторять: «Воюют не числом, а умением» Взятие крепости Измаил вошло в историю русского воинства. Солдаты лезли по лестницам, цеплялись штыками, подсаживали друг друга, падали, вставали и снова лезли на стены. И Измаил пал, а Россия славила своего героя – победителя.

12 слайд: Переход через Альпы. Предстояло немыслимое: осенью перейти высочайшие вершины Альп, покрытые льдом и снегом и одновременно сражаться с французами. «Мы, русские, мы всё одолеем», - говорил Суворов, выводя армию из окружения. То под проливным дождём, то в метель ехал полководец, одетый в ветхий плащ и шляпу, не отставая от войска, терпел с ними голод и холод. За этот подвиг Суворову был причислен чин генералиссимуса. Император написал Суворову такие слова: « Один Бог может наградить Вас за то, что Вы сделали! Нет наград, достойных вашей храбрости!» Александр Васильевич Суворов дал более 60 сражений и боёв во славу Родины и ни одного не проиграл.

5 ученик:

13 слайд: Мудрый полководец Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов. Военные и дипломаты всех стран удивлялись его обширным сведениям и в теории, и в практике любого рода службы, т.к. он был офицером инженерным, квартирмейстерским, артиллерийским, министром при иностранных дворах. Образовал не существовавшие до этого в России легкую конницу, легкую пехоту; брал крепости; предводительствовал армией в счастливые и неудачные времена. Даже недоброжелатели отдавали полную справедливость уму его, проницательности, обширной памяти.

У деревни Бородино русская армия под командованием Михаила Илларионовича дала сражение французам. Каждый русский солдат сражался за двоих. Позднее сам Наполеон скажет: «Самое страшное из моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы.»

14 слайд: видеоролик

15 слайд. О войне 1812 года напоминают памятники. Памятник Кутузову в Москве.

На памятнике надпись: «Сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года»

16 слайд: В честь победы над французами построили в Москве храм Христа Спасителя на деньги, собранные народом. Храм этот разрушили, но сейчас на его месте возвели точно такой же, потому что россияне помнят подвиги своих предков. Послушайте его перезвон.

6 ученик:

17 слайд: Новое время рождает новых героев.

Каждый год, 9 Мая, наша страна отмечает великий праздник. День Победы.

18 слайд. Тяжёлые сражения под Сталинградом, Курском, битва за Берлин. Многие победы связаны именно с именем Георгия Константиновича Жукова. В Москве есть проспект Маршала Жукова, а на Красной площади ему поставлен памятник, скульптор изобразил полководца на коне, потому что именно на коне он принимал Парад Победы Красной площади.

Но мы помним и подвиги других солдат, воинов, защищавших нашу страну в тяжелое время Великой Отечественной войны.

19 слайд. Есть среди наших земляков, бурмистровцев, Герой Советского Союза. Чумак Владимир Семенович воевал автоматчиком, был комсоргом роты. Однополчане знали Чумака как смелого бойца. Всего пять месяцев на войне, а на груди уже носит медаль «За отвагу». Особенно отличился Владимир Семенович при прорыве вражеской обороны на Сандомирском плацдарме в Польше. Чумак первым поднялся в атаку, когда начался штурм вражеских укреплений. Гранатой он подбил пулеметную точку фашистов. Захваченный пулемет Владимир Семенович повернул в сторону врага и уложил более 40 гитлеровцев. Благодаря его смелым действиям рота без потерь ворвалась в первую траншею обороны противника. Юный солдат с автоматом в руках занял блиндаж второй линии траншей и захватил в плен семерых фашистов вместе с оружием. У третьей линии траншей противник пытался контратаковать. Комсорг роты Владимир Чумак взял у погибшего солдата ручной пулемет, открыл стрельбу по гитлеровцам и уложил их около двадцати. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года Владимиру Семеновичу Чумаку было присвоено звание Героя Советского Союза.

20 слайд. А этот ролик мы посвящаем всем нашим землякам – солдатам второй мировой войны. Видеоролик.

7 ученик:

21 слайд: Надо знать историю своей страны, чтобы не быть Иванами, не помнящим своего родства. Много ли мы знаем об Афганистане, Чечне, о тех 18 – летних мальчиках, вернувшихся домой с изломанной судьбой, а хуже того в цинковых гробах грузом 200 с афганской и чеченской войны.

22 слайд.

Мы вернулись! Слышите, вернулись!

Принимайте нас какие есть,

Мы от совести своей не отвернулись

И не уронили свою честь! В списке воинов, принимавших участие в военных действиях в Афганистане и на Северном Кавказе, есть наши земляки. Просеков Михаил, Гуненко Алексей, Курков Иван. Им предоставляется слово.

(Выступление приглашённых. Вопросы от ребят.)

Ведущий: Ребята, давайте поблагодарим наших гостей и вручим им на добрую память от школьников небольшие сувениры, сделанные руками наших учащихся. Спасибо Вам, что нашли время для встречи с нами.

8 ученик:

23 слайд:

С 1992года появилось новое звание «Герой России». Этим званием награждают за доблестное служение Родине. Награждаются спортсмены и путешественники, работники сельского хозяйства, спасатели и лица, спасшие жизнь другим людям в природных и техногенных катастрофах. И конечно, это звание получают военные за урегулирование военных конфликтов, а также лица, отличившиеся в борьбе с терроризмом. И, к сожалению, часто это звание бывает посмертным.

24 слайд: видеоролик.

25 слайд: Нам искренне верится, что придут времена, когда героями будут называть лишь за мирные заслуги перед отечеством, а все войны, вооруженные конфликты и террористические акты канут в прошлое. Героем стать нелегко. Для этого нужно не думать о собственной выгоде и безопасности, а только о благе своего народа. Место героизму было и есть всегда. А память о героях остаётся в сердцах благодарных потомков.

Герои не умирают, помните,
Они просто уходят от нас,
Силу духа собрав, чтоб исполнить
Данный Родиной трудный приказ.

Ведущий: в заключении нашего урока мы предлагаем ответить на несколько вопросов. Раздают опросники (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Спасибо всем, до новых встреч.

Источники информации:

«Эрудит» издательство «Мир книги». М.;2006

Интернет ресурсы

https://ru.wikipedia.org

http://spbfoto.spb.ru/foto

http://yandex.ru

http://www.inflora.ru/directory/russian-holidays/december-holidays/homeland-heroes-day.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.