12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карагодина Маргарита Николаевна35
4

Урок по окружающему миру на тему «В гости к весне» (2 класс)



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Зенинская средняя общеобразовательная школа»

Вейделевского района Белгородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока окружающего мира


презентация к уроку окружающего мираPPTX / 46.15 Мб

2 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: «В гости к весне»

 

 

 

 

Выполнена:

Карагодиной Маргаритой Николаевной,

Учителем начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

Зенино, 2024

Аннотация

 

В методической разработке рассматриваются теоретические основы применения игровой технологии. Описаны теории происхождения игры. Дана характеристика игровой деятельности младших школьников. Рассмотрены педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке.

Представлена разработка урока окружающего мира с применением игровой технологии. Составлены методические рекомендации к проведению урока.

Данная разработка будет полезна для учителей начальной школы, студентов педагогических учреждений.

 

 


 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..…4

 

Раздел 1. Теоретические основы использования игровой деятельности на уроке

1.1. Теории происхождения игры…………………………………... …………..6

1.2. Игровая деятельность младших школьников………………………………8

1.3. Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке…………………….……………………….………..…...11

 

Раздел 2. Практическое применение игровой технологии на уроках в начальной школе.

2.1. Технологическая карта урока окружающего мира………………….…....20

2.2. Методические рекомендации к проведению урока с использованием игровой технологии …………………….………………………………………31

2.3. Дидактические средства к уроку……...……………………………………32

 

Заключение……………………………………………………………………...33

 

Список использованной литературы………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном обществе наблюдается тенденция быстрого развития науки и техники, увеличивается объем информации, скорость ее поступления и обработки. Происходят кардинальные изменения всех сфер общественной жизни, не является исключением и образование.

В настоящее время образование нацелено на формирование сильной и конкурентоспособной личности, готовой к самостоятельному решению жизненно важных задач. Немалое внимание уделяется развитию творческих способностей и социальной активности. Для этого ребенок должен усвоить ряд ключевых компетенций, таких как способность к исследованию, самореализации, критике и осмыслению собственного продукта деятельности, эффективной коммуникации и так далее.

Как известно, активизация данных способностей и их формирование происходит непосредственного на уроке с участием педагога. И здесь возникает проблема — как заинтересовать ребенка во время образовательного процесса, как привить ему необходимые знания, умения и навыки и раскрыть его потенциал.

Учение является основным видом деятельности школьника. Несмотря на то, что учение — это серьезный труд по усвоению необходимой информации и компетенций, не исключено введение в него игровых технологий, в частности дидактических игр. Феномен игры с давних пор исследовался психологией, педагогикой и методикой обучения. Е. И. Приблуда указывает следующих деятелей, разрабатывающих данную проблему в отечественной педагогике и психологии: П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, в зарубежной — Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Й. Хейзинг и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в процессе развития личности, её основных психических функций, а также в процессах социализации, т.е. в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра – универсальная форма взаимодействия учителя с учеником и один из эффективных способов активизации деятельности школьника. Она многофункциональна: через нее передается социальный опыт; в ней ребенок получает возможность проявить свою активность, взаимодействуя с окружающим миром; в ней высвобождаются творческие силы, невостребованные в учебной работе.

Но основной задачей игры в современном образовательном процессе является повышение интереса учащегося к исследуемому предмету, дополнительная мотивация школьника. Кроме того, игровые формы обучения перспективны не только как средство оживления урока, но и как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся. Согласно ФГОС общего образования, одним из условий реализации данной программы является как раз-таки использование современных образовательных технологий деятельностного типа, позволяющих повышать эффективность усвоения обучающимися знаний и учебных действий.

Игра – весьма неоднозначное явление. С одной стороны, она делает процесс усвоения материала более интересным, задачи предстают в форме игровых условий, и ребенок решает их с удовольствием. С другой стороны, чрезмерное применение игровых технологий грозит постепенным отказом от традиционных форм урока. Процесс превращения любого предметного материала в игровой уже получил название «геймификация».

Таким образом, весьма актуальной становится проблема применения игровых технологий в учебном процессе.

 

 

 


 

Раздел 1. Теоретические основы использования игровой деятельности на уроке

 

Теории происхождения игры

 

Еще в древности люди использовали игру в обучении молодого поколения. Однако современный образовательный процесс рассматривается как очень серьезный, обязательный и тяжелый труд, и в принципе он не должен быть развлекательным. Игра рассматривается как досуговая деятельность. В то же время, в связи с необходимостью усвоения большого объема информации, расширением диалога культур появляется потребность в неких педагогических технологиях, обучающих умению воспринимать и запоминать информацию, видеть и решать проблемы, а также развивать творческие способности. Сегодня одной из таких технологий может стать игровая технология, которая способна развить умения и навыки самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.

Игра по своей роли синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игра – это естественный для ребенка способ усвоения информации и довольно эффективная форма обучения. Она является важной частью жизненного опыта ребенка. Итак, передавая знания с помощью игры, педагог учитывает будущие интересы школьника и организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.

В истории педагогики и психологии теорию игры разрабатывали многие педагогические деятели. Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

Теория избытка нервных сил.

Игра - это результат активности ребенка, который не может быть реализован посредством другой деятельности. При отсутствии мобилизации сил, у человека появляется избыток сил, и из-за недоступности других средств, ребенок реализует этот избыток в игре. Это проявление инстинктов. Авторами этой теории являются Г. Спенсер и Г. Шурц.

Теория инстинктивности и функции упражнения в игре. 

Игра – это способ подготовки к будущей трудовой деятельности. Это естественное средство воспитания и самовоспитания. Эта теория основана на принципе конвергенции, т.е. сближения внутренних данных и внешних условий.

Теория рекапитуляции и антиципации.

По мнению сторонников теории рекапитуляции, (сокращённое повторение этапов развития человечества), игра помогает преодолевать инстинкты прошлого и становиться цивилизованнее. Сторонники теории антиципации считают, что игры у мальчиков и девочек отличаются, в силу их обусловленной жизненной роли.

Теория функционального удовольствия.

Игра – это средство выражения собственных чувств и эмоций, и является источником удовольствия и самоутверждения. Игра так же может быть средством реализации скрытых бессознательных желаний, которые могут иметь эротическую окраску и проявляются в ролевых играх.

Теория отдыха в игре.

В игре, как ни в какой другой деятельности, ребенок имеет возможность одновременно отдохнуть и восстановить силы физически, эмоционально и интеллектуально.

Теория духовного развития ребенка в игре.

К.Д. Ушинский отрицает стихийность игры и признает ее содержательность. Игра может использоваться как средство воспитания и подготовки к трудовой деятельности. Именно в игре ребенок учится взаимодействовать с окружающими и упражняется в нравственном поведении.

Теория воздействия на мир через игру.

Игра для ребенка осмысленная деятельность, в которой он реализует свои способности, и поэтому у него формируется потребность воздействия на мир.

Теория связи игры с искусством и эстетической культурой.

Игра в себе соединяет различные виды искусств и воспринимается как нечто прекрасное. Через игру происходит художественно-эстетическое воспитание ребенка. Игра – это художественное творчество детей.

Труд как источник появления игры. Связь игры и труда.

По мнению Г.В. Плеханова труд предшествовал игре. С научно-техническим прогрессом трудовые операции для детей стали недоступны и в результате появились уменьшенные орудия труда, т.е. игрушки.

Теория абсолютизации культурного значения игры.

Игра – средство демонстрации ценностей культуры в обществе. Посредством игры ребенок выражает свое отношение к культурным явлениям.

Мы рассмотрели различные теории происхождения игры и сделали вывод, что игра – это не только развлечение и веселое времяпровождение, но также и достаточно эффективный способ влияния на личностные качества ребенка. Следовательно, она самым активным образом должна быть включена в учебно-воспитательный процесс и должна всесторонне применяться на уроках.

 

1.2. Игровая деятельность младших школьников

 

Возраст от 7-8 до 10-11 лет считается младшим школьным возрастом. Это начальный этап обучения ребенка в школе. В этот период происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Происходят изменения в центральной нервной системе, развитие костной и мышечной системы и работы внутренних органов.

Такое интенсивное развитие детского организма требует больше активности. Изменения претерпевает так же и психическая жизнь ребенка. Основной задачей этого возраста является постижение окружающего мира и человеческих отношений. Именно в этом возрасте закладываются основы нравственных, моральных, этических и социальных чувств.

Возраст 6-7 лет у школьников называется адаптационным. С поступлением в школу у ребенка растет роль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у него появляются новые, непривычные и порой непосильные обязанности, и поэтому может возникнуть ряд трудностей в освоении новой для себя роли. Кварцов Г.Г. и Кварцова Е.Е. выделяют три сферы трудности адаптации и предлагают решение проблем с помощью специально подобранных игр-диагностик и игр коррекций.

Трудности в сфере отношения к взрослому: ребенок не совсем понимает профессиональную роль учителя, не умеет строить отношения в учебной деятельности. Авторы предлагают дать ребенку задачи, где бы присутствовали расхождения в задаваемых и реальных условиях.

Трудности в сфере отношений к сверстникам: ребенок не в состоянии решить косвенные задачи, не способен увидеть ситуацию глазами партнера. Для коррекции трудностей этого вида предлагается играть в сюжетно-ролевые игры с правилами, где бы ребенок исполнял одновременно две роли с взаимно противоположными интересами.

Трудности в сфере отношений к себе: у ребенка завышенная самооценка, низкий уровень самоконтроля, не умеет правильно оценивать свои действия и поступки. Здесь могут быть полезны игры-драматизации по сказкам и пьесам, где ребенку предлагается режиссерская игра с мелкими предметами, в которой ему отведены несколько ролей. Рядом должен присутствовать взрослый, который бы стимулировал развитие сюжетного действия с помощью вопросов.

В игре строятся отношения между взрослым и ребенком, которые лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка, а не только на его функции ученика. Таким образом, игра - это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, продолжает оставаться таковой и в школьный период, хотя с началом обучения в школе она меняется на учебную. И, тем не менее, не смотря на изменившиеся приоритеты в жизни ребенка, игра продолжает занимать важное место в его деятельности. В младших классах для детей характерны творческие игры, подвижные игры и сюжетно-ролевые игры.

В сюжетно - ролевой игре они начинают изображать самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности, а также выполняют действия в воображаемой ситуации, подражая поступкам конкретного человека.

Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом.

Подвижные игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость, в этот период тоже играют важную роль в жизни ребенка. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.

У детей этого возраста еще наблюдается большой интерес к настольным, дидактическим и познавательным играм. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.

Дидактические игры актуальны для повышения успеваемости учащихся. Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

Выше мы уже говорили, что посредством игровых технологий происходит косвенное воздействие на ребенка, и он не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а скорее наоборот, полноправным субъектом деятельности. В процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, сами ставят перед собой задачи и сами их решают.

По мнению С.Л. Рубинштейна, игра, учеба и труд определяют некую стадию развития человека, причем каждый последующий этап не отменяет полностью предыдущий; существуют состояния, когда прежняя и новая форма деятельности как бы сосуществуют.

Отсюда следствие, что игровая деятельность – это важнейший путь включения детей в учебную работу.

Сущность игровых технологий заключается не в сопоставлении игры труду, а в их синтезе. Поэтому игра легко включается в любую деятельность. Применение игровых технологий в процессе обучения и воспитания способствуют повышению сплоченности детского коллектива, снижению конфликтности, развитию эмпатии, творческих способностей, воображения, положительной взаимооценке, воспитанию основ нравственности и коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний - школьных страхов и тревожности.

 

1.3. Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке

 

Игра является весьма распространенным и действенным методом преподавания. От обычного, классического урока, урок-игра отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе не трудно указать источник знаний. Это учитель – лицо обучающее. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом.

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствуют использованию различных способов мотивации, таких как:

Мотивы общения: учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей; при решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы: В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы: каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других); в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки).

Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера; обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса; ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а как поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш); состязательность — неотъемлемая часть игры – притягательна для детей; в игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа; мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

Организация игр — не всегда простое занятие. При ее реализации на уроке педагог может столкнуться с рядом проблем.

Во-первых, это дисциплина: игра может превратить урок в шумное мероприятие, и здесь учителю нужно суметь скоординировать действия учеников, чтобы не потерять суть урока и одновременно сохранить атмосферу игры.

Во-вторых, серьезное отношение к предмету. Ведь учитель должен дать детям научные знания, но возможно ли правильно подать информацию в процессе игры? Оценка в игре — еще одна проблема, необходимо правильно подобрать критерий объективности. Кроме того, игра зачастую непредсказуема, так, организовывая обычный урок, педагог знает, что процесс усвоения знаний находится под контролем. В игре же всегда возможны неожиданности (например, велика вероятность того, что дети могут задать учителю вопрос, на который он может не знать ответа). Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т.д.

Внедряя игровые технологии в образование, необходимо учитывать возможные их ограничения и недостатки. Прежде всего, это отсутствие методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка личного времени учителя для создания режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства. Порой подготовка игры требует на много большего количества времени, нежели ее проведение.

Таким образом, учителю необходимо знать все тонкости педагогических условий применения игры на уроке, методику проведения подобных занятий. Но что же такое «педагогические условия»? Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия» позволяет выделить ряд положений, важных для понимания данного феномена всеми участниками педагогического процесса:

условия выступают как составной элемент педагогической системы, в том числе и целостного педагогического процесса;

педагогические условия должны отражать всю совокупность возможностей образовательной среды: целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования. Они должны включать: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания;

в программно-методическое оснащение образовательного процесса должно активно использоваться учебное и техническое оборудование;

реализация правильно выбранных педагогических условий должна обеспечивать развитие и эффективность функционирования педагогической системы.

А.С. Сивцева в своей работе определяет, что в современной науке выделяются следующие педагогические условия, целью которых является обеспечение оптимальности педагогического процесса:

организационно-педагогические условия как основной фактор целостного педагогического процесса;

психолого-педагогические условия как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды;

дидактические условия, которые являются элементами организационных форм обучения.

Для того, чтобы выделить педагогические условия применения игровой деятельности на уроке, необходимо ознакомиться с основными видами игр, правилами проведения, этапами и ограничениями проведения той или иной дидактической игры для педагога. В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Разберем структуру организации игры:

Выбор игры. На этом этапе происходит отбор содержания исторического материала для игр на основе изучения учителем программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, учитель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Подготовка игры

а) Предварительная подготовка учащихся к игре. Следует заметить, что не все игры содержат этот этап. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны сделать в ходе подготовительной работы. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. На данном этапе педагогу следует предоставить свободу творчества ученикам, больше доверять детям. Не нужно полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.

б) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения (переставить столы, включить музыку, приготовить к использованию технические средства, вывесить схемы, карты, картины); проверить готовность учащихся к игре.

Введение в игру

а) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать вступительные слова, на подобие: «А теперь давайте поиграем в … (название игры)» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра…». Этого достаточно, чтобы ребята обрадовались и настроились на другой характер работы. Желательно, чтобы при предложении игры говорилось ее название. Тогда в дальнейшем сами ребята смогут проявлять инициативу в построении и планировании учебно-игровой деятельности. Но иногда возможны какие-то необычные формы предложения. Например, при предложении игры «Продолжи рассказ» можно рассказать об истории этой игры: «Сегодня мы поиграем в игру, которую знали задолго до нас с вами…»

б) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно. Многое усвоится в самой игре, если кому-то что-то не понятно.

в) Выбор участников игры. Случаются ситуации, когда учителю нужно выбрать 4 участников для игры, а в классе гораздо больше желающих. Если учитель сам выберет игроков, часть активных ребят тут же могут «выключиться» из игры, потому что не их выбрали. Но можно сделать иначе — тот же выбор игроков обыграть, преследуя образовательные и дисциплинирующие цели. То есть выборка в данном случае осуществляется путем решения другой задачи. Учитель объявляет: «Для игры нужно 4 участника, но поскольку желающих много, мы поступим так: на доске нарисована головоломка (анаграммы, вопросы). Первые 4 человека, которые быстрее других в тетради напишут решение (ответ) и будут участниками». Есть много других возможностей выбора участников: например, сначала играют те, у кого фамилия на букву «П» (заранее можно посмотреть, чтобы количество совпадало), те, у кого день рождения в декабре, те, кто сидит на последних партах или учащиеся с 15-го по 19-й номер согласно списка в журнале и т.п.

Ход игры. Несмотря на важность дидактического результата, при проведении игры необходимо понять, что методическое содержание — это та часть урока, которая должна волновать учителя до начала игры. Как только игра началась, главное — это игровое действо. Ведь чем интереснее и занимательнее игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

а) Начало игры. На этой стадии можно уточнить некоторые нюансы, касающиеся правил игры. Они проясняются в игре первых же участников. И тогда учителю нужно остановить игру и кратко объяснить, что нарушено и как нужно правильно участвовать в игре.

б) Развитие игрового действа (кульминация). На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников, и зрителей (если таковые есть). Организатору важно следить за выполнением правил, а также за эмоциональным состоянием учеников (т.е. при необходимости подбодрить проигравшего, заметить что-нибудь интересное в его участии, напомнить, что в игре итог может быть совершенно неожиданным и т.д.)

в) Заключительный этап игры. Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение; не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Нужно вовремя поставить точку, чтобы не только не пропало созданное игрой приподнятое настроение, но и не расфокусировалось направленное на изучаемый материал внимание.

Подведение итогов (оценка и поощрение). Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы). При подведении итогов возможны следующие варианты: если проводятся тематические игры, в которых участвуют две или несколько команд, то для оценки конкурсов необходимо жюри, слово которого – закон; другой формой оценки может быть жетонная система, она весьма удобна при подсчете активности личного участия играющих; по окончании игры победителем оказывается тот, кто набрал большее количество жетонов. Не менее значим и ритуал награждения участников. Сначала следует сказать несколько добрых слов о проигравшей команде (важно не делать акцента на их неудачах), занявшей «почетное место», затем приступить к награждению победителей. Награды не должны быть равноценными.

Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния) Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса (понимает, что игра удалась или наоборот), все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю, однако, важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры — с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести этот этап — он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя. Педагог может воспользоваться тестами, провести анкетирование, рефлексию в форме обсуждения и т.п.

Педагогические условия использования игровой деятельности на уроке:

Организационно-педагогические:

координация действий учеников;

соблюдение регламента игры и иных норм, правил игровой деятельности;

сохранение дисциплины на уроке;

соответствие игрового материала и заданий, предложенных ученикам, основным задачам образовательного процесса в целом и конкретного урока в частности.

Психолого-педагогические:

создание ситуации успеха;

сохранение благоприятного эмоционального фона и атмосферы игры;

поддержание здоровой конкурентной среды (элемент состязательности) в коллективе на время применения игровой деятельности;

учет индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей участников игровой деятельности.

Дидактические:

формирование необходимых компетенций у учеников в процессе применения игровой деятельности на уроке;

ориентирование учеников на основные проблемные вопросы изучаемой в ходе игровой деятельности темы;

обучение применению знаний по данному предметы в ходе решения задач.

Таким образом, мы рассмотрели основные требования к применению игры на уроке, узнали, что введение игровых компонентов в образовательный процесс позволяет лучше усвоить полученные знания на практике. Также были обозначены этапы игры, общие рекомендации к проведению и педагогические условия использования игры как сложной формы учебной деятельности, требующей хорошей подготовки и высокой компетентности преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Практическое применение игровой технологии на уроках в начальной школе.

 

2.1. Технологическая карта урока окружающего мира

 

Класс: 2.

Тема: «В гости к весне»

Цель: сформировать умения наблюдать за весенними изменениями в природе, признаками наступления весны в неживой и живой природе;

Задачи:

Дидактическая: ознакомить с основными изменениями в живой и неживой природе;

Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе; Планируемые результаты:

Планируемые результаты: в процессе урока:

Предметные: узнают о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны – цветении древесных и кустарниковых растений; суметь наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; смогут определять раннецветущие растения и перелетных птиц.

Метапредметные:

Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умения находить необходимую информацию, наблюдать, анализировать информацию, сравнивать материалы, самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: умеют слышать и отвечать на вопросы учителя, строить рассуждения и выражать свои мысли.

Регулятивные: научатся организовывать выполнение заданий учителя, контролировать свою деятельность.

Личностные: проявлять мотивацию к учебной деятельности; проявляют самостоятельность, адекватно понимают причины своего успеха или неуспеха.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Окружающего мира» 2 класс, 2 часть, А.А. Плешаков; компьютер, презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мобилизующий

Добрый день, ребята. Сегодняшний девиз нашего урока звучит так: «Чтобы познать – нужно научиться наблюдать». Наблюдайте за природой и окружающим вас миром и познаете много нового и интересного!

Давайте проверим готовность к уроку.

Карандаш, учебник, ручка

Нам не будет с вами скучно!

И рабочую тетрадь,

Чтоб поставили нам пять!

Вижу, что все готовы.

Слушают учителя, настраиваются на учебную деятельность

Л: формировать мотивацию к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний

Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая)

Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Просмотр видео про живую и неживую природу

(живая, неживая)

 

(Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других.

Р:самоконтроль процесса и результатов деятельности

III. Постановка темы и цели урока

Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. А сейчас послушайте стихотворение.

Солнце пригревает,

Снег, осевший тает,

И журчат ручьи.

На берёзе снова

Вьют гнездо грачи.

Лопнули на вербе

Коричневые почки,

Вот и на проталине

Первые цветочки.

Скажите о каком времени года говорится в стихотворении (о весне)

Какие признаки весны вы заметили? (тает снег, прилетают птицы, появляются цветы)

Попробуйте назвать тему нашего урока. (ответы детей)

А в определении темы нам поможет учебник на странице 86. Прочитайте тему. (спрашиваю одного ученика)

Какие задачи мы поставим перед собой на этом уроке? (ответы детей)

Прочитайте в учебнике слова Муравьишки о том, что вы узнаете, и чему будете учиться сегодня на уроке. (читает один ученик)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- о весне

 

(тает снег, прилетают птицы, появляются цветы)

Формулируют тему урока задачи, читают в учебнике

П: структурирование знания

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других.

IV. Открытие нового знания

Просмотр видео.

Ребята, что происходит с природой с приходом весны? (все оживает, распускается, просыпается)

Дети, по своим наблюдениям расскажите, как изменилась погода с приходом весны?

Что изменилось в жизни растений и животных?

Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о них.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник.

Кто объяснит названия этого месяца? (Больше светит солнце, природа начинает потихоньку пробуждаться)

Следующая загадка:

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

А вот апрель в народе называют снегогон, водолей.

Кто объяснит названия этого месяца? (гонит воду, зиму прочь, становится теплее и окончательно сходит снег)

Следующая загадка:

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Май называют в народе цветень.

Как вы думаете, почему его так назвали? (все расцветает)

А сейчас откройте рабочую тетрадь на странице 54 и выполните упражнение под номером 2. Вам нужно обозначить порядок следования весенних месяцев.

С приходом весны на реках начинается ледоход – весеннее явление неживой природы, когда льдины быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются.

Так же очень распространённое явление половодье. Это весеннее явление, при котором река от растаявшего снега и льда выходит из берегов.

Ребята, кто-нибудь из вас когда-либо наблюдал ледоход или половодье?

С приходом весны происходят изменения и в живой природе.

Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои)

Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести)

Дети, какие раннецветущие растения знаете вы? (подснежник и тд)

Ранней весной почва насыщенна влагой. В это время и появляются раннецветущие растения. К ним относятся: чистяк весенний, печеночница благородная, Мать – и – мачеха, ветреница лютичная, медуница, хохлатка.

Посмотрите на презентацию. (краткая информация о каждом из растения)

Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? (Нет).

Почему не следует рвать цветы? (цветущее растение, теряет продолжение размножаться; так вы лишаете пищи разных, ранних и мелких насекомых, которые питаются пыльцой.)

Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).

Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.

Обратите внимание на презентацию. (показ перелетных птиц)

Итак, какие же птицы, в какой месяц весны возвращаются в родные края? (Полевой жаворонок. Начало марта – середина апреля; Скворец.

Март- первой половине апреля; Трясогузка. Первая половина апреля; Зяблик. Начало апреля.)

 

Отвечают на вопросы учителя,

(все оживает, распускается, просыпается)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Больше светит солнце, природа начинает потихоньку пробуждаться)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(гонит воду, зиму прочь, становится теплее и окончательно сходит снег)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(все расцветает)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои)

(Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести)

 

 

 

 

 

 

Смотрят презентацию

 

 

(цветущее растение, теряет продолжение размножаться; так вы лишаете пищи разных, ранних и мелких насекомых, которые питаются пыльцой.)

(Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).

(Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

Смотрят презентацию

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Предмет.: знать о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны – цветении древесных и кустарниковых растений;

 

V. Физкультминутка

Прогулка в лесу

Мы отправились гулять. (Шагают на месте)

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)

Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)

Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)

Ежик под кустом шуршит. (смотрят вниз)

Слева ель растет — старушка, (смотрят вправо)

Справа сосенки — подружки. (смотрят влево)

Где вы, ягоды, ау! (повторяют движения глаз)

Все равно я вас найду! (влево — вправо, вверх — вниз)

Выполняют разминку.

 

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

VI. Первичное закрепление

1) А сейчас вам нужно открыть рабочую тетрадь на странице 56 и выполнить задание 4. Вам надо соединить линиями рисунки и таблички с названиями растений. Приступаем к работе.

Проверьте себя по учебнику.

2) Игра «Восстанови последовательность»

А сейчас давайте поиграем в такую игру. Она называется «Восстанови последовательность. Как вы думаете, последовательность чего мы будем восстанавливать?

Восстановите последовательность весенних изменений в неживой и живой природе.

5 Возвращаются птицы.

3 Зацветают растения.

2 Тает снег.

1 Больше солнечного света.

4 Появляются насекомые.

3) Игра «Определи по иллюстрации»

А теперь поиграем в игру, которая называется «Определи по иллюстрации»

Обратите внимание на презентацию.

Определи по иллюстрациям месяца весны (март, апрель, май)

Как вы думаете с какой целью мы поиграем в эту игру?

4) Игра «Доскажи название»

Прочитай описание весенних природных явлений. Подумай и доскажите названия.

1. В конце апреля на реках начинается ……: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. (ледоход)

2. В марте появляются первые …….... Появление участков почвы из – под снега. В апреле их становится все больше и больше. (проталины)

3. В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется ………. Вода затопляет луга, леса и поля. (половодье)

5) Дети, объясните, почему весной в лесу нельзя: кричать, слушать громко музыку, шуметь? (своим шумом мы вредим обитателям леса. Весной животные выводят потомство, звери еще спят, некоторые собирают запасцы еды, они могут испугаться и уйти, бросив свои дела)

Придумай экологический знак, запрещающий это делать.

Выполняют задание в рабочей тетради

Играют в игры «Восстанови последовательность», «Определи по иллюстрации», «Доскажи название», рисуют экологический знак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставят цель игры, определяют месяца по иллюстрации

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

 

VII. Включение нового знания в систему

1) Игра "Назвать, одним слово"

А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру «Назови одним словом»

Вам нужно обобщить несколько слов, которые я назову, одним понятием или термином

Ледоход, половодье, дождь – весенние явления неживой природы

Цветение цветов, прилет птиц, пробуждение из спячки животных – весенние явления живой природы

Хохлатка, мать – и – мачеха, медуница – раннецветущие растения

Скворец, трясогузка, зяблик – перелетные птицы

Март, апрель, май – весенние месяцы

Молодцы! А теперь следующее задание.

2) «Составь текст»

Вам нужно по плану, который на презентации составить короткий текст про весну. Приступаем к работе.

Подумайте и сделайте вывод, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы. (двигаются, растут и развиваются, дышат, питаются, размножаются, умирают. Камень лежит неподвижно, двигается только под воздействием внешних факторов, не растет, не развивается, не дышит, не питается, не размножается, не умирает. Кошка активно и самостоятельно двигается, растет, развивается, дышит, питается, размножается, умирает)

Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Обоснуйте свой ответ. (живая природа не может существовать без неживой и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды)

Играют в игру «Назови одним словом», «Составь текст», делают выводы чем живые существа отличаются от объектов неживой природы, отвечают на вопросы учителя

П: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы;

К: оформлять свои мысли в устной форме


 

VIII. Итог урока

А сейчас убрали все учебные принадлежности на край стола. Положили руки перед собой.

Урок подходит к концу. Давайте вспомним задачи нашего урока. (узнать о весенних явлениях в неживой и живой природе, учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края)

Мы достигли их?

Давайте вспомним девиз урока.

Кто помнит, как он звучал?

Обратимся к слайду. Поднимите руку, кто работал под ним. Вы сегодня много понаблюдали и, надеюсь узнали много нового.

Итак, скажите, какие весенние явления происходят весной в неживой и живой природе?

Как они связаны между собой?

Назовите раннецветущие растения.

Назовите перелетных птиц.

Подводят итоги урока

П: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы;

К: оформлять свои мысли в устной форме.

IX. Рефлексия

А сейчас давайте оценим себя. Упражнение называется «Пантомима».

Вы должны показать результаты своей работы.

руки вверх –все получилось,

голова вниз – цели не достигнуты,

закрыть лицо руками – вы совсем не разобрались с заданиями и не поняли тему урока

Оценивают свою деятельность на уроке.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

X. Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Рабочая тетрадь, страница 58, номер 6. Вам нужно полюбоваться весенней природой и по своим наблюдениям выполнить рисунок «Красота весны»

Записывают д/з, слушают учителя

 

2.2. Методические рекомендации к проведению урока с использованием игровой технологии


 

Проведение дидактических игр включает несколько этапов.

Прежде всего, для успешного ее проведения важно заранее продумать все детали, провести подготовительную работу.

Перед проведением игры необходимо:

тщательно изучить индивидуальные характеристики учащихся;

изучить интересы и увлечения учащихся;

предварительно подготовить участников игры, используя для этого внеурочное время, или часть урочного времени;

хорошо подготовить игровую площадку и перед игрой напомнить учащимся, что им необходимо принести с собой.

Во время игры педагог, поощряя и стимулируя самостоятельную работу учащихся, должен одновременно контролировать игровую ситуацию. При этом необходимо:

доходчиво объяснить правила игры, которые должны быть простыми, а содержание предлагаемого материала доступным;

внимательно следить за ходом игры, выполнением ее правил и всегда быть готовым к быстрому разрешению конфликтов среди участников игры;

давать игрокам вести активную дискуссию друг с другом во время игры; предоставлять ее участникам максимальную самостоятельность, воздерживаясь от мелочной опеки;

следить за тем, чтобы каждый ученик принимал активное участие в игре;

следить за игровым временем;

стараться проводить игру таким образом, чтобы были заинтересованы не только в самой игре, но и в изучаемом предмете;

привлекать к судейству учащихся; добиваться, чтобы их оценка результатов игры была справедливой и соответствовала принятым критериям.

При разработке технологии игры необходимо следовать основам педагогического проектирования:

постановка цели;

отбор содержания и его структурирование;

выбор средств, методов и форм учебной деятельности учащихся;

разработка необходимых дидактических материалов, правил игровой деятельности и критериев ее оценки, соответствующих структуре учебной игры.

 

 

2.3. Дидактические средства к уроку

 

В ходе проведения урока использовались следующие дидактические средства:

‒ учебник «Окружающего мира» 2 класс, 2 часть, А.А. Плешаков.

компьютер;

презентация;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а также развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Способствуют преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся.

В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998. - 358 с.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 346 с

Караев Ж.А. Педагогические технологии как средство повышения качества обучения // Творческая педагогика. - 2007. - № 1. - С. 29-37.

Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. С. Кукушина. - Ростов н/Дону, 2002. - 320 с.

Полянская, Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников / Т.Б. Полянская. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 850 c

Игровые технологии на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2021/11/04/igrovye-tehnologii-na-urokah-v

Применение игровых технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://npk.asou-mo.ru/images/2021/04/15н/44._Доклад_Мацкевич_Н.В._Одинцово.pdf

Кунантаева Д. Проблема определения детского игрового пространства // Воспитание школьника. - 2005. - № 6. - С. 21-23.

 

 

 

21

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.