етодическая разработка урока по истории «Преобразования Петра» (8 класс)
Заявка на участие в муниципальном конкурсе учебно- методических разработок
ФИО автора | Тюлькина Альбина Газимовна |
Название работы | МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ «ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I» |
Образовательное учреждение | МАОУ «Елпачихинской СОШ» |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Елпачихинская средняя общеобразовательная школа»
Бардымского муниципального округа Пермского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ «ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I»
Тюлькина Альбина Газимовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «Елпачихинской СОШ»
с.Барда.
2021-2022 учебный год
План методической разработки
I. Аннотация.
II. Введение.
III. Подготовительный этап.
IV. Основная часть
2. Ход урока.
V. Литература.
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена в первую очередь для преподавателей истории, а также для преподавателей, заинтересованных в использовании активных форм в обучении. В методической разработке представлен комбинированный урок по истории и предлагаются разнообразные методы опроса, закрепления и систематизирования знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.
Проведение урока в предложенной форме поможет развить интерес к предмету и применить индивидуальный подход в обучении учащихся.
Введение
На рубеже XVII - XVIII в.в Россия утвердилась в качестве великой державы. Наиболее существенные перемены в положении России и характере ее развития произошли в правлении Петра первого.
Эпоха Петра I (1689-1725), царя-преобразователя. Подчинение церкви государству, введение Табели о рангах, способствовавшей социальной мобильности, активная протекция национальной промышленности и торговле, забота об образовании и просвещении страны, ломка традиционных устоев быта и норм поведения - такой обширной программы, реализуемой сверху, не знала, пожалуй, ни одна западноевропейская страна.
Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую Империю. Коренным образом изменилось место России в мире и ее роль в международных отношениях того времени.
Поэтому изучению этой темы уделяется большое внимание в отечественной истории и в истории нового времени в целом. Данный урок предлагается провести как комбинированный, т.к. для лучшего раскрытия темы: «Россия: становление великой державы» необходимо вспомнить предыдущие темы из отечественной и мировой истории. Предлагаемые формы и методы опроса и закрепления материала позволяют использовать индивидуальный, личностно-ориентированный подход к студентам, активизировать их внимание, лучше разобраться со сложными вопросами.
Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме «Преобразования Петра I»
Цель урока: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи
Задачи урока:
• повторить, обобщить, углубить знания учащихся о личности Петра I, его реформах, внешней политике государства;
• расширить представления о роли и значении личности в истории;
• формировать умения: анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, работать с историческими документами;
• развивать критическое мышление;
•способствовать формированию чувства уважения к прошлому своей Родины; вырабатывать гражданские качества.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование:
1. компьютер;
2. интерактивная доска;
3. мультимедиапроектор;
4. раздаточный материал с отрывками из исторических источников;
5. сигнальные карточки
6. бланки для подготовки тестовых заданий.
Учебно-методическое оснащение:
1) карта «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.»;
2) выставка книг о Петре 1;
3) репродукция картины П.Деляроша «Портрет Петра I»;
4) компьютерная презентация ;
Содержание урока: соответствует образовательному стандарту, рабочей программе, доступно учащимся.
Методика проведения урока:
А) методы обучения (по Лернеру):
— репродуктивный;
— частично-поисковый;
— проблемный
Б) методические приёмы:
— работа с интерактивной контурной, настенной картами;
-выполнение заданий на интерактивной доске ( «Соедини», «Кто лишний»);
— обсуждение проблемного вопроса;
— анализ исторического документа;
— составление тестовых заданий
Эпиграфы на доске:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А.С. Пушкин)
Ход урока:
I.Организационный этап
Учитель: Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
-Я предлагаю начать его с хорошего настроения. Давайте все вместе возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вступительное слово учителя.
-Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.
Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Подумайте, как может звучать тема сегодняшнего урока?
А чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? (Ответы учеников).
Да, вы правы, наша цель: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.
Наш урок будет проходить в форме общественного смотра знаний. У вас сегодня имеется возможность показать свои знания гостям. Лист контроля передан им. За правильные ответы вам будут ставиться баллы, которые в конце урока превратятся в отметки.
-Обратите внимание на эпиграфы урока. Это знаменитые пушкинские строки. Кому они посвящены? (Петру 1)
III. Обобщение и систематизация знаний.
-Вспомните, какие ключевые проблемы стояли перед Россией в конце XVII века.
1. Укрепление обороноспособности страны.
2. Преодоление экономической отсталости
3. Создание предпосылок для развития торговли и связей с другими странами.
4. Развитие просвещения
5. Изменение положения классов.
-И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?
(сильный, любознательный, трудолюбивый, энергичный, дальновидный, решительный, волевой, жесткий, жестокий и др.)
Петр I поражал современников масштабом своей личности. Поражает он и нас, потомков. Обратите внимание на проблемное задание. С ним вы должны будете справиться в конце урока.
Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории нашей страны.
1 этап. «Разминка» (1 балл за правильный ответ)
Учитель задает вопрос. Отвечает первый из учеников, кто поднял руку.
1. Назовите годы жизни Петра I. (1672-1725 гг.)
2. Назовите годы царствования Петра I. (1682-1725 гг.)
3. Кто были родители Петра I?(Царь Алексей Михайлович Романов и Наталья Кирилловна Нарышкина)
4. Кто был первым учителем Петра I? (Никита Зотов)
5. Как звали первую жену Петра? (Евдокия Лопухина)
6. Кто являлся соправителем Петра I? (Брат Иван)
7. С какого года Петр правил единолично? (с 1689 года) 8. Под каким именем Петр 1 отправился за границу? (Петр Михайлов)
9.Каковы первые шаги Петра во внешней политике? (Азовские походы, Великое посольство)
10. В каких областях были проведены реформы? (военные, экономические, административная, церковная, реформа органов управления, изменения в культуре и быте)
11. В чем заключалась военная реформа? (регулярная армия, военные школы, «Устав воинский», «Устав морской»)
12. Назовите реформы в управлении. (Сенат, Синод, коллегии)
2 этап. «Птенцы гнезда Петрова» (1 балл за правильный ответ)
-Но один Петр не смог бы сделать многого. Среди многочисленных качеств Петра I было умение подбирать способных и деятельных помощников. Перед вами портреты сподвижников Петра Первого (Лефорт, Меньшиков, граф Шереметьев, Головкин и др.).
Задача участников: угадать по описанию личности сподвижников Петра I и поднять нужную цифру
1) Сын конюха, торговец пирожками, в 1686 г. был денщиком у Петра I, затем стал бомбардиром Преображенского полка. Участвовал в Азовских походах, в Великом посольстве, в Северной войне. Одержал ряд побед: при Калише, при Лесной. С 1717 г. – сенатор, с 1718 г. – президент Военной коллегии, с 1721 г. – вице-адмирал. Располагал неограниченным доверием Петра, приобрел огромное влияние на государственные дела. (.Меншиков.)
2) Был родом из боярской семьи, начал свою военную карьеру еще при Алексее Михайловиче. Был отправлен за границу, где быстро усвоил западные обычаи. Участвовал в Северной войне, потерпел сокрушительное поражение под Нарвой. Однако Петр прислал одобрительное письмо и пожаловал чин генерал-фельдмаршала. После этого одержал ряд блестящих побед. В 1705 году послан усмирять бунт в Астрахани. Участвовал в Полтавской битве, возглавлял главные силы русской армии во время русского Прутского похода, после которого был послан в Константинополь для заключения мира. (Шереметев.)
3) Родился в Польше. С малых лет оказался пажом у начальника артиллерии Головина, затем перешел к царскому двору. С 1701 г. состоял денщиком при Петре. Во времяПрутского похода был возведен в генерал-адъютанты. В 1722 году был назначен генерал-прокурором Сената. Получил прозвище «око государево». (Ягужинский.)
3 этап: Историко-географический (работа с интерактивной доской) (до 3-х баллов за каждый правильный ответ)
– Чем знамениты следующие населенные пункты? (Учащиеся показывают на карте населенный пункт, называют даты и кратко характеризуют события военной истории):
1.Нарва, Нотебург, Лесная, Полтава, Гангут, Ништадт.
Сражение | Итог | |||
1700 ГОД | Нарвская конфузия | ПОРАЖЕНИЕ РУССКОЙ АРМИИ. ЗАХВАЧЕНЫ ВСЕ ЗАПАСЫ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ. АРМИЯ ПЕТРА ОСТАЛАСЬ БЕЗ АРТИЛЛЕРИИ. | Сражение | Итог |
1702год | Взятие Нотебурга | Русская армия овладела крепостью, переименование Нотебурга в Шлиссельбург | ||
1708 год | Сражение у деревни Лесной | усские разбили 16-ти тысячный корпус шведов и захватили обоз из 8 тысяч повозок. | ||
1709 год | Полтавская битва | Шведы понесли огромные потери, 9 тыс. убитыми, 3 тыс.пленных, включая генералов. Через 3 дня в плен попали17 тыс. шведов, 28 орудий, 128 знамён. | ||
1714 год | Сражение у мыса Гангут | Это была 1 победа молодого русского флота. | ||
1721 год | Ништадский мир | Россия получала Балтийское побережье от Выборга до Риги. Россия выплачивала Швеции 1,5 млн. рублей в качестве компенсации за потерянные территории. |
— С какой войной связаны данные события? (Северная война)
-Назовите дату войны. (1700-1721 гг.)
— Какое событие стало переломным в войне? ( Полтавская битва)
— Каковы были условия Ништадского мира? Покажите на карте территории, присоединенные к России.
— Что предложил Сенат Петру Первому после победы в Северной войне? (стать императором)
4 этап. «Объясни понятие»
— В связи с проведением реформ в петровские времена появилось очень много новых понятий. Вот только некоторые из них. Объясните, что они означают. Понятия оцениваются по-разному: 3 балла – красные, 2 – зеленые и 1 – синие. (Учащиеся отвечают на выбранные понятия и зарабатывают баллы)
Протекционизм, мануфактура, приписные крестьяне, отходники, подушная подать, регулярная армия.
Если вы увидели, большая часть понятий связана с экономическими реформами.
-Как экономическая политика Петра 1 связана с историей нашего края?
-Как простой народ реагировал на происходящие в стране изменения? (Поднимался на восстания)
-Назовите причины восстаний. (непомерные налоги, рекрутские наборы, насильно отправляли на строительство флота, каналов, Санкт-Петербурга, навязывание европейских порядков). Наш следущийэтап называется «Бунтарский»
5 этап. «Бунтарский» (с помощью сигнальных карточек) ( 1 балл за правильный ответ)
Перед вами народные выступления. Определить, какое восстание здесь лишнее и почему (1мин)
1. Астраханское восстание
2. Восстание Кондратия Булавина
3. Башкирское восстание
4. Восстание Степана Разина
5. Выступление «работных людей»
Ответ: 4. Восстание Степана Разина. Это восстание XVII века, произошло не во время правления Петра 1.
6 этап. «Я — умник» ( 2 балла за правильный ответ)
-С этим этапом справится тот, кто читал дополнительную литературу и слушал меня внимательно на уроках.
1. Самый тяжелый орден из чугуна, весивший около 4 кг, был изготовлен по личному указу Петра I в единственном экземпляре. На нем был изображен Иуда, повешенный на осине. Кто стал единственным его кавалером, так и не получив его до самой смерти?
Ответ: Гетман Мазепа
2. Обычай перевязывать младенцев лентами голубого цвета (мальчиков) и розового ( девочек) укоренился с времен Петра I. Почему?
Ответ: (Петром 1 были учреждены ордена: орден Андрея Первозванного на голубой ленте вручался мужчинам за особые заслуги, орден Святой Екатерины на розовой ленте -женщинам)
3. Солдаты каких полков могли носить красные чулки и почему?
Ответ: Семеновского и Преображенского, так как именно они выстояли под Нарвой, сражаясь «по колено в крови».
7 этап. «Кто лишний и почему?» (работа с интерактивной доской) (1 балл за правильный ответ)
• Петр I, царевна Софья, Иван V, Карл XII.
• Россия, Швеция, Дания, Англия, Речь Посполитая.
• Нарва, Полтава, Лесная, Азов.
8 этап. «Соедини» (работа с интерактивной доской) (1 балл за правильный ответ)
1700 г. «Табель о рангах»
1710 г. «Ведомости»
1718 г. Новое летоисчисление
1714 г. Создание Сената
1724 г. Создание Синода
1721г. Создание коллегий
1711 г. Основание Кунсткамеры
1722 г. Учреждение Академии наук
1703 г. Введение гражданской азбуки
9 этап. Тестовые задания. (Приложение 1) (до 10 баллов составителю и до 5 баллов выполняемому)
— На данном этапе вам предстоит выполнить небольшой тест, но вначале вы сами должны его составить, а затем обменяться листами.
Физкультпауза
10 этап. «Работа с документом» ( до 3 баллов)
— А сейчас мы узнаем, что же говорили известные историки о Петре 1.
Историки о Петре I
«… Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры». (С.М. Соловьев)
Задание: На основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык — все было искажено, изуродовано, изувечено». (И.С. Аксаков)
Вопрос: Вчем суть позиции И.С. Аксакова?
«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы»». (В.О. Ключевский)
Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
11 этап. «Черное-белое» (до 5 баллов)
Учитель: Сейчас вы вспомните все, о чем мы говорили сегодня и на предыдущих уроках и попробуете выделить положительные (белые) и отрицательные (черные) результаты деятельности Петра 1.
Каждый из вас, по очереди, прикрепляет один аргумент в ту сторону, которая отражает ваше мнение и даете краткое пояснение, почему выбрали этот аргумент и что он означает. В конце работы мы с вами посмотрим, что же у нас получится.
— построены мануфактуры
— рост налогов
— развитие металлургического дела
— казни, в том числе близких Петру людей
— создание флота
— многочисленные жертвы среди крепостных крестьян
— создание регулярной армии
— усиление закрепощения крестьян
— выход в Балтику
— продвижение по службе за личную выслугу
— гибель седьмой части населения страны
— развитие образования
— культурное развитие
— упорядочение системы государственного управления
12 этап. «Угадай слово»(1 балл)
1.Солдат-новобранец (рекрут)
2. Место для постройки и ремонта судов (верфь)
3. Церковный орган власти, появившийся при Петре 1 (Синод).
4. Титул, который Петр 1 принял после Северной войны («Отец Отечества, Петр Великий, Император Всероссийский»)
5. Первый общественный музей (Кунсткамера)
6. Земляное укрепление, которое впервые было использовано в Полтавском сражении (редут)
7. Отборные лучшие войска (гвардия)
8. Высший законодательный и исполнительный орган государственной власти (Сенат)
9. Производство, основанное на разделении труда (мануфактура)
10. Орган государственной власти, созданный вместо приказов (коллегии)
13 этап. «Деятели Петровской эпохи. Кто это?» (по 1 баллу)
- Ягужинский (генерал-прокурор, контролирующий деятельность Сената)
- Прокопович (писатель, поэт, автор «Духовного регламента»)
- Магницкий (автор учебника «Арифметика»)
- Демидов (владелец металлургических заводов на Урале)
- Меншиков (сподвижник Петра, полководец)
- Трезини (архитектор)
- Шереметев (полководец)
- Нартов (изобретатель токарного станка)
- Зотов (дьяк, первый учитель и наставник)
- Брюс (сподвижник, организовал Навигацкую школу)
14 этап. А сейчас я предлагаю вам восстановить историческую справедливость, т.к. в тексте были допущены ошибки. (Парная работа). Исправьте 4 ошибки в тексте. (до 5 баллов)
1в. Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Портным запрещалось шить западноевропейскую одежду.
Правильный ответ: Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского (западноевропейского) покроя. Горожанам (всем) было запрещено (приказано) брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли (не) брить бороды. Портным запрещалось (велено) шить западноевропейскую одежду.
2в. Петр I стал первым русским царем. Посетив Европу, он хотел демократизировать систему управления и для этого создал первый российский парламент, который назвал Сенатом. Многие бояре не спешили принимать новшества: носить европейское платье, брить бороды. Эти люди не разделяли и желание Петра получить выход в Балтийское море. Первые годы Северной войны были неудачными для России. Война длилась 20 лет. Началась она в 1702 году, а закончилась в 1722 году. Переломным моментом стала победа русских под Полтавой. Строительство флота способствовало победам на море.
Указать 5 ошибок.
Правильный ответ: Петр I стал первым русским царем (императором). Посетив Европу, он хотел демократизировать (изменить) систему управления и для этого создал первый российский парламент, который назвал Сенатом. Многие бояре не спешили принимать новшества: носить европейское платье, брить бороды. Эти люди не разделяли (разделяли) и желание Петра получить выход в Балтийское море. Первые годы Северной войны были неудачными для России. Война длилась 20 лет. Началась она в 1702 (1700) году, а закончилась в 1722(1721) году. Переломным моментом стала победа русских под Полтавой. Строительство флота способствовало победам на море.
Учитель: Какой вывод вы можете сделать?
Учитель: Я выслушал ваши мнения и рад, что вы пришли к выводу, что личность Петра I весьма противоречивая. Наша игровая часть окончена. А мы вернемся к нашему проблемному заданию
• Решение проблемы, поставленной в начале урока: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории нашей страны.
(Благодаря реформам Петра I преодолена экономическая и культурная отсталость России. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя- реформатора)
Учитель: Да, ребята, с одной стороны, это очень жестокий монарх. Простому народу жилось очень тяжело. Но проведенные Петром преобразования сделали Россию более сильной, развитой, цивилизованной страной. Россия стала в один ряд с европейскими монархиями. То, что сделал Петр за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики, политики, армии и флота, культуры, благодарная Россия, принявшая культурное наследие, продолжала развивать дальше.
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Вспомните, какая цель была поставлена в начале урока?
-Как вы считаете, всё ли задуманное нам удалось реализовать?
— Что показалась наиболее сложным?
— Сформировалось ли у вас личное отношение к личности Петра 1?
Пример: Царь умный, работящи,воевал, создавал, реформировал вывел Россию вперед,
реформатор
-Какие уроки можно извлечь, изучив время правления Петра? Нужны ли реформы? Как их проводить? (Правительство может и должно проводить реформы, если в них есть необходимость. Но, начиная реформы, нужно думать об интересах всего общества, чтобы всем жилось лучше)
А.М.Горький говорил: «Прошлое небезупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо». Так что, давайте будем с вами изучать прошлое и стараться брать только хорошее.
VII. Информация о домашнем задании
Составить кроссворд по эпохе Петра I или написать мини-сочинение на тему «Что бы я сделал для России?»
-Я благодарю вас за урок. Вы молодцы, хорошо работали, и я награждаю вас медалями.
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1.Павленко П. Пётр I и его время. – М.: «Просвещение», 1989г.
2.Смирнов П.Т. Несколько дней в пригородах Петербурга. – С-П.: Петроградский и К, 2001г.
3.Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней. – М.: Дрофа, 1999г.
4.Дидактические материалы по истории. – М,: Дрофа, 2000г.
5.Школьная энциклопедия. Чубарьян А.О. т. «История России XVIII-XIXвв.»- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003г.