Методическая разработка урока истории для 10 класса «Петр Первый: Преобразователь или Разрушитель?»
Методическая разработка
Урок истории
10 класс
« Петр Первый: Преобразователь или Разрушитель?»
Разработала:
Учитель истории
высшей категории
Ольга Владимировна Иванова
Открытый урок истории в 10 классе
Тема урока: «ПЕТР ПЕРВЫЙ: ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ИЛИ РАЗРУШИТЕЛЬ?»
(проблемно-исследовательская дискуссия в форме передачи «Пусть говорят»)
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Форма урока: проблемно-исследовательская дискуссия (осмысление значений петровских преобразований и личности Петра для истории России на основе анализа существующих в истории точек зрения).
Цели урока:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- показать на основе исторической литературы различные оценки личности первого российского императора
- дать нравственную оценку Петру 1, рассмотреть и оценить его деятельность
- формировать умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу своей точки зрения
- осмыслить значение петровских преобразований для истории России
- развивать самостоятельную мыслительную деятельность
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- формировать коммуникативные умения: вести диалог, участвовать в дискуссии, формулировать вопросы, участвовать в групповых формах работы
- развивать умения анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ:
- предупреждение переутомления учащихся путем смены деятельности
Технологии:
- информационно-коммуникативная
- личностно-ориентированного обучения
Методы обучения:
- коммуникативный
- поисковый
- аналитический
- опережающего обучения
Виды деятельности:
- работа в группах
-индивидуальная работа
- фронтальный опрос
Планируемые результаты: создается объективное представление о сути научного спора о личности Петра I, учащиеся определяются в своем отношении к исторической личности и итогах его преобразований.
Подготовка урока: Данное занятие предполагало предварительную подготовку. Ребята заранее были разбиты на 2 группы. Каждая группа подбирала материал по своей позиции, оговаривался список используемой литературы и видеофильмов. Для того чтобы провести данное занятие, необходимо сочетание самостоятельной подготовительной работы учеников и помощь учителя при отборе фактов и построении выступлений учащихся.
Техническое оснащение урока: выставка книг о Петре Первом, компьютер, мультимедийный проектор, презентации учащихся, аудиозапись, видеоролики, приложения «Историки и поэты о Петре Первом»
План урока:
Организационный момент.
Вводное слово учителя. Постановка проблемы.
Дискуссия: поиск и решение проблемы
Рефлексия. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
На прошлом уроке мы с вами завершили изучение эпохи правления первого российского императора Петра Великого. Вы были заранее разбиты на две группы «Сторонников» и «Критиков». Каждая группа подбирала материал по своей позиции, готовила выступления двух исторических личностей петровской эпохи и презентацию. Сегодня наш урок-дискуссия пройдет в форме передачи «Пусть говорят». По окончании урока мы проведем опрос «Как вы оцениваете личность и деятельность Петра 1?». Лист опросника лежит у вас на столах. Оценивать можно независимо от того в какой группе вы работали. Прошу наших гостей тоже поучаствовать в этом. И так, мы начинаем!
Вводное слово учителя. Постановка проблемы.
(видеоролик заставки программы «Пусть говорят»)
Здравствуйте. Звенигово, школа 3. В эфире ток-шоу «Пусть говорят» и ее ведущая Ольга Иванова. В этой студии мы обсуждаем невыдуманные истории. Итак, внимание на экран.
(видеоролик о непрекращающихся спорах о Петре 1)
Сегодня наша программа «Пусть говорят» посвящена эпохе преобразований 18 века. Этот период теснейшим образом связан с личностью Петра 1. Его действия были резкими, часто жестокими, не всегда хорошо подготовленными. Петр решительно подошел к проблемам, стоявшим перед страной, и стал добиваться результатов радикальными методами, вкладывая в это все свою огромную энергию. Тема передачи «Петр 1: преобразователь или разрушитель?»
Современники называли Петра 1 человеком необыкновенным. И, действительно, поражает разносторонность его дарований: он был незаурядным полководцем и дипломатом, флотоводцем и законодателем, его можно было встретить с топором в руке и пером в руках, и сидящим за чертежом нового корабля, озабоченного постигшей неудачей и ликующим по поводу одержанной победы, за изучением какой-либо диковинной машины и размышляющим над устройством правительственного механизма обширного государства.
Петровское время и личность императора стали предметом дискуссий историков, общественных деятелей, публицистов, писателей; вызывали как восхищение, так и острую критику. На ваших столах имеется материал, где приводятся различные мнения историков и поэтов о Петре 1. Назовите, кто из историков и поэтов и как положительно отзывается о Петре? Кто дает отрицательную оценку? Кто дает неоднозначную оценку?
Дискуссия: поиск и решение проблемы
А мы переходим к дискуссии «Сторонников» и «Критиков»
1 группа отстаивает позицию: « Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав».
2 группа отстаивает позицию: «Петр подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому».
1 группа представляет материал своей позиции по плану:
Государственные реформы (Сенат, коллегии)
Победа в Северной войне (видеоролик «Полтавская битва»)
Создание регулярной армии (видеоролик «Армия»)
Строительство русского флота
Развитие промышленности и торговли
Строительство Петербурга
Изменения в культуре»
К нам на программу приехал видный государственный деятель, сподвижник Петра 1, Александр Данилович Меншиков. Встречайте.
Александр Данилович, как вы оцениваете личность и деятельность Петра 1?
Мы выслушали одну точку зрения. Какие аргументы предоставит нам 2 группа мы узнаем после рекламной паузы. Оставайтесь с нами.
(видеоролик «Символика и рода войск времен Петра 1» на фоне петровского гимна)
Мы продолжаем нашу передачу и сейчас слово «Критикам»
2 группа представит материал по своей позиции по плану
Казнь стрельцов
К нам на программу приехала жена Петра 1 Евдокия Федоровна Лопухина. Встречайте!
Есть еще один свидетель жестокого обращения с родными людьми. Это сын Петра1. Алексей. Встречайте!
(видеоролик «Допрос и пытки царевича Алексея»)
Насильственное пострижение бороды
(видеоролик «Отрезание бороды»)
Крестьяне – введение нового налога: подушной подати
Использование крепостного труда на заводах и судоверфях
Петербург – город, «построенный на костях»
Завоз в Россию табака
Рефлексия. Подведение итогов.
(видеоролик «Оценка личности и деятельности Петра 1»)
Мы рассмотрели совершенно разные, спорные точки зрения о петровской эпохе, существующие в истории. Споры продолжаются и по сей день. Сегодня мы вспомнили многие преобразования Петра, давайте завершим нашу дискуссию. Каждой группе дается право на заключительное слово.
А сейчас настало время пригласить сюда того, о ком было так много сказано сегодня. Встречайте, первый российский император Петр Алексеевич!
Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо. История России продолжается, продолжаются и наши раздумья о ней. Оценка роли личности в истории дело трудное, но необходимое. Как вы думаете, зачем нужна оценка исторической личности сегодня? (высказывания учащихся).
А сейчас прошу ответить на вопрос, поставленный в начале урока «Как вы оцениваете личность и деятельность Петра 1?». Но сначала внимание на экран!
(видеоролик «Обращение Петра к потомкам»)
Петр и его реформы - один из интереснейших и спорных периодов истории нашей страны. Лично моя оценка личности Петра Великого совпадает с оценкой писателя Д.С. Мережковского, который писал: «Что такое Петр, чудо или чудовище? Я решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно».
Оглашаются результаты опроса – оценки личности и деятельности Петра 1.
Домашнее задание.
Слайд. (новорожденные дети)
Вопрос: Определите, где мальчик, а где девочка?
Ответ:
Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек — розовые. Откуда пошел этот обычай?
(при Петре 1 были учреждены ордена Святого Андрея Первозванного и Святой Екатерины и имели ленты соответственно голубого и розового цвета.)
Издавна в разных странах было принято одаривать смелого воина почетным оружием, шубой или поместьем. Это было и в античности, и в средние века в Западной Европе. На Руси издревле существовали массовые награды – для всех участников того или иного боя или кампании.
В годы своего ученичества Петр Первый побывал в нескольких европейских странах, а в Голландии даже прожил довольно долго, обучаясь не только корабельному делу, но и приглядываясь к образу жизни и обычаям западных государств. Ведь по его мнению, для того, чтобы Россия догнала Европу, в ней следовало сломать старые обычаи и нравы. В Европе Петр узнал и об орденах. Идея ордена Петру понравилась. Тем более, что в других странах ордена насчитывали вековые истории. Но Петр был бы не Петром, если бы слепо следовал европейским традициям. Он решил, что главным для кавалера ордена были не принадлежность к государеву окружению, а подвиг во славу России.
Задание: подобрать материал о наградах петровской эпохи, изучить истории их возникновения, материал данных исследовательских работ предоставить на следующем уроке.
Темы:
- награды для солдат
- награды для командиров
- награды женщинам
А я ведущая прощаюсь с вами. Берегите себя и своих близких! До встречи!
Самоанализ урока
«Учение, являющееся отражательно-преобразовательной деятельностью направлено не только на восприятие и запоминание учебного материала, но и на формирование отношений ученика к самой познавательной деятельности»
( Т. И. Шамова)
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся в настоящее время остается магистральной проблемой в деятельности учителя. Решение ее позволит достичь целей современного образования. Данный урок органически вписывается в систему работы учителя, урок отличается целостностью и завершенностью, выполняет конкретные задачи и должен дать реальные результаты. На уроке поставлена проблема: нужно определить, какая из точек зрения представляется наиболее логичной, исторически обоснованной, отвечающей собственным взглядам. После этого следует четко сформулировать в виде тезисов положения, аргументирующие выбранную точку зрения. Они должны быть построены на основе объяснения причинно-следственных связей, тесной взаимосвязи, убедительности выдвинутых положений и аргументов.
При выборе формы урока учитывались возрастные особенности учащихся (10 класс), уровень подготовки, информированность, контакт учителя и учеников. Были использованы различные технологии и виды деятельности.
Также учитывались и возможности учебного кабинета – применение мультимедийной аппаратуры для показа презентации, учтена целесообразность использования средств обучения на уроке.
Главной целью своего урока считаю ориентацию на развитие познавательных способностей школьников, мотивацию изучения истории на разных этапах обучения, формирование и развитие активной творческой личности будущих граждан России.
Воропаева Лилия Алексеевна