12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Широбокова Ольга Ильинична51
0

Урок «Значение петровских преобразований в истории страны»



Технологическая карта урока

Преподаватель истории и обществознания: Широбокова Ольга Ильинична

Предмет: История Класс: 8

Автор УМК

1. Учебник. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева под ред. А.В. Торкунова «История России XVIII века. 8 класс». В 2 ч. М., Просвещение, 2016г.

2. Атлас «История России. 8 класс». М. «Дрофа», 2011г.

3. Контурные карты «История России. 8 класс». М. «Дрофа», 2016г.

Тема учебного занятия

Урок 13. Значение петровских преобразований в истории страны. § 12

Тип, форма учебного занятия

Комбинированный урок

Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая

Цель урока

Создать условия для формирования представления о значении и особенностях Петровских реформ.

Задачи урока

Когнитивные:

- обобщить знания о личности Петра I и его реформах;

- осмыслить значение петровских реформ;

- выявить положительные и отрицательные черты данного исторического периода;

- расширить представления о роли и значении личности в истории.

Операциональные:

- продолжить формирование умений работать с учебным текстом, исторической картой, историческими документами, изучать и систематизировать информацию устанавливать взаимосвязи причин и следствий;

- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

- совершенствовать навыки устной речи, умение грамотно, точно выражать свои мысли;

- развивать внимательность, наблюдательность, умение давать объективную оценку процессов, явлений, фактов.

Аксиологические:

- содействовать в ходе урока формированию эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому;

- формировать умение давать оценочные суждения о Петровских реформах: их своевременности, целесообразности, способах внедрения, результатах.

Основные вопросы

изучения материала

1. Характер Петровских реформ.

2. Успехи и неудачи преобразований.

3. Россия — великая европейская держава.

Элементы технологий

системно – деятельностного обучения, развивающего, проблемно-диалогового, коммуникативного, здоровьесберегающего обучения.

Методы и приемы

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала, учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, эвристическая беседа, рассказ, организация работы с документом и текстом параграфа, обучение решению учебных проблем.

Ресурсы урока

1. Презентация PowerPoint. 2. Иллюстрации учебника. 3. Карта «Россия в XVIII веке», (атлас «История России. 8 класс».) 4. Карточки-задания для проверки д/з.

5. Дидактические карточки с заданием для самостоятельной работы.

Основные понятия

и термины

Модернизация, великая держава.

Основные даты, периоды

1721 г. — провозглашение России империей

Персоналии

Пётр I

Задание на самоподготовку

§ 12, вопросы стр. 79, понятия.

Дополнительное задание: < задание 3, 4 (по выбору)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение объяснять значение основных понятий и представлений темы; устанавливать причинно-следственные связи явлений, процессов.

Объяснять понятия: модернизация, великая держава.

Научатся определять нравственные и культурные ценности людей прошлого, последствия и значение преобразований в стране. Характеризовать деятельность исторических персоналий, сравнивать результаты. Раскрывать на примерах последствия исторического процесса.

Умение ставить учебные цели, задачи; классифицировать, структурировать и систематизировать информацию; работать с разными видами текстов; анализировать объекты с целью выявления общих признаков; структурировать и рефлексировать полученные знания.

Обладание мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики; коммуникативными навыками сотрудничества в учебной деятельности. Аргументировано оценивать конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Учебные задачи

(ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности кадет

(на уровне учебных действий:

регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Ориентировочно-мотивационный этап

Организационный этап

Проверка готовности к уроку. Приветствие. Рапорт командира класса.

Настраиваются на восприятие материала и знакомятся с требованиями к уроку.

Актуализация

Вопросы:

- Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом.

Давайте вспомним, в каких областях Петр I совершил преобразования?

- Не раз мы слышали, о том, что преобразования Петра I называют «культурной революцией». Давайте, еще раз подумаем, почему возникло данное крылатое выражение.

Слово «революция» означает коренные изменения. И если мы посмотрим на преобразования Петра в этой области, то увидим, с одной стороны - происходило подавление национальной культуры и насильственное приобщение к внешней культуре Запада, а с другой стороны – «великие творения».

Беседа. Актуализируют межкурсовые, предметные знания.

Опрос по заданию на самоподготовку

Перенос знаний в иную ситуацию (ОГЭ)

Работа с классом.

1. Устный опрос. Вопросы к § 11 стр. 73

2. Письменный опрос. Задания на карточках. Тест.

Верно, Происходили коренные изменения и в повседневной жизни людей.

- Какое сословие потерпело наиболее значительных преобразований и почему?

- В чем они заключались?

- Изменился ли быт у крестьян и горожан?

- Как разные сословия относились к данным преобразованиям Петра I?

- Какой образ жизни он пытался сформировать?

- Что вы понимаете под термином «светский» образ жизни?

 

Индивидуальные карточки – тест. (Приложение 2)

- Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог совершить преобразования во всех серах жизнедеятельности?

А теперь посмотрите на экран. Перед вами представлены высказывания русских историков конца XIX начала XX века. (Приложение 1)

- Каково отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.? Считал гением, способным сделать Россию цивилизованной.

- В чем суть позиции И.С. Аксакова? Палач, уничтоживший русскую культуру.

- Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I? Человек, сочетавший в себе несовместимое.

- Что привлекает историков в личности Петра I?

- Их оценка деятельности Петра является однозначной или вызывают некий спор?

Проблемный вопрос: Почему оценка деятельности Петра Великого уже более двух веков вызывают яростные споры историков?

Кадеты выполняют задания, отвечают на вопросы.

Инициативное сотрудничество; умение выражать свои мысли; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; построение логической цепи рассуждений.

Выполнение задания в формате ОГЭ.

Высказывают свою точку зрения.

Формирование мотива действий (целеполагание, постановка проблемы урока)

Построение учебной задачи.

- Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас в путешествие по морю Знаний. Нас будет ждать нелегкий путь: бурное течение, скалистые берега и сложные задания. Но наш сплоченный экипаж обязательно преодолеет трудности. А поплывем мы на известном корабле «Полтава».

- Кто знает, чем известен данный корабль?

Русский парусный линейный корабль, спущенный на воду 26 июня 1712 года со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства. В строительстве корабля принимал личное участие Пётр I. Корабль получил своё название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве, и стал первым линейным кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе.

- Предположите, что нам предстоит преодолеть во время путешествия?

- А что может нам помочь в преодолении трудностей?

 

И так, у каждого есть маршрутный лист, заполнение которого позволит нам успешно совершить плавание.

 

Беседа. Устанавливают причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозируют их последствия.

Участвуют в диалоге, посредством ранее полученных знаний определяют тему урока.

Погружаются в тему урока.

Определяют цель и задачи урока.

Формулируют проблему урока посредством учебной ситуации. Планируют дальнейшую деятельность по решению учебной задачи.

Операционно-исполнительский этап

Динамическая пауза

Выполняют упражнения для глаз, физические упражнения.

Смена деятельности. Физическая и эмоциональная разгрузка.

Основная часть занятия.

Решение учебной задачи.

 

Применение нового знания.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по виртуальному морю. С собой разрешается взять только знания. Свистать всех наверх! В добрый путь!

Наш корабль причалил в порту. Порт «Понятий».

Давайте сойдем на берег и выполним задание. (Задание 1. Приложение 3)

Государство в понимании Петра было воплощением общего блага, для достижения которого был обязан трудиться и каждый подданный, и он сам. Общество представлялось царю огромным и сложным механизмом, чем-то вроде корабля, где все члены экипажа имеют нужную квалификацию, находятся на своих местах и выполняют четко установленные обязанности. Такое устройство Петр называл «регулярным государством» и стремился создать систему законов, регламентирующих не только общественную, но и частную жизнь.

Экипаж, нам пора отправляться дальше. Поднять якорь! Полный вперед! Впереди мы видим очень бурное течение. Осторожно, можем наскочить на рифы!

Течение «Таблиц» (Задание 2 Приложение 3)

Достижения: А,Б,Е,З,И

Неудачи: В,Г,Д,Ж,К

Вы справились с заданием, теперь можно отправляться дальше. Держитесь крепче, перед нами скалистый берег. Бросаем якоря! Высадиться на берег!

Берег «Схем» (Задание 3. Приложение 3)

Постоянные дипломатические представительства, «брачная дипломатия», заключение союзов, усиление армии и флота, расширение территории, победа в Северной войне.

Молодцы, экипаж, вы справились и с этим заданием. Пора вновь на борт. Продолжим путешествие. Что это мы видим впереди? Красивые места! Ярко-голубое море, песчаный берег и бурная растительность. Где мы? А это залив «Вопросов». Давайте остановимся ненадолго. Отдать якоря!

Залив «Вопросов» (Задание 4. Приложение 3)

1. Поспешные «перемены обычаев» вызвали культурный раскол нации – взаимное отчуждение верхов и низов общества. Для крестьянина барин в немецком парике и кафтане, живущий в новомодных палатах и говорящий на чужом языке был все равно, что иностранец.

2. Быстро возросшее могущество России не могло не вызвать на Западе опасений и противодействия. Нашу страну стали бояться как возможного противника, поскольку перемены в России происходили столь быстро, что никто не знал, чего от нас можно ожидать.

3. Споры вокруг реформ Петра I продолжаются более двух веков — слишком противоречивыми были его преобразования и их последствия. Реформы помогли мобилизовать силы страны. Созданная в короткий срок промышленная база дала возможность догнать и даже по некоторым показателям перегнать страны Западной Европы. Но оборотной стороной этого рывка стал поворот промышленности (прежде всего тяжёлой) на крепостнический путь развития. И искоренения самобытной культур.

Наше путешествие подходит к концу. Уже виден берег, на котором нас ожидает Петр I.

Так как мы для него являемся гостями из будущего времени, давайте попробуем рассказать о значениях его преобразований.

- Какие советы вы бы дали правителю, чтоб избежать негативных последствий своей деятельности?

Выделяют признаки и формулируют понятие.

Анализ объектов с целью выделения признаков;

поиск и выделение необходимой информации, её систематизация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

Устанавливают причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия.

Систематизируют информацию в виде схемы.

Работают с текстом учебника, историческим источником.

Анализируют информацию, отвечают на вопросы.

Характеризуют деятельность исторических персоналий.

Обосновывают суждение.

Рефлексивно-оценочный этап

 

Закрепление (смысловая, личностно-значимая, эмоциональная рефлексия)

1. Задания

1. Дайте сравнительную характеристику Петра I и другого известного вам государственного деятеля одной из европейских стран. Почему многие считают, что трудно найти деятеля, которого можно сравнить с Петром I?

2. Поясните фактами высказывания историков: «Да, Пётр Великий сделал много для России. Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитаешься» (М. П. Погодин); «У Петра была старинная русская богатырская природа, он любил широту и простор» (С. М. Соловьёв)

2. - Давайте ответим на проблемный вопрос урока. Почему оценка деятельности Петра Великого уже более двух веков вызывает яростные споры?

Вывод: Споры вокруг реформ Петра I продолжаются более двух веков – слишком противоречивыми были его преобразования и их последствия. Реформы помогли мобилизовать силы страны. Созданная в короткий срок промышленная база дала возможность догнать и даже по некоторым показателям перегнать страны Западной Европы. Но оборотной стороной этого рывка стал поворот промышленности (прежде всего тяжелой) на крепостнический путь развития. Именно в это время Россия сформировалась как имперская держава с модернизированным административным устройством, принципиально изменилась роль страны в международных делах, появился современный тип светской культуры, но одновременно обозначились экономические, социальные, межнациональные проблемы, которые так или иначе должны были решаться в будущем.

3. Я узнал…

Я понял…

Я удивлён…

Я доволен…

 

Отвечают на вопросы. Выявляют особенности деятельности исторической личности. Дают оценку последствиям исторического события, процесса. Конкретизируют суждение примерами.

Оценивают и планируют результаты своей познавательной деятельности. Анализируют свое эмоциональное состояние. Отражают чувства, ощущения, возникшие во время работы.

Задание на самоподготовку

§ 11, вопросы стр. 73, понятия.

Дополнительное задание: < задание 1, 4 (по выбору)

Знакомятся с дифференцированным заданием на самоподготовку. Задают уточняющие вопросы.

Приложение 1.

«... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом на­родным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: выве­сти посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она на­ходилась до сей поры». (С.М. Соловьев)

«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено». (И.С. Аксаков)

«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к про­свещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы»». (В.О. Ключевский)

Приложение 2.

Выберите правильный ответ

 Решение теста     

Ответ: 2,3,2,3,3,4,2, 3,3

Приложение 3.


Урок Значение петровских преобразований
PPT / 7.74 Мб

 

Маршрутный лист экипажа

 

1. Порт «Понятий»

Какое устройство государства Петр I назвал «регулярным государством»____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите признаки «регулярного государства»________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

2. Течение «Таблиц»

А. Развитие мануфактурного производства;

Б. Вырос настоящий «военно-промышленный комплекс»;

В. Многие предприятия работали на государство и лишь излишки товаров поставляли на рынок;

Г. Пётр I разрешил владельцам заводов «деревни покупать невозбранно» — таким образом, хозяин мог обращаться с рабочими по своему усмотрению;

Д. Пётр I ввёл рекрутскую систему набора крестьян и горожан на пожизненную службу. 

Е. Реформы сделали общество более мобильным — Табель о рангах позволяла выдвинуться на государственной службе даровитым выходцам из низов.

Ж.Отделить суд от администрации и создать новую систему управления на местах не получилось — в стране не было квалифицированных кадров.

З. Петр I редактировал первую газету «Ведомости», покупал за границей статуи и картины

И. Сохранялась и иконописная традиция

К. Из-за поспешных «перемен обычаев» произошел раскол нации — взаимное отчуждение верхов и низов общества

 

C:\Users\User\Desktop
C:\Users\User\Desktop\звук моря.mp3

 

 

Достижения

Неудачи

   
   
   
   
   
   

3. Берег «Схем»


 


 

 

Укрепление международного авторитета России

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4. Бухта «Вопросов

Почему Петровские преобразования привели к углублению раскола в российском обществе?

Как отреагировали ведущие мировые державы на рост международного авторитета и могущества России?

Почему оценка деятельности Петра Великого уже более двух веков вызывают яростные споры историков?


 

5. Встреча с Петром I


 

Значение преобразований Петра I _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тест
DOCX / 1.41 Мб

Дополнительный материал

Мнения современников и историков о Петре I

Курфюрстина София Ганноверская: «…Он признался нам, что не очень любит музыку. Я его спросила: любит ли он охоту? Он ответил, что отец его очень любил, но что у него с юности настоящая страсть к мореплаванию и к фейерверкам. Он нам сказал, что сам работает над постройкой кораблей, показал свои руки и заставил потрогать мозоли, образовавшиеся на них от работы… Надо признать, что это необыкновенная личность… Это государь одновременно и очень добрый, и очень злой, у него характер — совершенно характер его страны. Если бы он получил лучшее воспитание, это был бы превосходный человек, потому что у него много достоинства и бесконечно много природного ума».

Итальянский певец Филиппо Балтари: «Царь Пётр Алексеевич был высокого роста, скорее худощавый, чем полный; волосы у него были густые, короткие, тёмно-каштанового цвета, глаза большие, чёрные, с длинными ресницами, рот хорошей формы, но нижняя губа немного испорчена; выражение лица прекрасное, с первого взгляда внушающее уважение. При его большом росте ноги мне показались тонкими, голова у него часто конвульсивно дёргалась вправо».

Датский посланник в России Юст Юль: «…Он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил поголландски настолько отчётливо, что я без труда мог его понимать; со своей стороны он понимал, что я ему отвечал… Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые волосы и довольно большие усы, но весьма проницателен и умён… Царь развлекается точением и, путешествуя, возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступает искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры…»

П. Я. Чаадаев: «Пётр Великий недооценил свой народ, когда захотел натянуть западный мундир на эту, в сущности, космополитическую цивилизацию, являющуюся достоянием всех. Но грубый наставник сильного ребёнка, Пётр Великий тем не менее открыл воспитаннику высокие судьбы, которые сулили ему стремительное движение к Западу. Не отбрасывайте преимуществ, завоёванных этим движением; цена, заплаченная вами за них, восполнена… Оставайтесь европейцами, продолжая быть русскими!»

С. Ф. Платонов: «Во внешней политике Пётр строго шёл по старым путям, боролся со старыми врагами, достиг небывалого успеха на Западе, но не упразднил своими успехами старых политических задач по отношению к Польше и к Турции. Он много сделал для достижения заветных помыслов Московской Руси, но не доделал всего. <…> В политике внутренней Пётр недалеко ушёл от XVII в. Государственное устройство осталось прежним: полнота верховной власти, формулированная царём Алексеем в словах Деяний Апостольских, получила более пространное определение при Петре в Регламенте воинском, в указах, наконец, в философских трактатах Феофана Прокоповича. Земское самоуправление, не имевшее политического характера и имевшее характер сословный до Петра, осталось таким и при Петре. Над органами сословного управления, как и раньше, стояли учреждения бюрократические, и хотя внешние формы администрации были изменены, общий тип её оставался неизменным: как и до Петра, было смешение начал личного с коллегиальным, бюрократического с сословным. Деятельность Петра не была и общественным переворотом. Государственное положение сословий и их взаимные отношения не потерпели существенных изменений. Прикрепление сословий к государственным повинностям осталось во всей силе, изменился только порядок исполнения этих повинностей. Дворянство при Петре не достигло ещё права владения людьми как сословной привилегии, а владело крестьянским трудом лишь на том основании, что нуждалось в обеспечении за свою службу. Крестьяне не потеряли прав гражданской личности и не считались ещё полными крепостными. Жизнь закрепощала их всё более, но… началось это ещё до Петра, а окончилось уже после него… И в культурном отношении Пётр не внёс в русскую жизнь новых откровений. Старые культурные идеалы были тронуты до него; в XVII в. …вопрос о новых началах культурной жизни стал резко выраженным вопросом. Царь Алексей — отчасти и царь Фёдор — вполне являлись уже представителями нового направления. Царь Пётр в этом прямой их преемник. Но его предшественники были ученики киевских богословов и схоластиков, а Пётр был ученик западноевропейцев, носителей протестантской культуры. Предшественники Петра мало заботились о распространении своих знаний в народе, а Пётр считал это одним из главных своих дел. Этим он существенно отличался от государей XVII в. Так, Пётр не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившимся осуществить культурную реформу. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром. Но не следует, однако, преувеличивать эти результаты. При Петре образование коснулось только высших слоёв общества и то слабо; народная же масса пока осталась при своём старом мировоззрении».

Феофан Прокопович. Слово на погребение Петра Великого

…Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? О, как истинная печаль! О, как известное наше злоключение!.. Се оный твой, Россие, Сампсон, каковый да бы в тебе могл явитися никто в мире не надеялся, а о явльшемся весь мир удивился… Се твой первый, о Россие, Иафет, неслыханное в тебе от века дело совершивший, строение и плавание карабельное, новый в свете флот, но и старым не уступающий, как над чаяние, так вышше удивления всея селенныя, и отверзе тебе путь во вся концы земли и простре силу и славу твою до последних окиана, до предел пользы твоея, до предел, правдою полагаемых, власть же твоея державы, прежде и на земли зыблющуюся, ныне и на мори крепкую и постоянную сотворил. Се Моисей твой, о Россие! Не суть ли законы его, яко крепкая забрала правды и яко нерешимыя оковы злодеяния! Не суть ли уставы его ясныя, свет стезям твоим высокоправительствующий сигклит и под ним главныя и частныя правительства, от него учреждённыя! Не светила ли суть тебе к поисканию пользы и ко отражению вреда, к безопасию миролюбных и ко обличению свирепых! Воистинну оставил нам сумнение о себе, в чём он лучший и паче достохвальный, или яко от добрых и простосердечных любим и лобызаемь, или яко от нераскаянных лестцов и злодеев ненавидимь был. Се твой, Россие, Соломон, приемший от Господа смысл и мудрость многу зело. И не довольно ли о сем свидетельствуют многообразная философская искусства и его действием показанная и многим подданным влиянная и заведенная различная, прежде нам и неслыханная учения, хитрости и мастерства; ещё же и чины, и степени, и порядки гражданския, и честныя образы житейского обхождения, и благоприятных обычаев и нравов правила, но и внешний вид и наличие краснопретвореное, яко уже отечество наше, и отвнутрь и отвне, несравненно от прежних лет лучшее и весьма иное видим и удивляемся. Се же твой, о и церкве российская, и Давид и Константин. Его дело — правительство синодальное, его попечение — пишемая и глаголемая наставления. О, коликая произносило сердце сие воздыхания о невежестве пути спасённого! Коликия ревности на суеверия, и лестническия притворы и раскол, гнездящийся в нас безумный, враждебный и пагубный! Коликое же в нём и желание было и искание вящшаго в чине пастырском искусства, прямейшего в народе богомудрия и изряднейшего во всём исправления!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.