Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме «Основные типы склонения существительных»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку конспекта урока «Просто о сложном»
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме « Основные типы склонения существительных» |
Предмет : русский язык
Класс: 4
Тема: Основные типы склонения существительных
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: изучить понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить учащихся с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду, по наличию специфических падежных окончаний.
Задачи: Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал
Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца
Прогнозируемые результаты:
Предметные УУД: знать лексико-грамматические признаки имен существительных, уметь определять падеж имен существительного.
Регулятивные УУД: уметь выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека.
Познавательные УУД:-самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД:строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; умение работать в парах, в группе, договариваться и приходить к общему мнению.
-Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Методы: Продуктивные: частично-поисковый метод;
Репродуктивные: иллюстративный метод (презентация), словесный метод.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, Macbook ( 15 шт.), карточки для самостоятельной работы по новой теме, мел, доска.
Формы работы на уроке: индивидуальная; фронтальная; работа в парах; групповая.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент II. Актуализация знаний. III .Стадия вызова. IV. Стадия осмысления. V. Стадия рефлексии. VI. Домашнее задание. | Приветствие учеников. 1. Психологический настрой детей. На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое. – Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое настроение вам больше нравится? – Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. 2. Мозговая гимнастика. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. - Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. 1. Словарный диктант. Человек, горизонт, аллея ,багаж, завтра, железо, рябина. - Укажите виды орфограмм. - Все ли слова требуют проверки? - Какое слово будет лишним и почему? Предлагается среди данных слов найти лишнее и сформулировать признак, по которому они определили. 1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения» - Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что? - Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? - Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак? - Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей? - Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога? - Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется? - Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения? - Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного? – Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему? -Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном. -К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже. -Значение, какого слова вам не совсем понятно? -Попробуйте подобрать однокоренные слова. -Значит, имя существительное может склоняться. Что это значит? -Попробуем сегодня ответить на эти вопросы. - Сформулируйте тему урока. 2. Постановка проблемы Прочитайте предложение, записанное на доске. Поэты пишут стихи о зиме и осени. - Найдите имена существительные в единственном числе. - Определим и сравним род этих имен существительных, поставив в начальную форму. - Может они стоят в разных падежах? Определите падеж. - Выделите окончания. Одинаковые ли у них окончания? -
КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС? - Предположите, только ли от числа, рода, падежа зависит написание окончаний имен существительных? - Итак, значит, есть что-то важное, и пока неизвестное? - Предположить можете, что же это? (склонение) У: У слова СКЛОНЕНИЕ есть тайна. Сегодня мы еѐ раскроем. - Значит, какая цель нашего урока? 1. Решение проблемы. Итак, перед вами встала проблема: «Почему разные окончания?» У вас возникли предположения , а теперь попробуем подтвердить или опровергнуть их. План работы: 1.Просклонять предложенные существительные. 2.Для проверки взять любое существительное того же рода и изменить по падежам. 3.Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются. 4.Сделать вывод. Представители научных групп получают конверт с заданием. Приложение 1. – Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания? 2. Чтение правила в учебнике. Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 90,93,97. 3. Приём ТРКМ « Составление кластера»
Физкультминутка. Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), учащиеся хлопками обозначают склонение существительных: Ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода. Вернемся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока. - Почему у существительных зиме , осени разные окончания? - Теперь можете объяснить почему? - Так от чего ещѐ зависят окончания имен существительных? У: - Вот как важно уметь определять склонение. 4. Первичная проверка понимания. 1. Практическая работа. - Вернёмся к словам из словарного диктанта. Определите склонение существительных. - Существительных какого склонения мы не наблюдали? Приведите свои примеры. 5. Первичное закрепление. 1. Работа в информационном пространстве.
2. Игра «Третье лишнее» Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово. Весна, река, стекло. 3. Работа на интерактивной доске Использование тренажера по русскому языку «Определи склонение имени существительного» Задание: определить склонение существительных ,стоящих в косвенных падежа 1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения» А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно. Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы. В каких высказываниях у вас возник спор? Узнали ответы на этот вопросы? Что такое склонение? Сколько склонений у имен существительных? Склонение – это постоянный признак? Вот и подошла к концу наша исследовательская работа. С какими трудностями столкнулись? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим? Все ли имена существительные склоняются? Значит, мы еще знаем не все об именах существительных. На этот вопрос попытаемся ответить на следующих уроках. Информация о домашнем задании. Выполни любые два задания (на выбор). 1. Придумай грамматическую сказку о склонении имен существительных. 2. Узнай из энциклопедической литературы о происхождении термина ―склонение. 3. Выпиши из словаря 10 слов и определи склонение. | Учащиеся прикрепляют своих смайликов ниже облачков. Учащиеся повторяют действия за учителем. Индивидуальная работа: запись слов под диктовку. Проверка: чтение записанных слов орфографически. Ученики формулируют признак, по которому они нашли лишнее слово. Работа в парах. На столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Учитель задаёт вопросы, а ученики обсуждают его в парах. Если согласны, то ставят «+», если не согласны«-», если возникнет спор, то обводят этот номер в кружок. Учащиеся в результате работы приходят к проблемному вопросу. Формулируют с учителем тему урока: « Склонения существительных» Фронтальная работа с предложением. Поэты пишут стихи о зиме ж.р. и осени ж.р. . Вывод: Оба этих существительных женского рода. Поэты пишут стихи о зиме П.п. и осени П.п.. Вывод: Падеж у них тоже одинаков. Вывод: Почему число, род, падеж одинаковые, а окончания разные? Формулируют с учителем цель урока(узнать о склонении имени существительного) Идет работа в группах по плану. Ученики проговаривают правила работы в группах, начинают выполнять работу. Задание группы выполняют на демонстрационных листах. После выполнения идет коллективная проверка итогов работы. Представитель от каждой группы представляет свои наблюдения и выводы (склоняет слово , комментирует окончания) Работа в парах. Учащиеся читают правила и составляют кластер признаков 3-х склонений существительных. Проверка фронтальная. Ученики выполняют хлопки: 1-е скл. – 1 хлопок; 2-е скл. – 2 хлопка; 3-е скл. – 3 хлопка. Учащиеся приходят к выводу, что окончания существительных зависят от склонения. Индивидуальная самостоятельная работа по определению склонения существительных . Взаимопроверка. Работа в парах. Работа в информационном пространстве в приложении learningapps: Индивидуальная самостоятельная работа. Задание: определить склонение существительных: Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения. Проводится анализ: количество выполнивших без ошибок. (поднимают руки) Фронтальная работа. Ученики ( до 6 чел.) по очереди работают на интерактивной доске , формулируют алгоритм определения склонения имён существительных Фронтальная работа с классом. Ученики отвечают на вопросы учителя, делают вывод. Записывают, задают вопросы при возникновении таковых. |