12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дружинина Наташа54
Творческая личность.
Россия, Москва, Москва

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку конспекта урока «Просто о сложном»


Методическая разработка урока русского языка

в 4 классе по теме

« Основные типы склонения существительных»

Предмет : русский язык

Класс: 4

Тема: Основные типы склонения существительных

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: изучить понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить учащихся с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду, по наличию специфических падежных окончаний.

Задачи: Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца

Прогнозируемые результаты:

Предметные УУД: знать лексико-грамматические признаки имен существительных, уметь определять падеж имен существительного.

Регулятивные УУД: уметь выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека.

Познавательные УУД:-самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

Коммуникативные УУД:строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; умение работать в парах, в группе, договариваться и приходить к общему мнению.

-Личностные УУД:  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Методы: Продуктивные: частично-поисковый метод;

Репродуктивные: иллюстративный метод (презентация), словесный метод.


Оборудование: ПК, интерактивная доска, Macbook ( 15 шт.), карточки для самостоятельной работы по новой теме, мел, доска.

Формы работы на уроке: индивидуальная; фронтальная; работа в парах; групповая.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент












II. Актуализация знаний.







III .Стадия вызова.









































































IV. Стадия осмысления.





























V. Стадия рефлексии.


















VI. Домашнее задание.


Приветствие учеников.

1. Психологический настрой детей.

На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое.

Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое настроение вам больше нравится?

Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

2. Мозговая гимнастика.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

- Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.


1. Словарный диктант.

Человек, горизонт, аллея ,багаж, завтра, железо, рябина.

- Укажите виды орфограмм.

- Все ли слова требуют проверки?

- Какое слово будет лишним и почему? Предлагается среди данных слов найти лишнее и сформулировать признак, по которому они определили.



1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

- Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?

- Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?

- Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак?

- Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?

- Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?

- Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?

- Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?

- Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?

Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?


-Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.

-К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.

-Значение, какого слова вам не совсем понятно?

-Попробуйте подобрать однокоренные слова.

-Значит, имя существительное может склоняться. Что это значит?

-Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

- Сформулируйте тему урока.


2. Постановка проблемы

Прочитайте предложение, записанное на доске.

Поэты пишут стихи о зиме и осени.

- Найдите имена существительные в единственном числе.

- Определим и сравним род этих имен существительных, поставив в начальную форму.

- Может они стоят в разных падежах? Определите падеж.

- Выделите окончания. Одинаковые ли у них окончания?

-

КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС?

- Предположите, только ли от числа, рода, падежа зависит написание окончаний имен существительных?

- Итак, значит, есть что-то важное, и пока неизвестное?

- Предположить можете, что же это? (склонение)

У: У слова СКЛОНЕНИЕ есть тайна. Сегодня мы еѐ раскроем.

- Значит, какая цель нашего урока?



1. Решение проблемы.

Итак, перед вами встала проблема: «Почему разные окончания?» У вас возникли предположения , а теперь попробуем подтвердить или опровергнуть их.

План работы:

1.Просклонять предложенные существительные.

2.Для проверки взять любое существительное того же рода и изменить по падежам.

3.Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются.

4.Сделать вывод.

Представители научных групп получают конверт с заданием. Приложение 1.

Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания?

2. Чтение правила в учебнике.

Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 90,93,97.


3. Приём ТРКМ « Составление кластера»


Физкультминутка.

Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), учащиеся хлопками обозначают склонение существительных: Ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.


Вернемся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока.

- Почему у существительных зиме , осени разные окончания?

- Теперь можете объяснить почему?

- Так от чего ещѐ зависят окончания имен существительных?

У: - Вот как важно уметь определять склонение.


4. Первичная проверка понимания.

1. Практическая работа.

- Вернёмся к словам из словарного диктанта. Определите склонение существительных.

- Существительных какого склонения мы не наблюдали? Приведите свои примеры.


5. Первичное закрепление.

1. Работа в информационном пространстве.




2. Игра «Третье лишнее»

Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.



3. Работа на интерактивной доске

Использование тренажера по русскому языку «Определи склонение имени существительного»

Задание: определить склонение существительных ,стоящих в косвенных падежа


1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.

Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы.

В каких высказываниях у вас возник спор?

Узнали ответы на этот вопросы?

Что такое склонение?

Сколько склонений у имен существительных?

Склонение – это постоянный признак?


Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.

С какими трудностями столкнулись?

Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Все ли имена существительные склоняются?

Значит, мы еще знаем не все об именах существительных. На этот вопрос попытаемся ответить на следующих уроках.


Информация о домашнем задании.

Выполни любые два задания (на выбор).

1. Придумай грамматическую сказку о склонении имен существительных.

2. Узнай из энциклопедической литературы о происхождении термина ―склонение.

3. Выпиши из словаря 10 слов и определи склонение.







Учащиеся прикрепляют своих смайликов ниже облачков.



Учащиеся повторяют действия за учителем.






Индивидуальная работа: запись слов под диктовку.

Проверка: чтение записанных слов орфографически.

Ученики формулируют признак, по которому они нашли лишнее слово.



Работа в парах.


На столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Учитель задаёт вопросы, а ученики обсуждают его в парах. Если согласны, то ставят «+», если не согласны«-», если возникнет спор, то обводят этот номер в кружок.




Учащиеся в результате работы приходят к проблемному вопросу.






Формулируют с учителем тему урока:

« Склонения существительных»



Фронтальная работа с предложением.


Поэты пишут стихи о зиме ж.р. и осени ж.р. .

Вывод: Оба этих существительных женского рода.

Поэты пишут стихи о зиме П.п. и осени П.п..

Вывод: Падеж у них тоже одинаков.

Вывод: Почему число, род, падеж одинаковые, а окончания разные?



Формулируют с учителем цель урока(узнать о склонении имени существительного)



Идет работа в группах по плану.

Ученики проговаривают правила работы в группах, начинают выполнять работу.




Задание группы выполняют на демонстрационных листах.

После выполнения идет коллективная проверка итогов работы. Представитель от каждой группы представляет свои наблюдения и выводы (склоняет слово , комментирует окончания)



Работа в парах.

Учащиеся читают правила и составляют кластер признаков 3-х склонений существительных.

Проверка фронтальная.



Ученики выполняют хлопки:

1-е скл. – 1 хлопок;

2-е скл. – 2 хлопка;

3-е скл. – 3 хлопка.




Учащиеся приходят к выводу, что окончания существительных зависят от склонения.


Индивидуальная самостоятельная работа по определению склонения существительных .

Взаимопроверка.




Работа в парах.

Работа в информационном пространстве в приложении learningapps:

Интерактивное задание


Индивидуальная самостоятельная работа.

Задание: определить склонение существительных:

Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.

Проводится анализ: количество выполнивших без ошибок.

(поднимают руки)


Фронтальная работа.

Ученики ( до 6 чел.) по очереди работают на интерактивной доске ,

формулируют алгоритм определения склонения имён существительных


Фронтальная работа с классом.

Ученики отвечают на вопросы учителя, делают вывод.















Записывают, задают вопросы при возникновении таковых.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.