Методическая разработка урока по теме «Древние цивилизации» для учащихся 5 классов по истории древнего мира
Методическая разработка урока по теме « Древние цивилизации» для учащихся 5 классов по истории древнего мира
Автор-составитель учитель МАОУ ЦО №47 города Иркутска Цвирчак Светлана Михайловна
Технологическая карта урока по теме
Тема урока | « Древние цивилизации» |
Тип урока | Повторительно-обобщающий урок /Деловая игра с элементами проблемно-диалогического обучения в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении |
Дата урока | |
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности | История цивилизаций/ М:Издательство «Приор», 2019г. История государства и права зарубежных стран/ под общей редакцией Н.И.Крашенннниковой, О.А. Жидковой.-М: Издательская группа «Норма –Инфра», 2014г. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций/.А.В.Желудков, А.Г.Буланова.-М: Издательство «Приор», 2011г. Хрестоматия по истории государства и прав зарубежных стран./-З.М.Черниловский.-М:Юридическая литература, 2021г |
План урока | 1.Визитка команд. 2.Конкурс «Человек-загадка». 3.Конкурс «Неизвестный источник права» 4.Конкурс «Оружие в древности» 5. Конкурс «Знание- сила» 6.Конкурс «Определи должность»
|
Цель урока | Обучающая: обобщить знания учащихся по истории государственно-правовых институтов древнего мира, развивать умения учащихся объяснять понятия, соотносить события и даты. Развивающая: развить практические компетенции учащихся в работе с проблемными заданиями через комбинирование и варьирование обществоведческой ситуации в работе с документами; умение выделять ключевые аспекты проблемы, устанавливать причинно- следственные связи , ставить и разрешать проблемную ситуацию в новых условиях. Воспитательная: воспитание гуманности и гуманизма, толерантности. |
Формы обучения | групповая , индивидуальная. |
Основные понятия и термины | Имперская политика- стремление распространить свою политику на весь мир. Конфликт цивилизаций - столкновение различных устойчивых типов общественно-политических устройств. |
Планируемые образовательные результаты | Научится: определять особенности государственно-правовых институтов древних государств, анализировать черты имперской политики крупнейших государств древности, раскрывать причинно-следственные связи процессов и явлений . |
Формирование УУД (универсальных учебных действий) | Аналитические, практические, познавательные , коммуникативные компетенции |
Эпиграф к уроку: «Когда я вижу – я забываю, когда я слышу- я запоминаю, когда я делаю- я понимаю». Конфуций
Проблемный вопрос формулируем
Как вы думаете ребята, почему сегодня я выбрала именно эту цитату Конфуция. Какая фраза из цитаты подходит именно вам и почему? Чему мы с вами сегодня должны научиться? Учащиеся высказывают свое отношение к афоризму Конфуция.
Определение целей и задач урокавместе с учащимися
Дети заранее получили задание по группам приготовить визитную карточку своей команды в контексте пройденного материала.
2.Игра.
1.К о н к у р с «Домашнее задание»(название, девиз, песня), посвященные государственно-правовым институтам Древних государств
2.Конкурс «Человек-загадка».
На стенде портреты Тутанхомона ,Ману, Солона, Цицерона ,Хаммурапи Ликурга
1) Определите, о ком идёт речь?
-Самый молодой правитель, который умер в юности.
-В годы правления этого правителя Вавилон стал самым могущественным государством
-Этот законодатель составил законы в форме двустиший, которые закрепляют кастовое устройство общества данного государства.
- Оратор, законодатель, который говорил, что не знать историю своей страны- это значит до конца дней своих оставаться ребенком.
-Этот законодатель запретил полноправным гражданам заниматься земледелием, они должны быть только воинами.
-В великих делах трудно угодить многим, не найдя поддержку в проведении своих реформ , он покинул родину.
3. Конкурс «Неизвестный источник права». Определить по характеристикам статей законов, название источника права и страну .
«Сильный не должен притеснять слабого, если свободный человек за долги попал в рабство, то по истечению трех лет , даровать ему свободу».(Законы Хаммурапи-Вавилон)
«Брак это есть имущественная сделка по которой муж покупает себе жену и она становиться его собственностью ,почитай мужа своего как бога. За неверность мужу-смерть.» (Законы Ману- Индия).
«Если ребенок родился хилым и слабым он не сможет быть сильным воином, поэтому по решению герусии, отец ребенка должен сбросить его со скалы.» (Законы Ликурга-Древняя Спарта)
«Брачный возраст для мужчинот 25 до 60 лет, от 20-до 50 лет для женщин, кто в данном возрасте не состоит в браке, обязан платить налог на безбрачие « ( Император Август-Рим)
Какое суждение из представленных на ваш взгляд наиболее приемлемо использовать в наши дни и почему версии команд?
Какое суждение в априоре не может быть вообще быть реализовано в наши дни и почему?
4. Конкурс «Оружие».
На ватмане изображение русского воина, татарского и западноевропейского. По жребию определяется, какая команда кому должна подобрать оружие. У команд должно быть три одинаковых набора картинок с их изображением.
5. Конкурс «Знания-сила».
Командам предлагается по жребию составить план ответа по темам «право Древнего Китая, Законы Хаммурапи, Право Древней Греции, Римское право». После составления плана, один из учащихся комментирует тезисы, включенные в план. А представители других команд , готовят по два вопроса к составителям плана по заданной тематике.
6.Конкурс «Определи должность в государстве и назови страну»
1)Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний и управлял этими округами -? (фараон- Египет)
2) Глава этого государства считался наместником и служителем бога защитника Шамаша-?? (царь-Вавилон)
3 Среди подданных укрепились представления о них «как сыновьях Неб», получивших власть по воле божественных сил. (Императоры –Китай)
4) Основными функциями их было верховное руководство и командование всеми вооруженными силами, их выбирали ежегодно открытым голосованием путем поднятия руки .(коллегия стратегов в Афинах)
6.Конкурс «Третий лишний». Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием государственно-правовые институты Древних государств.Ответ аргументируйте.
1Ур, Урук, Междуречье, Янцзы, Вавилон, Хаммурапи, Ману .
2Хаммурапи, Ликург, Солон, Ману, Драконт, Рамзес, Цинь Ши Хуанди.
3.Совет пятьсот, гелиэя, номы, варны, коллегия стратегов, архонты.
4.Герусия, эфоры, центуриаты, трибуты, куриаты, сенат.
Ответ прокоментировать и аргументировать ваш выбор .
Этап 4 Рефлексия
В рамках завершения урока на основе системно-деятельностного подхода организуем самостоятельную работу на основе самооценки, саморегулирования учебной деятельности на уроке по определенным критериям., что позволяет закрепить изученный материал , проанализировать этапы своей работы и так же учителю выявить пробелы и затруднения при изучении данного материала, что в целом позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность обучающегося в рамках построения индивидуальной траекторией обучения.
Выберите подходящую пословицу, которая, на ваш взгляд имеющую отношение к нашей теме
1. Если я хочу осушить болото, то мне не нужно спрашивать лягушек об их согласии на это.
2. Старая песня на новый лад.
3. Тому, кто хочет вверх, не следует забывать о теплых вещах для спуска вниз. Через тернии к звездам.
4.Перепрыгивающему пропасть не следует делать два шага.
5. Всякому овощу свое время.
Какой вопрос для меня оказался самым сложным?
Чему новому я научился сегодня на уроке?
В целом свою работу я оцениваю ( у учащихся три флаера)
Красный-отлично
Зеленый- хорошо
Желтый- нормально, но есть определенные затруднения.