Методическая разработка урока по теме «Древние цивилизации» для учащихся 5 классов по истории древнего мира

3
0
Материал опубликован 13 November 2023 в группе

Методическая разработка урока по теме « Древние цивилизации» для учащихся 5 классов по истории древнего мира

Автор-составитель учитель МАОУ ЦО №47 города Иркутска Цвирчак Светлана Михайловна

Технологическая карта урока по теме









Тема урока




« Древние цивилизации»

Тип урока

Повторительно-обобщающий урок /Деловая игра с элементами проблемно-диалогического обучения в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении




Дата урока


Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

История цивилизаций/ М:Издательство «Приор», 2019г.

История государства и права зарубежных стран/ под общей редакцией Н.И.Крашенннниковой, О.А. Жидковой.-М: Издательская группа «Норма –Инфра», 2014г.

История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций/.А.В.Желудков, А.Г.Буланова.-М: Издательство «Приор», 2011г.

Хрестоматия по истории государства и прав зарубежных стран./-З.М.Черниловский.-М:Юридическая литература, 2021г

План урока



1.Визитка команд.

2.Конкурс «Человек-загадка».

3.Конкурс «Неизвестный источник права»

4.Конкурс «Оружие в древности»

5. Конкурс «Знание- сила»

6.Конкурс «Определи должность»


Цель урока

Обучающая: обобщить знания учащихся по истории государственно-правовых институтов древнего мира, развивать уме­ния учащихся объяснять понятия, соотносить события и даты.

Развивающая: развить практические компетенции учащихся в работе с проблемными заданиями через комбинирование и варьирование обществоведческой ситуации в работе с документами; умение выделять ключевые аспекты проблемы, устанавливать причинно- следственные связи , ставить и разрешать проблемную ситуацию в новых условиях.



Воспитательная: воспитание гуманности и гуманизма, толерантности.

Формы обучения

групповая , индивидуальная.

Основные понятия и термины

Имперская политика- стремление распространить свою политику на весь мир.

Конфликт цивилизаций - столкновение различных устойчивых типов общественно-политических устройств.


Планируемые образовательные результаты

Научится: определять особенности государственно-правовых институтов древних государств, анализировать черты имперской политики крупнейших государств древности, раскрывать причинно-следственные связи процессов и явлений .

Формирование УУД (универсальных учебных действий)

Аналитические, практические, познавательные , коммуникативные компетенции


Эпиграф к уроку: «Когда я вижу – я забываю, когда я слышу- я запоминаю, когда я делаю- я понимаю». Конфуций

Проблемный вопрос формулируем

Как вы думаете ребята, почему сегодня я выбрала именно эту цитату Конфуция. Какая фраза из цитаты подходит именно вам и почему? Чему мы с вами сегодня должны научиться? Учащиеся высказывают свое отношение к афоризму Конфуция.

Определение целей и задач урокавместе с учащимися 

Дети заранее получили задание по группам приготовить визитную карточку своей команды в контексте пройденного материала.

2.Игра.

1.К о н к у р с «Домашнее задание»(название, девиз, песня), посвященные государственно-правовым институтам Древних государств

2.Конкурс «Человек-загадка».

На стенде портреты Тутанхомона ,Ману, Солона, Цицерона ,Хаммурапи Ликурга

1) Определите, о ком идёт речь?

-Самый молодой правитель, который умер в юности.

-В годы правления этого правителя Вавилон стал самым могущественным государством

-Этот законодатель составил законы в форме двустиший, которые закрепляют кастовое устройство общества данного государства.

- Оратор, законодатель, который говорил, что не знать историю своей страны- это значит до конца дней своих оставаться ребенком.

-Этот законодатель запретил полноправным гражданам заниматься земледелием, они должны быть только воинами.

-В великих делах трудно угодить многим, не найдя поддержку в проведении своих реформ , он покинул родину.

3. Конкурс «Неизвестный источник права». Определить по характеристикам статей законов, название источника права и страну .

«Сильный не должен притеснять слабого, если свободный человек за долги попал в рабство, то по истечению трех лет , даровать ему свободу».(Законы Хаммурапи-Вавилон)

«Брак это есть имущественная сделка по которой муж покупает себе жену и она становиться его собственностью ,почитай мужа своего как бога. За неверность мужу-смерть.» (Законы Ману- Индия).

«Если ребенок родился хилым и слабым он не сможет быть сильным воином, поэтому по решению герусии, отец ребенка должен сбросить его со скалы.» (Законы Ликурга-Древняя Спарта)

«Брачный возраст для мужчинот 25 до 60 лет, от 20-до 50 лет для женщин, кто в данном возрасте не состоит в браке, обязан платить налог на безбрачие « ( Император Август-Рим)


Какое суждение из представленных на ваш взгляд наиболее  приемлемо использовать  в наши дни и почему версии команд?

Какое суждение в априоре не может быть вообще быть реализовано в наши дни и почему?

4. Конкурс «Оружие».

На ватмане изображение русского воина, татарского и западно­европейского. По жребию определяется, какая команда кому долж­на подобрать оружие. У команд должно быть три одинаковых на­бора картинок с их изображением.



t1699881677aa.jpgt1699881677ab.jpg

t1699881677ac.jpg







5. Конкурс «Знания-сила».

Командам предлагается по жребию составить план ответа по темам «право Древнего Китая, Законы Хаммурапи, Право Древней Греции, Римское право». После составления плана, один из учащихся комментирует тезисы, включенные в план. А представители других команд , готовят по два вопроса к составителям плана по заданной тематике.

6.Конкурс «Определи должность в государстве и назови страну»

1)Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний и управлял этими округами -? (фараон- Египет)

2) Глава этого государства считался наместником и служителем бога защитника Шамаша-?? (царь-Вавилон)

3 Среди подданных укрепились представления о них «как сыновьях Неб», получивших власть по воле божественных сил. (Императоры –Китай)

4) Основными функциями их было верховное руководство и командование всеми вооруженными силами, их выбирали ежегодно открытым голосованием путем поднятия руки .(коллегия стратегов в Афинах)

6.Конкурс «Третий лишний». Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием государственно-правовые институты Древних государств.Ответ аргументируйте.

1Ур, Урук, Междуречье, Янцзы, Вавилон, Хаммурапи, Ману .

2Хаммурапи, Ликург, Солон, Ману, Драконт, Рамзес, Цинь Ши Хуанди.

3.Совет пятьсот, гелиэя, номы, варны, коллегия стратегов, архонты.

4.Герусия, эфоры, центуриаты, трибуты, куриаты, сенат.

Ответ прокоментировать и аргументировать ваш выбор .

Этап 4 Рефлексия

В рамках завершения урока на основе системно-деятельностного подхода организуем самостоятельную работу на основе самооценки, саморегулирования учебной деятельности на уроке по определенным критериям., что позволяет закрепить изученный материал , проанализировать этапы своей работы и так же учителю выявить пробелы и затруднения при изучении данного материала, что в целом позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность обучающегося в рамках построения индивидуальной траекторией обучения.

Выберите подходящую пословицу, которая, на ваш взгляд имеющую отношение к нашей теме

1. Если я хочу осушить болото, то мне не нужно спрашивать лягушек об их согласии на это.

2. Старая песня на новый лад.

3. Тому, кто хочет вверх, не следует забывать о теплых вещах для спуска вниз. Через тернии к звездам.

4.Перепрыгивающему пропасть не следует делать два шага.

5. Всякому овощу свое время.



Какой вопрос для меня оказался самым сложным?

Чему новому я научился сегодня на уроке?

В целом свою работу я оцениваю ( у учащихся три флаера)

Красный-отлично

Зеленый- хорошо

Желтый- нормально, но есть определенные затруднения.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации