12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Каширина Ольга Николаевна94
Учитель обществознания
Россия, Томская обл., г.Колпашево

Методическая разработка урока по теме «Правонарушение и его последствия».
Предмет: обществознание
Класс: 10
Цель урока
: повторить и закрепить тему: «Правонарушение и его последствия» .
Задачи:

повторить учащихся с понятием "проступок" и "преступление", вспомнить их отличия;

закрепить знание определения " юридическая ответственность";

повторить некоторые отрасли права;

развивать умение анализировать, высказывать собственную точку зрения, делать выводы;

показать неотвратимость ответственности за совершение преступлений.

 

Ожидаемые результаты:

Личностными результатами являются:

осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, предполагающими в том числе анализ и оценку ситуаций, действий с правовых позиций;

сформированность гражданской позиции выпускника как активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок;

сформированность правового мышления;

осознание важности правового регулирования общественных отношений, в том числе международных;

становление непримиримого отношения к общественно опасным, преступным действиям в социальной жизни;

способность и готовность следовать предписаниям отраслей российского права на основе осознания их сущности и социальной значимости;

ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах и требованиях права, отражающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма, гражданского мира.

Метапредметными результатами являются:

умение на основе полученных в курсе правовых знаний адекватно оценивать с правовых позиций собственное поведение, действия окружающих; осуществлять самоконтроль, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом;

способности анализировать с опорой на полученные правовые знания конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы правомерного поведения, адекватные этим ситуациям;

ключевых навыках решения проблем правового характера, работы с информацией, её поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;

ключевых компетентностях, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (обобщённые способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и ин формационные умения, умение работать с разными источниками правовой информации);

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем по актуальным проблемам права, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками;

умение анализировать возникающие ситуации и моделировать правомерное поведение;

умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность по вопросам отраслевого и процессуального права;

Предметными результатами являются:

понимание права как целостной системы, как культурного явления в развитии цивилизационных процессов, его значения для становления демократического правового государства;

владение основными правовыми понятиями и терминами как познавательными средствами осмысления правовых ситуаций, возникающих в социальной действительности;

опыт использования получаемых знаний и умений для решения проблем, связанных с возникновением правовых ситуаций;

умение извлекать правовую информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;

умение соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями;

правовая идентификация личности обучающегося как гражданина России и будущего активного участника общественной жизни;

понимание гражданственности как полной субъектной самостоятельности, права быть как партнёром государства и общества, так и находиться к ним в определённой оппозиции;

мотивация к самостоятельному изучению правовых дисциплин, развитие интереса к их проблематике;

признание прав каждой отдельной личности на обладание этими правами, признание факта равноценности всех людей и незыблемости их достоинства и прав;

отношение к институту власти и права не с позиций зависимости и запрета, а с позиций партнёрства и средства защиты и, как следствие, признание за собой ряда обязанностей, определяющих взаимоотношения партнёрства и ответственности.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Технология: мозговой штурм.
Основные понятия:
Правомерное поведение – 
это поведение субъекта права (действие или бездействие), которое соответствует предписанным нормам права.
Правонарушение - это действие или бездействиекоторое нарушает правовые нормы.
Состав правонарушения - совокупность юридических признаков, которые определяют противоправное деяние и служат основанием юридической ответственности..
Субъект правонарушения – тот, кто совершает правонарушение.
Объект правонарушения – общественные отношения, на которые направлено противоправное деяние.
Объективная сторона правонарушения – деяние, противоправность которого определена в нормах права.
Субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, связанная с совершением деяния.
Вина – психическое отношение лица к собственному противоправному поведению и его последствиям, выраженное в
форме умысла или неосторожности.

Преступление – запрещенное уголовным законом противоправное, виновное, наказуемое деяние, характеризующееся высшей степенью общественной опасности.
Проступки – правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности, чем преступления.
Правопорядок – система общественных отношений, в которой индивиды, социальные группы и общество согласовывают свои интересы, разрешают противоречия, конфликты, добиваются намеченных целей.

Административное правоэто отрасль, которая призвана регулировать права и обязанности юридических и физических лиц, их отношения с органами местного управления и с органами исполнительной власти.

Гражданское право - это отрасль права, которая регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Уголовное право - это отрасль публичного права, которая регулирует отношения, возникшие при совершении преступлений, определяет их признаки и наказуемость.

Ход урока

Организационный момент 
2. Актуализация знаний 

Для определения темы урока, учащиеся смотрят видеофрагмент под названием «Афера века» - реальная история дерзкого ограбления банка в Аргентине.
Тема сегодняшнего урока: «Правонарушение и юридическая ответственность.

Работа по закреплению изученного материала 
 Тема нашего урока – «Правонарушение»

Небольшой опрос по вопросам темы:
- Скажите, пожалуйста, что такое «правонарушение»?

- Назовит виды правонарушений.

- Назовите признаки правонарушений.

- Назовите состав правонарушения.

- Раскройте смысл понятия «Юридическая ответственность».

Признаки правонарушения:

Действие или бездействие;

Противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);

Виновное поведение человека;

Причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);

совершение деяния дееспособным лицом.


Еще одним обязательным признаком правонарушения считают наличие вины. Под виной понимают психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.
Есть две формы вины: а) неосторожность и б) умысел, человек действует сознательно.

Виды правонарушений:
Преступление - это правонарушение, несущее высокую социальную опасность. Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.
Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности. За проступки полагаются наказания не уголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Состав правонарушения:
Субъект правонарушения - это дееспособное (деликтоспособное) лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение.
Субъективная сторона правонарушения - это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной психической деятельности различают: вину, мотив, цель, эмоциональное состояние. Обязательный признак субъективной стороны: вина, то есть определенное психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его общественно опасным или вредоносным последствиям (результату).
Объект правонарушения - это общественные отношения, охраняемые нормами права, которым при совершении правонарушения причиняется определенный вред или создается угроза причинения соответствующего вреда.
Объективная сторона правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону состава правонарушения, то есть объективные признаки внешнего проявления правонарушения и объективные условия его совершения. Обязательные признаки объективной стороны так называемых материальных составов правонарушений: наличие деяния (общественно опасного или вредного), причинная связь, последствия (общественно опасные или вредные) деяния.

 

Юридическая ответственность - это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение.

Виды юридической ответственности они зависят от характера правонарушений. Выделяют: уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную ответственность и материальная ответственность.

Уголовная ответственность- это один из видов юридической ответственности, при которой к виновному лицу суд применяет государственное принуждение в форме наказания,

Административная ответственность-понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом.

Гражданская ответственность - ответственность наступает вследствие гражданских правонарушений и регламентируется Гражданским кодексом РФ. Этот вид ответственности имеет в основном так называемый компенсационный характер предполагает полное возмещение вреда и восстановление нарушенных имущественных и лично неимущественных прав.

Дисциплинарная ответственность-регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарные проступки наказываются не только замечаниями и выговорами. Может последовать и увольнение с работы. 

Материальная ответственность - обязывает работника возместить нанесенный им ущерб.


 

3. Практическая часть.

Далее работа осуществляется в трёх группах . Участники групп получают кейс с проблемной задачей и вопросами к ней. Учащимся предлагается определить, какие правонарушения были совершены и каковы последствия могут в результате наступить. Результаты своей работы учащиеся оформляют на ватманах в виде интеллект-карты. Оценивание итогов работы учеников осуществляется с помощью таблицы критериев оценки выступления групп.

Кейс

Задача

В четверг 5 января, в 17-00 гражданин Н очень торопился домой, по случаю семейного праздника. Чтобы сократить путь и сэкономить время решил перебежать дорогу в неположенном месте. В это время на проезжей части гр.Н явно видел оживлённое движение автомобилей, но всё же решил рискнуть и как только, по его мнению, выдался шанс он побежал через дорогу.

Вопросы:

Совершил ли гр.Н противоправное деяние?

Какие ещё проишествия могут произойти в это время на проезжей части?

Какие ещё неблагоприятные последствия могут произойти в результате противоправного деяния гр.Н?

Какие отрасли права вы можете назвать при решении данной задачи?

Предположите, какие могут быть применены санкции?

Может ли данный тип работы пригодиться в будущем для решения заданий ЕГЭ?

При решении вопросов 2 и 3 заполняйте таблицу.

t1705657581aa.jpg

Виды правонарушений

Преступление

Проступок

 

 

Учащимся выдаётся ватман, маркеры для оформления решения кейса. На ватмане изображены: иллюстрация к задаче. Учащимся нужно составить интеллект-карту.

Таблицы критериев оценки выступления групп

Баллы:

1-слабо, 2- хорошо, 3- отлично.

Название группы

Точность материала

Поведение

Умение сотрудничать

Общий балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

4.Учащиеся представляют свои интеллект-карты и заполняют таблицы оценивания. На основе заполненных таблиц, учитель выставляет оценки в журнал.

5.Домашнее задание
Написать эссе «Дураку закон не писан» Русская пословица.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.