12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евдокимова Татьяна Николаевна33
Россия, Ульяновская обл., с. Новая Малыкла
8

Методическая разработка урока родного языка (русского) «Нормы употребления имён существительных» (6 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новомалыклинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза М.С. Чернова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока родного языка (русского)

 

Тема урока «Нормы употребления имён существительных»

6 класс

 

 

 

 

 

 

 

Автор методической разработки: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Евдокимова Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Новая Малыкла, 2023 год

 

 


 

1. План-конспект урока

 

Предмет

Родной язык (русский)

Класс 6

Дата

Тема

Нормы употребления имён существительных

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель:

Актуализировать знания учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и умение правильно образовывать формы числа и падежные формы имени существительного

Задачи

 

образования:

способствовать формированию умения правильно образовывать падежные формы имен существительных;

формировать навык работы со словарями;

повторить сведения о языковых нормах

развития:

развивать способность определять и исправлять речевые недочеты, связанные с нарушением грамматических норм употребления имен существительных;

развивать умение сравнивать, группировать, делать выводы

воспитания:

Способствовать воспитанию у учащихся средствами урока уверенности в своих силах, чувства взаимопомощи;  воспитывать интерес к родному языку

 

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь правильно образовывать падежные формы имен существительных

 

Метапредметные:

 

Познавательные УУД:

- решать познавательную задачу, находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых теоретических понятий;

- уметь извлекать информацию из источников, представленных в разных формах; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Регулятивные УУД:

- уметь высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать проблему урока; искать пути решения проблемы;

Коммуникативные УУД:
- формировать умение строить связное монологическое высказывание; взаимодействовать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем

Личностные:

 

Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по поиску необходимой информации

Основные понятия

Имя существительное, языковая норма, род имён существительных, число имён существительных

Средства обучения

Мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал


 

 

Ход урока

1. Организационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада приветствовать вас на уроке и прошу обратить внимание на доску.

«Учиться надо весело … Чтобы усваивать знания, надо переваривать их с аппетитом» А. Франс

- Как вы понимаете это высказывание?

- Согласны ли вы с ним?

Ученики: На уроке не место скуке и унынию. Мы будем активно и весело работать: мыслить, рассуждать, исследовать и получать новые знания.

Учитель: Абсолютно верно! Это высказывание будет девизом нашего урока!

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Новые знания нам будет трудно осваивать без знания определения «языковая норма».

- Что такое языковая норма? Если кто-то из вас забыл, вы можете подсмотреть значение в толковом словаре.

(Исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период).

- Какие языковые нормы вы знаете?

(составление схемы на доске и в тетрадях)

t1691573659aa.gift1691573659aa.gift1691573659aa.gift1691573659aa.gifЯзыковая норма

 

 

Орфоэпическая норма Лексическая норма Грамматическая норма Пунктуационная норма

- Что регулирует каждая норма?

(Орфоэпическая норма регулируют постановку ударения, произношение; грамматическая норма - образование и употребление частей речи; лексическая норма - употребление слов в соответствии с их лексическим значением; орфографическая норма - написание слов, пунктуационная норма - постановку знаков препинания).

3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации

Учитель: Откройте учебник на стр. 83 упражнение 113 и прочитайте фрагмент юмористического рассказа А.П. Чехова «Письмо к учёному соседу».

- Почему этот фрагмент вызвал у вас улыбку?

- Какие ошибки допущены в нём? (Допущены ошибки в употреблении существительных).

- Найдите существительные, в которых допущена ошибка. (Существительные «пятна»).

-Какие слова вызвали затруднения? («дурман», «светило»).

- Почему? (Из-за незнания лексического значения слова).

- Где мы можем выяснить лексическое значение слова? (В толковом словаре).

3.1. Работа со словарями

Дурман
1) Ядовитое растение семейства пасленовых с опьяняющим запахом, используемое в фармакологии.
2) а) Опьяняющее средство, приготавливавшееся из такого растения.
б) перен. То, что притупляет разум, сознание.

Светило
1. Небесное тело, излучающее свет. Светило дня или дневное светило...

4. Постановка цели и задачи урока.

Учитель: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Нормы употребления имен существительных).

Учитель: Запишите тему урока в тетрадь.

- Исходя из темы, давайте сформулируем цель нашего урока. (Научиться соблюдать грамматические нормы употребления существительных).

- Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?

(1) правильно образовывать формы числа и падежные формы;

2) изучить материал учебника по этой теме;

3) внимательно слушать учителя;

4) делать необходимые записи в тетрадях).

- Где можно узнать информацию по данной теме? (В учебнике, спросить у учителя).

5. Открытие новых знаний

 

Род имён существительных

Работа в группах

На слайде записаны словосочетания: сладк.. безе, тёмн.. вуаль, прозрач.. тюль, стеклянн.. бутыль, ароматн.. какао, прошлогодн.. табель, импортн.. шампунь, персиков.. желе, кровельн.. толь, болезненн.. мозоль, скользк.. ступень, тяжёл.. бандероль, чёрн.. рояль, тонк.. голень. (Слайд)

- Выпишите словосочетания «сущ. мужского рода + прилагательное» (группа №1), «сущ. женского рода + прилагательное» (группа № 2), «сущ. среднего рода + прилагательное» (группа № 3).

 

сущ. мужского рода + прилагательное

(1 группа)

сущ. женского рода + прилагательное

(2 группа)

сущ. среднего рода + прилагательное

(3 группа)

Чёрный рояль

импортный шампунь

прозрачный тюль

прошлогодний табель

кровельный толь

  

болезненная мозоль

тёмная вуаль

стеклянная бутыль

тонкая голень

скользкая ступень

тяжёлая бандероль

сладкое безе

ароматное какао

персиковое желе

 

 

- Как называются имена существительные, которые встретились вам в задании? (несклоняемые имена существительные)

- Как мы можем определить их род?
Учитель: Вы сформулировали правило. Посмотрите, как представлена эта информация на карточке жёлтого цвета.

(Несклоняемые существительные пришли в русский язык из других языков. У этих существительных тоже есть род, но мы определяем его не по окончанию, а по значению.
1. Мужской род.
Слова, обозначающие мужчин, лиц мужского пола: атташе (военный атташе), маэстро (известный маэстро).            
Слова, обозначающие животных: кенгуру (большой кенгуру), пони (красивый пони). !НО! Если мы говорим о самке животного, существительное мы должны употребить в женском роде: кенгуру кормила детёныша. 
Слова, у которых есть синоним мужского рода (общее слово): пенальти (удачный пенальти) = удар.   

2. Женский род.
Слова, обозначающие женщин, лиц женского пола: леди (красивая леди).
Слова, у которых есть синоним женского рода (общее слово): авеню (новая авеню) = улица.    

3. Средний род.
Слова, обозначающие предметы (неодушевлённые существительные): такси (жёлтое такси), хобби (необычное хобби), интервью (короткое интервью).

- Есть ли отличие ваших выводов от информации на карточке?

- Значит, ваш вывод верен.

- О чём же вы узнали? (Об определении рода несклоняемых имён существительных).

- Для чего мы всё это узнавали? (Чтобы научиться правильно определять род несклоняемых имён существительных).

Физкультминутка

Учитель: Устали? Давайте немного отдохнём.

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире – развернули на «четыре».

Силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть»

2. Форма именительного падежа множественного числа имён существительных.

Работа с карточками в парах

Учитель: перед вами лежат карточки, на которых записаны слова в единственном числе. Образуйте форму именительного падежа множественного числа. Каждая пара должна распределить карточки по группам:

с существительными с окончаниями –а, я;

с окончаниями -и, ы.

Слова: договор, сторож, месяц, свитер, шофёр, адрес, директор, возраст, почерк, доктор, якорь, столяр. (Слайд)

(1 группа - договоры, месяцы, свитеры, шофёры, возрасты, почерки, столяры.

2 группа - сторожа, адреса, директора, доктора, якоря).

- Проанализируйте правописание окончаний имён существительных и сформулируйте самостоятельно случаи выбора правописания окончаний имён существительных в именительном падеже множественного числа.

Учитель: Вы сформулировали правило. Посмотрите, как представлена эта информация в учебнике (стр. 84).

- Есть ли отличие ваших выводов от информации учебника?

- Значит, ваш вывод верен.

- Значит, следующий шаг в нашей работе – научиться (Правильно образовывать форму именительного падежа множественного числа имён существительных)

Учитель: Выполним упражнение № 116. Записываем словосочетания и комментируем их написание по цепочке).

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении этого упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

3. Форма родительного падежа множественного числа имён существительных

Загадка-шутка (Слайд)

Как правильно сказать:

У рыбов не зубов,

У рыбей нет зубей,

Или у рыб нет зуб?

(У рыб нет зубов).

- Какая форма имени существительного иногда вызывает затруднения?

(Форма родительного падежа множественного числа).
Работа с учебником

Учитель: Откройте учебник на стр. 85. Прочитайте по цепочке текст.

Учитель: Итак, какое правило мы узнали?

Для чего мы всё это узнавали? (Чтобы правильно писать окончания имён существительных в форме родительного падежа множественного числа).

6. Первичное осмысление и закрепление знаний

Учитель: Продолжаем работу.

Значит, какой следующий шаг в нашей работе – потренироваться (писать окончания имён существительных в форме родительного падежа множественного числа)

Учитель: Правильно! Выполним упражнение № 118.

Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить имена существительные в форму родительного падежа множественного числа и комментируем их написание по цепочке).

Испытывали ли вы затруднения при выполнении этого упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель: Вы уверены в своих умениях? (Да)

- Как проверить? (Самостоятельно выполнить задание и проверить).

Учитель: Проверьте себя по эталону.

- У кого всё правильно?

- Кто допустил ошибки?

- У кого всё правильно? Кто поставил себе «5»?

- Кто допустил 1 ошибку и поставил себе «4»?

- Кто допустил более 3 ошибок?

- В чём было затруднение? Как исправить его? (Вновь обратиться к правилу)

- Давайте ещё раз вспомним правило правописание окончаний имён существительных в форме родительного падежа множественного числа?

Ученики называют правило (слабый ученик)

Учитель: Желающие могут поставить себе оценки в дневники.

8. Включение в систему знаний.

Учитель: Представьте, что вы работаете корректорами в журнале. Вам принесли статью на проверку. Исправьте ошибки.

Учитель: Напомните, чем они занимаются? (Исправляют в тексте орфографические и пунктуационные ошибки, опечатки, следит, чтобы текст был правильно оформлен).

- Выполните упражнение № 120.

Учитель: Проверьте себя, такой получился у вас ответ. (Слайд)

9. Информация о домашнем задании Учитель: Есть мудрые слова: «Научить нельзя, можно только научиться».

У вас есть прекрасная возможность продолжить учиться дома.

Параграф 14 (правила выучить), выполнить упражнение 122 или составить карточку «Трудные случаи употребления имён существительных».

Учитель: Всем понятно домашнее задание?

10. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:

Какие нормы мы закрепляли?

Какие трудные формы имен существительных вы запомнили?

Какие окончания могут быть у существительных родительного падежа множественного числа?

Как узнать, правильно вы образовали форму слова или нет?

Учитель: Завершая урок, я бы хотела, чтобы вы дали оценку своей работе.

Закончите предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Расскажу дома, что …

Учитель: Мне было приятно с вами работать. Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.


 

Список использованной литературы

1. Александрова О.М. и др. Русский родной язык. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/.– М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/. - М.: АСТ, 2017.

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Ирина Владимировна Казарцева, 09.08.23 в 17:18 0Ответить Пожаловаться
А где презентация? Вы ссылаетесь на слайды?
Селиванова Галина Геннадьевна, 16.08.23 в 12:37 0Ответить Пожаловаться
Хороший конспект урока. Жду презентацию к нему.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.