Методическая разработка урока внеклассного чтения «Урок Победы»

5
0
Материал опубликован 27 December 2023 в группе

г. Самара

МБОУ гимназия «Перспектива»

Учитель начальных классов

Семенова Надежда Петровна

Аннотация к уроку внеклассного чтения

Урок внеклассного чтения по теме «С. П. Алексеев «Отдельный танковый батальон» посвящен 75-летию Великой Победы в войне 1941-45 годов. Образовательная цель урока: формирование читательской культуры личности, развитие субъектной позиции второклассника на основе осмысления произведения С.П. Алексеева «Отдельный танковый батальон».

До урока обучающиеся собирают пословицы и поговорки о Родине, узнают их смысл и значение. В толковом словаре ребята выясняют, кого называют патриотом. Из рассказа учителя обучающиеся узнают, как началась ВОВ 1941- 45 годов, сколько горя принесла она в каждую семью, о геройских поступках солдат, не щадивших своей жизни для Победы. Минута молчания (метроном). С экрана к ребятам обращается ученик 6 класса Шерстнёв Никита, он рассказывает о своем прадедушке, Базарнове В.Г., поэте нашей малой родины. Василий Григорьевич, уроженец деревни Петропавловка Клявлинского района, в годы войны служил в особом лыжном батальоне, участвовал в сражении под Москвой. Вернулся после тяжелого ранения в родную деревню. Свои воспоминания о войне, героях-солдатах, страданиях и чувствах простых советских людей Василий Григорьевич передал в стихах.

Как далеко от нас война, о ней узнаем мы теперь из книг… Учитель знакомит учащихся с выставкой книг писателя Алексеева С.П., который создал целую историческую библиотеку для младших школьников. Подготовленные заранее ученики сообщают одноклассникам сведения из биографии писателя. Какими они были, – люди, отстоявшие свободу и независимость, и уничтожившие фашистов? Талант известного писателя Сергея Алексеева позволяет нам увидеть их, как живых, и запомнить навсегда.

Далее учитель читает рассказ, обучающиеся отмечают в тексте не знакомые слова. Каждая группа получает задание на карточке. Учащиеся, прочитав рассказ самостоятельно, выполняют задание и представляют вариант ответа у доски. На занятии ребята учатся давать оценку и высказывают своё мнение о прослушанных выступлениях, учитывая правила вежливости. Занятие предусматривает преемственность формирования универсальных учебных действий в урочной и внеклассной деятельности.

В ходе работы в группах по карточкам ученики получают сведения о сражении под Москвой (станция Крюково), получают возможность характеризовать героя произведения лейтенанта Логвиненко, определяют смысл произведения. Таким образом, на уроке идёт всестороннее обсуждение произведения, в котором принимают участие все дети. Итог урока (прием «Свободный микрофон») позволяет учащимся обсудить совместные переживания по поводу прочитанного.

Книги Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни. Рекомендации учителя, к следующему уроку прочитать другие рассказы писателя С.П. Алексеева.

Урок литературного чтения (внеклассное чтение)

во 2 классе, посвященный мероприятию «Рисуем Победу»

Тема урока: Урок памяти и славы. С. Алексеев «Рассказы о войне» («Отдельный танковый батальон»).

Цель урока: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством С. П. Алексеева, его произведением «Отдельный танковый батальон»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух, умения определять главную мысль произведения.

Задачи урока:

воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне, формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение»; развивать устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, выделять главное, рассуждать; обогащать словарный запас детей, воспитание интереса к миру детской художественной литературы, формирование у школьников патриотической позиции.



Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; получат возможность научиться: характеризовать героев произведения на основе их поступков.

Метапредметные:

познавательные: пользуются дополнительной и справочной литературой для нахождения необходимой информации; используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с задачами и целями;

регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию; строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: имеют представление о событиях ВОВ 1941-1945 г.; проявляют любовь к Родине, стремление защищать и беречь ее.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, выставка книг писателя С.П.Алексеева, карточки для групповой работы, фишки для самооценки.

Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята! К уроку внеклассного чтения я попросила вас найти пословицы о Родине. Какие пословицы вы знаете?

-«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»

Родина - мать, умей за нее постоять»

-« Жить-Родине служить»

Учитель: Как вы понимаете смысл пословиц? (Ответы учащихся)

- Известный поэт С. Михалков считал, что… «Только тот, кто любит, ценит и уважает, накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».


- Кто такой патриот? Обратимся в толковый словарь.

Патриот - человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.


Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о событии, которое будет отмечать вся наша страна, 75-летие Великой Победы. О войне мы знаем только из книг, фильмов, рассказов ветеранов, так как родились и выросли в мирное время.

Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2019 года 2020 год объявлен Годом памяти и славы.


-Как же начиналась Великая Отечественная война?

( Учитель в ходе рассказа на слайдах открывает таблицы)

Мирную жизнь людей, взрослых и детей, на рассвете 22 июня 1941 года нарушили немецкие самолеты с бомбами. Фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Бомбы обрушились на города и села, аэродромы и железнодорожные станции, дома, школы, детские сады и больницы. Миллионы людей вышли на улицы, чтобы услышать голос Левитана, извещающий о начале войны. Весь наш народ поднялся на борьбу с захватчиками, на фронт уходили и старые, и молодые. С первого дня до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы над фашистами-врагами всего человечества. Справедливая, освободительная война закончилась 9 мая 1945 года. Во время войны было совершено много подвигов настоящими героями - солдатами.

-Кого называют героем? (Человека исключительной смелости и доблести).

-Что такое подвиг? (Подвиг - героический поступок, совершённый в трудных условиях.)

- Героизм советских людей (наша страна в то далекое время называлась СССР - Союз Советских Социалистических Республик) невозможно переоценить: битва за Москву, блокада Ленинграда, 200 дней и ночей Сталинграда, битва на Курской дуге, за Днепр. Долгожданную победу люди ждали 1418 дней. Более 27 миллионов советских людей погибли в этой страшной войне. Почтим их память минутой молчания. (Минута молчания - метроном).


II. Подготовка к восприятию новой темы

-Ребята, своей жизнью мы обязаны советским солдатам. А как мы свами можем быть достойны памяти тех, кто сражался до последней капли крови. (Ответы детей)

- Среди нас осталось очень мало очевидцев событий тех 1941-45 годов. Ветераны.… Помогите им, обратитесь к ним с добрым словом. Они нуждаются в нашей заботе. Помните о том, какой подвиг совершили они, чтобы мы мирно и счастливо жили в нашей стране!

Послушайте рассказ ученика 6 класса Шерстнёва Никиты о своем прадедушке, нашем земляке Базарном В.Г., поэте малой родины. (Просмотр видеоролика)


-Кем служил Базарный Василий Григорьевич в годы войны? (Он служил в особом лыжном батальоне).

- Найдите значение слова батальон в Толковом словаре. ( Батальон (франц.) -формирование, основное тактическое подразделение в сухопутных войсках, воздушно-десантных войсках, береговых войсках и других войсках. Батальон входит в состав полка... Стрелковый, сапёрный, специальный, танковый и т.п. ).

Ребята, как Никита узнал о героической жизни своего прадеда?

( Из воспоминаний Василия Григорьевича и его стихов, книг, рассказов близких).


III. Чтение рассказа учителем, обсуждение

- Как далеко от нас война, о ней узнаем мы теперь из книг… Сегодня на выставке в нашем классе книги писателя Алексеева С.П., который создал целую историческую библиотеку для младших школьников и продолжал её пополнять всю жизнь.

Алексеев Сергей Петрович родился в 1922 году на Украине в маленьком селе Плискове в Винницкой области. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына обязательно врачом. В старших классах Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась такой заманчивой, таинственной и великой, как небо. Он выбрал небо и поступил в авиационное училище.

Война застала его близ границы в полевом лагере. С группой товарищей он был откомандирован в Оренбургское лётное училище. Без отрыва от учёбы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского пединститута, полный курс которого прошёл за год и пять месяцев, получив диплом в 1944 году. По окончании лётного училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны учил молодых лётчиков.

Среди книг Сергея Алексеева особо место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Произведения Сергея Алексеева выдержали огромное количество изданий и были переведены на многие языки мира. Книга, на которой выросли поколения юных читателей. Книга, в которой героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне поведан не сухим языком фактов, но многоголосьем реальных людей, переживших славные и страшные годы 1941–1945.Какими они были, – люди, отстоявшие свободу и независимость, и уничтожившие фашистскую чуму? Талант известного писателя Сергея Алексеева позволяет нам увидеть их, как живых, и запомнить навсегда.


- Чтение рассказа учителем. (Ученики, следят по тексту). Если вам встретятся непонятные слова, отметьте их.

- Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Найдите их, попробуем объяснить. Вот эти слова.

Резервы-

Лазурь -

Броня-

(Работа с Толковым словарем)

- Какие мысли и чувства у вас вызвал рассказ? (Доказательства текстом: найди и прочитай).

1) О каком сражении идет речь в рассказе «Отдельный танковый

батальон»? (Московская битва, станция Крюково)

2) Сколько танков было в танковом батальоне и почему? (Один. Остальные подбиты)

3) Помог ли этот танк пехотинцам в бою? (Да. Он маневрировал на поле боя, быстро менял позиции, было отбито 5 атак)

- Прочитайте ещё раз последнюю часть.

- Найдите предложение, где выражена главная мысль. Посмотрите, я записала её на доске.

(Подошел к танкисту командир полка, крепко обнял героя:

Спасибо, браток, спасибо. Вижу, что прибыл действительно танковый батальон!)

- Что имел в виду командир полка?

IY Итог урока. Рефлексия. «Свободный микрофон»

- С творчеством, какого писателя познакомились сегодня на уроке? Какие чувства вы испытываете сейчас? Довольны ли вы своей работой на уроке? VI.

(Дети высказались на волнующую тему.)

В помощь детям даются начальные фрагменты высказывания: «Я задумался над (о)...», «Я понял, что...», «Меня впечатлило...».

Книги Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.

С. П. Алексеев с такими словами обращается к вам в предисловии к книге:

« Дорогие ребята! Вы молоды. Вся ваша жизнь впереди. Желаю вам много счастья. Пусть минуют вас беды и войны. Пусть окружают вас люди, подобные героям этой книги. Любите своих родителей, свой дом, свою школу, свою великую Родину. Любите, и она вам ответит тем же»





Приложение 1

Отдельный танковый батальон

Продолжается жестокая схватка с фашистами. Тяжелые бои идут у поселка и станции Крюково. С особой силой здесь жмут фашисты. Не хватает у наших сил. Вот -вот отойдут советские солдаты.

Звонят командиры старшим начальникам. Просят о срочной помощи. Нет у старших начальников помощи. Все резервы давно в бою.

Все тяжелее дела под Крюковом. Снова звонят командиры начальникам.

Хорошо, – говорят начальники. – Ждите танковый батальон.

И верно, вскоре на командный пункт сражающегося здесь полка явился офицер танкист. Молод, красив танкист. В кожаной куртке, в шлеме танкистском. Глаза синие- синие. Словно в мае лазурь небесная.

Подошел танкист к командиру полка, руку к шлему поднес, представился:

Товарищ командир полка, отдельный танковый батальон прибыл в ваше распоряжение. Докладывает командир батальона старший лейтенант Логвиненко.

Рад командир полка, просто счастлив. Обнял офицера:

Спасибо, браток, спасибо. – И сразу конкретно к делу: – Сколько в батальоне танков?

Одна машина, – отвечает танкист. И небесная лазурь в глазах светит.

Сколько- сколько? – не верит своим ушам командир полка.

Одна машина, – повторяет танкист. – Одна осталась… Танк Т37.

Большие потери несли под Москвой фашисты. Но и у наших они немалые… Вся радость с лица у командира полка вмиг слетела. Танк Т37 самый устаревший советский танк. Самый старый и самый малый. Один пулемет – вот и все вооружение. Броня толщиной с мизинец.

Какова будет боевая задача? – спрашивает танкист.

Направляйтесь в распоряжение первого батальона, – сказал командир полка.

Этот батальон больше всего и атаковали сейчас фашисты.

Прибыл танкист к батальону и сразу ринулся в бой. То в одном месте поддержит броней пехотинцев, то быстро меняет позиции. И вот уже на новом месте. Легче в бою солдатам. Слух от солдата идет к солдату – прибыл танковый батальон.

Устояли тогда герои. Не пустили вперед фашистов.

И вторую отбили атаку солдаты. А за этой еще четыре. Теперь уже не только первому батальону – всему полку помогал танкист.

Закончился бой. Стоит танкист – молодой, красивый. Глаза синие- синие. Майской горят лазурью.

Подошел к танкисту командир полка, крепко обнял героя:

Спасибо, браток, спасибо. Вижу, что прибыл действительно танковый батальон.






Презентация к уроку победыPDF / 1.25 Мб















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации