Конспект урока математики на тему «Действия с десятичными дробями» (5 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 г. Михайловска»
Подготовила и провела:
учитель математики МАОУ СШ №1 г. Михайловска
Матвеева Мария Павловна
Конспект урока
«100 – это только начало!», по теме: «Действия с десятичными дробями»
Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с маршрутным листом при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал (маршрутный лист, карточки с дополнительным заданием), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint.
Цели урока:
предметные:
а) обобщить и систематизировать знания обучающихся по темам: «Сложение и вычитание, умножение десятичных дробей, деление десятичных дробей на натуральное число»;
б) способствовать выявлению знаний и умений у обучающихся в нестандартных ситуациях;
развивающие: развитие логического мышления учащихся, познавательной активности, развитие самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке;
воспитательные: развитие логического мышления учащихся, познавательной активности, развитие самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке.
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- знать определение десятичной дроби, правило выполнения действий с десятичными дробями; - точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию; - выполнять устные и письменные вычисления с десятичными дробями. - применять знания в различных ситуациях | - понимать учебную задачу урока; - определять цель учебного задания; - понимать необходимость применять приемы самоконтроля при решении математических заданий; - обнаруживать и исправлять ошибки; - понимать необходимость проверки выдвинутых предположений. - учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; - осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; - уметь понимать точку зрения другого, слушать | - коммуникативные способности при работе со сверстниками: определять цели, распределять функции, умение работать в паре и группе, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - формировать стремление к критичности мышления, распознавать логически некорректные высказывания; - формировать стремление к самоконтролю процесса и результатам учебной математической деятельности; - развивать способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений |
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок-путешествие. У нас на уроке присутствуют гости - учителя математики из разных школ. Они пришли посмотреть, как мы умеем работать, решать задачи и просто посмотреть, какие мы дружные.
2. Вводная беседа. Мотивация и актуализация знаний.
Предлагаю послушать куплет песни (включается 1 куплет песни «С чего начинается Родина»).
А как вы, ребята, понимаете слово «Родина», что имел в виду автор этих строк, когда он писал их?
(выслушиваются ответы учеников)
Вывод: Родина, это место, где мы родились, выросли. Для нас Родина – это наш город Михайловск, который входит в состав Нижнесергинскиго района.
Ребята, сегодня мы совершим путешествие по родным краям - по нашему Нижнесергинскому району.
Путешествовать мы будем группами. У каждой группы будут свои задачи, решив которые, вы приоткроете некоторые странички летописи нашего района. Раскрыв свою страничку, каждая группа поделиться своим открытием со всем классом.
Как будет называться наше путешествие, выяснит первая и вторая группы. А подсказку, для постановки цели путешествия получит третья и четвертая группы.
Для этого вам нужно устно решить примеры с выбором ответа и составить из полученных слов совместное предложение.
| 1-я группа | Ответы | 2-я группа | Ответы | 3-я группа | Ответы | 4-я группа | Ответы |
1 | 1,67 + 0,3 | с) 1,97 а) 1,7 | 6,5 + 5 | н) 11,5 е) 7 | 3,3 + 7 | у) 10,7 б) 4 | 7,5 + 5 | р) 12,5 у) 8 |
2 | 7,96 – 0,6 | б) 7,9 т) 7,36 | 9,2 - 2 | б) 9 а) 7,2 | 15,5 – 0,5 | в) 10,5 з) 15 | 25,4 – 0,4 | в) 21,4 а) 25 |
3 | 1,25 · 4 | в) 4 о) 5 | 2,5 · 4 | д) 100 ч) 10 | 0,2 · 5 | е) 10 н) 1 | 0,25 · 4 | б) 100 й) 1 |
4 | 0,9 · 7 | э) 6,3 г) 63 | 0,7 · 8 | а) 5,6 в) 56 | 0,6 · 9 | а) 5,4 д) 54 | 0,8 · 9 | 0) 7,2 м) 72 |
5 | 2,84 · 10 | т) 28,4 д) 2,840 | 29,7 · 100 | л) 2970 м) 2,97 | 3,75 · 10 | т) 37,5 ю) 0,375 | 4,53 · 10 | н) 45,3 е) 453 |
6 | 15,3 : 3 | е) 51 о) 5,1 | 18,4 : 2 | х) 92 о) 9,2 | 14,4 : 2 | и) 72 ь) 7,2 | 16,8 : 2 | д) 84 а) 8,4 |
7 | | | | | 43,7 : 10 | ф) 4,37 и) 437 | | |
8 | | | | | 1,2 + 0,5 | а) 1,7 л) 17 | | |
9 | | | | | 9,5 – 4,1 | м) 54 к) 5,4 | | |
10 | | | | | 1,2 · 3 | т) 3,6 я) 36 | | |
1 группа
1,97 | 7,36 | 5 | | 6,3 | 28,4 | 5,1 |
с | т | о | - | э | т | о |
2 группа
10,5 | 15 | 1 | 5,4 | 2970 | 9,2 |
н | а | ч | а | л | о |
Итак, 1 и 2 группа выяснила, что тема нашего путешествия: «100 – это начало». Я добавлю: только начало.
3 группа:
11,5 | 7,2 | 10 | 5,6 | 37,5 | 7,2 | | 4,37 | 1,7 | 5,4 | 3,6 |
у | з | н | а | т | ь | | ф | а | к | т |
4 группа:
12,5 | 25 | 1 | 7,2 | 45,3 | 8,4 |
р | а | й | о | н | а |
Открываем тетради, записываем число, тему урока: «100 – это только начало!»
Цель нашего урока - путешествия – узнать (выяснить) некоторые факты нашего района.
Выяснять факты будем не совсем обычно: мы можем «перепрыгнуть» от одного факта к другому. Но чтобы не заплутать, мы воспользуемся картой района, с отмеченными остановками на слайде и маршрутным листом, который находится у вас на столах.
2. Обобщение и систематизация.
А вот направление у нас будет конкретное математическое: применение знаний выполнения изученных действий с десятичными дробями.
Итак, в добрый путь!
Остановка 1.
Сейчас вы узнаете, в каком году образовался Нижнесергинский район. Для этого, выполним 1 задание в ваших листах. Решаем в тетрадях (найти значение выражения). Ответы первой группы и второй – это число и месяц образования, ответы третьей группы и четвертой – год образования).
(33,452 - 4,02 · 1,6) · 100 27.02
(5,03 · 1,4 + 12,198) · 100 1924
Историческая справка. День 27 февраля (02) 1924 года вошел в историю как дата образования нашего района. В начале, район был относительно невелик по размерам. В 1928 году говорилось, что в состав Сергинского района входило всего 4 поселковых Совета: Нижнесергинский, Артинский, Верхнесергинский, Гробовский.
Некоторые новые факты истории нашего края вы откроите в своих группах, решив задачи, а затем поделившись информацией с остальными.
Остановка 2 и 3.
Задача 1. Решив задачу, вы узнаете площадь территории муниципального района (муниципального образования).
Площадь Нижнесергинского района в 7,557 раз больше площади Михайловска. Какую площадь занимает наш район, если наш город занимает 490 км² ? Ответ округлить до целых.
Точно — 3703,27 км².
Вывод. Какова площадь Нижнесергинского района.
490 * 7,557 = 3702,93 ≈ 3703 (км²) – площадь нашего района
Задача 2. Найдите численность населения нашего района, если в нем в 4,4 раза жителей больше, чем в нашем городе, в котором живет 8 780 человек. Ответ округлить до сотен.
8780 * 4,4 = 38632 ≈ 38600 (ч) - живет в нашем районе.
Точно – 38 578 человек.
3. Устная работа
Отдохнем и поработаем устно все вместе.
Остановка 4.
Сколько населенных пунктов, и какого типа сейчас входит в состав нашего района, вы узнаете, изучив следующую диаграмму.
Какие населенные пункты входят в настоящее время в состав Нижнесергинского муниципального района?
Сколько их всего? - 38
Вычислите, во сколько раз деревень у нас больше, чем поселков городского типа? – в 5
Во сколько раз городов меньше, чем поселков? – в 5
Историческая справка. В настоящее время в состав Нижнесергинского муниципального района входит 38 населенных пунктов: из них 2 города (Нижние Серги, Михайловск), 3 рабочих поселка городского типа (Верхние Серги, Атиг, Дружинино) и 33 сельских населенных пункта.
Продолжаем путешествие.
Физкульминутка. Встаньте, посмотрите на соседа, на ребят из другой группы, вверх, вниз. А теперь поверните голову к окну, что вы там видите? (красоту нашего города).
Подходим к последней нашей остановке. Конечно для нас город Михайловск – важная часть нашего района, и эта остановка для нас также важна.
Остановка 5.
Главное украшение города – Михайловский пруд. Плотина пруда была построена в 1806 году. Это самый большой пруд на реке Серге. Вот что писали о Михайловском пруде в уральской прессе XIX века: «По величине своей и красоте это единственный пруд по окрестным заводам: тянется в длину на 9 верст, а в ширину доходит до 3. Берега его – живописные, скалистые горы, на вершинах которых уцелели вековые сосны»
В прошлом на Михайловском пруду время от времени ловили диковинную рыбу (кто знает какую). Узнать название этой диковинной рыбы вы сможете сами, решив уравнения и поставив в соответствии им ответы.
1-2 группа:
3-4 группа:
№ | Уравнение | Ответы | |
1-6 | 2,7 + х = 7, 5 | Б) 4,8 | Ы |
2-7 | y - 6,5 = 12 | Е) 18,5 | Б |
3-8 | х + 3,8 = 8 | Л) 4,2 | И |
4-9 | y : 5,3 = 12 | О) 63,6 | Ц |
5-10 | х : 6,8 = 3,4 | Р) 23,12 | А |
Проверяем.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | е | л | о | р | ы | б | и | ц | а |
– белорыбицу. Первые годы жизни проводит в Каспийском море, а достигнув половозрелого возраста уходит в реки. Видимо, она поднималась так далеко из Каспийского моря. Это самый крупный представитель рыб из семейства лососевых. Достигает размера более 120 см и веса до 15 кг.
Белорыбица ценится как вкусная, жирная рыба: пирог с белорыбицей – редкое блюдо», - писал краевед Николай Хрущев.
Остановка 6.
Историческая справка. Природное достояние района – парк «Оленьи ручьи», в долине реки «Серга». Здесь много гротов и пещер. Самая длинная пещера на Серге — Аракаевская, длиной 0,75 километров, что в 8 раз меньше длины популярного маршрута природного парка «Малый круг», который в свою очередь в 2,5 раза меньше «Большого маршрута. Найдите протяженность «Малого» и «Большого» туристического маршрута (всем группам, одни говорят ответ «малого», другие – «Большого»).
«Малый» и «Большой» туристический маршрут – 6 и 15 километров.
Остановка 7. И опять история
Парк был создан 9 октября 1999 года. Это был первый природный парк Свердловской области.
В 2005 году в природном парке на скале над рекой Серга была установлена скульптура ангела с трепетными крылышками – олицетворение добра и покровительства – символ мирового значения. Такие скульптуры были установлены одновременно в Нижних Сергах, Австралии, Канаде, Перу, Мали, Вануату, на Гаваях. Всего на планете Земля установят 49 таких ангелов.
3. Подведение итогов. Рефлексия
Остановка 8.
На этом наше путешествие подходит к концу. Какие темы мы с вами повторили?
Давайте вернемся к названию: «Сто – это только начало» Как вы думаете, почему оно так называется? И почему именно «Сто»?
Действительно, в следующем году наш район будет отмечать свой столетний юбилей. И это только начало его достижений и возможностей. Как и сегодняшний урок – это только начало общей информации дат и дел в жизни нашего района. На самом деле, история гораздо ярче и многообразнее, ведь она творилась коллективными усилиями тысяч и тысяч наших земляков.
Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
У вас на столах лежат мишени. Поставьте любой знак у тех слов, которые больше всего вам подходят.
Домашнее задание
Остановка 9.
1. Заполнить кроссворд
2. Составить и записать задачу о нашем районе – для желающих
Закончить урок я хочу словами Луция Сенека
Любят родину не за то,
что она велика, а за то,
что своя.
Остановка 10. Спасибо за урок. Вы были молодцы.
Приложение 1.
Урок – путешествие
Тема: «100 – это только начало!»
Цель: узнать (выяснить) некоторые факты истории нашего района.
Маршрутный лист – 1, 2
Фамилия, Имя ____________________________________________________
№ | Задание | Ответ | Само оценка | ||||||||||
1 | Выполнив это задание, вы узнаете, число и месяц образования Нижнесергинского района. Найти значение данного выражения. (33,452 - 4,02 · 1,6) · 100 | | | ||||||||||
2 | Решив задачу, вы узнаете площадь территории муниципального района (муниципального образования). Задача. Площадь Нижнесергинского района в 7,557 раз больше площади Михайловска. Какую площадь занимает район, если наш город занимает 490 км²? Ответ округлить до целых. | | | ||||||||||
3 | Сколько населенных пунктов, и какого типа сейчас входит в состав нашего района, вы узнаете, изучив следующую диаграмму. | устно | | ||||||||||
4 | В прошлом на Михайловском пруду время от времени ловили диковинную рыбу. Узнать название этой диковинной рыбы вы сможете сами, решив уравнения и поставив в соответствии им ответы. |
| | ||||||||||
5 | Природное достояние района – парк «Оленьи ручьи», в долине реки «Серга». Здесь много гротов и пещер. Самая длинная пещера на Серге — Аракаевская, длиной 0,75 километров, что в 8 раз меньше длины популярного маршрута природного парка «Малый круг», который в свою очередь в 2,5 раза меньше «Большого маршрута. Найдите протяженность «Малого» и «Большого» туристического маршрута. | | | ||||||||||
6 | Саморефлексия. Поставьте любой знак у тех слов, которые больше всего вам подходят. |
| |||||||||||
7 | Домашнее задание. 1. | 2. Для желающих. Составить и записать задачу о нашем районе. | |
Приложение 2.
Урок – путешествие
Тема: «100 – это только начало!»
Цель: узнать (выяснить) некоторые факты истории нашего района.
Маршрутный лист – 3, 4
Фамилия, Имя ____________________________________________________
№ | Задание | Ответ | Само оценка | ||||||||||
1 | Выполнив это задание, вы узнаете, в каком году образовался Нижнесергинский район. Найти значение данного выражения. (5,03 · 1,4 + 12,198) · 100 | | | ||||||||||
2 | Решив задачу, вы узнаете численность населения нашего района. Задача. Найдите численность населения нашего района, если в нем в 4,4 раза жителей больше, чем в нашем городе, в котором живет 8 780 человек. Ответ округлить до сотен. | | | ||||||||||
3 | Сколько населенных пунктов, и какого типа сейчас входит в состав нашего района, вы узнаете, изучив следующую диаграмму. | устно | | ||||||||||
4 | В прошлом на Михайловском пруду время от времени ловили диковинную рыбу. Узнать название этой диковинной рыбы вы сможете сами, решив уравнения и поставив в соответствии им ответы. |
| | ||||||||||
5 | Природное достояние района – парк «Оленьи ручьи», в долине реки «Серга». Здесь много гротов и пещер. Самая длинная пещера на Серге — Аракаевская, длиной 0,75 километров, что в 8 раз меньше длины популярного маршрута природного парка «Малый круг», который в свою очередь в 2,5 раза меньше «Большого маршрута. Найдите протяженность «Малого» и «Большого» туристического маршрута. | | | ||||||||||
6 | Саморефлексия. Поставьте любой знак у тех слов, которые больше всего вам подходят. |
| |||||||||||
7 | Домашнее задание. 1. | 2. Для желающих. Составить и записать задачу о нашем районе. | |