Разработка внеаудиторного мероприятия в форме часа памяти на тему: «По дорогам Великой Отечественной войны»

3
0
Материал опубликован 2 November 2021

Министерство ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное АВТОНОМНОЕ профессиональноЕ

образовательное учреждение САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»













Методическая разработка

внеаудиторного мероприятия в форме часа памяти

на тему: «По дорогам Великой Отечественной войны»









Подготовили: Лабодина С.В.

Курсакова С.Н
















Балашов 2021


Аннотация

На методическую разработку в форме часа памяти на тему: «По дорогам Великой Отечественной войны»

Авторы: Лабодина С.В., Курсакова С.Н..

Учебное заведение: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

Содержание

Объём 30 страниц

Работа посвящена разработке методики проведения часа памяти на патриотическую тему для студентов 1 курса.

В последние годы государство постепенно возвращается к естественному балансу в вопросах воспитания патриотизма, и это находит отражение, в первую очередь, в стандартах (ФГОС) второго поколения. В них уделяется огромное внимание воспитательным задачам и особенно патриотическому воспитанию. Семьдесят шесть лет, как закончилась Великая Отечественная война. Но эта тема постоянно волнует наше поколение и будет актуальна во все времена. В семейных архивах хранятся фотографии военных лет, награды наших прадедушек, дедушек, бабушек, письма, похоронки. Великая Отечественная войны была самой тяжелой и жестокой из войн, когда-либо пережитых нашим народом. Мы много знаем про страшные бои, раны и смерти на полях сражений.

На фронте и в тылу было сделано очень многое для победы. Наши земляки выпустили очень интересные книги о жизни в нашем городе во время войны. Хочется, чтобы все узнали о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. Обучение студентов в средних специальных учебных заведениях должно включать внеаудиторную работу. Образование ставит задачу организовать обучение, переходящее от учебных занятий к внеаудиторной деятельности. Активизация познавательной деятельности студентов – это общедидактическая проблема в процессе формирования всесторонне гармонично развитой личности. Предлагаемая методическая разработка – это вариант проведения часа памяти, опираясь на краеведческий материал. В настоящее время этой проблеме уделяют большое внимание, т. к молодое поколение должно знать историю своей страны, своей малой Родины, участников событий в годы Великой Отечественной войны. Данное внеаудиторное мероприятие позволяет установить междисциплинарные связи между дисциплинами история и литература, развить интерес к истории своей страны, получить интересные сведения по краеведческому материалу, а также расширить общеобразовательный кругозор студентов.

Методическая разработка предназначена для использования другими преподавателями и классными руководителями во внеаудиторной работе.





















Содержание

1.Предисловие……………………………………….…….5-6

2. Основная часть………………………………………….7-24

3. Заключение……………………………………………...25

4. Литература………………………………………………26






































Предисловие

За последнее время в Российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым жестокость в крайних проявлениях. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитанной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестоких условиях. За последнее десятилетие потеряно целое поколение, где представители, которого могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодёжи. Быть истинным патриотом - естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждение гуманистического образа жизни, осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине. Понимание патриотизма имеет глубокое теоретическое значение, традицию уходящую корнями в глубину веков. Уже Платон рассуждал о том, что Родина дороже отца и матери. Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, её прошлому и настоящему и будущему развить патриотические качества и национальное самосознание, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты родины, преподавателю необходимо больше проводить внеаудиторных мероприятий такого содержания. Накануне празднования 76 летней годовщины победы в Великой Отечественной войне, на занятиях истории я проводила анкетирование среди студентов 1 курсов. Результаты анкетирования показали, что не у всех студентов сформированы патриотические качества. Они знают о подвигах дедов и прадедов, но мало интересуются историческими событиями прошлого, мало кто смотрит патриотические телепередачи, посвященные Великой Отечественной войне. В решении проблемы гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна принимать участие сама молодежь, осознавая важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать её культурные традиции. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должны государство, семья, учебные заведения, проводя типичные мероприятия.









































Основная часть

Цели:

Дидактическая - расширить знания о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами;

Воспитательная – формирование гражданской позиции студентами, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей Родины;

Развивающая – развитие патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Методическая - продемонстрировать методику проведения внеаудиторного мероприятия в форме часа памяти.

Задачи:

1.Познакомить студентов с этапами Великой Отечественной войны.

2.Показать вклад жителей нашего города в победу над врагом.

Оснащение и оформление:

Карта Великой Отечественной войны.

Презентация «По дорогам Великой Отечественной войны»

Видеофильм о войне.

Рекомендации по проведению историко- литературной гостиной.

Подобрать материал об этапах Великой Отечественной войны..

Подготовка сообщение о промышленных предприятиях города Балашова в годы Великой Отечественной войны..

Ход мероприятия

Вступительное слово преподавателей Лабодиной С.В.

Выступление преподавателя Курсаковой С.Н.

Выступление Саврасовой О.В.

Выступление студентов.

Заключительное слово преподавателя.




Содержание мероприятия.

Преподаватель Лабодина С.В.

Здравствуйте, уважаемые студенты и гости нашего мероприятия. Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. 9 мая наша Родина отмечает – 76-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне.

9 Мая - светлый и радостный день. Это один из главных праздников в истории нашего народа, наша слава и гордость. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Вечная им слава! И сегодня мы с вами представим, как это было…

С тревогой за судьбу Родины трудящиеся слушали по радио заявление Советского правительства о нападении фашисткой Германии. Огромная страна встала на смертный бой с беспощадным врагом.

Просмотр кинофильма № 1 о В.О.В

Преподаватель Лабодина С.В.

В мирное и теплое воскресное утро 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут, без объявления войны, немецкие войска лавиной самолетов, снаряд и бомб обрушились на нашу Землю. Началась Великая Отечественная война. Согласно плану Барбаросса, фашисты двигались в трёх направлениях. Группа армий «Север» - на Прибалтику и Ленинград. Группа армий «Центр» - на Минск, Смоленск, Москву. Группа армий «Юг» - на Украину, Крым.

Самая первая заминка произошла у немцев под крепостью Брест. Ее гарнизон состоял из нескольких тыловых частей, боевые полки были выведены в поле на учения. Танковая группа Гудериана обошла город и рванулась вперед. Еще два месяца в подвалах старинной цитадели раздавались одиночные выстрелы, Брест сражался. Самые кровопролитные бои развернулись в районе Смоленска. Захватив город, немцы до конца июля не смогли прорвать оборону и остановились в стремительном марше на восток, потеряв 250 тысяч солдат. Это дало возможность советскому командованию привести в порядок войска, прикрыть московское направление резервами, выиграть время.

 8 сентября немецкие войска прервали сухопутное сообщение Ленинграда со страной. Началась блокада, которая принесла неимоверные страдания ленинградцам. В самое тяжелое время каждый блокадник получал всего по 125 граммов хлеба в день. До сих пор неизвестно точное количество умерших от голода горожан. Их было до миллиона человек. Это дети, женщины, старики...

В конце сентября немцы начали генеральное наступление на Москву. Гитлер приказал взять ее, провести парад своих войск на Красной площади и после этого затопить город водой. Для выполнения приказа фюрера было сосредоточено около 2 миллионов солдат, 1700 танков, 1300 самолетов, около 14 тысяч орудий и минометов. Фашисты имели преимущество над нашими войсками в 1,5 раза. Господствуя в воздухе, враги подошли к Москве на расстояние 25-30 километров. Они видели в бинокль башни Кремля! Но Тула не давала немцам совершить последний бросок на столицу. Даже в самое тяжелое время октября, когда казалось, что немцы ворвутся в Москву, шло сосредоточение резервов, торопились на запад сибирские дивизии. 20 октября в городе было объявлено осадное положение, дезертиров, мародеров и паникеров расстреливали на месте.

5-6 декабря 1941 года, подготовив все имеющиеся резервы, Красная Армия перешла в наступление. Враг был отброшен на 250-300 километров от столицы, потерял более полумиллиона солдат, 1300 танков, 2500 пушек, 15 тысяч машин.

Студент 1:

Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.

Преподаватель Курсакова:

Летом 1942 года немцы подошли к Сталинграду. Сталинград имел стратегическое значение: через Сталинград по Волге в Центр России шёл кубанский хлеб и кавказская нефть. Если эту артерию перекрыть, то страна окажется без продовольствия и горючего. Немцы уже выходили на заданный рубеж Архангельск-Волга. Вторая мировая война была войной техники, поэтому фашисты стремились на Кавказ, к нефтеносным районам. На пути у них лежал город Сталинград. Из ставки пришёл приказ всеми силами удержать город. 25 августа Сталинград был объявлен на военном положении. В Сталинград приехал Г. К. Жуков. Под Сталинградом решалась судьба России. Битва на Волге стала переломным моментом в противостоянии добра и зла. Войска Донского и Юго-Западного фронтов сходящимися ударами, прорвав оборону противника, окружили наступавшую группировку врага. 23 ноября кольцо замкнулось, в "котел" попали немецкие, румынские, венгерские части и дивизии. В начале 1943 года группировка врага была разгромлена, Надежда Гитлера – фельдмаршал Паулюс сдался, в плен попало около 330 тысяч вражеских солдат, фашисты были отброшены на 200-250 километров на запад, начали отвод своих войск с Северного Кавказа. Битва на Волге стала переломным моментом в противостоянии добра и зла.

Война эта была действительно священная для всего советского народа. Вся страна сплотилась в борьбе с гитлеровскими захватчиками, вся страна стала работать на победу. Мужчины уходили на фронт, многие уходили добровольцами, заводы переоборудовались  под оборонное производство, многие заведения переходили под юрисдикцию военных. Всё для фронта – все для победы!

Война затронула и наш родной город Балашов. Тысячи балашовцев с оружием в руках встали на защиту Родины. Жизнь нашего города не так тиха и безмятежна. Можно прочесть на любом лице юноши, пожилого человека, женщины одну и ту же глубоко переживаемую мысль: "война". Да, здесь в нашем далеком городе много сил отдавалось на помощь великому делу обороны от жестокого врага

Сообщение студента «Вклад трудящихся города Балашова и Балашовского района в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом»

Свой вклад в дело разгрома немецко-фашистских войск внесли трудящиеся города Балашова и района. Их руками наполнялись зажигательной смесью бутылки, которые использовались на фронте в борьбе с танками и самоходками, они построили бронепоезд «Балашовский большевик». Шили обмундирование для Красной Армии и выпускали походные кухни, выращивали хлеб на колхозных полях, возвращали здоровье раненым воинам, воспитывали детей. Кузницей военных кадров стало Балашовское училище летчиков, воспитавшее немало отважных соколов. 300 медсестёр, более 1000 сандружинниц подготовило городское общество красного креста и полумесяца. Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт, под таким девизом работали предприятия города и железнодорожники.

Тяжелые испытания выпали на долю колхозной деревни. Война отвлекала от сельского хозяйства значительную часть рабочей силы.

Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, уборка хлеба в ряде районов, в том числе и в Балашовском, была проведена на более высоком уровне, чем в довоенное время. На руководящую партийную и хозяйственную работу были направлены женщины. Женщины работали председателями колхозов, бригадирами полеводческих бригад, заведующими животноводческих ферм. В колхозах работали курсы по подготовке трактористов и комбайнёров - большинство курсантов были женщины и девушки. Не хватало техники женщины, и девушки вручную убирали урожай. В 1943 году в один из воскресных дней колхозники села Большой Мелик организовали Красный обоз. 200 колхозников запрягли в телеги своих коров и доставили на элеватор более 100 пудов хлеба. Всего 180 млн. пудов зерна сдали колхозы и совхозы Саратовской области за 4 года войны. Трудовой героизм Балашовских колхозников высоко был оценён правительством- 2221 труженик района награжден медалью «За доблестный труд» в В.О.В. 1941-1945.

В период Отечественной войны по всей стране развернулось патриотическое движение по сбору средств на вооружение Красной Армии. Деньги, драгоценные металлы, ювелирные изделия начали поступать в отделение госбанка с первых часов войны.

Трудящиеся Саратовской области передали на вооружение Красной Армии из своих личных сбережений 460 млн. рублей. На эти средства было приобретено и отправлено на фронт 1625 самолётов, много танков, артиллерийских орудий и другого вооружения.

В годы войны в Балашове находилось около 20 госпиталей, под которые были отведены лучшие в городе здания. Сразу через несколько дней после начала войны по приказу Балашовского горисполкома были освобождены 1 учебный корпус, общежитие, столовая и другие помещения, принадлежащие Балашовскому учительскому институту (ныне БФСГУ), для размещения госпиталя. Также были освобождены здания школы № 5, сельскохозяйственного техникума и бывшего штаба дивизии. В них разместились госпиталя № 1687 и № 1688. В нашей земле нашли свой последний приют воины, умершие от ран полученные под Сталинградом.

Колхозы и совхозы района выделяли продукты для усиленного питания раненых, снабжали госпитали мясом, молоком, свежими овощами и фруктами. Особенно много раненых поступало в Балашовские госпитали в дни, когда решалась судьба Сталинграда, когда весь мир, затаив дыхание, следил за ходом гигантской битвы на Волге. В небе Сталинграда сражался выпускник Балашовской школы Митрофан Кузьмич Захаров. Захаров настоящий мастер штурмовок, снайпер, знаток штурмановского дела. Ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «золотая Звезда» и ордена Ленина. Участниками битвы на Волге были: Алексей Антонович Антонов, Алексей Иванович Хользунов, Виктор Иванович Певунов, Иван Григорьевич Игнатенко и др. Сталинградское сражение называют величайшим, иногда не сражением, а битвой, и не битвой, даже, а побоищем. Двести дней и двести ночей в ней участвовало с обеих сторон более 2-х миллионов человек, 26 тыс. орудий и миномётов, более 2-х тысяч танков, 2-х тысяч самолётов. Было разбито 22 вражеские дивизии. Борьба за город продолжалась, не прерываясь ни один день, до 2 февраля 1943 года.

Преподаватель Лабодина С.В.

Наш город давал Красной Армии каждый день свою долю оружия и огня. Много предприятий города были переведены на военный лад и оказывали помощь фронту.

Прослушайте сообщение по данному вопросу.

Сообщение студента «Вклад работников Балашовский Рембазы в разгроме немецкой - фашистских захватчиков под Сталинградом»

Большинство предприятий города переключилось на выполнение военных заказов для выполнения заказов для Сталинградского фронта. Почти каждый день на территории Балашовской авиарембазы поступали искарёженные в боях самолёты. На них было даже страшно смотреть, и не верилось, что они снова поднимутся в воздух. Суточное задание командования казалось невыполнимым. При полном отсутствии запасных частей, материалов, ГСМ, плохом обеспечении электроэнергией, сжатым воздухом, тяжелейших бытовых условий авиарембаза должна была ежедневно выпускать два боевых самолёта, пять авиаторов и одну спецавтомашину. В огромных горах металлолома постоянно рылись рабочие в поисках узлов и деталей, пригодных для восстановления. В штате рембазы имелся самолёт ТБ- 3, который использовался для полётов за запасными частями, материалами и ГСМ.

Безлошадные лётчики жили в рембазовской казарме в ожидании отремонтированных самолётов и прямо с аэродрома улетали на фронт в район Сталинграда. 139 истребителей, 24 штурмовика, 58 бомбардировщиков, 105 лёгких и 16 транспортных самолётов улетели на рембазовского аэродрома. 706 отремонтированных авиамоторов на транспортных самолётах «Дуглас» были отправлены прямо на полевые аэродромы.

В период Сталинградской битвы на аэродроме Балашовского лётного училища базировался транспортный авиаполк, на американских самолётах «Дуглас» под командованием знаменитой лётчицы Героя Советского Союза полковника В.С. Гризодубовой. Для оказания помощи защитникам Сталинграда по воздуху в августе 1942 года на пустующий аэродром Балашовского лётного училища прилетело из подмосковного базового аэродрома Чкаловский 30 двухмоторных транспортных самолётов «Дуглас СИ- 47». Транспортные самолёты не имеют своего вооружения, поэтому по предложениям лётчиков самолёты «Дуглас» были доработаны для установки пулемёта в верхней части фюзеляжа. Работы были выполнены специалистами авиарембазы. Транспортный «Дуглас» решили использовать и для бомбардировки. С идеей установки бомбодержателя командирование полка обратилось к инженерам рембазы. Конструкторы разработали чертежи, в механическом цехе изготовили раму с бомбодержателями, управление сбросом, вывели справа от сидения штурмана. Вот таким необычным способом Балашовские «Дугласы» сбросили на позиции врага в общей сложности 20500 авиабомб весом более 420 тонн, помогая защитникам Сталинграда. Рембаза работала круглосуточно без выходных. Но никто не имел права уходить из цеха, не выполнив суточного задания.

Численность работающих на рембазе в период битвы на Волге составляла 1185 человек. Почти половина из них были юноши и девушки 14- 16 лет. За образцовое выполнение заданий командование по ремонту авиатехники медалью за оборону Сталинграда было награждено 175 рембазовцев. Все кто трудился на рембазе в период с 3 ноября 1941 года по 10 марта 1943 года, по перечню генерального штаба считаются участниками ВОВ.

11 воинов Сталинградской битвы погибли на нашей земле в ходе выполнения служебных обязанностей. Все они проходили службу в 102 авиаполку дальнего действия, который в период битвы на Волге базировался в районе Балашова.

Преподаватель Лабодина С.В. Большой вклад в разгроме немецко-фашитских захватчиков оказали работники Балашовской железной дороги.

Сообщение студента «Вклад работников Балашовский железной дороги в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом»

Накануне войны на всех предприятиях железнодорожного узла состоялись митинги с призывами народа на защиту Отечества, были выдвинуты лозунги «Всё для фронта!», «Всё для победы над врагом». Весь советский народ поднялся на Великую Отечественную войну с фашистскими захватчиками. Новые и большие задачи встали перед железнодорожным транспортом. Надо было быстро осуществлять воинские перевозки, снабжать фронт боеприпасами, горючим, продовольствием. Потребовались огромные перевозки по эвакуации людей и перебазирования предприятий из запасных в восточные районы. В то же время не останавливалась доставка сырья и топлива для действовавшей с увеличенной нагрузкой промышленности, перестроенной на военный лад.

С первых дней войны на фронт ушли добровольцами более 30 человек. Только из паровозного депо ушли воевать 16 рабочих. Всего за время войны на фронт ушли около 80 человек (из паровозного депо 220 человек). В паровозном депо создалась трудная обстановка, некому было работать. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки. Машинистами на паровозах стали работать тоже женщины.

В декабре 1941 года по заданию Государственного Комитета Обороны в паровозном депо приступили к строительству бронепоезда «Балашовский большевик» с артиллеристскими площадками. Дистанция сигнализации связи оборудовала специальный поезд связи для фронта, вагонное депо -12 крытых вагонов под зенитные установки. Задание Государственного Комитета Обороны было выполнено в установленный срок. Бронепоезд «Балашовский большевик, 12 крытых вагонов с защитными установками, специальный поезд связи – были переданы Красной Армии на станции Мичуринск и отправлены на фронт.

Военное время требовало колоссальных перевозок людей, техники, боеприпасов, продовольствия и других грузов. Такой объем перевозок нельзя было осилить ни одному виду транспорта, кроме железнодорожного. С задачей военных перевозок железнодорожный транспорт справлялся с честью. Когда враг подошёл к Волге, Сталинграду, наш Балашовский железнодорожный узел стал прифронтовым – это значило увеличение потока перевозок, с которыми должны справиться Балашовские железнодорожники. Огромного напряжения и бдительности требовалось от паровозных бригад. Тем более, что станция Балашов подвергалась бомбёжкам, особенно часто подвергался железнодорожный мост через реку Хопёр. Очень сильный налёт произошёл в августе 1942 года, было повреждено и сожжено 276 вагонов, погиб машинист Пётр Свистунов.

Многие работники паровозного депо были мобилизованы и отправлены в прифронтовую полосу. В локомотивном депо было организовано чугунное, медное, и алюминиевое литьё. Рабочие сами изготавливали электроды, карбид, отдельные детали для миномётов. Оказывалась большая помощь сельскому хозяйству по ремонту техники. В депо широко применяли реставрированные здесь же детали для ремонта паровозов. Бои развернулись за Сталинград, город Балашов был объявлен на военном положении. Для обеспечения наших войск, сражающихся под Сталинградом, боеприпасами, вооружением и всем необходимым, было организовано одностороннее движение поездов. Поезда шли один за другим на зрительную видимость днём и ночью, пропускная способность этого участка увеличивалась в несколько раз.

Большинство паровозных бригад депо водили воинские эшелоны на Сталинградский и Воронежский фронты, часто попадая под обстрел вражеской авиации. Станция Балашов работала с большим напряжением, её работа осложнялась светомаскировкой в ночное время. 7 июля 1942 года немцы овладели Воронежем. Управление Юго-Восточной железной дороги переехало в Балашов. Тяжело приходилось железнодорожникам. Самолёты врага непрерывно находились в воздухе, охотясь за поездами и отдельными паровозами.

Станцию Балашов несколько раз бомбили немецкие самолёты. Особенно сильному налёту подвергся город и железнодорожный узел в августе 1942 года и летом 1943 года. Было сброшено 200 бомб. Сильное повреждение получили пути северного и южного парков. Были сожжены 276 вагонов, сортировочная платформа, санитарная летучка с ранеными и другие объекты. Одна бомба упала в районе поворотного круга паровозного депо, при взрыве погибли дежурный по депо и кочегар. Связистам дистанции пути приходилось восстанавливать линии связи на Поворинском участке, на станции Балашов. Путейцы после каждой бомбёжки выполняли большой объём работы. Всё делалось для победы над врагом, работы велись круглосуточно. Во время войны работники предприятий узла работали, не считаясь со временем. Все предприятия узла собирали деньги на постройку самолётов, танков, на восстановление железнодорожных сооружений разрушенных врагом.

При защите Родины погибло около 100 работников железнодорожного узла и примерно столько же пропало без вести, пали смертью храбрых 28 работников локомотивного депо и 40 пропали без вести. Правительство высоко оценило ратные подвиги защитников Родины, участников Великой Отечественной войны, наградив их орденами и медалями. Правительство также оценило самоотверженный труд работников тыла -387 работников депо были награждены орденами и медалями.

Только в паровозном депо за самоотверженный труд в годы войны 150 работников были награждены орденом Ленина и 29 присвоено звание «Почётный железнодорожник»

 Преподаватель Курсакова: Наши выпускники и студенты, также как и многие другие уходили на фронт.



Сообщение зам.директора по воспитательной работе Саврасовой О.В.

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства в годы войны»

К победе над фашизмом долгих 4 года шел весь народ, тыл и фронт. Весомый вклад в разгром врага внесли учащиеся и работники Балашовского техникума сельского хозяйства. Весной - в начале лета далекого 1941 года техникум жил своей обычной жизнью: студенты сдавали выпускные и переводные экзамены, третьекурсники отрабатывали практику на полях Саратовщины и соседних областей. Начавшаяся война изменила мир­ный ритм жизни и заставила жить в тяжелейших условиях холода и голода, огромного напряжения сил. С первых же дней войны нашим преподавателям и студентам стали приходить повестки, с приказом явится в Балашовский районный военкомат. На сером небольшом листке бумаги значилось: к 8 ча­сам утра явиться в Балашовский райвоенкомат для прохождения военно-учебного сбора по адресу: Балашовский РВК.

Почти все юноши, имевшие оконченное среднее образование, направлялись в военные училища. Выпускники, освобожденные от военной обязанности, по­лучали путевки на работу. Неявка рассматривалась как дезертирство и жес­токо каралась. Первыми получили повестки 28 выпускников отделения « Механизация сельского хозяйства», 53 выпускника отделения «Агрономия и полеводство». По свидетельству бывшего директора технику­ма Назаровой Валентины Кузьминичны на фронт ушло 350 человек.

Все сотрудники прошли курс противохимиче­ской и противовоздушной обороны. 19 июля директор Горланов М.В. издает приказ об организации команд самозащиты и ликвидации последствий воз­душных налетов. Под руководством преподавателей начинается сооружение бомбо и газоубежищ, но восполь­зоваться ими не пришлось, так как в конце августа техникум перешел в дру­гое помещение, а основное двухэтажное здание и мастерские передавались в военное ведомство. 31 августа (воскресный день) объявили в техникуме ра­бочим для того чтобы перевезти имущество и освободить помещение под це­ха эвакуированного из Киева военного завода «Арсенал - 2» В наспех ско­лоченных ящиках и 'коробках переносили книги, приборы, наглядные посо­бия в расположенное на улице Пионерской и Луначарской здание, принадле­жавшее техникуму (сейчас на этом месте находятся 5-ти этажные здания). Вначале было принято решение об эвакуации техникума в поселок Золотое на Волге, но затем эвакуацию отменили и до 1944 г. занятия проходили в здание на улице Луначарского и Пионерской. Сельскохозяйственную технику и станки пришлось передать другим организациям, в том числе и за­воду

«Арсенал». В результате этого часть оборудования после войны была утрачена. Мастерские сократили объем работ, а их персонал был передан другим организациям. Бессменный директор техникума Горланов В.С. 1 октября 1941 г. был призван в Красную Армию. 7 октября 1941 г. он подписал свой последний приказ. В пункте № 3 значилось: «В виду отзыва меня в ряды РККА, дела, имущество и деньги техникума считать переданными преподавателю техникума Назаро­вой В.К. с 10 октября 1941г., на прощальном педсовете он сказал: «Кузьминична, остаешься за меня...» Война диктовала свои условия в организации жизни техникума: коллектив сотрудников и студентов был сгруппирован по военному образцу. Взвод состоял из нескольких отделений, в которые записа­ны были студенты по годам рождения и преподаватели. Все бойцы взвода были обязаны посещать занятия по военной подготовке после уроков, срыв этих занятий карался самым жестким образом.

А через Балашов продолжали идти составы с эвакуированным имуществом и людьми из прифронтовых областей. В ноябре 1941 г. в город прибыла колон­на тракторов из Волковской школы механизации сельского хозяйства. В командировочном удостоверении старшего колонны содержалась просьба наркомата Украины ко всем земельным органам Воронежской и Са­ратовской областей оказывать всяческую помощь в продвижении и ремонта тракторов. Колонна остановилась в нашем техникуме на осмотр и ремонт тракторов. Зима в конце 1941 г. пришла рано и была снежной и суровой. В холодных, нетоп­ленных помещениях проводили занятия немногие из оставшихся преподава­телей. Занятия часто прерывались из-за отсутст­вия электрического света, либо по причине мобилизации на срочные работы, а в 1942 - 43 гг. из-за систематических бомбежек города. Но техникум вы­полнял все учебные планы. С января 1942 г. по приказу Наркозема СССР вы­пуск студентов IV курса, а позднее III курсов стал осуществляться досрочно на отделении «Агрономии» и «Механизации», государственные экзамены заканчивались уже в апреле. Несмотря на сжатые сроки, экзамены проводи­лись по всем 5 - специальным дисциплинам, как и в мирное время. Повестки с призывом в армии выпускники получали ежемесячно, не считаясь со сро­ками экзаменов. И каждый месяц техникум провожал своих питомцев на за­щиту Родины. Неподлежащие призыву выпускники направлялись на рабочие места, которые готовило районное бюро по распределению рабочей силы. В короткое учебное время, отпущенное войной, наши ребята успевали отдать свой труд во имя Победы. С 1942 г. техникум стал го­товить по ускоренной программе трактористов и комбайнёров; 96 студентов II- III курсов по расширенному плану изучали селхозмашины, затем с весны до осени работали рабочими на колхозных полях, заменяя ушедших на фронт колхозников. Хлеб был таким же оружием как патроны, а производство его важнейшей народнохозяйственной задачей. Тыл отдавал продовольствие фронту, питаясь скудно, впроголодь. В ноябре 1941г. Назарова В.К. составляет пер­вый список нуждающихся в товарных карточках на хлеб и прочие продукты (мясо, сахар, крупу, жиры). Сотрудники с семьями и студенты получали эти карточки каждый месяц до 1947г., включительно. Неотоваренные карточки следовало немедленно сдавать в Балашовское Бюро продовольственных кар­точек. В случае нарушения этого порядка виновные привлекались к уголов­ной ответственности. Норма выдачи хлеба и продуктов была скудной и в те­чение войны периодически уменьшалась с 700 до 500 гр. хлеба в день на ра­бочего, на служащих и иждивенцев ещё меньше.

Особенно голодными выдались 1942 - 1943 гг., когда страна в результате фашистской оккупации потеряла хлебопроизводящие районы Ставро­польского и Краснодарского краёв, Дона и Южной Волги, а в Саратовской и других областях разразилась тяжелейшая засуха. Голод пришел и в наш го­род. Часть продукции, производимой в учебном хозяйстве, техникум сдавал госпиталям. Они стали размещаться в городе с 1941г. и было их свыше 20. Всего в Саратов­ской области было 310 госпиталя. 400 комсомольских организаций взяли шефство над ними. Не остались в стороне и комсомольцы нашего техникума. Один из госпиталей полностью находился на обеспечении техникума, начиная с госпитальных принадлежностей и кончая продуктами питания, студенты поочередно дежурили в госпиталях, вы­полняя обязанности санитаров, принимали и размещали раненых, стирали и чинили бельё, писали письма, ухаживали за тяжелоранеными. Администрация техникума строго контролировала тяжелый, но столь необ­ходимый труд в госпитале, приравнивая его, к участию в строевой службе. За годы войны Саратовские госпиталя вернули здоровье и силы более 300 тысячам солдат и офицеров.

В июле 1942 г., когда началась Сталинградская битва, территория Саратов­ской области вошла в зону оперативной разработки Сталинградского фронта. Наиболее крупные налеты на город Балашов и Саратов фашисты предпринимали трижды: в конце июня 1942 г., в последней декаде сентября и в июле 1943г. Нередко в городе раздавались сигналы воздушной тревоги, выли сирены. Защита города стала делом всех бойцов. Активными участ­никами ликвидации последствий бомбежек были студенты техникума. Здание техникума не пострадало от бомбежек, но серьезным бомбарди­ровкам подвергался мост через реку Хопер. В июне 1943 г. в Балашов прибыла группа воинов 296 - го отделения зенитно-артиллерийского дивизиона. Они и несли охрану Балашовского неба от на­летов врага.

В основном здании техникума были размещены цеха «Арсенала». На втором этаже закрытый цех по ремонту оптики, где работали кадровые рабочие высокой квалификации. Здесь ремонтировали теодолит ТТ -30, орудийная панорама Герца, бинокулярные прожекторные трубы. Стоявшие на вооружении прожекторных отря­дов ПВО, поисковые телескопические мортиры, прицелы пулеметов, снайперских винтовок и другая оптика. Этот цех был расположен в светлом коридоре 2 этажа нашего здания. Кроме этого, на 2 -ом этаже размешались мастерские по ремонту всевозможной конной упряжи. Студенты техникума активно помогали громить врага всеми возможными способами.

Преподаватель Лабодина: Решив переломить ход войны в свою пользу, Гитлер приказал разгромить советские войска под Курском. Наши войска врезались глубоким выступом в оборону немцев. Для выполнения плана было сосредоточено 50 отборных дивизий, из них 16 танковых и моторизованных. В окопах ждали приказа 900 тысяч солдат, готовы были к пальбе 10 тысяч орудий, ревели моторами 2700 танков, на аэродромах своей очереди ожидали 2000 самолетов. В войсках впервые готовили к атаке новейшие танки "Тигр" и "Пантера", самоходные орудия "Фердинанд", толщина брони которых достигала 20 сантиметров 5 июля операция "Цитадель" началась. Ударами с севера и юга немцы вклинились в нашу оборону на несколько километров. У села Прохоровка сошлись в самом массовом в истории войн танковом сражении 1500 немецких и советских танков. Как признавались сами немцы, в этом сражении их танковые войска "были стерты в порошок". До конца войны фашисты так и не оправились от поражения. Потеряв около полумиллиона солдат, 1500 танков, 3000 орудий и 3700 самолетов, вражеские войска перешли на всем фронте к стратегической обороне. Курская битва была последним наступлением немцев на советско-германском фронте.

Студент 2:

Это память о городе нашего детства
И о тех, кто в боях на Дуге Огневой,
Отдал жизнь за него и потомкам в наследство
Отстоял этот город под Белой горой.

Здесь в жестоких сраженьях в году 43-м
Бились насмерть солдаты Российской Земли,
Чтобы Родина наша стояла столетья,
Чтобы хлебные нивы под солнцем цвели.

Чтобы в чистое небо взлетали ракеты,
Чтобы песни звенели и радовал труд,
Чтобы помнили люди на мирной планете
Нашей Родины Первый Победный Салют!

Преподаватель Курсакова: Заключительным аккордом войны стало взятие Берлина. Первый Белорусский фронт под командованием маршала Жукова и Первый Украинский под командованием генерала Конева 16 апреля 1945 года начали операцию по взятию фашистской столицы. Советская авиация полностью господствовала в небе Берлина, который оборонял остатки некогда могучего вермахта. В укрепленных домах, подвалах и чердаках находилось 400 тысяч человек с оружием в руках. Под ружье были поставлены юноши, старики, женщины. И все равно наступающий с востока вал было не удержать. 2 мая Берлин капитулировал, в первом часу ночи 9 мая фельдмаршал Кейтель подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии. Кошмар, длившийся в Европе шесть лет, прекратился

Просмотр кинофильма № 2

Преподаватель Лабодина: 9 мая мы будем отмечать День Великой Победы. Начиная с 2015 года проводится акция «Бессмертный полк», которая стала одним из важнейших элементов празднования Дня Победы в России. В 2015 году «Бессмертный полк» прошёл в 1150 населённых пунктах семнадцати стран мира, а в 2016 году — в 42 странах. (Звучит песня «День Победы»). Вы, ребята, – будущее нашей Родины. Я хочу, чтобы вы любили нашу страну так же сильно, как те, кто воевал против фашизма. Для этого вы должны помнить об их подвиге и быть им вечно благодарны.

Мы должны знать историю нашей Родины. И помнить о тех людях, которые отдали за нас свои жизни.

Студент 3:

Я помню голос Левитана
И слово грозное ? война?,
Как наша армия отступала,
Сдавая села, города,
Как насмерть под Москвой стояли,
Как был в блокаде Ленинград,
Как немцев били в Сталинграде,
Под Курском всыпали опять.
Все для Победы, все для фронта! –
Призыв партийный прозвучал,
И наш народ, собравши силы,
Как будто монолит стоял.
В тот грозный час страна мужала,
А люди бились все вокруг.
И нам Победа засияла
За наш тяжелый, ратный труд!
Отдавши тридцать миллионов
Своих сынов и дочерей
Мы отстояли честь, свободу
Великой Родины своей!

В заключение нашего мероприятия давайте почтим память погибших солдат в борьбе с фашизмом минутой.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотическое воспитание и гражданское становление российской молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Наличие чувства любви к своей Родине и его осознанность имеет большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

В различных стратегических документах, посвященных теме развития Российской Федерации, а также в программных выступлениях руководителей нашей страны, в том числе заявлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина, многократно определялась не только важность государственного внимания к сфере патриотического воспитания молодёжи, но и наличие государственного заказа на воспитание гражданина с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого, высоконравственного, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры разных народов – патриота своей Родины.

Научить патриотизму невозможно, но классный руководитель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования. Каждое мероприятие – это совместный плод труда преподавателя и студента. Смысл моей методической работы по формированию  чувства патриотизма  и активной гражданской позиции студентов состоит в том, чтобы помочь студенту самостоятельно прийти к этим понятиям, почувствовать себя патриотом, понять, в чем проявляется это чувство конкретно у них.

Я считаю, что мною проводится большая и сложная работа. Мои студенты упорно идут к достижению поставленной цели – стать настоящими патриотами своей Родины.  








Литература

1. Венок Славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. / ред. совет : Н. В. Свиридов, М.Н.Алексеев, Ю. В. Бондарев [и др.]. – М. : Современник, 1987; 1990.

2. День Победы: Песни великого подвига / сост. Л. Сидельникова. – М. : Художественная литература ; Музыка, 1985.

3. Диалог : журн. – 2000. – 14 марта; 16 марта.

4. Иванникова, Е. В. Живая боль: Реквием по жертвам афганской войны / Е. В. Иванникова, Е. А. Кулькин, В. П. Овчинцев. – Волгоград : Комитет по печати, 1997.




26


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации