Методическая разработка внеклассного мероприятия «СПИД-проблема 21 века»

2
0
Материал опубликован 10 December 2021

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре

(Межрегиональный центр компетенций)»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


«СПИД-проблема 21 века»
















Преподаватель: Шиверская Е.А.


















Комсомольск-на-Амуре, 21 г.



Методическая разработка представлена для проведения внеклассного мероприятия по теме «СПИД-проблема 21 века».

Мероприятие призвано освятить в студенческой среде актуальные проблемы, связанные со здоровьем человека и необходимостью выбора, основанного на знаниях о ВИЧ и СПИДе.

Данная методическая разработка поможет классным руководителям, соц. педагогам, мастерам п/о, занимающимся первичной профилактикой, выявить и повысить уровень знаний учащихся АПТ по проблеме ВИЧ/СПИД.

Игровая форма и наглядность мероприятия позволяет заинтересовать учащихся проблемой сохранения здоровья, ликвидировать проблемы в знаниях учащихся о ВИЧ/СПИДе. Кроме того позволяет формировать потребность в активной жизненной позиции учащихся.

При проведении данного мероприятия были использованы разные педагогические технологии:

Информационно-коммуникационные технологии. Поиск в интернете информации для демонстрационного материала (картинки, видеоролики), подготовка печатных презентаций для информационных стендов, оформление и выпуск раздаточного материала в различных программах, др.).

Технологии дифференцированного подхода. Студенты имеют различную степень подготовленности, различные уровни знаний, умений и навыков. Некоторые из них имеют четкое представление о глобальной проблеме распространения СПИДа в нашей стране. Другие, напротив, только на воспитательном мероприятии в техникуме впервые знакомятся с опасностью, которую несет СПИД. Поэтому формы, методы и содержание внеклассного мероприятия выбраны с учетом возрастных особенностей студентов данной учебной группы.

Технология группового, коллективного творческого дела. Работали в группах по подготовке и реализации всех этапов данного мероприятия.

Игровая технология. Мероприятие проводится в форме викторины, игр и тренингов в области профилактики ВИЧ/СПИДа.









СОДЕРЖАНИЕ



Цели и задачи мероприятий.

Пояснительная записка.

План мероприятия.

Ход мероприятия.

Приложение.

Литература



ЦЕЛИ



Цели:

Сформировать у студентов осознание важности проблемы ВИЧ/СПИДа и личной ответственности за свое поведение;

Формирование представление о здоровом образе жизни;

Вызвать интерес к проблеме.



Задачи: 

Выявить уровень информированности учщихся по проблеме;

Познакомить с историей появления и распространения ВИЧ/СПИДа в мире.

Дать достоверное представление о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, как передается и как не передается ВИЧ;

Дать установку на формирование активной жизненной позиции, направленной на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием.

      











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Наступление нового тысячелетия, развитие новых информационных технологий, реформы в обществе и сознании людей привели не только к интенсивному росту общественного сознания, но и к появлению множества социально-психологических проблем. В связи со сложившейся в мире ситуацией активного злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ) представителями всех национальностей и возрастов, специалисты всех ведомств на самых разных уровнях заявляют о необходимости проведения социально-профилактической работы. На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика детей и подростков.
Вирус Иммунодефицита Человека (ВИЧ) известен с начала 80-х годов XX столетия. Сегодня ВИЧ – это объективная реальность, игнорировать которую просто невозможно.

В связи с этим актуальной социальной проблемой современности является борьба с распространением СПИДа. Наиболее эффективно профилактическая работа с подростками и молодежью осуществляется через их непосредственное участие в тренингах, тематических беседах, где у них есть возможность открыто задавать волнующие вопросы и получать честные и достоверные ответы. 

Методическая разработка «СПИД-проблема 21 века» предназначена для проведения внеурочного мероприятия с целью формирования ответственного отношения к своему здоровью.


Предполагаемые результаты:
1.    Осознание учащимися факта, что вирус иммунодефицита человека уже здесь, рядом, а не на другом конце планеты (в ходе знакомства со статистикой).
2.    Ликвидация пробелов в знаниях учащихся о ВИЧ, СПИДе и ЛЖВС (в ходе викторины).
3.    Осознание себя как участника социума, способного принять участие в решение проблемы распространения ВИЧ (в ходе проектной деятельности).


Целевая аудитория: учащиеся (возраст 16-20 лет). Количество человек в команде не ограничивается.

Материально-техническое обеспечение мероприятия: медиапроектор, экран, ноутбук, слайды презентации, словарь по теме, красные ленты, сигнальные карточки (зелёные, жёлтые, красные).

Подготовительный этап:

1. Подготовка информационного материала.

2. За неделю до мероприятия было проведено анонимное анкетирование среди студентов, проживающих в общежитии (возраст 17-20 лет). Цель анкетирования заключалась в выявлении уровня информированности среди студентов по проблеме ВИЧ/СПИДа. Анализируя ответы на вопрос о путях передачи ВИЧ-инфекции, стало ясно, что студенты, утверждавшие, что имеют знания о СПИДе, на самом деле не все правильно отвечают на этот вопрос.среди учащихся объявляется конкурс газет и плакатов на тему: «СПИДу мы скажем – НЕТ!»

3. Для повышения уровня информированности студентов о заболевании ВИЧ/СПИДом, для ознакомления с терминологией, статистикой, а также, для повышения уровня знаний о заболевании и способах передачи ВИЧ/СПИДа были подготовлены презентации, оформлены тематические стенды, разработаны листовки и памятки для учащихся.



Оформление: агитационные плакаты с цитатами и высказываниями на тему «Мы против СПИДа», тематические стенды. Распространение среди участников и зрителей красных ленточек – символ понимая проблемы СПИДа.



Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятия.


При подготовке мероприятия необходимо:
1. Выбрать ведущих, лучше юношу и девушку;
2. Отобрать материал для выразительного прочтения;
3. Организовать репетиции с ведущими;
4. Для организации игр и акции подготовить необходимый реквизит, призы;
6. Подготовить раздаточный материал (анкеты, буклеты, др.).

При проведении мероприятия:
1. Для поддержания внимания учащихся во время информационного блока, речь ведущих лучше сопроводить презентацией;
2. При проведении мероприятия обращать внимание на обратную связь с залом;
3. Можно после мероприятия организовать индивидуальные беседы для тех, кто не смог озвучить свои вопросы на аудиторию.























План мероприятия:


Просмотра видеоролика «Что такое ВИЧ/СПИД», который наглядно показывает, что к проблемам, в том числе и к СПИДу необходимо повернуться лицом.

Информационный блок. Учащимся сообщается информация, которая осталась белым пятном, выявленная при тестировании, при этом используется наглядная информация в виде слайдов.

Викторина «Что Вы знаете о СПИДе». Воспитатель зачитывает вопросы, а учащиеся дают на них ответы.

Игра «Светофор». На экране появляются ситуации. Учащиеся поднимают красные карточки – если риск заражения ВИЧ-инфекцией высок, жёлтые – если средняя степень риска и зелёные – если риск заражения нет.

Игра «Группа риска». Двум участникам выдаются карточки-задания с ролями (инфицирован/ не инфицирован). Аудитории необходимо понять кто инфицирован, при этом играющие могут отвечать только мимикой.

Тренинг «Моя вселенная». (Акция «Вместе МЫ сила».

Заключение «презентация «Звезды и СПИД».

Самым активным участникам мероприятия вручают призы. В конце мероприятия участникам вручают памятки: «Что каждый из нас может сделать?» и буклеты по теме «Твоя жизнь в твоих руках», «Что такое ВИЧ/СПИД», «Молодежь против СПИДа и наркотиков» и др










Ход мероприятия


Вводное слово воспитателя: Добрый день! Сегодня я надела красную ленточку, кто знает, что она обозначает? Красная ленточка – символ осознания важности проблемы СПИД, потому что, состояние физического и психологического здоровья молодёжи, которые вступают в трудоспособный и репродуктивный период жизни, вызывает тревогу. 1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом.

Распространенность поведенческих болезней или по-другому их называют социальными – это наркомания, алкоголизм, ранние сексуальные связи и как, следствие этого ВИЧ/СПИД, нежелательная беременность требует, чтобы молодёжь повернулась лицом к этим проблемам.

    Сегодня Вы просмотрите видеоролик «Что такое ВИЧ/СПИД» и примете участие в викторине, где сможете сами оценить уровень своих знаний на тему «ВИЧ и СПИД», попытаетесь предложить план действий, которые помогли бы остановить распространение ВИЧ.

Идет просмотр видеоролика «Что такое ВИЧ/СПИД».

Воспитатель. Сделаем вывод из просмотренного материала, что к проблемам необходимо поворачиваться лицом, а не спиной. Сегодня мы мероприятие, тема которого «СПИД-проблема 21 века». То есть мы повернёмся лицом к одной из проблем – СПИДу. Цель нашего мероприятия повысить ваше знание по данной проблеме, потому что человек информированный стоит на боле высокой ступени в плане безопасности собственного здоровья. (слайд 2)


Ведущий 1: Ко второй половине ХХ века пропали страшные эпидемии (чума, оспа, сибирская язва и т.д.) и появилась надежда, что таких страшных болезней больше не будет.

Но вот в июне 1981 года в США в Лос-Анджелесе сразу 5 молодых мужчин заболели редкой формой пневмонии, вызываемой простейшими возбудителями. Эта пневмония проявляется лишь тогда, когда у человека ослаблена иммунная система. Иммунная система защищает организм человека от вирусов и бактерий. Чем слабее она, тем опаснее становятся вирусы и бактерии не только для здоровья, но и для жизни.

Резко возросла в США и заболеваемость одной из форм рака. Возникло подозрение, что и пневмония и рак «лишь побочные» следствия какой-то болезни, разрушающей иммунную систему человека. Эта странная и коварная болезнь получила название СПИД.

Как расшифровывается СПИД? Как расшифровывается «ВИЧ?»

Ответы учащихся - синдром приобретённого иммунодефицита; вирус иммунодефицита человекаю.

Ведущий 2: К сожалению, эта болезнь широко распространена во всех регионах России. Что это за болезнь? Как действует вирус в организме? Как заражаются этой болезнью? Как уберечься от СПИДа? Сегодня мы попытаемся разобраться в этих вопросах.

Как появился СПИД? Есть версия что предшественником СПИДа был вирус мартышки, которой мутировал (то есть изменил свои свойства) и стал способен заражать людей. Ещё одна версия, что СПИД создан искусственным путём в военных лабораториях в 1977 году в США в Нью-Йорке, это вещество проверялось на заключённых - уголовниках.

Кто такие ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом? ВИЧ-инфицированные – это люди, в организме которых присутствует вирус иммунодефицита человека. Это единственное их отличие от других людей. Заразившись ВИЧ-инфекцией, человек не сразу теряет здоровье. Иногда проходит 10 лет и более, прежде чем у ВИЧ-инфицированного разовьётся СПИД. При СПИДе происходит непоправимое разрушение иммунной системы. Человек теряет способность сопротивляться любым инфекциям.

Ведущий 1: Как передаётся ВИЧ-инфекция? Наверняка вы об этом знаете, давайте назовём пути передачи ВИЧ-инфекции

(ответы учащихся)

Половой путь

Через кровь

В родах от матери к ребёнку;

Грудное вскармливание.

Ведущий 2: Молодцы, вы знаете пути передачи ВИЧ! А теперь давайте ответим на остальные вопросы нашей викторины.

Ведущие по очереди задают вопросы и если учащиеся затрудняются с ответом, то помогают с ответом или просто дополняют его.

Вопросы

Ответы

1

В чём разница между ВИЧ-инфекцией и СПИДом?

ВИЧ - инфекция – инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). СПИД –конечная стадия ВИЧ-инфекции

2

В каком году был открыт ВИЧ?

1983Гг

3

Через какой промежуток времени после предполагаемого заражения ВИЧ целесообразно пройти тестирование на ВИЧ-инфекцию?

Через 3-6 месяцев, когда можно будет обнаружить антитела к ВИЧ

4

Когда впервые в мире был проведен Всемирный день профилактики СПИДа?

1 декабря 1988г.

5

Существуют ли средства защиты от ВИЧ-инфекции?

Знания, ответственность, безопасное поведение, забота о своём здоровье

6



7

Можно ли заразиться ВИЧ-инфекцией при поцелуях?

Да, теоретически возможно. Но практически это маловероятно, если проявление чувств не приводит к повреждениям губ и слизистой оболочки

8

Передаётся ли ВИЧ через воздух?


Нет

9

Может ли заразиться ВИЧ-инфекцией донор во время дачи крови?

Нет, так как забор донорской крови осуществляется с помощью систем одноразового использования

10

Болеют ли СПИДом животные и можно ли от них заразиться ВИЧ-инфекцией?

Болеют, но вирусы животного происхождения для человека опасности не представляют

11

Могут ли быть переносчиками ВИЧ комары, клопы и другие кровососущие?

Нет

12

Можно ли заразиться ВИЧ-инфекцией в бассейне, бане, на пляже?

Нет

13

При какой температуре гибнет вирус иммунодефицита человека при рукопожатиях, пользовании общей посудой?

При кипячении вирус погибнет в течение одной минуты

14

Можно ли заразиться вирусом иммунодефицита человека при рукопожатиях, пользовании общей посудой?

Нет

15

Почему нет смысла изолировать ВИЧ-инфицированных?

Вирус не передаётся бытовым путём, число людей, инфицированных ВИЧ, доподлинно неизвестно.

16

Как следует относиться к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом?

Гуманно, милосердно

17

Существует ли вакцина или лекарства против ВИЧ-инфекции?

Существующие сегодня антивирусные лекарственные препараты не излечивают ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, а только замедляют развитие болезни


Ведущий 1: Лечение симптомов малоэффективно. И, к сожалению на сегодняшний день эффективных методов лечения СПИДа – Н Е Т.

СПИД – опасное и коварное заболевание.

СПИД – распространяется из-за нашего незнания и нежелания поменять своё поведение. (слайд 18)

Воспитатель: игра «Светофор». Сейчас мы с вами рассмотрим ситуации которые могут произойти с каждым из вас в жизни. (Я вам раздала карточки зелёного, красного и жёлтого цвета. Сейчас на экране будут появляться различные ситуации. Вы будете поднимать карточки. Если вы считаете, что при данной ситуации риск заразиться очень высок – поднимаете красную карточку, если средняя степень риска – жёлтую карточку, если риска нет – зелёную (самые активные участники получают призы).

Использование нестерильных инструментов (стоматолог, гинеколог, хирург)

Сексуальный контакт в браке с постоянным партнёром

Секс с использованием презерватива

Объятия

Купание в бассейне

Татуаж, пирсинг

Массаж

Секс в состоянии алкогольного опьянения

Укусы кровососущих

Поцелуй

Пользование общей посудой


Ведущий 2: Проводит игру «Группа риска»
Выбираются две девушки и двое юношей. Им раздаются карточки-задания с ролями и выводятся за пределы помещения, где проходит мероприятие, на две-три минуты. За это время аудитории объясняются правила игры. Получившие карточки должны играть свои роли. Аудитории необходимо задавать вопросы с целью понять, кто инфицирован. При этом играющие могут отвечать только мимикой или кивком головы. Говорить нельзя. Аудитории можно спрашивать только те вопросы, которые прилично задавать незнакомому человеку.
            Роли:
Отличница. В семье любимица. Учишься хорошо. Учителя ставят тебя в пример другим. Постоянного парня нет. Пользуешься популярностью в школе. На дискотеке познакомилась с очередным парнем. Заразилась.
Чудак. Учишься плохо, но голова на плечах есть. По сути - романтическая натура. К девушкам относишься трепетно. Часто не ночуешь дома из-за конфликтов с родителями. Не заражён.
Домосед. Друзей практически нет. Всего один сексуальный контакт с девушкой, за которой ухаживал год. Она и заразила. О СПИДЕ знал, но не предохранялся.
Девушка. Пробовала наркотики пару раз с друзьями - заразилась через шприц. В остальном ничего примечательного. Легко соглашаешься со всем и всеми.

Ведущий 1. А сейчас мы предлагаем тренинг «Моя вселенная». Участвуют все желающие. У Вас есть листы бумаги, нарисуйте посередине солнышко и напишите в нем «Я». От этого «Я» прочертите линии к звездам и планетам.

Мой лучший друг

Мое любимое занятие

Мой любимый урок

Мое любимое растение

Моя любимая игра

Моя любимая музыка

Мое любимое время года

Мое любимое место отдыха

Лучше всего я умею

Я знаю, что смогу

Я уверен в себе, потому что

Человек, которым я восхищаюсь

Посмотрите на свою звездную карту, она показывает, что у каждого из вас есть множество того, что делает каждого из вас уникальным, и много того, что нас объединяет. У каждого из вас много возможностей и много интересов. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с вами было светлее и радостнее жить. Ну, все вместе - МЫ СИЛА!!

Акция. Участники и зрители мероприятия на заранее приготовленном плакате выкладывают из красных ленточек сердце, в центре которого надпись – «Вместе МЫ сила!»

Воспитатель.          Мы должны понять, что среди нас живут люди с ВИЧ инфекцией. И не все они конченые наркоманы. Многие из этих людей заразились смертельной болезнью именно чрез этот злополучный «всего один раз». Им больно, обидно, страшно жить дальше, они бы отдали всё в своей жизни, чтобы повернуть время вспять и чтобы этого «одного раза» не было. Так давайте мы с вами никогда не окажемся на месте этих людей.  Давайте разработаем  правила жизни и безопасного поведения. (фронтальная работа).

ПОМНИТЕ: СПИД является опасным, неизлечимым заболеванием, который вызывается вирусом иммунодефицита человека. СПИД распространяется из-за нежелания изменить своё поведение.

- В заключение я предлагаю вам посмотреть презентацию «Звёзды и СПИД». Среди известных талантливых людей много тех, кто живёт или уже умерли от СПИДа. Становится понятно, что это такое зло, от которого не откупиться никакими деньгами. Презентация идёт на фоне песни «Show must go on», написанной и исполненной солистом группы «Queen» Фредди Меркьюри, умершем от СПИДа. Название песни переводится «Шоу должно продолжаться». Так пусть продолжается не только шоу, но и жизнь! А это в наших руках!
Демонстрируется презентация «Звёзды и СПИД».


СПАСИБО ВСЕМ ЗА УЧАСТИЕ!!!







































Литературные источники:




1.    Сборник методических материалов. Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательной среде. Выпуск 3., Иркутск – 2011.

2. СПИД, его последствия и предупреждение. Калуга, 1992.
3.    www.infectology.ru/nosology/.../hiv.aspx

     www.gen.su/node/55

     www.rusmedserv.com/aids/.../class.shtml

     www.antibiotic.ru/ab/aids.shtml

   www.mosmedclinic.ru/articles/15/288

     www.vvb.spb.ru/index.php?id=prod.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.