Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Кочегуры Чернянского района Белгородской области»
«Сбережём
планету!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Автор: учитель географии и биологии
Куликова Инна Александровна
Цели:
1)Познакомить учащихся с задачами экологии.
2) Выявить основные экологические проблемы и пути решения их.
3) Привлекать к активному участию в решении экологических проблем и проблем охраны окружающей среды.
4) Развивать чувство бережного отношения и любви к своей Планете и природе Земли.
Оборудование: презентация, фонограммы мелодий, мультимедийное оборудование.
Ход мероприятия.
На экране выведен эпиграф
Автомобили, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды…
Р. Рождественский
Звучит мелодия «Вступление» из диска « Утро планеты» группы «Ариэль»
Секретарь: Встать, суд идёт!
Сегодня мы рассматриваем обращение обвинителя «Атмосфера» по поводу беспечного отношения человечества к Планете Земля.
Судья: Итак, приглашаем обвинителя.
Обвинитель: Ещё дрожит на голубых озёрах,
И косяки рыбёшек плавают в реке,
И восковые налитые зёрна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над спелою таёжной земляникой
Полночный филин ухает из тьмы…
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы.
(Звучит мелодия «SOS!» группы «Ариэль»)
Обвинитель: Планета наша уникальна. Впервые её увидел человек, когда он поднялся в космос. Этим человеком был Ю.А. Гагарин-первый космонавт .Увидев Землю, он воскликнул: «Какая она красивая»! И это верно, нет больше во Вселенной такой прекрасной Планеты…
(Видеоролик песни Ю. Антонова «Живёт повсюду красота»)
Обвинитель: Наша Земля обладает особенностями, одной из которых является Атмосфера, и роль её в жизни Земли значительна, но, к сожалению, Атмосфера очень ранима.
Поэтому я и хочу на суде доказать влияние человека на неё, и приглашаю своих экспертов для доказательства моих слов.
Секретарь: Приглашается первый эксперт.
(Звучит Симфония№40 –Моцарта, уменьшается звук и на фоне её выступают Эксперты)
Эксперт 1: Да, действительно , роль атмосферы в жизни Земли велика.
Она пропускает через себя солнечную радиацию, ослабляет излучение, и эту защитную роль выполняет озоновый слой. А что же такое озон? Послушайте. Озоном является газообразное вещество (название произошло от греч. ozon -- пахнущий) , естественный продукт фотохимических реакций. Газ этот образуется приблизительно на высоте 50–70 км. Но больше всего его накапливается в слое 15–24 км. Учёные подсчитали , что Землю окружает 5 млрд. тонн озона. Они долго искали причины такого образования и , наконец, их нашли. Озон может образовываться во время грозы при разряде молнии, в лабораторных условиях при электрическом разряде, когда работает оргтехника , при действии ультрафиолетовых лучей на кислород… Содержание озона постоянно меняется. Человек своей активной деятельностью на Земле повлиял на истощение озонового слоя, концентрация озона сильно снизилась и стали образовываться «озоновые дыры». О них вам расскажет мой коллега. Прошу, коллега.
Эксперт 2: Учёные стали внимательно следить за озоновым слоем. На протяжении многих лет они наблюдали за районами, где этот слой становился более тонким, и результаты измерений представили всему миру. Взгляните на эти схемы и цифры.
1985 г. - Антарктида, исчезла почти половина озонового слоя.
1986г.- резко усилилось истощение озонового слоя.
1992 г. - уменьшение озонового слоя над Антарктидой и над другими
районами планеты.
1994 г.- гигантская аномалия, захватившая территории Западной и Восточной Европы, Северной Азии и Северной Америки.
Эксперт 2: Озоновая дыра, как видите, была обнаружена на высоте 18 км над Южным полюсом. Благодаря многолетним исследованиям, учёные определили факторы, которые оказывают влияние на уменьшение озонового слоя. Учёный мир пришёл к выводу, что эти факторы - результат человеческой деятельности. Они были вынесены на всеобщее обозрение:
1.Использование хлорфторуглеродов и других газов, которые содержат хлор, и используются в аэрозольных упаковках, холодильниках, кондиционерах, в производстве пенополиуретана, очистки деталей в электронике…Долгое время их считали безвредными, но это не так. Выяснилось, что эти газы и вещества поднимаются в стратосферу и там сохраняются очень долго – от 70 до 100 лет, постепенно уничтожая озон. Поэтому и образовалась озоновая дыра над Южным полюсом и над Арктикой.
Антропогенные загрязнители Атмосферы:
-газ ослабляет данный эффект
Антропо генные изменения в атмосфере |
Основные газовые примеси |
|||||||
Монооксид углерода |
Диоксид угле рода |
Метан |
Моноок сид и диоксид серы |
Оксид азота |
Диоксид серы |
Фреоны |
Озон |
|
«Парнико вый эффект» |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
||
Разрушение озона |
||||||||
Кислотные дожди |
. |
. |
||||||
Фотохими ческий смог |
. |
. |
||||||
Понижен ная видимость атмосферы |
. |
. |
||||||
Ослабление самоочищения атмосферы |
. |
. |
. |
-газ усиливает данный эффект
2.Процессы, происходящие в атмосфере Земли, например, антициклоны.
3. Активность Солнца. Колебания активности.
4. Природные процессы, происходящие в верхних оболочках Земли, например, течения. 5. Вулканизм.
6. Ракеты, корабли и самолёты, которые запускаются в Атмосферу
Эксперт 2: Итак, как видите, факты неутешительны. Все думают, что проблемы нет вообще. Но дело в том, что уменьшение озонового слоя негативно влияет на климат и всё живое на Земле.
Всё, что нужно год от года,
Нам даёт сама природа.
Жить не может человек
Без лесов, полей и рек.
Так давайте сбережём
Наш земной природный дом.
(автор неизвестен)
(Звучит мелодия группы «Ариэль» «Заклинание»).
Эксперт 2: Уважаемые! В наших силах не способствовать распространению озоновых дыр. Учёными были приняты разнообразные
меры по восстановлению озонового слоя. В сентябре 1987 г в Монреале была подписана на 25 лет конвенция по сокращению и прекращению использования веществ, которые ведут к разрушению озонового слоя. Ёе подписали 23 страны. Теперь стран около 200. Все государства ищут заменитель хлорфторуглеродов , и сейчас страны используют пропан-бутановую смесь вместо них. Россия тоже подписала ряд Законов и Постановлений по сбережению озонового слоя, например:
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы»
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.1992 № 378 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»
Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30.08.1993 № 875 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя при Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и персонального состава этой комиссии»
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.1995 № 526 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой»
Было предложено ежегодно отмечать Международный день охраны озонового слоя. Этим днём стало16 сентября. Россия поддержала это предложение, и 16 сентября 2011 года в Москве впервые был отмечен Международный день защиты озонового слоя.
Посмотрите, какой плакат был выбран к этому мероприятию.
Эксперт 1: Я надеюсь, что все россияне активно включатся в программу по охране озонового слоя Земли. И прежде, чем вы, Ваша Честь, вынесете вердикт, я хочу проверить, как наши факты восприняли здесь присутствующие. Позвольте задать им несколько вопросов:
1) Когда и кем был подписан Монреальский Протокол?
2) Как и где образуется Озоновая дыра?
3) Что бы вы предприняли для охраны озонового слоя?
4) Назовите дату, когда празднуется Международный день охраны озонового слоя?
Эксперт 1: Нас удовлетворил ответ присутствующих.
Секретарь: Встать! Суд удаляется на совещание для вынесения вердикта.
(Пока Суд выносит решение, показывается видеоролик о Земле – Л. В. Бетховен «Лунная соната»)
(Звучат аккорды начала увертюры «Эгмонт», входит судья).
Секретарь: Встать! Суд идёт! Заслушиваем судебный вердикт.
Судья: Суд выслушал претензии обвинителя «Атмосфера» и Экспертов и постановил, что всем людям необходимо принимать меры по охране озонового слоя Земли, то есть:
- Строить очистные сооружения и газодымопылеуловители;
- «Грязные» производства выносить за пределы городов, ближе к лесным зонам;
- Реже использовать различные распылители;
- Ограничить работу грязного транспорта;
- Озеленять территории, создавая парки, лесополосы;
-Использовать те бытовые приборы, которые являются энергосберегающими.
Судья: Я считаю, что каждый человек должен жить под девизом:
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету,
Во всей Вселенной она одна,
Что будет делать без нас она?!
Ведущий: (читает стихотворение на фоне мелодии «Спасибо, мамы!»)
Жизнь протекает на планете,
Главенствует в ней Человек.
Как хорошо, что Солнце светит!
Всё так течёт из века в век:
Растёт, цветёт, благоухает,
Плодится, множится …
И вот:
Делами « умными» внезапно
Сгубил Планету Человек.
Используя ресурс науки,
Последствия не знали мы.
И вот теперь латаем «дыры»
Большой озоновой дыры.
Будь, Человек, ты дальновидным!
Планету нашу не губи!
Мы не допустим расширенья
Озоновой земной дыры!
И.А.Куликова
( Звучит песня «Кто с нами» группы «Ариэль»)
Библиографический список
Литература:
1.Агеева И. Д. « Веселая география на уроках и праздниках»- М., «Творческий Центр» 2005 .
2.Андреева В. Н. «Предметная неделя географии в школе»- Р/ Д « Феникс», 2005 .
3.Никитин Ю.З. «В игре слов» - Киев: Издательство «Реклама»,1988.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.1992 № 378 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой» 5. Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30.08.1993 № 875 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя при Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и персонального состава этой комиссии»
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.1995 № 526 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой»
7. Романова А. Ф. « Предметные недели в школе. География. - Волгоград. «Учитель», 2004.
8.Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
9.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы»
Интернет-ресурсы:
1.Венская конвенция об охране озонового слоя- http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ozone.shtml
2.http://www.ozoneprogram.ru/ozon_sloi
3.http://class-fizika.narod.ru/pog2.htm
4.Праздники, игры и забавы. gametogether . ru
5. http://zanimatika.narod.ru/Book5.htm