Методическая разработка внеклассного мероприятия «Толерантность»

1
1
Материал опубликован 28 January 2019

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОГБПОУ «МНОГООТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

По номинации

Нравственное воспитание студентов

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ»


 

для студентов 1 курса специальности 08.02.01

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»


 

Моршанск, 2018 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОГБПОУ «МНОГООТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

По номинации

Нравственное воспитание студентов

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ»


 

для студентов 1 курса специальности 08.02.01

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Коды формируемых компетенций ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7 ОК-8.


 

Разработчики: Варламова С.А. - преподаватель спецдисциплин ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»

Утверждено на заседании

предметной (цикловой) комиссии

специальных архитектурно-строительных дисциплин

Протокол № от « » 2018 г.

Председатель предметной

(цикловой) комиссии __________________ /Н.Ю. Кулешова/
 

Моршанск, 2018 г.

Аннотация.

Методическая разработка отражает методику использования современных информационных технологий, комплексного применения технических средств обучения с использованием мультимедийной презентации при проведении внеклассного мероприятия по номинации «Нравственное воспитание студентов»: «Толерантность».

В современном мире с особой остротой возникла потребность в формировании особого типа личности – личности толерантной. Данная потребность является отражением таких глобальных изменений, как экономическое и политическое сотрудничество,  диалог различных культур, мультикультурализм, плюрализм  идеологий.

Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти ценности,  толерантность  должны  проявлять  отдельные  люди,  группы  и  государства.

Описываемый в ней опыт заслуживает положительной оценки и может быть использован другими преподавателями при решении задач патриотического воспитания студентов, привитии им нравственных оринтиров.

Методическая разработка полезна всем, кто интересуется историей, её проблемами и не остаётся равнодушным к решению этих проблем.

 

 

Оглавление.

Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 5

Основная часть. ----------------------------------------------------------------------- 6

Методика проведения мероприятия по теме: «Толерантность» ---- 6

Заключение. --------------------------------------------------------------------------11

Информационные ресурсы ------------------------------------------------------- 12

Приложения ---------------------------------------------------------------------------- 13

Рецензия ------------------------------------------------------------------------------------

 

Введение.

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Выбор темы связан с практической реализацией задачи нравственного воспитания студентов колледжа, совершенствования навыков их коллективной работы.

Тема имеет особую актуальность, так как проедусмотрено формирование современного мировоззрения студентов средствами патриотического воспитания;

повышение роли нравственных ценностей в образовательном процессе, воспитании, развитии личности, профессиональной ориентации;

развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов ; создания условия для творческого развития участников;

мотивация студентов учебных заведений к исполнению воинской обязанности

изучение характера студентов, их жизненной позиции и ее влияния на характер поведения, подчинения собственной деятельности мотивам и мотивации самовоспитания;

создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых студентов, с ориентацией на дальнейшее интеллектуальное развитие и профессиональную деятельность;

Проведение данного мероприятия позволит развить познавательный интерес студентов к истории.

Актуальность темы вызвана необходимостью подготовки специалистов, бережно относящихся к истории.

Представленный материал может служить основой для изучения истории.

Методическая разработка состоит из аннотации, введения, основной части, заключения, приложений и списка информационных ресурсов. Основная часть включает теоретическое обоснование выбранной методики и описание её практической реализации.

Условия написания разработки.

Методическая разработка написана на основе личного опыта, информационных ресурсов.

Основная часть.

План мероприятия.

Название: Толерантность .

Цели мероприятия: а) обучающая - сформировать у обучающихся представление о толерантности. Изучение  понятие толерантности. Создать  словарь  терминов  по  толерантности;

активизировать самостоятельную работу с информационными ресурсами, ознакомить студентов с основными понятиями,

воспитательная – продолжить формирование у студентов навыков социальной восприимчивости и доверия, способности к сочувствию и сопереживанию, воспитать внимательное отношение к истории, воспитать негативное отношение к любым формам насилия над человеком, а так же стремление противостоять им в наше время;

в) развивающая – развить познавательный интерес, повысить эрудицию, выработать навыки коллективной работы, привлечь внимание обучающимся к проблеме толерантности, продолжить формирование аналитических умений учащихся, умений высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, опираясь на фактологический материал

Задачи:

создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности учащихся;

сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутриклассных отношений;

совершенствовать и расширять формы, приёмы и методы системообразующей воспитательной деятельности;

совершенствовать систему организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников;

прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;

помочь школьникам быть понятыми и признанными.

формировать терпимое отношение к людям разных национальностей, их привычкам, взглядам,содействовать формированию толерантности и профилактики   межнациональной розни и нетерпимости.

Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, програмные средства, плакаты, доклады, места для участников конференции, переносная доска для демонстрации презентаций, литература, указанная в перечне формационных ресурсов .

Форма проведения: конференция.

Метод проведения: комбинированный (демонстрация презентации, рассказ, беседа, музыкальное сопровождение)

Место проведения: аудитория №10 16.11.2018г

2. Организация мероприятия.

I Этап - Подготовка мероприятия:

А. Подготовка преподавателя:

а/ подготовить сценарий;

б/ подобрать материал, распределить по времени;

в/ организовать подготовку студентов;

Б. Подготовка студентов/ длительность - 2 недели/

а/ подготовиться по тематике, написать доклады, сообщения.

б/ подготовить аудиторию / информационные плакаты соответственно тематике мероприятия, мультимедиапроектор/.

II Этап – Проведение мероприятия

а) сценарий мероприятия;

б) вступление;

в) проведение мероприятия;

е) заключение - подведение итогов, оценка работы студентов, принявших непосредственное участие в проведении мероприятия.

3. Подготовка мероприятия.

Преподаватель разрабатывает сценарий мероприятия, подбирает материал и увязывает его по времени.

За 2 недели до проведения конференции преподаватель сообщает всем студентам её тему, предлагает студентам принять непосредственное участие (подготовить доклады и презентации). Сообщает студентам день, время и место проведения мероприятия. Назначает часы консультаций для студентов, которые будут готовить доклады и презентации, плакаты, готовить аудиторию и технику к конференции

Организует подготовку студентов, оформление плакатов, помогает в отборе материала и увязке его по времени, подготовки презентации.

За неделю до начала мероприятия преподаватель вывешивает объявление о его проведении.

Проведение мероприятия.

Для проведения мероприятия выбран комбинированный метод с применением мультимедийной презентации, как наиболее полно отражающий работу студентов и преподавателя.

Мероприятие имеет следующую структуру:

Организационная часть – 2 - 3 мин.

Вводная часть (сообщение темы, простановка целей и задач мероприятия; актуализация и мотивация) – 3-5 мин.

Основная часть (изложение нового материала) – 30 – 35 мин.

Заключительная часть (обсуждение ситуаций, в которых студенты могут применить полученную информацию, рекомендации преподавателя, показ книг по данной теме) – 5 - 7 мин.

Для реализации поставленных целей использовались такие методы как рассказ, беседа, демонстрация презентаций, эвристическая беседа, дискуссия, анализ ситуаций, развивающие личность студентов, повышающие их активность и творческие способности.

В качестве средств наглядности использовались: плакаты, литература по теме мероприятия (указана в перечне использованных ресурсов).

Мероприятие оформлено в виде презентации, для чего был применён мультимедиа проектор.

Методика проведения мероприятия по теме:

«Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма».

Организационная часть: время – 2 - 3 минуты.

Организационная часть предполагает переход студентов в другую аудиторию, где, пока они занимают приготовленные для них места. Этим достигается педагогическая цель: переключить студентов на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней и положительные эмоции.

Вводная часть: время – 3–5 минут.

Ведущий приветствуют всех присутствующих и сообщают кратко тему и цели. (после слов приветствия Он проводит небольшой экскурс по страницам мстории понятия «толерантность». Дает определения понятиям: терпимость,) Учёными, изучающими приматов, был составлен несложный алгоритм реакции обезьяны на чужака:

вижу чужого- боюсь чужого ненавижу чужого хочу убить чужого

Сообщение темы, простановка целей мероприятия:

время – 1-2 мин.

Изложение материала мероприятия преподаватель ведёт с использованием мультимедийной презентации. На экране появляется тема; цели студентов на данном мероприятии.

Актуализация и мотивация: время – 1-2 мин.

Актуализацию и мотивацию учебной деятельности студентов проводят с целью показать студентам место и важность темы в жизни каждого из нас, так как от нашего отношения истории зависит будущее Родины. Особенно это надо помнить и учитывать в своей жизни. Актуализация должна вызвать у студентов внутренние мотивы – познавательный интерес изучения данной темы.

В настоящее время в связи с ростом агрессии, нетерпимости, в современном обществе актуальна проблема воспитания толерантной личности. Какие социальные установки и модели поведения сформируются у подрастающего поколения – толерантные или интолерантные, зависит от различных факторов: семейных ценностей, образов в СМИ, атмосферы в образовательных учреждениях. Поскольку студенты находятся в колледже достаточно большое количество времени, безусловно, то, что происходит, в его стенах, значительно сказывается на становлении личности.

Роль классного руководителя, педагога, воспитателя при этом высока. Будучи толерантным, педагог не только успешнее осуществляет свое взаимодействие с обучающимся, но и является транслятором толерантных установок и модели толерантного поведения.

Преподаватель подчёркивает особое место вопросов С вступительным словом к участникам мероприятия обратилась, классный руководитель гр. 11С Варламова Софья Александровна, которая говорила о том, что различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Этому способствуют такие человеческие качества: взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость.

Основная часть: время – 30 – 35 мин.

Студент группы 11С Юрий Коровенков представил презентацию, посвященную этой дате. Студенты строительной специальности узнали, что толерантность это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением

Студент группы 11С Артемий Кузнецов провел тестирование «Проверь свою толерантность».

Результаты тестирования показали следующие результаты:

Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удаётся.

Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи ещё немного усилий.

В завершении студенты обсудили вопросы реализации принципов толерантности: «Не стремится подчинить себе другого, т. е. толерантность строится только на основе равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности».

В завершение студенты обсудили вопросы взаимоуважении различных мировых культур, религий и традиций, а также терпимости к способам проявления собственной индивидуальности каждого отдельного человека. Уважать особенности своего народа и терпимо относится к обрядам и самобытности всего человечества — к этому призывает ООН, тогда большинство разногласий и войн на планете уйдут в небытие.

С заключительной речью к студентам обратилась зав. отделением “Инженерное дело” Чистопрудова Е.М., которая говорила о том, что

Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. И завершила свою речь обращением к студентам «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».


 


 

Мероприятие «Воспитание культуры толерантности студентов» помогает педагогу научить обучающихся следующему:

1. Считаться с другими, адекватно реагировать на других.

2. Иметь своё мнение, формировать своё мнение с учётом мнений других.

3. Уметь поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми.

4. Уметь самостоятельно, конструктивно решать конфликты.

5. Уметь предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в отношении к другим людям.

6. Проявлять способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с представителями других национальных культур.

7. Признавать неприкосновенность чужой собственности.

8. Ценить свою и чужую жизнь.

9. Оберегать семью, заботиться о родственниках.

10. Относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных.

Информационные ресурсы

. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании II Вопросы психологии. - 2003. - №3.

Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. - Самара: 2000.

Асмолов А.Г. 21 век: психология личности в век психологии // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникация, толерантность / Под ред. В.И.Кабрина. - Томск: Изд-во Том. Ун-та. - 2002. - 262с.

Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, - 2001. - 416с.

Асмолов АГ. О смыслах понятия «Толерантность» // Всеросийский конкурс семейного плаката «Школа толерантности». - М, 2001.

Бархота М.П. Мотивы толерантности или идея человеколюбия // Начальная школа.-2003. -№ 1.

Белинская Е. Система ценностей личностей в перспективе толерантности. // Век толерантности. - 2004. - № 5.

Березина Н.Л. - Мой первый урок толерантности // История.-2002 - № 20.

Бетти Э.Риэрдон. Толерантность - дорога к миру. - М.: Издательство «Бонфи», 2001.-304 с.

Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности // Начальная школа. -2004. - № 8.

Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История. -2002. - № 20.

Васильев В.А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №3.

Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентации личности // Вопросы психологии. -- 2001. - № 4.

Вульфов Б.З. Воспитание толерантных отношений в позитивном опыте взаимодействия субъектов образовательного процесса // МЫ. Научно-публицистический альманах. - Томск: ТГУ, 2004. - Вып.2. - 192 с.


 


 


 


 


 


 

Приложение №1.


 


 

ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»

Презентация
на тему «Толерантность»

Подготовил: Сидоров Д. – студент гр. 11с,

специальность 08.02.01. СЭЗС

Презентация
на тему «Толерантность»

Подготовил: Варламова С.А. – преподаватель

2018 г.

Презентация
на тему «Толерантность»

Подготовил: Кузнецов А. – студент гр. 11с,

специальность 08.02.01. СЭЗС

13

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вы забываетесь, господа. Толерантность - от фамилии министра Франции, тот был очень тонкий политик, знавший все тонкости этикета, войны, дипломатии, мира. Неужели вы действительно думаете что вот так запросто каждый малыш, школьник, старшеклассник может освоить такие принципы жизни? Не мутите голову ни себе, ни, тем более детям. Если хотите чтобы на вашу защиту завтра встал полицейский ли, военный ли, да просто крепкий русским духом и телом молодой прохожий, когда к вам в тихом месте вечером приступят люди другой народности с совсем нетолерантными наклонностями, раскайтесь теперь пока есть еще возможность в этом своём внеклассном безобразии. Или, пардон, вы желаете чтобы он встал безсильно и смотрел на происходящее повторяя заложенные (вами же) в его сознание "мантры": Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды, не для того, чтобы отвечать твоим интересам, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в это мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, не для того, чтобы отвечать моим интересам, не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я - это я, а ты - это ты.

28 January 2019