Методическая разработка внеклассного мероприятия «Толерантность»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОГБПОУ «МНОГООТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
По номинации
Нравственное воспитание студентов
«ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
для студентов 1 курса специальности 08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Моршанск, 2018 г.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОГБПОУ «МНОГООТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
По номинации
Нравственное воспитание студентов
«ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
для студентов 1 курса специальности 08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Коды формируемых компетенций ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7 ОК-8.
Утверждено на заседании
предметной (цикловой) комиссии
специальных архитектурно-строительных дисциплин
Протокол № от « » 2018 г.
Председатель предметной
(цикловой) комиссии __________________ /Н.Ю. Кулешова/
Моршанск, 2018 г.
Аннотация.
Методическая разработка отражает методику использования современных информационных технологий, комплексного применения технических средств обучения с использованием мультимедийной презентации при проведении внеклассного мероприятия по номинации «Нравственное воспитание студентов»: «Толерантность».
В современном мире с особой остротой возникла потребность в формировании особого типа личности – личности толерантной. Данная потребность является отражением таких глобальных изменений, как экономическое и политическое сотрудничество, диалог различных культур, мультикультурализм, плюрализм идеологий.
Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
Описываемый в ней опыт заслуживает положительной оценки и может быть использован другими преподавателями при решении задач патриотического воспитания студентов, привитии им нравственных оринтиров.
Методическая разработка полезна всем, кто интересуется историей, её проблемами и не остаётся равнодушным к решению этих проблем.
Оглавление.
Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 5
Основная часть. ----------------------------------------------------------------------- 6
Методика проведения мероприятия по теме: «Толерантность» ---- 6
Заключение. --------------------------------------------------------------------------11
Информационные ресурсы ------------------------------------------------------- 12
Приложения ---------------------------------------------------------------------------- 13
Рецензия ------------------------------------------------------------------------------------
Введение.
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Выбор темы связан с практической реализацией задачи нравственного воспитания студентов колледжа, совершенствования навыков их коллективной работы.
Тема имеет особую актуальность, так как проедусмотрено формирование современного мировоззрения студентов средствами патриотического воспитания;
повышение роли нравственных ценностей в образовательном процессе, воспитании, развитии личности, профессиональной ориентации;
развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов ; создания условия для творческого развития участников;
мотивация студентов учебных заведений к исполнению воинской обязанности
изучение характера студентов, их жизненной позиции и ее влияния на характер поведения, подчинения собственной деятельности мотивам и мотивации самовоспитания;
создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых студентов, с ориентацией на дальнейшее интеллектуальное развитие и профессиональную деятельность;
Проведение данного мероприятия позволит развить познавательный интерес студентов к истории.
Актуальность темы вызвана необходимостью подготовки специалистов, бережно относящихся к истории.
Представленный материал может служить основой для изучения истории.
Методическая разработка состоит из аннотации, введения, основной части, заключения, приложений и списка информационных ресурсов. Основная часть включает теоретическое обоснование выбранной методики и описание её практической реализации.
Условия написания разработки.
Методическая разработка написана на основе личного опыта, информационных ресурсов.
Основная часть.
План мероприятия.
Название: Толерантность .
Цели мероприятия: а) обучающая - сформировать у обучающихся представление о толерантности. Изучение понятие толерантности. Создать словарь терминов по толерантности;
активизировать самостоятельную работу с информационными ресурсами, ознакомить студентов с основными понятиями,
воспитательная – продолжить формирование у студентов навыков социальной восприимчивости и доверия, способности к сочувствию и сопереживанию, воспитать внимательное отношение к истории, воспитать негативное отношение к любым формам насилия над человеком, а так же стремление противостоять им в наше время;
в) развивающая – развить познавательный интерес, повысить эрудицию, выработать навыки коллективной работы, привлечь внимание обучающимся к проблеме толерантности, продолжить формирование аналитических умений учащихся, умений высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, опираясь на фактологический материал
Задачи:
создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности учащихся;
– сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутриклассных отношений;
– совершенствовать и расширять формы, приёмы и методы системообразующей воспитательной деятельности;
– совершенствовать систему организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников;
– прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;
– помочь школьникам быть понятыми и признанными.
формировать терпимое отношение к людям разных национальностей, их привычкам, взглядам,содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости.
Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, програмные средства, плакаты, доклады, места для участников конференции, переносная доска для демонстрации презентаций, литература, указанная в перечне формационных ресурсов .
Форма проведения: конференция.
Метод проведения: комбинированный (демонстрация презентации, рассказ, беседа, музыкальное сопровождение)
Место проведения: аудитория №10 16.11.2018г
2. Организация мероприятия.
I Этап - Подготовка мероприятия:
А. Подготовка преподавателя:
а/ подготовить сценарий;
б/ подобрать материал, распределить по времени;
в/ организовать подготовку студентов;
Б. Подготовка студентов/ длительность - 2 недели/
а/ подготовиться по тематике, написать доклады, сообщения.
б/ подготовить аудиторию / информационные плакаты соответственно тематике мероприятия, мультимедиапроектор/.
II Этап – Проведение мероприятия
а) сценарий мероприятия;
б) вступление;
в) проведение мероприятия;
е) заключение - подведение итогов, оценка работы студентов, принявших непосредственное участие в проведении мероприятия.
3. Подготовка мероприятия.
Преподаватель разрабатывает сценарий мероприятия, подбирает материал и увязывает его по времени.
За 2 недели до проведения конференции преподаватель сообщает всем студентам её тему, предлагает студентам принять непосредственное участие (подготовить доклады и презентации). Сообщает студентам день, время и место проведения мероприятия. Назначает часы консультаций для студентов, которые будут готовить доклады и презентации, плакаты, готовить аудиторию и технику к конференции
Организует подготовку студентов, оформление плакатов, помогает в отборе материала и увязке его по времени, подготовки презентации.
За неделю до начала мероприятия преподаватель вывешивает объявление о его проведении.
Проведение мероприятия.
Для проведения мероприятия выбран комбинированный метод с применением мультимедийной презентации, как наиболее полно отражающий работу студентов и преподавателя.
Мероприятие имеет следующую структуру:
Организационная часть – 2 - 3 мин.
Вводная часть (сообщение темы, простановка целей и задач мероприятия; актуализация и мотивация) – 3-5 мин.
Основная часть (изложение нового материала) – 30 – 35 мин.
Заключительная часть (обсуждение ситуаций, в которых студенты могут применить полученную информацию, рекомендации преподавателя, показ книг по данной теме) – 5 - 7 мин.
Для реализации поставленных целей использовались такие методы как рассказ, беседа, демонстрация презентаций, эвристическая беседа, дискуссия, анализ ситуаций, развивающие личность студентов, повышающие их активность и творческие способности.
В качестве средств наглядности использовались: плакаты, литература по теме мероприятия (указана в перечне использованных ресурсов).
Мероприятие оформлено в виде презентации, для чего был применён мультимедиа проектор.
Методика проведения мероприятия по теме:
«Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма».
Организационная часть: время – 2 - 3 минуты.
Организационная часть предполагает переход студентов в другую аудиторию, где, пока они занимают приготовленные для них места. Этим достигается педагогическая цель: переключить студентов на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней и положительные эмоции.
Вводная часть: время – 3–5 минут.
Ведущий приветствуют всех присутствующих и сообщают кратко тему и цели. (после слов приветствия Он проводит небольшой экскурс по страницам мстории понятия «толерантность». Дает определения понятиям: терпимость,) Учёными, изучающими приматов, был составлен несложный алгоритм реакции обезьяны на чужака:
вижу чужого- боюсь чужого ненавижу чужого хочу убить чужого
Сообщение темы, простановка целей мероприятия:
время – 1-2 мин.
Изложение материала мероприятия преподаватель ведёт с использованием мультимедийной презентации. На экране появляется тема; цели студентов на данном мероприятии.
Актуализация и мотивация: время – 1-2 мин.
Актуализацию и мотивацию учебной деятельности студентов проводят с целью показать студентам место и важность темы в жизни каждого из нас, так как от нашего отношения истории зависит будущее Родины. Особенно это надо помнить и учитывать в своей жизни. Актуализация должна вызвать у студентов внутренние мотивы – познавательный интерес изучения данной темы.
В настоящее время в связи с ростом агрессии, нетерпимости, в современном обществе актуальна проблема воспитания толерантной личности. Какие социальные установки и модели поведения сформируются у подрастающего поколения – толерантные или интолерантные, зависит от различных факторов: семейных ценностей, образов в СМИ, атмосферы в образовательных учреждениях. Поскольку студенты находятся в колледже достаточно большое количество времени, безусловно, то, что происходит, в его стенах, значительно сказывается на становлении личности.
Роль классного руководителя, педагога, воспитателя при этом высока. Будучи толерантным, педагог не только успешнее осуществляет свое взаимодействие с обучающимся, но и является транслятором толерантных установок и модели толерантного поведения.
Преподаватель подчёркивает особое место вопросов С вступительным словом к участникам мероприятия обратилась, классный руководитель гр. 11С Варламова Софья Александровна, которая говорила о том, что различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Этому способствуют такие человеческие качества: взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость.
Основная часть: время – 30 – 35 мин.
Студент группы 11С Юрий Коровенков представил презентацию, посвященную этой дате. Студенты строительной специальности узнали, что толерантность это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением
Студент группы 11С Артемий Кузнецов провел тестирование «Проверь свою толерантность».
Результаты тестирования показали следующие результаты:
Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удаётся.
Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи ещё немного усилий.
В завершении студенты обсудили вопросы реализации принципов толерантности: «Не стремится подчинить себе другого, т. е. толерантность строится только на основе равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности».
В завершение студенты обсудили вопросы взаимоуважении различных мировых культур, религий и традиций, а также терпимости к способам проявления собственной индивидуальности каждого отдельного человека. Уважать особенности своего народа и терпимо относится к обрядам и самобытности всего человечества — к этому призывает ООН, тогда большинство разногласий и войн на планете уйдут в небытие.
С заключительной речью к студентам обратилась зав. отделением “Инженерное дело” Чистопрудова Е.М., которая говорила о том, что
Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. И завершила свою речь обращением к студентам «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
Мероприятие «Воспитание культуры толерантности студентов» помогает педагогу научить обучающихся следующему:
1. Считаться с другими, адекватно реагировать на других.
2. Иметь своё мнение, формировать своё мнение с учётом мнений других.
3. Уметь поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми.
4. Уметь самостоятельно, конструктивно решать конфликты.
5. Уметь предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в отношении к другим людям.
6. Проявлять способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с представителями других национальных культур.
7. Признавать неприкосновенность чужой собственности.
8. Ценить свою и чужую жизнь.
9. Оберегать семью, заботиться о родственниках.
10. Относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных.
Информационные ресурсы
. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании II Вопросы психологии. - 2003. - №3.
Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. - Самара: 2000.
Асмолов А.Г. 21 век: психология личности в век психологии // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникация, толерантность / Под ред. В.И.Кабрина. - Томск: Изд-во Том. Ун-та. - 2002. - 262с.
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, - 2001. - 416с.
Асмолов АГ. О смыслах понятия «Толерантность» // Всеросийский конкурс семейного плаката «Школа толерантности». - М, 2001.
Бархота М.П. Мотивы толерантности или идея человеколюбия // Начальная школа.-2003. -№ 1.
Белинская Е. Система ценностей личностей в перспективе толерантности. // Век толерантности. - 2004. - № 5.
Березина Н.Л. - Мой первый урок толерантности // История.-2002 - № 20.
Бетти Э.Риэрдон. Толерантность - дорога к миру. - М.: Издательство «Бонфи», 2001.-304 с.
Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности // Начальная школа. -2004. - № 8.
Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История. -2002. - № 20.
Васильев В.А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №3.
Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентации личности // Вопросы психологии. -- 2001. - № 4.
Вульфов Б.З. Воспитание толерантных отношений в позитивном опыте взаимодействия субъектов образовательного процесса // МЫ. Научно-публицистический альманах. - Томск: ТГУ, 2004. - Вып.2. - 192 с.
Приложение №1.
ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»
Презентация
на тему «Толерантность»
Подготовил: Сидоров Д. – студент гр. 11с,
специальность 08.02.01. СЭЗС
Презентация
на тему «Толерантность»
Подготовил: Варламова С.А. – преподаватель
2018 г.
Презентация
на тему «Толерантность»
Подготовил: Кузнецов А. – студент гр. 11с,
специальность 08.02.01. СЭЗС
13
Петр Петров