12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
avt25197653

Сценарий урока

Дети в годы войны



Тема: Дети в годы войны

Описание: Урок, пос­вя­щенный го­ду па­мя­ти и сла­вы - 75-ле­тию По­бе­ды в Ве­ли­кой Оте­чес­твенной вой­не 1941-1945 го­дов.


Этапы урока:

1.Актуализация знаний

2.Задание в формате ВПР

3.Трудовой подвиг детей в годы ВОВ. Работа в группах

4. Задание в формате международных и национальных исследований качества образования (работа с текстом)

4. Задание в форме ГИА

5.Дети – Герои Советского Союза

6.Заключение. Метроном


Цель: – воспитание у учащихся чувства  глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.

 Задачи:

-  обогащать  знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;

- вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;

- показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;

- вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;

- воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;

- развивать  у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, плакаты.

Детство — это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь”.

Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете…”                                                                                 (А.Твардовский)



Сценарий урока

t1585914010aa.png

Актуализация знаний:


Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы.

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Как советские люди узнали о том, что началась война?

3. Как изменилась жизнь детей во время войны?

Ожидаемые ответы:

1. В 1941 году.

2. Советские люди узнали о войне из правительственного сообщения, переданного по радио.

3. Оставшись без родителей, дети попадали в детские дома; на оккупированных территориях их угоняли в Германию или отправляли в концлагеря; с 12 лет дети работали на заводах наравне со взрослыми.

1. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. В 4:00 имперский министр иностранных дел Риббентроп вручил советскому послу в Берлине В.Г. Деканозову ноту об объявлении войны, и это время (4 часа утра) считается официальным временем начала войны. Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней.

2. 22 июня в 12 часов дня нарком иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио с официальным обращением к гражданам СССР, сообщив о нападении Германии на СССР. Его выступление заканчивалось словами: "Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!"

3. В осажденном Ленинграде осталось 400 000 детей, и за первые 72 дня блокады погибло 200 000 детей. На работу в Германию было угнано 1 500 000 детей, на оккупированных территориях погибло более 1 миллиона детей, 20 000 000 школьников во время войны работали на предприятиях наравне со взрослыми, 75 000 детей и подростков воевали в действующей армии и в партизанских отрядах.


t1585914010ab.jpg

Ребята сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Лёня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

   И ни на миг не дрогнули юные сердца!

   Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. 

  Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её обыкновенных мальчишек и девчонок. 

Задание формата ВПР

Правильные ответы:

Валя Котик 11 лет (самый младший),  Марат Казей 13 лет, Леня Голиков 16 лет (самый старший).

Валя Котик старше учащихся на 1 или 2 года, а может и ровесник (это зависит от возраста учащихся).


t1585914010ac.jpg

Задание формата ВПР

Изучите таблицу. 

Выясните:

1. Сколько лет было самому младшему из героев.

2. На сколько лет самый младший из этих ребят старше вас?

3. Сколько лет было самому старшему из ребят?


t1585914010ad.jpg

Групповая работа:

Как вы думаете, чем в тылу могли помочь дети своей Родине в эти тяжёлые годы? 

Чтобы ответить на этот вопрос, мы проведём групповую работу.

Класс делится на команды. Каждая команда выбирает по два вопроса и ищет ответы к ним в тексте. Затем представители от каждой команды дают полный ответ на поставленный вопрос. 

Прочитайте текст (приложение 2) и ответьте на вопросы:

а) Почему детям пришлось встать у станков на заводах и фабриках?

 (Дети, подростки, юноши и девушки 1941–1945 гг. заменили отцов на заводах: делали автоматы, гранаты, мины) 

б) Часто к станку приходилось ставить ящик, зачем?

 (Часто к станку из-за маленького роста юного рабочего пристраивали ящики, чтобы он мог дотянуться до рычагов управления) 

 в) Сколько московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт?

  (Около 2 тысяч московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт)

г)  Сколько детских производственных мастерских было создано в Москве?  

(В Москве работали 375 таких мастерских, на них трудились 17 тысяч учащихся)  

д) Как ещё дети помогали фронту? 

(Собирали, шили и вязали тёплые вещи для фронтовиков, отправляли на фронт подарки, ухаживали за ранеными в госпиталях, а маленькие дети для раненых читали стихи и пели песни) 




t1585914010ae.jpg

Задание в формате международных и национальных исследований качества образования (работа с текстом)

Прочитайте текст  и ответьте на вопросы:

1.) Кто такие партизаны?

2.) Почему советские дети шли в партизанские отряды?

3.) Сколько юных защитников Родины  было награждено боевыми орденами и медалями?

Рассказ о детях-партизанах в годы Великой Отечественной войны.

     Партизан - участник отдельного небольшого отряда войска, предназначенного для внезапных нападений на неприятеля.

     Дети в советских партизанских отрядах не думали о том, что они ещё не подросли, что ещё рано идти защищать Родину. Они просто шли и защищали, хотя от них никто этого не требовал кроме их же совести.

     В советское время портреты юных героев Великой Отечественной войны висели в каждой школе. И каждый подросток знал их имена. Но были и десятки тысяч юных героев, чьи имена неизвестны. Их называли "пионеры-герои". Но героями они были не потому, что они были членами пионерской или комсомольской организации, а потому, что они были настоящими патриотами и настоящими людьми.

     В Большой Советской Энциклопедии написано, что в годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров – юных защитников Родины – было награждено боевыми орденами и медалями.


t1585914010af.png


Задание в форме ГИА (приложение 3)

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1. Самому маленькому герою Великой Отечественной войны было 6 лет. (Ответ верный)

2. Серёжа Алешков долго блуждал по деревне один, пока его не обнаружили красноармейцы. (Ответ неверный).

3. Во время Сталинградской битвы он спас командира и нескольких человек. (Ответ верный).

4. Когда на блиндаж упал боевой снаряд, мальчик оказался под завалами. (Ответ неверный).

5. Благодаря решительности Серёжи Алешкова людей достали из под руин. (Ответ верный).



В тексте имеется слово, понимание которого может вызвать затруднение у учеников. Это слово "блиндаж". 

Согласно толковому словарю Ожегова "блиндаж" - это оборонительное сооружение в виде землянки с покрытием из круглого леса для защиты военнослужащих от артиллерийского, минометного огня противника.


t1585914010ag.png

Из предложенного списка выберите одно или несколько утверждений, с помощью которых можно охарактеризовать оба представленных плаката:

Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:


Оба плаката посвящены теме детей;

Плакаты были созданы для того, чтобы показать, что фашисты не щадили ни женщин, ни детей.


t1585914010ah.jpg

Заключение

Посмотрите на панель. Что на ней изображено?

Ответ.

 Это Могила Неизвестного Солдата — общенациональный мемориал воинской славы, расположенный в Александровском саду, посвящённый погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, а также городам-героям и городам воинской славы. В его центре расположена ниша с надписью "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен", в середине которой размещена бронзовая пятиконечная звезда, в её центре горит Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о погибших в Великой Отечественной войне. Позади Вечного огня размещена надгробная плита с бронзовой скульптурной композицией, изображающей солдатскую каску и лавровую ветвь, лежащие на советском боевом знамени, которое словно покрывает могилу.

Звучащий метроном символизирует удары сердца.

Вспомним о павших в бою. В знак уважения и скорби почтим их минутой молчания.

Метроном.


t1585914010ai.png


t1585914010aj.jpg

Парк 30-летия Победы — московский парк культуры и отдыха, открытый 9 мая 1975 года в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Расположен в районе Чертаново Южного административного округа между Чертановской и Кировоградской улицами. Площадь парка составляет 7,5 га.

В 1992 году по инициативе организации бывших узников фашизма «Непокорённые» в западной части парка был установлен памятник детям-узникам фашистских лагерей. Памятник представляет собой три гранитных плиты: горизонтальную в центре с изображением детей и две вертикальные по краям с изображением ограды из колючей проволоки. Автором памятника стал Виктор Бирюков — сын бывшей узницы лагеря смерти Дахау. 8 мая 2014 года к 69-летию победы памятник открылся в обновленном виде: большая гранитная плита с надписью «Детям-узникам фашистских лагерей», язык пламени из красного гранита с датами "1941-1945" и фонтан, который по задумке скульптора .символизирует слёзы матерей. К памятнику регулярно приносят цветы, венки и детские игрушки.














Приложение 1

Текст

Рассказ о детях-партизанах в годы Великой Отечественной войны.

 Партизан - участник отдельного небольшого отряда войска, предназначенного для внезапных нападений на неприятеля.

 Дети в советских партизанских отрядах не думали о том, что они ещё не подросли, что ещё рано идти защищать Родину. Они просто шли и защищали, хотя от них никто этого не требовал кроме их же совести.

 В советское время портреты юных героев Великой Отечественной войны висели в каждой школе. И каждый подросток знал их имена. Но были и десятки тысяч юных героев, чьи имена неизвестны. Их называли "пионеры-герои". Но героями они были не потому, что они были членами пионерской или комсомольской организации, а потому, что они были настоящими патриотами и настоящими людьми.

 В Большой Советской Энциклопедии написано, что в годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров – юных защитников Родины – было награждено боевыми орденами и медалями.

Приложение 2

Текст


С самого начала войны наравне с взрослыми работали и дети. Дети встали к станкам на фабриках и заводах, заменив ушедших на фронт мужчин.  Часто к станку из-за маленького роста юного рабочего пристраивали ящики, чтобы он мог дотянуться до рычагов управления. Около 2 тысяч московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт. В Москве работали 375 таких мастерских, на них трудились 17 тысяч учащихся

Школьники собирали варежки, носки, теплые вещи для солдат, помогали раненным в госпиталях, собирали лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, писали письма солдатам, чтоб поддержать их боевой дух. Таких мальчишек и девчонок, которые помогали взрослым в годы войны, было много.

В сёлах надо было обрабатывать поля, чтоб был хлеб.  А лошадей не было и тогда женщины, и дети впрягались в плуг и пахали землю, чтоб посадить и вырастить хлеб для фронта. Они знали, что голодный солдат не победит.

 Холодной зимой детям приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам. Кто помогал на фермах, кто в поле.  Огромными были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

Дети, понимали, что могущество нашей армии состояло из связи фронта с тылом. Не будет у солдата одежды, продовольствия не сможет он воевать.



Приложение 3



t1585914010af.png

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.