Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети в годы войны» (3–4 классы)
Сценарий урока
Дети в годы войны
Тема: Дети в годы войны
Описание: Урок, посвященный году памяти и славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Этапы урока:
1.Актуализация знаний
2.Задание в формате ВПР
3.Трудовой подвиг детей в годы ВОВ. Работа в группах
4. Задание в формате международных и национальных исследований качества образования (работа с текстом)
4. Задание в форме ГИА
5.Дети – Герои Советского Союза
6.Заключение. Метроном
Цель: – воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.
Задачи:
- обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;
- вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
- показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;
- вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;
- воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;
- развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.
Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, плакаты.
“Детство — это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь”.
“Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете…” (А.Твардовский)
| Сценарий урока |
| Актуализация знаний: Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы. 1. Когда началась Великая Отечественная война? 2. Как советские люди узнали о том, что началась война? 3. Как изменилась жизнь детей во время войны? Ожидаемые ответы: 1. В 1941 году. 2. Советские люди узнали о войне из правительственного сообщения, переданного по радио. 3. Оставшись без родителей, дети попадали в детские дома; на оккупированных территориях их угоняли в Германию или отправляли в концлагеря; с 12 лет дети работали на заводах наравне со взрослыми. 1. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. В 4:00 имперский министр иностранных дел Риббентроп вручил советскому послу в Берлине В.Г. Деканозову ноту об объявлении войны, и это время (4 часа утра) считается официальным временем начала войны. Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней. 2. 22 июня в 12 часов дня нарком иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио с официальным обращением к гражданам СССР, сообщив о нападении Германии на СССР. Его выступление заканчивалось словами: "Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!" 3. В осажденном Ленинграде осталось 400 000 детей, и за первые 72 дня блокады погибло 200 000 детей. На работу в Германию было угнано 1 500 000 детей, на оккупированных территориях погибло более 1 миллиона детей, 20 000 000 школьников во время войны работали на предприятиях наравне со взрослыми, 75 000 детей и подростков воевали в действующей армии и в партизанских отрядах. |
| Ребята сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Лёня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её обыкновенных мальчишек и девчонок. Задание формата ВПР Правильные ответы: Валя Котик 11 лет (самый младший), Марат Казей 13 лет, Леня Голиков 16 лет (самый старший). Валя Котик старше учащихся на 1 или 2 года, а может и ровесник (это зависит от возраста учащихся). |
| Задание формата ВПР Изучите таблицу. Выясните: 1. Сколько лет было самому младшему из героев. 2. На сколько лет самый младший из этих ребят старше вас? 3. Сколько лет было самому старшему из ребят? |
| Групповая работа: Как вы думаете, чем в тылу могли помочь дети своей Родине в эти тяжёлые годы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проведём групповую работу. Класс делится на команды. Каждая команда выбирает по два вопроса и ищет ответы к ним в тексте. Затем представители от каждой команды дают полный ответ на поставленный вопрос. Прочитайте текст (приложение 2) и ответьте на вопросы: а) Почему детям пришлось встать у станков на заводах и фабриках? (Дети, подростки, юноши и девушки 1941–1945 гг. заменили отцов на заводах: делали автоматы, гранаты, мины) б) Часто к станку приходилось ставить ящик, зачем? (Часто к станку из-за маленького роста юного рабочего пристраивали ящики, чтобы он мог дотянуться до рычагов управления) в) Сколько московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт? (Около 2 тысяч московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт) г) Сколько детских производственных мастерских было создано в Москве? (В Москве работали 375 таких мастерских, на них трудились 17 тысяч учащихся) д) Как ещё дети помогали фронту? (Собирали, шили и вязали тёплые вещи для фронтовиков, отправляли на фронт подарки, ухаживали за ранеными в госпиталях, а маленькие дети для раненых читали стихи и пели песни) |
| Задание в формате международных и национальных исследований качества образования (работа с текстом) Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1.) Кто такие партизаны? 2.) Почему советские дети шли в партизанские отряды? 3.) Сколько юных защитников Родины было награждено боевыми орденами и медалями? Рассказ о детях-партизанах в годы Великой Отечественной войны. Партизан - участник отдельного небольшого отряда войска, предназначенного для внезапных нападений на неприятеля. Дети в советских партизанских отрядах не думали о том, что они ещё не подросли, что ещё рано идти защищать Родину. Они просто шли и защищали, хотя от них никто этого не требовал кроме их же совести. В советское время портреты юных героев Великой Отечественной войны висели в каждой школе. И каждый подросток знал их имена. Но были и десятки тысяч юных героев, чьи имена неизвестны. Их называли "пионеры-герои". Но героями они были не потому, что они были членами пионерской или комсомольской организации, а потому, что они были настоящими патриотами и настоящими людьми. В Большой Советской Энциклопедии написано, что в годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров – юных защитников Родины – было награждено боевыми орденами и медалями. |
| Задание в форме ГИА (приложение 3) Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? 1. Самому маленькому герою Великой Отечественной войны было 6 лет. (Ответ верный) 2. Серёжа Алешков долго блуждал по деревне один, пока его не обнаружили красноармейцы. (Ответ неверный). 3. Во время Сталинградской битвы он спас командира и нескольких человек. (Ответ верный). 4. Когда на блиндаж упал боевой снаряд, мальчик оказался под завалами. (Ответ неверный). 5. Благодаря решительности Серёжи Алешкова людей достали из под руин. (Ответ верный). В тексте имеется слово, понимание которого может вызвать затруднение у учеников. Это слово "блиндаж". Согласно толковому словарю Ожегова "блиндаж" - это оборонительное сооружение в виде землянки с покрытием из круглого леса для защиты военнослужащих от артиллерийского, минометного огня противника. |
| Из предложенного списка выберите одно или несколько утверждений, с помощью которых можно охарактеризовать оба представленных плаката: Укажите один или несколько правильных вариантов ответа: Оба плаката посвящены теме детей; Плакаты были созданы для того, чтобы показать, что фашисты не щадили ни женщин, ни детей. |
| Заключение Посмотрите на панель. Что на ней изображено? Ответ. Это Могила Неизвестного Солдата — общенациональный мемориал воинской славы, расположенный в Александровском саду, посвящённый погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, а также городам-героям и городам воинской славы. В его центре расположена ниша с надписью "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен", в середине которой размещена бронзовая пятиконечная звезда, в её центре горит Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о погибших в Великой Отечественной войне. Позади Вечного огня размещена надгробная плита с бронзовой скульптурной композицией, изображающей солдатскую каску и лавровую ветвь, лежащие на советском боевом знамени, которое словно покрывает могилу. Звучащий метроном символизирует удары сердца. Вспомним о павших в бою. В знак уважения и скорби почтим их минутой молчания. Метроном. |
| Парк 30-летия Победы — московский парк культуры и отдыха, открытый 9 мая 1975 года в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Расположен в районе Чертаново Южного административного округа между Чертановской и Кировоградской улицами. Площадь парка составляет 7,5 га. В 1992 году по инициативе организации бывших узников фашизма «Непокорённые» в западной части парка был установлен памятник детям-узникам фашистских лагерей. Памятник представляет собой три гранитных плиты: горизонтальную в центре с изображением детей и две вертикальные по краям с изображением ограды из колючей проволоки. Автором памятника стал Виктор Бирюков — сын бывшей узницы лагеря смерти Дахау. 8 мая 2014 года к 69-летию победы памятник открылся в обновленном виде: большая гранитная плита с надписью «Детям-узникам фашистских лагерей», язык пламени из красного гранита с датами "1941-1945" и фонтан, который по задумке скульптора .символизирует слёзы матерей. К памятнику регулярно приносят цветы, венки и детские игрушки. |
Приложение 1
Текст
Рассказ о детях-партизанах в годы Великой Отечественной войны.
Партизан - участник отдельного небольшого отряда войска, предназначенного для внезапных нападений на неприятеля.
Дети в советских партизанских отрядах не думали о том, что они ещё не подросли, что ещё рано идти защищать Родину. Они просто шли и защищали, хотя от них никто этого не требовал кроме их же совести.
В советское время портреты юных героев Великой Отечественной войны висели в каждой школе. И каждый подросток знал их имена. Но были и десятки тысяч юных героев, чьи имена неизвестны. Их называли "пионеры-герои". Но героями они были не потому, что они были членами пионерской или комсомольской организации, а потому, что они были настоящими патриотами и настоящими людьми.
В Большой Советской Энциклопедии написано, что в годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров – юных защитников Родины – было награждено боевыми орденами и медалями.
Приложение 2
Текст
С самого начала войны наравне с взрослыми работали и дети. Дети встали к станкам на фабриках и заводах, заменив ушедших на фронт мужчин. Часто к станку из-за маленького роста юного рабочего пристраивали ящики, чтобы он мог дотянуться до рычагов управления. Около 2 тысяч московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт. В Москве работали 375 таких мастерских, на них трудились 17 тысяч учащихся
Школьники собирали варежки, носки, теплые вещи для солдат, помогали раненным в госпиталях, собирали лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, писали письма солдатам, чтоб поддержать их боевой дух. Таких мальчишек и девчонок, которые помогали взрослым в годы войны, было много.
В сёлах надо было обрабатывать поля, чтоб был хлеб. А лошадей не было и тогда женщины, и дети впрягались в плуг и пахали землю, чтоб посадить и вырастить хлеб для фронта. Они знали, что голодный солдат не победит.
Холодной зимой детям приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам. Кто помогал на фермах, кто в поле. Огромными были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
Дети, понимали, что могущество нашей армии состояло из связи фронта с тылом. Не будет у солдата одежды, продовольствия не сможет он воевать.
Приложение 3