Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час «Главные составляющие здорового образа жизни»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Краснинская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Классный час «Главные составляющие здорового образа жизни»
Разработана:
учителем физической культуры
высшей квалификационной
категории
Балашовой М. У.
с. Красное, 2022 год
Введение
«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех»
Владимир Владимирович Путин
Здоровый образ жизни человека – говоря эту фразу, мы редко задумываемся о том, что же действительно скрывается за этими словами. Так что же такое здоровый образ жизни?
В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения моральной и физической работоспособности.
Аннотация
Данная методическая разработка классного часа «Главные составляющие здорового образа жизни» рассчитана на средние классы и направлена на формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Учащиеся в ходе классного часа усваивают важность главных составляющих для полноценного здорового образа жизни.
Актуальность темы обусловлена тем, что охрана здоровья школьников является приоритетным направлением развития системы образования. Здоровье детей – это основа нашего будущего. Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья детей. Данный классный час способствует формированию у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.
Целевая аудитория – учащиеся 15лет (9 класс)
Тема актуальна и играет важную социальную роль в формировании активной жизненной позиции и способствовать умению ориентироваться в реальных условиях жизни, воспитывать здорового гражданина.
Цель: формирование знаний учащихся об основных составляющих элементах здоровой и долгой жизни человека.
Задачи
1. Раскрыть составляющие здорового образа жизни.
2. Способствовать формированию потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
3. Научить использовать приобретенные знания в повседневной жизни для
ведения ЗОЖ.
4. Пробудить личную заинтересованность каждого в здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.
2. Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников мероприятия.
3. Повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий
4. Снижение уровня заболеваемости обучающихся (анализ количества пропусков уроков по болезни).
Форма и методика проведения:
С целью повышения эффективности проводимой педагогической работы по формированию навыков здорового образа жизни, помимо здоровьесберегающих, в основе разработки классного часа заложены интерактивные технологии.
Суть интерактивных технологий состоит в том, что воспитательный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность ребят в процессе познания, освоения материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.
Мероприятие построено на совокупности следующих интерактивных форм и методов воспитания:
Дискуссия, диспут
Вовлечение учащихся в обсуждение различных проблем, обучение ребят выслушиванию и пониманию мнение других, отстаиванию своей точки зрения).
Коллоквиум (беседа)
Выяснение и повышение знаний учащихся путем высказывания своей точки зрения на рассматриваемую проблему, обосновывая и защищая ее. Аргументируя и отстаивая свое мнение, ребенок в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознано он освоил изученный материал.
Опросник-анкета
Предназначенные для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям. Это повышает обоснованность и полноту информации.
Конференция
Обучение учащихся серьезно относится к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией.
Оборудование:
1. Столы и стулья;
2. Листы формата А4.
3. Электронная презентация
Техническое оснащение:
1. Компьютер (Ноутбук);
2. Мультимедийный пректор
3. Интерактивная доска.
Оформление:
Надпись на классной доске «Главные составляющие здорового образа жизни».
Видеоматериал:
Презентации: «Здоровый образ жизни»
Видеоролик:
Структура классного часа
Предварительный этап подготовки:
Подготовительная работа с учащимися: дать ученикам задание найти краткую характеристику определения ЗОЖ. Была подготовлена фотовыставка «В здоровом теле – здоровый дух», «Здоровые дети должны быть на планете».
Организационный момент.
1.Объявление темы классного часа, постановка цели. Рассуждение о значении выражения «Здоровый образ жизни»
2. Интерактивная беседа «Наше здоровое будущее»
3. Дискуссия, диспут «Что лежит в основе ЗОЖ?»
4. Опросник-анкета «Твой образ жизни».
5. Конференция «Главные составляющие ЗОЖ»
6. Подведение итогов.
7. Заключительное слово.
Содержательный компонент классного часа
Ход классного часа.
Рассуждение о значении выражения «Здоровый образ жизни» (Слайд 1)
Классный руководитель. Мы продолжаем изучать раздел “Здоровье”. Тема нашего классного часа «Главные составляющие здорового образа жизни». Сегодня у нас пойдёт разговор о здоровом образе жизни. Каждый из вас имеет свое представление об этом. Ребята, теперь давайте обсудить понятие «Здоровый образ жизни». Подумайте и дайте свое определение здоровому образу жизни.
Учащиеся дают определение ЗОЖ.
Классный руководитель. Наиболее точным определением ЗОЖ следует считать то, что дано в Уставе Всемирной организации здравоохранении:
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
Интерактивная беседа «Наше здоровое будущее»
Классный руководитель. Проблема сохранения и укрепления здоровья населения страны сегодня актуальна и глобальна. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. В этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой, военный потенциал страны. Поэтому знание основ здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы здоровья всего населения.
Я хочу предложить вашему вниманию видеоролик «Основные причины смертности в России». Давайте внимательно ознакомимся со статистическими данными и ответим на вопрос
- В чем, по-вашему, причина плохого состояние здоровья населения».
Ребята, анализируя статистику, вырабатывают причинно-следственную связь и отвечают на вопросы.
Дискуссия, диспут «Что лежит в основе ЗОЖ?» (Слайд 2)
Классный руководитель. Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Что может повлиять на состояние здоровья? Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья.
Составление формулы здоровья.
Предлагаю начать выводить формулу здоровья.
На доске: Формула здоровья.
Дополнение учителя: Давайте сравним с формулой ученых (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность + +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.
Опросник-анкета «Твой образ жизни».
Классный руководитель. Вам было дано задание, опросить по 5 чел, задав вопрос «Главные правила необходимые для сохранения и укрепления здорового образа жизни?» (ответы обработать).
- Как вы думаете, какие составляющие из формулы и ответы людей зависят от самого человека? (Ответы детей).
Мы не будем с вами обсуждать факторы, не зависящие от нас. Поговорим о составляющих здорового образа жизни. Да, безусловно, все, что вы назвали, влияет на здоровье человека, но медики утверждают, что самое главные составляющие, это:
Рациональное питание
Двигательная активность
Общая гигиена организма
Закаливание;
Отказ от вредных привычек
Режим дня
Психогигиена, умение управлять своими эмоциями
Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений
Конференция «Главные составляющие ЗОЖ»
Класс делится на группа.
Переходим к рассмотрению составляющих образа жизни и их влияния на здоровье. Давайте разберем итоги вашей работы в группах и ваши выводы и рекомендации.Выступление учащихся 1-й группы - рациональное питание.
Дополнение учителя: Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства людей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат – переедание и ожирение. «Умеренность – союзник природы», – говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ. Да, питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным.
Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Основа здорового питания — высокое потребление разнообразной растительной пищи.
Разумеется, состав идеального рациона человека зависит от рода деятельности, образа жизни и места проживания.Выступление учащихся 2-й группы - двигательная активность.
Дополнение учителя: Двигательная активность человека — одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная потребность человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определённом уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм ребёнка.
При этом досуговая физическая активность (физические упражнения, прогулки, активный транспорт) ассоциирована с более низким уровнем смертности от всех причин, а тяжелая физическая активность на работе не оказывает такого позитивного воздействия либо ассоциирована с более высоким уровнем ее, что может быть связано с меньшим вкладом аэробной нагрузки в физическую активность на работе. Таким образом, досуговая физическая активность необходима и для людей, занятых физическим трудом.
Выступление учащихся 3-й группы - общая гигиена организма.
Дополнение учителя: Личная гигиена — это поведение человека, направленное на гигиеническое содержание тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды, жилища, закаливание организма. Является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Личная гигиена неразрывно связана и с гигиеной в целом, в том числе с общественной. Так, несоблюдение требований личной гигиены в повседневной жизни оказывает неблагоприятное влияние на здоровье окружающих (возникновение и распространение инфекционных заболеваний и гельминтозов, отравления и т. д.). Систематическое невнимательное отношение к гигиеническим условиям жизни ухудшает его здоровье и снижает работоспособность.
Выступление учащихся 1-й группы – закаливание.
Дополнение учителя: Закаливание организма — метод физиотерапии
воздействием на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела) и пониженным атмосферным давлением, с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов. В качестве закаливающих процедур широко используется пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливание холодной водой, купание, контрастный душ, недолгие погружения в холодные ванны или воду).
Выступление учащихся 2-й группы - отказ от вредных привычек.
Дополнение учителя: Вредные привычки – социально психологический
конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения, регулярно совершаемых человеком и приносящих ему вред.
На свете не существует человека без вредной привычки. Нездоровые пристрастия всегда были и будут верными спутниками людей. Говоря о пристрастиях, психологи имеют в виду такие действия, которые человек совершает бессознательно, автоматически.
Выступление учащихся 3-й группы - режим дня.
Дополнение учителя: Режим дня — это определенный распорядок дня, предусматривающий время для работы/учебы, различных дел и отдыха. Режим дня может быть разным в зависимости от предпочтений и возможностей конкретного человека. Так, например, кому-то удобнее просыпаться позднее, но при этом работать до ночи. И наоборот, человек, который спешит на работу в 5 утра, уже к вечеру будет чувствовать привычную усталость и желание поскорее лечь спать. Режим дня человека зачастую связан с его биоритмами. В связи с этим придумали обобщенную классификацию, делящую всех людей на "жаворонков", "голубей" и "сов".
"Жаворонки" привыкли просыпаться уже в 6-7 утра и активно работать до обеда, ложиться спать примерно в 21.00. "Голуби" просыпаются чуть позже "жаворонков", после обеда активно трудятся весь день, а засыпают примерно в 23.00. "Совы" предпочитают спать все утро, "раскачиваться" днем, зато становятся активными и работоспособными ближе к вечеру. Наиболее здоровым считается режим "жаворонков" и "голубей". Соблюдение режима дня очень полезно для человека по следующим причинам: Организм привыкает функционировать в определенном распорядке дня, что благоприятно сказывается на здоровье в целом. Вырабатывается здоровый сон — не нужно каждый раз заставлять себя засыпать и просыпаться, так как организм уже привык к режиму. Распорядок дня у многих людей также предусматривает режим питания, который тоже весьма полезен для здоровья. Режим дня позволяет спланировать свои дела наиболее благоприятным образом. Так, в первую половину дня можно учиться/работать, решать важные дела и вопросы, а вечером отдыхать, посвятить время своим интересам, хобби и развлечениям. Деятельность человека, который живет в режиме, становится более продуктивной, он многое успевает сделать.
Выступление учащихся 1-й группы – психогигиена, умение управлять своими эмоциями.
Дополнение учителя: Психогигиена - это отрасль науки о гигиене, которая отвечает за сохранение поддержание и укрепление психического здоровья человека.
Соблюдение норм и требований психогигиены труда - залог успешного, результативного и эффективного труда.
Последствия не соблюдения правил и норм психогигиены
- Неправильная организация учебного и трудового процесса, может вызывать психическую перегрузку.
- Постоянное присутствие травмирующих факторов приведет к тому, что у человека могут развиваться неврозы, а в худшем случае и психозы.
Выступление учащихся 2-й группы – Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.
Дополнение учителя: Формирование у человека устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой и учебной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения. Главное - научиться безопасному поведению.
Учитель: Итак, мы видим, что сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека.
Вывод - Все, что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья.
Подведение итогов
Вывод - соблюдение всех составляющих основ здорового образа жизни поможет человеку сохранить здоровье и долголетие, обеспечит работоспособность и успешность на долге годы!
Заключительное слово учителя:
Мы рассмотрели вопросы, раскрывающие зависимость здоровья человека от образа жизни. Всем стоит задуматься: здоровый ли образ жизни мы ведем? Что можно сделать для укрепления и сохранения здоровья? И для того, чтобы ответить на вопрос, выполните следующее домашнее задание: проанализируйте свой образ жизни.
Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.
Ожидаемые конечные результаты работы:
Для учеников:
устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни;
стремление к постоянному поиску знаний, к самообразованию;
повышение уровня психологического, социального, физического здоровья;
проявление творческой активности.
Для педагогов:
- повышение эффективности своей работы за счет лучшего усвоения знаний учениками,
-положительная атмосфера в классе
Формирование здорового образа жизни у учащихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих здорового образа жизни у школьников.
Наблюдения показывают, что использование различных форм работы с учащимися в воспитательном процессе позволяет им более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Источники материалов:
Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений и преподавателей-организаторов курса “ОБЖ”. М., 1997.
Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.
Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.
Классному руководителю. М., 1999.
Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
Интернет-ресурсы