Внеурочное занятие по математике на тему «История чисел» (1 класс)
Методическая разработка внеурочного занятия по математике для 1 класса «История чисел»
Тема: |
«История чисел» |
Цель: |
Развитие познавательного интереса к математике. |
Задачи: |
Закрепить пройденный материал; развивать мышление, смекалку, внимание; Воспитывать умение работать в группе. |
Оборудование: |
Презентация, карточки с заданиями, ПК, проектор, интерактивная доска. |
Ход занятия
Этап, цель |
Деятельность учителя/ учащихся (варианты) |
Анализ, развитие УУД |
||||||||||
I Вводный. Организационный момент Подготовка учащихся к работе |
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» |
|
||||||||||
Подготовка к восприятию (актуализация)
Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи. |
- Цифр страна не имеет границ: В космос далекий проникла стрелой, Может возникнуть с тетрадных страниц, С глубин океана подняться волной. Но цифры по четким законам живут, В ногу со временем стройно идут, Ошибки стремительно все отметая, Очень у цифр жизнь не простая. В древней истории милый чудак Не знал калькулятор и придумал абак. Абаки в то время считать помогали, О наших компьютерах тогда и не знали. Римляне в древности считать научились, Римские цифры им пригодились: Пальцы, ладонь основой той стали, Цифры красивые в Риме писали. В старые-старые те времена Мудрый араб вел свои письмена. Арабские цифры так появились, Даже арабы чуть-чуть удивились. В жизни без цифр нам просто никак, Об этом знал даже древний чудак. Кирсанова Юлия - Скажите, о чём это стихотворение? (О цифрах, числах) - На каком уроке мы чаще всего используем числа? (Математика) - А можем ли мы без математики, без чисел, без действий над ними? - А зачем нам с вами сейчас нужно знать цифры и уметь считать? (Ответы детей) |
Фронтальная беседа.
Постановка проблемы
Устные ответы, определяют тему и цель.
УУД: регулятивные, познавательные общеучебные, коммуникативные |
||||||||||
II Основной Объяснение нового материала
Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. |
- А как же появились цифры? Откуда взялись эти привычные 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, которые мы постоянно используем в повседневной жизни? Как они называются и почему у них такое название? Давайте отправимся в путешествие в историю и узнаем ответы на эти и многие другие вопросы. А поможет нам в этом - машина времени. - Отправляемся! А чтобы не скучать в дороге отгадайте-ка загадку: - С хитрым носиком сестрица Счёт откроет …(единица) Правильно, это цифра 1. Самая первая цифра. Ее легко написать. Именно с нее всегда начинается знакомство с цифрами. Цифра 1 символизирует начало, единство, целостность, как Бог, солнце, вселенная, космос. Это неделимое и уникальное число. - Следующая загадка: Шея, хвост и голова, Словно лебедь цифра…(два) - Она действительно похожа на лебедя. В некоторых странах двойка считается символом противоположности, а в некоторых, наоборот, символом парности. А еще целостности. Миллионы творение без пары — не являются целым. Например, два крыла, два глаза, два уха и другие части тела. Любая семья начинается с двоих... - Я кажется кого-то вижу. -Давайте остановимся и узнаем кто это и что они знают о цифрах? - Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. И вождь первобытного племени справлялся с этой первой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук. Есть и сейчас на земле племена, которые при счете не могут обойтись без помощи пальцев. Вместо числа пять они говорят «рука», десять – «две руки», а двадцать – «весь человек», – тут уж присчитываются и пальцы ног. - Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки. - Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке. Хорошо, если число небольшое – десятки или, в крайнем случае, сотни. А если тысячи? Пока сосчитаешь зарубки, чтобы «прочитать» число, пройдет больше часа. Очень неудобная «запись»! - Посмотрели, как считали первобытные люди, и отправляемся дальше. - Отгадаем еще одну загадку: Что за чудо, Что за цифра! Знает каждый сорванец. Даже в нашем алфавите У неё сестра – близнец…(три) - Наверное, вы заметили, что цифра три очень часто встречается во многих сказках: «Было у отца три сына», «ехал три дня и три ночи», «три раза плюнуть», «три раза постучать по дереву», «три раза хлопнуть в ладоши», «три раза повернуться вокруг своей оси», «три раза что-то произнести», «три богатыря», «три желания» и т.д. Считается, что число «три» священное. Цифра и правда похоже на буквы русского алфавита «З». - Следующая загадка. Я после цифры 3 стою, А цифре пять немного уступаю. Что же я за цифра такая? (Четыре) - Говорят, что четверка самая магическая из цифр. В большинстве государств она является символом целостности. А вот в азиатских странах относятся к ней с опасением. В жизни мы встречаемся с числом 4 очень часто: 4 времени года, 4 стороны света, 4 природных стихии, 4 времени суток и т.д. - А мы тем временем прибыли в Южную Америку к индейцам Инкам. - Инки поклонялись Солнцу (Инти), как главному божеству. Правитель у инков считался воплощением бога Солнца на земле. Для счёта инки завязывали узелки на верёвках - сколько узелков, такое число. Если складывали вместе две верёвки и завязывали один узелок - это означало цифру 10. имели значение не только количество узелков, но и цвета верёвок. Так, например, красный цвет обозначал армию, войско, белый — серебро, желтый — золото. У них был даже узелковый календарь. - Ведение подсчётов и вычислений осуществлялось на счётном устройстве юпана. А хранение и воспроизведение — в кипу (узел).
- А индейцы Центральной Америки - майя, вместо цифр использовали только три обозначения: точку, линию и овал и записывали ими любые цифры, причем точка всегда означала единицы данного порядка, а тире – пятерки. Выдалбливали они свои цифры на камнях. Для удобства расчётов майя даже ввели обозначение нуля. Его представляли, как полую раковину от улитки (этим же символом выражалась и бесконечность). Ноль действительно нужен во многих математических вычислениях, однако, например, в античной Греции эту цифру не использовали — просто не додумались до этого. Цивилизация майя — одна из величайших на американском континенте. Майя строили прекрасные города с высокими храмами, знали колесо, земледелие, создавали искусные керамические изделия и великолепно знали астрономию. - Что-ж нам пора отправляться дальше. В путь! Продолжим нашу игру в загадки. Сколько пальцев на руке И копеек в пятачке, У морской звезды лучей, Клювов у пяти грачей, Лопастей у листьев клена И углов у бастиона, Про все это рассказать Нам поможет цифра… (пять) - В большинстве школ – это лучшая оценка! Хотя, к примеру, в Германии пятерку ставят наоборот тем, кто плохо старается. Где мы можем встретить пятерку? Например, на Земле 5 континентов, а у символа Олимпийских игр 5 колец, а на руках и на ногах по 5 пальцев. - Ой, а я вижу пирамиды. Это Египет. В Древнем Египте около 7 тысяч лет назад использовали такую запись чисел: единица обозначалась палочкой, сотня — пальмовым листом. А сто тысяч — обозначалось лягушкой (в дельте Нила было очень много лягушек, вот у людей и возникла такая ассоциация: сто тысяч — очень много, как лягушек в Ниле). Все записи египтяне делали на папирусе. Физкультминутка. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (дети садятся за парты.) - Продолжаем путешествие. - Вновь загадка. Сколько букв есть у дракона И нулей у миллиона, Разных шахматных фигур, Крыльев у трех белых кур, Ног у майского жука И сторон у сундука. Коль не можем сами счесть, Нам подскажет цифра…(шесть) - Самая хитрая цифра. Если на голову встанет, цифра 6 девяткой станет. У кубика 6 граней, у всех насекомых 6 ног, многие музыкальные инструменты имеют по 6 отверстий – вот примеры того, где встречается в жизни цифра 6. - А наша остановка - Древний Китай. - Цифры у китайцев изображались иероглифами, которые появились во II тысячелетии до н. э., и дошли до наших дней. Для вычислений китайцы разработали изощрённую технику работы на счётной доске - суаньпань. Китайская счётная доска по своей конструкции похожа на русские счёты. Сначала китайцы писали цифры кисточкой и краской на шёлковой ткани, а потом они придумали бумагу и начали писать на ней. - Отправляемся дальше. - Загадка: Сколько в яркой радуге цветов? Сколько на земле есть чудес света? Сколько у Москвы всего холмов? Нам цифра эта так подходит для ответа! - Проста в написании, напоминает топор или знак вопроса. Пожалуй, все знаю, что эта цифра считается самой удачливой. В каждой неделе 7 дней, в музыке 7 нот, а у радуги 7 цветов, мировая цивилизация насчитывает 7 чудес света. Как вы видите, цифра 7 встречается в жизни очень часто. А еще цифра 7 любима народными поверьями и любит жить в сказках. Кто не знает такие сказки? («Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о царевне и семи богатырях».) Самое желанное слово на свете также содержит в себе цифру 7 — Семья. - А у нас новая остановка и прибыли мы в древнюю Грецию. Математика родилась в Греции. Это, конечно, преувеличение, но не слишком большое. Другие народы тоже обладали определённым багажом знаний. Но если египтяне и вавилоняне пользовались уже открытыми и исследованными областями, то греки пошли дальше. Они не останавливались на достигнутом и открывали новые горизонты в разных сферах жизни. Люди собирались на площади, спорили и таким образом приходили к единственно правильному решению. "В споре рождается истина" – эта догма дошла до нас именно с тех времён. Для них число было главенствующим. Существовало даже такое утверждение, как «Числа правят миром». Греки обозначали цифры буквами. В Греции писали на свитках, которые делали из травы или из кожи. Позже математика развивалась в римской империи - это было 2000 лет назад. Эти цифры вы уже видели в учебнике. Их придумали примерно в 0 году (у нас сейчас 2019 год). И эти цифры использовали в Европе очень долго, более тысячи лет. Римские цифры, не что иное, как изображение пальцев. До сих пор римские цифры используют в часах и для оглавления книг. Мы с вами уже видели много цифр, но все они не похожи на наши. Откуда же взялись наши цифры? Они называются арабскими, но на самом деле такое написание цифр придумали в Индии. - Продолжим путешествие. И новая загадка. Это ж надо! Цифру носим На носу, взгляните, просим. Цифра эта плюс крючки — Получаются очки… - Цифра 8 – перевернутый знак бесконечности. У многих народов эта цифра особенная. Например, в Китае она означает процветание и богатство. Известный математик Пифагор также считал, что цифра 8 – гармония, равновесие и достаток. Помните ли вы, какой праздник мы празднуем 8 марта? (Международный женский день) - Шёл котёнок через мост, Сел на мост и свесил хвост. «Мяу! Так удобней мне ведь…» Стал котёнок цифрой …! - Цифра 9. Помните, мы недавно изучали цифру 6? Правда ведь цифра 9 на нее похожа? Это последняя цифра в ряду. - А вот и Индия. - В Индии математика зародилась примерно тогда же, когда и в Египте, – пять с лишним тысяч лет назад. К началу нашего летоисчисления индийцы уже были замечательными математиками. Кое в чем они обогнали даже древних греков. Однако Индия была оторвана от других стран, – на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы. В V веке в Индии появилась система записи чисел, которая является основой для современных цифр. НОЛЬ к нам пришёл из Индии. Представляете, до этого нуля не существовало. А ведь это очень полезный символ. С его помощью можно записать очень длинные цифры - миллион. Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Поэтому считается, что современные привычные для нас цифры имеют арабское происхождение. Арабы немного видоизменили индийскую систему записи цифр, приспособив к своему письму. Но с течением времени цифры видоизменялись. Кстати, и само слово «цифра» — арабского происхождения. Арабы перевели индийское «сунья» и получилось «цифр». Считается, что арабские математики для удобства решили привязать количество углов в записи цифры к его численному значению. Например, в цифре 1 — один угол, в цифре 2 — два угла, в цифре 3 — три. И так до 9. Нуля еще не существовало, он появился позже. Вместо него просто оставляли пустое место. Привычные нам формы цифр, более округлые, потому что угловатые цифры писать долго и не очень удобно. Но угловатые цифры все же используются и в нашей жизни при написании индекса на конверте, цифр в электронных часах и калькуляторах. - А вот вам ещё загадка. Встали цифры, как отряд, В дружный числовой свой ряд. Первой по порядку роль Нам сыграет цифра… - Цифра 0. Это единственная цифра, на которую нельзя делить. Число ноль не является ни положительным, ни отрицательным. - Мы с вами побывали во многих государствах древнего мира, а какие же цифры были в Древней Руси? Давайте заглянем и к нашим далёким предкам-славянам. По-видимому, все народы вначале обозначали числа зарубками на палочках, которые у русских назывались бирками. Такой способ записей применялся малограмотным населением. С появлением письменности, появились и цифры для записи чисел. В древней Руси, находившейся в тесном культурном общении с Византией, получила распространение алфавитная нумерация, сходная с греческой. Наши предки использовали самую сложную запись чисел, записывали их буквами, над которыми ставили специальный значок «титло», чтобы отличить, где написали буквы, а где цифры. - Но наряду с этим «малым числом» употреблялась вторая система, называвшаяся «великим числом или счетом» или «числом великим словенским». Для обозначения этих больших чисел наши предки употребляли оригинальный способ, не встречающийся ни у одного из известных нам народов. - В России славянская нумерация сохранилась до конца 17 века. При Петре1 Россия перешла на арабскую систему счисления, которой пользуемся сейчас. - Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться. Физкультминутка. Повторяем движения за словами: Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. |
Фронтальная беседа,
Устные ответы
Игровой момент (загадки)
УУД: личностные, познавательные общеучебные, коммуникативные
Профилактика утомления.
Коллективная. Практический.
УУД: коммуникативные
Профилактика утомления. Коллективная. Практический.
УУД: коммуникативные |
||||||||||
Первичное закрепление Закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. |
- На каждую парту вам выданы таблички с заданиями, и если вы были внимательны, то легко с ним справитесь.
(Контроль) |
Коллективная. Практический.
УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные
|
||||||||||
Вторичное закрепление |
- Давайте сейчас попробуем изобразить римские цифры телом или руками. (Несколько человек выходят к доске, остальные выполняют у парт).
|
Игровой момент. Коллективная. Практический. УУД: познавательные общеучебные, регулятивные, коммуникативные |
||||||||||
III Заключительный. Подведение итогов
Сделать вывод и подвести итог, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали. |
- Можно ли представить мир без чисел? В разных странах были свои системы счета и способы записи чисел. Потребовалось много времени, чтобы цифры стали такими какими мы привыкли их видеть. Современные арабские цифры появились в Индии. Без счёта не будет на улице света. Без счёта не сможет подняться ракета. Без счёта письмо не найдёт адресата И в прятки сыграть не сумеют ребята. |
Фронтальный, беседа
УУД: регулятивные, коммуникативные
|
||||||||||
Рефлексия |
- Чему же был посвящено наше занятие? - Что вам больше всего понравилось? |
Индивидуальный, беседа УУД: регулятивные, коммуникативные |
Список литературы и электронных ресурсов:
Большая математическая энциклопедия / Якушева Г.М. и др. – М.: Филол. О-во «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 639 с.: ил.
Возникновение и развитие математической науки: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.: ил.
Шейнина О. С., Соловьева Г. М. Математика/О. С. Шейнина, Г. М. Соловьева – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. – 208с.
Энциклопедия для детей. Т.11.Математика / Глав. ред, М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+,1998. – 688 с.: ил.
Выготский М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. — М.: Наука, 1967.
История математики. С древнейших времен до начала Нового времени // История математики / Под редакцией А. П. Юшкевича, в трёх томах. — М.: Наука, 1970. — Т. I.
Открытый урок1 сентября. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/505004/
Урок РФ https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/zagadki_po_pdd_151930.html
Ирина Владимировна Казарцева