Методическая разработка воспитательного мероприятия викторина «Зимующие птицы Саратовской области»
Методическая разработка воспитательного мероприятия
викторина «Зимующие птицы Саратовской области»
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – экологическое воспитание
Разработчик:
учитель начальных классов
Куприянова Елена Алексеевна
г. Саратов
Y
2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса). 3
4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия. 5
5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. 6
6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов. 7
Тематическим направлением для написания данной методической разработки воспитательного мероприятия было выбрано экологическое.
Актуальность выбора данного направления объясняется следующими факторами:
1. Ухудшение экологической ситуации у нас в стране и в мире во многом связано с экологической неграмотностью большинства людей и неспособностью людей предвидеть последствия своего вмешательства в природу.
Процесс формирования человека ответственного за свое поведение в природе длительный и трудоемкий и начинать его надо как можно раньше.
Для того, чтобы сформировалась личность, с новым экологическим мышлением, способная осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей его природе, педагогам необходимо уже с первого класса общеобразовательной школы начинать просветительскую работу по данному направлению.
2. Для учащихся начального этапа обучения актуальными являются знания о природе родного края, которая им близка и знакома не только по описанию в учебниках, а и по личностному восприятию.
При этом учащиеся начальных классов воспринимают экологические знания через призму эмоциональности, для них очень важно создать ситуацию сопереживания к окружающему их миру, отзывчивости к природе.
Данная методическая разработка направлена на проведение воспитательного мероприятия для учеников 1-х классов общеобразовательной школы.
3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).
В Федеральных образовательных стандартах вопросам экологического образования уделяется большое внимание. Согласно требованиям ФГОС учащиеся к концу обучения в начальной школе должны овладеть следующими навыками:
осознавать целостность окружающего их мира
овладеть основами экологической грамотности и доступными способами изучения природы.
Большие возможности для реализации задач экологического воспитания предоставляют уроки окружающего мира, на которых учащиеся начальной школы получают свои первые знания о живой и неживой природе.
Но экологическое образование учащихся первого класса не ограничивается только проведением для них уроков окружающего мира. Рассказ о бережном отношении к природе родного края продолжается и во внеклассной деятельности.
Реализовать свои знания учащиеся первого класса могут посредством посильной для них практической деятельности. В рамках реализации данной методической разработки практическая деятельность заключалась в изготовлении детьми класса кормушек.
Цели методической разработки:
стимулирование интереса учащихся первого класса к изучению родной природы;
формировать у детей ответственное, бережное отношения к природе родного края.
Задачи:
1. Образовательные:
углубление и расширение знаний учащихся первого класса о природе Саратовской области;
закрепление знания детей, полученных на предыдущих занятиях о птицах, зимующих в Саратовской области.
2. Развивающие: развивать речь и навыки общения, познавательный интерес, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3. Воспитательные:
воспитывать у учащихся первого класса бережное отношение к природе Саратовской области;
воспитывать у учащихся первого класса желание помогать птицам в трудное зимнее время.
Ожидаемые результаты:
1. Предметные:
привлечение внимания учащихся первого класса к экологическим проблемам, сохранению и бережному отношению к природе Саратовской области;
применение знаний, полученных в курсе Окружающий мир, на практике и в самостоятельной работе.
2. Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
3. Метапредметные:
Регулятивные УУД: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные УУД: формирование умения анализировать, обобщать и , классифицировать информацию, грамотно строить свои рассуждения.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Воспитательное мероприятие было проведено в форме – викторины на тему «Зимующие птицы Саратовской области».
Выбор данной формы проведения занятия объясняется тем, что:
Данная форма организации работы способствует развитию у обучающихся первого класса навыков коллективной деятельности. Они должны объединяться в команды, совместно искать ответы на поставленные вопросы, чтобы привести свою команду к победе.
Вопросы, сформулированные в привлекательной для учеников первого класса форме способствуют развитию у них смекалки, расширяют их кругозор и способствуют развитию памяти и мышления.
Для достижения планируемых результатов применялись игровые и информационно-коммуникативные технологии.
Методы, используемые в организации и проведении мероприятия:
словесный (чтение загадок, составление учащимися развернутых ответов);
наглядный (демонстрация изображений птиц, зимующих в Саратовской области);
практический метод (раскрашивание изображения ранее изученных птиц, зимующих в Саратовской области).
Приёмы, используемые в организации и проведении мероприятия: организация и проведение викторины, групповая работа.
1. Подготовка воспитательного мероприятия
Перед проведением мероприятия была проведена предварительная работа, которая включала в себя следующие мероприятия:
проведение урока курса Окружающего мира на тему «Как зимой помочь птицам»;
участие детей в акции «Покормите птиц зимой» в ходе которой ученики с помощью взрослых изготовили и развесили кормушки;
участие детей первого класса в районном конкурсе «Птичий гомон» (результат - 1 место);
выбор учителем темы, методов и приемов проведения мероприятия;
подбор материала (изображений зимующих птиц), отбор вопросов (загадок, стихов) для проведения викторины;
составление кроссворда;
написание сценария проведения мероприятия;
изготовление презентации;
печать изображений зимующих птиц для раскрашивания.
2. Ход воспитательного мероприятия.
Роль учителя:
демонстрирует слайды презентации;
координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность;
оценивает ответы учащихся
Учащиеся: работают в группах, отвечают на вопросы викторины, раскрашивают изображения зимующих птиц, изученных ранее.
Организационная часть.
Учитель: Ребята, мы с вами уже много узнали о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае – Саратовской области. Сегодня мы подведем итоги и отгадаем задания нашей викторины.
Давайте разделимся на команды. Каждая команда будет отвечать на вопросы, получать жетоны за правильные ответы. А в конце занятия мы подведем итоги вашей работы и определим победителя.
Основная часть.
1. Разминка.
Учитель: Я раздам группам разрезанные картинки с изображением птиц, зимующих в нашем крае. Вам необходимо собрать картинку и назвать птицу. За правильно выполненное задание команда получает жетон.
Изображения птиц для разрезания:
|
|
|
|
2. Первый этап
Учитель: я буду вам загадывать загадки, а вы, посовещавшись, будете давать ответы. За каждый правильный ответ, ваша команда будет получать жетон.
Кто в берете ярко-красном
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит .
Все стучит, стучит, стучит (дятел)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится.
Очень важная персона –
Чёрно-серая…(ворона)
Эти птицы рядом с нами –
Мы зовём их сизарями,
И зимой в мороз и голод
Не покинет город… (голубь)
Хохолочек на головке.
Птица яркая. Так ловко
Будто дует кто в свирель,
Распевает... (свиристель)
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой.
Назови его скорей!
Кто там скачет? (воробей)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу.
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком… (сойка)
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (поползень)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым,
чистым—
Кле! кле! кле!
Поет со свистом. (Клёст)
3. Второй этап
Учитель: Сейчас я проверю, что вы знаете о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае. Я буду вам задавать вопросы, вы посовещавшись в команде будете отвечать. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Вопросы:
назовите птиц, которые с наступлением зимы переселяются поближе к человеку (синицы, сороки, галки).
Почему с наступлением холодов воробьи становятся взъерошенными? (им так легче сохранять тепло).
Эту птицу называют «лесным доктором» (дятел).
У этой птицы, зимующей в нашем крае самый длинный хвост (сорока).
Эта птица отличается своим необычным клювом – он у нее крестообразный, чтобы было легче расклевывать шишки (клест).
Назовите, где птицы, зимующие в нашем крае спят (вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу, дятлы и синицы спят в дуплах).
4. Третий этап
Учитель: На уроке Окружающего мира мы говорили о том, что зимой птицам не так страшен холод, как голод. Давайте вспомним, чем питаются птицы зимой
Дети называют корма для подкормки птиц зимой: семена подсолнуха, конопли, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало и мясо.
Учитель: Вам необходимо выполнить новое задание – распределить корм соответствующий каждой птице. За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон.
Учитель раздает детям листочки с изображением птиц и корма, которым они питаются зимой. Ученики должны разложить рисунки на группы.
Примеры изображений для выполнения задания:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Четвертый этап
Учитель: Часто названия птиц можно встретить в пословицах и поговорках. Для выполнения этого задания вам необходимо вспомнить пословицы, в которых встречаются названия птиц, которые остаются зимовать в нашем крае.
Учитель раздает учащимся тексты пословиц, написанные на карточках. На одних написано начало пословицы, на других – окончание.
Слово не воробей, | вылетит — не поймаешь. |
Синичка невеличка, | а птичка. |
Дятел и дуб | продалбливает. |
Знает сорока, | где зиму зимовать |
Старого воробья | на мякине не проведешь |
Немного синица ест, пьет, | да весело живет |
6. Пятый этап
Учитель: в заключении нашей викторины, давайте вспомним все, что мы знаем о птицах, остающихся зимовать в нашем крае. Для этого я предлагаю вам разгадать кроссворд. Та команда, которая первой справится с заданием получит жетон.
Учитель выдает каждой команде листочки с сеткой кроссворда и выводит на экран вопросы. Ученики совещаются в командах и заполняют кроссворды.
Вопросы:
Любимое блюдо этих лесных птиц – различные насекомые и их личинки, но и не откажутся от семечек и кусочка сала на кормушке. Что это за птицы?
Самая обычная птица нашего края, постоянная гостья в птичьих столовых. В народе издавна отмечали в честь неё 12 ноября, как праздник, и по ее пению определяли, какая будет весна: ранняя или поздняя.
Какая птица выводит птенцов зимой?
Какая из зимующих птиц отличается умом и смекалкой и давно уже приспособилась к жизни возле человека, а основным местом кормежки летом и зимой выбирает помойку?
Эта привычная для нас птица круглый год проводит с нами. Она знаменита тем, что способна найти дорогу домой из любого места, поэтому с давних пор ее использовали для почтовой связи. В настоящее время выведено большое количество пород этой птицы, в том числе и декоративных.
Самая распространенная птица нашей местности, без неё не обходится ни одна кормушка. Собираются стайками и задорно переговариваются между собой, а то и драку устроят.
Родственница вороны и сороки, но в отличие от них предпочитает жить в лесу, хотя в зимнее время может наведаться и на кормушку. Питается как растительной, так и животной пищей. Основная пища — жёлуди. Делая значительные (до 4 кг) запасы на зиму, способствует распространению дуба.
3. Подведение итогов
Подсчет результатов, определение победителей.
Учитель раздает учащимся распечатанные изображения птиц, зимующих в Саратовской области. Ученики должны их раскрасить и рассказать, что они знают о них: повадки, чем питаются и др.
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
Подбор учителем методической литературы, методических приемов для проведения занятия. Приемы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их мыслительных способностей.
Материально-технические ресурсы:
проектор;
компьютер;
мультимедийная презентация;
распечатанные листы с заданиями и изображениями птиц;
бланки для подсчета результатов;
жетоны.
Методическая разработка данного мероприятия может быть использована учителями, работающих в первых классах для обобщения знаний учащихся по теме «Птицы» из курса Окружающий мир, а так же для организации внеклассного мероприятия экологической направленности.
В методической разработке представлены все необходимые задания, прописаны необходимые ресурсы. Любой желающий сможет провести данную викторину.
Литература, используемая для подготовки мероприятия:
Богатырева, А. В. Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5092/ (дата обращения: 19.04.2023).
Горбатенко О. Ф. Система экологического образования в ДОУ.-Волгоград: Учитель, 2007.-286с.
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. -104с.