Методическая разработка воспитательного мероприятия викторина «Зимующие птицы Саратовской области»

8
0
Материал опубликован 31 May 2023







Методическая разработка воспитательного мероприятия

викторина «Зимующие птицы Саратовской области»








Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – экологическое воспитание






Разработчик:

учитель начальных классов

Куприянова Елена Алексеевна

г. Саратов



Разделы методической разработки воспитательного мероприятия:


Y

1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность). 3

2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса). 3

3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность). 4

4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия. 5

5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. 6

6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов. 7

7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия. 8

8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.). 17

9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. 17




1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность).


Тематическим направлением для написания данной методической разработки воспитательного мероприятия было выбрано экологическое.

Актуальность выбора данного направления объясняется следующими факторами:

1. Ухудшение экологической ситуации у нас в стране и в мире во многом связано с экологической неграмотностью большинства людей и неспособностью людей предвидеть последствия своего вмешательства в природу.

Процесс формирования человека ответственного за свое поведение в природе длительный и трудоемкий и начинать его надо как можно раньше.

Для того, чтобы сформировалась личность, с новым экологическим мышлением, способная осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей его природе, педагогам необходимо уже с первого класса общеобразовательной школы начинать просветительскую работу по данному направлению.

2. Для учащихся начального этапа обучения актуальными являются знания о природе родного края, которая им близка и знакома не только по описанию в учебниках, а и по личностному восприятию.

При этом учащиеся начальных классов воспринимают экологические знания через призму эмоциональности, для них очень важно создать ситуацию сопереживания к окружающему их миру, отзывчивости к природе.


2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).

Данная методическая разработка направлена на проведение воспитательного мероприятия для учеников 1-х классов общеобразовательной школы.

3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).


В Федеральных образовательных стандартах вопросам экологического образования уделяется большое внимание. Согласно требованиям ФГОС учащиеся к концу обучения в начальной школе должны овладеть следующими навыками:

осознавать целостность окружающего их мира

овладеть основами экологической грамотности и доступными способами изучения природы.

Большие возможности для реализации задач экологического воспитания предоставляют уроки окружающего мира, на которых учащиеся начальной школы получают свои первые знания о живой и неживой природе.

Но экологическое образование учащихся первого класса не ограничивается только проведением для них уроков окружающего мира. Рассказ о бережном отношении к природе родного края продолжается и во внеклассной деятельности.

Реализовать свои знания учащиеся первого класса могут посредством посильной для них практической деятельности. В рамках реализации данной методической разработки практическая деятельность заключалась в изготовлении детьми класса кормушек.


4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.


Цели методической разработки:

стимулирование интереса учащихся первого класса к изучению родной природы;

формировать у детей ответственное, бережное отношения к природе родного края.

Задачи:

1. Образовательные:

углубление и расширение знаний учащихся первого класса о природе Саратовской области;

закрепление знания детей, полученных на предыдущих занятиях о птицах, зимующих в Саратовской области.

2. Развивающие: развивать речь и навыки общения, познавательный интерес, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Воспитательные:

воспитывать у учащихся первого класса бережное отношение к природе Саратовской области;

воспитывать у учащихся первого класса желание помогать птицам в трудное зимнее время.


Ожидаемые результаты:

1. Предметные:

привлечение внимания учащихся первого класса к экологическим проблемам, сохранению и бережному отношению к природе Саратовской области;

применение знаний, полученных в курсе Окружающий мир, на практике и в самостоятельной работе.

2. Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

3. Метапредметные:

Регулятивные УУД: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные УУД: формирование умения анализировать, обобщать и , классифицировать информацию, грамотно строить свои рассуждения.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.


Воспитательное мероприятие было проведено в форме – викторины на тему «Зимующие птицы Саратовской области».

Выбор данной формы проведения занятия объясняется тем, что:

Данная форма организации работы способствует развитию у обучающихся первого класса навыков коллективной деятельности. Они должны объединяться в команды, совместно искать ответы на поставленные вопросы, чтобы привести свою команду к победе.

Вопросы, сформулированные в привлекательной для учеников первого класса форме способствуют развитию у них смекалки, расширяют их кругозор и способствуют развитию памяти и мышления.


6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.


Для достижения планируемых результатов применялись игровые и информационно-коммуникативные технологии.

Методы, используемые в организации и проведении мероприятия:

словесный (чтение загадок, составление учащимися развернутых ответов);

наглядный (демонстрация изображений птиц, зимующих в Саратовской области);

практический метод (раскрашивание изображения ранее изученных птиц, зимующих в Саратовской области).

Приёмы, используемые в организации и проведении мероприятия: организация и проведение викторины, групповая работа.



7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.


1. Подготовка воспитательного мероприятия

Перед проведением мероприятия была проведена предварительная работа, которая включала в себя следующие мероприятия:

проведение урока курса Окружающего мира на тему «Как зимой помочь птицам»;

участие детей в акции «Покормите птиц зимой» в ходе которой ученики с помощью взрослых изготовили и развесили кормушки;

участие детей первого класса в районном конкурсе «Птичий гомон» (результат - 1 место);

выбор учителем темы, методов и приемов проведения мероприятия;

подбор материала (изображений зимующих птиц), отбор вопросов (загадок, стихов) для проведения викторины;

составление кроссворда;

написание сценария проведения мероприятия;

изготовление презентации;

печать изображений зимующих птиц для раскрашивания.


2. Ход воспитательного мероприятия.

Роль учителя:

демонстрирует слайды презентации;

координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность;

оценивает ответы учащихся

Учащиеся: работают в группах, отвечают на вопросы викторины, раскрашивают изображения зимующих птиц, изученных ранее.




Организационная часть.

Учитель: Ребята, мы с вами уже много узнали о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае – Саратовской области. Сегодня мы подведем итоги и отгадаем задания нашей викторины.

Давайте разделимся на команды. Каждая команда будет отвечать на вопросы, получать жетоны за правильные ответы. А в конце занятия мы подведем итоги вашей работы и определим победителя.

Основная часть.

1. Разминка.

Учитель: Я раздам группам разрезанные картинки с изображением птиц, зимующих в нашем крае. Вам необходимо собрать картинку и назвать птицу. За правильно выполненное задание команда получает жетон.


Изображения птиц для разрезания:

t1685552309aa.png

t1685552309ab.png

t1685552309ac.png

t1685552309ad.png


2. Первый этап

Учитель: я буду вам загадывать загадки, а вы, посовещавшись, будете давать ответы. За каждый правильный ответ, ваша команда будет получать жетон.

Кто в берете ярко-красном

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит .

Все стучит, стучит, стучит (дятел)


Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)


Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока)


Сильная, большая птица

Даже кошки не боится.

Очень важная персона –

Чёрно-серая…(ворона)


Эти птицы рядом с нами –

Мы зовём их сизарями,

И зимой в мороз и голод

Не покинет город… (голубь)


Хохолочек на головке.

Птица яркая. Так ловко

Будто дует кто в свирель,

Распевает... (свиристель)


В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой.

Назови его скорей!

Кто там скачет? (воробей)


Синих крылышек красу

Разглядеть нельзя в лесу.

По сучкам порхает бойко

С резким хриплым криком… (сойка)


Только я из птиц, признаться,

В зной, морозы и пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу. (поползень)


Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым,

чистым—

Кле! кле! кле!

Поет со свистом. (Клёст)


3. Второй этап

Учитель: Сейчас я проверю, что вы знаете о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае. Я буду вам задавать вопросы, вы посовещавшись в команде будете отвечать. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Вопросы:

назовите птиц, которые с наступлением зимы переселяются поближе к человеку (синицы, сороки, галки).

Почему с наступлением холодов воробьи становятся взъерошенными? (им так легче сохранять тепло).

Эту птицу называют «лесным доктором» (дятел).

У этой птицы, зимующей в нашем крае самый длинный хвост (сорока).

Эта птица отличается своим необычным клювом – он у нее крестообразный, чтобы было легче расклевывать шишки (клест).

Назовите, где птицы, зимующие в нашем крае спят (вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу, дятлы и синицы спят в дуплах).


4. Третий этап

Учитель: На уроке Окружающего мира мы говорили о том, что зимой птицам не так страшен холод, как голод. Давайте вспомним, чем питаются птицы зимой

Дети называют корма для подкормки птиц зимой: семена подсолнуха, конопли, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало и мясо.

Учитель: Вам необходимо выполнить новое задание – распределить корм соответствующий каждой птице. За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон.

Учитель раздает детям листочки с изображением птиц и корма, которым они питаются зимой. Ученики должны разложить рисунки на группы.

Примеры изображений для выполнения задания:

t1685552309ab.png

t1685552309aa.png

t1685552309ae.png

t1685552309ad.png


t1685552309af.png

t1685552309ag.png

t1685552309ah.png

t1685552309ai.png

t1685552309aj.png

t1685552309ak.png

t1685552309al.png

t1685552309am.png




5. Четвертый этап

Учитель: Часто названия птиц можно встретить в пословицах и поговорках. Для выполнения этого задания вам необходимо вспомнить пословицы, в которых встречаются названия птиц, которые остаются зимовать в нашем крае.

Учитель раздает учащимся тексты пословиц, написанные на карточках. На одних написано начало пословицы, на других – окончание.


Слово не воробей,

вылетит — не поймаешь.

Синичка невеличка,

а птичка.

Дятел и дуб

продалбливает.

Знает сорока,

где зиму зимовать

Старого воробья

на мякине не проведешь

Немного синица ест, пьет,

да весело живет


6. Пятый этап

Учитель: в заключении нашей викторины, давайте вспомним все, что мы знаем о птицах, остающихся зимовать в нашем крае. Для этого я предлагаю вам разгадать кроссворд. Та команда, которая первой справится с заданием получит жетон.

Учитель выдает каждой команде листочки с сеткой кроссворда и выводит на экран вопросы. Ученики совещаются в командах и заполняют кроссворды.

Вопросы:

Любимое блюдо этих лесных птиц – различные насекомые и их личинки, но и не откажутся от семечек и кусочка сала на кормушке. Что это за птицы?

Самая обычная птица нашего края, постоянная гостья в птичьих столовых. В народе издавна отмечали в честь неё 12 ноября, как праздник, и по ее пению определяли, какая будет весна: ранняя или поздняя.

Какая птица выводит птенцов зимой?

Какая из зимующих птиц отличается умом и смекалкой и давно уже приспособилась к жизни возле человека, а основным местом кормежки летом и зимой выбирает помойку?

Эта привычная для нас птица круглый год проводит с нами. Она знаменита тем, что способна найти дорогу домой из любого места, поэтому с давних пор ее использовали для почтовой связи. В настоящее время выведено большое количество пород этой птицы, в том числе и декоративных.

Самая распространенная птица нашей местности, без неё не обходится ни одна кормушка. Собираются стайками и задорно переговариваются между собой, а то и драку устроят.

Родственница вороны и сороки, но в отличие от них предпочитает жить в лесу, хотя в зимнее время может наведаться и на кормушку. Питается как растительной, так и животной пищей. Основная пища — жёлуди. Делая значительные (до 4 кг) запасы на зиму, способствует распространению дуба.

t1685552309an.png



3. Подведение итогов

Подсчет результатов, определение победителей.

Учитель раздает учащимся распечатанные изображения птиц, зимующих в Саратовской области. Ученики должны их раскрасить и рассказать, что они знают о них: повадки, чем питаются и др.

8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).


Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

Подбор учителем методической литературы, методических приемов для проведения занятия. Приемы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их мыслительных способностей.

Материально-технические ресурсы:

проектор;

компьютер;

мультимедийная презентация;

распечатанные листы с заданиями и изображениями птиц;

бланки для подсчета результатов;

жетоны.


9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.


Методическая разработка данного мероприятия может быть использована учителями, работающих в первых классах для обобщения знаний учащихся по теме «Птицы» из курса Окружающий мир, а так же для организации внеклассного мероприятия экологической направленности.

В методической разработке представлены все необходимые задания, прописаны необходимые ресурсы. Любой желающий сможет провести данную викторину.



Литература, используемая для подготовки мероприятия:

Богатырева, А. В. Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5092/ (дата обращения: 19.04.2023).

Горбатенко О. Ф. Система экологического образования в ДОУ.-Волгоград: Учитель, 2007.-286с.

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. -104с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.