Занятие на тему «Ядро. Строение, функции»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИИ
ОДП.00 _ _ Общеобразовательные дисциплины_______________
ОДП.10 ___________________Биология____________________________
по теме: ___________«Ядро. Строение, функции»____________________
для специальностей: код 34.02.01 специальность «Сестринское дело»
Уровень подготовки: базовый
Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии (название комиссии) Протокол №_____ от___ ______20___г. Председатель ЦМК ____/ Г. В. Яковишин |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР
__________/С.В. Коровашкина ____ _________20___г.
|
Составитель:
Левенец О.В. – преподаватель ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»
Петропавловск-Камчатский, 20____
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………........... |
3 |
Структурно-логическая схема лекции…………………………………... |
7 |
Содержание лекции………………………………………………............. |
9 |
Список использованных источников……………………………………. |
23 |
Приложение А. Комплекс упражнений ………………………………… |
25 |
Приложение Б. Закрепление нового материала ……………………….. |
26 |
Приложение В. Текущий срез знаний ………………………………….. Приложение Г. Внеаудиторная самостоятельная работа ……………... Приложение Д. Рефлексия ……………………………………………….
|
30 35 36
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка лекции по теме: «Ядро. Строение, функции» разработана в соответствии с ФГОС СПО специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и рассчитано на одну лекцию (2 часа) в соответствии с календарно-тематическим планом программы учебной дисциплины.
Актуальность темы:
Ядро – самый крупный клеточный компонент, открытый первым среди клеточных структур. Ядро имеется во всех клетках эукариот, за исключением зрелых эритроцитов млекопитающих. Ядро является самой значимой органеллой, так как в нем локализован генетический материал клетки. Ядро ограничено двухслойной мембраной, пронизанной большим числом ядерных пор, которые совместно с ядерными рецепторами являются основным инструментом ядерно-цитоплазматических взаимоотношений. В ядре имеется сферическое образование, так называемое ядрышко. Форма его лабильна и может изменяться в процессе функционирования клетки. В некоторых клетках локализовано два и более ядрышек. Этот локус ядра является хранилищем РНК, которая затем транспортируется в цитоплазму. Остальную часть ядра занимает хроматин, состоящий из ДНК, белка и небольшого количества РНК. В ядре локализовано более 90% всей клеточной ДНК, образующей комплекс с ядерными белками.
Тип учебного занятия: лекция
Цели занятия:
Учебные:
- сформировать представление о ядре клетки и его функциях;
- раскрыть особенности строения ядерной оболочки, матрикса, ядрышка
и хромосом;
- раскрыть значение центромеры в хромосоме;
- охарактеризовать совокупность хромосом.
Развивающие:
способствовать развитию клинического и логического мышления,
медицинской наблюдательности;
способствовать развитию умения сравнивать и выделять различия;
развивать познавательную и поисковую активность.
Воспитательная:
- воспитать стремление получить большой объем знаний в области
цитологии и изучению дополнительного материала об органоидах
клетки;
- воспитать аккуратность, последовательность при выполнении заданий.
Мотивация темы
Ядро располагается внутри клетки, хранит и передает генетическую информацию. Впервые ядро в клетках растений описал шотландский биолог Р. Броун, открывший броуновское движение. Он же предложил название для этого органоида – nucleus – ядро. Ядро регулирует все процессы, происходящие в клетке (деление, синтез белка, обмен веществ и превращение энергии). Хромосомы – компоненты клеточного ядра, носители генов. Они определяют наследственные признаки клеток и организма в целом. Без проникновения в тайны строения и функционирования ядра невозможно сформировать понимание важности современной генетики. Генетика решила немало проблем, относящихся к прикладным дисциплинам: биотехнологии и медицины, например, дородовая диагностика многих наследственных болезней широко применяется в практической медицине.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ПК 1.2. Обеспечивать безопасную окружающую среду.
Данное лекционное занятие способствует формированию у обучающихся следующих личностных результатов:
ЛР. 12. Способный искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств; предупреждающий собственное и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве.
ЛР. 13. Проявляющий навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной деятельности
ЛР. 14. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить.
ЛР. 15. Способный в цифровой среде проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающей информации.
После изучения данной темы обучающийся должен:
уметь: сравнивать термины «хроматин» и «хромосома», объяснять роль хромосом в передаче наследственной информации.
знать: строение и функции ядра и ядрышка; хромосомы, их строение и роль в передаче наследственной информации; определение кариотипа.
Междисциплинарные связи:
ОДП. 09 Химия
ОП. 01 Анатомия и физиология человека
ОП.04 Генетика человека с основами медицинской генетики
ОП. 05 Основы микробиологии и иммунологии
ОП. 06 Фармакология
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесный (лекция, объяснение, фронтальная беседа);
наглядный (демонстрация мультимедийной презентации, видеофрагментов);
проблемно-поисковый.
Место проведения лекции: учебная аудитория ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».
Материально-техническое оснащение занятия:
Компьютер;
Мультимедийное сопровождение;
Фильм «Жизнь клетки. Как это работает»;
Мультимедийная презентация;
Информационное обеспечение: материалы электронных пособий и приложений, тесты на платформе Moodle;
Проектор;
Задания;
Тесты.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ
Этапы занятия |
Время |
Действия преподавателя |
Действия обучающихся |
Организационный момент |
2 |
Проверяет присутствующих на занятии. Оценивает внешний вид. Сообщает тему, цели, план проведения занятий |
Занимают рабочие места, приветствуют преподавателя, слушают, отвечают. Записывают тему, цели, план проведения занятий, участвуют в целеполагании. |
Изложение нового материала |
62 |
Излагает материал, задает вопросы, показывает презентацию и фильм
|
Слушают, отвечают, задают вопросы. Записывают в тетрадях требования к знаниям, умениям по теме. Оформляют конспект. |
Физкультминутка |
2 |
Демонстрирует студентам технику выполнения упражнений (Приложение А) |
Выполняют совместно с преподавателем |
Закрепление нового материала |
10 |
Демонстрирует задания на интерактивной доске. Раздает задания в распечатанном виде (Приложение Б). Контролирует работу студентов. |
Выполняют задания, отвечают, оценивают ответы одногруппников |
Проверка усвоения полученных знаний |
10 |
Проводит инструктаж, раздает тестовые задания, проводит анализ ошибок. Озвучивает критерии оценивания (Приложение В) |
Выполняют тестовые задания. Совместно с преподавателем проводят анализ ошибок |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся |
2 |
Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной внеаудиторной работе (Приложение Г) |
Слушают, записывают в задание, задают вопросы. |
Рефлексия |
2 |
Раздает вопросы по рефлексии (Приложение Д) |
Осуществляют самооценку: соотносят результаты своей деятельности с целью занятия. |
Итого |
90 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Лекция
Строение и значение ядра
Хроматин и хромосомы
Хромосомный набор
Перечень вопросов по изучаемой теме
1. Строение и значение ядра
Ядро — структурный компонент (компартмент) эукариотической клетки, содержащий наследственную информацию в виде молекул ДНК. Снаружи ядро покрыто двойной мембраной, внутренняя мембрана принадлежит собственно ядру, а вторая является частью эндоплазматической сети. В мембране имеются крупные поры. Внутренняя среда ядра заполнена клеточным соком (кариоплазма, кариолимфа, нуклеоплазма). Основной компонент ядра — хроматин, который представляет собой ДНК в комплексе с белками-гистонами, обеспечивающими её укладку. В ядре имеется одно или несколько ядрышек.
Рисунок 1 – Строение ядра
Нередко в клетке имеется более чем одно ядро. Такая структура может возникать двумя путями:
1) многоядерная клетка может образоваться в результате многократных делений ядра, которые не сопровождаются цитокинезом (т. е. образованием перегородок между клетками). Такие многоядерные клетки называют плазмодиями. У многих грибов тело составлено такими клетками, эндосперм многих цветковых растений на ранних стадиях развития представляет собой плазмодий, плазмодием представлено тело грибоподобных организмов — слизевиков.
2) Другой путь образования многоядерной клетки — слияние нескольких клеток вследствие утраты перегородок между ними. Такие клетки называют синцитиями. Это клетки поперечнополосатой мускулатуры, печени, костного мозга.
Рисунок 2 – Многоядерная клетка печени
Рисунок 3 – Поперечнополосатая мышечная ткань
Ядерный сок (кариолимфа) — однородный коллоидный раствор, заполняющий в ядре пространство между хроматином и ядрышками. В состав ядерного сока входят вода, белки, нуклеотиды, АТФ, различные виды РНК, минеральные соли. Функции кариолимфы — осуществление взаимосвязи между ядерными структурами и цитоплазмой клетки.
Ядрышко — особая плотная структура в ядре, имеющая шаровидную форму и состоящая из рРНК и белков. Такие комплексы называют рибонуклеопротеидами (РНП). Ядрышко не имеет собственной оболочки. Ядрышки образуются в области участков ДНК, кодирующих строение рРНК. Эти участки ДНК называются ядрышковыми организаторами. На ядрышковых организаторах активно идёт процесс синтеза рРНК (транскрипция) и сборка субъединиц рибосом. Молекулы рРНК синтезируются на ядрышковом организаторе в большом количестве, образуя подобие клубка, который мы можем видеть в световой микроскоп. Это и есть ядрышко. Ядрышки имеют стандартную морфологию и образуются в ядре после деления клетки вокруг постояннодействующих точек активного синтеза рибосомной РНК. Гены рибосомной РНК, в отличие от большинства других генов, кодирующих белки, содержатся в геноме в виде многочисленных копий. Эти копии, расположенные в молекуле ДНК тандемно, т. е. друг за другом, располагаются в определенных районах нескольких хромосом генома. Такие районы хромосом называют ядрышковыми организаторами. Морфологически в ядрышке с помощью электронного микроскопа можно выделить следующие 3 зоны: гомогенные компактные фибриллярные центры, содержащие ДНК ядрышковых организаторов; плотный фибриллярный компонент вокруг них, где идет транскрипция генов рибосомной РНК и массивный гранулярный компонент ядрышка, состоящий из частиц РНП — будущих рибосом. Эти гранулы РНП, образующиеся в ядрышке, транспортируются в цитоплазму и образуют рибосомы, осуществляющие синтез всех белков клетки. Третий основной тип клеточных РНК — мелкие транспортные РНК — транскрибируются в различных участках ядра и выходят в цитоплазму через ядерные поры. Там они, как известно, обеспечивают транспортировку аминокислот к рибосомам в процессе синтеза белков.
Рисунок 4 – Ультраструктура ядра
Если ядрышковых организаторов несколько, то образуется и несколько ядрышек. Их число строго определено и является наследственным признаком.
При делении клетки, во время образования хромосом, материал ядрышка (РНК и белки) распределяется в цитоплазме, а ядрышковый организатор входит в состав хромосомы. Внешне этот процесс выглядит как «растворение» ядрышка, поэтому часто говорят, что при делении клетки ядрышко исчезает. После завершения процесса деления на месте ядрышкового организатора снова образуется ядрышко.
Все клетки имеют обязательные внутриядерные компоненты — ядрышки. Это правило имеет исключения. Так, клетки дробящихся яиц на ранних стадиях эмбриогенеза или клетки, закончившие своё развитие и необратимо специализировавшиеся, например, клетки крови, ядрышек не имеют. В остальных случаях в клетках наблюдается 1–5 ядрышек. Их число не строго постоянно даже у одного и того же типа клеток. Иногда наблюдается увеличение числа ядрышек (в растущих ооцитах). Это явление называют амплификацией ядрышек. Число ядрышек зависит от числа «ядрышковых организаторов» — особых участков, на которых в телофазе происходит образование ядрышек интерфазного ядра. Это предположение было сделано в 1930-х гг.
Рисунок 5 – Строение интерфазного ядра
Часто ядрышковые организаторы расположены во вторичных перетяжках хромосом. Так, у человека они расположены в коротких плечах 13-й, 14-й, 15-й, 21-й и 22-й хромосом (10 на диплоидный набор). У птиц, амфибий и рептилий наблюдается по 1 паре ядрышкообразующих хромосом. У мыши — 2 пары, у коровы — 4. В результате максимальное число ядрышек определяется числом ядрышковых организаторов.
Рисунок 6 – Хромосомы человека с ядрышковыми организаторами
Ядерная оболочка
Внутреннее пространство клеточного ядра отделено от цитоплазмы ядерной оболочкой, состоящей из двух мембран. Мембраны оболочки ядра сходны по строению с другими мембранными компонентами клетки и построены по тому же принципу: это тонкие липопротеидные пленки, состоящие из двойного слоя липидных молекул, в который встроены молекулы белков. Пространство между внутренней и внешней ядерными мембранами называется перинуклеарным. На поверхности внешней ядерной мембраны обычно располагается большое количество рибосом, и иногда удается наблюдать непосредственный переход этой мембраны в систему каналов гранулярной эндоплазматической сети клетки. Внутренняя ядерная мембрана связана с тонким волокнистым белковым слоем — ядерной ламиной, состоящей из белков ламинов. Густая сеть фибрилл ядерной ламины способна обеспечить целостность ядра, даже после растворения липидных мембран оболочки ядра в эксперименте. С внутренней стороны к ламине крепятся петли хроматина, заполняющего ядро.
Ядерная оболочка имеет отверстия диаметром около 90 нм, образующиеся за счет слияния внешней и внутренней ядерных мембран. Такие отверстия в оболочке ядра окружены сложными белковыми структурами, получившими название комплекса ядерной поры. Через поры ядерных мембран идут обменные процессы между ядром и цитоплазмой, регуляция которых и является основной функцией ядерной оболочки. Восемь белковых субъединиц, входящих в состав ядерной поры, располагаются вокруг перфорации ядерной оболочки в виде колец, диаметром около 120 нм, наблюдаемых в электронный микроскоп с обеих сторон ядерной оболочки. Белковые субъединицы комплекса поры имеют выросты, направленные к центру поры, где иногда видна «центральная гранула» диаметром 10-40 нм. Размер ядерных пор и их структура стандартны для всех клеток эукариот. Число ядерных пор зависит от метаболической активности клеток: чем выше уровень синтетических процессов в клетке, тем больше пор на единицу площади поверхности клеточного ядра. В процессе ядерно-цитоплазматического транспорта ядерные поры функционируют как некое молекулярное сито, пропуская ионы и мелкие молекулы (сахара, нуклеотиды, АТФ и др.) пассивно, по градиенту концентрации, и осуществляя активный избирательный транспорт крупных молекул белков и рибонуклеопротеидов, то есть комплексов рибонуклеиновых кислот (РНК) с белками. Так, например, белки, транспортируемые в ядро из цитоплазмы, где они синтезируются, должны иметь определенные последовательности примерно из 50 аминокислот, (т. наз. NLS последовательности), «узнаваемые» комплексом ядерной поры. В этом случае комплекс ядерной поры, затрачивая энергию в виде АТФ, активно транслоцирует белок из цитоплазмы в ядро.
Значение ядра
В ядре содержится ДНК, поэтому оно отвечает за хранение и передачу наследственной информации. Ядро регулирует все процессы, происходящие в клетке (деление, синтез белка, обмен веществ и превращение энергии). Свои функции ядро выполняет в тесной связи с цитоплазмой. При разрушении или удалении ядра клетка погибает, т.к. цитоплазма может осуществлять некоторые жизненные функции только очень короткое время.
Функции ядра: хранение и реализация наследственной информации, управление жизнедеятельностью клетки за счёт регуляции синтеза белков. В ядрышке синтезируется рибосомальная РНК, водящая в состав рибосом.
2. Хроматин и хромосомы
Хроматин — нуклепротеид, комплекс ДНК и белков. Белки, представленные гистонами и негистоновыми белками, обеспечивают компактизацию молекул ДНК. Перед делением клетки хроматин подвергается дальнейшей компактизации и приобретает вид удлинённых телец — хромосом, окрашивающихся специальными красителями и различимых в световой микроскоп.
Клеточное ядро является вместилищем практически всей генетической информации клетки, поэтому основное содержимое клеточного ядра — это хроматин (комплекс дезоксирибонуклеиновой кислоты и различных белков). В ядре и, особенно, в митотических хромосомах, ДНК хроматина многократно свернута, упакована особым образом для достижения высокой степени компактизации. Ведь все длинные нити ДНК, общая длина которых составляет, например, у человека около 164 см, необходимо уложить в клеточное ядро, диаметр которого всего несколько микрометров. Эта задача решается последовательной упаковкой ДНК в хроматине с помощью специальных белков. Основная масса белков хроматина — это белки гистоны, входящие в состав глобулярных субъединиц хроматина, называемых нуклеосомами. Всего существует 5 видов белков гистонов. Нуклеосома представляет собой цилиндрическую частицу, состоящую из 8 молекул гистонов, диаметром около 10 нм, на которую «намотано» чуть менее двух витков нити молекулы ДНК. В электронном микроскопе такой искусственно деконденсированный хроматин выглядит как «бусины на нитке». В живом ядре клетки нуклеосомы плотно объединены между собой с помощью еще одного линкерного гистонового белка, образуя так называемую элементарную хроматиновую фибриллу, диаметром 30 нм. Другие белки, негистоновой природы, входящие в состав хроматина обеспечивают дальнейшую компактизацию, т. е. укладку, фибрилл хроматина, которая достигает своих максимальнах значений при делении клетки в митотических или мейотических хромосомах. В ядре клетки хроматин присутствует как в виде плотного конденсированного хроматина, в котором 30 нм элементарные фибриллы упакованы плотно, так и в виде гомогенного диффузного хроматина. Количественное соотношение этих двух видов хроматина зависит от характера метаболической активности клетки, степени ее дифференцированности. Так, например, ядра эритроцитов птиц, в которых не происходит активных процессов репликации и транскрипции, содержат практически только плотный конденсированный хроматин. Некоторая часть хроматина сохраняет свое компактное, конденсированное состояние в течение всего клеточного цикла — такой хроматин называется гетерохроматином и отличается от эухроматина рядом свойств.
Различие между хроматином и хромосомой состоит в степени компактизации ДНК. В период между делениями клетки ДНК находится в относительно «расплетенном» состоянии, поскольку это необходимо для процессов транскрипции (синтеза РНК) и репликации (самоудвоения ДНК). Во время деления клетки ДНК при помощи белков максимально компактизуется, образуется плотное тельце – хромосома, которая удобна для распределения ДНК между дочерними клетками.
Рисунок 7 – Хроматин и хромосома
Клетки эукариот содержат обычно несколько хромосом (от двух до нескольких сотен), которые теряют в интерфазе, т. е. между митотическоми делениями клетки свою компактную форму, разрыхляются и заполняют объем ядра в виде хроматина. Несмотря на деконденсированное состояние, каждая хромосома занимает в ядре строго определенное положение и связана с ядерной оболочкой посредством ламины. Строго закреплены на внутренней поверхности оболочки ядра такие структуры хромосом, как центромеры и теломеры.
Хромосомы (греч. chroma — окрашенный, soma — тело, т. е. буквально — окрашенное тело) - это важнейший органоид ядра, содержащий ДНК в комплексе с другими белками. Хромосомы – носители наследственной информации. На начальном этапе деления клетки хроматин подвергается сверхкомпактизации, что облегчает их расхождение в дочерние клетки. Хромосомы названы окрашенными телами, так как в сверхкомпактизованном состоянии они хорошо окрашиваются специальными красителями и во время деления клетки видны в световой микроскоп. Хромосомы содержат ДНК в комплексе с основным белком – гистоном, содержащим большое количество мизина и аргенина; этот комплекс составляет около 90 % вещества хромосом. В состав хромосом входят также РНК, кислые белки, липиды, минеральные вещества и фермент ДНК – полимераза, необходимый для репликации. Хромосомы могут иметь длину в десятки и сотни раз превышающие диаметр ядра. В интерфазу (период между делениями) хромосомы видны только под электронным микроскопом и представляют собой длинные тонкие нити, именуемые хроматином (деспирализованное состояние хромосом). В это период идет процесс удвоения (редупликации) хромосом; в конце интерфазы каждая хромосома состоит из двух хроматид.
Хроматида (греч. chroma — цвет, краска) — одна из двух нуклеопротеидных нитей, которые образуются при удвоении хромосом в процессе клеточного деления. Хроматида представляет собой непрерывную молекулу ДНК, в комплексе с белками четырёхуровневой упаковки (компактизации).
Каждая хромосома имеет первичную перетяжку, на которой расположена центромера; перетяжка делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины. Центромера служит местом прикрепления нити веретена деления.
Центромера — участок соединения сестринских хроматид в моноцентрической хромосоме.
Кинетохор (греч. kinetos — движущийся, choros — место) — специализированная белковая структура, расположенная в области центромеры и обеспечивающая прикрепление к хромосоме нитей митотического веретена деления (у человека насчитывают от 20 до 40 кинетохорных нитей).
Теломера (греч. telos — конец, meros — часть, доля), концевой участок (сегмент) хромосомы. Это повторяющиеся (от 650 до 25000 раз) последовательности (ТТАГГГ), замкнутые в петлю. Петли теломер предотвращают слипание концов разных хромосом и делают их недоступными для ферментов репарации. В некоторых типах клеток эта последовательность может продлеваться специальным ферментом теломеразой.
Рисунок 8 – Строение и типы хромосом
Существует два типа хромосом: аутосомы и половые хромосомы.
Аутосомы (соматические хромосомы) — неполовые хромосомы, одинаковые у организмов мужского и женского пола. У человека 22 пары аутосом и две половые хромосомы. Каждая хромосома имеет свой номер и свою карту, на которую нанесены известные науке гены. Общая карта хромосом с учётом особенностей каждой составляет кариотип клетки — совокупность признаков хромосомного набора.
Половые хромосомы — хромосомы, по которым особи мужского пола отличаются от женского. От сочетания половых хромосом зависят пол организма и связанные с полом признаки: внешний вид, особенности строения, поведения и функции организма. У человека, млекопитающих, моллюсков, большинства насекомых две Х-хромосомы определяют женский пол, Х- и Y-хромосомы — мужской.
Функция хромосом заключается в контроле над всеми процессами жизнедеятельности клетки. Хромосомы являются носителями генов, т. е. носителями генетической информации.
3. Хромосомный набор
Кариотип (карио- + греч. typos форма, образец) - совокупность морфологических особенностей хромосомного набора соматической клетки организма данного биологического вида.
Число, форма и размеры хромосом – главный признак, генетический критерий вида. Изменение числа, формы или размера хромосом – причина мутации, которые часто вредны для организма.
Для соматических клеток (греч. soma — тело), всех клеток, формирующих тело организма животных, спорофитов растений характерен диплоидный набор хромосом, т.е. двойной набор хромосом, в котором каждая хромосома имеет гомологичную пару.
Гомологичные хромосомы (греч. gomos — одинаковый) — хромосомы, имеющие одинаковый набор генов, форму и размеры, составляющие в диплоидном наборе хромосом организма пару (одна получена от матери, другая — от отца в результате слияния их гамет, имеющих гаплоидный набор).
В половых клетках (гаметах) гаплоидный набор хромосом, т.е. одинарный набор хромосом, в котором каждая хромосома представлена в единственном числе. Характерен также для спор и гаметофитов растений.
Для селекционной работы, так и в теоретических исследованиях важно составление генетических карт хромосом. Генетическая карта — схема отображающая порядок расположения генов в хромосомах. С помощью генетической карты можно контролировать передачу генов, обусловливающих развитие трудно анализируемых признаков.
Система обозначений по числу полос в каждом плече хромосомы, где каждой полосе присвоен свой номер, принята в 1971 г. на Парижской конференции по номенклатуре и цитогенетике человека.
На 9, 10, 11 хромосомах человека изображены темные и светлые полосы. Это карта хромосомы с указанием места того или иного гена. p и q – плечи хромосомы от центромеры, цифры – номер полосы. Цифры 24, 21, 13, 12 – месторасположение ДНК в хромосоме. Темные и светлые полосы под микроскопом (видимы после окрашивания) индивидуальны по строению для каждой части хромосом.
Рисунок 9 – Карты хромосом человека
4. Перечень вопросов по изучаемой теме
1. Как происходит управление процессами, протекающими в клетке?
2. Что содержится в ядре клетки?
3. Как устроена ядерная оболочка? Каковы функции ядерной оболочки?
4. Что такое ядерный матрикс?
5. Что представляет собой хроматин? Чем хроматин отличается от
хромосом?
6. Что такое хромосомы? Каково значение хромосом?
7. Что такое центромера и какова ее роль?
8. В каком состоянии может находиться хроматин в клетке?
9. Какие хромосомы называют гомологичными?
10. Какой набор хромосом имеют соматические и половые клетки?
11. Какие функции выполняет клеточное ядро?
12. Какие клетки не содержат ядра?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основной источник
1. Сивоглазов, В. И. Биология : Общая биология. 10 кл. Базовый уровень : учебник / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. — 5-е изд., стереотип. — Москва : Дрофа, 2017. — 254 с.
Дополнительные источники
1. Биология в таблицах, схемах и рисунках / Р.Г. Заяц [и др.]. – Изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. – 396 с.
2. Бугеро, Н.В. Общая биология : учебное пособие / Н. В. Бугеро, Н. А. Ильина. — Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. — 238 с.
3. Кузнецова, Т.А. Общая биология : учебное пособие для СПО / Т.А. Кузнецова, И.А. Баженова. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 144 с.
4. Сарьчева, Н.Ю. Биология 11 класс. Тренировочные задания : учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.Ю. Сарьчева. – Москва: Просвещение, 2018. - 96 с.
5. Сухорукова, Л.Н. Биология. 10-11 кл. [электронный ресурс] : электронное приложение к учебнику / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова. – Москва : Просвещение, 2014.
6. Попова, Л.А. Открытые уроки биологии: 9-11 классы. – Москва.: ВАКО, 2011. – 176 с.
7. Пономарева, И.И. Биология : 11 класс : профильный уровень : методическое пособие / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова. – Москва : Вентана-Граф, 2011. – 240 с.
8. Тейлор, Д. Биология: В 3-х томах. Т. 1: Пер. с англ. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. – 3-е изд., - Москва : Мир, 2006. – 454 с.
9. Теремов, А.В. Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс : учебник / А.В. Теремов, Р.А. Петросова. – Москва : Владос, 2020. – 400 с.
Справочная литература:
1. Джамеев, В.Ю. Биология : ЕГЭ. Супермобильный справочник / В.Ю. Джамеев. – Москва: Эксмо, 2019. – 322 с.
2. Железняк, М.В. Биология в кармане: справочник для 7-11 классов / М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. – 256 с.
3. Колесников, С.И. Биология. 6-11 классы: карманный справочник / С.И. Колесников. - Ростов-на-Дону : Легион, 2021. – 544 с.
4. Садовниченко, Ю. А. ЕГЭ. Биология: универсальный справочник / Ю. А. Садовниченко. – Москва : Эксмо, 2018. – 419 с.
5. Тейлор, Д. Биология / Д. Тейлор, У. Стаут, Н. Грин. – Москва : Лаборатория знаний, 2021. – 1352 с.
Приложение А
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.
1–2. Правую руку вперед, левую вверх.
3–4. Переменить положение рук.
Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.
1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед.
3–4. Локти отвести назад, прогнуться.
Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. Исходное положение – сидя.
1–2. Поднять руки через стороны вверх.
3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук.
Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Приложение Б
Закрепление нового материала
Критерии оценивания:
- оценка «отлично»: ответ на вопрос задания дан правильно. Объяснение хода его решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями алгоритмов, с правильным и свободным владением терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, четкие.
- оценка «хорошо»: ответ на вопрос задания дан правильно. Объяснение хода его решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного материала), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями алгоритмов, с правильным и свободным владением терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие.
- оценка «удовлетворительно»: ответ на вопрос задания дан правильно. Объяснение хода его решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным материалом), со значительными затруднениями и ошибками в схематических изображениях и алгоритмах, ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.
- оценка «неудовлетворительно: ответ на вопрос дан неправильно. Объяснение хода его решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования, и демонстраций алгоритмов или с большим количеством ошибок, ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют).
1. Назовите структуры ядра.
Перечень терминов: ядерная оболочка, ядрышко, ядерный сок, хроматин, внутренняя мембрана, наружная мембрана, пора.
Эталон ответа:
2. Назовите типы клеток и укажите их хромосомный набор.
Перечень терминов:
Типы клеток: мышечные клетки, нервные клетки, половые клетки, соматические клетки.
Хромосомный набор: диплоидный набор, гаплоидный набор, триплоидный набор, n, 2n, 3n.
Эталон ответа:
3. Верно ли утверждение?
1. Наличие ядра характерно для эукариот.
2. Ядро отделяется от цитоплазмы двумя мембранами.
3. Внутри ядра есть ядрышко, ядерный сок, рибосомы.
4. Ядрышко отвечает за синтез рРНК.
5. Ядро сообщается с цитоплазмой при помощи ядерного сока.
6. Хроматин – это комплекс ДНК и РНК.
7. Хромосомы – это спирализованные нити хроматина.
8. Белки-гистоны отвечают за упаковку молекул ДНК в ядре.
9. Молекула ДНК проявляет активность, находясь в состоянии
хромосом.
10. За хранение наследственной информации о первичной структуре
белков отвечает ДНК хроматина.
Эталон ответа:
1. Да
2. Да
3. Нет. Внутри ядра находятся ядрышко, ядерный сок, хроматин.
4. Да
5. Нет. Ядро сообщается с цитоплазмой через поры.
6. Нет. Хроматин – это комплекс ДНК и белков-гистонов.
7. Да
8. Да
9. Нет.
10. Да. Молекула ДНК проявляет активность, находясь в состоянии
деспирализованного хроматина.
Приложение В
Текущий срез знаний
Критерии оценивания:
- оценка 5 «отлично» выставляется за правильные ответы на 91-100 процентов заданий (9 и более правильных ответов);
- оценка 4 «хорошо» за правильные ответы на 81-90 процента заданий (8 правильных ответов);
- оценка 3 «удовлетворительно» за правильные ответы на 70-80 процентов заданий (7 правильных ответов);
- оценка 2 «неудовлетворительно» за правильные ответы на 69 процентов заданий и менее (6 и менее правильных ответов).
Вариант 1
Задание: Выбрать один правильный ответ
1. Хромосомы – носители генетической информации – располагаются в
а) лизосомах
б) аппарате Гольджи
в) цитоплазме
г) ядре
2. Функцией ядра является
а) образование лизосом и митохондрий
б) защита клетки от вредных веществ
в) синтез и транспорт белков, жиров и углеводов
г) хранение генетической информации
3. Если диплоидный набор хромосом организма равен 24, то клетки его печени содержат:
а) 12 пар хромосом
б) 24 пары хромосом
в) 6 хромосом
г) 12 хромосом
4. В эритроцитах лягушки по сравнению со зрелыми эритроцитами человека есть:
а) цитоплазма
б) гемоглобин
в) мембрана
г) ядра
5. Рибосомы формируются:
а) в ядрышках
б) в цитоплазме клетки
в) на внутренней мембране ядра
г) на внешней мембране ядра
6. Компонент ядра, содержащий ДНК в соединении с белками, называется
а) ядрышко
б) митохондрии
в) центриоль
г) хроматин
7. Ядро играет большую роль в клетке, так как оно участвует в синтезе
а) глюкозы
б) липидов
в) клетчатки
г) нуклеиновых кислот и белков
8. Совокупность всех признаков хромосомного набора, характерного для вида:
а) генотип
б) фенотип
в) кариотип
г) хромотип
9. Контроль над всеми процессами жизнедеятельности осуществляют
а) пластиды
б) рибосомы
в) хромосомы
г) митохондрии
10. Найти три правильных ответа.
Выберите структуры и функции, относящиеся к ядру клетки.
а) имеет двумембранную оболочку с порами
б) отвечает за синтез АТФ
в) хранит наследственную информацию и участвует в ее передаче
г) содержит ядрышко, в котором собираются рибосомы
д) осуществляет процессы пластического и энергетического обмена
е) обезвреживает продукты распада в клетке
Вариант 2
Задание: Выбрать один правильный ответ
1. Хроматин находится в:
а) ядре
б) рибосомах
в) аппарате Гольджи
г) лизосомах
2. Ядерная оболочка образована:
а) одной мембраной, имеющей поры
б) одной мембраной, поры отсутствуют
в) двумя мембранами, имеет поры
г) двумя мембранами, поры отсутствуют
3. Диплоидный набор хромосом организма равен 46, гаплоидный равен:
а) 23
б) 50
в) 46
г) 92
4. Ядро в клетке растений открыл:
а) А. Левенгук
б) Р. Броун
в) Р. Гук
г) И. И. Мечников
5. При уничтожении ядра:
а) клетка начинает делиться
б) клетка погибает
в) функцию ядра начинают выполнять ядрышки
г) в клетке образуется новое ядро
6. Между делениями ДНК в ядре находится в виде:
а) хромосом
б) гликопротеида
в) хроматина
г) металлопротеида
7. Содержимое клеточного ядра называется
а) кариоплазма
б) цитоплазма
в) клеточный сок
г) гиалоплазма
8. Хромосому составляют:
а) центриоли и хроматиды
б) центромера и хроматиды
в) центриоли и хроматин
г) центромера и хроматин
9. Рибосомы располагаются:
а) в ядерном соке
б) на внутренней ядерной мембране
в) на внешней ядерной мембране
г) на хромосомах
10. Найти три правильных ответа.
Ядро:
а) имеется у эукариот
б) содержит хромосомный набор клетки
в) осуществляет избирательный транспорт веществ
г) расположено в аппарате Гольджи
д) осуществляет синтез белка
е) управляет работой клетки.
Начало формы
Конец формы
Эталоны ответов к тестовым заданиям для проведения текущего среза знаний
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. г |
1. а |
2. г |
2. в |
3. а |
3. а |
4. г |
4. б |
5. а |
5. б |
6. г |
6. в |
7. г |
7. а |
8. в |
8. б |
9. в |
9. в |
10. а в г |
10. а б е |
Приложение Г
Внеаудиторная самостоятельная работа
Виды заданий
1. Сивоглазов, В. И. Биология : Общая биология. 10 кл. Базовый уровень : учебник / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. — 5-е изд., стереотип. — Москва : Дрофа, 2017. — С. 83-87
2. Найти и выписать функции ядрышка.
*3. Подготовить презентацию «Роль хромосом в передаче наследственной информации».
*4. Подготовить сообщение об изучении хромосом.
* - задания для одаренных обучающихся.
Приложение Д
Рефлексия
Карточки с заданием «Продолжи предложение», каждый студент отвечает на 1 карточку.
Продолжи одно любое предложение Я получил(а) важные знания по……… или Я не узнал(а) для себя ничего нового…………., так как……… |
Для меня сегодня остался невыясненным вопрос по………………………………….. (либо такового нет) |
Самым трудным для меня сегодня было…………., поэтому я……………………
|
Продолжи одно любое предложение Сегодня мне было интересно………………………….. или Сегодня мне не понравилось …………………………и для этого мне нужно… |
Я считаю, что данная тема в дальнейшей профессиональной деятельности необходима для ………………………………………..
|
Если бы я вела данный урок, то я бы ………………………….. |