Администрация города Дзержинска Нижегородской области
департамент образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников»
(МБУ ДО СЮТ)
Методическая разработка
«Занимательное путешествие»
Автор: Коноплева Милия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
2023
Цель: развитие эмоционального интеллекта у младших школьников.
Задачи:
создать доброжелательную атмосферу;
познакомить участников с особенностями проявления эмоций;
формировать навык адекватного регулирования на слова и поступки других людей;
учить приемлемым способам работы с негативными эмоциями;
способствовать развитию творческой активности учащихся.
Формы, методы, приемы: психологические упражнения, беседа, прием незаконченных предложений, психомышечная гимнастика, коммуникативные игры, прием погружения в занятие, метод ассоциаций, прием обратной связи.
Целевая группа: учащиеся 7-8 лет
Необходимое оборудование: ноутбук, мультимедийный экран.
Рекомендации для проведения: занятие желательно проводить в просторном помещении, чтобы дети могли легко и непринужденно перемещаться по игровым станциям. На экран мультимедийной установки вывести презентацию со слайдами, обозначающими разные станции и соответствующие им эмоции. Для эффективного погружения в занятие все упражнения сопровождать музыкой, проигрывающей разные эмоции (радость, гнев, грусть).
«Станции» можно оформить визуально: пиктограммы с эмоциями, картинки с ситуациями, где могут проявляться те или иные эмоции (например, грусть – у девочки отняли игрушку, и она грустит). Билетики, которые дети получают для проезда на поезде, оформить в виде смайликов, обозначающих эмоции (грусть, радость, гнев).
Сценарий занятия
«Занимательное путешествие»
Педагог: Здравствуйте! Рада вас видеть! Сегодня я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие в мир эмоций.
Упражнение «Мое настроение»
Педагог: Но прежде, чем начать занятие, мы поделимся своим настроением. На что оно похоже, если настроением было бы: цвет, погода, животное.
Упражнение «Отгадай эмоцию»
Педагог: Сейчас в парах поочередно вы покажете друг другу эмоции. Другой участник должен будет назвать изображаемую эмоцию.
Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Что чувствуете сейчас?
Упражнение «Незаконченные предложения»
Педагог: Ребята, поиграем в такую игру. Я начну предложение, а вы его закончите.
Я радуюсь, когда…
Я горжусь тем, что…
Мне бывает грустно, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Я злюсь, когда…
Я был удивлен, когда…
Когда меня обижают …
Я сержусь, если…
Однажды я испугался…
Упражнение «Поезд»
Педагог: Сейчас мы отправимся с вами в путешествие в мир Эмоций на поезде. Прошу получить билетики. Дети получают билеты в форме смайликов грусти, гнева, радости.
Педагог: Сейчас мы с вами выставим вагончики по порядку Станций, на которые отправимся. Сначала выстраиваем вагончики Грусти, затем Гнева, потом Радости.
Дети выстраивают вагончики и отправляются в путешествие под веселую музыку и стихи А. Тесленко:
Стучат, стучат колеса,
Наш поезд мчится вдаль,
А дым от паровоза-
Белесая вуаль.
Закрыл от нас пол неба,
А паровоз «Ту-ту,-
Гудит,-«Я до обеда
Детишек привезу.
На станцию приеду,
Без опозданья, в срок,
Потом в депо заеду,
И там посплю часок»
Упражнение «Станция «Грусть»
Педагог: Ребята, мы попали с вами на Станцию «Грусть». Сейчас в
командах вспомните, пожалуйста, когда вы грустите. Участники называют ситуации, вызывающие у них чувство грусти.
Педагог: Как можно помочь человеку, который грустит? Дети называют варианты.
Упражнение «Рисунок дерева»
Педагог: Один из вариантов, который мы сейчас с вами попробуем, это будет ваше творчество. Я предлагаю вам представить себя в виде дерева, которое из-за чего-то расстроено и грустит. Попробуйте нарисовать его таким, чтобы оно снова стало радостным.
Дети рассаживаются стульях, как им удобно. Каждый берет планшетку с прикрепленным листом бумаги. Под расслабляющую спокойную музыку рисуют дерево.
Обсуждение: Понравилось вам это упражнение? Какое настроение сейчас?
Упражнение «Поезд»
Педагог: Сейчас мы отправимся с вами в путешествие на Станцию Гнева на поезде. Прошу получить билетики. Дети выстраивают вагончики и отправляются под веселую музыку и стихи А. Тесленко «Поезд».
Упражнение «Станция «Гнев»
Педагог: Ребята, вот мы и приехали с вами на Станцию Гнева. Давайте
вспомним, когда вы злитесь? Дети называют ситуации, вызывающие у них злость, гнев. А как можно помочь себе, чтобы перестать злиться, ведь злость разрушает человека? Как можно помочь себе, чтобы не обидеть другого, если мы злимся?
Дети называют свои варианты: прогуляться, уйти в комнату, побегать, попрыгать, поиграть.
Педагог: Да, ребята, физические нагрузки помогают справиться с гневом. Сейчас мы с вами попробуем такой способ, чтобы перестать злиться. Но для этого нам надо объединиться в две команды.
Упражнение «Объединение в команды»
Педагог: Рассчитайтесь, пожалуйста, на яблоки и апельсины. Итак, у нас с вами получилось две команды, придумайте себе забавное и веселое название. Участники придумывают название командам.
Упражнение «Снежки»
Педагог: Перед вами листы бумаги, сверните, пожалуйста, эту бумагу в
комки так, чтобы получился снежный шарик. Дети сворачивают бумагу. Встаньте в две шеренги напротив друг друга. У каждой команды одинаковое количество снежков. Между вами проходит граница. Сейчас вам нужно обкидать команду, стоящую напротив снежками. После игры мы посмотрим, сколько снежков оказалось на вашей территории. У кого их будет больше, тот и проиграл.
Под веселую музыку дети обкидывают друг друга снежками.
Обсуждение: Понравилось вам это упражнение? Какое настроение сейчас?
Упражнение «Поезд»
Педагог: Сейчас мы отправимся с вами в путешествие на Станцию Радости. Прошу получить билетики. Дети выстраивают вагончики и отправляются под веселую музыку и стихи А. Тесленко «Поезд».
Упражнение «Станция «Радость»
Педагог: Ребята, вот мы и приехали с вами на Станцию Радости. Давайте
вспомним, когда вы радуетесь? Дети называют ситуации, вызывающие у них радость, веселье. Давайте с вами поделимся этой радостью с другими.
Упражнение «По небу плыли облака»
Педагог: Сейчас я буду читать вам стихотворение, а вы показывать определенные движения. Слушайте, пожалуйста, внимательно.
Педагог читает стих Екимовой и показывает одновременно движения, дети повторяют.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облака
Найти я захотел.
Я долго всматривался в высь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то Вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой
Такой мохнатый, маленький?
Летим, летим со мной.
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Упражнение «Чемодан»
Педагог: Ребята, наше путешествие подходит к завершению. Поделитесь, пожалуйста, чему вы научились во время нашего путешествия и что возьмете с собой.
Дети отвечают.
Упражнение «Поезд»
Педагог: Вот и пришла нам пора возвращаться в класс. Дети на поезде отправляются в класс.
Упражнение «Облачко»
Педагог: Скажите, какое у вас сейчас настроение? Я раздам каждому из
вас Облачко, на котором вы изобразите эмоцию, которую сейчас чувствуете внутри себя. Дети рисуют эмоцию.
Список источников:
Готтман, Джон Эмоциональный интеллект ребенка: практическое руководство для родителей/Джон Готтман, Джоан Деклер; пер.с англ. Г. Федотовой. — 7-е изд., перераб., исп. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021 — 296 с.
https://na5.club/stihi/pro-poezda-i-zheleznuyu-dorogu.html Упражнение
«Поезд».
«По небу плыли облака».