Занятие на тему «Деревянная ложка с точёной ручкой»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Каргасокский дом детского творчества»
Методическая разработка занятия
в детском объединении «Резьба по дереву»
по теме «Деревянная ложка с точёной ручкой»
Номинация «Методические разработки»
Автор: Керб Нина Александровна
Педагог дополнительного образования
Каргасок 2022 год
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………………………...4
Ход занятия………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..5
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..10
Приложение
Технологическая карта №1………………………………………………………………………………………………………………………………11
Технологическая карта№2……………………………………………………………………………………………………………………………….13
Аннотация
Методическая разработка занятия по теме «Деревянная ложка с точёной ручкой» разработана на базе основной программы «Резьба по дереву» и предназначена для обучающихся 12-17 лет, второй год обучения. Данная методическая разработка прошла апробацию.
Методическая разработка содержит:
Подробный план занятия
Презентацию
Технологические карты по изготовлению деревянной ложки с точёной ручкой
Данная методическая разработка направлена на популяризацию и сохранение народных ремесленных промыслов. А также может представлять интерес для педагогов дополнительного образования, учителей технологии и творческих людей, увлекающихся резьбой по дереву.
Пояснительная записка
Тема занятия: «Деревянная ложка с точёной ручкой».
Тип занятия: применение знаний, умений и навыков.
Характеристика группы: 6-8 человек, второй год обучения, 12-17 лет.
Продолжительность занятия: 3 академических часа с двумя перерывами по 10 минут.
Цель: изготовить деревянную ложку с точёной ручкой.
Задачи:
Обучающие: познакомить с технологией изготовления ложки с использованием токарного станка, закрепить навыки работы на токарном станке, закрепить навыки работы с резцом и стамесками.
Развивающие: развить у обучающихся пространственное воображение, глазомер, координацию рук.
Воспитывающие: воспитать любовь к изделиям народных промыслов, умение работать в коллективе, аккуратность и трудолюбие.
Формы организации занятия: индивидуальная и коллективная работа.
Методы и приёмы:
наглядные – демонстрация готовой ложки, проказ презентации, разбор технологической карты изготовления изделия;
словесные – рассказ о ложках и ложкарях, беседа, консультация в процессе самостоятельной работы, коллективное обсуждение, само- и взаимооценка;
практические – изучение технологической карты, самостоятельное планирование работы, вытачивание ручки ложки, ручная резьба черпала, оформление мини – выставки.
Словарная работа: активизировать в речи обучающихся термины – подручник, передняя бабка, задняя бабка, рейер, майзель, клюкарза, резец.
Предварительная работа: разработка технологической карты, подготовка деревянных брусков, заточка инструментов, побор демонстрационных образцов.
Оборудование и инструменты: экран, проектор, ноутбук, токарные станки по дереву, токарные инструменты, резаки, стамески полукруглые, клюкарзы, ножовка, линейки, простые карандаши, шлифовальная бумага.
Материалы: деревянные бруски.
Ход занятия
Методическая структура занятия |
Содержание этапа занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Предполагаемые результаты |
Организационный этап (ориентировочное время 2-3 минуты)) |
Создание эмоционально-психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания |
Приветствие. «Добрый день, друзья! Я рада вас видеть на этом занятии! Вы готовы сегодня хорошо поработать? Отлично! Потому что нас ждёт увлекательная творческая работа. А хороший настрой всегда даёт отличный результат.»
Организация рабочего места. «На каждом рабочем месте должны находиться: Брусок, линейка, простой карандаш, резак, полукруглая стамеска, клюкарза и наждачная бумага. Всё это вам понадобится на разных этапах нашего занятия. А также часть работы будет выполняться на токарном станке.»
|
Обучающиеся заходят в кабинет, занимают свои рабочие места.
Подготовка рабочего места к занятию. Проверка наличия материалов и инструментов. |
Личностные: готовность к работе, настой на продуктивную деятельность. |
Подготовительный этап (ориентировочное время 15-20 минут |
Актуализация пройденного материала
Объявление темы, постановка цели и задач занятия |
Повторение пройденного материала – основные моменты работы на токарном станке. Слайд №1
«Вы уже освоили основные приёмы работы на токарном станке. Сегодня примените знания и умения токарной и ручной обработки древесины. Я предлагаю вам изготовить изделие, которое частично будет выполнено на токарном станке и вырезано вручную. Для того чтобы узнать, как называется это изделие надо разгадать ребус.» Слайд №2
«Тема нашего занятия: деревянная ложка с точёной ручкой. Изготовление деревянных ложек – увлекательный процесс, позволяющий прикоснуться к вековым традициям декоративно-прикладного искусства. Для создания таких изделий потребуется минимум инструментов и материалов. Изготовление ложек своими руками – это прекрасная возможность отточить базовые навыки резьбы и лучше почувствовать, как ведет себя дерево и резчицкий инструмент. Давайте рассмотрим строение ложки.» Слайд №3 «Можно экспериментировать с формой и размерами ложки, а также дизайном ее ручки. Как вы думаете, какую часть ложки мы будем выполнять на токарном станке? На токарном станке будет выточена ручка и внешняя форма черпака. Давайте разберём технологические карты. По карте №1 вы будете вытачивать ручку и форму черпака.» Слайд №4 - №5 «Технологическая карта №2 содержит подробный план вырезания углубления в черпаке.» Слайд №6 - №7 |
Повторение правил безопасной работы на токарном станке и при работе стамесками и резцами.
Разгадывают ребус.
Размышляют, отвечают на поставленный вопрос?
Обсуждают этапы изготовления ложки и составляют индивидуальный план предстоящей работы. |
Предметные: владение терминологией, демонстрация знаний о строении и правилах работы на токарном станке.
Метапредметные: исследование, анализ.
Личностные: зрительное представление объекта.
Метапредметные: самооценка своих возможностей.
|
Основной этап (ориентировочное время 82 – 92 минуты) |
Проявление творческого потенциала в самостоятельной работе в процессе изготовления деревянной ложки с точёной ручкой |
Каждому обучающемуся выдаются технологические карты №1 и №2. «Можно приступить к практической части нашего занятия. Работая на токарном станке помните о правилах техники безопасности. Если возникают трудности или вопросы в процессе работы обращайтесь ко мне за помощью. При работе не забывайте о порядке на ваших рабочих местах. Если работа по первой технологической карте завершена, поставив меня в известность, можно перейти за свой верстак и продолжить работу по второй технологической карте. Особое внимание уделите правильному положению рук при работе со стамесками.»
Во время самостоятельной работы детей педагог проводит: индивидуальные консультации в ходе самостоятельной работы; контроль по технике безопасности при работе на токарном станке; контроль за качеством выполнения изделий. Предусматриваются две динамические паузы во время практической работы: «Прошу сделать шаг от станка или от стула Быстро встали, улыбнулись Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали.» |
Самостоятельная работа первая часть: разметка бруска установка заготовки в токарный станок обтачивание по разметке шлифование и отпиливание припусков Самостоятельная работа вторая часть: разметка формы черпала срезка по линии разметки выборка внутренней части черпала шлифовка
Выполняют разминку. |
Предметные: самостоятельная практическая деятельность.
Метапредметные: коммуникация, самоконтроль.
Личностные: мотивация к познавательной деятельности, целеустремлённость, трудолюбие.
Личностные: самоконтроль, самоорганизация. |
Итоговый этап (ориентировочное время 10-15 минут) |
Подведение итогов занятия |
На верстаке размещаются все готовые ложки. «Давайте посмотрим на наши изделия. Получились ли они такими, как вы планировали? Какой этап изготовления был сложным, а какой простым?»
«Чтобы эти ложки можно было использовать по их прямому назначению, их надо обильно смазать растительным маслом и прогреть в духовке 5-10 минут, а затем вытереть насухо тряпочкой или салфеткой.»
«А теперь я попрошу хлопнуть в ладоши один раз тех, кому не понравилось занятие. Хлопните в ладоши два раза те, кому было трудно. Хлопните в ладоши пять раз те, кто с удовольствием работал и собирается сделать ещё несколько деревянных ложек с точёной ручкой. Спасибо, эти аплодисменты для вас! Я благодарю вас за старание и трудолюбие. Наше занятие окончено. Давайте наведём порядок в кабинете.» |
Оформление мини-выставки готовых изделий. Коллективное обсуждение.
Хлопают в ладоши.
Уборка рабочих мест. |
Личностные: художественный вкус. Метапредметные: анализ, рефлексия.
Личностные: аккуратность, трудолюбие. |
Заключение
Знания и умения, полученные на занятии, помогут обучающимся в дальнейшей творческой деятельности при работе с древесиной. Практическая часть занятия занимает большую часть времени и даёт возможность самостоятельно выполнить изделие на токарном станке, а также отработать навыки работы с различными стамесками. Большую роль в самостоятельной работе играет умение читать технологическую карту, продумывать последовательность реализации замысла изделия.
Опыт показал, что после изготовления простого изделия такого как ложка, выполненная в комбинированной технике (токарная обработка и ручная резьба) у обучающихся появляется желание изготовить изделия, добавляя в конструкцию более сложные элементы.
Организованное по данной разработке занятие прошло успешно. Все обучающиеся справились с поставленной целью.
При составлении методической разработки занятия «Деревянная ложка с точёной ручкой» использованы фотографии из личного архива Керб Н.А.
Источники информации: http://kvestodel.ru/generator-rebusov (генератор ребусов)
Приложение
(распечатать для каждого обучающегося)
Технологическая карта №1
Последовательность операций |
Вид изделия |
Инструменты и приспособления |
1. Выбрать заготовку и отпилить брусок заданного размера (220*50*30) |
Брусок, линейка, простой карандаш, ножовка. |
|
2. На широкой части бруска разметить ложку, оставив припуск по сантиметру с концов для крепления в токарный станок. |
Брусок, линейка, простой карандаш. |
|
3. Разметить торец бруска со стороны ручки ложки, как обычно – по центру и пробить под трезубец. |
Линейка, простой карандаш, пробойник, киянка. |
|
4. Разметить торец бруска со стороны черпала на расстоянии 1см от верхней части черпала и по центру от краёв. |
Линейка, простой карандаш. |
|
5. Установить заготовку в станок и обточить по разметке |
|
Токарный станок, рейер, майзель. |
6. Зашлифовать обточенную заготовку ложки, снять со станка и отпилить припуски. |
Наждачная бумага, ножовка. |
Технологическая карта №2
Последовательность операций |
Вид изделия |
Инструменты и приспособления |
1.На боковой стороне черпала наметить карандашом линию прогиба. |
Простой карандаш. |
|
2. Плоским резцом срезать слой древесины до линии разметки. |
Плоский резак по дереву. |
|
3. На верхней части черпала разметить толщину стеночки ложки. |
Простой карандаш. |
|
4. Полукруглой стамеской круговыми движениями провести выборку нескольких слоёв древесины со смещением к центру, контролируя толщину стенки черпала. |
|
Полукруглая стамеска. |
5. Клюкарзой выбрать остатки древесины, формирую донышко черпака. |
Клюкарза. |
|
6. Отшлифовать наждачной бумагой все неровности готовой ложки. |
Наждачная бумага. |