Методическая разработка занятия «Мастерская Деда Мороза» (1–3 классы)

7
0
Материал опубликован 26 November 2021 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Автозаводского района»






Методическая разработка занятия


«Мастерская Деда Мороза»


в рамках Всероссийского конкурса для педагогов дополнительного образования на лучший конспект занятия «LEGO-конструирование в начальной школе»






Автор-разработчик:

Демидова Надежда Сергеевна,

педагог дополнительного образования

















Нижний Новгород

2021 г.

Пояснительная записка


«Мастерская Деда Мороза» - занятие по реализации условий формирования 4К компетенций на занятии по техническому творчеству при помощи различных форм работы, а также соответствующих инструментов и методик.

Цель занятия - создание пространства для формирования и развития 4К компетенций по техническому творчеству с детьми младшего школьного возраста.

Занятие состоит из двух спаренных занятий по техническому творчеству, на которых дети создают модель сладкого и особенного подарка на новый год, изготавливают и декорируют упаковку этого подарка.

В основе занятия – реализация условий для формирования 4К компетенций:

критическое мышление проявляется при подборе наполнения сладкого подарка;

креативность проявляется при обсуждении особенного подарка и декорировании упаковки;

коммуникация проявляется при работе в парах и группах;

кооперация проявляется при распределении декоративного материала.





Методические рекомендации по проведению занятия


Очень важно на занятии создать комфортную доверительную и творческую атмосферу. Необходимо с первых же минут настроить обучающихся на доброе отношение и сотрудничество.

Рабочие места организуют так, чтобы предупредить возможность несчастного случая, обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования у обучающихся трудовых навыков, воспитания культуры труда. Примерная схема расположения представлена ниже.


t1637957631aa.gif

t1637957631ab.gif

Выставка работ творческого объединения



t1637957631ac.gift1637957631ad.gift1637957631ae.gift1637957631ae.gift1637957631ae.gift1637957631ae.gif

t1637957631af.gift1637957631ab.gift1637957631ag.gift1637957631ad.gift1637957631ad.gift1637957631ag.gift1637957631ae.gift1637957631ae.gif

м

Выставка работ творческого объединения

t1637957631ae.gift1637957631ae.gift1637957631ae.gift1637957631ae.gift1637957631ae.gif

Экран


План - конспект занятия

по теме: «Мастерская Деда Мороза»


ФИО педагога, УДО: Демидова Надежда Сергеевна, МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района», город Нижний Новгород

Название и направление деятельности коллектива: «Робототехника Wedo 2.0», техническое творчество

Название программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника Wedo 2.0»

Тема занятия: «Мастерская Деда Мороза»

Краткая характеристика группы: 12 обучающихся в возрасте 7-9 лет.

Цель: создание пространства для формирования и развития 4К компетенций по техническому творчеству с детьми младшего школьного возраста.

Задачи:

Изготовить коробочку для подарка.

Обсудить и подобрать набор умещающихся сладостей в коробку.

Придумать подарок для конкретного адресата.

Декорировать упаковку в соответствии с замыслом.

Упражняться в корректном общении в паре, группе, коллективе.

Развивать безусловное принятие продуктов творчества.

Воспитывать внимание к людям, чувство эмпатии.


Материалы и оборудование: детали лего, конструкторы LEGO WEDO 2.0, технологические карты; видео- и аудиоаппаратура для показа компьютерной презентации.

Тип занятия: комбинированный

Форма занятия: интегрированное занятие

Методы, технологии, методики, приёмы: словесный, наглядно-образный, практический, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, метод контроля и самоконтроли; работа в парах и мини-группах, с технологической картой и с карточками-подсказками, защита своей работы, обсуждение и замечания, творческая работа, рефлексия «Метод пяти пальцев».

Дидактические средства: технологические карты, карточка 1 «Сладкий подарок» (на каждую парту), карточка 2 «Особенный подарок» (на каждую группу), компьютерная презентация, модели коробочек.





План-конспект занятия



Этап занятия

Продолжи-

тельность

Роли педагога и обучающихся

Параметры оценивания

1.

2 мин

Организационные моменты

(отметка отсутствующих, подготовка учащимися рабочих столов, подставок и папок)


2.

5 мин

Мотивационно ориентировочный этап

Педагог:

Ребята, на моем столе лежит красный мешок! Давайте попробуем отгадать, что там лежит.

Ответы детей: подарки, конфеты, призы и тд.

Педагог:

Отлично, очень много вариантов у вас! Давайте потрогаем мешок и наверняка поймем, что же там такое.

Дети пальчиками ощупывают мешок и распознают коробочку.

Педагог:

Все верно! В мешке лежит коробочка-подарок! А раз в мешке лежит подарок, значит, совсем скоро что?

Ответы детей: праздник – Новый Год.

Педагог:

Ребята, а вы любите праздник Новый Год? А что бывает в Новый Год? А кто дарит подарки на Новый Год?

Ответы детей.

Педагог:

Дедушка мороз 18 ноября отмечал свое день рождения и с этого дня он начал готовить свои подарки для новогодних праздников. Хотите стать помощниками Деда Мороза и подготовить подарки для своих мам, пап, бабушек, дедушек, друзей и тд?

Ответы детей.

Педагог:

Здорово, что вы все хотите сделать свой подарок, сегодня мы с вами этим и займемся!


3.

4 мин

















8 мин


Операционно – исполнительский этап Педагог:

Итак, ребята, давайте подготовим все необходимое для изготовления нашей коробочки – упаковки для подарка. Достаем наборы конструкторов Lego wedo 2.0, проверяем укомплектованность набора на наличие всех деталей.

Самостоятельная работа

Дети готовят все необходимое, работают самостоятельно, работа для них знакома, занимает 3-4 минуты.

Педагог следит за правильностью выполнения задания.

Педагог: все справились, теперь перед вами технологическая карта (приложение 1) на изготовление коробочки. Посмотрите на нее, все ли понятно? Есть вопросы?

Вопросы и уточнения детей

Педагог: Перед тем как приступить к работе с ТК, что нужно вспомнить, чтобы работать с набором?

Дети: правила работы с конструктором.

Педагог: Да, верно! Давайте вспомним правила работы с конструктором. Для этого на доске у нас есть табличка (приложение 2). Задание – совместить начало и конец предложения, ответ по поднятой руке.

Совместная работа с группой

Дети выполняют задание.


4.

7 минут









3 мин










8 мин







3 мин







8 мин















5 мин








20 мин





Педагог: теперь можем приступить к работе, работаем каждый самостоятельно по ТК.

Самостоятельная работа

Дети собирают коробочку.

Педагог следит за правильностью выполнения задания.

Педагог: Отлично, все справились. Теперь у каждого из вас есть коробочка – это будущая упаковка подарка, а вот сколько сладостей туда можно положить?

Ответы детей.

Педагог достает из коробки наборы сладостей для каждой пары. Сейчас будем работать в парах . У вас на парте в корзиночке лежат сладости, они все по форме прямоугольные, но разной длины и ширины. Как узнать, что поместится, а что нет? (можно попробовать сложить, можно измерить каждую шоколадку, и сравнить её размеры с размерами нашей коробочки) Попробуйте сделать это вместе с соседом. У вас есть 4-5 минут для того, чтобы определиться и записать на 1 (приложение 3) количество и названия сладостей, которые поместятся в коробочку.

Работа в парах

Дети выполняют задание, педагог наблюдает, помогает при необходимости.

Обсуждение и презентация решения

Педагог: итак, давайте посмотрим, у кого что получилось?

Каждая пара рассказывает способ измерения и вывод, сколько и каких сладостей удалось вместить.

Педагог: Хорошие сладкие подарки у вас получились! Приятно было бы получить такой подарок от ДМ?

А скажите, всем ли подойдет такой подарок? А если у кого-то аллергия на шоколад? А если девочка или мальчик спортсмены? А вдруг это подарок для мамы, папы, дедушки… как вы считаете, хотят они получить подарок на Новый год?

Работа в группах – выбор адресата и обсуждение наполнения подарка (по карточке-подсказке).

Давайте разобъемся в группы по 4 человека и сочиним свой, особенный подарок – решите, для кого он будет, что адресат хотел бы получить, но не забывайте, что коробочка – это наша упаковка, подарок должен поместиться в нее. Сначала обсуждаем в группе, а затем фиксируем в карточке 2 (приложение 4).

Дети выполняют задание, педагог наблюдает, помогает при необходимости.

Презентация своих вариантов подарка

Педагог: итак, давайте посмотрим, у кого что получилось?

Презентация своих вариантов подарка представитель группы рассказывает о результатах обсуждения.

Обсуждение и самооценка

Педагог: Чей подарок понравился? Что хотели бы добавить или изменить?

Ответы детей.

Педагог: А хорошо ли подойдет нам для новогоднего подарка такая простая коробочка? (нет, надо украсить!)

Давайте подумаем, чем можно украсить подарочную упаковку (детали лего декоративного назначения).

Ответы детей.

Самостоятельная творческая деятельность детей с дозированной помощью педагога. Материалы для декорирования на столе педагога для общего пользования.

Презентация получившихся коробочек

Педагог: Понравилась ли вам работа, которая у вас получилась? По рядам поднимите работы вверх и покажите их всем. Все молодцы, у всех получилось здорово, необычно и празднично!

Желание учащихся участвовать в активной деятельности, умение сотрудничать, принимать и оспаривать чужие идеи.






Качество представлен-ной презентации.
Качество оценки выполненных другими группами решений




5.

5 мин

Рефлексивно – оценочный

Педагог: оказывает на экране рефлексию «Метод пяти пальцев». Озвучивает назначение каждого пальца:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

Подведём итог: как продуктивно прошел урок? Загибайте по очереди пальцы, называя своё состояние на сегодняшнем занятии.


6.

2 мин

Уборка рабочего места






Приложения


Приложение 1. Технологическая карта по изготовлению коробочки

1

t1637957631ah.jpg

2

t1637957631ai.jpg

3

t1637957631aj.jpg

4

t1637957631ak.jpg

5

t1637957631al.jpg

6

t1637957631am.jpg

7

t1637957631an.jpg

8

t1637957631ao.jpg

9

t1637957631ap.jpg

10

t1637957631aq.jpg

11

t1637957631ar.jpg

12

t1637957631as.jpg

13

t1637957631at.jpg

14

t1637957631au.jpg

15

t1637957631av.jpg

16

t1637957631aw.jpg



Приложение 2. Таблица «Правила работы с конструктором»


t1637957631ax.png




Приложение 3. Карточка 1 «Сладкий подарок»

t1637957631ay.png






Приложение 4. Карточка 2 «Особенный подарок»



t1637957631az.png




Памятка-алгоритм для самоанализа занятия


Памятка-алгоритм для самоанализа занятия педагогом предусматривает ответы на следующие вопросы:

1. Каков замысел, план данного занятия и почему он является таким?

1.1. Каково место занятия в теме, разделе, курсе?

1.2. Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается?

1.3. Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными предметами?

1.4. Каким образом были учтены программные требования к занятию?

1.5. Как были учтены особенности содержания занятия при выборе форм, методов и средств обучения?

1.6. Почему был избран именно этот тип занятия?

2. Какие особенности контингента обучающихся были учтены при подготовке к занятию и почему?

3. Какие задачи ставились и решались на занятии и почему?

4. Почему была избрана именно такая структура занятия?

5.Как осуществлялось управление учебной деятельностью (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)?

6. Какие условия были созданы для проведения занятия:

материально-технические,

психолого-педагогические,

гигиенические,

эстетические.

7. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе занятия? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?

8. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи занятия и избежать при этом перегрузки участников занятия?

9. Каковы причины успехов и недостатков проведенного занятия?

10. Что в данном занятия стоило бы изменить, сделать по-другому?

11. Какие выводы из результатов занятия необходимо сделать на будущее?

12. Какова общая самооценка занятия педагогом?


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.