Методическая разработка занятия «Мастерская Деда Мороза» (1–3 классы)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества Автозаводского района»
Методическая разработка занятия
«Мастерская Деда Мороза»
в рамках Всероссийского конкурса для педагогов дополнительного образования на лучший конспект занятия «LEGO-конструирование в начальной школе»
Автор-разработчик:
Демидова Надежда Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Нижний Новгород
2021 г.
Пояснительная записка
«Мастерская Деда Мороза» - занятие по реализации условий формирования 4К компетенций на занятии по техническому творчеству при помощи различных форм работы, а также соответствующих инструментов и методик.
Цель занятия - создание пространства для формирования и развития 4К компетенций по техническому творчеству с детьми младшего школьного возраста.
Занятие состоит из двух спаренных занятий по техническому творчеству, на которых дети создают модель сладкого и особенного подарка на новый год, изготавливают и декорируют упаковку этого подарка.
В основе занятия – реализация условий для формирования 4К компетенций:
критическое мышление проявляется при подборе наполнения сладкого подарка;
креативность проявляется при обсуждении особенного подарка и декорировании упаковки;
коммуникация проявляется при работе в парах и группах;
кооперация проявляется при распределении декоративного материала.
Методические рекомендации по проведению занятия
Очень важно на занятии создать комфортную доверительную и творческую атмосферу. Необходимо с первых же минут настроить обучающихся на доброе отношение и сотрудничество.
Рабочие места организуют так, чтобы предупредить возможность несчастного случая, обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования у обучающихся трудовых навыков, воспитания культуры труда. Примерная схема расположения представлена ниже.
Выставка работ творческого объединения
м
Выставка работ творческого объединения
Экран
План - конспект занятия
по теме: «Мастерская Деда Мороза»
ФИО педагога, УДО: Демидова Надежда Сергеевна, МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района», город Нижний Новгород
Название и направление деятельности коллектива: «Робототехника Wedo 2.0», техническое творчество
Название программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника Wedo 2.0»
Тема занятия: «Мастерская Деда Мороза»
Краткая характеристика группы: 12 обучающихся в возрасте 7-9 лет.
Цель: создание пространства для формирования и развития 4К компетенций по техническому творчеству с детьми младшего школьного возраста.
Задачи:
Изготовить коробочку для подарка.
Обсудить и подобрать набор умещающихся сладостей в коробку.
Придумать подарок для конкретного адресата.
Декорировать упаковку в соответствии с замыслом.
Упражняться в корректном общении в паре, группе, коллективе.
Развивать безусловное принятие продуктов творчества.
Воспитывать внимание к людям, чувство эмпатии.
Материалы и оборудование: детали лего, конструкторы LEGO WEDO 2.0, технологические карты; видео- и аудиоаппаратура для показа компьютерной презентации.
Тип занятия: комбинированный
Форма занятия: интегрированное занятие
Методы, технологии, методики, приёмы: словесный, наглядно-образный, практический, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, метод контроля и самоконтроли; работа в парах и мини-группах, с технологической картой и с карточками-подсказками, защита своей работы, обсуждение и замечания, творческая работа, рефлексия «Метод пяти пальцев».
Дидактические средства: технологические карты, карточка 1 «Сладкий подарок» (на каждую парту), карточка 2 «Особенный подарок» (на каждую группу), компьютерная презентация, модели коробочек.
Этап занятия | Продолжи- тельность | Роли педагога и обучающихся | Параметры оценивания |
1. | 2 мин | Организационные моменты (отметка отсутствующих, подготовка учащимися рабочих столов, подставок и папок) | |
2. | 5 мин | Мотивационно ориентировочный этап Педагог: Ребята, на моем столе лежит красный мешок! Давайте попробуем отгадать, что там лежит. Ответы детей: подарки, конфеты, призы и тд. Педагог: Отлично, очень много вариантов у вас! Давайте потрогаем мешок и наверняка поймем, что же там такое. Дети пальчиками ощупывают мешок и распознают коробочку. Педагог: Все верно! В мешке лежит коробочка-подарок! А раз в мешке лежит подарок, значит, совсем скоро что? Ответы детей: праздник – Новый Год. Педагог: Ребята, а вы любите праздник Новый Год? А что бывает в Новый Год? А кто дарит подарки на Новый Год? Ответы детей. Педагог: Дедушка мороз 18 ноября отмечал свое день рождения и с этого дня он начал готовить свои подарки для новогодних праздников. Хотите стать помощниками Деда Мороза и подготовить подарки для своих мам, пап, бабушек, дедушек, друзей и тд? Ответы детей. Педагог: Здорово, что вы все хотите сделать свой подарок, сегодня мы с вами этим и займемся! | |
3. | 4 мин 8 мин | Операционно – исполнительский этап Педагог: Итак, ребята, давайте подготовим все необходимое для изготовления нашей коробочки – упаковки для подарка. Достаем наборы конструкторов Lego wedo 2.0, проверяем укомплектованность набора на наличие всех деталей. Самостоятельная работа Дети готовят все необходимое, работают самостоятельно, работа для них знакома, занимает 3-4 минуты. Педагог следит за правильностью выполнения задания.Педагог: все справились, теперь перед вами технологическая карта (приложение 1) на изготовление коробочки. Посмотрите на нее, все ли понятно? Есть вопросы? Вопросы и уточнения детей Педагог: Перед тем как приступить к работе с ТК, что нужно вспомнить, чтобы работать с набором? Дети: правила работы с конструктором. Педагог: Да, верно! Давайте вспомним правила работы с конструктором. Для этого на доске у нас есть табличка (приложение 2). Задание – совместить начало и конец предложения, ответ по поднятой руке. Совместная работа с группой Дети выполняют задание. | |
4. | 7 минут 3 мин 8 мин 3 мин 8 мин 5 мин 20 мин | Педагог: теперь можем приступить к работе, работаем каждый самостоятельно по ТК. Самостоятельная работа Дети собирают коробочку. Педагог следит за правильностью выполнения задания. Педагог: Отлично, все справились. Теперь у каждого из вас есть коробочка – это будущая упаковка подарка, а вот сколько сладостей туда можно положить?Ответы детей. Педагог достает из коробки наборы сладостей для каждой пары. Сейчас будем работать в парах . У вас на парте в корзиночке лежат сладости, они все по форме прямоугольные, но разной длины и ширины. Как узнать, что поместится, а что нет? (можно попробовать сложить, можно измерить каждую шоколадку, и сравнить её размеры с размерами нашей коробочки) Попробуйте сделать это вместе с соседом. У вас есть 4-5 минут для того, чтобы определиться и записать на 1 (приложение 3) количество и названия сладостей, которые поместятся в коробочку. Работа в парах Дети выполняют задание, педагог наблюдает, помогает при необходимости. Обсуждение и презентация решения Педагог: итак, давайте посмотрим, у кого что получилось? Каждая пара рассказывает способ измерения и вывод, сколько и каких сладостей удалось вместить. Педагог: Хорошие сладкие подарки у вас получились! Приятно было бы получить такой подарок от ДМ? А скажите, всем ли подойдет такой подарок? А если у кого-то аллергия на шоколад? А если девочка или мальчик спортсмены? А вдруг это подарок для мамы, папы, дедушки… как вы считаете, хотят они получить подарок на Новый год? Работа в группах – выбор адресата и обсуждение наполнения подарка (по карточке-подсказке). Давайте разобъемся в группы по 4 человека и сочиним свой, особенный подарок – решите, для кого он будет, что адресат хотел бы получить, но не забывайте, что коробочка – это наша упаковка, подарок должен поместиться в нее. Сначала обсуждаем в группе, а затем фиксируем в карточке 2 (приложение 4). Дети выполняют задание, педагог наблюдает, помогает при необходимости. Презентация своих вариантов подарка Педагог: итак, давайте посмотрим, у кого что получилось? Презентация своих вариантов подарка представитель группы рассказывает о результатах обсуждения. Обсуждение и самооценка Педагог: Чей подарок понравился? Что хотели бы добавить или изменить? Ответы детей. Педагог: А хорошо ли подойдет нам для новогоднего подарка такая простая коробочка? (нет, надо украсить!) Давайте подумаем, чем можно украсить подарочную упаковку (детали лего декоративного назначения). Ответы детей. Самостоятельная творческая деятельность детей с дозированной помощью педагога. Материалы для декорирования на столе педагога для общего пользования. Презентация получившихся коробочек Педагог: Понравилась ли вам работа, которая у вас получилась? По рядам поднимите работы вверх и покажите их всем. Все молодцы, у всех получилось здорово, необычно и празднично! | Желание учащихся участвовать в активной деятельности, умение сотрудничать, принимать и оспаривать чужие идеи. Качество представлен-ной презентации. |
5. | 5 мин | Педагог: оказывает на экране рефлексию «Метод пяти пальцев». Озвучивает назначение каждого пальца: М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья? Подведём итог: как продуктивно прошел урок? Загибайте по очереди пальцы, называя своё состояние на сегодняшнем занятии. | |
6. | 2 мин | Уборка рабочего места | |
Приложения
Приложение 1. Технологическая карта по изготовлению коробочки
1 |
| 2 |
|
3 |
| 4 |
|
5 |
| 6 |
|
7 |
| 8 |
|
9 |
| 10 |
|
11 |
| 12 |
|
13 |
| 14 |
|
15 |
| 16 |
|
|
Приложение 2. Таблица «Правила работы с конструктором»
Приложение 3. Карточка 1 «Сладкий подарок»
Приложение 4. Карточка 2 «Особенный подарок»
Памятка-алгоритм для самоанализа занятия
Памятка-алгоритм для самоанализа занятия педагогом предусматривает ответы на следующие вопросы:
1. Каков замысел, план данного занятия и почему он является таким?
1.1. Каково место занятия в теме, разделе, курсе?
1.2. Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается?
1.3. Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными предметами?
1.4. Каким образом были учтены программные требования к занятию?
1.5. Как были учтены особенности содержания занятия при выборе форм, методов и средств обучения?
1.6. Почему был избран именно этот тип занятия?
2. Какие особенности контингента обучающихся были учтены при подготовке к занятию и почему?
3. Какие задачи ставились и решались на занятии и почему?
4. Почему была избрана именно такая структура занятия?
5.Как осуществлялось управление учебной деятельностью (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)?
6. Какие условия были созданы для проведения занятия:
• материально-технические,
• психолого-педагогические,
• гигиенические,
• эстетические.
7. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе занятия? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?
8. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи занятия и избежать при этом перегрузки участников занятия?
9. Каковы причины успехов и недостатков проведенного занятия?
10. Что в данном занятия стоило бы изменить, сделать по-другому?
11. Какие выводы из результатов занятия необходимо сделать на будущее?
12. Какова общая самооценка занятия педагогом?