Занятие по финансовой грамотности на тему «Что такое семейный бюджет?» (7–9 классы)
«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»
КОМИ РЕСПУБЛИКАСА КАНМУ ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ
«РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ДЕТСКАЯ БОЛЬНИЦА»
УКП «РДБ»
Методическая разработка урока по финансовой грамотности
на тему «Что такое семейный бюджет и как его построить»
автор-составитель - Мазанова Ольга Юрьевна,
к.п.н., учитель УКП «РДБ» ГОУ РК «РЦО»
2024
г. Сыктывкар
Общая характеристика занятия
Цель:
- формировать умения строить бюджет семьи и свой собственный;
- формировать целостное понимание сути денежных отношений и необходимости управления денежными средствами, находящимися в распоряжении семьи и конкретного её члена.
Задачи урока:
познакомить со статьями расходов и доходов семейного и личного бюджета
рассчитывать профицит и дефицит семейного и личного бюджета
выявлять различия в структуре семейного бюджета в зависимости от возраста членов семьи и других факторов
определять приоритетные траты, исходя из этого, строить семейный бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы
Планируемые результаты
Освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство финансового сектора и принципов его функционирования в современном обществе, в частности:
семейный бюджет, доход, расход, правила ведения семейного бюджета.
Освоение компетенции финансовой грамотности:
оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей семьи;
оптимизировать расходы семейного бюджета;
совершать «умные» покупки на основе анализа, сравнения и оценки различных вариантов;
грамотно составлять семейный бюджет с учётом возможных рисков и финансовых потерь.
Личностные результаты обучения:
Формирование:
- субъектной позиции у обучающихся, понимание необходимости быть самостоятельными в принятии решений;
- у обучающихся ценностей ответственного поведения в области личных финансов и потребления различных ресурсов семьи, школы, общества и государства;
- элементарных финансовых знаний современного человека;
- уважительного отношения к труду и трудовым и финансовым правам;
Готовность:
- и способность обучающихся к самообразованию в области финансовой грамотности на всех жизненных этапах.
Метапредметные, включающие:
Регулятивные универсальные учебные действия:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности через понимание необходимости инвестирования в свой человеческий капитал. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать способы решения задач в области личных финансов.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Обучающийся сможет:
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.
Познавательные универсальные учебные действия:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Форма занятия: урок-семинар, практикум.
Средства обучения: основные: компьютер учителя, проектор, презентация (Приложение 1), жетоны, дополнительные: компьютеры для обучающихся с выходом в Интернет, призы.
Приложение 1 Презентация к занятиюPPTX / 3.97 Мб
Своя игра по теме Семейный бюджетPPT / 12.18 Мб
Ход занятия
Этап занятия |
Время этапа |
Действия учителя |
Действия ученика |
Примечания |
Оргмомент |
1 - 2 мин. |
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. На прошлом уроке мы с вами говорили о личном финансовом плане, знакомились с работами победителей республиканских творческих конкурсов «Секреты денежки» и «Бюджет для граждан», поиграли в игру-бродилку. Сегодня мы продолжим разговор о… О чем же? Разгадайте ребус. |
Дети отвечают, за правильные ответы получают жетоны.
|
Слайд 1 |
Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности
|
1 мин.
|
Конечно, вы правы! Запишите тему урока «Что такое семейный бюджет и как его построить». Мы знаем, что личный доход неразрывно связан с благосостоянием семьи, с семейным бюджетом. Что вы уже знаете о семейном бюджете? А какие цели мы ставим перед собой на сегодняшнем уроке? |
Дети отвечают, за правильные ответы получают жетоны.
|
Слайд 2 |
Постановка учебных задач. Планирование |
1 - 2 мин. |
Чему хотите научиться на этом занятии? Какие учебные задачи мы должны решить? Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
|
Дети отвечают, за правильные ответы получают жетоны.
|
Слайд 3 |
Изучение новой темы, формирование новых понятий. |
5 - 7 мин.
|
На самом деле, о семейном бюджете, о семейных доходах и направлениях семейных расходов с вами говорили с самого детства. Поэтому я предлагаю посмотреть замечательную серию уроков тетушки Совы и ответить на вопросы: что такое семейный бюджет? Что относится к доходам семьи? Какие существуют расходы?
Какие существуют виды бюджета по сбалансированности доходной и расходной частей?
Из чего складывается доход семьи? Из чего складывается расход семьи? Расходы бывают разные: нам нужно покупать одежду и еду, оплачивать коммунальные платежи – это обязательные расходы, а вот десятая пара туфель? Двадцать пятая сумочка? Такие расходы называются желательными. Это такие «приятности», без которых можно качественно жить. |
Дети смотрят мультфильм и делают записи в тетрадях
Дети отвечают, за правильные ответы получают жетоны.
Дети смотрят презентацию, делают записи в тетрадях.
Дети отвечают, за правильные ответы получают жетоны.
Дети отвечают, за правильные ответы получают жетоны.
|
Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 |
Первичное закрепление |
3 - 4 мин. |
Чтобы закрепить то, о чем мы поговорили, предлагаю вам выполнить интерактивный тренажер «Бюджет семьи» |
Выполнение интерактивного тренажера. Обсуждение. За активную работу учащиеся получают жетоны.
|
Слайд 9 |
Продолжение изучения новой темы |
8 - 10 мин. |
Мы выяснили, что если мы решили привести финансовые дела в порядок, и вести семейный бюджет, то в первую очередь, надо подсчитать и ранжировать расходы и доходы. Основные расходы бывают обязательные и желаемые. Бюджет должен быть составлен так, чтобы сумма доходов была равна сумме расходов, а лучше — превышала бы их. Имея сбалансированный бюджет, можно начать делать первые сбережения. Они могут пригодиться во многих случаях, например, при неожиданных событиях, связанных с финансовыми потерями. Сбережения нужны также для крупных трат — покупки компьютера, автомобиля, или оплаты поездки на отдых. Неожиданные доходы, о которых мы говорили ранее, лучше не тратить моментально на желаемые расходы, а сберегать — так наши финансы станут прочнее. Бюджет проще всего составлять в виде таблицы: в одну ее часть записываются все доходы, в другую — расходы. Посмотрите анимированную презентацию и ответьте на поставленные вопросы |
Просмотр интерактивной презентации и ответы на вопросы: - Для чего нужно вести семейный бюджет? - Поясните, что такое дефицит бюджета? Как его можно преодолеть?
- Как вы понимаете термин «профицит бюджета»? В чем преимущества профицитного бюджета?
- Как начать вести семейный Бюджет?
- Пригодятся ли вам полученные знания для планирования личных (семейных) доходов и расходов?
Дети отвечают, за правильные ответы получают жетоны.
|
Слайд 10 Слайд 11 |
Закрепление изученного материала |
10 - 12 мин. |
Поработали, теперь можно и отдохнуть! Делимся на команды. Своя игра.
|
Дети делятся на команды. Игра. За правильный ответ команда получает жетон. В случае неправильного ответа право выбора категории и номинации переходит следующей команде |
Слайд 12 Слайд 13 |
Продолжение изучения новой темы |
5 – 7 мин |
Поиграли, расслабились, продолжим работу. Нам уже известно, что семейный бюджет — это план доходов и расходов на определенный период. Составлять его можно, например, на месяц, в виде таблицы: в одну колонку записывать запланированные денежные поступления, а в другую — предстоящие расходы. Ситуация, когда расходы превышают доходы, называется дефицитом бюджета. Если наоборот — это профицит. Бюджет, в котором расходная и доходная части равны, называется сбалансированным. Многие, не умея планировать траты заранее, покрывают дефицит бюджета взятыми кредитами. Но надо помнить — чтобы вернуть долг, придется ограничивать себя в других, в том числе, и важных, расходах. Самое опасное для бюджета — когда человек ради погашения кредита берет новые кредиты. Когда расходы оказываются больше доходов, бюджет следует оптимизировать — то есть, улучшить. Это можно сделать двумя способами — сократив расходы или увеличив доходы. Как же это сделать? Предлагаю посмотреть анимированную презентацию и ответить на несколько вопросов, а затем выполнить задания интерактивного тренажера |
Просмотр интерактивной презентации и ответы на вопросы
- Какие пути оптимизации семейного бюджета вы знаете?
- На какой период целесообразно составлять семейный бюджет?
- Когда, в каких случаях семейный бюджет нужно балансировать, оптимизировать и как это можно делать?
Дети отвечают, за правильные ответы получают жетоны.
Выполнение интерактивного тренажера. Обсуждение. За активную работу учащиеся получают жетоны.
|
Слайд 14 Слайд 15
|
Рефлексия |
1 – 2 мин. |
Учитель задаёт учащимся вопросы, направленные на организацию рефлексии по поводу учебных результатов: «Чем было полезно для вас сегодняшнее занятие? Посмотрите на список тех задач, которые мы ставили перед собой в начале урока. Достигли ли мы желаемого результата? Какие новые вопросы у вас появились? Какие выводы вы сделали при выполнении заданий? Какой из числа сделанных на занятии выводов оказался самым трудным для вас? Поясните почему». Посчитайте полученные за работу на уроке жетоны. Вручение призов команде, набравшей наибольшее количество баллов |
Дети дают ответ, проводят самооценку. |
Слайд 16
|
Прощание |
1 мин. |
Всем СПАСИБО! До свидания! Будьте внимательны и финансово благоразумны! |
|
Слайд 17 |