Методическая разработка занятия по познавательному развитию на тему «Русская изба» (старший дошкольный возраст)
Актуальность:
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
И я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому я серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Цель:
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей и бытом русского народа: жилищем крестьянской семьи, с предметами обихода.
2.Активизировать мыслительную деятельность, через отгадывание загадок.
3.Обогащать словарный запас детей.
4.Развивать речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
5.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
6.Воспитывать уважение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: Беседы о жизни наших предков; рассматривание иллюстраций о жизни людей в старину, предметов быта и труда; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений; отгадывание загадок; разучивание народных игр.
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций презентации, старинных вещей);
Практические (дидактическая игра «Что было, что стало», хороводная игра «Игра с лентой»).
Материалы и оборудование: Предметы быта: самовар, чугунок, горшок, ухват;
деревянные ложки, игрушка домовенка, мультимедийная установка, презентация с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для «игры с лентой»; русский народный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Воспитатель (в русском народном костюме, под русскую народную музыку,
встречает детей):
Здравствуйте, гости дорогие!
Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
(Дети рассаживаются на стульчики).
Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный.
- А знаете, почему Русь называли «деревянной»? (ответы детей).
В былые времена люди жили в деревянных домах, которые назывались - избами.
Избу рубили топорами из бревен. Раньше не было многоэтажных домов и у каждого человека была своя изба. В ней было тепло и уютно.
(Просмотр презентации).
1 слайд:
Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными, ничего лишнего. Окна в избе были резными, расписными, служили не только украшением, но и защищали от солнца и ветра. В избе была одна комната - горница, она была и кухней, и спальней.
Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки.
В избу входили, кланяясь. Знаете, почему? (Ответы детей).
Дверь была низкой, а порог высоким, чтобы в избе было тепло, меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить.
Центральное место в избе занимал - стол, он был большим, прямоугольным и его обязательно покрывали скатертью. На столе всегда лежал хлеб и соль в солонке. «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - так стол доска», так говорили раньше люди. За столом, на обед собиралась вся большая семья - дедушки, бабушки, родители и много ребятишек. Пили чай из самовара с баранками и медом, а самовар считался душой каждого дома.
По вечерам, после ужина, за столом все собирались и рукодельничали, то есть делали различные предметы своими руками. В русской избе почти все было сделано руками самих хозяев. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая; лавки, чтобы спать, сундук для вещей, скамейки, чтобы сидеть.
- А что же было самым главным в избе? (Ответы детей)
2 слайд:
Самое главное в избе - это печка, сердце дома. Печь кормила всю семью, обогревала избу, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись.
В старину говорили: «Печка кормит, печка греет, печка мать родная». В русской печи пекли наивкуснейшие блины, хлеб, пироги. Народная мудрость гласит «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Как встанет поутру хозяйка, так первым делом печь растапливает и начинает готовить еду. В русской печке варили суп, кашу, тушили мясо. Готовили в чугунках и глиняных горшках (показать). Чтобы достать горячий чугунок из печи использовали ухват (показать).
Воспитатель: Ребята, расскажите стихотворение про русскую печь.
Ребёнок:
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель: Ой, ребята, кажется за печкой кто-то шевелится, а ну ка, я посмотрю
(достает игрушку домовенка). Да это же домовенок Кузя, он избу охраняет: «С чем пожаловал?» (показывает шкатулку). Кузя принес вам шкатулку с загадками. Хотите загадки послушать и отгадать?
1.Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают - глотает. (Печь)
2.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдаёт,
А сам в угол идёт. (Ухват)
3.Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (Чугунок)
4.Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…(Самовар).
5.Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (Лапти).
Воспитатель: Ребята, вам понравились Кузины загадки?
Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.
Хороводная «Игра с лентой».
Под русскую народную музыку мальчик (девочка) идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу (друга). Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая».
В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется.
Воспитатель: Немного отдохнули, продолжаем беседу о жизни наших предков.
3 слайд:
В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие миски),
крынки для хранения молока, разных размеров чугуны, кувшины; деревянные миски и ложки, бочки и кадки.
Воспитатель: В шкатулке у Кузи еще остались загадки, послушайте:
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
В крестьянской семье, у каждого члена семьи, была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости, тоже всегда ходили со своей ложкой.
Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. (Раздать ложки, включить музыку).
Воспитатель: Ай да, молодцы, ребята! (сели)
4 слайд:
В старые времена воду в дом носили с помощью коромысла и ведер из специального приспособления - колодца.
Воспитатель: Загадка из Кузиной шкатулки:
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…(Коромысло).
- Как вы думаете, ребята, для чего воду носили на коромысле? Ведь можно было просто взять ведра в руки. (Ответы детей).
Воспитатель: Иногда колодец с водой находился очень далеко от избы, а воды нужно было много, при помощи коромысла нести ведра с водой гораздо легче, так как нагрузка распределялась равномерно на тело. А зимой, когда высокие сугробы и узкие тропки, люди бы просто расплескали всю воду, нося в руках ведра.
5 слайд:
Ещё в каждой избе был «Красный угол». Это место находилось в светлом углу дома и стояли в нём разные иконы, украшенные вышитыми полотенцами (рушниками).
Это было самое почетное, праздничное место в доме. Его обустраивали напротив печи по диагонали, завешивали иконами, ставили на полки свечи, сосуд со священной водой, веточки вербы, пасхальные яйца.
Стены в красном углу имели окна, выходившие на юг и восток. Поэтому он был светлым и очень уютным. Здесь же размещали стол, за которым трапезничали. Красный угол (красивый) назывался важницей.
За столом под важницей сидел хозяин дома или почетный, уважаемый гость.
6 слайд:
Для малышей люди делали люльки, которые ещё назывались «Зыбкой». Эти зыбки были приделаны к потолку, и их можно было покачать, укачивая ребёнка.
Воспитатель: Малышам пели колыбельные песни. Давайте споем.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
И утащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.
Бай-бай, бай-бай.
7 слайд:
Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Прялка помогала делать нить.
Прялка - это старинное приспособление для ручного прядения. Сверху прикреплялась кудель (моток шерсти) из которой вытягивали тонкие пряди и с помощью веретена скручивали в нить. Потом эти нити стирали, сматывали в клубок и вязали варежки, носки, шали, теплые вещи. Очень трудоемкое и долгое занятие. В старину прялки стояли в каждом доме.
Полотно для одежды ткали на ткацком станке. Девочек с малых лет учили ткать.
8 слайд:
Вот такие сарафаны шили русские умелицы. Сарафан - это элемент традиционного русского национального костюма, пожалуй, самая нарядная деталь повседневной и праздничной женской одежды. В России он стал национальным символом.
В будни носили сарафаны попроще, а в праздники - самые яркие, нарядные, под низ одевали красивые, вышитые белые рубахи.
9 слайд:
А так красиво вышивали русские женщины полотенца.
10 слайд:
Мужчины долгими вечерами плели лапти, в которых ходила вся семья.
Лапти - низкая обувь, которую плели из бересты и привязывали к ноге шнурками.
Они были праздничные и повседневные. Лаптей на многочисленную семью нужно было очень много, так как служили они всего две недели.
11 слайд:
А для зимы, русский народ, делал тёплые валенки, которые и в наше время очень все любят.
Делают валенки из овечьей шерсти. Животных стригут специальными ножницами.
Сам процесс создания валенок очень трудоемкий. Нужно сначала подготовить шерсть: очистить и размять, пока она не станет мягкой. Раньше это делали вручную, а позже стали использовать специальные приспособления. После чего материал помещали в горячий соленый раствор на некоторое время, а потом надевали на форму для обуви и сбивали до нужного размера.
Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю поиграть в игру «Что было, что стало»
(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
12 слайд:
Ребята, самое главное на столе - это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб - всему голова!»
Воспитатель: А, кто помнит стихотворение о хлебе?
Ребёнок:
Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Воспитатель: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.
Рефлексия. Что особенно понравилось и запомнилось? Какие новые слова вы запомнили? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами и дальше будем знакомиться с традициями русского народа,
народными промыслами, с народными праздниками и играми, с фольклором.
А теперь мне хочется вас угостить вкусным пирожком да чайком. И домовенка
Кузю угостим за его чудесные загадки.
(Под весёлую музыку воспитатель угощает детей пирогами с чаем).
Литература.
Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под редакцией Л. А.
Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2011.
Страницы Российской истории. Артемов В. В. М., 2005.
Родной свой край люби и знай. Герасимова З. М., «Дошкольное воспитание», 2001.
Русские народные игры. Литвинова М. Ф., М., 2003.
Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
Использованы картинки из интернет - ресурсов.
Легоцкая Вера Сергеевна
Фролова Надежда Александровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Фролова Надежда Александровна