12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фролова Надежда Александровна256
Россия, Вологодская обл., Череповец
10

Методическая разработка занятия по познавательному развитию на тему «Русская изба» (старший дошкольный возраст)




t1690394339aa.jpg

Актуальность:

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

И я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому я серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Цель: 

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

1.Познакомить детей с историей и бытом русского народа: жилищем крестьянской семьи, с предметами обихода.

2.Активизировать мыслительную деятельность, через отгадывание загадок.

3.Обогащать словарный запас детей.

4.Развивать речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

5.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

6.Воспитывать уважение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: Беседы о жизни наших предков; рассматривание иллюстраций о жизни людей в старину, предметов быта и труда; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений; отгадывание загадок; разучивание народных игр.

Методы и приёмы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций презентации, старинных вещей);

Практические (дидактическая игра «Что было, что стало», хороводная игра «Игра с лентой»).

Материалы и оборудование: Предметы быта: самовар, чугунок, горшок, ухват;

деревянные ложки, игрушка домовенка, мультимедийная установка, презентация с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для «игры с лентой»; русский народный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Воспитатель (в русском народном костюме, под русскую народную музыку,

встречает детей): 

Здравствуйте, гости дорогие!

Что ж, садитесь поудобнее.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

(Дети рассаживаются на стульчики).

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный.

- А знаете, почему Русь называли «деревянной»? (ответы детей).

В былые времена люди жили в деревянных домах, которые назывались - избами.

Избу рубили топорами из бревен. Раньше не было многоэтажных домов и у каждого человека была своя изба.  В ней было тепло и уютно.

(Просмотр презентации).

1 слайд:

Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными, ничего лишнего. Окна в избе были резными, расписными, служили не только украшением, но и защищали от солнца и ветра. В избе была одна комната - горница, она была и кухней, и спальней.

Здесь находились деревянные предметы быта - столлавкиполки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки.

В избу входили, кланяясь. Знаете, почему? (Ответы детей).



t1690394339ab.jpgt1690394339ac.jpg

Дверь была низкой, а порог высоким, чтобы в избе было тепло, меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить.

Центральное место в избе занимал - стол, он был большим, прямоугольным и его обязательно покрывали скатертью. На столе всегда лежал хлеб и соль в солонке. «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - так стол доска», так говорили раньше люди. За столом, на обед собиралась вся большая семья - дедушки, бабушки, родители и много ребятишек. Пили чай из самовара с баранками и медом, а самовар считался душой каждого дома.

По вечерам, после ужина, за столом все собирались и рукодельничали, то есть делали различные предметы своими руками. В русской избе почти все было сделано руками самих хозяев. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая; лавки, чтобы спать, сундук для вещей, скамейки, чтобы сидеть.

- А что же было самым главным в избе? (Ответы детей)

2 слайд:

Самое главное в избе - это печка, сердце дома. Печь кормила всю семью, обогревала избу, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись.

В старину говорили: «Печка кормит, печка греет, печка мать родная». В русской печи пекли наивкуснейшие блины, хлеб, пироги. Народная мудрость гласит «Не красна изба углами, а красна пирогами».

t1690394339ad.jpg

Как встанет поутру хозяйка, так первым делом печь растапливает и начинает готовить еду. В русской печке варили суп, кашу, тушили мясо. Готовили в чугунках и глиняных горшках (показать). Чтобы достать горячий чугунок из печи использовали ухват (показать).

Воспитатель: Ребята, расскажите стихотворение про русскую печь.

Ребёнок: 

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Воспитатель: Ой, ребята, кажется за печкой кто-то шевелится, а ну ка, я посмотрю

(достает игрушку домовенка). Да это же домовенок Кузя, он избу охраняет: «С чем пожаловал?» (показывает шкатулку). Кузя принес вам шкатулку с загадками. Хотите загадки послушать и отгадать?

1.Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают - глотает.  (Печь)


2.Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдаёт,

А сам в угол идёт. (Ухват)


3.Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (Чугунок)


4.Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…(Самовар).


5.Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят… (Лапти).

Воспитатель: Ребята, вам понравились Кузины загадки?

Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.

Хороводная «Игра с лентой».

Под русскую народную музыку мальчик (девочка) идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу (друга). Дети идут хороводом и поют.

                           Вышел Костя погулять,

                           Стал подружку выбирать,

                           Стал подружку выбирать.

                           Кому ленточку отдать.

                          (дети останавливаются).

                           Поклонись, поклонись,

                           Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

                         «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая».

В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется.

Воспитатель: Немного отдохнули, продолжаем беседу о жизни наших предков.

3 слайд:

В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие миски),

крынки для хранения молока, разных размеров чугуны, кувшины; деревянные миски и ложки, бочки и кадки.


t1690394339ae.jpgt1690394339af.jpg

Воспитатель: В шкатулке у Кузи еще остались загадки, послушайте:

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

В крестьянской семье, у каждого члена семьи, была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости, тоже всегда ходили со своей ложкой.

Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. (Раздать ложки, включить музыку).

Воспитатель: Ай да, молодцы, ребята! (сели)

4 слайд:

В старые времена воду в дом носили с помощью коромысла и ведер из специального приспособления - колодца.

Воспитатель: Загадка из Кузиной шкатулки:

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…(Коромысло).

- Как вы думаете, ребята, для чего воду носили на коромысле? Ведь можно было просто взять ведра в руки. (Ответы детей).

t1690394339ag.jpgt1690394339ah.jpg

Воспитатель: Иногда колодец с водой находился очень далеко от избы, а воды нужно было много, при помощи коромысла нести ведра с водой гораздо легче, так как нагрузка распределялась равномерно на тело. А зимой, когда высокие сугробы и узкие тропки, люди бы просто расплескали всю воду, нося в руках ведра.

5 слайд:

Ещё в каждой избе был «Красный угол». Это место находилось в светлом углу дома и стояли в нём разные иконы, украшенные вышитыми полотенцами (рушниками).

Это было самое почетное, праздничное место в доме. Его обустраивали напротив печи по диагонали, завешивали иконами, ставили на полки свечи, сосуд со священной водой, веточки вербы, пасхальные яйца.

Стены в красном углу имели окна, выходившие на юг и восток. Поэтому он был светлым и очень уютным. Здесь же размещали стол, за которым трапезничали. Красный угол (красивый) назывался важницей.

За столом под важницей сидел хозяин дома или почетный, уважаемый гость.


t1690394339ai.jpg

6 слайд:

Для малышей люди делали люльки, которые ещё назывались «Зыбкой». Эти зыбки были приделаны к потолку, и их можно было покачать, укачивая ребёнка.


t1690394339aj.jpg

Воспитатель: Малышам пели колыбельные песни. Давайте споем.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

И утащит во лесок

За малиновый кусток.

Кустик затрясется,

Детка засмеется.

Бай-бай, бай-бай.


7 слайд:

Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Прялка помогала делать нить.

t1690394339ak.jpgt1690394339al.jpg

Прялка - это старинное приспособление для ручного прядения. Сверху прикреплялась кудель (моток шерсти) из которой вытягивали тонкие пряди и с помощью веретена скручивали в нить. Потом эти нити стирали, сматывали в клубок и вязали варежки, носки, шали, теплые вещи. Очень трудоемкое и долгое занятие. В старину прялки стояли в каждом доме.

Полотно для одежды ткали на ткацком станке. Девочек с малых лет учили ткать.

8 слайд:

Вот такие сарафаны шили русские умелицы. Сарафан - это элемент традиционного русского национального костюма, пожалуй, самая нарядная деталь повседневной и праздничной женской одежды. В России он стал национальным символом.

В будни носили сарафаны попроще, а в праздники - самые яркие, нарядные, под низ одевали красивые, вышитые белые рубахи.

t1690394339am.jpgt1690394339an.jpg


9 слайд:

А так красиво вышивали русские женщины полотенца.

t1690394339ao.jpgt1690394339ap.jpg10 слайд:

Мужчины долгими вечерами плели лапти, в которых ходила вся семья.

Лапти - низкая обувь, которую плели из бересты и привязывали к ноге шнурками.

Они были праздничные и повседневные. Лаптей на многочисленную семью нужно было очень много, так как служили они всего две недели.

t1690394339aq.jpg

11 слайд:

А для зимы, русский народ, делал тёплые валенки, которые и в наше время очень все любят.

Делают валенки из овечьей шерсти. Животных стригут специальными ножницами.

Сам процесс создания валенок очень трудоемкий. Нужно сначала подготовить шерсть: очистить и размять, пока она не станет мягкой. Раньше это делали вручную, а позже стали использовать специальные приспособления. После чего материал помещали в горячий соленый раствор на некоторое время, а потом надевали на форму для обуви и сбивали до нужного размера.

t1690394339ar.jpg

Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю поиграть в игру «Что было, что стало»

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)

Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.

Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

12 слайд:


t1690394339as.jpg

Ребята, самое главное на столе - это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб - всему голова!»

Воспитатель: А, кто помнит стихотворение о хлебе?

Ребёнок: 

Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

Воспитатель: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.

Рефлексия. Что особенно понравилось и запомнилось? Какие новые слова вы запомнили? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами и дальше будем знакомиться с традициями русского народа,

народными промыслами, с народными праздниками и играми, с фольклором.

А теперь мне хочется вас угостить вкусным пирожком да чайком. И домовенка

Кузю угостим за его чудесные загадки.

(Под весёлую музыку воспитатель угощает детей пирогами с чаем).  








Литература.

Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под редакцией Л. А.

Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2011.

Страницы Российской истории. Артемов В. В. М., 2005.

Родной свой край люби и знай. Герасимова З. М., «Дошкольное воспитание», 2001.

Русские народные игры. Литвинова М. Ф., М., 2003.

Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.

Использованы картинки из интернет - ресурсов.



Опубликовано


Комментарии (4)

Легоцкая Вера Сергеевна, 26.07.23 в 21:06 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Надежда Александровна, очень интересно и зрелищно!
Фролова Надежда Александровна, 26.07.23 в 21:11 1Ответить Пожаловаться
Благодарю Вера Сергеевна, я старалась, чтобы детям было интересно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.