Методическая разроботка по баскетболу
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ
ИМЕНИ А.В. ЗАХАРЧЕНКО»
Методическая разработка
« Методика обучения техники элементов игры в баскетбол» для обучающихся I курса.
Автор: Пожидаева Анна Михайловна
Преподаватель физической культуры
ПЦК: Физической культуры, БЖД и защиты Родины.
Донецк, 2025 г
Организация разработчик ГБПОУ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ ИМЕНИ А.В. ЗАХАРЧЕНКО.
Разработчик:
Пожидаева А.М. преподаватель физической культуры.
В основу методической разработки положено обобщение и систематизация теоретических знаний и практических навыков, обучающихся о технических приемах игры в баскетбол, тактике игры в защите и нападении, правилах игры.
Методическая разработка данного занятия может быть использована преподавателями Физической культуры учреждений среднего профессионального образования и общеобразовательных школ.
Рецензент:
_____________
Акопов Э.А. Руководитель физического воспитания преподаватель высшей квалификационной категории дисциплины «Физическая культура». ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ ИМЕНИ А.В.ЗАХАРЧЕНКО».
Одобрена и рекомендовано
С целью практического применения
цикловой комиссией
физической культуры и ОБЗР
Протокол заседания от «--------» ----------------- 2025 г. №
Председатель ЦК _________ М.Л.Куприенко
Рецензия на методическую разработку
преподавателя дисциплины «Физическая культура»
ГБПОУ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ
ИМЕНИ А.В. ЗАХАРЧЕНКО»
Пожидаевой Анны Михайловны,
По теме: « Методика обучения техники элементов игры в баскетбол» для обучающихся I курса.:
Представленная методическая разработка по теме: « Методика обучения техники элементов игры в баскетбол» для обучающихся I курса. Составлена в соответствии с требованиями рабочей программы дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура разработанной на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям).
Цель занятия – обобщение и систематизация теоретических знаний и практических навыков, обучающихся о технических приемах игры в баскетбол, тактике игры в защите и нападении, правилах игры. Цели и задачи методической разроботки соответствуют образовательным результатам темы. Содержание соответствует основной цели, соответствует подготовленности обучающихся и направлено на достижение планируемых результатов деятельности.
Новизна и практическая значимость методической разработки заключается в применении современных педагогических, здоровьесберегающих технологий: ИКТ
Методическая разработка составлена продуманно, достаточно полно раскрывает тему. Проиллюстрированы методы и приёмы обучения на занятиях физической культуры: наглядный и практический, комплексно-игровой и соревновательный.
Рецензируемая работа автора четко структурирована, материал излагается логично, последовательно, а также соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода.
Данная разработка будет полезна для преподавателей физической культуры среднего профессионального образования.
Рецензент:
Руководитель физического воспитания преподаватель высшей квалификационной категории дисциплины «Физическая культура». ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ ИМЕНИ А.В.ЗАХАРЧЕНКО».
_______________ Э.А. Акопов
« Методика обучения техники элементов игры в баскетбол» для обучающихся I курса.
Содержание:
1.Введение.
2. Принципы обучения.
3. Методика обучение игре.
4. Выводы.
Введение
Баскетбол – спортивная командная игра с мячом, в которой мяч забрасывают руками в кольцо соперника. Баскетбол – один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, учащиеся становятся сильными, быстрыми, ловкими, умеют быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Баскетбол – эмоциональная игра, которая делает человека более общительным и контактным. Все эти особенности баскетбола являются эффективным средством физического воспитания.
Другими положительными моментами выступают укрепление вестибулярного аппарата и закономерное повышение ловкости. Кроме того, любители баскетбола обладают прекрасной координаций и выносливостью. Если заниматься им долгое время, можно повысить свой объём лёгких.
В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (замены не ограничены). Цель каждой команды — забросить мяч в кольцо с сеткой соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину.
Корзина находится на высоте 3,05 м от паркета. За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней — три очка; штрафной бросок оценивается в одно очко.
Стандартный размер баскетбольной площадки — 28 м в длину и 15 м — в ширину.
Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года. Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин — с 1953 года, а чемпионаты Европы — с 1935 года.
Спортсменов в команде: 5
Инвентарь: баскетбольный мяч
Принципы обучения:
Словесные (инструктаж, объяснение.)
Наглядные (показ, демонстрация)
Игровой, метод упражнений.
Систематичность, последовательность.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Методика обучение игре
Обучение баскетболу ставит перед собой задачи освоения техники и тактики игры, основных правил в теории и на практике.
Цели уроков делят структуру процесса следующим образом:
Ознакомление с приёмом, правилом и тактикой (теоретическое описание, сведения о значимости и сложности).
Практическое применение в упрощённом виде (упражнения при искусственных ограничителях, контроль скорости).
Углублённая практика (упражнения без ограничителей, разбор индивидуальных ошибок, ввод в игру).
Цельное формирование навыка (совершенствование в процессе игры с мячом).
После проработки теоретических знаний на практике отрабатываются приёмы и навыки игры. По принципу наглядности тренер показывает основные элементы ученикам, а они их пробуют повторить. Новичкам сначала ставят в приоритет овладение простейшими приёмами: стойками и передвижениями. Правильное усвоение и закрепление способствует прочной основе дальнейших усложнённых элементов.
Основная стойка игрока
Стойка — изначальные положения, из которых игрокам удобно выполнять разные функции, технические элементы на баскетбольной площадке.
Стойка готовности позволяет держать равновесие и начать перемещение по игровой площадке. Такое положение для баскетболиста подразумевает ноги, расставленные на ширине плеч, одна из которых выставлена чуть вперёд.
Стоящая впереди нога направлена носком вперёд, а стоящая сзади развёрнута в сторону, масса тела равномерно распределена на обе стопы, туловище наклонено, колени незначительно согнуты, голова и взгляд устремлены вперёд для полного контроля происходящего, кисти на уровне туловища, руки согнуты.
В таком положении игрок с мячом чувствует устойчивость и готовность двигаться в любом направлении. При владении мячом баскетболист занимает ту же позу, меняя только расположение кистей рук, когда в них находится мяч.
Баскетбольные стойки в зависимости от необходимого функционала делятся на стойки с мячом и без него.
По высоте стойки делятся на высокие, средние и низкие. Низкая стойка чаще всего используется при игре в защите. Она позволяет контролировать дриблинг игрока, мяч, дает возможность сделать перехват, воспрепятствовать проходу.
Для контроля броска следует находится в средней или высокой стойке, но следует помнить, что нужно избегать игры на прямых ногах.
Для атакующих маневров на баскетбольной площадке больше подходит низкая и средняя стойка для игроков с первой по третью позицию. И высокие стойки для баскетболистов передней линии.
Нужно понимать, что по ходу матча стойка, как и перемещение по паркету будет меняться. Так что, чаще всего, игроки используют комбинированные баскетбольные стойки.
Наилучшим положением называют стойку с тройной угрозой. Во-первых, легко отдать передачу, во-вторых, совершить бросок, в-третьих — начать ведение на скорости. Такое положение тела характеризуется владение мячом рабочей (сильнейшей) кистью снизу и поддержкой слабой кистью сбоку, ноги сильно согнуты, локти опущены.
В стойке тройной угрозы игрок готов к любому развитию событий на площадке, представляет опасность сопернику ввиду непредсказуемости действий и чувствует себя уверенно с мячом.

Бросок мяча в корзину
Результатом игры служат набранные очки за точные попадания мяча в корзину, поэтому техника броска наиболее важна, с точки зрения исполнения.
Учитывают расстояние до цели, рост атакующего игрока и обороняющегося защитника для расчёта траектории полёта мяча.
Для результативности требуется выбрать точки прицеливания:
для отскока от щита ориентируются на квадрат на щите;
для «чистого» броска концентрируются на ближайший к атакующему игроку полукруг от кольца.
При обучении игре в баскетбол нужно знать и уметь несколько видов бросков в зависимости от игровой ситуации. Броски с места от груди (редко используется) или головы целесообразно применять при плотной опеке соперника и со средней дистанции. В этом случае траекторию мяча задают указательные пальцы в момент полного выпрямления конечностей в прыжке. В динамике же с близкого расстояния эффективнее использовать бросок сверху через плечо или голову. После точной передачи партнёра игрок приближает мяч к туловищу, занимает удобную для себя и затруднительную для противника позицию, подбегает к кольцу и выпрыгивает вверх, кратчайшим путём переводя мяч вдоль туловища наверх. Высота и угол прыжка от корзины индивидуален.
Бросок мяча в прыжке считается этапом завершающих действий при атаке и делится на 3 вида:
Бросок «на один счёт», когда непосредственный бросок совершается до достижения наивысшей точки прыжка.
Бросок «на два счёта», когда он выполняется в момент самой высокой точки прыжка.
Бросок «на три счёта», когда игрок забрасывает мяч после достижения наивысшей точки, так называемое зависание. Такой приём сложен, применяется в ситуации атаки высокого защитника противоборствующей команды.
Управление мячом — важный технический приём при атаке, который позволяет менять скорости, обводить соперников, выходить из-под прессинга, брать внимание противников на себя, чтобы партнёр оказался в удобной позиции. Действеннее принять стойку «тройной угрозы» и выбрать технику ведения мяча.
При неплотной опеке соперников можно вести мяч с высоким отскоком от пола, когда он находится на уровне пояса. В таком положении сложно укрывать мяч от противника, поэтому приём используется для перехода в атаку или затягивания времени на удержание счёта.

Прием, передача
Техника передачи мяча используется для грамотной командной работы, когда игрок совершает пас на партнёра в удобном для него положении, с точки зрения как принятия мяча, так и дальнейших тактических действий. Передача мяча делится на три типа в зависимости от траектории:
Прямая — быстрая, сложная для соперника передача мяча кратчайшим путём.
Навесная — осуществляется через защитника соперника на среднем расстоянии.
С отскоком — выполняется «понизу», когда пространство наверху перекрыто, считается медленным способом и действенна на близкие расстояния.

Упражнения для обучения техники игры в баскетбол.
Разминка с мячами.
- перебрасывание с руки на руку по высокой траектории. (По дуге)
- между ног “восьмёрка”.
- вращение вокруг туловища.
- вращение вокруг головы.
- подбрасывание мяча вверх с поворотом на 180 и 360 градусов.
- подбрасывание мяча перед собой вверх - ловля сзади.
- подбрасывание мяча из-за спины через правое и левое плечо.
- поймать мяч с наименьшим отскоком от пола.
- поднять лежащий мяч на полу одной кистью руки.
- перехватить мяч с правой руки на левую руку между ног.
Упражнения для изучения и закрепления броска в движении.
- с места два шага – передача в стену или партнёру.
- то же самое, но с палками, скакалками, обручами
-.с места один удар в пол, два шага – передача.
- у щита под углом 45 градусов на расстоянии двух шагов с одним ударом.
- после небольшого ведения.
- после передачи, ловля, два шага – бросок.
Внимание обращать на то, что с правой стороны первый шаг правой ногой, с левой – левой. Бросок выполняется в без опорном положении.
Упражнения с двумя мячами на развитие ловкости, координации.
- жонглирование.
- один катим - другой ведём.
- ведение двумя руками одновременно, попеременно.
- передачи в стенку.
- передачи в парах с отскоком один и по воздуху другой мяч.
- передачи в парах по воздуху двух мячей.
- передачи в парах с отскоком двух мячей.
Упражнения “в тройках”
- “восьмёрка” (куда отдал мяч, туда и бежишь, но за спину партнёра.)
- передачи со сменной мест.
- передачи через центрального игрока.
- передачи по кругу в правую и левую стороны.
Упражнения для совершенствования передачи и ловли мяча.
“Квадрат” с двумя мячами в четыре колонны:
1.передача вправо – убегаешь вправо.
2.передача вправо – убегаешь влево.
3.передача по диагонали – убегаешь вправо, (влево )
4. передача вправо – убегаешь по диагонали.
5. передача вправо – убегаешь влево.
6. передача вправо (влево ) – убегаешь во встречную колонну.
Игры, подводящие к игре баскетбол.
а) для совершенствования приставного шага защитника “Коршун, наседка, цыплята”
б) для совершенствования передачи и ловли мяча “Мяч капитану”
в) “Салки с мячом”. Двое водящих. При помощи передач надо задеть игроков только мячом. Бегать с мячом в руках нельзя.
г) “Невод”. То же самое, только кого задели, участвует вместе с водящими. Цель: Взаимодействие игроков и видение площадки.
е) для совершенствования дриблинга. Один мяч на пару. У кого нет мяча – надо им завладеть. Мячи у всех. Выбить чужой, не потеряв свой мяч.
Все эти упражнения не требуют сильного мастерства , а только внимание, ловкость и координацию движения. Подводящие игры и эти упражнения не дают детям почувствовать усталости, им становится интересно, а для учителя это является основной задачей на уроке. Интерес к упражнениям служит действующим и хорошим средством для овладения техническим элементам в игре баскетбол.
Выводы
Успех обучения и его длительность находятся в прямой зависимости от построения процесса обучения. Основой его являются закономерности педагогического процесса. В силу специфики баскетбола дидактические принципы находят свое воплощение в определенных условиях организации учебного процесса и соответствующих методах.
Грамотная реализация дидактических принципов не только ускоряет процесс обучения, но делает его более эффективным и интересным.