Методическая разроботка по баскетболу

0
0
Материал опубликован 5 November

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ

ИМЕНИ А.В. ЗАХАРЧЕНКО»






Методическая разработка


« Методика обучения техники элементов игры в баскетбол» для обучающихся I курса.











Автор: Пожидаева Анна Михайловна

Преподаватель физической культуры

ПЦК: Физической культуры, БЖД и защиты Родины.















Донецк, 2025 г




Организация разработчик ГБПОУ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ ИМЕНИ А.В. ЗАХАРЧЕНКО.


Разработчик:

Пожидаева А.М. преподаватель физической культуры.

В основу методической разработки положено обобщение и систематизация теоретических знаний и практических навыков, обучающихся о технических приемах игры в баскетбол, тактике игры в защите и нападении, правилах игры.

Методическая разработка данного занятия может быть использована преподавателями Физической культуры учреждений среднего профессионального образования и общеобразовательных школ.

Рецензент:

_____________


Акопов Э.А. Руководитель физического воспитания преподаватель высшей квалификационной категории дисциплины «Физическая культура». ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ ИМЕНИ А.В.ЗАХАРЧЕНКО».






Одобрена и рекомендовано

С целью практического применения

цикловой комиссией

физической культуры и ОБЗР

Протокол заседания от «--------» ----------------- 2025 г. № 

Председатель ЦК _________ М.Л.Куприенко











Рецензия на методическую разработку

преподавателя дисциплины «Физическая культура»

ГБПОУ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ

ИМЕНИ А.В. ЗАХАРЧЕНКО»

Пожидаевой Анны Михайловны,

По теме: « Методика обучения техники элементов игры в баскетбол» для обучающихся I курса.:


Представленная методическая разработка по теме: « Методика обучения техники элементов игры в баскетбол» для обучающихся I курса. Составлена в соответствии с требованиями рабочей программы дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура разработанной на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям).

Цель занятия – обобщение и систематизация теоретических знаний и практических навыков, обучающихся о технических приемах игры в баскетбол, тактике игры в защите и нападении, правилах игры. Цели и задачи методической разроботки соответствуют образовательным результатам темы. Содержание соответствует основной цели, соответствует подготовленности обучающихся и направлено на достижение планируемых результатов деятельности.

Новизна и практическая значимость методической разработки заключается в применении современных педагогических, здоровьесберегающих технологий: ИКТ

Методическая разработка составлена продуманно, достаточно полно раскрывает тему. Проиллюстрированы методы и приёмы обучения на занятиях физической культуры: наглядный и практический, комплексно-игровой и соревновательный.

Рецензируемая работа автора четко структурирована, материал излагается логично, последовательно, а также соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода.

Данная разработка будет полезна для преподавателей физической культуры среднего профессионального образования.


Рецензент:

Руководитель физического воспитания преподаватель высшей квалификационной категории дисциплины «Физическая культура». ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ ИМЕНИ А.В.ЗАХАРЧЕНКО».


_______________ Э.А. Акопов






« Методика обучения техники элементов игры в баскетбол» для обучающихся I курса.

Содержание:

1.Введение.

2. Принципы обучения.

3. Методика обучение игре.

4. Выводы.





Введение

Баскетбол – спортивная командная игра с мячом, в которой мяч забрасывают руками в кольцо соперника. Баскетбол – один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, учащиеся становятся сильными, быстрыми, ловкими, умеют быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Баскетбол – эмоциональная игра, которая делает человека более общительным и контактным. Все эти особенности баскетбола являются эффективным средством физического воспитания.

Другими положительными моментами выступают укрепление вестибулярного аппарата и закономерное повышение ловкости. Кроме того, любители баскетбола обладают прекрасной координаций и выносливостью. Если заниматься им долгое время, можно повысить свой объём лёгких.


В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (замены не ограничены). Цель каждой команды — забросить мяч в кольцо с сеткой соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину.

Корзина находится на высоте 3,05 м от паркета. За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней — три очка; штрафной бросок оценивается в одно очко.

Стандартный размер баскетбольной площадки — 28 м в длину и 15 м — в ширину.

Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года. Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин — с 1953 года, а чемпионаты Европы — с 1935 года.

Спортсменов в команде: 5

Инвентарь: баскетбольный мяч



Принципы обучения:

Словесные (инструктаж, объяснение.)

Наглядные (показ, демонстрация)

Игровой, метод упражнений.

Систематичность, последовательность.

Индивидуальный и дифференцированный подход.



Методика обучение игре

Обучение баскетболу ставит перед собой задачи освоения техники и тактики игры, основных правил в теории и на практике.

Цели уроков делят структуру процесса следующим образом:

Ознакомление с приёмом, правилом и тактикой (теоретическое описание, сведения о значимости и сложности).

Практическое применение в упрощённом виде (упражнения при искусственных ограничителях, контроль скорости).

Углублённая практика (упражнения без ограничителей, разбор индивидуальных ошибок, ввод в игру).

Цельное формирование навыка (совершенствование в процессе игры с мячом). 

После проработки теоретических знаний на практике отрабатываются приёмы и навыки игры. По принципу наглядности тренер показывает основные элементы ученикам, а они их пробуют повторить. Новичкам сначала ставят в приоритет овладение простейшими приёмами: стойками и передвижениями. Правильное усвоение и закрепление способствует прочной основе дальнейших усложнённых элементов.

Основная стойка игрока

Стойка — изначальные положения, из которых игрокам удобно выполнять разные функции, технические элементы на баскетбольной площадке.

Стойка готовности позволяет держать равновесие и начать перемещение по игровой площадке. Такое положение для баскетболиста подразумевает ноги, расставленные на ширине плеч, одна из которых выставлена чуть вперёд.

Стоящая впереди нога направлена носком вперёд, а стоящая сзади развёрнута в сторону, масса тела равномерно распределена на обе стопы, туловище наклонено, колени незначительно согнуты, голова и взгляд устремлены вперёд для полного контроля происходящего, кисти на уровне туловища, руки согнуты. 

В таком положении игрок с мячом чувствует устойчивость и готовность двигаться в любом направлении. При владении мячом баскетболист занимает ту же позу, меняя только расположение кистей рук, когда в них находится мяч.

Баскетбольные стойки в зависимости от необходимого функционала делятся на стойки с мячом и без него.

По высоте стойки делятся на высокие, средние и низкие. Низкая стойка чаще всего используется при игре в защите. Она позволяет контролировать дриблинг игрока, мяч, дает возможность сделать перехват, воспрепятствовать проходу.

Для контроля броска следует находится в средней или высокой стойке, но следует помнить, что нужно избегать игры на прямых ногах.

Для атакующих маневров на баскетбольной площадке больше подходит низкая и средняя стойка для игроков с первой по третью позицию. И высокие стойки для баскетболистов передней линии.

Нужно понимать, что по ходу матча стойка, как и перемещение по паркету будет меняться. Так что, чаще всего, игроки используют комбинированные баскетбольные стойки.

Наилучшим положением называют стойку с тройной угрозой. Во-первых, легко отдать передачу, во-вторых, совершить бросок, в-третьих — начать ведение на скорости. Такое положение тела характеризуется владение мячом рабочей (сильнейшей) кистью снизу и поддержкой слабой кистью сбоку, ноги сильно согнуты, локти опущены.

В стойке тройной угрозы игрок готов к любому развитию событий на площадке, представляет опасность сопернику ввиду непредсказуемости действий и чувствует себя уверенно с мячом. 

t1762353549aa.jpg

Бросок мяча в корзину

Результатом игры служат набранные очки за точные попадания мяча в корзину, поэтому техника броска наиболее важна, с точки зрения исполнения.

Учитывают расстояние до цели, рост атакующего игрока и обороняющегося защитника для расчёта траектории полёта мяча.

Для результативности требуется выбрать точки прицеливания: 

для отскока от щита ориентируются на квадрат на щите;

для «чистого» броска концентрируются на ближайший к атакующему игроку полукруг от кольца. 

При обучении игре в баскетбол нужно знать и уметь несколько видов бросков в зависимости от игровой ситуации. Броски с места от груди (редко используется) или головы целесообразно применять при плотной опеке соперника и со средней дистанции. В этом случае траекторию мяча задают указательные пальцы в момент полного выпрямления конечностей в прыжке. В динамике же с близкого расстояния эффективнее использовать бросок сверху через плечо или голову. После точной передачи партнёра игрок приближает мяч к туловищу, занимает удобную для себя и затруднительную для противника позицию, подбегает к кольцу и выпрыгивает вверх, кратчайшим путём переводя мяч вдоль туловища наверх. Высота и угол прыжка от корзины индивидуален. 

Бросок мяча в прыжке считается этапом завершающих действий при атаке и делится на 3 вида: 

Бросок «на один счёт», когда непосредственный бросок совершается до достижения наивысшей точки прыжка.

Бросок «на два счёта», когда он выполняется в момент самой высокой точки прыжка.

Бросок «на три счёта», когда игрок забрасывает мяч после достижения наивысшей точки, так называемое зависание. Такой приём сложен, применяется в ситуации атаки высокого защитника противоборствующей команды.

 

Управление мячом — важный технический приём при атаке, который позволяет менять скорости, обводить соперников, выходить из-под прессинга, брать внимание противников на себя, чтобы партнёр оказался в удобной позиции. Действеннее принять стойку «тройной угрозы» и выбрать технику ведения мяча. 

При неплотной опеке соперников можно вести мяч с высоким отскоком от пола, когда он находится на уровне пояса. В таком положении сложно укрывать мяч от противника, поэтому приём используется для перехода в атаку или затягивания времени на удержание счёта. 

t1762353549ab.jpg

Прием, передача

Техника передачи мяча используется для грамотной командной работы, когда игрок совершает пас на партнёра в удобном для него положении, с точки зрения как принятия мяча, так и дальнейших тактических действий. Передача мяча делится на три типа в зависимости от траектории: 

Прямая — быстрая, сложная для соперника передача мяча кратчайшим путём.

Навесная — осуществляется через защитника соперника на среднем расстоянии.

С отскоком — выполняется «понизу», когда пространство наверху перекрыто, считается медленным способом и действенна на близкие расстояния. 

t1762353549ac.jpg

Упражнения для обучения техники игры в баскетбол.

Разминка с мячами.

- перебрасывание с руки на руку по высокой траектории. (По дуге)

- между ног “восьмёрка”.

- вращение вокруг туловища.

- вращение вокруг головы.

- подбрасывание мяча вверх с поворотом на 180 и 360 градусов.

- подбрасывание мяча перед собой вверх - ловля сзади.

- подбрасывание мяча из-за спины через правое и левое плечо.

- поймать мяч с наименьшим отскоком от пола.

- поднять лежащий мяч на полу одной кистью руки.

- перехватить мяч с правой руки на левую руку между ног.

Упражнения для изучения и закрепления броска в движении.

- с места два шага – передача в стену или партнёру.

- то же самое, но с палками, скакалками, обручами

-.с места один удар в пол, два шага – передача.

- у щита под углом 45 градусов на расстоянии двух шагов с одним ударом.

- после небольшого ведения.

- после передачи, ловля, два шага – бросок.

Внимание обращать на то, что с правой стороны первый шаг правой ногой, с левой – левой. Бросок выполняется в без опорном положении.


Упражнения с двумя мячами на развитие ловкости, координации.

- жонглирование.

- один катим - другой ведём.

- ведение двумя руками одновременно, попеременно.

- передачи в стенку.

- передачи в парах с отскоком один и по воздуху другой мяч.

- передачи в парах по воздуху двух мячей.

- передачи в парах с отскоком двух мячей.

Упражнения “в тройках”

- “восьмёрка” (куда отдал мяч, туда и бежишь, но за спину партнёра.)

- передачи со сменной мест.

- передачи через центрального игрока.

- передачи по кругу в правую и левую стороны.

Упражнения для совершенствования передачи и ловли мяча.

Квадрат” с двумя мячами в четыре колонны:

1.передача вправо – убегаешь вправо.

2.передача вправо – убегаешь влево.

3.передача по диагонали – убегаешь вправо, (влево )

4. передача вправо – убегаешь по диагонали.

5. передача вправо – убегаешь влево.

6. передача вправо (влево ) – убегаешь во встречную колонну.

Игры, подводящие к игре баскетбол.

а) для совершенствования приставного шага защитника “Коршун, наседка, цыплята”

б) для совершенствования передачи и ловли мяча “Мяч капитану”

в) “Салки с мячом”. Двое водящих. При помощи передач надо задеть игроков только мячом. Бегать с мячом в руках нельзя.

г) “Невод”. То же самое, только кого задели, участвует вместе с водящими. Цель: Взаимодействие игроков и видение площадки.

е) для совершенствования дриблинга. Один мяч на пару. У кого нет мяча – надо им завладеть. Мячи у всех. Выбить чужой, не потеряв свой мяч.

Все эти упражнения не требуют сильного мастерства , а только внимание, ловкость и координацию движения. Подводящие игры и эти упражнения не дают детям почувствовать усталости, им становится интересно, а для учителя это является основной задачей на уроке. Интерес к упражнениям служит действующим и хорошим средством для овладения техническим элементам в игре баскетбол.

Выводы

Успех обучения и его длительность находятся в прямой зависимости от построения процесса обучения. Основой его являются закономерности педагогического процесса. В силу специфики баскетбола дидактические принципы находят свое воплощение в определенных условиях организации учебного процесса и соответствующих методах.
Грамотная реализация дидактических принципов не только ускоряет процесс обучения, но делает его более эффективным и интересным.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.