12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Миляева241
Работаю тренер-преподавателем по лёгкой атлетике
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск

Методические рекомендации в Барьерном беге(короткие барьеры)

 

Барьерный бег считается одним из сложных технических видов лёгкой атлетики, где необходима высокая физическая и техническая подготовка спортсмена.

Барьерный бег относится к группе скоростно-силовых видов легкой атлетики. В барьерном беге значительную роль играет техника преодоления барьеров и бега между ними, а также своеобразный режим барьерного бега.

Барьерный бег выполняется в условиях «ритмовой» структуры, обусловленной строго регламентированной правилами соревнований расстановкой барьеров.

Бег с барьерами проводится на дистанциях 110 м. (муж.), 100 м. (жен.) и 400 м. (муж.и жен.). Соревнования по барьерному бегу в закрытых помещениях включают как классические (110, 100 м.), так и укороченные (50-60 м.) дистанции.

Соревнования юных спортсменов по барьерному бегу проводятся на дистанции от 50 до 300 м.

Бег с барьерами характеризуется относительной непродолжительностью работы, но при большой (и даже максимальной на коротких дистанциях) ее мощности. Высокие спортивные достижения барьеристов зависят в первую очередь от уровня развития быстроты, скоростных способностей и силовых качеств, а также от специальной выносливости.

 

https://m.studme.org/htm/img/14/1253/16.png

Технику барьерного бега можно условно разделить на старт и стартовый разгон с преодолением первого барьера, бег по дистанции, финиширование.

Приступать к овладению техникой барьерного бега можно лишь после того, как занимающиеся овладели основами гладкого бега и освоили технику высокого и низкого стартов.

Спортсмены стартуют из положения низкого старта, которое не отличается от низкого старта спринтеров, есть разница лишь в расположении барьериста от стартовой линии. Это положение зависит от того, за сколько шагов спортсмен преодолевает расстояние до первого барьера. Если барьерист преодолевает его за 8 беговых шагов, то для сохранения оптимальной длины бегового шага спортсмен вынужден несколько удалиться от линии старта. Если бегун преодолевает расстояние до первого барьера за 7 беговых шагов, то он, наоборот, приближается как можно ближе к линии старта.При беге в 8 шагов барьерист ставит на первую колодку толчковую, на вторую - маховую ногу. При беге в 7 шагов на первую колодку ставится маховая, на вторую - толчковая нога. Иными словами, при нечетном количестве шагов надо начинать первый шаг с толчковой, при четном - с маховой ноги.Маховой ногой называют ногу, атакующую барьер, т.е. преодолевающую барьер первой, толчковой ногой - ногу, которая отталкивается в последнем шаге, посылая тело спортсмена на барьер, т.е. преодолевающую барьер второй.

По команде «Внимание!» барьерист поднимает таз несколько выше плеч или на один уровень с плечами. По команде «Марш!» спортсмен начинает активный бег, причем в отличие от спринтера, выпрямление туловища осуществляется на 4 -5 шагах стартового разгона, чтобы к последнему шагу перед барьером подойти с высоким расположением общего центра масс тела. Расстояние от места постановки ноги в последнем шаге до барьера у мужчин должно быть больше 2 метров(у женщин как правило-меньше 2 метров).

Бег между барьерами спортсмены выполняют в три беговых шага. После преодоления последнего десятого барьера начинается финиширование.

 

В методике обучения барьерному бегу первой задачей является знакомство с техникой барьерного бега. Ознакомление следует начинать с демонстрации техники бега по дистанции, которая включает бег со старта с преодолением 3—4 барьеров и финиширование. Далее следует показ  кинограммы техники и её анализ.

Основной задачей в обучении барьерному бегу является освоение техники преодоления барьера. Преодоление барьера условно делят на три этапа:

-атака барьера;

-переход через барьер;

-сход с барьера

Для овладения данной техникой(после хорошей разминки) рекомендуется выполнить подготовительные упражнения:

1.И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях. На счет 1-2-3 – движение руками, как при беге; на счет 4 проделать более широкое движение вперед, выпрямляя руку в локтевом суставе, и вернуться ви.п. Повторить 6-12 раз. Посылая руку вперед, несколько наклониться; возвращаясь в и.п., руку нести через сторону. Выполнять в медленном, среднем и быстром темп

2.Имитация работы(атаки) маховой ногой на месте. Обратить внимание на поднимание согнутой ноги бедром вперёд вверх и её резкое выпрямление пяткой вперёд.

3. имитация атаки барьера, поставленного у гимнастической стенки, с работой рук и наклоном туловища во время выпрямления ноги. Спортсмен касается маховой ногой гимнастической стенки  выше уровня барьера.

4.И.п.-стоя в положении наклона у гимнастической стенки и опираясь на неё рукам, перенос толчковой ноги через барьер. Барьер стоит на расстоянии стопы сзади маховой ноги.

5.И.п.-стоя лицом к гимнастической стенке на расстоянии шага. Выполнить скольжение коленом и стопой толчковой ноги вдоль наклонённой поверхности барьера, который находится перпендикулярно к гимнастической стенке. Обратить внимание на то, что маховая нога стоит высоко на стопе.

6.И.п. – стать на расстоянии 90-120 см сбоку барьера, держаться за жердь гимнастической стенки. Перенос толчковой ноги, согнутой в коленном суставе, через барьер сбоку. Повторить 10-15 раз, 2-4 серии. Имитация переноса толчковой ноги проводится из крайне-заднего положения, вначале медленно, затем ускоряя движение над барьером. Следить, чтобы нога была согнута в колене

7.переход через барьер в ходьбе маховой и толчковой ногой. Маховая нога ставится на опору «загребающим» движением ближе к проекции ОЦМ.

8.Ходьба, бег через 3 барьера, поставленных на расстояние примерно 2-3 метра друг от друга. Обратить внимание на быстрое снятие толчковой ноги с опоры.

9.5-6 невысоких барьеров расставлены на расстоянии 7-12 м. Пробегая сбоку барьера, толчковую ногу переносить через него. До барьера и между барьерами бежать с высоким подниманием бедра или укороченными шагами. Повторить 3-8 раз. Выполняется в среднем и быстром темпе.

Типичные ошибки:

-атака барьера прямой ногой;

-отклонение туловища назад;

-высокое поднятие стопы (выше,    чем колено) при переходе через барьер;

-прыжок через барьер.

Далее рекомендуется овладеть ритмом и техникой бега между барьерами за счёт выполнения ряда упражнений:

1.Бег с высокого старта с преодолением одного барьера. Расстояние до первого барьера 7-7.5 метра. Высота барьера минимальная. Обратить внимание на укороченный последний шаг перед атакой барьера.

2.Бег с высокого старта рядом с барьерами ( со стороны толчковой и маховых ног). Добиться пробегания между барьерами в 3 беговых шага.

3. Бег с высокого старта с преодолением 3 барьеров в 3 беговых шага. При освоении повышается высота барьеров и расстояние между ними. Добиться устойчивого ритма бега.

Затем предлагается освоить технику низкого старта и стартового разгона. Для этого выполняют:

-Бег с низкого старта от барьера с целью подбора стартового разгона и уточнения места толчковой ноги;

-Бег с низкого старта с преодолением 1-3 барьеров. Обратить внимание на согласованность движений;

-Бег с низкого старта по всей дистанции. Работа над ошибками и дальнейшее совершенствование.

Следующей задачей является обучение технике барьерного бега в целом и её совершенствование. Решение этой задачи достигается многократным повторением специальных упражнений барьериста, бегом через барьеры различной высоты расставленных на разном расстоянии, бегом с высокого и низкого стартов по всей дистанции без учёта времени и с контролем времени.

Подбор специальных упражнений должен носить индивидуальный характер, а их многократное повторение должно сочетаться с пробеганием барьерной дистанции. Для повышения эффективности следует использовать учебные барьеры пониженной высоты. Обучение бегу на 400 м с барьерами происходит после овладения техникой бега на короткие дистанции. Поэтому главной задачей будет нахождение оптимального ритма бега между барьерами в соответствии с естественным шагом в гладком беге, а также овладение техникой преодоления барьеров на повороте.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.