Одна из основных задач современного общего образования- обеспечениеформирования гражданско-патриотических качеств личности. Исходя из этого,большое воспитательное и образовательное значение уделяется ознакомлениюшкольников с краеведческим материалом. Актуальность изучения литературыродногокраявшколеопределяетсяповышениеминтересаксвоемукраю,творчествуталантливыхземляков.Наурокахрусскогоязыкаилитературынеобходимо максимально использовать культурологический материал о родномкрае,вчастностиоЛуганскойземле,таккакименнословомможноформироватьгражданскуюпозицию,воспитыватьпатриотизм.Изучениепроизведений,принадлежащихперупоэтовиписателейродногокрая,ихобсуждениеианализспособствуютформированиюгражданскойпозиции.Ценность такого опыта заключается в том, что прививается любовь и уважениек истории,культуре,традициямродногокрая.
Основнаячасть
Зачастуюлитературно–краеведческойработойвшколе,исходяизспецифики предмета, занимаются словесники. Этого требует и необходимостьвзаимосвязи между учебной и внеклассной работой, что позволяет воспитыватьлюбовь к малой родине: месту, где ты живешь, окружающей природе и людям,живущимздесь и прославляющимроднуюземлю.
Фольклорнашегокраяскладывалсявтевремена,когда«зарождалсячёрныйгорючийкамень».Начинаязнакомствосустнымнароднымтворчествомвпятомклассе,обучающиесяполучаютпроектноезадание:создатьмини-сборникинародноготворчества.Внихвойдутзагадкииколыбельные,пословицыипоговорки,легендыисказки,услышанныеотбабушек-прабабушек. Это всегда вызывает у ребят неподдельный интерес, ведьнепосредственновживомобщениивкругусемьиониприобщаютсяксокровищниценародноймудростиифантазии,учатсявидетькрасотуУНТ,развивают эстетический вкус. Изучая легенды как жанр фольклора, знакомимсяи с местными преданиями о возникновении названий сел, речек, улиц, что,конечно же,активизируетдеятельностьучащихся.
Литературноекраеведение–этонеисчерпаемыйисточникдляучителя– филолога, это то, что дает возможность для выполнения учебныхзадачиразвитиятворческихспособностей.Школьникисудовольствиемработают на таких уроках, самостоятельно готовят презентации о творчествеземляков.Организациявстречсместнымипоэтамипроходитвсегдаоживленно, ведь ребята узнают о людях, которые живут рядом: неужели мойсосед – талантливый поэт? После таких уроков некоторые учащиеся делаютпервыепробыпера.
Изучениелитературыродногокраяможетстатьтеммостикоммеждупоколениями,тойнитью,которуюмынедолжныпотерять.Кпримеру,рассматривая творчество И. Приблудного, узнаем, что С. Есенин считает егосвоимученикомидаетемуколоритнуюоценку:«Замечательнаястерваиталантливый поэт, очень хороший...». Чуть ли не в каждом его стихотворенииможнонайтимилыйсердцупоэтапейзажродимогокрая:пробежавшийпокосогору плетень, соломенные крыши, шепот волн речки Айдар. Вся поэзияИвана Приблудного пронизана любовью к человеку труда, ко всему живому.Его отличает тонкое видение природы, музыкальность стихотворного ритма.Может ли данная информация оставить равнодушным читателя? Конечно же, уобучающихсявозникаетчувствогордостизаталантливогоземляка.
ЗнакомясьстворчествомВсеволодаМихайловичаГаршина,находимупоминанияонашемкрае.Например,егорассказ«Медведи»(1883)открываетсяколоритнымописаниемстепноголандшафта,характерногодляокрестностейпровинциальногогородаБельска:«Прямонавостоктянетсябезграничная,слегкаподнимающаясястепь,тожёлтаяотсенокосов,накоторых густо разросся негодный молочай, то зеленеющая хлебами, то лилово-чёрнаяот поднятой недавно целины, тосеребристо-сераяот ковыля. Отсюдаонакажетсяровною,итолькопривычныйглазрассмотритнанейедвауловимыелинии отлогих,невидимых,глубокихлощини оврагов».
В сатирическом очерке «Подлинная история Энского земского собрания»(1876)наблюдаемреалиистаробельскогопейзажа.Яркимиштрихамиавтордоносит до читателя мысль о щедрости Луганской земли: «хлебороднейшийуезд одной из хлебороднейших губерний», «наш тучный чернозем», «Энскийуезд,таксказать,древняяжитницавнекоторомроде!»
Знакомствоспроизведениями,гдеестьупоминаниеородномкрае,вызывает у обучающихся интерес к малой родине, формирует патриотическиечувства.
По словам академика Д.С. Лихачева,«без корней в родной местностичеловекуподобляетсястепной травкеперекати-поле».
Изучаялитературуродногокрая,уместнововлекатьшкольниковвисследовательско-поисковую работу. Например, изучая творчество А.П. Чеховастоит найти материал о его пребывании в наших местах, названных когда-токлассиком«ДонскойШвейцарией».АнтонПавловичЧеховпо-особенномулюбил наш край, его природу, приветливых и трудолюбивых людей. В своихвоспоминаниях он писал: «Донецкую степь я люблю и когда-то чувствовал себяв ней, как дома, и знал там каждую балочку». В письмах к родным писатель свосхищениемподчеркивалуникальностьнашегокрая.Входеисследованияобучающиеся узнают интересные факты из жизни А.П. Чехова, связанные спребываниемавторавнашемкрае,чтосталопервоосновойегорассказа"Русскийуголь".
народа"идр.,посвященныхтворчествуВладимираДаля.Вовлеченныевисследовательскую работу, обучающиеся открывают для себя по-новому мирВсеволода Гаршина; восторгаются силой духа и красотой человеческих чувствгероев Владислава Титова и т.д. В результате такой деятельности дети учатсявидетьпрекрасноевокругсебя,восхищатьсяприродойигордитьсямужественнымии талантливымилюдьмиродногокрая.
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традицияхродной земли – одно из действенных средств воспитания человека, хозяина,труженика, старателя своего края. Именно в процессе изучения региональнойлитературы ученик открывает для себя, сколь богата духовно земля, на которойон живет, чувствует гордость за своих отцов, дедов и прадедов.При изученииродногоязыкаважнымдляучителяестьподбортекстовсоответствующейтематики, что является способом формирования духовно богатой, культурнойличности.Исходяизэтого,считаюцелесообразнымиспользованиетекстуальногокраеведческогоматериаланаурокахсловесностипотемам:
«МойкрайвгодыВеликойОтечественнойвойны».Всвоейпрактикеиспользую дидактический материал на социокультурной основе «Я и роднойкрай»,темсамымреализуюкакобучающую,такипознавательную,воспитательную задачи.
Как учитель – словесник я считаю использование материалов краеведенияоченьважнымиставлюпередсобойзадачи:
формировать уважительное отношение к истории и культуре нашегонарода;
развиватьэстетическиеихудожественныевкусы;
воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за талантливыхземляков.
Опыт работы показывает, что изучение краеведческого материала оченьувлекаетдетей.Крометого,подобнаяработаспособствуетразвитиюгражданской позиции учащихся. У них возникает желание изучать историю,литературу родного края, проявляется интерес к проблемам охраны природымалойРодины.Такимобразом,всовременныхусловияхочевиднанеобходимостьизучениякраеведения,таккакэтоспособствуетреализациигражданскогоидуховно-нравственноговоспитания,стержнемкоторогоявляется формирование гражданской ответственности, патриотизма, высокойнравственности, уважительного отношения к традициям и культуре как своего,такидругих народов.
Заключение
Итак, целенаправленное изучение литературы родного края на урокахлитературы, использование краеведческих текстов на уроках русского языкапозволяет повысить уровень коммуникативной культуры учащихся. Обращениекфактамисторииикультурыродногокраявовнеурочнойдеятельностивызываетуобучающихсярадостьоткрытия,любовькмалойродинеигордость за своих земляков. Участие школьников в исследовательско-поисковой работепомогаетвоспитаниюсамостоятельности,творческогоподходакделу.Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя иобогащаязнанияшкольниковородныхместах,прививаетимлюбовьиуважениекисториикультурыродногокрая,помогаетполнееощутитьиосознать связьлитературы сжизнью.
Списоклитературы
БишаревО.Л.УченикЕсенина.Жизнь,творчество,трагедияИванаПриблудного. Забытые стихи поэта / О.Л.Бишарев. – Донецк: Донбасс, 1989. –130с.
Литература родного края. Пособие по литературному краеведению. 2-еиздание, дополненное и переработанное / Сост. Мельникова Л.В., Король Г.Н.,ПрядкоА.Г.,ЛевченкоЕ.Я.Донецк,2016.234с.
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г. А.Дубровской.- М.:Дет.лит.,1985.С.63.