Методическая статья «Роль литературного краеведения в формировании гражданско-патриотических качеств личности»
Методическая статья
«Роль литературного краеведения в формировании гражданско- патриотических качеств личности»
Панкова Лариса Станиславовна,
учитель ГОУ ЛНР
«Краснокутская СШ»
Введение
Одна из основных задач современного общего образования- обеспечение формирования гражданско-патриотических качеств личности. Исходя из этого, большое воспитательное и образовательное значение уделяется ознакомлению школьников с краеведческим материалом. Актуальность изучения литературы родного края в школе определяется повышением интереса к своему краю, творчеству талантливых земляков. На уроках русского языка и литературы необходимо максимально использовать культурологический материал о родном крае,в частности о Луганской земле, так как именно словом можно формировать гражданскую позицию, воспитывать патриотизм. Изучение произведений, принадлежащих перу поэтов и писателей родного края, их обсуждение и анализ способствуют формированию гражданской позиции. Ценность такого опыта заключается в том, что прививается любовь и уважение к истории, культуре, традициям родного края.
Основная часть
Зачастую литературно– краеведческой работой в школе, исходя из специфики предмета, занимаются словесники. Этого требует и необходимость взаимосвязи между учебной и внеклассной работой, что позволяет воспитывать любовь к малой родине: месту, где ты живешь, окружающей природе и людям, живущим здесь и прославляющим родную землю.
Фольклор нашего края складывался в те времена, когда «зарождался чёрный горючий камень». Начиная знакомство с устным народным творчеством в пятом классе, обучающиеся получают проектное задание: создать мини-сборники народного творчества. В них войдут загадки и колыбельные, пословицы и поговорки, легенды и сказки, услышанные от бабушек-прабабушек. Это всегда вызывает у ребят неподдельный интерес, ведь непосредственно в живом общении в кругу семьи они приобщаются к сокровищнице народной мудрости и фантазии, учатся видеть красоту УНТ, развивают эстетический вкус. Изучая легенды как жанр фольклора, знакомимся и с местными преданиями о возникновении названий сел, речек, улиц, что, конечно же, активизирует деятельность учащихся.
Литературное краеведение – это неисчерпаемый источник для учителя– филолога, это то, что дает возможность для выполнения учебных задач и развития творческих способностей. Школьники с удовольствием работают на таких уроках, самостоятельно готовят презентации о творчестве земляков. Организация встреч с местными поэтами проходит всегда оживленно, ведь ребята узнают о людях, которые живут рядом: неужели мой сосед – талантливый поэт? После таких уроков некоторые учащиеся делают первые пробы пера.
Изучение литературы родного края может стать тем мостиком между поколениями, той нитью, которую мы не должны потерять. К примеру, рассматривая творчество И. Приблудного, узнаем, что С. Есенин считает его своим учеником и дает ему колоритную оценку: «Замечательная стерва и талантливый поэт, очень хороший...». Чуть ли не в каждом его стихотворении можно найти милый сердцу поэта пейзаж родимого края: пробежавший по косогору плетень, соломенные крыши, шепот волн речки Айдар. Вся поэзия Ивана Приблудного пронизана любовью к человеку труда, ко всему живому. Его отличает тонкое видение природы, музыкальность стихотворного ритма. Может ли данная информация оставить равнодушным читателя? Конечно же, у обучающихся возникает чувство гордости за талантливого земляка.
Знакомясь с творчеством Всеволода Михайловича Гаршина, находим упоминания о нашем крае. Например, его рассказ «Медведи» (1883) открывается колоритным описанием степного ландшафта, характерного для окрестностей провинциального города Бельска: «Прямо на восток тянется безграничная, слегка поднимающаяся степь, то жёлтая от сенокосов, на которых густо разросся негодный молочай, то зеленеющая хлебами, то лилово- чёрная от поднятой недавно целины, то серебристо-серая от ковыля. Отсюда она кажется ровною, и только привычный глаз рассмотрит на ней едва уловимые линии отлогих, невидимых, глубоких лощин и оврагов».
В сатирическом очерке «Подлинная история Энского земского собрания» (1876) наблюдаем реалии старобельского пейзажа. Яркими штрихами автор доносит до читателя мысль о щедрости Луганской земли: «хлебороднейший уезд одной из хлебороднейших губерний», «наш тучный чернозем», «Энский уезд, так сказать, древняя житница в некотором роде!»
Знакомство с произведениями, где есть упоминание о родном крае, вызывает у обучающихся интерес к малой родине, формирует патриотические чувства.
По словам академика Д.С. Лихачева, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».
Изучая литературу родного края, уместно вовлекать школьников в исследовательско-поисковую работу. Например, изучая творчество А.П. Чехова стоит найти материал о его пребывании в наших местах, названных когда-то классиком «Донской Швейцарией». Антон Павлович Чехов по-особенному любил наш край, его природу, приветливых и трудолюбивых людей. В своих воспоминаниях он писал: «Донецкую степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней, как дома, и знал там каждую балочку». В письмах к родным писатель с восхищением подчеркивал уникальность нашего края. В ходе исследования обучающиеся узнают интересные факты из жизни А.П. Чехова, связанные с пребыванием автора в нашем крае, что стало первоосновой его рассказа "Русский уголь".
Продолжаем знакомство с творчеством литераторов Луганщины на внеклассных мероприятиях. Учащиеся являются активными помощниками педагога в подготовке литературных журналов "Казак Луганский", "Как создавался Толковый словарь В. И. Даля", "Собиратель пословиц русского
народа" и др., посвященных творчеству Владимира Даля. Вовлеченные в исследовательскую работу, обучающиеся открывают для себя по-новому мир Всеволода Гаршина; восторгаются силой духа и красотой человеческих чувств героев Владислава Титова и т.д. В результате такой деятельности дети учатся видеть прекрасное вокруг себя, восхищаться природой и гордиться мужественными и талантливыми людьми родного края.
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, старателя своего края. Именно в процессе изучения региональной литературы ученик открывает для себя, сколь богата духовно земля, на которой он живет, чувствует гордость за своих отцов, дедов и прадедов.При изучении родного языка важным для учителя есть подбор текстов соответствующей тематики, что является способом формирования духовно богатой, культурной личности. Исходя из этого, считаю целесообразным использование текстуального краеведческого материала на уроках словесности по темам:
«Природа родного края», «Известные люди Луганщины», «Наши улицы рассказывают», «История моего города (поселка)», «Традиции нашего народа»,
«Мой край в годы Великой Отечественной войны». В своей практике использую дидактический материал на социокультурной основе «Я и родной край», тем самым реализую как обучающую, так и познавательную, воспитательную задачи.
Как учитель – словесник я считаю использование материалов краеведения очень важным и ставлю перед собой задачи:
- заинтересовать обучающихся творчеством писателей Луганщины;
- формировать уважительное отношение к истории и культуре нашего народа;
- развивать эстетические и художественные вкусы;
- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за талантливых земляков.
Опыт работы показывает, что изучение краеведческого материала очень увлекает детей. Кроме того, подобная работа способствует развитию гражданской позиции учащихся. У них возникает желание изучать историю, литературу родного края, проявляется интерес к проблемам охраны природы малой Родины. Таким образом, в современных условиях очевидна необходимость изучения краеведения, так как это способствует реализации гражданского и духовно-нравственного воспитания, стержнем которого является формирование гражданской ответственности, патриотизма, высокой нравственности, уважительного отношения к традициям и культуре как своего, так и других народов.
Заключение
Итак, целенаправленное изучение литературы родного края на уроках литературы, использование краеведческих текстов на уроках русского языка позволяет повысить уровень коммуникативной культуры учащихся. Обращение к фактам истории и культуры родного края во внеурочной деятельности вызывает у обучающихся радость открытия, любовь к малой родине и гордость за своих земляков. Участие школьников в исследовательско-поисковой работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Список литературы
- Бишарев О.Л. Ученик Есенина. Жизнь, творчество, трагедия Ивана Приблудного. Забытые стихи поэта / О.Л.Бишарев. – Донецк: Донбасс, 1989. – 130 с.
- Всеволод Гаршин.:// "http://az.lib.ru/g/garshin_w_m/text_0050.shtml" 3. Кобельнюк А.: Иван Приблудный http://esenin-lit.ru/esenin/people/index.htm
- Литература родного края. Пособие по литературному краеведению. 2-е издание, дополненное и переработанное / Сост. Мельникова Л.В., Король Г.Н., Прядко А.Г., Левченко Е.Я. Донецк, 2016. 234 с.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. - М.: Дет. лит., 1985. С.63.