Презентация «Методические особенности изучения символики народного орнамента на уроках в общеобразовательной школе»
Методические особенности изучения символики народного орнамента на уроках в общеобразовательной школе
Актуальность проекта На современном этапе развития образования остаётся актуальной проблема недостаточного освещения некоторых тем, отсутствие методических разработок. Одной из таких тем является символика народного орнамента. Всё меньше современный человек задумывается об истоках народных традиций, о важности культурного наследия предыдущих поколений. Орнамент способен поведать нам закодированное знание предков, воздействовать на наши чувства и мысли, оберегать и предупреждать. Язык орнаментальной христианской символики является способом сохранения и передачи христианского мировоззрения.
Анализ литературных источников показывает, что проблемой изучения символики народного орнамента занимались многие авторы: В.В. Стасов, Т.А. Молданова, И. Я. Богуславская, Т.В. Бадаева, Л. А. Кожевниковой. Г. Н. Климова И. П. Работнова и др. Однако анализ методической литературы и программного обеспечения свидетельствует о том, что: - в общеобразовательной школе учащиеся рассматривают лишь отдельные элементы орнаментов в ходе изучения народного костюма, украшения предметов быта; - об отсутствии необходимых методических разработок по данной теме.
Задачи : Определить содержательную сущность понятия «орнамент», «символика»; выделить структурные компоненты данных понятий. Разработать модель методической системы преподавания символики народного орнамента на уроках изо в общеобразовательной школе. Определить педагогические условия, способствующие лучшему усвоению полученных знаний.
Орнамент (лат. ornamentum - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, применяемый для украшения каких-либо предметов. Народные узоры почерпнуты из окружающей жизни, устного народного творчества. Орнамент (лат. ornamentum - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, применяемый для украшения каких-либо предметов. Народные узоры почерпнуты из окружающей жизни, устного народного творчества.
«Орнаменты всех народов идут из глубокой древности… Орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии. Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений… Это связная речь, последовательная мелодия,.. не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств». «Орнаменты всех народов идут из глубокой древности… Орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии. Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений… Это связная речь, последовательная мелодия,.. не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств». русский критик и искусствовед Владимир Васильевич Стасов (1824 – 1906)
Знания чаще всего сокрыты в символах, образах, цифрах, нотах, буквах, узорах. Из знаков и образов плетутся речь, песня, обряды, вышивка, резьба.. Знания чаще всего сокрыты в символах, образах, цифрах, нотах, буквах, узорах. Из знаков и образов плетутся речь, песня, обряды, вышивка, резьба..
Т. А. Бадаева, анализируя виды народного творчества, отмечает, что мотивы народного орнамента сродни образам народной поэзии. Они также емки, метафоричны и поэтичны. По этой причине орнамент является своего рода атрибутом духовно-материальной культуры народа. Т. А. Бадаева, анализируя виды народного творчества, отмечает, что мотивы народного орнамента сродни образам народной поэзии. Они также емки, метафоричны и поэтичны. По этой причине орнамент является своего рода атрибутом духовно-материальной культуры народа.
Внутренняя структура орнамента имеет изобразительное, прикладное и семантическое начало. Узор всегда имеет прикладную сторону, он жестко связан с функцией предмета, на который он наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Внутренняя структура орнамента имеет изобразительное, прикладное и семантическое начало. Узор всегда имеет прикладную сторону, он жестко связан с функцией предмета, на который он наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл.
Многочисленные попытки практической реконструкции применения и смысла народного орнамента были предприняты сторонниками возрождающегося язычества. А. Голан в своей работе проследил единую мифологическую основу символов орнамента у народов мира. Проследить возникновение знаково-символьных систем в семантике первых орнаментов предпринимали Ю. Я. Герчук, А. Я. Дулгаров, М.В. Сюй и др Многочисленные попытки практической реконструкции применения и смысла народного орнамента были предприняты сторонниками возрождающегося язычества. А. Голан в своей работе проследил единую мифологическую основу символов орнамента у народов мира. Проследить возникновение знаково-символьных систем в семантике первых орнаментов предпринимали Ю. Я. Герчук, А. Я. Дулгаров, М.В. Сюй и др
Анализ художественных особенностей народного орнамента осуществлен в работах И. Я. Богуславской, Т. А. Бадаевой, Л. А. Кожевниковой. Г. Н. Климова. Авторы освещают вопросы типового состава орнамента и генеалогии некоторых типов, определяют место отдельных видов узорной техники и типов орнамента среди искусства родственных и соседних народов Анализ художественных особенностей народного орнамента осуществлен в работах И. Я. Богуславской, Т. А. Бадаевой, Л. А. Кожевниковой. Г. Н. Климова. Авторы освещают вопросы типового состава орнамента и генеалогии некоторых типов, определяют место отдельных видов узорной техники и типов орнамента среди искусства родственных и соседних народов
В работах И. П. Работновой особое внимание уделено гармоничности пропорций, очертаниям мотивов и всей композиции вышивки на предметах быта и одежды крестьян, цветовому решению, анализу композиционных приемов, сближающих искусство русского текстильного орнамента со словесным и музыкальным фольклором. В работах И. П. Работновой особое внимание уделено гармоничности пропорций, очертаниям мотивов и всей композиции вышивки на предметах быта и одежды крестьян, цветовому решению, анализу композиционных приемов, сближающих искусство русского текстильного орнамента со словесным и музыкальным фольклором.
Т.А. Молданова в своей работе пишет: «Орнамент - мощный пласт сегодняшней культуры. Он богат и многогранен».
Что такое орнамент? Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов (И.С. Ожегов,1992). Орнамент- Художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка ( Т.Ф. Ефремова, 2000 )
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение)узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных),. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, О. либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости. (Большая советская энциклопедия 1990)
Функции орнамента Защитная функция Социальная функция Нравственно-воспитательная Информационно-практическая функция
Виды орнамента - геометрический - растительный - зооморфный - антропоморфный - геральдический - каллиграфический
Виды орнамента по композиции 1.Бесконечный: - Ленточный Сетчатый 2.Замкнутый - В квадрате В круге
Что такое символ? Значение слова Символ по Т.Ф. Ефремовой (2000): Символ 1. То, что служит условным обозначением какого-либо, понятия, идеи; 2. Художественный образ, условно передающий какую-либо мысль, идею, переживания; 3.Условное обозначение какой-либо величины, понятия, принятого наукой. Значение слова по И. С. Ожегову (1992): Символ – принятое в науке условное обозначение какой-нибудь единицы, величины. Символ в энциклопедическом словаре: Символ – характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражение им некой неисчерпаемой многозначностью своего содержания.
Значение слова символ по Логическому словарю: Символ – знак, опознавательная примета, Идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщённой , неразвёрнутой форме некоторое иное содержание Символ стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования
Символика `Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Символика — имеет огромное значение в истории искусства и литературы. Это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета. В понятие символа входят, не поглощая его, художественный образ, или аллегория, или сравнение. Многие символы получили необъятно широкое значение, напр. символы креста, орла, рыбы.
Методические разработки по моей теме базируется на фундаментальных трудах отечественных ученых: в области исследования народной культуры как важнейшего воспитательного средства (М.А.Некрасова, Г.Я. Шпикалова, Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, А.П.Усова, Е.А.Флорина, Л.А.Ивахнова); в области педагогики и методики преподавания изобразительного искусства (Н.Н.Анисимов, Е.В .Шорохов, С.Е.Игнатьев, О.И.Галкина, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова). Методические разработки по моей теме базируется на фундаментальных трудах отечественных ученых: в области исследования народной культуры как важнейшего воспитательного средства (М.А.Некрасова, Г.Я. Шпикалова, Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, А.П.Усова, Е.А.Флорина, Л.А.Ивахнова); в области педагогики и методики преподавания изобразительного искусства (Н.Н.Анисимов, Е.В .Шорохов, С.Е.Игнатьев, О.И.Галкина, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова). Б.М. Неменский говорит, что необходимым принципом при изучении декоративно прикладного искусства является принцип приоритета формирования эмоционально- ценностных отношений: а) освоение развивающейся структуры собственного "Я" (учащихся); б) освоение и преобразование собственного "Я" коллектива, среды, общества на материале содержания художественной культуры как части духовной культуры; в) интерес и увлеченность деятельностью урока; г) переживание и сопереживание художественного образа в процессе его восприятия и посильного практического создания.
Анализ методической и научной и литературы позволил мне сделать следующие выводы: Анализ методической и научной и литературы позволил мне сделать следующие выводы: 1. «Орнамент» – сложное многогранное понятие. Это мощный пласт сегодняшней культуры. Язык орнаментальной символики является способом сохранения и передачи христианского мировоззрения 2. пробуждает способность познавать мир только через собственное эмоционально- ценностное отношение – проживание художественного образа; 3.Изучение символики народного орнамента детьми позволит - постичь историческое содержание, ценность и уникальность произведений декоративно прикладного искусства. развивать творческий потенциал, познавательный интерес учащихся -воспитать уважение к традициям и обычаям своего народа; формировать интерес и уважение к историческому прошлому человечества, прививать любовь к народному искусству, воспитывать эстетичный и художественный вкус -
Анализ научной и методической литературы позволил мне выявить следующие противоречия: - При повсеместном использовании орнамента в жизни, мало кто знает его значение, сакральный смысл. В общеобразовательной школе этому вопросу не уделяют должного внимания. - Отсутствие методических моделей в педагогической и методической литературе по изучению символики народного орнамента. Теоретическое определение «орнамента» даёт нам узкое понятие орнамента.
Выявленные противоречия позволили сформировать основную проблему: какими характеристиками, особенностями должна обладать методическая модель изучения символики народного орнамента на уроках общеобразовательной школе? Выявленные противоречия позволили сформировать основную проблему: какими характеристиками, особенностями должна обладать методическая модель изучения символики народного орнамента на уроках общеобразовательной школе?
Практическая часть
цель, объект, предмет исследования Цель – выявить методические особенности преподавания символики народного орнамента для учащихся общеобразовательной школы. Объект - процесс обучения символике народного орнамента детей на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Предмет исследования: методическая система и её особенности для обучения детей символике народного орнамента в общеобразовательной школе.
Гипотеза. Изучение символики народного орнамента будет более эффективным, если: Будет реализована методическая модель обучения детей символике народного орнамента на уроках изо в общеобразовательной школе. В процессе занятия будет осуществляться анализ произведений декоративно- прикладного искусства. Анализ произведений позволит постичь их историческое содержание, их ценность и уникальность. 3.Для выполнения творческих работ учащихся будут активно использоваться смешанные техники рисования, работа в объёме, различные материалы и форматы. 4.Будут учитываться психолого-педагогические особенности учащихся (возрастные, индивидуальные).
Возрастные особенности детей, при изучении символики народного орнамента Младшие школьники. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Внимание в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему, необходима частая смена вида деятельности. Наглядность и яркие положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов они становятся осознанными и произвольными. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление.
Средний школьный возраст. Стоит обратить внимание на избирательность внимания учащихся. Они откликаются на необычные, захватывающие уроки. Значимой особенностью мышление подростка является его критичность. Это самый благоприятный период для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности.
Анализ рабочей программы Кузина В.С. № п/п Темы уроков Ожидаемые результаты обучения 7. Национальные традиции в культуре народа Знать виды орнамента и типы орнаментальных композиций, национальный костюм и его детали. 26 Русская народная вышивка Знать виды орнамента, понимать особенности образного языка народной вышивки. 3. Убранство русской избы Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, объяснять мудрость устройства избы. 4. Народ – творец прекрасного Познакомиться с художественными промыслами России, их особенностями, образцами изделий. Установить связь народного искусства с жизнью. Уметь анализировать изделия художественных промыслов.
Анализ рабочей программы Неменского Б.М. № п/п Тема урока Ожидаемые результаты обучения 1 Древние образы в народном искусстве Знать основные орнаменты, на примере росписи и резьбы по дереву. 5 Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. 2 Декор русской избы Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. 16 Роль народных художественных промыслов современной жизни (обобщение темы) Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.
Методическая система Основные показатели Характеристика методической системы Содержание Развитие творческого потенциала и познавательного интереса учащихся посредством изучения символики народного орнамента. Методы Объяснительно-иллюстративный метод; метод диалога, репродуктивный метод; эвристический метод, практический метод. Средства Применение технических средств (компьютеров, проекторов, видео и аудио ряда), учебно-наглядные пособия. Формы Объяснение, беседа, выполнение творческого задания, анализ и самоанализ учащимися своих работ. Критерии оценки урока Решение познавательных, воспитательных и развивающих задач; формирование познавательных интересов учащихся, единство формирования ЗУН как специальных, так и общих; организация оперативной обратной связи; формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата.
Особенности современного урока 1. Принцип приоритета формирования эмоционально- ценностных отношений 2. Направлен на формирование личности . 3. Учитель – это организатор учебной познавательной деятельности учащихся, их помощник и консультант 4. Наличие сотрудничества между учителем и учеником, большое внимание уделяется мотивации, деятельности школьников 5. Центральное место – это применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока 6. Живой диалог между учениками и учителем 7. Внедрение новых технологий, экскурсий, музыкального сопровождения и т.д. 8. Использование новых типов уроков: семинар, конференция и т.д.
Методическая модель занятий изо по ДПИ (Символика народного орнамента) Учитель Ученик Диалог, обмен смыслами Эмоциональные переживания. Ценностные ориентации обучение Исследовательская работа Операции анализа, синтеза, обобщения Усвоение материала Выполнение творческого задания Рефлексия