Методические рекомендации «Анализ языка художественных произведений в средней общеобразовательной школе»

0
0
Материал опубликован 27 April 2020

t1587975041aa.gift1587975041ab.gift1587975041ac.gif

«Анализ языка художественных произведений в средней общеобразовательной школе»

[Введите подзаголовок документа]

 

И наблюдения за языком, и грамматический разбор в его разнообразных вариантах подготавливают учащихся к выполнению более сложной работы по анализу языка писателя или языка отдельного произведения. Этот анализ проводится с целью дать характеристику словаря произведения ( с точки зрения его богатства, разнообразия, семантических рядов и т.д. ), использованных в нем языковых средств изобразительности ( образности, эмоциональности), особенностей синтаксических конструкций, которыми по преимуществу пользуется автор.

 

Учитель русского языка и литературы Игидейской средней общеобразовательной школы Баннова Наталья Борисовна

 

 

 

 


 

Часть I

Анализ языка художественных произведений в средней школе.

 

И наблюдения за языком, и грамматический разбор в его разнообразных вариантах подготавливают учащихся к выполнению более сложной работы по анализу языка писателя или языка отдельного произведения. Этот анализ может быть более или менее обстоятельным и проводится с целью характеристики словаря произведения (с точки зрения его богатства, разнообразия, семантических рядов и т.д.), использованных в нем языковых средств изобразительности (образности, эмоциональности), особенностей синтаксических конструкций, которыми по преимуществу пользуется автор. Все это может быть проделано (конечно, с помощью учителя) по отношению к произведениям разных жанров на уроках русского языка и литературы.

Постепенное накопление знаний по грамматике, тренировочные упражнения в запоминании (например, склонений и спряжений) являются необходимой предпосылкой для того, чтобы можно было организовать работу по анализу языка писателя. Ведь чтобы ученик был в состоянии осуществить такой разбор, он должен уже располагать некоторой суммой основных сведений по грамматике, прочно и отчетливо усвоенных, уметь быстро находить нужные формы, сопоставлять их и т.п. Затем переходить к анализу языка писателя с использованием полученных учащимися грамматических знаний.

Литературно - лингвистический разбор текста, по мнению академика Л.В. Щербы, должен показать, что он помогает вскрыть подлинное содержание литературного произведения.

В отличие от разбора отдельного предложения разбор целого текста предоставляет значительные возможности соотнести те или иные грамматические средства, использованные автором, с содержанием, передаваемым этими средствами.

Не следует допускать методической ошибки, заключающейся в том, учитель, прежде чем приступить к грамматико- стилистической характеристике текста по существу без надобности затрачивает много времени на то, чтобы учащиеся установили, из какого произведения и какого автора взят отрывок; кому из героев произведения принадлежат те или иные слова, встречающиеся в тексте, и по какому поводу они были сказаны ( если отрывок взят из знакомого школьникам произведения; в чем заключается идейное содержание данного отрывка в целом; какие средства художественной изобразительности использованы автором для передачи данных картин и образов; какова общая характеристика грамматического состава предложений, использованных автором в данном отрывке.

Язык художественного произведения должен быть изучен со стороны его поэтических достоинств (художественные приемы изобразительности- эпитеты, метафоры, ритм, рифмы, и т.д. их соответствие содержанию каждого данного эпизода произведения), а также со стороны грамматического и лексического состава. При этом совсем необязательно, чтобы в каждом изучаемом литературном произведении сразу выделялись все явления, подлежащие изучению по программе данного класса; на разных произведениях должны изучаться и повторяться наиболее ярко представленные грамматические явления. Желательно, при изучении нового произведения шло повторение важных явлений, уже изученных.

Анализ речевой характеристики проводится по следующим ступеням:

-фонетические особенности в речи героя;

-лексические средства в речи персонажа;

-морфологические особенности;

-синтаксический уровень речи героя.

Для лучшего раскрытия произведения помогает сопоставление текстов, можно приобщить к уроку такие памятки:

Памятка противопоставления:

-наоборот, напротив (Звуковой строй стихотворения А. Твардовского характеризуется… У Е. Носова, наоборот,…);

-однако, а, но;

-если…-то (Если в тексте Е. Носова речь идет о…, то в поэтических строчках А. Твардовского…)

-но бывает и по- другому;

-иное, чем ( Восприятие начинающегося дождя у Е. Носова иное, чем у Твардовского);

-в отличие от…;

-как непохожа на…;

-как по-разному звучат…;

-между тем… .

Памятка сопоставления:

-как и у……, в стихотворении…. Тоже (также) есть;

- с одной стороны…., с другой…;

- подобно;

-… тоже играет важную роль, но другую;

- и в том, и в другом тексте…;

- ( В синтаксическом строе двух текстов мы можем увидеть) и сходство, и различие;

-вместе с тем;

-не только ( в поэтическом тексте), но и (в прозаическом…)

 

Часть II

 

План урока:

Тема: «Речевая характеристика в художественном тексте»

Цели и задачи занятия:

- развить у учащихся логическое мышление, стилистическое чутье, эстетическое чувство;

- способствовать развитию теоретических (языковых) и практических (речевых) способностей путем использования речевой характеристики;

- выявить особенности использования речевой характеристики в художественном тексте.

Оборудование: на доске – портрет И. С. Тургенева, слайды на тему.

Организационный момент: Здравствуйте, ребята!

Слово учителя:

Речевая характеристика – одно из интересных слагаемых языка.

Речь героя, его особенности словоупотребления, интонации, построения фразы дают читателю более или менее живое представление о самом герое, степени его образованности, положении, возрасте, о его характере.

Для каждого действующего лица литературного произведения речевая характеристика – это подбор особенных выражений как средство художественного изображения персонажей. При помощи речевой характеристики, мы с вами можем понять какой перед нами персонаж, что он из себя представляет. И на сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся найти в речевой характеристике героя его индивидуальные черты и особенности. И в этом нам поможет произведения И.С. Тургенева «Бежин луг».

Так попробуем же вдуматься, вслушаться и вникнуть в суть речи персонажей.

Но для начала давайте посмотрим и прочитаем характеристики, которые дает нам автор:

Ваня – «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставляя из - под нее свою кудрявую головку. Этому мальчику было всего лет семь».

Костя – «мальчик дет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, к низу заострено, как у белки; губы едва можно было различать, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, по крайней мере не было слов. Он был маленького росту, сложения тщедушного т одет довольно бедно ».

Ильюша – «лицо было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми концами из- под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти - онучи; толстая веревка три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. На вид было не более двенадцати лет».

Павел – «у него волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой запашной рубахи да из заплатанных портов».

Федя – «первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми, белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал- то в поле не по нужде, а так для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый в накидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги – не отцовские».

Ответьте на вопросы:

- Сколько мальчиков описывается в тексте?

- Что вы можете рассказать о каждом мальчике?

- Что вас привлекло в них?

- Что удивило?

5. Художественный текст требует анализа. Писатель, создавая образ человека определенной эпохи, определенной среды, наделяет его такими чертами, что мы, прежде всего, находим в нем конкретного – реального человека. Мы с вами рассмотрим речь героя с различных точек зрения: лексической, фонетической, синтаксической. С лексической – словарный запас речи героя, синтаксический – строй связной речи, фонетический – ударение и интонация.

6. Лингвистический анализ художественного текста:

План:

- Опишите мальчика

- Что особенного в его речи?

- Каков его лексический состав?

- Что вы заметили в синтаксическом строе?

- Как вы думаете, что этим хотел показать автор?

7. Итог урока:

- Ребята, что интересного вы узнали из сегодняшнего урока?

- Что нового?

- Как помогает речевая характеристика понять характер персонажа?

8. Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к рассказу «Бежин луг»; сделать презентацию к произведению.

9. Заключительное слово:

Мы завершили анализ речевой характеристики персонажей. Мы увидели, что глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования автором речевой характеристики. Любой писатель тщательно обдумывает, прежде чем дать персонажу какой- либо образ, и в первую очередь он продумывает речь героя и его мир.

Этот мир создается великим трудом и той чудодейственной силой, которую люди назвали талантом, дарованием. И сложно отдать приоритет дарованию писателя, его трудолюбию. Ибо только их неразрывное единство и рождает к жизни те стихи и романы, рассказы и поэмы, которые заставляют нас радоваться и страдать, задуматься и сопереживать. И все это огромная работа над словом.

Хочется надеяться, что наш анализ помог вам лучше узнать персонажи, открыть для себя их внутренний мир.

До скорых встреч!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации