Методические рекомендации на тему «Особенности обучения детей с ОВЗ (7 вид) в условиях массовой школы»
Особенности обучения детей с ОВЗ (7 вид) в условиях массовой школы.
Мы живём в интересном и многогранном мире. Жизнь людей становится лучше, благодаря развитию научно-технического прогресса. Создано множество прекрасных произведений литературы, музыки, картин, которые не могут оставить равнодушными никого, которые задевают самые тонкие струны души. И мало кто задумывается о том, что порой картины написаны людьми без рук, чудесные симфонические произведения созданы глухими музыкантами, а научные открытия делаются людьми, которые имеют тяжёлую форму инвалидности. И всё это заслуга педагогов, которые научили будущих гениев ориентироваться в этом мире, стать не просто равноправными членами общества, но и его гордостью!
Особенностью нашего времени стало обучение детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) в условиях массовой школы. Существует два вида такого обучения: организация коррекционных классов (не более 12 человек) и инклюзивное обучение, когда такие детки обучаются в общеобразовательном классе, но по особой программе. Так каковы же особенности обучения таких детей? Какие методы и приёмы помогают педагогу донести знания до своих особенных учеников?
Во-первых, создаются учебные программы, целью которых является обучение детей с ОВЗ основным учебным навыкам без внедрения в тонкости той или иной науки.
Во-вторых, темп урока в коррекционных классах должен быть умеренным, даже медленным. Пусть будет разобрано одно предложение, решена одна задача, но всё подробно разобрано, чтобы у деток всё уложилось в головах.
В-третьих, при обучении этих детей очень продуктивно использование справочных материалов, готовых таблиц или изготовление карточек своими руками. Если остановиться на преподавании русского языка, то хочется посоветовать использование справочников по русскому языку ребятами постарше при определении различных грамматических признаков частей речи,посмотреть порядок разборов. Ученикам 5-6 классов можно предложить сделать карточки на все изучаемые правила: все орфограммы, постановку знаков препинания в предложениях, схемы фонетического, морфологических разборов и синтаксического разбора простых и сложных предложений. Очень интересно деткам работать с различными словарями. Чаще всего на уроках русского языка используются орфографические словари. К ним учащиеся обращаются в тех случаях, когда ребёнок сомневается в написании буквы в слове. Порой дети встречаются с незнакомыми словами. Чтобы узнать их лексическое значение, учитель предлагает им обратиться к Толковому словарю. Потихоньку можно приучать учеников при написании сочинений пользоваться Словарями синонимов и антонимов.
В-четвёртых, эффективна работа учащихся по образцам. Это и выполнение упражнений по русскому языку по данным образцам. Это и написание сочинений и изложений по готовому плану. К каждому пункту плана можно записывать ключевые слова. Также можно прочитать несколько готовых сочинений. Если класс совсем слабый, деткам сложно самим выразить свои мысли, можно вместе составлять предложения и записывать их в тетрадь. Со временем учащиеся сами составляют предложения и пишут творческие работы. Также в целях развития грамотности очень хорошо использовать такую форму работы, как списывание. При списывании отдельных предложений и текстов у детей развивается зрительная память, которая помогает запоминать написание слов. Такие упражнения даже позволяют исправить такой сложный для таких учащихся элемент, как написание начала предложений с заглавной буквы.
В-пятых, очень важным моментом в обучении детей с ОВЗ является развитие связной речи. Важно на каждом уроке и во внеурочное время вызывать ребят на разговоры. Можно разговаривать с ними на самые разные бытовые темы. Если ребёнок сможет устно выражать свои мысли, то сможет это делать и письменно. Эту цель преследует и комментированное чтение на уроках литературы. Читаем художественные произведения с ребятками вслух и комментируем, вникая в авторский замысел через художественные средства выражения. Названия тропов можно и не вводить. Большую роль в развитии речи играет и внеклассная работа по предмету. С учащимися педагог посещает библиотеки, музеи, театры, проводит внеклассные мероприятия в рамках школы.
При проведении таких мероприятий дети с ОВЗ посещают внеклассные мероприятия вместе с учащимися общеобразовательных классов. Практика показывает, что такое тесное общение даже корректирует некоторые отклонения в поведении ребят с ОВЗ. Они, стараясь казаться не хуже обычных детей, стараются вести себя тоже в рамках приличия. Учащиеся общаются на равных, учатся друг у друга чему-то хорошему.
Именно на этом принципе построено и инклюзивное обучение, когда дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательных классах. Как же построить работу с этими учащимися?
Во-первых, на уроках этим детям выдавать или заранее заготовленные индивидуальные задания на карточках или выполнять упражнения вместе с одноклассниками, но с упрощённым заданием. Учитель эти задания должен проверить на уроке обязательно. Так как таких учеников в классе очень небольшой процент, то проверка не составит труда и не отнимет много времени.
Во-вторых, должна быть организована индивидуальная работа с такими учащимися. Учитель остаётся после уроков или в указанные в расписании часы и дополнительно занимается по пройденной на уроке теме. Очень неплохой результат даёт и знакомство с темой, которая будет изучаться на следующем уроке. Ребяткам на уроке уже будем легче воспринимать новый материал, не отставая от одноклассников. При наличии времени можно также вести и индивидуальную работу по литературе по принципу уроков литературы в коррекционных классах, о чём было сказано выше.
Подобная индивидуальная работа должна быть организована и с учащимися коррекционных классов. Опираясь на опыт, могу сказать, что среди учащихся коррекционных классов может происходить градация: кто-то через определённое время выравнивается в развитии с обычными детьми и может быть переведён в общеобразовательный класс, а кому-то даже такая щадящая программа даётся очень тяжело. С такими детками нужно заниматься индивидуально.
В этой статье я поделилась своим многолетним опытом работы с особенными детьми в условиях общеобразовательной школы. А главное в работе с такими ребятами – любить их такими, какие они есть, уважать их, вселить в них уверенность в собственные силы, в себя! И тогда всё получится!
Волкова Елена Леонидовна
Максакова Наталья Михайловна
Волкова Елена Леонидовна