Статья «Возможность изучения природы родного края на уроках в начальной школе»

15
6
Материал опубликован 7 May 2021 в группе

Мои инновации в обучении и воспитании

Возможности изучения природы родного края

на уроках в начальной школе

 

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать”.

Д. С. Лихачёв

Но как воспитать эту любовь? Как сделать изучение родного края потребностью: серьезною и значимой для ребенка, занимательной и нескучной? Каким способом активизировать стремление к познанию окружающей его природы, расширению его кругозора, развитию его интеллектуального потенциала?

В работе с младшими школьниками часто приходилось сталкиваться с фактом, что дети могут многое рассказать о слонах, гепардах и баобабах, но не отличают сосны от лиственницы, не знают о багульнике и голомянке, оляпке и свиристеле. Безусловно, полюбить можно только то, что знаешь. Конечно, частично знания о природе родного края мы можем дать на уроках окружающего мира, на классных часах, на различных внеклассных мероприятиях. Но этого недостаточно. В данной статье мы бы хотели поделиться опытом работы по изучению природы родного края на уроках в начальной школе.

В первом классе на уроках обучения грамоте при изучении каждой буквы включается материал о растениях или животных родного края. Большинство традиционных заданий букварного периода (звуко-буквенный анализ, слогоделение, группировка слов, игра «собери слово» и т.д.) выполняются на материале слов – названий растений и животных Прибайкалья. Для детей сигналом того, что мы говорим о животных и растениях родного края, является появление портрета Сибирячка – мальчугана из кедровой шишки, придуманного Марком Сергеевым и нарисованным художником журнала «Сибирячок» Александром Муравьёвым. Предлагаем фрагменты презентаций нескольких примеров таких уроков.

t1620374164aa.png t1620374164ab.png t1620374164ac.png

t1620374164ad.png t1620374164ae.png t1620374164af.png t1620374164ag.png t1620374164ah.png t1620374164ai.png t1620374164aj.png t1620374164ak.png t1620374164al.png t1620374164am.png
 

В речевые разминки на уроках чтения в 1-2 классах мы также включаем задания, связанные с природой нашего края. Это ребусы, анаграммы и другие занимательные упражнения. Вот некоторые примеры таких заданий.

t1620374164an.png

t1620374164ao.png t1620374164ap.png

 

Сначала на слайде только слово-загадка, отгадка и картинка появляются по щелчку мыши после того, как дети дадут свой ответ. Это примеры простых анаграмм. Во втором классе мы переходим к более сложным, представленным ниже.

t1620374164aq.png t1620374164ar.png t1620374164as.jpg

Дети потом с большим удовольствием пытаются сами составлять подобные анаграммы. Также используем ребусы. Их накоплено уже очень большое количество, причём дети принимают активное участие в составлении новых ребусов.

t1620374164at.png t1620374164au.png t1620374164av.png t1620374164aw.jpg t1620374164ax.jpg t1620374164ay.jpg
 

 

Используем и разного рода расшифровки.

t1620374164az.png t1620374164ba.png t1620374164bb.png t1620374164bc.png t1620374164bd.png t1620374164be.jpg t1620374164bf.png t1620374164bg.png

 

На уроках русского языка информация о природе родного края включается в словарную работу по изучению многих орфограмм: безударные гласные, парные согласные, гласные после шипящих, правописание сложных слов. Здесь мы имеем возможность представить лишь небольшие фрагменты этих уроков.

 t1620374164bh.png t1620374164bi.png t1620374164bj.png 

 

 

 

t1620374164bk.png t1620374164bl.png t1620374164bm.png

 

t1620374164bn.png t1620374164bo.png t1620374164bp.png

 

t1620374164bq.png t1620374164br.png t1620374164bs.png

 

t1620374164bt.png t1620374164bu.png t1620374164bv.png

При изучении тем «Главные члены предложения», «Склонения», «Падежи» тоже стараемся, по возможности, использовать материалы о природе родного края.

t1620374164bw.png t1620374164bx.png t1620374164by.png

И даже на уроках математики при организации устного счёта постоянно используем материалы, способствующие изучению родной природы. Это разного рода расшифровки, пазлы, раскраски. В некотрых из них мы используем в качестве постоянного героя не только Сибирячка, но и его подружку – девочку Таёжку, которая всё знает о лесных обитателях. Тем самым стараемся привлекать детей к чтению журнала «Сибирячок». Нами также составлен целый цикл презентаций «Игры деда Птицеведа», в которых, выполняя математические задания, дети знакомятся с птицами нашего края. Конечно, на уроке математики можно лишь сообщить очень сжатые сведения, но мы обязательно предлагаем детям дома узнать что-то ещё о тех животных и растениях, с которыми познакомились на уроке. Вот некотрые фрагменты презентаций уроков математики.

t1620374164bz.png t1620374164ca.png

 


t1620374164cb.png t1620374164cc.png t1620374164cd.png

Ссылка на Шаблон пазловt1620374164ce.png t1620374164cf.png t1620374164cg.png

Накладываем картинки, используем анимацию «растворение» t1620374164ci.png t1620374164cj.png t1620374164ck.png t1620374164cl.png t1620374164cm.png t1620374164cn.png t1620374164co.png

Числа в овалах появляются по щелчку мыши.

t1620374164cp.png

По мере накопления и систематизации материала о родном крае была составлена электронная энциклопедия, которую мы назвали «Азбука родного края». Она состоит из двух частей: первая часть «Животный мир Прибайкалья», вторая часть «Мир растений». Отдельно приложение со стихами, сказками, загадками, дополнительными сведениями, которые удалось собрать по теме. Энциклопедия содержит около 200 статей о растениях и животных нашего края, около 1000 фотографий (из них часть из собственных архивов), звуковые и видеофрагменты. Звуковые фрагменты представлены двумя видами: голоса животных и аудиозаписи рассказов о животных и растениях. Видеофрагменты - это небольшие отрывки из фильмов о растительном и животном мире Прибайкалья. Материал оформлен в виде презентаций. С главной страницы через систему гиперссылок можно перейти на страничку любой буквы. А от буквы – далее к выбранному животному или растению. Ссылку на энциклопедию получили родители учеников. По отзывам родителей и учеников, они продолжают пользоваться энциклопедией и после окончания начальной школы. А нам стало гораздо проще и быстрее подготавливать материал для презентаций к урокам, используя энциклопедию в качестве «конструктора».

 

 

t1620374164cq.jpg t1620374164cr.png t1620374164cs.png

Птичка - значок гиперссылки на видео или звуковой фрагмент.  t1620374164ct.png

 t1620374164cu.png t1620374164cv.png

 

t1620374164cw.png t1620374164cx.jpg t1620374164cy.png

 

t1620374164cz.png

В правом верхнем углу – значок «Красная Книга»

t1620374164db.png

 

 

 

На основе электронной энциклопедии мы создали два набора лото: «Животный мир Прибайкалья» и «Растения Прибайкалья», используя их первоначально на уроках «Окружающий мир». Потом дети играют на переменах и в группе продлённого дня.

В комплект игры входят:

большие карты с изображением животных (растений), по 6 на одной, названия растений подписаны;

маленькие карточки с текстом, который читает ведущий. На их обратной стороне – картинка с изображением животного (растения), но уже без подписи. Этими карточками участники игры закрывают угаданную картинку. Важное условие – дослушиваем задание до конца. В ходе игры есть возможность вспоминать или сообщать различные дополнительные сведения.

Выигрывает тот, чья карточка заполнится быстрее.

Карточки распечатаны на самоклеющейся бумаге и приклеены на цветной картон.

В зависимости от того, в каких условиях проходит игра, можно раздавать карточки каждому игроку, можно одну на двоих, на троих и даже на четверых человек. Цвет окантовок большой и соответствующих маленьких карточек совпадают (все разные), поэтому, если в игре находятся не все большие карты, можно легко отложить лишние маленькие карточки. На первых порах ведущим является учитель, затем могут эту роль взять на себя и дети. Важно, чтобы при чтении не виден был цвет окантовки карточки. Для этого удобно использовать крышку коробки лото.

Игра позволяет за короткий срок вспомнить много животных растений нашего края, повторить интересные сведения о них. Дети играют в лото с огромным удовольствием.

t1620374164dc.png t1620374164dd.png

 

 

 

 

t1620374164de.jpg

 

 

 

t1620374164df.png

t1620374164dg.gif

t1620374164dh.png

Оба варианта игры выполнены по одинаковым правилам.

 

Работая в этом направлении целенаправленно и систематически, более всего хотелось бы, чтобы полученные учащимися знания не остались сухой информацией, а затронули сердце ребёнка, и через эмоциональное восприятие научили маленького человека видеть и ценить красоту того, что находится рядом с нами. Когда ребенок прочувствует красоту  природы,  он потянется к ней, проникнется ею и это чувство любви к природе, родному краю пронесёт через всю жизнь.

 

Цифровые и Интернет-ресурсы, использованные для создания презентаций

Иркутск [Электронный ресурс] : мультимедийная энциклопедия

Электронная коллекция «Писатели Приангарья - детям»

СD Мультимедиа энциклопедия Птицы Прибайкалья. Саловарова Д., Саловаров В., Степанцов М., 2006.

СD Энциклопедия Байкала. Восьмое небо. 2006.

Аудиокнига Лесная Азбука. Мир удивительных историй.

Чевостик. Аудиоэнциклопедия для детей. Животные Сибири. Автор Елена Кочур

 

http://www.baikalfund.ru

http://audio.arjlover.net/audio/Golosa_ptic_i_zverei/

http://nature.baikal.ru

http://baikalflora.narod.ru

http://lake-baikal.narod.ru

http://pribaikalsky.ru

http://travel-siberia.ru

http://www.zooall.info

http://factopedia.ru

http://oopt.info/

http://today.babr.ru

http://irkipedia.ru

http://etnografia.ru

http://baikal.moy.su

http://viki.rdf.ru/

http://detstvo.irkutsk.ru/ (Писатели Приангарья – детям)

http: //zooex.baikal.ru

http://redbook.ru


 

Для создания Приложения к энциклопедии «Азбука родного края» была использована литература

1. Байкала-озера сказки. Сборник в 2 томах/ Сост. Н. И. Есипенок. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989

Баранов Ю. И. На улице Рябиновой  –  Иркутск : Сиб. книга, 2007.

Бунтовская С. Экологически чистые сказки с берега Байкала – Иркутск: Репроцентр А1, 2009

Гусев О. К. От Баргузинского заповедника до Ушканьих островов. – Иркутск, 1987.

Дилис Ю. Н. Рассказы о животных – Иркутск, 2010

Долбунова, Т. Байкальские сказки. Байкальские загадки. – Байкальск, 2000

Зотов В. В. Лесная мозаика: книга для воспитателей детского сада и родителей. - М., Просвещение 1993

Красная книга Иркутской области. – Иркутск, 2001.

Молчанов-Сибирский И.И. Таежная тропинка: Стихи для детей  Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989

Стародумов В.П. Ангарские бусы: Байкальские сказки. -  Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991.

Стародумов В. П. Берестяное лукошко: Байкальские сказки  - Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991.

Стародумов В. П. Омулевая бочка: Сказки - Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991.

Трофимов М.Е. Лесная азбука- Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993   

Трофимов М.Е. Свиристели – Иркутск: ОАО «Иркутская областная типография №1 им. В. М. Посохина», 2006. 

Устинов С. К. Эколог Леший и его соседи. Рассказы о животных. – Иркутск, «Сибирская книга», 2011.

Журналы «Сибирячок»

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересную работу!!!

7 May 2021

Хороший материал собран, спасибо!

7 May 2021

Спасибо за материалы и ссылки!

7 May 2021

Спасибо за работу! С интересом познакомилась с собранным материалом!

8 May 2021

Спасибо за разработку! Интересно и познавательно!

8 May 2021

Благодарю за отзывы, коллеги.

9 May 2021