Статья «Возможность изучения природы родного края на уроках в начальной школе»
Мои инновации в обучении и воспитании
Возможности изучения природы родного края
на уроках в начальной школе
“Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать”.
Д. С. Лихачёв
Но как воспитать эту любовь? Как сделать изучение родного края потребностью: серьезною и значимой для ребенка, занимательной и нескучной? Каким способом активизировать стремление к познанию окружающей его природы, расширению его кругозора, развитию его интеллектуального потенциала?
В работе с младшими школьниками часто приходилось сталкиваться с фактом, что дети могут многое рассказать о слонах, гепардах и баобабах, но не отличают сосны от лиственницы, не знают о багульнике и голомянке, оляпке и свиристеле. Безусловно, полюбить можно только то, что знаешь. Конечно, частично знания о природе родного края мы можем дать на уроках окружающего мира, на классных часах, на различных внеклассных мероприятиях. Но этого недостаточно. В данной статье мы бы хотели поделиться опытом работы по изучению природы родного края на уроках в начальной школе.
В первом классе на уроках обучения грамоте при изучении каждой буквы включается материал о растениях или животных родного края. Большинство традиционных заданий букварного периода (звуко-буквенный анализ, слогоделение, группировка слов, игра «собери слово» и т.д.) выполняются на материале слов – названий растений и животных Прибайкалья. Для детей сигналом того, что мы говорим о животных и растениях родного края, является появление портрета Сибирячка – мальчугана из кедровой шишки, придуманного Марком Сергеевым и нарисованным художником журнала «Сибирячок» Александром Муравьёвым. Предлагаем фрагменты презентаций нескольких примеров таких уроков.
В речевые разминки на уроках чтения в 1-2 классах мы также включаем задания, связанные с природой нашего края. Это ребусы, анаграммы и другие занимательные упражнения. Вот некоторые примеры таких заданий.
Сначала на слайде только слово-загадка, отгадка и картинка появляются по щелчку мыши после того, как дети дадут свой ответ. Это примеры простых анаграмм. Во втором классе мы переходим к более сложным, представленным ниже.
Дети потом с большим удовольствием пытаются сами составлять подобные анаграммы. Также используем ребусы. Их накоплено уже очень большое количество, причём дети принимают активное участие в составлении новых ребусов.
Используем и разного рода расшифровки.
На уроках русского языка информация о природе родного края включается в словарную работу по изучению многих орфограмм: безударные гласные, парные согласные, гласные после шипящих, правописание сложных слов. Здесь мы имеем возможность представить лишь небольшие фрагменты этих уроков.
При изучении тем «Главные члены предложения», «Склонения», «Падежи» тоже стараемся, по возможности, использовать материалы о природе родного края.
И даже на уроках математики при организации устного счёта постоянно используем материалы, способствующие изучению родной природы. Это разного рода расшифровки, пазлы, раскраски. В некотрых из них мы используем в качестве постоянного героя не только Сибирячка, но и его подружку – девочку Таёжку, которая всё знает о лесных обитателях. Тем самым стараемся привлекать детей к чтению журнала «Сибирячок». Нами также составлен целый цикл презентаций «Игры деда Птицеведа», в которых, выполняя математические задания, дети знакомятся с птицами нашего края. Конечно, на уроке математики можно лишь сообщить очень сжатые сведения, но мы обязательно предлагаем детям дома узнать что-то ещё о тех животных и растениях, с которыми познакомились на уроке. Вот некотрые фрагменты презентаций уроков математики.
Ссылка на Шаблон пазлов
Накладываем картинки, используем анимацию «растворение»
Числа в овалах появляются по щелчку мыши.
По мере накопления и систематизации материала о родном крае была составлена электронная энциклопедия, которую мы назвали «Азбука родного края». Она состоит из двух частей: первая часть «Животный мир Прибайкалья», вторая часть «Мир растений». Отдельно приложение со стихами, сказками, загадками, дополнительными сведениями, которые удалось собрать по теме. Энциклопедия содержит около 200 статей о растениях и животных нашего края, около 1000 фотографий (из них часть из собственных архивов), звуковые и видеофрагменты. Звуковые фрагменты представлены двумя видами: голоса животных и аудиозаписи рассказов о животных и растениях. Видеофрагменты - это небольшие отрывки из фильмов о растительном и животном мире Прибайкалья. Материал оформлен в виде презентаций. С главной страницы через систему гиперссылок можно перейти на страничку любой буквы. А от буквы – далее к выбранному животному или растению. Ссылку на энциклопедию получили родители учеников. По отзывам родителей и учеников, они продолжают пользоваться энциклопедией и после окончания начальной школы. А нам стало гораздо проще и быстрее подготавливать материал для презентаций к урокам, используя энциклопедию в качестве «конструктора».
Птичка - значок гиперссылки на видео или звуковой фрагмент.
В правом верхнем углу – значок «Красная Книга»
На основе электронной энциклопедии мы создали два набора лото: «Животный мир Прибайкалья» и «Растения Прибайкалья», используя их первоначально на уроках «Окружающий мир». Потом дети играют на переменах и в группе продлённого дня.
В комплект игры входят:
большие карты с изображением животных (растений), по 6 на одной, названия растений подписаны;
маленькие карточки с текстом, который читает ведущий. На их обратной стороне – картинка с изображением животного (растения), но уже без подписи. Этими карточками участники игры закрывают угаданную картинку. Важное условие – дослушиваем задание до конца. В ходе игры есть возможность вспоминать или сообщать различные дополнительные сведения.
Выигрывает тот, чья карточка заполнится быстрее.
Карточки распечатаны на самоклеющейся бумаге и приклеены на цветной картон.
В зависимости от того, в каких условиях проходит игра, можно раздавать карточки каждому игроку, можно одну на двоих, на троих и даже на четверых человек. Цвет окантовок большой и соответствующих маленьких карточек совпадают (все разные), поэтому, если в игре находятся не все большие карты, можно легко отложить лишние маленькие карточки. На первых порах ведущим является учитель, затем могут эту роль взять на себя и дети. Важно, чтобы при чтении не виден был цвет окантовки карточки. Для этого удобно использовать крышку коробки лото.
Игра позволяет за короткий срок вспомнить много животных растений нашего края, повторить интересные сведения о них. Дети играют в лото с огромным удовольствием.
Оба варианта игры выполнены по одинаковым правилам.
Работая в этом направлении целенаправленно и систематически, более всего хотелось бы, чтобы полученные учащимися знания не остались сухой информацией, а затронули сердце ребёнка, и через эмоциональное восприятие научили маленького человека видеть и ценить красоту того, что находится рядом с нами. Когда ребенок прочувствует красоту природы, он потянется к ней, проникнется ею и это чувство любви к природе, родному краю пронесёт через всю жизнь.
Цифровые и Интернет-ресурсы, использованные для создания презентаций
Иркутск [Электронный ресурс] : мультимедийная энциклопедия
Электронная коллекция «Писатели Приангарья - детям»
СD Мультимедиа энциклопедия Птицы Прибайкалья. Саловарова Д., Саловаров В., Степанцов М., 2006.
СD Энциклопедия Байкала. Восьмое небо. 2006.
Аудиокнига Лесная Азбука. Мир удивительных историй.
Чевостик. Аудиоэнциклопедия для детей. Животные Сибири. Автор Елена Кочур
http://www.baikalfund.ru
http://audio.arjlover.net/audio/Golosa_ptic_i_zverei/
http://nature.baikal.ru
http://baikalflora.narod.ru
http://lake-baikal.narod.ru
http://pribaikalsky.ru
http://travel-siberia.ru
http://www.zooall.info
http://factopedia.ru
http://oopt.info/
http://today.babr.ru
http://irkipedia.ru
http://etnografia.ru
http://baikal.moy.su
http://viki.rdf.ru/
http://detstvo.irkutsk.ru/ (Писатели Приангарья – детям)
http: //zooex.baikal.ru
http://redbook.ru
Для создания Приложения к энциклопедии «Азбука родного края» была использована литература
1. Байкала-озера сказки. Сборник в 2 томах/ Сост. Н. И. Есипенок. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989
Баранов Ю. И. На улице Рябиновой – Иркутск : Сиб. книга, 2007.
Бунтовская С. Экологически чистые сказки с берега Байкала – Иркутск: Репроцентр А1, 2009
Гусев О. К. От Баргузинского заповедника до Ушканьих островов. – Иркутск, 1987.
Дилис Ю. Н. Рассказы о животных – Иркутск, 2010
Долбунова, Т. Байкальские сказки. Байкальские загадки. – Байкальск, 2000
Зотов В. В. Лесная мозаика: книга для воспитателей детского сада и родителей. - М., Просвещение 1993
Красная книга Иркутской области. – Иркутск, 2001.
Молчанов-Сибирский И.И. Таежная тропинка: Стихи для детей Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989
Стародумов В.П. Ангарские бусы: Байкальские сказки. - Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991.
Стародумов В. П. Берестяное лукошко: Байкальские сказки - Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991.
Стародумов В. П. Омулевая бочка: Сказки - Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991.
Трофимов М.Е. Лесная азбука- Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993
Трофимов М.Е. Свиристели – Иркутск: ОАО «Иркутская областная типография №1 им. В. М. Посохина», 2006.Устинов С. К. Эколог Леший и его соседи. Рассказы о животных. – Иркутск, «Сибирская книга», 2011.
Журналы «Сибирячок»
Пролубщикова Наталья Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ломакина Ирина Алексеевна
Дармина Елена Николаевна
Этника27
Синицына Ольга Валерьевна