12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Расулова Наида Магомедовна32

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДМИТРИЕВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»




Утверждаю:

Заместитель директора

ОГАПОУ «Дмитриевский

аграрный колледж»

________ О.В. Тарасенко

«____» __________ 20___ г.









Методические рекомендации по выполнению

практических занятий


по дисциплине ОУД.12 «обществознание

(включая экономику и право)»


по специальности 35.02.06 технология производства
и переработки сельскохозяйственной продукции

















2020 год


Данные методические рекомендации предназначены для студентов специальности: 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» при выполнении практических работ по дисциплине ОУД.12 Обществознание (включая экономику и право).



РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:

На заседании ПЦК методист

Протокол №__от______

Председатель______ В.В.Наплёкова _________ И.Н. Деговцова



Организация-разработчик: областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Дмитриевский аграрный колледж».



Разработчики:

1. Расулова Наида Магомедовна, преподаватель.






Рецензент:























Содержание


Введение

2. Перечень тем практических работ

3. Практические работы

4. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы








































Введение

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУД.12 Обществознание (включая экономику и право) составлены на основе рабочей программы по данной дисциплине и предназначены для обучающихся специальности: 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»


Целью практических работ является овладение знаниями, умениями и навыками по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)».

В результате выполнения практических работ формируются:

умения поиска оптимальных вариантов ответов, решений;

навыки учебного исследования;

самостоятельность, ответственность;

творчество, инициативность, уверенность;

навыки работы с учебником, классическими первоисточниками, современной учебной и научной литературой, а так же Интернетом.

Практические работы содержат открытые вопросы, структурно-логические сетки, ситуации и таблицы. Для выполнения практических работ обучающиеся должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы обучающийся должен внимательно ознакомиться с заданиями. На основании изученной информации обучающийся должен определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы и выбрать информационные источники.

Практические занятия чередуются с теоретическими в процессе изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины. Работы выполняются по предложенным заданиям в рабочих тетрадях в рамках учебного времени. В соответствии с задачами формирования необходимых компетенций, выполнение обучающимися практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Методические рекомендации по каждой практической работе имеют теоретическую часть, с необходимыми для выполнения работы аналитическими текстами, системой вопросов и заданий к ним. Практические задания органично сочетаются с теоретическими знаниями.

Перед выполнением обучающимися практической работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Критериями оценки результатов практической работы обучающихся являются:

- уровень освоения обучающимся учебного материала;

-умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Настоящие методические указания содержат материалы, которые способствуют развитию творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


















ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

п/п

Название практического занятия

Кол-во часов

1

Практическая работа №1

«Потребности, способности и интересы».

2

2

Практическая работа №2

«Мировоззрение. Типы мировоззрения»

2

3

Практическая работа №3 «Проблемы межличностного общения в молодежной среде».

2

4

Практическая работа №4

«Общество и природа»

2

5

Практическая работа №5

«Роль образования в жизни человека и общества»

2

6

Практическая работа №6

«Духовная культура личности и общества»

2

7

Практическая работа №7

«Экономика семьи»

2

8

Практическая работа №8

Особенности современной экономики России.


9

Практическая работа №9

«Средства массовой информации и политическое сознание»

2

10

Практическая работа №10

«Право в системе социальных норм»

2

11

Практическая работа №11

«Система государственных органов Российской Федерации»

2

12

Практическая работа №12

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.

2


ИТОГО

24















Практическая работа №1

Тема: Потребности, способности и интересы.


Цель занятия: формирование умений анализировать, систематизировать информацию из различных источников, делать выводы и прогнозы.


Выполнив данную работу, Вы будете:

Уметь:

развивать способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями:

- выявлять взаимосвязь потребностей, способностей и интересов;

- приводить примеры потребностей, способностей и интересов;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

Знать:

понятия «потребность», «способность», «интерес»;

классификации потребностей, способностей, интересов;

Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему работы.


Выполнить предложенные задания.


Задание 1

Выполните тест

1. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя?

а) познание; б) творчество; в) преподавание; г) изображение.


2. К экзистенциальным относятся потребности:

а) в комфорте; б) пище; в) общении; г) самоуважении


3. Верны ли суждения?

А. Орудийная деятельность присуща только человеку.

Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их.

а) верно только А; б) верно А и Б; в) верно только Б; г) оба неверны.


4. Установите соответствие:

Понятие

1. Цель

2. Потребность

3. Игра

4. Объект

5. Творчество

6.Труд


Определение

А. То, на что направлена деятельность.

Б. Деятельность, характеризующаяся выполнением реальных действий воображаемыми средствами

В. Деятельность человека, создание нечто нового, ничего ранее не существовавшего.

Г. Осознанная, целесообразная деятельность людей, требующая значительных затрат физической и умственной энергии, осуществления работы, завершающейся полезным, нужным результатом.

Д. Тот образ, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности

Е. Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности надобность.


5. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает

1) знания и умения

2) чувства и волю

3) физическое развитие

4) возрастные особенности


6. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку?

1) индивид

2) деятель

3) творец

4) индивидуальность


7. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

1) трудовой деятельности

2) сохранении рода

3) самосохранении

4) физической активности


Задание 2

Письменно ответьте на вопросы:

Что такое способности? Какие виды способностей Вам известны?

2.Какие структурные элементы деятельности вам известны? Поясните.

3.Что означает понятие «человек биосоциальное существо»?

Требования к результатам работы: письменная работа в тетради


Практическая работа №2

Тема: Мировоззрение. Типы мировоззрения


Цель работы: совершенствование собственной познавательной деятельности; формирование критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.


Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему работы.

2. Выполнить предложенные задания.


Задание 1.

Какие же типы мировоззрения существуют.? Используя учебник составьте схему в тетради

Типы мировоззрения.


Задание 2. Продолжи предложение.

Мировоззрение- это….

Мировоззрение складывается из …+…+….+…


Задание 3.Продолжи предложение.

Мировоззрение делится на следующие типы……


Задание 4.Продолжи предложение.

Все типы мировоззрения имеют право на существование. Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится …. Основные признаки гуманистического мировоззрения – это …..


Задание 5.Продолжи предложение.

Мировоззрение является ….. духовного развития человека и определяет ……. .


Задание 6.

Тест

1.Выбери правильный ответ.

1.Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и к происходящим в нем событиям, является:

а) наука; б) мифология; в) религиозная вера; г) культура.


2.Что лежит в основе формирования научного мировоззрения?

а) направления мировой мысли, опирающиеся на достижения науки

б) учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры

в) личная практическая деятельность г) легенды и мифы.


3.Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?

А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.

Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.


4. Научное мировоззрение не предполагает

а) стремления к объективности б) обоснованности убеждений

в) освоения опыта человечества г) свободной безответственности.


5.Основная проблема любого мировоззрения – это:

а) вопрос об отношении человека к человеку;

б) вопрос об отношении человека к миру;

в) вопрос об отношении человека к культуре.

г) природа сама по себе, «очищенная» от человека;


6.Продолжи предложение :

А) Мировоззрение основанное на вере в бога и в сверхъестественные силы- это….. .

Б) Элемент мировоззрения , безоговорочное, бездоказательное принятие каких-то истин и догм- это….

В) Составная часть структуры мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды и установки …..

Г) Целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества- это….

Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла человека , его права и свободы -…..


7.Установи соответствие между типами мировоззрения и их признаками. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Типы мировоззрения Признаки

А) Мифологическое 1. Вера в сверхъестественные силы.

Б) Научное 2. Фантастическое мировоззрение.

В) Религиозное 3.Формируется в быту, на личном опыте

Г) Обыденное 4. Основано на научной картине мира.


Ответы: 1б, 2а, 3) 2, 4г, 5б, 6)религиозное мировоззрение, вера, убеждения, мировоззрение, гуманистическое мировоззрение. 10) 2 4 1 3


Требования к результатам работы: письменная работа в тетради


Практическая работа №3

Тема: Проблемы межличностного общения в молодежной среде


Цель: обобщить знания по теме «Межличностное общение», повторить понятия общение, конфликт, виды и формы общения, виды конфликтов, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.


Студент должен знать: Понятие общение, конфликт, виды и формы общения, виды конфликтов, стадии протекания конфликтов, пути разрешения конфликтов


Уметь: Определять типы межличностных взаимодействий, виды конфликтов


Вариант №1

Часть А

1. Что такое конфликт. Охарактеризуйте и приведите по 1примеру политического, экономического конфликта современной жизни общества.

2. В чём состоят особенности общения современной молодёжи (используйте понятия по теме)

Часть В

1. Функция общения, при которой прививаются определённые образцы поведения

1) обучающая 3) информационная

2) воспитательная 4) бытовая

2. Общение, при котором выполняются заранее предписанные правила поведения

1) ритуальное 3) научное

2) культурное 4) служебное

3. Передача информации одним субъектом другому без об­ратной связи.

1) общение 3) коммуникация

2) конфликт 4) реплика

3. Процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами

1) кооперация 3) конфликт

2) конкуренция 4) общение

4. Субъектами конфликта называют

1) наблюдателей конфликта 3) исследователей конфликта

2) участников конфликта 4) предметы конфликта

5. Конфликт из-за распределения ресурсов и рынков сбыта

1) этническим 3) политическим

2) экономическим 4) культурным

6. Форма общения, которая проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение

1) деловое 3) обучающее

2) научное 4) убеждающее

7. Вербальное общение, при котором участники активны, самостоятельны, готовы к обмену информацией

1) диалоговое 3) межкультурное

2) интерактивное 4) бытовое

8. Конфликты между группами в обществе

1) экономические 3) социальные

2) профессиональные 4) эстетические

9. Использование третьей стороны для решения конфликта называется...

1) переговоры 3) уступки

2) посредничество 4) сила


Часть С

Проанализируйте документ, ответив на вопросы по статье «Сложности общения» Н. А. Бердяева

Тема одиночества — основная. Обратная сторона ее есть тема общения. Чуждость и общность — вот главное в человеческом существовании. <...> Есть два основоположных типа людей — тип, находящийся в гармоническом соотношении с мировой средой, и тип, находящийся в дисгармоническом соотношении. Я принадлежу ко второму типу. Я всегда чувствовал мучительную дисгармонию между «я» и «не-я», свою коренную неприспособленность. Вследствие моей скрытности и способности иметь внешний вид, не соответствующий тому, что было внутри меня, обо мне в большинстве случаев слагалось неверное мнение и тогда, когда оно было благоприятным, и тогда, когда оно было неблагоприятным. <…>Мир «не-я» всегда казался мне менее интересным. Я постигал мир «не-я», приобщался к нему, лишь открывая его как внутреннюю составную часть моего мира «я»... Может быть, именно вследствие этих моих свойств мне всегда казалось, что меня плохо понимают, не понимают главного. Самое главное в себе я ни­когда не мог выразить. Это отчасти связано с моей скрытностью. Свои мысли я еще мог выражать, во всяком случае, пытался выражать. Но чувства свои я никогда не умел выразить. Моя сухость, может быть, была самозащитой, охранением своего мира. Выражать свои чувства мешала также стыдливость, именно стыдливость, а не застенчивость. Мне всегда было трудно интимное общение с другим человеком, труден был разговор вдвоем. Мне гораздо легче было говорить в обществе, среди множества людей. С глазу на глаз наиболее обнаруживалось мое одиночество, моя скрытность вступала в силу. Поэтому я всегда производил впечатление человека антилирического. Но внутренний, невыраженный лиризм у меня был, была даже крайняя чувствительность и жалостливость. От соприкосновения же с людьми я делался сух...

Вопросы:

1. Как автор приведенного текста трактует общение?

2. Какие проблемы в общении испытывал автор? Что мешало ему выражать чувства на публике?

3. В каких видах общения Н. А. Бердяев мог чувствовать себя более комфортно?

Сделайте вывод: Почему тема практического занятия является актуальной


Практическая работа №4

Тема: Общество и природа.

Цель работы: расширить и закрепить знания по теме« Общество и природа».

Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему работы.
2. Выполнить предложенные задания.


Задание 1.Решить тест.

Какой признак характеризует общество как систему?

1)

взаимодействие с природой

2)

неизменяемость с течением времени

3)

наличие подсистем и институтов

4)

мир природы и вещей в целом

Один из признаков, характеризующих общество как динамическую систему,

1)

обособление от природы

2)

наличие социальных институтов

3)

сохранение связи с природой

4)

развитие и изменение отдельных элементов

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А.

Общество как динамическая система характеризуется постоянным изменением элементов общества и связей между ними.

Б.

Общество в широком смысле – это весь материальный мир, окружающий человека.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны



4.Какой пример иллюстрирует связь общества и природы?

1)

существование сословного деления общества

2)

очередные выборы депутатов парламента

3)

создание экологических заказников и заповедников

4)

проведение реформы системы образования

5.Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

1)

рост городов в результате отделения ремесла от сельского хозяйства

2)

истощение невозобновляемых природных ресурсов

3)

изменение демографической структуры населения в связи с миграцией

4)

развитие сферы медицинских услуг

6. Какую сферу общественной жизни непосредственно представляет процесс производства материальных благ, необходимых обществу?

1)

экономическую

2)

политическую

3)

социальную

4)

духовную

7. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А.

Общество выступает творцом «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.

Б.

Общество возникло одновременно с природой.


1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

8. К какой к сфере жизни общества относится проведение очередных выборов главы государства?

1)

экономической

2)

политической

3)

социальной


4)


духовной

9. Организация и проведение международного театрального фестиваля «Черешневый лес», на котором представляют свои работы молодые режиссеры, иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

1)

социальной и политической

2)

экономической и политической

3)

духовной и экономической

4)

социальной и духовной

10. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А.

Спад производства, как правило, вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б.

Политическая власть может оказывать влияние на экономическое развитие страны.


1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


Требования к результатам работы: письменная работа в тетради



Практическая работа №5

Тема: Роль образования в жизни человека и общества

Цель работы: выяснить какую роль играет образование в жизни человека и общества

Оборудование: 1.Выдержки из Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015): ст. 5, 43, 44

2. Конституция РФ ст.43

3. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Прочитайте ст. 43 Конституции РФ, сделайте запись в тетрадь.

2.Изучите статьи Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) и ответьте на вопросы.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Ответьте на вопрос:

1) Какие гарантии даёт государство человеку при реализации права на образование в Российской Федерации?

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

3.Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

12. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Ответьте на вопросы:

1) Какие обязанности должны выполнять обучающиеся?

2) Какие меры дисциплинарного взыскания могут быть применены к обучающемуся?

3) Может ли организация, осуществляющая образовательную деятельность отчислить несовершеннолетнего обучающегося из учебного заведения и по какой причине?

Практическая работа №6

Тема: Духовная культура личности и общества

Цель работы: способствовать формированию умений у обучающихся объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов, умений критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с материалами по написанию эссе (рекомендациями по самостоятельной работе).

2.Написать эссе согласно рекомендациям.

3.Сдать работы на проверку.

Примерные темы эссе:

Что такое культура?

2.Народные праздники на Руси.

3.Жанры массовой культуры.

4.Зачем нужна культура.

5.Духовная жизнь общества.

Образец черновика эссе по обществознанию:

1. Цитата

2. Проблема (тема), поднятая автором, её актуальность

3. Смысл высказывания

4. Собственная точка зрения

5. Аргументация на теоретическом уровне

6. Примеры

7. Выводы

Требования к результатам работы: письменная работа в тетради

Практическая работа №7

Тема: Экономика семьи

Цель: рассмотреть формирование семейного бюджета и факторы, влияющие на его изменение.

Задачи урока

1. раскрыть понятие «семейный бюджет», показать факторы, влияющие на его изменения;

2. Формировать умения сравнивать и анализировать статистические данные;

3. Развивать критическое мышление, интерес к экономическим процессам, происходящим в государстве;

4. воспитывать уважение к чужому мнению, семейным ценностям.

Тип урока: закрепление знаний и умений

Вид урока: практическая работа

Инструкция по выполнению работы

Задание 1. Познакомьтесь с результатами социологического опроса перечислите основные источники семейных доходов; определите, какой из перечисленных источников преобладает; какой из источников минимальный как вы думаете, что такое «другие источники», как они влияют на доходы семьи?

Задание 2. Распределите на 2 колонки названные социальные явления, обозначив «+» те, которые увеличивают доходы семьи, и « » те, которые уменьшают их.

Задание 3. Прочитайте формулировку закона немецкого ученого Эрика Эгеля, ответьте на вопрос, содержащийся в задании, сформулируйте собственное мнение по данному вопросу.

Задание 4. Проанализируйте структуру расходов семей в разных странах: перечислите статьи расходов; в какой стране больше тратят на питание, одежду и обувь? в какой стране больше тратят на предметы роскоши (автомобиль), отдых? в какой стране больше тратят на образование? по каким показателям нужно определять уровень благосостояния граждан? определите государство, в котором благосостояние самое высокое? определите государство, в котором благосостояние самое низкое.

Задание 5. Определите уровень благосостояния жителей нашей области

1) перечислите статьи расходов;

2) какая статья доходов преобладает?

3) какая статья расходов минимальная?

4) каков уровень благосостояния жителей (высокий, средний, низкий), почему вы так считаете?

Задание 6. Семейный бюджет

1) из каких частей состоит семейный бюджет?

2) какое соотношение должно быть между ними?

3) какие факторы влияют на состояние семейного бюджета?

Задание 7. Догадайтесь по определениям, о каких понятиях идет речь.

Задание 8. Прочитайте высказывание российского экономиста И.В.Липсиц и ответьте на вопросы:

1) как влияет экономика семьи на экономику государства?

2) приведите 2 – 3 примера для подтверждения своего мнения.

Приложение

Учебные материалы по теме «Экономика семьи»

Результаты социологического опроса жителей нашего города

Основные источники семейных доходов:

Заработная плата – 80%

Свое дело – 12 %

Хозяйство – 8 %

% от вкладов – 3 %

Собственность – 5 %

Другие источники – 38 %

Факторы, влияющие на доходы семьи:

Отсутствие хорошего образования; высокооплачиваемая работа; пьянство и другие вредные привычки; хорошее здоровье; поиск различных источников дохода, слабое здоровье; старательность в работе; престижное образование.

Закон Эрика Эгеля: С ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилье, коммунальные услуги меняются мало, а доля расходов на культурные и иные материальные нужды заметно возрастают.

Структура расходов семей в разных странах:

Страна

Страна

Питание

Одежда и обувь

Автомобиль

Обучение

Отдых

США

10

6,5

25,5

13,5

17,5

Япония

15

6

24

10

15

Швеция

16,5

7

30,5

19

3

Россия

40

20

8

8

3

Догадайтесь по определению, о каких понятиях идет речь:

ЖЮТБЕД – есть и у семьи и у государства, регулирует круговорот денежных средств.

ОДХЫСАР – по закону Эгеля их доля на насущные потребности снижается.

ЯФИЛЦИНЯ – процесс повышения общего уровня цен в стране.

ЫДОХДО – средства, используемые для оплаты расходов.

ИЦИТФЕД – состояние бюджета, при котором расходы превышают доходы.

«Страна может устойчиво развиваться лишь в том случае, если ее граждане зарабатывают столько, чтобы обеспечить устойчивый спрос на рынках и откладывать деньги в сбережения, которые к выгоде их владельцев используются для финансирования развития национальной экономики».

Практическая работа № 8

Тема: Особенности современной экономики России

Цель: ознакомиться с особенностями современной экономики России. Формировать и развивать умение систематизировать информацию.

Основные понятия: экономическая реформа, экономический рост, глобализация, инвестиционный климат, электронные рынки, глобальные экономические проблемы.

Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему работы.

2. Выполнить предложенные задания.

Задание 1. Мини - тест

1.Вставьте пропущенные слова в следующем определении:

Научно-техническая……………..-коренное……………преобразование производительных сил на основе превращения……………в ведущий фактор развития общественного………………

2.Верны ли следующие суждения об экономическом развитии современной России?

АВ современной экономической системе России присутствуют элементы сырьевой экономики и высокотехнологических экономических моделей.

Б.Современная Россия отходит от стратегии инновационного развития в пользу зональной глобализации.

1) верно только А

2) верно только Б

3)верно и А, и Б

4)оба суждения неверны

Ответы

1.Революция.2 качественное 3науки 4развития

Доклады и сообщения обучающихся:

1) Последствия экономических реформ в России 90-х г.г и 2000-х г.г.

2) Электронные рынки как феномен мировой экономики.

3) Факторы и проблемы экономического роста в России.

4) Инвестиционный климат в современной России.

5) Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.

6) Роль России в мировой экономике.

7) Последствия вступления России в ВТО.

8) Глобальные экономические проблемы современной России.

Контрольные вопросы:

1) Всегда ли экономические реформы дают ожидаемый эффект?

2) Какова роль современной России в мировом хозяйстве?

3) Что такое инвестиционный климат и инвестиционные риски?

4) Как оценивается инвестиционный климат в России в настоящее время?

5) Каковы причины глобальных экономических проблем?

6) Как влияет глобализация на выбор стратегии национальной экономики?


Практическая работа №9

Тема: Средства массовой информации и политическое сознание

Цели и задачи: 1) познакомить с ролью средств массовой информации в политической деятельности, показать особенности различных видов массовой политической информации, механизм политического манипулирования и его последствия, выработать практические рекомендации по противостоянию избирателя политическим манипуляциям с использованием СМИ;

2) развивать умения осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) формировать отношение к влиянию средств массовой информации на умы и сердца людей.

Оборудование: схемы, пакет документов, презентация

Тип уроков: урок-практикум.

Ход урока

I. Организационный момент

Роль СМИ в жизни современного общества трудно переоценить. Сегодня невозможно представить себе какую-то сферу нашей жизни без информационных отношений. При этом средства массовой информации оказывает существенное влияние на формирование сознания людей. Вот почему печатные и электронные СМИ давно являются неотъемлемой частью духовной жизни общества. Именно из этих источников получает человек большую часть значимой для него информации. Конституцией РФ (ст.29) гарантируется свобода СМИ. Здесь также содержится запрет на цензуру. Каждый человек в нашей стране вправе свободно искать, получать и передавать любую информацию. Главное, чтобы избранный им при этом способ был законным.

СМИ - это один из ключевых инструментов политической системы страны.

Задания по вопросу - СМИ в политической системе общества.

Вопросы и задания для первой группы

1. Как иначе называют СМИ? Почему?

2. Какие функции в политике выполняют СМИ?

3. В каких отношениях состоят государство и СМИ?

4. Проследите роль и влияние СМИ в различных политических режимах. Считаете ли вы это закономерным явлением? Почему?

5. Какое влияние имеет СМИ в современных развитых демократических странах? Мнение аргументируйте.

Сообщение 2 - характер информации, распространяемой СМИ (пункт 2).

Вопросы и задания для второй группы

1. Какую информацию по объему передают СМИ? Хорошо это или плохо?

2. Какие общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач, выявили исследователи массовой информации?

3. Почему телевидение стало столь популярным в XX в.?

4. Что такое политическое манипулирование? Опишите его механизм.

5. Опишите перспективы развития СМИ.

Вопросы и задания для третьей группы

1. К каким выводам пришли ученые, изучившие роль СМИ в политической жизни общества?

2. Какова роль СМИ в избирательных кампаниях? Приведите примеры.

3. Опишите механизм взаимодействия кандидата со средствами массовой информации.

4. Какие методы используют пиар- компании в СМИ, чтобы привлечь внимание к своим кандидатам?

5. Что собой представляет политическая реклама?

6. Назовите и охарактеризуйте четыре вида клипов.

7. Учитывается ли общественное мнение в ходе политических кампаний? Какую роль оно играет в ходе избирательных кампаний?

8. Может ли человек противостоять СМИ? Как? Предложите свои методы.

III. Итог урока.

- Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается тема «Роль СМИ в политической жизни общества». Какую позицию вы бы заняли? Почему?

- Можно ли ограничивать свободу слова? Мнение аргументируйте.

Работа по заполнению таблицы «Роль СМИ в жизни людей»


СМИ приносят пользу человеку и обществу

СМИ приносят пользу человеку и обществу

1

Развлекают

Уводят от необходимости решать реальные проблемы

2

Развивают

Не всегда информация верна

3

Информируют

Отрицательное влияние на психику

4

Воспитывают

Находятся в чьих-то руках

5

Помогают сделать выбор

Не всегда пропагандируют общечеловеческое

6

Образовывают


7

Формируют общественное мнение



Вывод по таблице:

СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя, различать, каким образом происходит манипуляция сознанием. Это и есть осознанный выбор человека..

Практическая работа №10

Тема: Право в системе социальных норм

Цель работы: • Изучить текст параграфа учебника;

Ответить на поставленные вопросы к тексту

Оборудование:

1. Обществознание.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.;

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §18 с.184-187 Обществознание.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.- 350 с.;

2. Проанализируйте текст;

3. Ответьте на поставленные вопросы:

1) Что такое право?

2) Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов?

4. Опираясь на текст учебника, заполните таблицу «Мораль и право»

Взаимосближающие черты

Различия




5. I. Объясните, какой формулой можно выразить структуру приведённых ниже правовых норм и какие элементы структуры нормы права не нашли полного словесного выражения в текстах приведённых ниже статей законов:

а) Конституция РФ. Статья 81(ч.2)

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

б) Уголовный Кодекс РФ

Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, -

Наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода, осуждённого за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

в) Статья 47. Положения о среднем специальном учебном заведении

За невыполнение учебного плана специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего трудового распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Порядок отчисления студентов определяется уставом среднего учебного заведения.

II. Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы:

а) Указ Президента РФ «О приобретении гражданства Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации»;

б) Федеральный закон «О персональных данных»;

в) Кодекс об административных правонарушениях;

г) Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2016. №277-р «О распределении в 2016 году субсидий субъектам Федерации на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»;

д) Закон Московской области ««О муниципальном жилищном контроле на территории Воронежской области»;

е) Приказ Минобрнауки России от 26.01.2016 N 35 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2016 году";

ж) 2-Федерально –Конституционный Закон « О референдуме Российской Федерации».

Практическая работа №11

Тема: Система государственных органов Российской Федерации

Цель: научить определять особенности президентской, законодательной, исполнительной, судебной властей в современной России; сформировать представление об организации государственной власти в Российской Федерации; усовершенствовать навыки поиска и отбора информации.

Оснащение: Методические указания для проведения практических занятий, учебник, нормативные акты.

Методические указания по выполнению работы: изучите краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия. При выполнении работы соблюдайте последовательность действий

Порядок выполнения работы:

1) Работа с Конституцией РФ.

1.1.Заполните таблицу:

Вопросы для

сравнения

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Президентская власть

Как формируется





Основные функции





Значение






1.2. Заполнить таблицу, используя материал глав 4-7 Конституции РФ

Вопросы для сравнения

Президент РФ

Совет Федерации

Правительство

Прокуратура

Порядок

формирования






Срок полномочий





Возрастной ценз





Количество сроков





Полномочия





1.2. Конституция РФ устанавливает ряд требований, которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ: он должен быть гражданином России не моложе

35 лет и постоянно проживать в РФ не менее 10 лет.

Объясните, почему для кандидата в Президенты законодательством установлены такие требования.

2.3. Опираясь на содержание статьи 93 Конституции РФ, изобразите в виде логической схемы основные этапы процедуры импичмента Президента РФ.

2.4. Опираясь на содержание статей 102 и 103 Конституции РФ, заполните таблицу.

Полномочия Совета Федерации

Полномочия Государственной Думы

2) Объясните смысл выражения: «Ветви власти не должны царапать граждан»

3) Используя Конституцию Краснодарского края, составьте схему, отражающую систему органов власти Краснодарского края.

4) Решите ситуационные задачи

Задача № 1

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. года № 415 Генеральный прокурор Российской Федерации был отстранён от должности на период расследования возбуждённого в отношении него уголовного дела.

По мнению Совета Федерации, такое отстранение может иметь место только в порядке, установленном п. «е» ст. 83 и ч. 2 ст. 129 Конституции Российской Федерации для назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, т. е. должно осуществляться по представлению Президента Российской Федерации, и, следовательно, Президент Российской Федерации был не вправе издать названный Указ.

Является ли конституционным Указ Президента Российской Федерации об отстранении от должности Генерального прокурора РФ на период расследования возбуждённого в отношении него уголовного дела? К компетенции Совета Федерации или Президента относится данное полномочие?

Задача № 2

Перечислить признаки органов государственной власти.

Задача № 3

Депутат Государственной думы Российской Федерации И. совершил наезд на велосипеде на гражданина З., когда тот в нетрезвом состоянии переходил дорогу в неположенном месте.

Практическая работа № 12

Тема: Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы

Цели урока: сформировать представление у обучающихся о воинской обязанности и праве на альтернативную гражданскую службу; рассмотреть порядок призыва на граждан мужского пола на военную службу; определить порядок и правила прохождения альтернативной гражданской службы; способствовать формированию у обучающихся умений и навыков работы с нормативными документами, систематизации полученных знаний, аргументирования собственных суждений.

Основные понятия и термины: воинская обязанность, военная служба, отсрочка от призыва на военную службу, альтернативная гражданская служба.

ХОД урока:

1.Воинская обязанность и военная служба в РФ.

2.Порядок и правила призыва граждан мужского пола на военную службу.

3.Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

4.Работа с нормативными документами по предложенному учителем заданию (карточки).

5.Домашнее задание.

1.Государство гарантирует гражданам защиту их конституционных прав и свобод. Принимая на себя обеспечение прав человека, государство в то же время имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы стандартам, закрепленным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования через систему обязанностей, устанавливая меры юридической ответственности за их невыполнение. Так Конституция РФ предусматривает следующие обязанности: платить налоги, сохранять природу, бережно относится к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях, обязанностью является защита Отечества.

Более детально эта обязанность регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»

Воинская обязанность – это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооружённых сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

Статус военнослужащих определен как совокупность их прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных законодательством.

2. Данная обязанность состоит из нескольких частей. Рассмотрим наиболее значимые из них.

а) Обязанность встать на воинский учет. Он производится по месту жительства призывника (при достижении им 17 летнего возраста) военкоматами. Для этого необходимо явиться в военкомат и сообщить о себе необходимые данные.

б) Пройти подготовку к военной службе, в том числе медицинскую комиссию. Комиссия определяет степень годности призывников, которая бывает 5 категорий.

А – годен

Б – годен с незначительными ограничениями

В – ограниченно годен

Г – временно не годен

Д – не годен к военной службе.

Перечень заболеваний по которым призывник признан не годным к военной службе утверждён Постановлением Правительства.

в) Обязанность по повестке явиться в военкомат и отправиться по месту службы.

г) Прохождение военной службы по установленному сроку (1 год).

д) Пребывание в запасе после приказа об увольнении.

3.В связи с вышеизложенным может возникнуть вопрос:

а как быть в том случае, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина?

Закон предоставляет ему право на замену военной службы альтернативной гражданской.

Что же такое АГС? Это такой вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. АГС может осуществляться в мед. учреждениях, в организациях Вооруженных Сил РФ в качестве гражданского персонала. она регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

Гражданин, решившийся воспользоваться этим правом должен помнить, что срок такой службы в 1,75 раза больше чем срок службы, установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»

Как же гражданин может реализовать свое право на АГС?

Прежде всего он должен вовремя подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой ( не позднее 6 месяцев до срока своего призыва). В заявлении необходимо обосновать, почему несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

призывнику, в отношении которого принято решение о замене военной службы альтернативной гражданской службой вручается повестка с указанием срока явки на мед. комиссию и дальнейшее решение вопроса о направлении его на место прохождения альтернативной гражданской службы.

4. Выполнить задание по карточкам в соответствии с планом.

Обсуждение результатов работы каждой группы обучающихся.

5. Вопросы для закрепления.

А) Какие категории российских граждан призываются на военную службу?

Б) Перечислите какие категории граждан России не подлежат призыву на военную службу?

В) Какие основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу предусмотрены законом?

Г) В каких случаях гражданин России имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой?

Д) Каковы условия прохождения альтернативной гражданской службы?

Дополнительно

ситуация: Сергей Иванов после окончания школы поступал в институт, но не прошел по конкурсу. С октября он стал посещать 10-месячные подготовительные курсы в этом институте, чтобы в следующем году наверняка стать студентом. В феврале ему исполнилось 18 лет, а в мае он получил повестку из военкомата с требованием явиться на призывной пункт.

Должен ли Сергей Иванов быть призван на военную службу?

Имеет ли он право на отсрочку?


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


1.Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016.- 350 с.

2.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016.- 335 с.

3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.

4. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.

5. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.

Интернет-ресурсы

1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

2.www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

3. www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

5. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.