Методические рекомендации на тему «Подготовка выпускников к ГИА по обществознанию»
Подготовка выпускников к ГИА по обществознанию
Ульянова Марина Николаевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 25 им. Г.С. Галеева
На протяжении большого времени система образования претерпевала массу изменений. В 2002 году в наши школы было введено ГИА. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе. Через 4 года введение ФГОС основного общего образования и наконец изменения ФГОС ждали и среднее общее образование. Но сдача ГИА остается одним из важных моментов любого выпускника. Из года в год ЕГЭ по обществознанию является самым популярным экзаменом по выбору. Причин несколько: одни считают этот экзамен самым простым для сдачи, другие выбирают его исходя из информации о вступительных экзаменах конкретного Вуза, третьи ещё не определились с будущей профессией и сдают обществознание «на всякий случай». Но какая бы причина не лежала в основе выбора учащихся, ясно, что к экзамену необходимо готовиться.
Преподаватели стали искать методы подготовки к государственной итоговой аттестации. Подготовка к ГИА по обществознанию не дело нескольких месяцев, а систематическая целенаправленная учебная деятельность, организованная с момента изучения предмета.
Учитель должен обратить внимание на несколько моментов, важных для изучения предмета и подготовки к экзамену:
- школьники должны быть знакомы с правилами работы с различными видами тестов;
- с правилами письменного ответа на определенные задания;
- с правилами составления плана текста;
- алгоритмом написания эссе;
- хорошо ориентироваться в теоретических положениях различных разделов курса, знать основные понятия и термины, применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов, раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук и т.д.;
В помощь учителям как интернет ресурсы: ФИПИ http://www.fipi.ru/, Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ , Решу ЕГЭ https://ege.sdamgia.ru/, так и печатные издания [3], Котова О.А, Лискова Т.Е. Обществознание. Тетрадь –тренажер.(9,10,11 классы) .Подготовка к ЕГЭ по обществознанию несколько отличается от подготовки к экзаменам по другим предметам. Обществознание – это социальная наука, претерпевающая изменения практически каждый день. В тестовых заданиях часто встречаются вопросы, проверяющие знания школьника о современной политической и социальной обстановке в мире. Очень мало наши ученики знают о реальной жизни, проводя огромную ее часть в виртуальном пространстве социальных сетей. Не могут, поэтому применить даже выученную теорию к социальным явлениям, которые происходят вокруг них, с ними. Школьная программа усложняется с каждым годом, и, для того чтобы знать обществознание на «отлично» уже недостаточно просто ознакомиться с материалом учебника: необходимо быть подкованным во многих социальных науках. Именно поэтому подготовка к экзамену по обществознанию должна строиться последовательно и систематично.
Существует несколько известных способов подготовки к любому экзамену.
Первый – самостоятельная подготовка. Ребята, вооружившись учебными пособиями и справочной литературой, начинают «грызть гранит науки» самостоятельно. Сами планируют время, сами повторяют пройденный материал, сами проводят рефлексию.
Второй способ – работа с учителем. К счастью, в школе помощь учителя ещё никто не отменял. Исходя из практики работы в выпускных классах подготовку к государственной (итоговой) аттестации можно разбить на 3 этапа.
Первый этап – это ликвидация пробелов в знаниях за предыдущие годы и подготовка базы для решения заданий первой части экзаменационной работы.
Я разработал свою систему и ей следую: еще в 10 классе (зная, что в 11 классе многие учащиеся выберут для сдачи обществознание) я начинаю все «с нуля», даю теорию последовательно, одну тему за другой. Как только заканчиваю с теорией перехожу к практике, решаю с детьми экзаменационные задания. Такой подход дает хороший результат: к моменту, когда мы приступаем к практике, у ребенка весь курс есть в голове, ему гораздо проще. Подкрепляю это требовательностью, всегда пытаюсь доказать значимость того, что преподаю.
Второй этап подготовки – это комплексное решение заданий первой части экзаменационной работы. Каждый ученик получает и выполняет индивидуальный тест, содержащий набор заданий, которые предусмотрены данной частью. После выполнения работы решения подробно разбираются и комментируются. Если какое-то задание вызвало затруднение, то оно разбирается особенно тщательно. На данном этапе хорошо зарекомендовала себя и работа с интернет ресурсами.
Третий этап – завершающий этап подготовки. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий и можно приступать ко второй части тренировочных экзаменационных работ.
С каждым годом КИМы по обществознанию меняются. Задания усложняются. В 2022 году выпускников и учителей ждут большие изменения в КИМах.Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей
и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 - 16 заданий с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности
заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью
таблиц;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Ответ на каждое из заданий части 1 дается в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 - 9 заданий с развернутым ответом. Ответы на эти задания формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Продолжительность экзамена –3 часа ( 180 минут)
Хотят исключить задания из первой части, которые дублируют друг друга. Эссе убрали, но усложнили другое задание - составление плана.
Теперь в нем нужно приводить больше примеров и комментариев. По сути, план и эссе объединили и теперь это задание значительно "подорожало" по баллам. Еще в некоторых заданиях, в которых ранее требовалось выбрать один из предложенных вариантов, может потребоваться развернутый ответ.
Сдать ГИА по обществознанию не представляется возможным без хорошего владения понятийным аппаратом курса и его основных теоретических положений. Для мотивации школьников к систематической работе с понятиями и терминами важно регулярно организовывать терминологические диктанты, терминологические разминки, индивидуальные задания при опросе домашнего задания по типу «объясните термины», «соотнесите понятиях и их определения», зачеты по изученной теме. Для успешной подготовки к ГИА необходимо провести пробные экзамены для школьников.
Это необходимо:
1.Для ознакомления с процедурой,
2. Ознакомление и работа с бланками,
3. Распределение времени при выполнении работы
4 Психологическая устойчивость
Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Стресс возникает не только при нагрузке, но и при отсутствии её. Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью. Выпускник должен использовать свой опыт, а также самостоятельно использовать действия экспериментального характера, ставить цель, составлять свой алгоритм действий, обнаруживать несоответствие цели и результата, корректировать свою деятельность.