Методические рекомендации к практическим занятиям по экологии
Методические рекомендации к практическим работам по экологии
Практическое занятие по теме «Среды жизни»
Заполняя таблицу, охарактеризуйте четыре основные среды жизни организмов. Оценивая степень выраженность показателя среды, используйте следующие градации уровня выраженности показателей:
0 – отсутствует;
+ – низкий уровень;
++ – средний уровень;
+++ – высокий уровень.
Показатель |
Среда |
|||
водная |
наземно-воздушная |
почвенная |
тела организмов |
|
Плотность |
|
|
|
|
Светопроницаемость, освещенность |
|
|
|
|
Теплопроводность |
|
|
|
|
Проводимость звука |
|
|
|
|
Обеспеченность кислородом |
|
|
|
|
Изменчивость условий среды |
|
|
|
|
Охарактеризуйте требования сред жизни к строению и жизнедеятельности организмов:
Требования к организмам |
Среда |
|||
водная |
наземно-воздушная |
почвенная |
тела организмов |
|
Форма, размеры, покровы тела |
|
|
|
|
Органы и способы передвижения |
|
|
|
|
Развитие органов чувств |
|
|
|
|
Защита от неблагоприятных факторов |
|
|
|
|
Практическое занятие по теме «Экология сообществ и экосистем»
Цели:
- познакомить обучающихся с разнообразием природных сообществ,
- определить видовое разнообразие, трофическую и пространственную структуры природного сообщества,
- раскрыть особенности функционирования природных сообществ в условиях Сибири.
Оборудование: тетрадь для записи наблюдений, ручка, линейка, компьютер, графический редактор (например, Photoshop).
Ход работы
Прежде чем приступить к выполнению практической части задания, необходимо повторить 4 тему курса – «Экология сообществ и экосистем». Особое внимание обратить на различие понятий биогеоценоза и экосистемы, на характеристику «показатель разнообразия сообщества» – число видов организмов, входящих в его состав, а также на условия, которые оказывают влияние на видовое разнообразие.
Выберите для исследований любую природную экосистему Вашего региона, возможно и искусственную, например, аквариум. На ее примере рассмотрите:
видовую структуру, с указанием видов-доминантов и видов-эдификаторов (строителей). Попытайтесь ответить на вопросы: «Чем определяется видовое разнообразие выбранной экосистемы?», «Что станет с экосистемой при изменении, например, внешних климатических условий?» Возможно рассмотреть иные факторы воздействия на экосистему;
трофическую структуру и охарактеризуйте различные типы взаимоотношений в сообществе. Нарисуйте пищевые цепи, с указанием названий различных трофических звеньев;
пространственную структуру. Постройте либо вертикальную, либо горизонтальную структуры с указанием разделения на зоны. В вертикальной структуре можно выделить либо ярусы, либо горизонты с указанием обитателей. В горизонтальной структуре можно выделить парцеллы, определяющие облик сообщества;
несмотря на то, что любое сообщество находится в условиях непрекращающихся изменений (суточные, сезонные и т.д.), попытайтесь представить доказательства устойчивости рассматриваемой экосистемы в течение года.
Оформите результаты наблюдений и выводы в формате Word с использованием графического редактора.
Практическое занятие по теме «Сырьевые ресурсы»
Цель: ознакомиться с основными группами ресурсов, изучить аспекты и теоретические основы охраны окружающей среды.
Задание 1. Рассмотрите следующие вопросы
1. Оптимизация окружающей среды, теоретические основы использования природы.
2. Описание природных ресурсов Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы.
3. Классификация природных ресурсов: исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозобновимые.
4. Биологические ресурсы и безопасность продукции.
5. Рациональное использование природных ресурсов, малоотходная и безотходная технология.
6. Использование альтернативных и экологически чистых источников энергии, как компонентов устойчивого развития общества.
7. Аспекты охраны природы:
1. Экономические аспекты
2. Оздоровительно-гигиенические аспекты
3. Воспитательные аспекты
4. Эстетические аспекты
5. Научно-ознакомительные .
Задание 2. Распределите по категориям следующие природные ресурсы: рыбы, растения, солнечная энергия, энергия ветра, уголь, атмосферный воздух, птицы, нефть, океанические воды, пресная вода, почва, железо, медь, никель, природный газ, пищевая соль, лес, солнечные лучи, млекопитающие, жемчуг.
Природные ресурсы |
||||
Невозобновимые |
Возобновимые |
Космические |
Климатические |
Водные |
Практическое занятие по теме «Энергетические ресурсы»
Понятие и классификация сырья и топливно-энергетических ресурсов.
Как классифицируются запасы полезных ископаемых и их экономическая оценка?
Что включает сырьевая база РК?
Как используются энергетические ресурсы Казахстана?
В чем особенности развития сельскохозяйственной базы?
Назовите пути рационального использования материальных ресурсов.
Какие существуют показатели и методы анализа использования материальных ресурсов?
Практическое содержание:
1) На примере конкретного предприятия рассмотреть источники формирования сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Купрякова Любовь Александровна