Методические рекомендации «Освоение базовых принципов композиции»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Методические рекомендации
«Освоение базовых принципов композиции»
Воронеж – 2023
Санина Елена Александровна – педагог дополнительного образования.
Санина Е.А. Методические рекомендации «Освоение базовых принципов композиции». – Воронеж: МБУДО ДТДиМ, 2023. – 15с.
Под редакцией Глущенко Н.Н. – заместителя директора по научно-методической работе.
Методические рекомендации разработаны к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Изостудия» и предназначены педагогам дополнительного образования, родителям, обучающимся и всем желающим освоить базовые признаки композиции.
© Санина Е.А., 2023 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4
Композиционные средства выражения………………………………………… 5
Приемы композиции…………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………...15
Введение
Писатели, поэты, живописцы, скульпторы в процессе творчества выражают свои мысли и чувства разными способами: писатели – ярким словом, композиторы – гармонией звуков, художники – линией, формой, цветом. Во время работы художник, когда ему нужно, из запаса накопленных наблюдений и впечатлений отбирает необходимые ему в конкретном случае образы, которые являются материалом будущей картины. Данные методические рекомендации кратко расскажут о том, что такое композиция в живописи.
Термин «композиция» происходит от латинского compositio – составление, соединение, сложение частей. Применительно к композиции в живописи это значит, что отдельные части картины, объединяясь вместе, приобретают новое, большее значение, чем каждая из них имела бы сама по себе. Композиция – это распределение всего изобразительного материала на холсте: персонажей, пейзажа, предметов обихода, пространства, цвета, света и так далее, то есть того, что именуется компонентами картины. И не простое распределение, а упорядочение этого материала, приведение отдельных компонентов во взаимосвязь, установление между ними различных отношений – психологических, пластических, цветовых. Вместе с тем композиция – это определенное расположение компонентов картины с целью раскрытия главного – идеи произведения. Картина может стать выразительной, значительной, навсегда запоминающейся только тогда, когда в ней ясно выражена основная мысль, найдено общее, и с этим общим связаны все части органической нерасторжимой связью. Выделение главного и нахождение общего – картины в целом, решение ее образа – это и есть композиция картины. Здесь нужно больше всего вложить труда, находчивости, изобретательности и остроумия.
Перед тем как начинать работать, надо остановиться, подумать, решить, что вы хотите выразить в своем произведении, как это все разместится на плоскости холста или бумаги, какой будет общий вид, какой для этого нужен формат (квадрат, полтора квадрата и так далее) и какая техника исполнения будет наиболее подходящей (например, лицо ребенка и старика одинаковой техникой не передашь). Очень часто техника исполнения зависит от сюжета. Вообще, надо каждый раз искать средства выражения, соответствующие сюжету. «По сюжету и живопись», – писал П. П. Чистяков в письме В. Д. Поленову.
Композиционные средства выражения
Равновесие
«Живопись – это весы, и если неверно берется цвет по силе напряженного света и цветовой окрашенности, то одна чаша начинает подниматься, а другая опускается. Необходимо равновесие» – слова художника Б.В.Иогансона наиболее точно выражают суть принципа.
Равновесие присуще всему растительному и животному миру. Лист каштана, виноградная лоза, рифовые кораллы, раковина моллюска. Равновесие зрительно вызывает чувства покоя, устойчивости. Мы отдыхаем от восприятия такой композиции. Отсюда равновесие должно доминировать в картине. Работа не может считаться законченной, если по цветовым и тональным пятнам она не уравновешена. Равновесие в композиции означает сбалансированность всех элементов между собой относительно композиционного центра. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от её пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из средств и законов композиции в отдельности не создадут гармоничное произведение, так как все взаимозависимо или уравновешено. Если же в своих творческих поисках художник активнее начинает применять одно из средств для создания более выразительного художественного образа, то результатом такого подхода должна стать переоценка всего композиционного построения произведения. Может потребоваться изменение его пропорций, увеличение или, наоборот, уменьшение количества элементов композиции, пересмотр тональных и цветовых отношений и т. д.
С целью облегчить себе работу по поискам композиционного равновесия художники прибегают к эскизам, в которых удобнее работать со взаиморасположением отдельных цветовых пятен, менять их размер, насыщать деталями, вести работу над наиболее интересным пластическим решением, необходимым для создания задуманного образа. Пробуя различное построение элементов, множество раз проигрывая пластические связи, цветовое решение, они добиваются равновесия в картинной плоскости. Это может выразиться и в подтемнении или высветлении тона, в уменьшении или увеличении насыщенности пятна цветом, в усложнении или, наоборот, упрощении силуэта пятна, в количественном изменении, в увеличении значимости композиционного центра, в большей активизации ритмического построения, введении статичного ритма, в уменьшении пластического контраста.
Неуравновешенная композиция – лист перегружен сюжетом в левой части рисунка.
Уравновешенная композиция – главный герой, являясь центром рисунка, уравновешен второстепенными деталями композиции.
Цельность
Благодаря композиционному построению, оптимальному соотношению и взаимодействию частей композиции достигается целостность художественного произведения. Целостность является важным свойством композиции.
Целостность – стадия законченности композиции, при которой:
- ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
- части не могут меняться местами без ущерба для целого;
- ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.
Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве как гармоничность. Гармоничные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмеренности. Гармоничность - единство эстетических и логических характеристик композиции, при котором её внутреннее содержание полностью выражается во внешней форме. Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве основного закона композиции.
Самым главным в воспитании молодого художника Б.В.Иогансон считал постановку глаза художнику. Необходимо «ставить» глаз, как певцу голос. А это значит научить цельному видению. Цельность видения – основа основ живописца.
Цельная композиция – все элементы работы гармонично дополняют друг друга.
Цельная композиция – композиционное единство достигнуто благодаря композиционному центру, колориту, акцентированию деталей, проработке планов.
Соподчинение
Важнейшим средством достижения единства можно назвать закон соподчинения. Что значит соподчинение? Соподчинение предполагает наличие главного и подчинённого или второстепенного. Как в любом литературном произведении, да и в жизни, в любой организации, обязательно будет главный (герой, начальник, шеф, директор) и подчинённые персонажи. Главное будет являться центром композиции и выражать основную идею сюжета.
Цельная композиция – композиционный центр хорошо читается, главная фигура подчеркнута общим планом рисунка. Смысл и посыл автора понятен.
Отсутствие соподчинения – одинаковые по степени проработки рыбы и водоросли не позволяют выделить однозначный четкий композиционный центр.
Композиционный центр
Для того, чтобы композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть свободное пространство – композиционная пауза. Обычно главный элемент композиции сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие второстепенные элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения.
Варианты организации композиционного центра:
1. Концентрация деталей на одном участке композиции по сравнению со спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках. Прием противопоставления.
Главный персонаж прорисован ярко и детально по сравнению с окружением, что позволяет сконцентрироваться взгляду зрителя на нем.
2. Выделение композиционного центра цветом.
Фигура белого песца на насыщенном фоне привлекает внимание, автор выделил композиционный центр цветом.
3. Выделение композиционного центра формой.
Сходные по пластике формы животных образуют гармоничный композиционный центр.
4. Выделение композиционного центра величиной.
Взятый крупным планом и декоративно проработанный храм, является основой центра рисунка.
5. Введение стаффажа подчёркивает значение фона. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками, более или менее заполненными деталями.
Большое городское пространство выгодно оттеняет маленькая фигура девочки с собакой.
Приемы композиции
Ритм
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность. Ритм может быть задан линиями, чередованием света и тени, цветом. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например, фигур людей, их рук или ног. Ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.
Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статической и динамической.
Динамический ритм
Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами), или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число) прогрессии. Что касается статического ритма, состоящего из повторяющихся через равные промежутки элементов, то он преимущественно используется в декоративно-прикладном творчестве.
Динамика
Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамики.
Статика
Статичность – это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью.
Симметрия
Симметрия – это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения.
Асимметрия
Асимметрия – это вариант композиции, сочетание и расположение элементов которой не подчиняется точкам, осям, плоскостям симметрии. Асимметрия, т. е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения.
Контраст
Контраст – резкое различие элементов, предметов, форм и их свойств по следующим параметрам: размеру, форме, тону, цвету, положению в пространстве и т.д. Особенностью контрастной композиции является активность её визуального воздействия.
Нюанс
Нюанс – незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Характеристика нюанса: нюанс представляет собой едва заметный, плавный переход, оттенок, градации отношений однородных качеств элемента, разнообразную гамму вариантов в мельчайших оттенках.
В нюансных отношениях сходство выражено сильнее, чем различие.
Задача нюанса заключается в усилении общей связи элементов композиции, сглаживании жесткости или монотонности в ее построении.
Нюансирование, шлифовка формы, проработка деталей завершает композицию. Нюансирование – это то основное, что при всех других положительных качествах делает вещь элегантной, а композицию – завершенной, высшего эстетичного уровня.
Композиция, лишенная контрастов, невыразительна. Композиция, лишенная нюансов, груба.
Акцент
Акцент – это выделение, подчеркивание элемента композиции. Основные средства акцентирования: размер, цвет и тон. История мирового искусства красноречиво рассказывает о постоянных мучительных поисках выразительных средств, способных глубоко и эмоционально раскрыть творческий замысел, ярко выразить жизнь и мир чувств человека.
Знание особенностей этих средств помогает нам правильно решать композиционную задачу, проникать в сущность всего изображаемого, понимать характер и логику формы предмета, то есть красоту вещи. Наконец, знание композиционных средств, которыми оперирует художник, воплощая свой замысел, помогает глубже анализировать произведение искусства и способствует успеху как в учебной, так и в творческой работе.
Список использованной литературы
1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. – Москва: Просвещение, 1969. – 197 с.
2. Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – Москва: Искусство, 1977. – 146 с.
3. Голубева О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. – Москва: Изобразительное искусство, 2001. –117 с.
4. Костерин Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. – Москва: Просвещение, 1984. –239 с.
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция / Г.М.Логвиненко. – Москва: Владос, 2004. –144 с.
6. Паранюшкин Р.В. Композиция / Р.В.Паранюшкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. –76 с.
7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М.Сокольникова. – Москва: Академия, 1999. – 364 с.
15