12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Andrei18
2

Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием изобразительной деятельности

Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием изобразительной деятельности

Парфеньева Наталья Николаевна МБДОУ «Детский сад №49 «Гусельки» г.Вологда


При разработке методических рекомендаций легли в основу материалы , предложенные в работах З.М. Дунаевой, Е.А. Екжановой, Е.Н. Лебедевой, О.А. Крушельницкой, А.Н. Третьяковой.

Цель работы – формирование пространственных представлений (отражение формы, величины, строения предметов) с использованием изобразительной деятельности у детей с ЗПР.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы:

- Развивать умение самостоятельно и последователь­но рассматривать анализировать объект, его свойства; способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

- Учить выделять особенности формы, величины, строения предметов; устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в лепке, аппликации и рисовании;

Главным принципом освоения навыков пространственных представлений средствами изобразительной деятельности является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.

Для знакомства детей с формой, величиной, строением предметов, расположением предметов целесообразно использовать принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Эта работа может осуществляться в процессе игры в следующих видах изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Содержание работы по формированию пространственных представлений средствами изобразительной деятельности у детей с ЗПР представлено в Приложении №5.


Рекомендации по проведению коррекционной работы с детьми

Важно правильно подготовить рабочее место ребёнка - во время занятий на столе и в комнате не должно быть ничего лишнего, кроме того, что требуется для выполнения данного задания. Следует учитывать сформированность пространственного вос­приятия, особенностей деятельности и поведения, требований про­граммы детского сада.

При выполнении рисунков особенно строго необходимо соблюдать методическую последовательность работы. Весь ход работы следует разбить на этапы, которые бы имели последовательно поставленные цели. Середина работы наиболее продолжительна и по содержанию насыщена важными задачами. Поэтому этапов работы может быть намечено четыре, пять, шесть в зависимости от сложности объекта изображения.

В процессе проведения коррекционно-развивающей работы необходимо организовывать наблюдения детей за предметами и явлениями, в процессe которых дошкольники научаются выделять про­странственные признаки и отношения, подвергать их анализу, уста­навливать между ними сходство и различие, обобщать их, обозна­чать словами.

Педагогам рекомендуется поэтапный подход для организации коррекционной работы по данной теме.

На I этапе педагогам предлагается вести работу по решению следующей задачи - анализ и обобщениеформы предметов.

На данном этапе необходимо следующее: каждая форма подробно анализируется, а именно - делится на составляющие ее элементы; далее в ней вычленяются главные, существенные признаки, отличающие ее от всех других форм. Нахождение признаков различия и общности достигается при помощи сравнения изучаемых форм.

Применить данные рекомендации можно в организованной образовательной деятельности по ИЗО, а также в свободной деятельности:

- дети рисуют в воздухе;

- изображают на листе бумаги;

- вырезают;

- лепят из пластилина.

Советуем проводить поиск аналогичной формы в окружающих ребенка предметах. Например, при изучении прямоугольника, квадрата дети на­зывают: дом, стол, флажок, окно, поезд, аквариум, книжка, улица, шкаф, скворечник и т.д.; овала, круга - дети называют: яйцо, яблоко, овощи, цветок, рыбку, мишку, кошку и т.д.

Эффективным приемом знакомства детей с пространственными свойствами предметов является сопоставление формы реальных предметов с геометрическими. Например, кошка: уши похожи на треугольник, голова - на круг, туловище - на прямоугольник и т.д. – здесь происходит осуществление сложной аналитико-синтетической деятельности.

Знакомство с рациональным способом преобразования геометрических фигур, т.е. из одной гео­метрической фигуры создавать другую (например, на занятиях по аппликации - из прямоугольни­ка образовать квадрат, из трапеции - прямоугольник и треуголь­ник, и т.д.).

Сначала для изображения предметов используется простая форма предметов (например, фрукты, овощи). Затем для анализа пространственных характеристик и продуктивных видов деятельности берутся более сложные и разнообразные предметы(например, комнатные растения с крупными листьями и несложным строением). Можно предложить рисовать с натуры ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя) и т.д.

Рекомендуем создать различные аппликации, где происходит комбинирование, сочетание различных форм в разных вариантах и создание новых неожиданных форм. Например, приём «Сухая аппликация» - раскладывание фигур по инструкции на заготовленном листе без клея успешно применяется в обучении. (Дидактический материал - элементы геометрических головоломок, палочки, строительный материал, вырезанные из бумаги или картона фигу­ры, игрушки и т.д.). ( Приложение № 7)

Целесообразно проводить разнообразные графические зада­ния, которые укладываются в четыре этапа. Например, обведение:

1) по контуру,

2) по опорным точкам,

3) по образцу,

4) по словесной инструкции).

В заключение (после каждого задания) - воспитанники дают вербальный отчёт о проделанном, нарисованном, вылепленном (обозначают форму словом).

На II этапе рекомендуется работать над задачей - формировать у детей представлений о направлениях пространства:

- Уметь ориентироваться в сторонности. Сначала педагог использует плоскость листа и отрабатывает понятия: центр, середина, верх, низ, справа, слева. Затем задачу для детей усложняем – они определяют на листе верхний правый, верхний левый угол, нижний правый, нижний левый угол. При этом педагогам предлагается сначала в игровой форме переставлять на разлинованном «поле» (чистом листе бумаги) маленькие игрушки, плоские формы и т.п. Затем данная задача решается на занятиях по ИЗО.

- Формировать умение детей ориентироваться на местности (в помещении группы, в помещениях д/с, на участке д/с, в своей квартире и т.д.). Для решения данной задачи педагогам предлагается проводить игры: «Дальше-ближе», «Горячо – холодно», «Волшебная карта» (дети «читают» схему), «Спрячь игрушку» (дети сами обозначают речью «путь» - направляют ищущего игрушку), «Самолётик» (по инструкции педагога ребёнок манипулирует – играет с предметом в помещении и выполняет задание – посадить самолётик на полку, под стул, за коробку и т.п.Затем педагог спрашивает – где путешествовал самолётик).

Данные игры помогут ребёнку быстрее понять значение пространственных понятий. Важно обращать внимание на речевое проговаривание, так как лишь конкретная ситуация помогает запомнить и усвоить данный материал.

Так же на этом этапе большое внимание уделяется развитию умения ориентироваться в сторонах предмета, находящегося перед ребенком. Это может быть стол, шкаф, полка, коробка. С помощью данных предметов педагог может отработать с ребёнком предложно-падежные конструкции: в, на, перед, за, под, над и т.д.; а также понятия: впереди, сзади, выше, справа, слева и т.п. Игровые приёмы увлекают ребёнка, вызывают положительный настрой и помогают уточнить пространственные представления, быстрее вводятся в активный словарь. В решении данной задачи помогут дидактические игры «Что где?» (педагог расставляет игрушки около коробки или другого предмета), «Волшебный кубик» (на кубе предметные картинки, ребёнок кидает куб и называет картинки справа, слева, внизу и т.п., затем игра повторяется – ребёнок кидает кубик – что изменилось?)

На III этапе – поставлена задача - продолжить формирование представлений о направлениях. Задача усложняется – различать сторонность, преодолевать "зеркальности" при выполнении упражнений. Такие задания способствуют общему упорядочению поведения и воспитанию произволь­ного внимания.

На данном этапе предлагается учить детей организовывать себя в пространстве, управлять своими движениями. Этому помогут подвижные игры, игры с элементами пантомимики, физкультминутки, «Покажи стихи руками» - где в тексте используются пространственные понятия, игры в парах – работа по преодолению «зеркальности».

Следует уточнить и усвоить соответствующие словесные обозначения, а затем переносить полученные знания в рисунки - осуществлять движения (штриховку) в заданных направлениях (в основном слева направо, наклонно или вертикально, снизу - вверх или сверху - вниз). Раскрашивать контурные образцы (не выводя за контуры), штриховать, вырезать, наклеивать на образец аппликаций, выкладывать узоры из мозаики и т.д.

Таким образом, постепенно овладевая навыками пространственных представлений с использованием изобразительной деятельности, дети с ЗПР учатся отражать форму, величину, строение предметов.

Специально организованная работа по изобразительной деятельности будет способствовать формированию интереса к окружающему миру, его отражению с помощью изобразительных средств, существенно поможет развить пространственные представления детей с особенностями в развитии.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.