Методические рекомендации «Формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием изобразительной деятельности»
Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием изобразительной деятельности
Парфеньева Наталья Николаевна МБДОУ «Детский сад №49 «Гусельки» г.Вологда
При разработке методических рекомендаций легли в основу материалы , предложенные в работах З.М. Дунаевой, Е.А. Екжановой, Е.Н. Лебедевой, О.А. Крушельницкой, А.Н. Третьяковой.
Цель работы – формирование пространственных представлений (отражение формы, величины, строения предметов) с использованием изобразительной деятельности у детей с ЗПР.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы:
- Развивать умение самостоятельно и последовательно рассматривать анализировать объект, его свойства; способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
- Учить выделять особенности формы, величины, строения предметов; устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в лепке, аппликации и рисовании;
Главным принципом освоения навыков пространственных представлений средствами изобразительной деятельности является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Для знакомства детей с формой, величиной, строением предметов, расположением предметов целесообразно использовать принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Эта работа может осуществляться в процессе игры в следующих видах изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Содержание работы по формированию пространственных представлений средствами изобразительной деятельности у детей с ЗПР представлено в Приложении №5.
Рекомендации по проведению коррекционной работы с детьми
Важно правильно подготовить рабочее место ребёнка - во время занятий на столе и в комнате не должно быть ничего лишнего, кроме того, что требуется для выполнения данного задания. Следует учитывать сформированность пространственного восприятия, особенностей деятельности и поведения, требований программы детского сада.
При выполнении рисунков особенно строго необходимо соблюдать методическую последовательность работы. Весь ход работы следует разбить на этапы, которые бы имели последовательно поставленные цели. Середина работы наиболее продолжительна и по содержанию насыщена важными задачами. Поэтому этапов работы может быть намечено четыре, пять, шесть в зависимости от сложности объекта изображения.
В процессе проведения коррекционно-развивающей работы необходимо организовывать наблюдения детей за предметами и явлениями, в процессe которых дошкольники научаются выделять пространственные признаки и отношения, подвергать их анализу, устанавливать между ними сходство и различие, обобщать их, обозначать словами.
Педагогам рекомендуется поэтапный подход для организации коррекционной работы по данной теме.
На I этапе педагогам предлагается вести работу по решению следующей задачи - анализ и обобщениеформы предметов.
На данном этапе необходимо следующее: каждая форма подробно анализируется, а именно - делится на составляющие ее элементы; далее в ней вычленяются главные, существенные признаки, отличающие ее от всех других форм. Нахождение признаков различия и общности достигается при помощи сравнения изучаемых форм.
Применить данные рекомендации можно в организованной образовательной деятельности по ИЗО, а также в свободной деятельности:
- дети рисуют в воздухе;
- изображают на листе бумаги;
- вырезают;
- лепят из пластилина.
Советуем проводить поиск аналогичной формы в окружающих ребенка предметах. Например, при изучении прямоугольника, квадрата дети называют: дом, стол, флажок, окно, поезд, аквариум, книжка, улица, шкаф, скворечник и т.д.; овала, круга - дети называют: яйцо, яблоко, овощи, цветок, рыбку, мишку, кошку и т.д.
Эффективным приемом знакомства детей с пространственными свойствами предметов является сопоставление формы реальных предметов с геометрическими. Например, кошка: уши похожи на треугольник, голова - на круг, туловище - на прямоугольник и т.д. – здесь происходит осуществление сложной аналитико-синтетической деятельности.
Знакомство с рациональным способом преобразования геометрических фигур, т.е. из одной геометрической фигуры создавать другую (например, на занятиях по аппликации - из прямоугольника образовать квадрат, из трапеции - прямоугольник и треугольник, и т.д.).
Сначала для изображения предметов используется простая форма предметов (например, фрукты, овощи). Затем для анализа пространственных характеристик и продуктивных видов деятельности берутся более сложные и разнообразные предметы(например, комнатные растения с крупными листьями и несложным строением). Можно предложить рисовать с натуры ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя) и т.д.
Рекомендуем создать различные аппликации, где происходит комбинирование, сочетание различных форм в разных вариантах и создание новых неожиданных форм. Например, приём «Сухая аппликация» - раскладывание фигур по инструкции на заготовленном листе без клея успешно применяется в обучении. (Дидактический материал - элементы геометрических головоломок, палочки, строительный материал, вырезанные из бумаги или картона фигуры, игрушки и т.д.). ( Приложение № 7)
Целесообразно проводить разнообразные графические задания, которые укладываются в четыре этапа. Например, обведение:
1) по контуру,
2) по опорным точкам,
3) по образцу,
4) по словесной инструкции).
В заключение (после каждого задания) - воспитанники дают вербальный отчёт о проделанном, нарисованном, вылепленном (обозначают форму словом).
На II этапе рекомендуется работать над задачей - формировать у детей представлений о направлениях пространства:
- Уметь ориентироваться в сторонности. Сначала педагог использует плоскость листа и отрабатывает понятия: центр, середина, верх, низ, справа, слева. Затем задачу для детей усложняем – они определяют на листе верхний правый, верхний левый угол, нижний правый, нижний левый угол. При этом педагогам предлагается сначала в игровой форме переставлять на разлинованном «поле» (чистом листе бумаги) маленькие игрушки, плоские формы и т.п. Затем данная задача решается на занятиях по ИЗО.
- Формировать умение детей ориентироваться на местности (в помещении группы, в помещениях д/с, на участке д/с, в своей квартире и т.д.). Для решения данной задачи педагогам предлагается проводить игры: «Дальше-ближе», «Горячо – холодно», «Волшебная карта» (дети «читают» схему), «Спрячь игрушку» (дети сами обозначают речью «путь» - направляют ищущего игрушку), «Самолётик» (по инструкции педагога ребёнок манипулирует – играет с предметом в помещении и выполняет задание – посадить самолётик на полку, под стул, за коробку и т.п.Затем педагог спрашивает – где путешествовал самолётик).
Данные игры помогут ребёнку быстрее понять значение пространственных понятий. Важно обращать внимание на речевое проговаривание, так как лишь конкретная ситуация помогает запомнить и усвоить данный материал.
Так же на этом этапе большое внимание уделяется развитию умения ориентироваться в сторонах предмета, находящегося перед ребенком. Это может быть стол, шкаф, полка, коробка. С помощью данных предметов педагог может отработать с ребёнком предложно-падежные конструкции: в, на, перед, за, под, над и т.д.; а также понятия: впереди, сзади, выше, справа, слева и т.п. Игровые приёмы увлекают ребёнка, вызывают положительный настрой и помогают уточнить пространственные представления, быстрее вводятся в активный словарь. В решении данной задачи помогут дидактические игры «Что где?» (педагог расставляет игрушки около коробки или другого предмета), «Волшебный кубик» (на кубе предметные картинки, ребёнок кидает куб и называет картинки справа, слева, внизу и т.п., затем игра повторяется – ребёнок кидает кубик – что изменилось?)
На III этапе – поставлена задача - продолжить формирование представлений о направлениях. Задача усложняется – различать сторонность, преодолевать "зеркальности" при выполнении упражнений. Такие задания способствуют общему упорядочению поведения и воспитанию произвольного внимания.
На данном этапе предлагается учить детей организовывать себя в пространстве, управлять своими движениями. Этому помогут подвижные игры, игры с элементами пантомимики, физкультминутки, «Покажи стихи руками» - где в тексте используются пространственные понятия, игры в парах – работа по преодолению «зеркальности».
Следует уточнить и усвоить соответствующие словесные обозначения, а затем переносить полученные знания в рисунки - осуществлять движения (штриховку) в заданных направлениях (в основном слева направо, наклонно или вертикально, снизу - вверх или сверху - вниз). Раскрашивать контурные образцы (не выводя за контуры), штриховать, вырезать, наклеивать на образец аппликаций, выкладывать узоры из мозаики и т.д.
Таким образом, постепенно овладевая навыками пространственных представлений с использованием изобразительной деятельности, дети с ЗПР учатся отражать форму, величину, строение предметов.
Специально организованная работа по изобразительной деятельности будет способствовать формированию интереса к окружающему миру, его отражению с помощью изобразительных средств, существенно поможет развить пространственные представления детей с особенностями в развитии.