Методические рекомендации по ОБЖ 8-11 класс

0
0
Материал опубликован 7 December 2020









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2020/21 УЧЕБНОМ ГОДУ



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Муниципальный этап проводятся в соответствии с актуальным Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами от 17 марта 2015 г. № 249, от 17 декабря 2015 г. № 1488, от 17 ноября 2016 г. № 1435, от 17 марта 2020 г. № 96 (далее — Порядок), а также на основании Приказа Министерства образования Пензенской области № 409/01-07 от 08.10.2020 г. «Об установлении сроков проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников на территории Пензенской области в 2020-2021 учебном году». Рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в 2020/2021 учебном году в Пензенской области разработаны на основе методических рекомендаций, утвержденных Центральной предметно-методической комиссией по основам безопасности жизнедеятельности (протокол № 2 от 10.07.2020 г.).

Олимпиада по ОБЖ проводится в целях:

выявления и развития у участников олимпиады творческих способностей;

развития знаний участников олимпиады об основах безопасности личности, общества и государства; об основах комплексной безопасности; о защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций; об основах противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации; об основах медицинских знаний, здорового образа жизни и оказании первой помощи; об основах обороны государства; о правовых основах военной службы; об элементах начальной военной подготовки; о военно-профессиональной деятельности;

совершенствования умений участников олимпиады оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях различного генезиса; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим.


ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА

При разработке заданий региональная предметно-методическая комиссия руководствовалась следующими принципами:

соответствие уровня сложности заданий возрастной группе;

тематическое разнообразие заданий;

корректность формулировок заданий;

наличие заданий, выполнение которых невозможно без знаний, выходящих за рамки школьной программы для соответствующего класса (уровня образования);

соответствие заданий критериям и методике оценивания;

наличие заданий, выявляющих склонность к научной деятельности и высокий уровень интеллектуального развития участников;

наличие заданий, выявляющих склонность к получению специальности, для поступления на которую могут быть потенциально востребованы результаты олимпиады.

Олимпиадные задания теоретического тура олимпиады состоят из двух частей:

а) первая часть – теоретическая, где участники выполняют задания в форме текстового или графического ответа на вопросы.

б) вторая часть – тестирование (тесты закрытого типа).

Задания составлены с учетом того, чтобы на решение заданий теоретического тура муниципального этапа олимпиады участник смог затратить в общей сложности не более 90 минут.

Олимпиадные задания теоретического тура разработаны в соответствии со следующими положениями:

а) около 80% заданий соответствуют обязательному минимуму содержания основных образовательных программ (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

б) при разработке ситуационных задач, включаемых в вопросы, исключаются возможные противоречия: между содержанием условия ситуационной задачи и содержанием требуемого ответа; между образным мышлением участников и содержанием некоторых позиций алгоритмов; между содержанием условия ситуации и имеющимися у участников общеучебными навыками;

в) в заданиях теоретического тура для обучающихся на уровне основного общего образования представлены следующие тематические направления:

- «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»: основы здорового образа жизни; безопасность на улицах и дорогах (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов); безопасность в бытовой среде (основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.); безопасность в природной среде; безопасность на водоёмах; безопасность в социальной среде (в криминогенных ситуациях и при террористических актах);

- «Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях»: пожарная безопасность и правила поведения при пожаре; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; использование средств индивидуальной и коллективной защиты; действия населения по сигналу «Внимание всем!» и при эвакуации;

г) в заданиях теоретического тура для обучающихся на уровне среднего общего образования представлены следующие тематические направления:

- «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях»: основы здорового образа жизни; безопасность на улицах и дорогах;

безопасность в бытовой среде; безопасность в природной среде; безопасность на водоёмах; безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, возникновении региональных и локальных вооружённых конфликтов и массовых беспорядков); пожарная безопасность и правила поведения при пожаре; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- «Государственная система обеспечения безопасности населения»: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и система гражданской обороны; безопасность и защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан; правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;

- «Основы обороны государства и воинская обязанность»: вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, Вооружённые силы России в структуре государственных институтов); военно-историческая подготовка (военные реформы в истории Российского государства, дни воинской славы в истории России); военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина); государственная и военная символика Вооружённых сил Российской Федерации.

При разработке тестовых заданий соблюдались следующие требования:

а) включение в тестовые задания виды тестов:

- с выбором правильного ответа, когда в тесте присутствуют готовые ответы на выбор;

- без готового ответа, или тесты с открытым ответом, когда участник олимпиады вписывает ответ самостоятельно в отведённом для этого месте;

- на установление соответствия, в котором элементы одного множества требуется поставить в соответствие элементам другого множества;

- на установление правильной последовательности, где требуется установить правильную последовательность действий, шагов, операций и др.;

-тесты выбора, когда маскируется правильный ответ;

б) при составлении тестов использовались задания различных видов: словесные, знаковые, числовые, зрительно-пространственные (схемы, рисунки, графики, таблицы и др.);

в) при составлении заданий оптимизировано содержание тестов, которые можно выполнить за короткое время и которые позволяют быстро, объективно и с наименьшими затратами определить уровень знаний участников.

Задания практического тура олимпиады должны дать возможность выявить и оценить:

- уровень подготовленности участников олимпиады в выполнении приёмов оказания первой помощи пострадавшим;

- уровень подготовленности участников олимпиады по выживанию в условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- уровень подготовленности участников олимпиады по основам военной службы (для старшей возрастной группы).

Уровень сложности заданий определён таким образом, чтобы на их выполнение участник муниципального этапа смог затратить в общей сложности не более 20 минут.

Для проведения практического тура муниципальным предметно-методическим комиссиям необходимо разработать от 3 до 5 заданий по вопросам:

оказания первой помощи пострадавшим;

выживания в условиях природной среды;

действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

по основам военной службы (только для представителей старшей возрастной группы (10—11 классы).

Для проведения практического тура предметно-методическим комиссиям муниципального этапа олимпиады необходимо разработать не менее 4 заданий по вопросам:

а) для участников всех возрастных групп:

оказания первой помощи пострадавшим;

выживания в условиях природной среды;

действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

б) только для участников старшей возрастной группы (10—11 классы):

по основам военной службы.

Олимпиадные задания практического тура должны отвечать следующим общим требованиям:

а) задания по выполнению приёмов оказания первой помощи следует ориентировать на уровень практических умений и навыков. В заданиях могут быть представлены следующие тематические линии:

первая помощь при отморожении и переохлаждении;

первая помощь при тепловом и солнечном ударе;

первая помощь при химических и термических ожогах;

первая помощь при поражении электрическим током;

первая помощь при кровотечении;

первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях;

первая помощь при переломах;

первая помощь при бессознательном состоянии;

б) олимпиадные задания по выживанию в условиях природной среды могут быть общими для участников всех возрастных групп и включать в себя:

задания по ориентированию на местности (определение сторон горизонта или азимута на объект; движение по азимуту; движение в заданном направлении; движение по легенде; движение по обозначенному маршруту; работа с картой;

задания по организации жизнеобеспечения в условиях вынужденного автономного существования: укладка рюкзака; оборудование кострового места; распознавание съедобных и ядовитых растений и грибов; подача сигналов бедствия; связывание верёвок разного и одинакового диаметра, преодоление препятствий;

в) олимпиадные задания по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера могут быть общими для участников всех возрастных групп и

включать в себя: решение пожарно-тактической задачи; преодоление зоны радиоактивного заражения; действия в районе аварии с утечкой аварийно химически опасных веществ; применение средств индивидуальной и коллективной защиты; действия по спасению утопающего с помощью спасательного круга или линя спасательного (конца Александрова); передвижение по местности с соблюдением правил дорожного движения и др.;

г) олимпиадные задания по основам военной службы (10-11 классы) могут включать в себя: элементы строевой и начальной военной подготовки: неполная разборка и сборка модели автомата (АКМ, АК-74); снаряжение магазина автомата патронами; метание гранаты с места; выполнение строевых приёмов в движении в строю и на месте; стрельба из пневматического оружия.

Рекомендуемый перечень оборудования для муниципального этапа олимпиады:

Плиты пенопластовые (пеноплексовые) 1000*1000*200 Провода алюминиевые (медные)

Камеры защитные детские, тип четвёртый (КЗД-4) или шестой (КЗД-6)

Огнетушители углекислотные ОУ-2 (или ОУ-3) разряженные Огнетушители порошковые ОП-4 (или ОП-5) разряженные Огнетушители воздушно-пенные ОВП-4 (или ОВП-5) разряженные Огнетушители ранцевые

Комплекты боевой одежды пожарного БОП-1 (брюки, куртка, пояс, краги, каска с забралом)

Рукава пожарные напорные Стволы перекрывные

Разветвления рукавные трёхходовые (четырёхходовые)

Верёвка 0 14 мм

Верёвка 0 10—12 мм

Верёвка (репшнур) 0 6 мм

Каски альпинистские

Карабины альпинистские муфтованные

Винтовки пневматические пружинно-поршневые (дульная энергия до 7,5 Дж)

Пистолеты пневматические пружинно-поршневые (дульная энергия до 3 Дж)

Мишени № 8, 9

Пули к пневматической винтовке (4,5 мм)

Бруствер или пулеулавливатель

Магазины коробчатые, секторного типа, двухрядные, на 30 патронов (7, 62 или 5,45 мм) (к автомату Калашникова)

Патроны 7,62*39 или 5,45*39 мм Противогазы гражданские ГП-7 Костюмы защитные (ОЗК, Л1)

Коврики туристические

Маты гимнастические

Модели массогабаритные стрелкового оружия (АКМ, АК-74, РПК, СВД, СКС, ПМ) Роботы-тренажёры, имитирующие: состояния клинической и биологической смерти; кровотечения; переломы конечностей; бессознательное состояние

Манекены, имитирующие пострадавшего, пригодные для проведения спасательных работ и надевания средств защиты органов дыхания

Маски для искусственной вентиляции лёгких с обратным клапаном Жгуты кровоостанавливающие (разных моделей)

Салфетки спиртовые (для обработки мундштука маски для искусственной вентиляции лёгких с обратным клапаном)

Телефоны (мобильные, стационарные)

Таблички информационные Стойки

Компасы магнитные спортивные с ценой деления 2°

Линейки (длина 40—50 см, цена деления 1 мм)

Транспортиры (цена деления 1°)

Бинты медицинские Секундомеры Карандаши простые Блоки для записей

Швейные хлопчатобумажные нитки тёмного цвета (торговые номера: 40, 60, 80).

Приведённый перечень оборудования для проведения практического тура является примерным и может быть изменён в зависимости от содержания олимпиадных заданий.

Все участники практического тура должны иметь: допуск, заверенный медицинским работником; спортивную одежду и обувь в соответствии с погодными условиями.


ПЕРЕЧЕНЬ СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СРЕДСТВ СВЯЗИ

И ЭЛЕКТРОННО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, РАЗРЕШЁННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

При выполнении заданий теоретического и практического туров олимпиады допускается использование только справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, предоставленных организаторами, предусмотренных в заданиях, критериях и методике их оценивания. Запрещается пользоваться принесёнными с собой калькуляторами, справочными материалами, средствами связи и электронно-вычислительной техникой.


МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

Система и методика оценивания олимпиадных заданий должны позволять объективно выявить реальный уровень подготовки участников олимпиады.

С учетом этого при разработке методики оценивания олимпиадных заданий предметно-методическим комиссиям рекомендуется:

- по всем теоретическим и практическим заданиям начисление баллов производить целыми, а не дробными числами, уйдя от ошибок, так как дробные числа только увеличат их вероятность, при этом общий результат будет получен в целых числах, что упростит подсчёт баллов всех участников;

- размер максимальных баллов за задания теоретического тура установить в зависимости от уровня сложности задания, за задания одного уровня сложности начислять одинаковый максимальный балл;

- отказаться от подсчёта баллов по секциям или этапам как внутри туров, так и по турам в целом, выводя среднее арифметическое. Не делить набранные участником баллы ни на 2, ни на какое другое число, поскольку может получиться дробное число, а это увеличит время оценки результатов;

- общий результат оценивать путём простого сложения баллов, полученных участниками за каждое теоретическое и практическое задание.

Оценка выполнения участником любого задания не может быть отрицательной, минимальная оценка, выставляемая за выполнение отдельно взятого задания, 0 баллов.

Признать целесообразной общую максимальную оценку по итогам выполнения заданий: муниципального этапа — не более 300 баллов (теоретический тур не более 150 баллов, практический тур не более 150 баллов).


ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ С УЧЁТОМ АКТУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ

Требования к проведению муниципального этапа олимпиады разрабатываются соответственно с учётом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии, требований актуальных документов, регламентирующих организацию и проведение олимпиады, и утверждаются организаторами соответствующих этапов олимпиады.

В месте проведения олимпиады необходимо предусмотреть дежурство медицинского работника и (в случае необходимости) мероприятия по оказанию медицинской помощи, транспортировке пострадавших в лечебные учреждения.

В случае если не представляется возможным организовать проведение школьного и муниципального этапов олимпиады с соблюдением требований постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)», необходимо предусмотреть возможность проведения олимпиады с использованием информационно-коммуникационных технологий.


Порядок организации и проведения муниципального этапа Олимпиады

Муниципальный этап олимпиады состоит из двух туров индивидуальных состязаний участников (теоретического и практического). Теоретический и практический туры рекомендуется проводить последовательно в разные дни согласно утверждённой программе.

На муниципальном этапе в олимпиаде принимают индивидуальное участие:

- участники школьного этапа олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в муниципальном этапе олимпиады количество баллов, установленное организатором муниципального этапа олимпиады;

- победители и призёры муниципального этапа олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Победители и призёры муниципального этапа предыдущего года вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае их прохождения на последующие этапы олимпиады данные участники олимпиады выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса, который они выбрали на муниципальном этапе олимпиады.

Участники олимпиады допускаются ко всем предусмотренным программой турам, за исключением случаев нарушения участником олимпиады Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников и утверждённых требований к организации и проведению муниципального этапа олимпиады. Промежуточные результаты не могут служить основанием для отстранения от участия в олимпиаде.

Порядок подведения итогов олимпиады

Победители и призёры определяются по результатам выполнения участниками заданий теоретического и практического туров. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма полученных этим участником баллов за теоретический и практический туры.

Индивидуальные результаты участников олимпиады с указанием сведений об участниках заносятся в рейтинговую таблицу результатов участников соответствующего этапа олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

На основании рейтинговой таблицы и в соответствии с квотой, установленной организатором, жюри определяет победителей и призёров соответствующего этапа олимпиады.

Окончательные итоги соответствующего этапа олимпиады подводятся на заседании жюри после завершения процесса рассмотрения всех поданных участниками апелляций. Документом, фиксирующим итоговые результаты, является протокол жюри соответствующего этапа олимпиады, подписанный его председателем и всеми членами жюри.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.