Рабочая программа по ОБЖ (11 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Керчи Республики Крым
«Специализированная школа №19 с углубленным изучением английского языка»
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Директор МБОУ СШ №19
руководитель ШМО ________________________
___________________ от ______________20____г.
Протокол №_____
«___»_________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ ОСНОВЫ БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Керчь, 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11 - А КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет основы безопасности жизнедеятельности через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизни в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.
Ц е л и.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:
- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и антиобщественному поведению.
Место предмета в учебном плане.
Учебный план школы предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет регионального компонента в 11 классе в количестве 34 часов, из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов и реализуется в МБОУ СШ № 19 в 11а, 11б классах на базовом уровне, по 1 часу в неделю.
Логичным продолжением усвоения программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.
Статус документа.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности (издательство «Дрофа», автор Э.Д.Днепров, 2008 г.) и разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации для среднего полного образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
- умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
- умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
- умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;
- умение вносить определённые коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищённости своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
- умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
- умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
- умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
- умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооружённой защите Российской Федерации;
- умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования.
Сроки реализации программы.
Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, поможет определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом своих возможностей и потребностей.
Структура программы.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы выстроено по двум линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; основы обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения предмета учащиеся формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения, изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
- учёт основных закономерностей развития теории безопасности;
- интегративность (проблематика курса основы безопасности жизнедеятельности охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
- непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана;
- постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;
- обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень – повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учётом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).
Личностными результатами обучения являются:
- неприятие терроризма и экстремизма;
- усвоение правил поведения при угрозе террористического акта;
- развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- потребность соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Результаты обучения.
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Тематический план программы
№ раздела, темы |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Раздел 1 |
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья |
10 |
Тема 1 |
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья |
10 |
Раздел 2 |
Основы обороны государства и воинская обязанность |
25 |
Тема 2 |
Воинская обязанность |
18 |
Тема 3 |
Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил |
5 |
Тема 4 |
Военно-профессиональная ориентация |
1 |
ИТОГО: |
34 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья ( 10 ч).
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях.
Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года.Нравственность и здоровье. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Инфекции, передаваемые половым путем. Семья в современном обществе. Законодательство о семье. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Основы обороны государства и воинская обязанность (25 ч).
Тема 2. Воинская обязанность. (18ч)
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву. Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. Статус военнослужащих. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
Тема 3. Воинские символы и боевые традиции Вооруженных Сил. (5ч)
Дни воинской славы России – Дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Тема 4. Военно-профессиональная ориентация. (1ч)
Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования. Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
11 класс
Название раздела |
Название модуля |
№ урока |
Тема урока |
Стр. учеб- ника |
Вид контроля |
РАЗДЕЛ 1 Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья 10 часов |
Тема 1 Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья 10 часов |
1 |
Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях |
||
2 |
Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре |
||||
3 |
Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года |
||||
4 |
Нравственность и здоровье |
||||
5 |
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. |
||||
6 |
Инфекции, передаваемые половым путем |
||||
7 |
Семья в современном обществе. Законодательство о семье. |
||||
8 |
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях |
||||
9 |
Первая медицинская помощь при остановке сердца |
||||
10 |
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. |
||||
РАЗДЕЛ 2 Основы обороны государства и воинская обязанность 25 часов |
Тема 2 Воинская обязанность 18 часов |
11 |
Основные понятия о воинской обязанности |
||
12 |
Организация воинского учета |
||||
13 |
Первоначальная постановка граждан на воинский учет |
||||
14 |
Обязанности граждан по воинскому учету |
||||
15 |
Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке их на воинский учет |
||||
16 |
Обязательная подготовка граждан к военной службе |
||||
17 |
Добровольная подготовка граждан к военной службе |
||||
18 |
Правовые основы военной службы |
||||
19 |
Призыв на военную службу |
||||
20 |
Особенности прохождения военной службы по призыву |
||||
21 |
Прохождение военной службы по контракту |
||||
22 |
Альтернативная гражданская служба |
||||
23 |
Статус военнослужащих |
||||
24 |
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих |
||||
25 |
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам граждан |
||||
26 |
Воинская дисциплина, ее сущность и значение |
||||
27 |
Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву |
Дисц. устав |
|||
28 |
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, самовольное оставление службы, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими) |
||||
Тема 3. Воинские символы и боевые традиции российских вооруженных сил (5 часов) |
29 |
Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. |
|||
30 |
Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части |
||||
31 |
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и повседневной деятельности |
||||
32 |
Ритуал приведения к военной присяге |
||||
33 |
Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку Вручение личному составу вооружения и боевой техники |
||||
Тема 4. Военно-профессиональная ориентация. 1 час |
34 |
Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования. Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования. |