Методические рекомендации по организации и проведению перепроверки работ ВПР на муниципальном уровне
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оконешниковская средняя школа»
Оконешниковского муниципального района
Омской области
Светлана Анатольевна Ковалевская
Методические рекомендации
по организации перепроверки работ участников всероссийских проверочных работ на муниципальном уровне
Оконешниковский район
2019
Ковалевская Светлана Анатольевна заместитель директора по УВР МБОУ «Оконешниковская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области
Аннотация:
Данные рекомендации разработаны на основе опыта работы МБОУ «Оконешниковская средняя школа» участника РИП-ИнКО "Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС" в рамках бренда 2019 года «Школа объективной оценки». Посвящены организации перепроверки работ участников всероссийских проверочных работ на муниципальном уровне. Предназначены для оказание пошаговой помощи специалистам муниципальных методических служб, руководителям образовательных организаций, руководителям муниципальных ассоциаций учителей-предметников в подготовке и проведению перепроверки ВПР.
Содержание
Введение
Подготовка и проведение перепроверки ВПР
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность.
Всероссийские проверочные работы (далее ВПР) являются самой массовой оценочной процедурой в системе образования. Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.
Проблема не сформированности компетенций критериального оценивания у педагогов Омской области была выявлена в ходе региональной перепроверки Всероссийских проверочных работ 2018 года (далее – ВПР). В связи с этим разработаны данные методические рекомендации.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1025 «О проведении мониторинга качества образования».
Цель: повышения объективности оценивания ответов участников ВПР.
Задачи:
определить уровень объективности оценивания ответов участников ВПР;
выяснить причины необъективного оценивания ответов участников ВПР;
выработать механизм работы, способствующий устранению необъективного оценивания ответов участников ВПР;
сформировать позитивное отношение образовательных организаций к получению объективных результатов для своей дальнейшей работы.
Целевая аудитория: специалисты муниципальной методической службы, руководители образовательных организаций, руководители муниципальных ассоциаций учителей-предметников.
Ожидаемый результат: составление списочного состава педагогов для формирования базы данных педагогов, которым требуется методическая поддержка по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР.
Информация об итогах перепроверки является информацией для служебного пользования. Используется в целях устранения необъективности оценивания ответов участников всероссийских проверочных работ (далее - ВПР).
Перепроверка не влияет на результаты ВПР, которые были получены участниками ВПР после проверки педагогами в образовательных организациях.
Подготовка и проведение перепроверки
При подготовке и проведении перепроверки муниципальные органы управления образованием (далее МОУО) осуществляет следующие функции:
принимает решение о проведении перепроверки работ участников ВПР;
определяет:
порядок и сроки проведения перепроверки;
места проведения перепроверки;
критерии отбора работ участников ВПР для перепроверки (приложение 7);
количественные показатели работ участников ВПР для перепроверки;
организует:
формирование состава муниципальной экспертной комиссии при проведении перепроверки работ участников ВПР (далее - МЭК);
обучение лиц, привлекаемых к проведению перепроверки работ участников ВПР в составе МЭК (далее – эксперты МЭК);
обеспечивает соблюдение информационной безопасности и конфиденциальности при осуществлении мероприятий, связанных с организацией и проведением перепроверки в рамках своей компетенции;
принимает управленческие решения в целях повышения объективности оценивания ответов участников ВПР.
Муниципальный ресурсный центр (далее МРЦ)
организует на своей базе пункт перепроверки работ участников ВПР (далее – ППР);
осуществляет организационное и технологическое обеспечение проведения перепроверки;
обеспечивает:
формирование базы данных работ участников ВПР для перепроверки;
прием от образовательных организаций работ участников ВПР, вошедших в банк данных для перепроверки;
подготовку материалов для проведения перепроверки;
предоставление работ участников ВПР для перепроверки в МЭК;
возврат оригиналов работ участников ВПР для перепроверки в образовательные организации после перепроверки МЭК;
соблюдение информационной безопасности и конфиденциальности при осуществлении мероприятий, связанных с организацией и проведением перепроверки в рамках своей компетенции;
осуществляет подготовку статистической информации о соответствии результатов проверки работ участников ВПР педагогами образовательных организаций и перепроверки МЭК (далее – статистическая информация);
направляет статистическую информацию в муниципальные органы управления образования, образовательные организации, ассоциации педагогов-предметников.
формирует базу данных педагогов, которым требуется методическая поддержка по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР (приложение 6);
Ассоциаций педагогов-предметников:
обеспечивают подготовку информационных и обучающих материалов для проведения обучения педагогов образовательных организаций;
проводят обучение педагогов образовательных организаций;
взаимодействует с:
председателем МЭК по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при перепроверке работ участников ВПР;
муниципальным ресурсным центром по формированию базы данных педагогов, которым требуется методическая поддержка по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР;
подготавливает и направляет в муниципальные органы управления образованием план работы по устранению необъективного оценивания работ участников ВПР;
исполняет мероприятия, предусмотренные планом работы по устранению необъективного оценивания работ участников ВПР.
Образовательные организации:
предоставляют в МРЦ оригиналы работ участников ВПР для перепроверки;
выясняют причины необъективного оценивания работ участников ВПР педагогами образовательной организации (при наличии);
обеспечивают:
участие педагогов образовательной организации, задействованных во ВПР в качестве экспертов МЭК, в обучающих мероприятиях МОУО по вопросу единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР;
соблюдение информационной безопасности и конфиденциальности при осуществлении мероприятий, связанных с организацией и проведением перепроверки в рамках своей компетенции;
ознакомление педагогов с результатами перепроверки после получения от МРЦ статистической информации;
участие педагогов в мероприятиях, направленных для оказания методической поддержки по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР, организованных на муниципальном, региональном и (или) федеральном уровнях;
по итогам перепроверки предоставляют в МРЦ списочный состав педагогов для формирования базы данных педагогов, которым требуется методическая поддержка по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР (при наличии) (приложение № 6);
принимают в рамках своей компетенции управленческие решения по устранению причин необъективного оценивания работ участников ВПР в образовательной организации (при наличии).
Состав и структура муниципальной экспертной комиссии
МЭК формируется в целях повышения объективности оценивания ответов участников ВПР и выявления причин наличия фактов необъективного оценивания работ участников ВПР посредством проведения перепроверки.
МЭК создается из числа педагогов образовательных организаций с учетом предложений ассоциаций учителей-предметников.
В состав МЭК по каждому учебному предмету и уровню образования включаются лица, соответствующие следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, не менее трех лет.
Формирование МЭК организуется МОУО не позднее, чем за две недели до начала ВПР. Состав МЭК утверждается приказом МОУО.
МЭК включает в себя комиссии по учебным предметам, по которым проводятся ВПР на территории муниципального района, и уровням образования.
Численный состав МЭК определяется исходя из количества работ участников ВПР для перепроверки.
В состав МЭК входят председатели комиссий по соответствующему предмету и уровню образования (далее – председатель МЭК) и эксперты.
Председатель МЭК назначается из числа экспертов МЭК, соответствующих следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования не менее трех лет;
наличие опыта проверки работ участников ВПР.
Эксперты МЭК проходят обучение по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при перепроверке, которое осуществляет МОУО.
Полномочия и функции муниципальной экспертной комиссии, отдельных ее структур и лиц
МЭК выполняет следующие функции:
осуществляет перепроверку;
составляет и направляет в МРЦ аналитические справки по результатам работы МЭК.
МЭК работает в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и позволяющих обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации. В помещениях, в которых организована работа МЭК, размещается специальное рабочее место с выходом в информационно-коммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения изложенных фактов в работах участников ВПР.
Ответственность за создание условий, в том числе организационных, информационных и технологических, несёт МРЦ.
При работе МЭК в помещениях, организованных в МРЦ для ее работы, запрещается находиться лицам, не входящим в состав МЭК, за исключением:
должностных лиц МОУО;
сотрудников МРЦ, осуществляющих организационное и технологическое сопровождение работы МЭК;
Председатель МЭК:
организует работу экспертов МЭК;
консультирует экспертов МЭК по вопросам оценивания работ участников ВПР;
контролирует качество заполнения экспертами МЭК протоколов перепроверки (приложение № 3), заполняет и подписывает протоколы перепроверки работ участников ВПР (приложение № 5);
взаимодействует с руководителем и сотрудниками МРЦ по техническим вопросам;
по завершению перепроверки составляет аналитическую справку по результатам работы МЭК;
направляет аналитическую справку по результатам работы МЭК в МРЦ.
Эксперт МЭК:
осуществляет перепроверку согласно установленным критериям;
взаимодействует с председателем МЭК по вопросам оценивания работ участников ВПР;
заполняет протокол перепроверки экспертом (приложение № 3);
фиксирует типичные ошибки и затруднения, вызванные у педагогов при оценивании работ участников ВПР в образовательной организации, и сообщает о них председателю МЭК;
несет ответственность за объективность и независимость перепроверки.
Председатель и эксперты МЭК должны соблюдать информационную безопасность и конфиденциальность при осуществлении мероприятий, связанных с организацией и проведением перепроверки в рамках своей компетенции. Во время работы МЭК председателям и экспертам запрещено иметь при себе личные вещи, за исключением жизненно необходимых: лекарство, продукты питания и прочее, использовать средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, иные средства хранения и передачи информации.
МЭК прекращает свою деятельность с момента утверждения МОУО нового состава МЭК на соответствующий период.
Организационная схема проведения перепроверки
Перепроверка осуществляется в соответствии с графиком проведения перепроверок работ участников ВПР, утвержденным приказом МОУО.
На подготовительном этапе
Формируются муниципальные экспертные комиссии из педагогов, входящих в муниципальные ассоциации учителей-предметников. Количество экспертных комиссии определяется по числу предметов, взятых на перепроверку. В каждой экспертной комиссии выбирается председатель.
Председателями МЭК организуется обучение экспертов МЭК по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР.
После проведения и проверки ВПР Образовательные организации предоставляют:
электронные протоколы результатов проверки ВПР (электронное приложение №1 или приложение №1)
пакеты с работами для перепроверки (далее - пакет): в файл вкладываются работы участников ВПР для перепроверки. На файл наклеивается «Сопроводительный бланк» (приложение 2).
4. МРЦ в течение 7 рабочих дней после предоставления образовательными организациями электронных протоколов результатов проверки ВПР:
формирует банк данных для перепроверки на основании информации из электронных протоколов образовательных организаций и, используя индикаторы для отбора работ участников ВПР для перепроверки, утвержденные приказом МОУО;
организует прием от руководителя образовательной организации или уполномоченного им лица оригиналов работ участников ВПР для перепроверки (приложение 3);
формирует материалы для выдачи председателю МЭК:
комплекты критериев оценивания работ участников ВПР (далее - критерии оценивания) по количеству экспертов МЭК;
«Протокол перепроверки экспертом» по количеству работ участников ВПР для перепроверки (приложение № 4);
«Протокол перепроверки работ участников всероссийских проверочных работ» из расчета 1 протокол на
5 работ участников ВПР для перепроверки (приложение № 5);
гелевые ручки с чернилами красного и черного цветов;
бумагу для использования ее экспертами МЭК в качестве черновиков.
В день проведения перепроверки
МРЦ по ведомости выдает председателю МЭК:
пакеты по количеству образовательных организаций;
комплекты критериев оценивания по количеству экспертов;
протоколы перепроверки экспертом по количеству работ участников ВПР для перепроверки;
протокол перепроверки работ участников ВПР.
Председатель МЭК выдает для работы одному эксперту МЭК:
один комплект критериев оценивания;
протоколы перепроверки экспертом по количеству работ для перепроверки в пакете;
единовременно один пакет работ. Следующий пакет для проверки выдается после того, как предыдущий был возвращен председателю МЭК. Запрещено выдавать для перепроверки эксперту МЭК работы участников ВПР образовательной организации, в которой эксперт МЭК осуществляет профессиональную деятельность в должности учителя.
Каждая работа проверяется один раз одним экспертом МЭК. При перепроверке эксперт МЭК должен ставить метки на работе участника ВПР ручкой с чернилами красного цвета. При возникновении у эксперта МЭК затруднений по оцениванию работы участников ВПР решение об окончательном результате оценивания данной работы принимает председатель МЭК.
Эксперт МЭК:
единовременно получает от председателя МЭК один пакет материалов для перепроверки;
перепроверяет работы участников ВПР, строго руководствуясь критериями оценивания;
вносит результат оценивания работы участника ВПР для перепроверки в «Протокол перепроверки экспертом», аккуратно заполняя поля ручкой с чернилами черного цвета:
«Код образовательной организации», который указан на сопроводительном бланке;
«Код работы», который указан на работе участника ВПР для перепроверки;
«Результаты оценивания после проверки», которые указаны в работе участника ВПР для перепроверки;
«Результат оценивания после перепроверки», заполняя только те поля, где имеются расхождения по результатам оценивания работы участника ВПР педагогом в образовательной организации и экспертом;
«Примечание» при наличии расхождения по результатам оценивания работы участника ВПР педагогом в образовательной организации и экспертом;
«ФИО, подпись эксперта».
«Наименование учебного предмета»,
«Дата перепроверки»,
«Индекс критериев»;
по окончании перепроверки пакета передает материалы председателю МЭК а именно:
- пакет, комплектация которого не должна быть изменена;
- протоколы перепроверки экспертом по количеству работ участников ВПР для перепроверки в пакете;
получает от председателя МЭК следующий пакет.
Председатель МЭК:
принимает от каждого эксперта МЭК:
пакет;
протоколы перепроверки экспертом по количеству работ для перепроверки в пакете, проставляя свою подпись в каждом протоколе перепроверки экспертом;
при наличии расхождений по результатам оценивания работы участника ВПР педагогом в образовательной организации и экспертом МЭК аккуратно вносит информацию в «Протокол перепроверки работ участников ВПР», заполняя поля ручкой с чернилами черного цвета:
- код образовательной организации;
- код работы;
- результаты оценивания в предназначенные для этих целей поля.
Если по критерию не выявлено расхождений по результатам оценивания работы участника ВПР педагогом в образовательной организации и экспертом МЭК, в поле на пересечении номера критерия и строк «Было»/«Стало» ставится «Х». При наличии расхождений по результатам оценивания работы участника ВПР педагогом в образовательной организации и экспертом МЭК на пересечении номера критерия и строки «Было» выставляется результат оценивания работы участника ВПР педагогом в образовательной организации, а на пересечении номера критерия и строки «Стало» выставляется результат оценивания работы экспертом МЭК. При написании цифр и знаков в полях, предназначенных для внесения результатов оценивания, председатель МЭК должен руководствоваться образцом заполнения, расположенном на протоколе перепроверки работ участников ВПР.
В поле «Подпись председателя МЭК» председатель МЭК ставит свою подпись. Заполняются Поля «Класс», «Предмет», «Протокол №», «Код», «ФИО эксперта».
По окончании перепроверки
Председатель РЭК передает по ведомости в МРЦ материалы перепроверки:
пакеты с перепроверенными работами участников ВПР;
комплекты критериев оценивания по количеству экспертов;
заполненные протоколы перепроверки экспертом по количеству работ участников ВПР для перепроверки;
заполненные протоколы перепроверки работ участников ВПР;
гелевые ручки с чернилами красного и черного цветов;
бумагу, которая использовалась экспертами в качестве черновиков.
В течение 3 рабочих дней после окончания перепроверки должен:
подготовить аналитическую справку по результатам работы МЭК, в том числе, используя «Протокол проверки экспертом». Работа с протоколами проверки экспертом осуществляется в МРЦ;
направить аналитическую справку по результатам работы МЭК в МРЦ.
составить списочный состав педагогов для формирования базы данных педагогов, которым требуется методическая поддержка по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР.
Заключение
Таким образом, можно предположить, что перепроверка работ на муниципальном уровне, будет способствовать повышению объективности результатов процедур оценки качества образования и формированию компетенций критериального оценивания у всех учителей муниципального района.
Так же поможет методическим муниципальным службам организовать индивидуальную помощь учителю согласно его затруднениям. Научит учителя составлять ИППР, которая будет активно использоваться в рабочем процессе и способствовать развитию профессиональных компетенций учителя XXI века.
Приложение 1
Результаты выполнения обучающимися | | | ||||
МБОУ |
| | ||||
Всероссийских проверочных работ | | | | |||
| | | | | | |
класс: |
|
|
|
| | |
предмет: |
|
|
| | ||
количество участников: |
|
| |
| ||
| | | | | | |
код обучающегося | итоговый балл | отметка за 3 четверть | отметка за ВПР | | | |
001 |
|
|
| | | |
002 |
|
|
| | | |
003 |
|
|
| | | |
004 |
|
|
| | | |
005 |
|
|
| | | |
Приложение 2
Сопроводительный бланк
Код ОО | |
Предмет | |
Класс | |
Количество работ | |
Код обучающегося | |
Приложение 3
Ведомость приемки-выдачи материалов для перепроверки
ОО | предмет | класс | Сдал (подпись) | Принял (подпись) | Сдал (подпись) | Принял (подпись) |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Приложение 4
ПРОТОКОЛ ПЕРЕПРОВЕРКИ ЭКСПЕРТОМ
__________________________________ _____________________
наименование учебного предмета дата перепроверки
код
| ФИО, подпись эксперта ____________________________________/________________/ | код работы
|
№ задания | Индекс критериев | Результат оценивания | Примечание (заполняется в случае расхождения результатов проверки и перепроверки) | |
После проверки | После перепроверки (поля заполняются в случае расхождения результатов проверки и перепроверки) | |||
| | | | |
Приложение 5
Протокол перепроверки работ участников ВПР
Класс _________ | Предмет ____________ | № протокола_______ |
Председатель МЭК _____________
ОО | Код работы | Причина (заполняется с «Протокола перепроверки экспертом) |
| | |
Приложение 6
Списочный состав педагогов
для формирования базы данных педагогов, которым требуется методическая поддержка по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР
Код ОО | Наименование ОО | ФИО педагога | Учебный предмет ВПР, по которому осуществлялась проверка работ данным педагогом | Класс, в котором проходили ВПР |
| | | | |
Приложение 7
Критерии отбора работ участников
всероссийских проверочных работ для перепроверки
Критерий | Описание критерия |
Критерий 1 | Более 50% несоответствия результатов ВПР и итоговых отметок в ОО |
Критерий 2 | «всплески» на границе отметок «2» и «3» |
Критерий 3 | «всплески» на границе отметок «4» и «5» |
13