Методические рекомендации по организации и проведению игры-драматизации на уроках в начальной школе

1
0
Материал опубликован 22 March 2019

 Методические рекомендации по организации и проведению

игры-драматизации на уроках в начальной школе.

План:

1.Введение

2.Теоретическая часть

3. Практическая часть

3.1 Виды драматизации

3.2 Рекомендации по руководству играми-драматизациями в разных возрастных группах

3.3 Использование игры-драматизации на различных уроках в начальных классах

4. Заключение

5. Список используемой и рекомендуемой литературы

Введение (пояснительная записка)

Как часто, в погоне за новым и оригинальным мы забываем о том, что уже выдержало испытание временем! Мы стараемся предложить своим детям то, чего не было у нас, то, что отражает последние достижения технического прогресса: компьютерные и электронные игры, игровые приставки, игрушки-роботы, интерактивные игрушки и пр. Но нужно ли все это нашим детям? Способствуют ли эти новые занятия их умственному, душевному и общему психическому развитию. Единого мнения о вреде новомодных игрушек пока не существует, зато польза многих традиционных игр известна давно. К таким играм относится и драматизация.

Драматизация - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребёнок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ученик никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности.

Несмотря на то, что прием драматизации можно считать в какой-то мере уже традиционным приемом в работе учителя, тем не менее, в педагогической науке вопрос о систематическом использовании приема драматизации фактически не разработан. Особенно это касается уроков чтения, математики, русского языка, ознакомления с окружающим миром. Учителя решают проблему драматизации (инсценирования) чисто эмпирическим способом.

 

Теоретическая часть

Драматизация - это такая деятельность, в процессе которой прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится «в лицах», при помощи различных выразительных средств (интонации, мимики, жеста, позы, действия, мизансцены).

В прежние годы эта форма работы с учащимися в основном была характерна для внеклассной работы. С начала введения обучения детей с шестилетнего возраста прием драматизации все шире стал применяться в урочной практике. В драматизации присутствуют элементы игры, что

очень важно для детей начальной школы. Через игру, как считают психологи, педагоги, методисты, детям легче переключаться с игровой деятельности на учебную.

Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Разнообразны виды театрализованных игр.

Н.А.Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на театрализованые игры, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.

Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры

Одним из учебных приёмов способствующих активизации учебной работы учащихся на уроках является приём драматизации. Он помогает детям зримо увидеть содержание учебного материала, развивает воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие. Умение живо представлять себе то, что о чём читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего «видения», из опыта реальных представлений, он описывает яркость внешних представлений. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения.

Ценность использования приема драматизации в учебном процессе определяется следующими причинами:

драматизация оказывает положительное влияние на все этапы работы над художественным произведением. Происходит это потому, что данный прием помогает достичь наиболее зримого представления того, что является содержанием произведения, развивает воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Умение живо представлять то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего «видения», из опыта реальных представлений. Прием драматизации и обеспечивает эту внешнюю наглядность, которая признается обязательной ступенью и основной формой наглядности;

использование приема драматизации является важным средством эстетического воспитания и развития, так как драматизация - один из видов художественного творчества;

драматизация помогает детям отождествлять себя с героями произведения, пережить их чувства, понять поступки, характеры и поэтому обостряет восприятие и ускоряет усвоение морального опыта, отраженного в книге. Существенно, что, участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и опыт поведения. Тот факт, что драматизация - это практика чувств, перевод их в действия, определяет характерную воспитательную особенность приема. Привлекая детей к такого рода деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаем базу для действий не только эмоциональных, словесных, но и физических, а сочетание слова и дела лежит в основе формирования активной жизненной позиции,

драматизация способствует развитию речи учащихся, которое является не только одним из путей воспитания и важнейшим компонентом общего развития ребенка, но и также одновременно средством, целью и принципом обучения родному языку. Драматизация влияет на речь детей в силу двух причин: использование в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы и создания на уроке естественной ситуации общения.

Драматизация заостряет и углубляет понимание литературного образца, конкретизирует и оживляет исторические события и явления. Любая мысль гораздо глубже будет усвоена школьниками, если она не только произнесена учителем, но и показана в конкретном, ярком художественном образе.

Изучение передового педагогического опыта свидетельствует о том, что драматизация дополняет учебник. Она активно помогает усвоению учебного материала, расширяя и углубляя представления учащихся.

Драматизация даёт возможность воспринять учебный материал не только рационально, но и эмоционально. Она помогает изжить тот серьёзный недостаток в преподавании гуманитарных дисциплин, когда за социологической схемой из поля зрения учителя, а за ним и учащиеся исчезает специфика искусства. Практика подтверждает, что помощь учителю в раскрытии мира оказывает драматизация.

Драматизация помогает активизировать интерес учащихся к изучаемой теме, к чтению дополнительной литературы. У школьников возникает желание глубже изучить материал.

Драматизация обогащает словарный запас школьников, содействует развитию их самостоятельного мышления. Повышению культуры речи, улучшению письменных работ. В процессе последействия все те впечатления, которые оставила драматизация, вызывают у детей совершенно естественное желание поделиться своими чувствами с педагогом, родителями. То новое, что заронило в их душу и сознание инсценирование, зачастую выходит за пределы школы и семьи – отсюда новые мысли, поиски таких слов для их выражения, которые должны нам более точно передать окружающим всё, что начало волновать школьника в результате драматизации.

Систематическая работа по драматизации, начиная с первых классов до окончания школы, помогает вырастить культурных, любящих искусство, образованных людей.

     Практическая часть

Рекомендации по организации и проведению игры-драматизации на уроках в начальных классах:

  1. Виды драматизации:

Для правильного подбора игры на уроках в начальных классах, необходимо познакомиться с видами игры-драматизации:

Игры-имитации образов (животных, людей, литературных персонажей)

Ролевые диалоги на основе текста.

Инсценировки произведений.

Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям

Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета

Игра с настольным театром

Плоскостные фигурки

Теневой театр

Игра с марионетками

Пальчиковый театр

Стенд-книжка

  1. Рекомендации по руководству играми-драматизациями в разных возрастных группах:

Не следует специально разучивать текст произведения (прекрасный язык, увлекательный текст, повторы в тексте, динамика развития действия);

В игре драматизации не надо показывать ребенку те или иные выразительные приемы. Играет большое значение в развитии игры-драматизации интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании.

В драматизациях, поставленные в группе впервые, принимает участие и взрослый. Воспитатель может незаметно направить игру в нужное русло, включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, не нарушая тем самым общего развития сюжета игры.

Во время игры не следует исправлять неудачные выражения, обращаться к детям с вопросами и выразительности персонажа- это может нарушить ритм игры. Можно организовать несколько играющих групп. Роль ведущего первое время берет воспитатель, а затем передает детям.

 

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

полное внимание к однокласснику;

серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".


 

3.3 Использование игры-драматизации на различных уроках в начальных классах

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. 

Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение. 

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Очень актуально использовать на своих уроках на всех предметах игры-драматизации для: изучения новой темы, нового материала, для повторения пройденного, закрепления, развлечения.

Заключение.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Список используемой и рекомендуемой литературы.

Аверин Е. Когда занятия интересны. // Учитель. – 2000. - №5.

Дудина М.Н. Формы и методы контроля за качеством преподавания. // Завуч. – 2001. - №2.

Еценков В.Г. Кукольный театр в школе. - Новосибирск, Издательская компания «Лада», 2001 – 48 с., 65 илл.

Иванова Н.В. Развитие коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку средствами драматизации. Молодые голоса. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей. Выпуск 12 / Отв. ред. Ю.Г. Круглов. – М., РИЦ МГОПУ им М.А. Шолохова, 2006. С. 32 – 35.

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-dramatizaciya-kak-instrument-integracii-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-497650.html

http://geum.ru/next/art-207530.leaf-3.php

https://multiurok.ru/blog/effiektivnyie-priiemy-ispol-zuiemyie-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie.html

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/effiektivnyie-priiemy-ispol-zuiemyie-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации