Методические указания по организации и проведению внеаудиторной cамостоятельной работы студентов
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Кузнецкий индустриальный техникум»
Методические УКАЗАНИЯ по организации и проведению ВНЕАУДИТОРНОЙ cамостоятельной работы студентов
по учебной дисциплине
Обществознание (включая экономику и право)
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по профессии:
22.01.03 (190629.07) Машинист крана металлургического производства
22.01.08 (150412.01) Оператор прокатного производства
15.01.05 (150709.02) Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
23.01.09 (190623.01) Машинист локомотива
13.01.10 (140446.03) Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
15.01.20(220703.02) Слесарь по ремонту контрольно-измерительных приборов
по программе базовой подготовки
ББК 74.5 +60
С 504
Утверждено на заседании методического совета
ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум»
Протокол № ___ от _______ 2016 г.
Председатель методического совета
____________________Н.В. Максименко
Рассмотрено на заседании ЦМК
общеобразовательных дисциплин
протокол № 1 от «05» сентября 2016 г.
ФИО руководителя: Поликаркина С.В.
ФИО разработчика: Смирнова С. Н.
Методические указания по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине Обществознание (включая экономику и право) по профессии среднего профессионального образования 22.01.03 (190629.07) машинист крана металлургического производства; 22.01.08 (150412.01) оператор прокатного производства; 15.01.05 (150709.02) сварщик (электросварочные и газосварочные работы); 23.01.09 (190623.01) машинист локомотива; 13.01.10 (140446.03) электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 15.01.20 (220703.02) слесарь по ремонту контрольно-измерительных приборов.
.
[Текст] / С.Н Смирнова. – Новокузнецк: Кузнецкий индустриальный техникум, 2016.-–29 с.
В методических указаниях описаны критерии и даны рекомендации по различным видам внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине Обществознание, приведены задания для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине Обществознание
Методические указания предназначены для студентов профессии среднего профессионального образования 22.01.03 (190629.07) машинист крана металлургического производства; 22.01.08 (150412.01) оператор прокатного производства; 15.01.05 (150709.02) сварщик (электросварочные и газосварочные работы); 23.01.09 (190623.01) машинист локомотива; 13.01.10 (140446.03) электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 15.01.20 (220703.02) слесарь по ремонту контрольно-измерительных приборов.
© Смирнова С.Н., 2016
© ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум», 2016
Содержание
Введение |
3 |
1. Тематический план организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по разделам и темам УД |
6 |
2. Методические рекомендации для студентов по конкретным видам внеаудиторной самостоятельной работы |
9 |
3. Задания для самостоятельно выполнения |
16 |
Список рекомендуемой литературы |
27 |
Введение
Методические указания по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы Обществознание (включая экономику и право) профессии:
22.01.03 Машинист крана металлургического производства
22.01.08 Оператор прокатного производства
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
23.01.09 Машинист локомотива
13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) по программе базовой подготовки
15.01.20 Слесарь по ремонту контрольно-измерительных приборов.
Учебная дисциплина Обществознание (включая экономику и право) изучается в течение 3 семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы по учебной дисциплине Обществознание (включая экономику и право), составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 62 часов. Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право), закреплении теоретических знаний и умений.
Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС профессии 22.01.03 Машинист крана металлургического производства; 22.01.08 Оператор прокатного производства; 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы); 23.01.09 Машинист локомотива; 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 15.01.20 Слесарь по ремонту контрольно-измерительных приборов по программе базовой подготовки и требованиям рабочей программы учебной дисциплины
ОДБ.07 Обществознание (включая экономику и право):
умения и навыки:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
знания:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; представлений о методах познания социальных явлений и процессов; представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; о правонарушениях и юридической ответственности; представлениями о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права и основ правового мышления; понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки; владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.
Вышеперечисленные умения, знания направлены на формирование компонентов следующих профессиональных и общих компетенций студентов:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Тематический план организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по разделам и темам
Обществознание (включая экономику и право).
Наименование раздела, темы |
Виды внеаудиторной самостоятельной работы |
Количество часов на ВСР |
Раздел I. Человек и общество (9). |
||
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества |
1. Написание сочинений-эссе на тему: «Цель и смысл человеческой жизни». |
4 |
2. Составление таблицы: «Методология научного познания». |
1 |
|
Тема 1.2 Общество как сложная система. |
1. Подготовка презентаций на тему: «Современные глобальные проблемы человечества». |
2 |
2. Проработка учебной, справочной литературы и Интернет-ресурсов с целью подготовки к контрольной работе № 1. |
2 |
|
Раздел II: Духовная культура человека и общества (16). |
||
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества. |
1. Подготовка презентации по теме: «Ценности современной культуры». |
2 |
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире. |
1. Написание сочинения-эссе на тему: «Роль образования в жизни современного человека и общества». |
4 |
2. Подготовка презентации на тему: «История профессионального образования в России». |
2 |
|
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. |
1. Написание сочинения-эссе на тему «Моральный выбор». |
4 |
2. Подготовка презентации на тему: «Возникновение и развитие одной их мировых религий» (по выбору). |
2 |
|
3. Проработка учебной, справочной литературы и Интернет-ресурсов с целью подготовки к контрольной работе № 2. |
2 |
|
Раздел III.Экономика (8). |
||
Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. |
1. Подготовка презентации на тему: «Типы экономических систем». |
2 |
Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. |
1. Составление глоссария |
1 |
Тема 3.3 Рынок труда и безработица. |
1. Подготовка презентации на темы по выбору: - «Рынок труда: структура, проблемы». - «Проблемы безработицы на современном этапе». |
2 |
Тема 3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. |
1. Подготовка сообщения на тему: «Экономические реформы в Российской Федерации». |
1 |
2. Проработка учебной, справочной литературы и Интернет-ресурсов с целью подготовки к контрольной работе № 3. |
2 |
|
Раздел IV. Социальные отношения (10). |
||
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация. |
1. Подготовка презентации на тему: «Социальная стратификация от древности к современности». |
2 |
2. Составление схемы социальной мобильности родителей обучающихся. |
1 |
|
Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты.
|
1. Написание сочинения-эссе «Личностная значимость здорового образа жизни». |
4 |
Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы. |
1.. Составление таблицы-характеристики «Виды брака». |
1 |
2. Проработка учебной, справочной литературы и Интернет-ресурсов с целью подготовки к контрольной работе № 4. |
2 |
|
Раздел V. Политика (10 ч.). |
||
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе. |
1. Составить таблицу «Форма государства». |
1 |
2. Подготовка сообщений на выбранную тему: - «Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития». - «Тоталитаризм – феномен XX столетия». - «Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей». - «Демократия – за и против». |
1 |
|
Тема 5.2. Участники политического процесса. |
1. Подготовка реферата на выбранную тему: - «Свободные выборы – утопия или реальность». - «Четвертая власть и ее роль в политической жизни». - «Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы». - «Политические партии и лидеры современной России». |
6 |
2. Проработка учебной, справочной литературы и Интернет-ресурсов с целью подготовки к контрольной работе № 5. |
2 |
|
Раздел VI. Право (9). |
||
Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений. |
1. Написание сочинения - эссе на тему: «Право – воплощение справедливости и добра в современном мире!?». |
4 |
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации. |
1. Подготовка презентации на тему: «Права человека – эволюция развития». |
2 |
Тема 6.3. Отрасли российского права. |
1. Составление глоссария |
1 |
2. Проработка учебной, справочной литературы и Интернет-ресурсов с целью подготовки к контрольной работе № 6 |
2 |
|
Всего: |
62 |
Методические рекомендации для студентов
по конкретным видам самостоятельной работы
Подготовка к контрольным работам, зачёту, экзамену
Методические рекомендации:
Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
Постарайтесь разобраться с непонятными, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам воспринимать материал на теоретических и лабораторно-практических занятиях на должном уровне.
Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.
Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.
Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений; решению задач, расчетов самостоятельной работы, составлению графиков, таблиц и т.д.
Критерии оценки:
качество уровня освоения учебного материала;
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;
обоснованность и четкость изложения ответа.
Написание реферата, доклада, подготовка к сообщению или беседе
Реферат - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, где Вы раскрываете суть исследуемой проблемы, приводите различные точки зрения, собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логическим, изложение материала носит проблемно - тематический характер.
Отличие доклада от реферата в том, что он отражает одну точку зрения на проблему, не предполагает ее исследования в сравнении и анализе.
Методические рекомендации:
Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов (рефератов) и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала. Сформулируйте тему работы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Тематика обычно определяется преподавателем, но в определении конкретной темы инициативу можете проявить и Вы.
Подберите и изучите основные источники по теме (как правило, при разработке реферата или доклада используется не менее 8-10 различных источников). Необходимую литературу Вы можете взять в библиотеке ПОО или в любой другой библиотеке, а также желательно использование Интернет ресурсов.
Составьте библиографию.
Обработайте и систематизируйте подобранную информацию по теме.
Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.
Напишите реферат или доклад от руки или на компьютере.
Подготовьте публичное выступление по материалам реферата или доклада, желательно подготовить презентацию, иллюстрирующую основные положения работы.
Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).
Структура реферата:
Титульный лист.
Оглавление.
Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).
Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).
Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
Список литературы.
Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений. Оформление титульного листа реферата (доклада) в соответствии с Приложением A.
Критерии оценки реферата, доклада, сообщения:
актуальность темы исследования;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
логичность и четкость изложения материала правильность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата или доклада предъявляемым требованиям;
наличие и качество презентационного материала;
свободное владение материалом (для сообщения или доклада).
Написание эссе
Эссе — это сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Этот вид работы требует умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.
Структура эссе
- Титульный лист;
- Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически; на этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?», т.е. пишущий формулирует проблему. Здесь обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляете переход к основному суждению.
- Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.
- Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.
Методические рекомендации:
Выберете тему из предложенной преподавателем тематики эссе. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала. Сформулируйте тему эссе, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
Подберите и изучите основные источники по данной проблеме (как правило, при написании эссе используется не менее 8-10 различных источников). Возможно использовать рекомендуемые преподавателем по данной проблеме учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
Внимательно прочитайте материал, по которому требуется написать эссе.
Напишите эссе согласно его структуре. Необходимо раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее.
Критерии оценки:
новизна, оригинальность идеи, подхода;
реалистичность оценки существующего положения дел;
полезность и реалистичность предложенной идеи;
значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;
художественная выразительность, яркость, образность изложения;
грамотность изложения;
Создание мультимедийной презентации
Мультимедийная презентация, созданная в программе Power Point, является наглядным представлением результатов своего учебного труда, дополнением доклада, выступлением на уроке.
Структура презентации:
1 слайд: тема.
2 слайд: оформление титульного слайда. Титульный слайд оформляется в соответствии с образцом оформления титульного листа реферата (доклада) (Приложение А).
Титульный лист содержит следующие сведения:
тема презентации;
автор: ФИО, должность, место учебы/работы, год;
руководитель проекта/преподаватель, проверивший работу;
3- 14 слайд: содержание (текст работы), текст работы включает в себя рисунки, таблицы, гиперссылки, музыкальное и видео сопровождение;
15 слайд: информационные ресурсы; к презентации, как и к реферату, составляется список информационных ресурсов, включающий в себя библиографические описания книг, дисков, статей из периодики, ссылок на сайты, интернет (как правило, порядок списка алфавитный).
Методические рекомендации:
Выберете тему из предложенной преподавателем тематики презентаций. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала. Сформулируйте тему презентации, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
Подберите и изучите основные источники по данной теме (как правило, при создании используется не менее 8-10 различных источников). Возможно использование рекомендуемых преподавателем по данной теме учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
Внимательно прочитайте материал, по которому требуется создать презентацию.
Выполните отбор нужного материала.
Выполните систематизация материала (создание папок для рисунков, видео, музыки и т.д.; список ресурсов); для правильной работы гиперссылок в презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, в которой находится презентация;
Используя программу MS Power Point, оформите тезисы на слайдах (краткая запись главной мысли), согласно структуре презентации. Объем презентации: от 10 - 15 слайдов.
Критерии оценки:
наличие титульного слайда с заголовком;
содержание (минимальное количество - 10 слайдов);
использование дополнительных эффектов Power Point (смена слайдов, звук, графика);
использование эффектов анимации;
применение графиков и таблиц;
логическая последовательность и доступное изложение текстовой информации;
логическая последовательность слайдов;
дизайн презентации.
Составление глоссария
Глоссарий — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, комментариями и примерами.
Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке. Вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и
систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы.
Методические рекомендации:
Прочитайте и изучите материалы, рекомендуемые преподавателем по данной теме, учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
Выберите в изученном материале главные термины, непонятные слова.
Подберите к ним и запишите основные определения или расшифровку понятий.
Критически осмыслите подобранные определения и попытайтесь их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);
Оформите работу.
Критерии оценки:
соответствие терминов теме;
многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;
соответствие оформления требованиям;
Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме
Цель составления сводной (обобщающей таблицы) - систематизация объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Оформляется письменно.
Методические рекомендации:
Прочитайте и изучите материалы, рекомендуемые преподавателем по данной теме, учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
Выберите оптимальную форму таблицы.
Представьте информацию в сжатом виде и заполните ею основные графы таблицы.
Пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовьтесь к контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера
изложения информации;
соответствие оформления требованиям.
Составление и решение ситуационных задач (кейсов)
Кейс – ситуация, взятая из практики, реальный случай, на котором разбираются теоретические идеи.
Понятие кейс происходит от английского case — "обстоятельства".создание и решение кейсов - это вид самостоятельной работы по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем.
Решение ситуационных задач — чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
Методические рекомендации:
Прочитайте и изучите материалы, рекомендуемые преподавателем по данной теме, учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
Проведите системно — структурированный анализ содержания темы;.
Выделите проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем.
Дайте обстоятельную характеристику условий задачи, критически осмыслите варианты и попытайтесь их модифицировать (упростить в плане избыточности).
Выберите оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная).
Оформите работу.
Критерии оценки:
соответствие содержания задачи теме;
содержание задачи носит проблемный характер;
решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности.
Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм
Схема, иллюстрации, графики, диаграммы - графический способ отображения информации. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма.
Методические рекомендации:
Прочитайте и изучите материалы, рекомендуемые преподавателем по данной теме, учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
Создайте тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
аккуратность выполнения работы;
творческий подход к выполнению задания.
Задания для самостоятельного выполнения
Вопросы и задания составлены в соответствии разделами и темами рабочей программы учебной дисциплиной Обществознание (включая экономику и право) для удобства при выполнении самостоятельной работы студентами к учебным занятиям.
Раздел I. Человек и общество (9ч.)
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества (5 ч.)
1) Написание сочинений-эссе на тему: «Цель и смысл человеческой жизни»
(4 ч.)
Выполните задание, используя, материалы учебника Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015., с.67-71.
Примерный план работы:
Социальные явления, определяющие цель и смысл существования всего общества.
Собственное отношение каждого человека к проблеме соотношения жизни и смерти.
2) Составление таблицы: «Методология научного познания» (1ч.)
Название метода |
Содержание метода |
Область применения (научная дисциплина) |
Источники:
Обществознание. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 351 с.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Тема 1.2 Общество как сложная система (4ч.)
1) Подготовка презентаций на тему: «Современные глобальные проблемы человечества» (2 ч.)
Темы презентаций:
Проблема разоружения и сохранения мира на Земле.
Экологическая проблема.
Демографическая проблема.
Энергетическая и сырьевая проблемы.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
Рациональное и эффективное использование достижений научно-технической революции на благо общества.
Распространение неизлечимых болезней.
Борьба с международным терроризмом
Сохранение культурного наследия человечества.
Источники:
Кабинет истории и обществознания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ant-m.ucoz.ru/
Каталог электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
2) Проработка учебной, справочной литературы и Интернет-ресурсов с целью подготовки к контрольной работе № 1(2 ч.)
Вопросы для подготовки:
1. Общество как сложная динамичная система.
2. Общество и природа.
3. Сферы общества.
4. Развитие общества и общественный прогресс.
5. Культура и цивилизация.
6. Глобализация и глобальные проблемы.
7. Человек как продукт социальной и биологической эволюции.
8. Человек. Индивид. Личность.
9. Сущность человеческой деятельности
10. Общение.
Раздел II: Духовная культура человека и общества (16 ч.).
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества (2 ч.)
1) Подготовка презентации по теме: «Ценности современной культуры»(2 ч.)
Примерный план работы:
Движущие силы культуры в современном сообществе.
Характерные черты современной культуры производства.
Роль молодёжи в формировании тенденций развития культуры современной России.
Диалог культур и межкультурное общение.
СМИ и стандарты массовой культуры.
Многовариантность культурного развития или интернационализация?
Источники:
Пономарева, Г. М. Введение в культурологию [Текст]: учеб. пособие / Г. М Пономарева - СПб.: Знание, 2007. – 279 с.
Соколов, Э. В. Культурология. Очерки истории культур [Текст]: учеб. метод. пособие/ Э. В. Соколов - М.: Просвещение, 1994. – 189 с.
Малышевский, А. Ф. Мир человека [Текст]: хрестоматия/ А. Ф. Малышевский - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 255 с.
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире (6 ч.)
1) Написание сочинения-эссе на тему: «Роль образования в жизни современного человека и общества» (4 ч.)
Примерный план работы:
Личностная значимость образования
Обоснование собственной точки зрения на основе предложенных данных социологического опроса.
Источники:
Обществознание. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 351 с.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
2) Подготовка презентации на тему: «История профессионального образования в России» (2 ч.)
Примерный план работы:
Возникновение профессионального образования в России.
Модернизация профессионального образования.
Перспективы и тенденции развития на современном этапе.
Источники:
Каталог электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры (8 ч.)
1) Написание сочинения-эссе на тему «Моральный выбор»(4 ч.)
Выполните задание, используя, материалы учебника Обществознание. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 351 с., с.100-106
Примерный план работы:
Моральные знания и практическое поведение личности.
Свобода – это ответственность.
Критический анализ собственных помыслов и поступков.
2) Подготовка презентации на тему: «Возникновение и развитие одной их мировых религий» (2 ч.)
Темы:
Христианство (общая характеристика).
Православие.
Католицизм.
Буддизм.
Ислам.
Примерный план работы:
История возникновения.
Основные положения
Современные тенденции развития
Источники:
Кулаков, А. Е. Религии мира [Текст]: учеб. пособие/ А. Е. Кулаков - М.: Приор, 1998. -153 с.
Русский гуманитарный интернет - университет: биографии, видео, словари, библиотека, библиография [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/persons.aspx?gid=16&pid=18/
3) Проработка учебной, справочной литературы и Интернет-ресурсов с целью подготовки к контрольной работе № 2 (2 ч.)
Вопросы для подготовки:
1. Формы и разновидности культуры.
2. Наука как форма культуры.
3. Система образования в Российской Федерации.
4. Основные принципы и нормы морали.
5. Мировые религии.
6. Формы и основные направления искусства.
Раздел III. Экономика (8 ч.)
Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы (2 ч)
1. Подготовка презентации на тему: «Типы экономических систем» (2 ч.)
Темы:
Традиционная
Командно-административная
Рыночная экономика свободной конкуренции
Современная рыночная экономика
Примерный план работы:
Определение
История становления
Особенности
Источники :
http://www.gumer.info/Name Katalog.- библиотека книг по истории и обществознанию
http://www.ihtik.lib. ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам
Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике (1 ч.)
1. Составление глоссария (1ч.)
Определить содержание следующих экономических терминов:
Экономика, экономическая система, протекционизм, производство, распределение, потребление, экономическая эффективность, экономические ресурсы, инвестирование, рентабельность, предпринимательство, амортизация, рынок, предложение, спрос, налог, бюджет, занятость, прожиточный минимум, безработица, доходы, транснациональные корпорации, международное разделение труда, международная экономическая интеграция.
Источники:
Важенин А. Г. Практикум по обществознанию [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 208 с.
Тема 3.3 Рынок труда и безработица (2 ч.)
1. Подготовка презентации на темы по выбору: (2ч.)
- «Рынок труда: структура, проблемы».
- «Проблемы безработицы на современном этапе».
Источники:
Гомола, А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля [Текст] : учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, П. А. Жанин. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 336 с.
Гомола, А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля [Текст] : методические рекомендации / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов. - М. : Академия, 2012. - 192 с.
Лясников, Н. В. Экономика и социология труда [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Лясников, М. Н. Дудин, Ю. В. Лясникова. - М. : КНОРУС, 2012. - 584 с.
Котерова, Н. П. Микроэкономика [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. П. Котерова. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2010. - 208 с.
Тема 3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики (3 ч.)
1. Подготовка сообщения на тему: «Экономические реформы в Российской Федерации»
(1 ч.)
Примерный план работы:
причины
реформы 90-х годов
реформы 2000-х годов
Источники:
Гомола, А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля [Текст] : учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, П. А. Жанин. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 336 с.
Гомола, А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля [Текст] : методические рекомендации / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов. - М. : Академия, 2012. - 192 с.
Куликов, Л. М. Основы экономической теории [Текст] : учеб. пособие / Л. М. Куликов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 400 с.
2. Проработка учебной, справочной литературы и Интернет-ресурсов с целью подготовки к контрольной работе № 3(2 ч.)
1. Понятие экономики
2. Экономические системы
3. Производство
4. Собственность
5. Фирмы в экономике
6. Финансы в экономике
7. Рынок, закон спроса и предложения
8. Рынок труда. Безработица
9. Экономика потребителя
10.Государство в экономике
11. Мировая экономика
Раздел IV. Социальные отношения (10 ч.).
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация(3 ч.)
1) Подготовка презентации на тему: «Социальная стратификация от древности к современности» (2 ч.)
Примерный план работы:
Кастовая модель стратификации.
Модель стратификации – рабство.
Сословная модель стратификации.
Классовая модель стратификации.
Модель стратификации современного общества.
Источники:
Кравченко, А. И. Введение в социологию [Текст]: учеб. пособие/ А. И. Кравченко- М.: Просвещение, 1997. – 207 с.
Клименко, А. В. Обществознание в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы/ А. В. Клименко, В. В. Румынина –
М.: Просвещение, 1998. -326 с.
2) Составление схемы социальной мобильности родителей обучающихся (1 ч.)
Источники:
Учебник Обществознание. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 351 с., с.156-158
Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты (4 ч.)
1) Написание сочинения-эссе «Личностная значимость здорового образа жизни» (4 ч.)
Примерный план работы:
Стремление современного общества к реализации модели здорового образа жизни.
Специфика и проблемы России.
Собственное отношение к поставленной проблеме.
Источники:
Кравченко, А. И. Введение в социологию [Текст]: учеб. пособие/ А. И. Кравченко- М.: Просвещение, 1997. – 207 с.
Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы (3 ч.)
1) Составление таблицы-характеристики «Виды брака» (1 ч.)
Название вида брака |
Отличительные черты |
Источники:
Обществознание. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 351 с.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
2) Проработка учебной, справочной литературы и Интернет-ресурсов с целью подготовки к контрольной работе № 4 (2 ч.)
Вопросы для подготовки:
1. Социальная стратификация.
2. Социальные статусы и роли.
3. Элементы социального поведения.
4. Социальные нормы.
5. Социальный контроль и самоконтроль.
6. Социальный конфликт.
7. Молодежные субкультуры.
8. Этнические общности.
9. Семья и брак.
Раздел V. Политика (10 ч.)
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе (2 ч.)
1) Составить таблицу «Форма государства»(1ч.)
Элементы формы государства |
Разновидности элементов |
Характеристика основных черт элементов |
Форма правления |
||
Форма государственного устройства |
||
Политико-правовой режим |
Источники:
Учебник Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015., с.244-259
2) Подготовка сообщений на выбранную тему (1 ч.)
«Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития».
«Тоталитаризм – феномен XX столетия».
«Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей».
«Демократия – за и против».
Источники:
Мухаев, Р. Т. Политология [Текст]: учеб. пособие/ Р. Т. Мухаев - М.: Академический Проект, 2005. – 348 с.
Воскресенская, Н. М. Граждановедение. Демократия: государство и общество [Текст]: учеб. пособие/ Н. М. Воскресенская, Н. В. Давлетшина - М.: Просвещение, 1997.- 288 с.
Пугачев, В.П. Введение в политологию [Текст]:учеб.- метод. пособие/ В. П. Пугачев, А.И. Соловьев – М.: Аспект Пресс, 2007. – 477 с.
Тема 5.2. Участники политического процесса (8 ч.)
1) Подготовка реферата на выбранную тему (6 ч.)
«Свободные выборы – утопия или реальность».
«Четвертая власть и ее роль в политической жизни».
«Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы».
«Политические партии и лидеры современной России».
Источники:
Служба тематических толковых словарей Glossary Commander [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://glossary.ru/
Мухаев, Р. Т. Политология [Текст]: учеб. пособие/ Р. Т. Мухаев - М.: Академический Проект, 2005. – 348 с.
Воскресенская, Н. М. Граждановедение. Демократия: государство и общество [Текст]: учеб. пособие/ Н. М. Воскресенская, Н. В. Давлетшина - М.: Просвещение, 1997.- 288 с.
Пугачев, В.П. Введение в политологию [Текст]:учеб.- метод. пособие/ В. П. Пугачев, А.И. Соловьев – М.: Аспект Пресс, 2007. – 477 с.
2) Проработка учебной, справочной литературы и Интернет-ресурсов с целью подготовки к контрольной работе № 5 (2 ч.)
Вопросы для подготовки:
1. Понятие власти.
2. Политическая система общества.
3. Государство как политический институт.
4. Внутренние и внешние функции государства.
5. Форма государства.
6. Правовое государство, понятие и признаки.
7. Политический процесс.
8. Политическое лидерство.
9. Политическое поведение и методы его регулирования.
10. Политическая идеология и ее структура.
11. Избирательная система.
Раздел VI. Право (9 ч.).
Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений(4 ч.)
1. Написание сочинения - эссе на тему: «Право – воплощение справедливости и добра в современном мире!?»(4ч.)
Примерный план работы:
Анализ исторических условий становления права в России
Сравнительный анализ теорий происхождения права (теория насилия и теория общественного договора)
Собственное отношение
Источники:
Гомола, А. И. История государства и права России [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. И. Гомола. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 192 с.
http://www/allpravo.ru/library -Электронная библиотека. Право России.
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации(2 ч.)
1. Подготовка презентации на тему: «Права человека – эволюция развития»(2 ч.)
Примерный план работы:
первобытная эпоха
средневековье
новое время
новейшее время
современный этап
Источники:
Воскресенская, Н. М. Граждановедение. Демократия: государство и общество [Текст]: учеб. пособие/ Н. М. Воскресенская, Н. В. Давлетшина - М.: Просвещение, 1997.- 288 с.
http://gazpromschool.by.ru/projects/pravo/index.htm/ - Дистанционный курс "Основы права"
Тема 6.3. Отрасли российского права.
1. Составление глоссария
Правовые нормы, система права, конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, нормативно-правовой акт, прецедент, кодификация, правотворчество, правоотношение, юридические факты, действия, дееспособность, правосубъектность, деликвентное поведение, правомерное поведение, правонарушение, преступление, проступок, вина, состав правонарушения, конституционный строй, административной взыскание, юридическое лицо, наследственное право, договор, неустойка, эмансипация несовершеннолетних, трудовой договор, рабочее время,наказание.
Источники:
Важенин А. Г. Практикум по обществознанию [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 208 с.
2. Проработка учебной, справочной литературы и Интернет-ресурсов с целью подготовки к контрольной работе № 6
Вопросы для подготовки:
1. Право в системе социальных норм.
2.Система права.
3. Правоотношение: возникновение и структура.
4. Правомерное поведение и правонарушение.
5. Юридическая ответственность.
6. Основы конституционного строя.
7. Трудовой договор.
8. Регулирование семейных отношений.
9. Гражданское право.
10. Административные правонарушения и взыскания.
11. Преступление и наказание.
Перечень рекомендуемой литературы
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум : учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / А. Г. Важенин. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. - 192 с.
Важенин А. Г. Практикум по обществознанию : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 208 с.
Горелов, А. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А. А. Горелов, Т. А. Горелова. - 4-е изд., испр. - Москва : Академия, 2013. - 336 с.
Горелов, А. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля : практикум : учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / А. А. Горелов, Т. А. Горелова. - 4-е изд., перераб. – Москва : Академия, 2012. - 240 с.
Куликов, Л. М. Основы социологии и политологии : учеб. пособие / Л. М. Куликов. - Москва : Финансы и статистика, 2011. - 336 с.
Обществознание. 11 класс : учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - 6-е изд., дораб. - Москва : Просвещение, 2011. - 351 с.
Приложение A
Образцы титульных листов реферата и доклада
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Кузнецкий индустриальный техникум»
Специальность
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
РЕФЕРАТ
Дисциплина:________________________________________________________
Тема:____________________________________________________________________________________________________________
Разработал студент ______________________
Фамилия, инициалы
группы _______________
Реферат защищён с оценкой ______________________
Преподаватель ____ _______________
Подпись Фамилия, инициалы
«___»___________ 201_г.
г. Новокузнецк
201_
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Кузнецкий индустриальный техникум»
Специальность
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
ДОКЛАД
Дисциплина:________________________________________________________
Тема:____________________________________________________________________________________________________________
Разработал студент ______________________
Фамилия, инициалы
группы _______________
г. Новокузнецк 201_