Методические рекомендации по организации и проведению урока с использованием интерактивной технологии на уроках математики
ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА
МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
Белова Лариса Григорьевна
Преподаватель
2016 г.
Методические рекомендации по организации и проведению урока с использованием интерактивной технологии для дисциплины Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия предназначены для преподавателей данной дисциплины.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п.п. |
Наименование раздела |
№ стр. |
1 |
Пояснительная записка |
4 |
2 |
Интерактивное обучение |
4 |
3 |
Концепции и технологии интерактивного обучения |
5 |
7 |
Конспект урока на тему «Обобщение понятия о показателе степени» с применением интерактивного обучения (деловая игра) |
7 |
8 |
Заключение |
12 |
9 |
Перечень используемой литературы |
13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интерактивное обучение является переводом англоязычного термина «interactive learning», который обозначает «обучение, основанное на взаимодействии». К интерактивным методам причисляют игры, дискуссии, метод кейса, различные виды тренинга. Интерактивные методы обучения:
– развивают коммуникативные умения и навыки;
– направляют на установление эмоциональных контактов между обучающимися;
– обеспечивают воспитательную задачу, так как приучивают работать в команде, прислушиваться к мнению своих одногруппников;
– снимают нервную нагрузку обучающихся, изменяя формы их деятельности.
Правила организации интерактивного обучения на занятиях:
Правило первое. В работу должны быть включены все участники.
Правило второе. По мере необходимости целесообразно провести психологическую подготовку участников (разминки, поощрение за активное участие, создание настроения), поскольку не все они готовы к прямому включению в те или иные формы совместной работы – эмоциональная сдержанность, типичная для традиционного поведения, закрепощает и сковывает их.
Правило третье. Обучающихся не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в обратной зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна результативная работа в малых группах, где важно, чтобы каждый был услышан.
Правило четвертое. Помещение для работы должно создавать физический комфорт – участнику должно быть удобно, пересаживаться для работы в больших и малых группах, в зоне его обзора и слышимости находятся другие участники, в зоне досягаемости должны находиться материалы, требуемые для творческой работы.
Правило пятое. Необходимо соблюдать процедуру и регламент работы, о чем следует договариваться в начале занятия.
Правило шестое. Первоначально допускается деление участников занятия на группы на основе добровольности. Затем уместно использовать принцип случайного выбора.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Интерактивное обучение – это форма организации познавательной и коммуникативной деятельности путем двустороннего общения и диалога преподавателя со обучающимся [1].
Главное преимущество интерактивного обучения состоит в постоянном взаимодействии преподавателя и обучающегося. Интерактивные методы преподавания помогают развивать интеллектуальные способности обучающихся, аналитическое мышление, формировать ответственность за собственное обучение.
В педагогике выделяют несколько моделей обучения:
пассивная - обучающийся выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
активная - обучающийся выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Обучающийся и преподаватель являются равноправными субъектами обучения.
Применение интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, групповое
решение проблем. Исключается преобладание какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократичному подходу к модели.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие обучающегося в коллективном, взаимодополняющим, базирующихся на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания [1].
КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Перечислим технологии интерактивного обучения:
Работа в парах
Ротационные (сменные) тройки
Карусель
Работа в малых группах
Аквариум
Незаконченное предложение
Мозговой штурм
Броуновское движение
Дерево решений
Суд от своего имени
Гражданские слушания
Ролевая (деловая) игра
Метод пресс
Зайти позицию
Дискуссия
Дебаты
Технологий интерактивного обучения существует большое количество. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду определенные и предсказуемые цели. Одна из таких целей заключается в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает результативным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются включенными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Наиболее известные формами интерактивного обучения являются «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». Эти формы действенны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у обучающегося имеются начальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте.
В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность студентов) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и обучающегося) стороны. Каждой из этих сторон подходит ряд концепций. Содержательной концепции соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и т.д. Процессуальной стороне - концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и т.д. Мотивационной - концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и т.д. Организационной - идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, «погружения» в учебный предмет (М. П. Щетинин), концентрированного обучения и т.д. Все эти концепции в свою очередь поддерживаются технологиями.
Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения совершается межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов.
Под технологией интерактивного обучения понимается система способов организации взаимодействия педагога и обучающегося в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
В структуре процесса обучения с применением технологии интерактивного обучения можно вычленить следующие этапы:
Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов.
Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов
Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов
игры.
Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса используются различные методы обучения.
1. Кластер (англ. Cluster – пучок, гроздь) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, имеющая определенные свойства [2].
В методике кластер – это карта понятий, которая позволяет обучающимся свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память.
Этапы работы при составлении кластера:
1-й этап – посередине чистого листа (классной доски) записывается ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2-й этап – обучающиеся пишут все то, что запомнилось им по поводу пройденной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют студенты, ничего не отсеивается.
3-й этап – осуществляется систематизация. После чтения учебника, объяснения преподавателем, студенты начинают анализировать и систематизировать пройденный материал. Хаотичные записи слов - ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается.
4-й этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
2. Синквейн. Составление синквейна требует от обучающихся в кратких выражениях обобщить учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу, и возможно на занятиях по любому предмету [2].
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
– Первая строка – одно ключевое слово (понятие), определяющее содержание сенквейна.
– Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
– Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.
– Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выказывает свое отношение.
– Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
3. Сравнительная диаграмма – универсальный метод активизации студентов в учебной деятельности, позволяющий им научиться находить общее и разное в изучаемых объектах, научиться находить параметры, по которым можно провести обстоятельный анализ двух-трех рассматриваемых понятий (моделей) [2].
Работа по данному методу содействует активной мыслительной деятельности, улучшению памяти, совершенствует умение анализировать, объяснять внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление.
4. Пазл (англ. puzzle – загадка, головоломка) – известная детская игра по сбору картинок из неровных частей [2].
Выполнение заданий по этому методу построено на основе игры. В учебной практике усваиваемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску последующей. Обучающийся должен собрать все карточки по указанному преподавателем материалу.
На уроках математики его можно применять при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Метод “пазл” способствует развитию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.
5. Написание эссе. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я знаю, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации [2].
На уроках математики трудно предложить темы для свободного высказывания, но, тем не менее, это сделать можно.
Применение технологии интерактивного обучения дает возможность преподавателю объединить деятельность каждого обучающегося, соединить его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ «ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ О ПОКАЗАТЕЛЕ СТЕПЕНИ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ДЕЛОВАЯ ИГРА)
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания является развитие мотивации учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики вынуждает задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность в течении всего занятия. Необходимо позаботиться о том, чтобы на занятиях каждый обучающийся работал активно и увлечённо. В сформировавшейся ситуации на помощь преподавателю приходят интерактивные технологии. Деловая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые воздействуют в органическом единстве. Игровые формы обучения на уроках математики дают возможность эффективной организации взаимодействия преподавателя и учащихся. Даже самые инертные студенты включаются в игру. Игровая деятельность мотивирует на обучение, в ходе игры каждый учащийся получает возможность думать самостоятельно, развивать творческое мышление и решать разнообразные проблемы (то есть применять полученные знания в определенной жизненной ситуации).
Технологическая карта занятия
Предмет |
Математика: алгебра, и начала математического анализа, геометрия |
|
Тема и номер урока в теме |
Обобщение понятия о показателе степени (2 – ой урок) |
|
Основной учебник |
Алимов Ш. А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. — М., 2014. |
|
Цель урока |
Сформировать умение выполнять преобразование выражений, содержащих степени с дробным показателем |
|
Задачи: |
обучающие |
Актуализация опорных знаний о степени с дробным показателем Отработка навыков преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем |
развивающие |
Развитие: Операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; Памяти и внимания; Умения применять полученные знания при решении задач. |
|
воспитательные |
Формирование навыков групповой работы; Воспитание у обучающихся самостоятельности и ответственности за себя и других членов коллектива; Воспитание умения критически и объективно оценивать свою работу и работу одногруппников. |
|
Тип урока |
Урок - деловая игра «Покорение вершины» |
|
Формы работы учащихся |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
|
Необходимое техническое оборудование |
Мультимедийный проектор и экран; Акустические колонки; Компьютеры. |
План урока
Организационный момент (2-3 мин.)
Актуализация опорных знаний (5 мин.)
«Покорение вершин» (30 мин.)
Первая высота (самопроверка)
Вторая высота (групповая работа)
Третья высота (индивидуальная дифференцированная работа).
Подведение итогов (4 - 5 мин.)
Домашнее задание (2 – 3 мин.)
Рефлексия достижения цели ( 1 мин.)
Ход урока:
Организационный момент
Занятие начинается с прослушивания отрывка из песни В.В.Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы». Песня сопровождается презентацией.
Преподаватель: У каждого в жизни есть вершины, которые они пытаются покорить. Ведь высота всегда привлекала людей. Сущность человека состоит в том, чтобы всегда достигать намеченной цели.
Сегодня на занятии я приглашаю вас в экспедицию на взятие горных вершин. Вам предстоит перевоплотиться в спортсменов - альпинистов, покоряющих вершину знаний под названием «Степень с дробным показателем».
Деятельность обучающихся: Обучающиеся записывают тему урока в рабочую тетрадь.
Актуализация опорных знаний
Преподаватель: Перед каждым из вас находится карточка – счётчик, в которую вы будете вносить свои успехи в покорении горных вершин. (Приложение 1) Впишите в верхнюю строку свои фамилию и имя. В этой карточке вы будете фиксировать прохождение каждой высоты в баллах. В конце занятия вы самостоятельно подсчитаете накопившиеся за урок баллы и выясните: удалось ли вам покорить «горную высоту» или нет.
Проверка снаряжения: “Что возьмем с собой в дорогу?”.
Преподаватель: Экспедиции всегда предшествует кропотливая подготовка, поэтому в сначала, я предлагаю вам проверить свою подготовленность к покорению горной вершины.
1) Продолжите фразу: Если - обыкновенная дробь (q ≠1) и a ≥ 0, то под ap/q понимают…
2) Вычислите устно: 16¼, 271/3, 81¼, 8-1/3, (-144) ½ (Задания заранее записаны на доске)
3) Продолжите следующие свойства (Задания заранее записаны на доске)
as ∙ at = …
as : at = …
(as)t = …
(ab)s = …
()s = …
4) Вычислите устно: (Задания заранее записаны на доске)
Преподаватель: Итак, снаряжение собрано. Мы отправляемся в горы на покорение горных вершин.
Покорение вершин
Первая высота «Снежная лавина» (Самопроверка)
Преподаватель: Любые горы насколько прекрасны, настолько и опасны. Первое, с чем нам придётся столкнуться в горах – это снежная лавина. Чтобы выбраться из – под снежного завала, нужно выполнить следующее задание.
Деятельность обучающихся: Обучающиеся получает задание на два варианта и самостоятельно выполняют его в рабочих тетрадях. (Студенты получают индивидуальное задание на карточках). Два студента работают с обратной стороны доски. На выполнение задания отводится 5 – 7 минут.
Вариант 1
Вычислите: 161/2 + 27-1/3 + 813/4 -85/3
Упростите выражение:
а) (32x-10)3/5;
б)
Вариант 2
Вычислите: 271/3 -25-1/2 +163/4 -274/3
Упростите выражение:
а) (125х-6)-2/3;
б) (a∙a-1/3)1/6∙a8/9
По завершении работы обучающиеся, работавшие у доски, отворачивают доску. Их работу проверяет учитель. Обучающиеся, работавшие в тетрадях, осуществляют самопроверку. То есть каждый студент самостоятельно проверяет правильность выполнения своего задания, опираясь на решение на доске. Каждое верно выполненное задание оценивается в 2 балла. Набранные баллы за прохождение «Снежной лавины» вписываются в карточку-счетчик.
Вторая высота «Ледовая трещина» (работа в группах)
Преподаватель: На нашем пути образовалась ледовая трещина. Знаете ли вы как альпинисты действуют в такой ситуации?
Примерные ответы обучающихся: Альпинисты помогают друг другу… Чтобы поднять альпиниста из трещины они бросают ему верёвку… Работают в связке…. Одному выбраться очень трудно, нужна помощь друга…….
Преподаватель: Из ваших ответов следует, чтобы выбраться из ледовой трещины, необходимо работать в команде. Вот и мы с вами следующее задание будем выполнять в группах.
Деятельность обучающихся: Студенты делится на группы по 4 – 5 человек. Каждая группа получает карточку с заданиями, в решении которых допущены ошибки. Обучающиеся должны их отыскать и исправить. На выполнение задания отводится 5 – 7 минут.
Карточка 1
Найдите ошибки
(1211/2 +1285/7-815/4)∙125-1/3 = (11+32-81∙3)∙(-5) = -200∙(-5) = 1000
p-q = (p2/3-q2/3)( p2/3+2p1/3 q1/3+ q2/3)
Карточка 2
Найдите ошибки
(a1/2+2b1/2)2 = a + 4b
8-1/3∙161/3: = 2-1∙24/3:21/3 = 2-1+4/3+1/3 = 24/3 =
Карточка 3
Найдите ошибки
(x1/4+1) (x1/4-1)(x1/2-1) = (x1/4-1)2(x1/2-1) = (x1/2-1)(x1/2-1) = (x1/2-1)2
(-625)-1/4 = 6251/4 = 5
Карточка 4
Найдите ошибки
x-y = (x1/4 – y1/4) (x1/4 +y1/4)
= = 32,5 : 31,2 ∙ 30,5 = 31,8 = 39/5 =
По завершении работы, обучающие докладывают преподавателю найденные и исправленные ими ошибки. Преподаватель проверяет правильность выполнения задания. За каждую исправленную ошибку начисляется 2 балла каждому члену группы. Набранные баллы за прохождение «Ледовой трещины» вписываются в карточку-счетчик.
Третья высота «Камнепад» (индивидуальная дифференцированная работа).
Преподаватель: Не успели мы выбраться из ледовой трещины, как на нас обрушился камнепад. Нужно расчистить завал. Все камни разные: большие и маленькие. Кто – то будет носить маленькие камни, а кто – то большие. Каждый выберет себе задание по силам.
Деятельность обучающихся: Обучающиеся получают на выбор дифференцированные задания разного уровня сложности.
Те, кто выбрали «большие камни», получают задания повышенного уровня на индивидуальных карточках. По результатам выполнения этого задания они смогут заработать до 8 баллов. Каждое верно выполненное задание оценивается в 2 балла.
Вариант 1
Сократите дробь:
а) ; b) ; c) ; d)
Вариант 2
Сократите дробь:
; b) ; c) ; d)
По завершении работы, преподаватель проверяет правильность выполнения задания.
А те, кто выбрал «маленькие камни», выполняют задания базового уровня в виде теста. По результатам выполнения этого задания они могут заработать до 5 баллов. (Приложение 2)
Набранные баллы за прохождение «Камнепада» записываются в карточку-счетчик.
Подведение итогов игры:
Преподаватель: Дорогие «альпинисты»! Давайте вычислим баллы, набранные вами по результатам трёх испытаний.
Деятельность обучающихся: Обучающиеся подсчитывают набранные ими баллы и записывают из в графе «Общий результат».
Преподаватель: Давайте подведём итоги. Если вы набрали 18-20 баллов, то вы покорили самую высокую вершину – молодцы (отметка отлично)! Если вы набрали 15 – 17 баллов – завоевали вторую высоту, хорошо (отметка хорошо). Если 11 - 14 баллов – вы пока осилили только первую высоту, это тоже неплохо (отметка удовлетворительно). Если вы набрали менее 11 баллов, то вы остались у подножия вершины. Но не огорчайтесь! Вам еще раз необходимо пройти подготовку и повторить восхождение, ваша вершина у вас еще впереди!
Деятельность обучающихся: Обучающиеся согласно рейтингу выставляют себе отметку за урок в графе «Отметка» и сдают свою карточку – счётчик преподавателю.
Преподаватель (по своему усмотрению) выставляет эти отметки в журнал.
Домашнее задание:
Сократите дробь: а) ; б) ; в) ; г) .
Упростите выражение: а) (1 + )2 - 2; б) + - ( + )2
Упростите выражение: ( + )
Рефлексия достижения цели:
Преподаватель: попрошу вас продолжить одну или несколько фраз и продолжить ее
было интересно…
было трудно…
я выполнил задания…
у меня получилось …
урок дал мне для жизни…
Деятельность обучающихся: Обучающиеся по желанию продолжают одну или несколько фраз.
Приложение к плану-конспекту урока «Обобщение понятия о показателе степени»
Приложение 1.
Карточка – счётчик __________________________ (Фамилия, имя)
Высота |
Баллы |
1. Снежная лавина |
|
2. Ледовая трещина |
|
3. Камнепад |
|
Общий результат |
|
Отметка |
|
Приложение 2.
Тест
Выберите один из предложенных ответов.
Упростите выражение: (1 – с1/2)(1 + с1/2)
(1 – с1/2)2
1 – с
1 – 2с1/2 + с
Упростите выражение: (1 – а1/2)2
1 – а + а2
– 2а + а2
1 – 2а1/2 + а
Разложите на множители: в3/4 – в1/2
в3/4 (1 – в)
в1/2 (в1/4 – 1)
в1/2 (в1/2 – 1)
разложить нельзя
Разложите на множители: а – в
ав (а1/2 – в1/2)
(а – в1/2)( а + в1/2)
разложить нельзя
(а1/2 – в1/2) (а1/2 +в1/2)
Оценивание теста: 1 правильный ответ – 2 балла; 2 правильных ответа – 3 балла; 3 правильных ответа – 4 балла; 4 правильных ответа – 5 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение в работе технологии интерактивного обучения дает
студенту:
формирование личностной рефлексии;
понимание включенности в общую работу;
развитие активной субъектной позиции в учебной деятельности;
формирование навыков общения;
принятие нравственности норм и правил коллективной деятельности;
увеличение познавательной активности;
группе:
получение универсальных навыков и готовности к их практическому использованию в реальных ситуациях;
повышение мотивации и познавательного интереса;
рост самостоятельности и ответственности студентов за результаты своей деятельности;
преподавателю:
нестандартное отношение к способу организации образовательного процесса;
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях;
эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аввакумова М.Н., Крылова О.Н. Современные гуманитарные педагогические технологии как средство творческого саморазвития учащихся. Методические рекомендации для учителя. – СПб.: Лема, 2011.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогическое общество в России, 2011.
- Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 2000.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2012.