Методические рекомендации по созданию краеведческого дневника
Методические рекомендации по созданию краеведческого дневником для урочной и внеурочной деятельности как одно из средств формирования функциональной грамотности младших школьников.
Автор: Максимова Анна Константиновна
МБОУ СОШ №8
г.Ноябрьск , Ямало-Ненецкий АО
«…чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле.» «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».
Д. Лихачёв
Как известно, функциональная грамотность всегда проявляется в нестандартных ситуациях, в решении жизненных и практических ситуаций, иногда очень далеких от учебных.
Не секрет, что краеведение сложно отследить в действующих рабочих программах по окружающему миру, вся информация в основном сконцентрирована на Центральном ФО и ограничивается достопримечательностями центральных городов РФ, их отраслями хозяйства природным и растительным миром.
На примере, краеведческого дневника, разработанного мною для уроков окружающего мира и внеурочной деятельности по курсу «Что мы знаем о том, что нас окружает», мне бы хотелось показать, как можно развивать функциональную грамотность через краеведческий материал. Изучение краеведения должно учитывать возрастные особенности ребенка начальной школы, поэтому главной задачей для меня в подборе заданий для краеведческой работы было - формирование у детей общеучебных навыков, таких как поисково-исследовательская деятельность, установление причинно-следственных связей, рефлексия собственной деятельности. Данная работа в первом классе не может осуществляться без инструкции учителя.
Дневник для краеведения, разработан мной таким образом, чтобы его можно было успешно внедрять в существующие темы по окружающему миру. Мною разработан материал к урокам окружающего мира в 1 классе УМК «Перспектива» по темам:
Что растет у школы?
Какие бывают животные?
Откуда в наш дом приходит вода, газ , электричество?
Все профессии важны.
Красота любимого города.
Войдем в музей!
Россия - наша Родина.
Природа России.
Мы – семьи народов России.
Красная книга России.
Работа с дневником занимает около 10-15 минут урока и носит системный характер.
В рамках данной статьи мне бы хотелось показать фрагменты использования дневника в темах:
«Красота любимого города» блок «Родной город».
«Россия - наша Родина» блок «Ямало-Ненецкий автономный округ – наша малая Родина».
1. Тема урока: «Красота любимого города» УМК «Перспектива», 1 класс
Цель урока:
- познакомить с достопримечательностями главных городов России таких, как Москва, Санкт-Петербург и др.
Задачи:
- расширить представления учащихся о достопримечательностях городов России на примере родного города через блок краеведческого дневника «Родной город» ;
- учить работать с информацией (опора на жизненный опыт, анализ информации, предоставленной в неявном виде и т.п.)
- формировать пространственные представления, умение ориентироваться на карте города;
В учебнике по заданной теме можно увидеть разбросанную информацию о достопримечательностях наиболее крупных городов нашей страны. Вместе с тем присутствуют пространственные вопросы о родном городе учащегося, просьбе нарисовать рисунок своего город. Все мы понимаем, что такая такие вопросы и задания низко информативны, нацелены на опыт ребенка. И никоим образом не учувствуют в развитии его функциональной грамотности как учащегося, так и гражданина своего города.
Для расширения знания и осуществления системно-деятельностного подхода в решении задач развития функциональной грамотности посредством краеведческого материала учащемуся предлагается поработать на страницах краеведческого дневника.
Рис.1
Задания 1 и 2 на рис.1 первые два связаны с умением извлекать информацию из личного опыта или в неявном виде, в данном случае это стелы при въезде в город и они достаточно информативны. Можно предложить детям наводящий вопрос. Какая из стел помогает ответить тебе на вопрос 2, какую еще информацию мы можем узнать о городе разглядывая стелы на въезде? И т.п.
Задание 3 может оказаться для ребенка неизвестным, поэтому оно направлено на умение ориентироваться в недостающей информации, опираясь на предметную область, в данном случае русский язык (созвучие, однокоренные слова). Оно позволяет и отследить правильность ответа, т.к. ребенку после выполнения задания предлагается воспользоваться информацией из интернета (перейти по ссылке или справочником о родном городе). Таким образом, ребенок может выстроить логическую цепочку и одновременно проверить себя в случае разногласий.
Задание 4 позволяет с опорой на личный опыт представить знакомую для ребенка информацию и определить цель для поиска новой информации.
Задание 5 ориентировано на реализацию цели, анализ неизвестной достопримечательности развивает умение извлекать информацию из объектов культуры, делать несложные выводы, связанные с историей родного города. Восполнить недостаток такой информации позволяет сформированный учителем QR-код ссылкой на источники информации из который берутся данные для ответа на вопрос задания.
После того как представления о достопримечательностях сформированы, можно предложить учащимся задание по работу с символьно-знаковой информацией (рис.2), это позволит в дальнейшем развить умение сокращать информацию, выделять главное для лучшего запоминания. Такие средства позволяют «обмануть» оперативную память. Вместо определенного текста ребенку предлагается наглядный образ. Далее в процессе обучения это позволит учащемуся уметь сокращать объем информации; ускорять образовательный процесс за счет сжатия (концентрации) информации; формировать знаковое мышление.
Рис.2
2. Тема: «Россия – наша Родина» УМК «Перспектива», 1 класс
Цель урока:
- познакомить с границами РФ, её основными природными объектами с использованием карты;
Задачи:
- расширить представления учащихся о РФ через блок краеведческого дневника «Ямало-Ненецкий АО – наша малая Родина» ;
- учить работать с информацией (синтез, анализ, обобщение);
- формировать пространственные представления, умение ориентироваться на карте округа;
- развивать умение работать с разными видами информации (блоки, схемы, символы).
В работе на уроке окружающего мира над темой «Россия – наша Родина» , можно снова включить краеведческий блок «Ямало-Ненецкий АО – наша малая Родина»
Работа с контурной картой (рис.3) на этом этапе – есть главная часть развития функциональной грамотности. Здесь и поиск ответов на поставленный вопрос, умение вникать в суть данных, опираясь на основные знания в предметной области.
Рис.3.
Задания 1 и 2 позволяют не только получить информацию о естественнонаучных знаниях с опорой на карту, но и перейти к заданию 3, в котором на основе имеющихся блоков информации сформулировать несложные выводы (работа со словами полуостров и остров).
Задние 4 учит умению группировать географические объекты, ориентируясь на их обозначение на карте, и подбирать подобные.
Задание 5 формирует умение находить ошибки в высказываниях, получая информацию только от карты, аргументировать свой выбор. Работа ориентирована на поиск необходимой информации по заданному условию, здесь и синтез, и анализ, дети фокусируются на деталях, успешно ищут ответ на поставленный вопрос одновременно приучая себя к навыкам самоконтроля.
3. Тема: «Что мы знаем о животных?» УМК «Перспектива», 1 класс
Цель урока:
- познакомить с разнообразием животного мира РФ;
Задачи:
- расширить представления учащихся о разнообразии животного мира РФ через блок краеведческого дневника «Животный мир Ямала»;
- учить работать с информацией (синтез, анализ, обобщение, поиск);
- формировать пространственные представления, умение ориентироваться на карте;
- развивать умение работать с разными видами информации (блоки, схемы, символы);
- учить различать информацию данную в истинном и ложном виде,
В учебнике окружающего мира описан многообразный мир животных России, зачастую дети плохо ориентируются в расселении животных по разным климатическим поясам. На этом этапе можно рассмотреть, как разнообразие животного мира родного края, так и изучить расселение/перемещение животных по планете, затронуть тему вымирающих животных.
Предложенный мною материал предлагает заглянуть в историю округа.
Учащимся предлагается фрагмент из мультфильма «Мама для мамонтёнка». После просмотра мультфильма работа переносится на страницы краеведческого дневника (рис.4,5), где учащийся учится умению рассуждать.
Рис.4 Рис.5
Задание на рис. 4 ориентировано на умение делать предположения, выдвигать идеи, обмениваться мнениями на основе услышанной информации. На этом этапе учитель вправе требовать аргументов и доказательств. Разнообразие вариантов позволяет ребенку понять, что все решения могут иметь право на существование, сформулировать умозаключение о правдоподобности некоторой информации. Например, мог бы Мамонтёнок доплыть до Африки на льдине? Почему? Ответ на этот вопрос затронет знания учащихся их других областей науки.
Задания на рис.5 посвящены умению определять характер недостающей информации и способам её восполнения. Здесь детям можно построить предположения-гипотезы, затем предложить найти вырезки из газет, интернет-заметки и т.п., тем самым учиться выстраивать стратегию самообразования.
В окончании своей статьи хотелось бы подвести итог, что работа с краеведческим материалом фокусирует учащегося именно на приёмах работы с информацией, представленной в разном виде, что в совокупности учит не бояться текстов, графиков, схем и других источников информации, понимать их и видеть подтекст, уметь вникать в суть данных и успешно искать ответы на поставленные вопросы с опорой на предметные области.
Таким образом, в основе реализации программы по краеведению лежит системно – деятельностный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД.