Методические рекомендации при изучении темы «Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи»

7
0
Материал опубликован 3 May 2021 в группе

Методические рекомендации при изучении темы

«Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи»

Правописание -Н- и -НН- – одна из самых сложных орфограмм в русском языке. Не случайно ошибка в задании 15 ЕГЭ занимает первое место: по оценке специалистов ФИПИ, в 2020 году в нем ошиблись около 35% выпускников. Как же помочь обучающимся преодолеть трудности в выполнении этого задания? Рекомендуем им применять пошаговый алгоритм.

Определи часть речи (имя прилагательное, причастие, наречие).

Определи часть речи производящего слова (имя существительное, глагол).

Проверь по окончанию, краткая или полная форма у слова.

Если данное слово – полная форма прилагательного или причастия, применяем алгоритм:

t1620031513aa.png

При выборе написания Н или НН рекомендуем использовать материалы универсальной таблицы:

t1620031513ab.png

Отдельного внимания заслуживает написание Н/НН в именах существительных. При выборе написания необходимо верно определить слово, от которого образовано существительное.

Ещё в 6 классе обучающимся предлагаются для запоминания словарные слова: совремеННик, тружеНик, мучеНик. Будет полезно уже тогда объяснить детям, что выбор написания напрямую зависит от умения верно определить словообразующую основу и морфемный состав слова.

Современник – основа -врем- + приставка со-, + суф. -ен- + суф. -ник-;

воспитанник – воспитанный (основа -воспита- + суф. –нн-) - воспитать (глагол сов. вида);

посланник - посланный (от глагола сов. вида послать+ суф. -нн-);

труженик – от сущ. труд +суф -е- + суф. -ник-;

мученик – от сущ. мука +суф -е- + суф. -ник-;

путаник - путаный (от глагола несов. вида путать+ суф. -ник-);

вареник - вареный (от глагола несов. вида варить+ суф. -ен-);

ольшаник – от сущ. ольха + суф. -ник-;

песчаник - песчаный (от существительного песок + суф. -ан-).

Тренируемся на типовых заданиях ЕГЭ.

Задание 15.

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и холсти(4)ые, давно не глаже(5)ые штаны.


В этом предложении:

1) ткаНая (рубаха) – отглагольное имя прилагательное, образованное от глагола ткать (несов. вид), не соблюдено ни одно из условий написания НН;

2) подпоясаННая (ремнём) – от глагола: есть приставка, есть зависимое слово;

3) кожаНым – от сущ. кожа + -АН-;

4) холстиННые (штаны) – словообразовательная цепочка: холстt1620031513ac.gif холстиНаt1620031513ac.gif холстиННый;

5) давно не глажеННые штаны – от глагола несов. вида (гладить), имеет при себе зависимое слово давно, следовательно в полном страдательном причастии – НН.

Ответ: 13

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Петербург И. А. Гончарова как город «искусстве(1)ых чувств, безжизне(2)ой суматохи» не приемлет непосредстве(3)ости, простоты, естестве(4)ости, господствующих в глуши.

 В этом предложении:

1) искусствеННых — прилагательное, образованное от сущ.: искусство + -ЕНН-;

2) безжизнеННой — прилагательное, образованное от сущ.: искусство + -ЕНН-;

3) непосредствеННости — существительное, образованное от прилагательного непосредствЕННый;

4) естествеННости — существительное, образованное от прилагательного естествЕННый.

Ответ: 1234

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Навстречу ему поднимался поезд телег с ране(1)ыми во вчерашнем деле солдатами. Телеги, в которых находились ране(2)ые, прыгали по наброса(3)ым в виде мостовой камням на крутом подъёме. Солдаты, обвяза(4)ые тряпками, бледные, с поджатыми губами и нахмуре(5)ыми бровями, молча сидели в телегах.

В этом предложении:

1) ранеННыми (во вчерашнем деле) – полное страдательное причастие прошедшего времени, имеет при себе зависимые слова (раненными во вчерашнем деле);

2) ранеНые – отглагольное имя прилагательное (образовано от глагола несовершенного вида, не имеет при себе зависимых слов, не имеет приставки);

3) набросаННым – полное страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола совершённого вида набросатть, а также имеет при себе зависимые слова (набросанным в виде мостовой);

4) обвязаННые – полное страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола совершённого вида обвязать, а также имеет при себе зависимые слова (обвязанные тряпками);

5) нахмуреННыми – полное страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола совершённого вида (нахмурить), есть приставка.

Ответ: 1345

4. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Графиня взяла златотка(1)ую подушку и медле(2)о опустилась в глубокое лакирова(3)ое кресло, которое было инкрустирова(4)о кожей.

В этом предложении:

1) златоткаНую — сложное отглагольное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида ткать, не соблюдено ни одно из условий написания НН;

2) медлеННо — наречие, образованное от прилагательного медлеННый;

3) лакироваННое — причастие, оканчивающееся на -оваННое;

4) инкрустироваНо — краткое страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола совершённого вида (= кресло инкрустировали).

Ответ: 14

5. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Было безветре(1)о, пахло началом зимы, топта(2)ым листом клёна, талым снегом, свежеиспечё(3)ым ржа(4)ым хлебом; недавно краше(5)ые скамейки в парке добавляли в эту гамму тёплых ароматов химический запах масля(6)ой краски.

В этом предложении:

1) безветреННо – слово категории состояния, образованное от имени прилагательного безветренный, в котором при наличии приставки пишется суффикс -ЕНН-;

2) топтаНым – отглагольное имя прилагательное, образованное от глагола топтать (несов. вид), не соблюдено ни одно из условий написания НН;

3) свежеиспечёННым – сложное полное страдательное причастие прошедшего времени совершенного вида, имеет приставку ис- перед вторым корнем;

4) ржаНым – имя прилагательное, образованное от имени существительного рожь с помощью суффикса -АН- (значение «состоять из»);

5) (недавно) крашеННые – полное страдательное причастие прошедшего времени несовершенного вида, имеет при себе зависимое слово;

6) масляНой – имя прилагательное, образованное от имени существительного масло с помощью суффикса -ЯН- (значение «состоять из»).

Ответ: 135

По итогам подготовки по теме «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах разных частей речи» обучающимся предлагается написать диктант.

Диктант

Имени...ик беше...о вопил, и...тупле...но размахивая над головой рва...ым башмаком, стаще...ым второпях с ноги насмерть перепуга...ого соседа. Изумле...ые гости и родстве...ики в первую минуту ошеломле...о застыли, но потом под градом масл.. ых варе...иков, пуще...ых в их сторону взбеше...ым имени...иком, вынужде...о отступили к отворе...ым дверям. «Изме...ики! Подсунуть мне бесприда...ицу, за которую никто гроша лома...ого не давал!» - отчая...о визжал он, возмуще...о скача на кова...ом сундуке, застеле...ом продра...ой клеёнкой. «Она невоспита...а и необразова...а, неслыха...о глупа и невида...о уродлива, к тому же и вовсе без прида...ого», - кричал он, швыряя дра...ый башмак в недавно купле...ый соломе...ый абажур лимо...ого цвета. Броше...ая вслед за ним палка копче...ой колбасы угодила в стекля...ую вазу, наполне...ую дистилирова...ой водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриже...ую, краше...ую под каштан голову обвине...ой во всех грехах бесприда...ицы, с уязвле...ым видом жавшейся к отворе...ой двери. Та, ране...ая в голову колбасой, карти...о взмахнув обнаже...ыми по локоть руками и сдавле...о пискнув, повалилась в квашню с замеш...ым тестом, увлекая за собой рождественскую елку, увеш...ую слюдя...ыми игрушками, посеребре...ыми сосульками и с золоче...ой звездой на самой макушке. Восхище...ый произведе...ым эффектом, имени...ик упоё...о пританцовывал на выкраше...ом масл...ой краской комоде, инкрустирова...ом тисне...ой кожей, Куда он перебрался с сундука непосредстве...о после падения дамы для лучшего обзора кутерьмы, вызва...ой его экзальтирова...ым поступком.

(По Н.Г. Ткаченко)

Список использованной литературы.

Иссерс О.С, Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках. – Москва, Центр тестирования, 2002

Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку «Пишите, пожалуйста, грамотно!» - М.: Астра, 1996.

Филипченко М.П. Сборник диктантов по русскому языку для 5-11 классов. – М.: АСТ, 2010

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.