Методические рекомендации при изучении темы «Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи»
Методические рекомендации при изучении темы
«Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи»
Правописание -Н- и -НН- – одна из самых сложных орфограмм в русском языке. Не случайно ошибка в задании 15 ЕГЭ занимает первое место: по оценке специалистов ФИПИ, в 2020 году в нем ошиблись около 35% выпускников. Как же помочь обучающимся преодолеть трудности в выполнении этого задания? Рекомендуем им применять пошаговый алгоритм.
Определи часть речи (имя прилагательное, причастие, наречие).
Определи часть речи производящего слова (имя существительное, глагол).
Проверь по окончанию, краткая или полная форма у слова.
Если данное слово – полная форма прилагательного или причастия, применяем алгоритм:
При выборе написания Н или НН рекомендуем использовать материалы универсальной таблицы:
Отдельного внимания заслуживает написание Н/НН в именах существительных. При выборе написания необходимо верно определить слово, от которого образовано существительное.
Ещё в 6 классе обучающимся предлагаются для запоминания словарные слова: совремеННик, тружеНик, мучеНик. Будет полезно уже тогда объяснить детям, что выбор написания напрямую зависит от умения верно определить словообразующую основу и морфемный состав слова.
Современник – основа -врем- + приставка со-, + суф. -ен- + суф. -ник-;
воспитанник – воспитанный (основа -воспита- + суф. –нн-) - воспитать (глагол сов. вида);
посланник - посланный (от глагола сов. вида послать+ суф. -нн-);
труженик – от сущ. труд +суф -е- + суф. -ник-;
мученик – от сущ. мука +суф -е- + суф. -ник-;
путаник - путаный (от глагола несов. вида путать+ суф. -ник-);
вареник - вареный (от глагола несов. вида варить+ суф. -ен-);
ольшаник – от сущ. ольха + суф. -ник-;
песчаник - песчаный (от существительного песок + суф. -ан-).
Тренируемся на типовых заданиях ЕГЭ.
Задание 15.
1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и холсти(4)ые, давно не глаже(5)ые штаны.
В этом предложении:
1) ткаНая (рубаха) – отглагольное имя прилагательное, образованное от глагола ткать (несов. вид), не соблюдено ни одно из условий написания НН;
2) подпоясаННая (ремнём) – от глагола: есть приставка, есть зависимое слово;
3) кожаНым – от сущ. кожа + -АН-;
4) холстиННые (штаны) – словообразовательная цепочка: холст холстиНа холстиННый;
5) давно не глажеННые штаны – от глагола несов. вида (гладить), имеет при себе зависимое слово давно, следовательно в полном страдательном причастии – НН.
Ответ: 13
2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Петербург И. А. Гончарова как город «искусстве(1)ых чувств, безжизне(2)ой суматохи» не приемлет непосредстве(3)ости, простоты, естестве(4)ости, господствующих в глуши.
В этом предложении:
1) искусствеННых — прилагательное, образованное от сущ.: искусство + -ЕНН-;
2) безжизнеННой — прилагательное, образованное от сущ.: искусство + -ЕНН-;
3) непосредствеННости — существительное, образованное от прилагательного непосредствЕННый;
4) естествеННости — существительное, образованное от прилагательного естествЕННый.
Ответ: 1234
3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Навстречу ему поднимался поезд телег с ране(1)ыми во вчерашнем деле солдатами. Телеги, в которых находились ране(2)ые, прыгали по наброса(3)ым в виде мостовой камням на крутом подъёме. Солдаты, обвяза(4)ые тряпками, бледные, с поджатыми губами и нахмуре(5)ыми бровями, молча сидели в телегах.
В этом предложении:
1) ранеННыми (во вчерашнем деле) – полное страдательное причастие прошедшего времени, имеет при себе зависимые слова (раненными во вчерашнем деле);
2) ранеНые – отглагольное имя прилагательное (образовано от глагола несовершенного вида, не имеет при себе зависимых слов, не имеет приставки);
3) набросаННым – полное страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола совершённого вида набросатть, а также имеет при себе зависимые слова (набросанным в виде мостовой);
4) обвязаННые – полное страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола совершённого вида обвязать, а также имеет при себе зависимые слова (обвязанные тряпками);
5) нахмуреННыми – полное страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола совершённого вида (нахмурить), есть приставка.
Ответ: 1345
4. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Графиня взяла златотка(1)ую подушку и медле(2)о опустилась в глубокое лакирова(3)ое кресло, которое было инкрустирова(4)о кожей.
В этом предложении:
1) златоткаНую — сложное отглагольное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида ткать, не соблюдено ни одно из условий написания НН;
2) медлеННо — наречие, образованное от прилагательного медлеННый;
3) лакироваННое — причастие, оканчивающееся на -оваННое;
4) инкрустироваНо — краткое страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола совершённого вида (= кресло инкрустировали).
Ответ: 14
5. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Было безветре(1)о, пахло началом зимы, топта(2)ым листом клёна, талым снегом, свежеиспечё(3)ым ржа(4)ым хлебом; недавно краше(5)ые скамейки в парке добавляли в эту гамму тёплых ароматов химический запах масля(6)ой краски.
В этом предложении:
1) безветреННо – слово категории состояния, образованное от имени прилагательного безветренный, в котором при наличии приставки пишется суффикс -ЕНН-;
2) топтаНым – отглагольное имя прилагательное, образованное от глагола топтать (несов. вид), не соблюдено ни одно из условий написания НН;
3) свежеиспечёННым – сложное полное страдательное причастие прошедшего времени совершенного вида, имеет приставку ис- перед вторым корнем;
4) ржаНым – имя прилагательное, образованное от имени существительного рожь с помощью суффикса -АН- (значение «состоять из»);
5) (недавно) крашеННые – полное страдательное причастие прошедшего времени несовершенного вида, имеет при себе зависимое слово;
6) масляНой – имя прилагательное, образованное от имени существительного масло с помощью суффикса -ЯН- (значение «состоять из»).
Ответ: 135
По итогам подготовки по теме «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах разных частей речи» обучающимся предлагается написать диктант.
Диктант
Имени...ик беше...о вопил, и...тупле...но размахивая над головой рва...ым башмаком, стаще...ым второпях с ноги насмерть перепуга...ого соседа. Изумле...ые гости и родстве...ики в первую минуту ошеломле...о застыли, но потом под градом масл.. ых варе...иков, пуще...ых в их сторону взбеше...ым имени...иком, вынужде...о отступили к отворе...ым дверям. «Изме...ики! Подсунуть мне бесприда...ицу, за которую никто гроша лома...ого не давал!» - отчая...о визжал он, возмуще...о скача на кова...ом сундуке, застеле...ом продра...ой клеёнкой. «Она невоспита...а и необразова...а, неслыха...о глупа и невида...о уродлива, к тому же и вовсе без прида...ого», - кричал он, швыряя дра...ый башмак в недавно купле...ый соломе...ый абажур лимо...ого цвета. Броше...ая вслед за ним палка копче...ой колбасы угодила в стекля...ую вазу, наполне...ую дистилирова...ой водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриже...ую, краше...ую под каштан голову обвине...ой во всех грехах бесприда...ицы, с уязвле...ым видом жавшейся к отворе...ой двери. Та, ране...ая в голову колбасой, карти...о взмахнув обнаже...ыми по локоть руками и сдавле...о пискнув, повалилась в квашню с замеш...ым тестом, увлекая за собой рождественскую елку, увеш...ую слюдя...ыми игрушками, посеребре...ыми сосульками и с золоче...ой звездой на самой макушке. Восхище...ый произведе...ым эффектом, имени...ик упоё...о пританцовывал на выкраше...ом масл...ой краской комоде, инкрустирова...ом тисне...ой кожей, Куда он перебрался с сундука непосредстве...о после падения дамы для лучшего обзора кутерьмы, вызва...ой его экзальтирова...ым поступком.
(По Н.Г. Ткаченко)
Список использованной литературы.
Иссерс О.С, Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках. – Москва, Центр тестирования, 2002
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку «Пишите, пожалуйста, грамотно!» - М.: Астра, 1996.
Филипченко М.П. Сборник диктантов по русскому языку для 5-11 классов. – М.: АСТ, 2010