Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине ОП.08 Основы бухгалтерского учета (СПО)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практических работ
по дисциплине ОП.08 Основы бухгалтерского учета
специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Изучение Федерального закона «О бухгалтерском учете»
Раздел 1. Бухгалтерский учет, его объекты и задачи.
Содержание работы:
Решение ситуационных задач с использованием нормативно-правовых актов
Цели:
Обучающая - закрепить теоретические знания по теме «Правовая основа бухгалтерского учета».
Развивающая - формирование знаний о четырехуровневой системе нормативно-правого регулирования бухгалтерского учета в РФ, содержание национальных (российских) и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), формирование умений работать с законодательными и нормативными документами.
Воспитательная - воспитывать внимательность и аккуратность, добросовестное отношение к труду, к порученному делу, привитие интереса к избранной специальности, умение использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Раздаточный материал:
«О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года.
ПБУ, ФЗ РФ «О бухгалтерском учете»
ТСО: компьютеры (возможно использование интернет-ресурсов и электронных вариантов нормативных документов).
Работа выполняется в тетрадях для практических занятий по дисциплине.
Результат выполнения практического занятия:
Обучающийся должен
уметь:
применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
знать:
нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
национальную систему нормативного регулирования.
Методические указания по выполнению практической работы
В Российской федерации сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
1) федеральные стандарты; (ФС)
2) отраслевые стандарты; (ОТС)
3) рекомендации в области бухгалтерского учета; (Р)
4) стандарты экономического субъекта. (СЭС)
первый уровень - законодательный – это федеральные стандарты законы, Постановления Правительства РФ, указы президента и иные акты законодательства, прямо или косвенно, регулирующие постановку учета;
второй уровень - нормативный или отраслевые стандарты – это система национальных стандартов, которые регулируют принципы и правила учета отбельных объектов бухгалтерского наблюдения отдельных видах экономической деятельности;
третий уровень -- методический или рекомендации в области бухгалтерского учета – это инструкции методические указания, которые разрабатываются в разрезе отдельных ПБУ;
четвертый уровень - организационный или стандарты экономического субъекта - это рабочие документы конкретной организации: учетная политика, рабочий план счетов, приказы, распоряжения.
ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ
Задание 1
Внимательно ознакомьтесь с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года.
Ответьте на поставленные вопросы:
1.Цели ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.На какие субъекты распространяется Федеральный закон № 402-ФЗ?______________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Что является отчетной датой?
__________________________________________________________________
4.Что такое стандарт бухгалтерского учета?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Укажите объекты бухгалтерского учета
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Кто утверждает формы первичных документов экономического субъекта? _________________________________________________________
7. Укажите общие требования к бухгалтерскому учету
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Укажите сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности
_________________________________________________________________
9. Укажите состав годовой бухгалтерской отчетности
__________________________________________________________________
10.Принципы регулирования бухгалтерского учета
____________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Что такое План счетов бухгалтерского учета
____________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Кто отвечает за сохранность документов бухгалтерского учета?
__________________________________________________________________
13. Что такое учетная политика организации?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Определите, к каким документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
№ |
Наименование документов |
Уровень регулирования |
||||
ФС |
ОТС |
Р |
СЭС |
|||
1 |
ФЗ «О банках и банковской деятельности» |
|||||
2 |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» |
|||||
3 |
График документооборота |
|||||
4 |
ФЗ «Об акционерных обществах» |
|||||
5 |
Учетная политика организации |
|||||
6 |
Устав экономического субъекта экономического субъекта |
|||||
7 |
Штатное расписание |
|||||
8 |
Приказ о приеме на работу |
|||||
9 |
План счетов и инструкции по его применению |
|||||
10 |
ПБУ Учет доходов |
|||||
11 |
Эффективный договор |
|||||
12 |
Методические указания по определению себестоимости продукции на предприятиях обувной промышленности |
|||||
13 |
Налоговый кодекс РФ |
|||||
14 |
Приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер" |
ФС - федеральные стандарты;
ОС - отраслевые стандарты;
Р - рекомендации в области бухгалтерского учета;
СЭС - стандарты экономического субъекта.
Задание 3.
Напишите правильное название Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ):
Номер ПБУ |
Название ПБУ |
1/2008 |
|
2/2008 |
|
3/2006 |
|
4/99 |
|
5/01 |
|
6/01 |
|
9/99 |
|
10/99 |
|
14/2007 |
|
15/2008 |
|
18/02 |
|
19/02 |
|
22/2010 |
|
23/2011 |
|
24/2011 |
Контрольные вопросы :
1.Что представляет собой четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в нашей стране?
2. Приведите примеры нормативных документов каждого уровня.
3. В какой статье ФЗ « О бухгалтерском учете» сказано о документах регулирования бухгалтерского учета в РФ?
4. Что собой представляют ПБУ?
Рекомендуемая литература:
1.ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года.
2. ПБУ
Интернет – ресурсы:
Критерии оценки:
«5» - задание выполнено полностью, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы, свободно ориентируется в заполненных бухгалтерских документах;
«4» - задание выполнено полностью, но имеются некоторые неточности в оформлении бухгалтерских документов, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы;
«3» - задание выполнено не полностью, то есть не выполнено одно задание, студент не уверенно отвечает на поставленные вопросы, слабо ориентируется в составлении бухгалтерских проводок;
«2» - выполнено только половина задания, студент не отвечает на поставленные вопросы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Составление бухгалтерского баланса
Раздел 2 Бухгалтерский баланс
Содержание работы: Составление бухгалтерской отчётности Ф-1 Бухгалтерский баланс
Цели:
Обучающие - закрепить полученные знания по теме бухгалтерский баланс, его содержание и структура, уяснить значение бухгалтерского баланса как способа экономической группировки и обобщенного отражения в денежной оценке хозяйственных средств по видам ресурсов и источникам их образования на определенную дату, его содержание и структуру.
Развивающие - развитие умений применять полученные практические знания на практике по теме бухгалтерский баланс, его содержание и структура.
Воспитательные - сформировать потребности самостоятельно осуществлять поисковую деятельность путем решения проблемных заданий; содействовать формированию познавательного интереса к дисциплине;
Результат выполнения практического занятия:
Обучающийся должен
знать:
технологию составления бухгалтерской отчетности.
уметь:
составлять бухгалтерскую отчетность, участвовать в контроле и анализе финансово-хозяйственной деятельности на ее основе.
Средства обучения: инструктивно-методические указания по организации и проведению практического занятия
Раздаточный материал: наглядные пособия, форма №1, План счетов, калькуляторы
Порядок оформления практического занятия: работа выполняется в тетради для практических работ по данной дисциплине.
Литература
Основные источники:
1.Федеральный закон № 402 -ФЗ «О бухгалтерском учете»
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Трудовой кодекс Российской Федерации.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 №183н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учёта автономных учреждений и инструкция по его применению».
Бухгалтерский учёт Лебедева Е.М. М: Издательский центр «Академия», 2009
.В.Т. Чая Бухгалтерский учет для экономических специальностей: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009.
Интернет-ресурсы:
http:// www.cbr.ru (Центральный банк РФ)
http:// www.minfin.ru (Министерство финансов РФ)
Методические указания и ход выполнения работы
Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и отражения средств предприятия по видам и источникам образования в денежных единицах на определенную дату.
Бухгалтерский баланс – это форма бухгалтерской отчетности, содержит информацию о средствах и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Баланс – это таблица, состоящая из 2-х частей актива и пассива. Итоги по активу и пассиву должны быть равны и называются валютой баланса.
Баланс
Актив |
Пассив |
1. Внеоборотные активы |
3. Капитал и резервы |
2. Оборотные активы |
4. Долгосрочные обязательства |
---------------- |
5. Краткосрочные обязательства |
Сумма -актива Сумма -пассива
Для составления бухгалтерского баланса необходимо:
1. Заполнить сторону актива баланса
Внеоборотные активы:
А) Основные средства:
В балансе основные средства отражаются за вычетом износа, т.е. общую стоимость основных средств надо уменьшить на сумму износа (амортизации)
Б) Нематериальные активы.
В) Итого по разделу 1.
Оборотные средства: запасы, денежные средства, краткосрочные вложения, дебиторская задолженность.
Итого по разделу 2.
Подсчитать итого по активу баланса (раздел 1 + раздел 2).
2. Заполнить сторону пассива баланса
Капитал и резервы: уставной капитал, резервный капитал, целевое финансирование, нераспределенная прибыль.
Долгосрочные обязательства: долгосрочные кредиты банка.
Краткосрочные обязательства.
4. Подсчитать итоги по каждому разделу.
5. Подсчитать итоги по пассиву баланса.
Итоги по активу и пассиву должны быть равны.
АКТИВ = ПАССИВ - Баланс составлен правильно.
Задание 1
1.Составить бухгалтерский баланс на 1 января 201- года.
2. Проверить основное свойство бухгалтерского баланса.
Исходные данные: Остатки на синтетических счетах на 1 января 201- года:
Нематериальные активы |
450 000 |
Уставный капитал |
1 202 000 |
Нераспределенная прибыль |
40 000 |
Основные средства |
650 000 |
Материалы |
200 000 |
Задолженность по оплате труда |
160 000 |
Задолженность по налогам в бюджет |
25 000 |
Основное производство (НЗП) |
35 000 |
Готовая продукция |
56 000 |
Задолженность во внебюджетные фонды |
49 000 |
Касса |
45 000 |
Расчётные счета |
40 000 |
Решение
Задание выполняется на бланке баланса ( форме №1).
Задание 2
Составить бухгалтерский баланс на 1 января 201- года.
Проверить основное свойство бухгалтерского баланса.
Исходные данные: Остатки на синтетических счетах на 1 января 201- года:
Уставный капитал |
1 000 000 |
Основные средства |
720 000 |
Нематериальные активы |
300 000 |
Материалы |
137 000 |
Готовая продукция |
110 000 |
Задолженность покупателей |
70 000 |
Расчётные счета |
170 000 |
Задолженность по налогам в бюджет |
25 000 |
Задолженность по страховым взносам |
12 000 |
Задолженность поставщикам |
500 000 |
Касса |
30 000 |
Контрольные вопросы:
Что такое баланс?
Какие разделы имеет баланс?
Что относится к внеоборотным активам предприятия?
Что относится к оборотным активам?
Что такое уставный капитал и где его величина отражается в балансе?
Как в балансе отражается дебиторская и кредиторская задолженность?
Как подразделяются балансы по времени их составления?
Как подразделяются балансы по источникам их составления?
Как подразделяются балансы по способу очистки?
Что такое валюта баланса?
Критерии оценки:
«5» - задание выполнено полностью, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы, свободно ориентируется в заполненных бухгалтерских документах;
«4» - задание выполнено полностью, но имеются некоторые неточности в оформлении бухгалтерских документов, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы;
«3» - задание выполнено не полностью, то есть не выполнено одно задание, студент не уверенно отвечает на поставленные вопросы, слабо ориентируется в составлении бухгалтерских проводок;
«2» - выполнено только половина задания, студент не отвечает на поставленные вопросы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Решение задач на методы оценки материальных запасов при списании в производство
Раздел 2 Бухгалтерский баланс
Содержание работы: Расчет фактической стоимости производственных запасов.
Цели:
Обучающая: закрепить теоретические знания, полученные по теме, научиться делать оценку производственных запасов тремя способами.
Развивающая: привитие умений, теоретические знания применять на практике.
Воспитательная: внимательность, аккуратность, четкость в оформлении бланкового материала, в расчетах.
ТСО: микрокалькулятор.
Раздаточный материал: наглядные пособия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
При выполнении практической работы необходимо знать, что при оценке стоимости производственных запасов используют способы.:
1-й способ: по средней себестоимости определяется средняя стоимость, по которой материалы передаются в производство, при этом надо определить:
а) средневзвешенную цену поступления запасов на начало месяца:
С =
С – средневзвешенная цена поступления
Цн – остаток запасов на начало месяца (цена)
Кн – остаток запасов на начало месяца (количество)
Ц1,2,3 – цена запасов по поступившим партиям
К1,2,3 – количество поступивших запасов по партиям
б) стоимость израсходованных запасов: = С К, где
С – средневзвешенная цена поступления запасов с учетом остатка на начало месяца.
К – количество израсходованных запасов за месяц (ед.)
в) остаток на конец месяца : Кк = Кн +Кп - Кв, где
Кк – количество запасов на конец периода
Кн – количество запасов на начало периода
Кп – количество запасов поступивших в течение месяца
Кв – количество запасов израсходованных в течение месяца.
2-й способ
Метод ФИФО – дословно означает «первая партия на приход, первая в расход». Израсходованные запасы оцениваются, начиная с первой партии (или с остатка на начало месяца) до полного расхода, т.е. последняя партия берется не полностью, а израсходованная часть. Цена остатка устанавливается по последней партии, т.е. оценка запасов производится по последней партии приобретения.
Например: остаток запасов на 1ое число 100.000 руб. (1000ед. по 100руб.). Поступило:
5 числа 1ая партия 700ед по 120 руб. 8400
12 числа 2ая партия 1200ед. по 125руб. 150.000
25 числа 3ая партия 540ед. по 130руб. 70.200
Итого за месяц 2440ед. 304.200
Оценка расхода 1000ед. * 100 = 100.000
Методом «ФИФО» 700ед. * 120 = 84.000
1200ед. * 125 = 150.000
250ед * 130 = 325.000
Итого: 3150ед. 366.500руб.
Ок= Он +П-Р
Ок – остаток на конец месяца
Он – остаток на начало месяца
П – поступления в течении месяца
Р – израсходовано в течении месяца
Ок=100.000+304.200-366.500=377.000руб. (условная цена=130руб. – цена последней поступившей партии).
Рекомендуемая литература: В.М. Богаченко «Бухгалтерский учет для менеджеров», Ростов-на Дону, «Феникс» 2005, стр.60-62
ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ
Оценить расход и остаток материальных запасов методами средней себестоимости, методами «ФИФО». Исходные данные представлены в таблице, в 10 вариантах.
В течение месяца на предприятие поступило
Запасы |
1в. |
2в. |
3в. |
4в. |
||||||
кол. |
цена |
кол. |
цена |
кол. |
цена |
кол. |
цена |
|||
Остаток на начало месяца |
32 |
20 |
34 |
22 |
36 |
24 |
38 |
25 |
||
Поступила 1партия |
45 |
22 |
48 |
24 |
50 |
26 |
52 |
28 |
||
2 партия |
105 |
27 |
108 |
30 |
110 |
32 |
112 |
33 |
||
3 партия |
145 |
29 |
150 |
35 |
155 |
38 |
160 |
40 |
||
4 партия |
199 |
30 |
210 |
32 |
230 |
35 |
235 |
38 |
||
Израсходовано |
520 |
540 |
560 |
580 |
Запасы |
5в. |
6в. |
||
кол. |
цена |
кол. |
цена |
|
Остаток на начало месяца |
40 |
28 |
42 |
30 |
Поступила 1партия |
54 |
30 |
56 |
34 |
2 партия |
33 |
115 |
120 |
38 |
3 партия |
40 |
170 |
180 |
45 |
4 партия |
240 |
44 |
280 |
50 |
Израсходовано |
570 |
600 |
Запасы |
7в. |
8в. |
9в. |
10в. |
|||||||
кол. |
цена |
кол. |
цена |
кол. |
цена |
кол. |
цена |
||||
Остаток на начало месяца |
44 |
32 |
50 |
34 |
74 |
40 |
80 |
45 |
|||
Поступила 1партия |
58 |
38 |
68 |
40 |
100 |
50 |
120 |
54 |
|||
2 партия |
125 |
40 |
130 |
45 |
150 |
65 |
182 |
72 |
|||
3 партия |
190 |
52 |
220 |
56 |
240 |
70 |
250 |
75 |
|||
4 партия |
230 |
56 |
270 |
60 |
280 |
75 |
300 |
80 |
|||
Израсходовано |
550 |
650 |
705 |
740 |
Критерии оценки:
«5» - задание выполнено полностью, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы, свободно ориентируется в заполненных бухгалтерских документах;
«4» - задание выполнено полностью, но имеются некоторые неточности в оформлении бухгалтерских документов, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы;
«3» - задание выполнено не полностью, то есть не выполнено одно задание, студент не уверенно отвечает на поставленные вопросы, слабо ориентируется в составлении бухгалтерских проводок;
«2» - выполнено только половина задания, студент не отвечает на поставленные вопросы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Решение задач на определение типа хозяйственных операций
Раздел 2 Бухгалтерский баланс
Содержание работы: Определение типа изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций".
Цели:
Обучающая: - закрепить получение теоретические знания, научиться определять хозяйственных операций.
Развивающая: привлечение умений применять теоретические знания на практике.
Воспитательная: воспитание у студентов чувства ответственности, внимательного отношения к порученному делу, интерес к избранной специальности.
ТСО: калькулятор.
Раздаточный материал: наглядные пособия (балансы).
Методические указания и ход выполнения работы.
В производственно-хозяйственной и финансовой деятельности каждого предприятия совершается множество операций, которые оказывают влияние (изменения) на хозяйственные средства исторически их образования, или изменения того и другого.
Эти изменения могут быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, могут повлиять на валюту баланса, а может и нет, и валюта баланса остается неизменной.
Все хозяйственные операции по признаку их влияния на величину актива и пассива баланса можно разделить на 4 типа.
1 тип активное изменение А+Х-Х =П,
где А и П - валюта баланса
Х - хозяйственная операция.
Например, в кассу из расчетного счета поступили наличные деньги - 1000 руб.
Операция затрагивает две статьи баланса "касса" и "расчетные счета" (см. баланс) и обе находятся в разделе "оборотные активы".
Действие означает, что деньги в кассу поступили, то т-е сумма по статье "касса" увеличивается на 1000 руб., а по статье т-е средства перемещаются с одной статьи на другую внутри актива баланса, валюты баланса не меняется.
А+1000-1000=П
А+0=П
11 тип - пассивное изменение А=П+Х-Х;
изменения происходят в пассиве баланса без изменения валюты.
Например: из прибыли отчислено на создание фонда 50 000руб. обе статьи баланса находятся в пассиве, в разделе "капитал и резервы", перераспределение средств происходи без изменения валюты баланса, т-е по статье "Прибыль" сумма уменьшится на 50 000 руб., по статье "Резервный капитал" увеличится на 50 000 руб. т.е. А=П+50 000 - 50 000, А=П+0
111 тип - активно-пассивные изменения в сторону увеличения А=Х+П+Х,
т.е. актив и пассив баланса увеличиваются на сумму хозяйственной операции
Например: на расчетный счет заложен кредит банка в сумме 500 000 руб., статья "расчетные счета" - в активе баланса, а кредита баланса" - пассива. Увеличение произойдет по активу и по пассиву баланса, валюта увеличится на сумму хоз. операции - 500 000 руб.
А+500 000 = П+500 000
А+ = П+
1У тип - активно-пассивное изменение в сторону уменьшения.
А-Х=П-Х;
т-е уменьшается и актив, и пассив баланса, уменьшается и валюта на сумму хозяйственной операции.
Например: из кассы выдана заработная плата в сумме 200 000 руб.
По статье "касса" (актив баланса) происходит уменьшение суммы на 200 000 руб. по статье "Расчеты с персоналом по оплате труда" уменьшается задолженность на 200 000 руб., а также уменьшится валюта баланса" на 200 000 руб.; т.е. А-200 000, П-200 000, А- =П-
Практическая работа выполняется в два этапа:
1 этап Определить тип хозяйственных операций и их влияние на валюту баланса (2 варианта).
2 этап Составить баланс № 1 по исходным балансовым остаткам на 1-ое число; определить влияние и тип хозяйственных операций; составить баланс № 2 (6 вариантов).
Рекомендуемая литература: В.М. Богаченко «Бухгалтерский учет для менеджеров», Ростов- на-Дону, «Феникс» 2005, стр.30-34
ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ
Задание № 1.
Определить тип хозяйственных операций по исходным данным.
Задание: составить уравнения, обосновать.
Вариант № 1.
Удержан НДФЛ из заработной платы 15 000
Отпущены в производство материалы 30 000
На расчетный счет в банк поступила выручка от продаж 500 000
С расчетного счета перечислено поставщиком за материалы 20 000
Выдано из кассы в подотчет на хозяйственные нужды технологу Петрову А.П. 15 000
На расчетный счет из кассы зачислена выручка за реализованную продукцию 150 000
За счет прибыли предприятия создан резервный фонд 80 000
С расчетного счета перечислены налог на прибыль 75 000
Рабочим основного производства начислена заработная плата 100 000
На расчетный счет зачислен кредит банка 600 000
Задание № 2.
Отпущены в производство материалы 9500
Начислена заработная плата рабочим основного производства 100 000
Поставщикам перечислено с расчетного счета за поставленные материалы 85000
Из производства поступила готовая продукция 10 000
Из кассы выдали деньги на заработную плату 100 000
Подотчетное лицо вернуло в кассу неизрасходованные подотчетные деньги 5000
Начислены страховые взносы 15 000
С расчетного счета погашена задолженность бюджету 120 000
Оприходованы поступившие от поставщика материалы 60 000
Отпущены в производство материалы 20 000
Задание № 2.
Составить бухгалтерский баланс №1, определить тип хозяйственных операций и сделать изменения баланса после каждой операции; составить бух. баланс №2.
Баланс № 1.
Условие: 1. Балансовые остатки на 1-ое число.
варианты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
прибыль |
58 000 |
60 000 |
62 000 |
64 000 |
68 000 |
70 000 |
основные ср-ва |
150 000 |
160 000 |
170 000 |
180 000 |
190 000 |
200 000 |
уставной капитал |
60 000 |
70 000 |
80 000 |
90 000 |
95 000 |
85 000 |
сырье |
15 000 |
20 000 |
25 000 |
30 000 |
35 000 |
40 000 |
незавершенное про-во |
5000 |
6000 |
7000 |
8000 |
9000 |
10000 |
дебиторская задолженность |
34 000 |
22 000 |
30 000 |
32 000 |
34 000 |
40 000 |
расчетный счет |
21 200 |
20 000 |
22 000 |
23 000 |
24 000 |
25 000 |
касса |
500 |
700 |
800 |
900 |
600 |
400 |
ссуда баланса |
107 700 |
108 000 |
102 800 |
109 000 |
110 000 |
115 000 |
Хозяйственные операции
1. перечислена с расчетного счета в кассу |
15 000 |
18 000 |
21 000 |
20 000 |
22 000 |
23 000 |
2. перечислена заработная плата |
14 900 |
15 900 |
20 900 |
19 900 |
21 500 |
22 900 |
3. выдана из кассы заработная плата |
14 500 |
15 500 |
20 500 |
19 500 |
21 000 |
21 500 |
4. создан резерв из прибыли |
25 000 |
26 000 |
27 000 |
24 000 |
23 000 |
28 000 |
Критерии оценки:
«5» - задание выполнено полностью, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы, свободно ориентируется в заполненных бухгалтерских документах;
«4» - задание выполнено полностью, но имеются некоторые неточности в оформлении бухгалтерских документов, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы;
«3» - задание выполнено не полностью, то есть не выполнено одно задание, студент не уверенно отвечает на поставленные вопросы, слабо ориентируется в составлении бухгалтерских проводок;
«2» - выполнено только половина задания, студент не отвечает на поставленные вопросы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
Составление простейших бухгалтерских проводок
Раздел 3 Счета и двойная запись
Содержание работы: Составление бухгалтерских проводок.
Цели:
Обучающая – закрепить теоретические знания теме по «Счета и двойная запись», уяснить порядок ведения синтетических и аналитических счетов, научиться подсчитывать обороты по счетам, выводить сальдо, научится правильно отражать операции в журнале регистраций хозяйственных операций, определять корреспонденцию счетов, составлять бухгалтерские проводки, разбираться в сущности двойной записи.
Развивающая – развитие умений и навыков, применять полученные знания на практике, самостоятельно мыслить и понимать экономическую сущность хозяйственных операций, выраженных бухгалтерскими проводками.
Воспитательная – воспитывать внимательность, аккуратность, добросовестное отношение к порученному делу.
ТСО: калькуляторы
Раздаточный материал: наглядные пособия (журнал регистрации хозяйственных операций, схемы счетов).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
При выполнении практической работы необходимо вспомнить и понимать что:
Двойная запись – это отражение операции на двух счетах, по дебиту (Д) одного и кредиту (К) другого в одной и той же сумме.
Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами по каждой хозяйственной операции
Бухгалтерская проводка – это корреспонденция счетов на определенную сумму.
ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ
1. Разнести хозяйственные операции по счетам синтетического и аналитического учета, делая об этом отметку в журнале хозяйственных операций.
2.Подсчитать обороты за месяц и сальдо на 1-ое марта по счетам.
Условие задания:
Журнал регистрации хозяйственных операций (см. решение практической задачи № 4)
Вступительное (начальное) сальдо по счетам представлено в таблице.
Методические указания и ход выполнения работы.
При выполнении работы необходимо:
Составить мемориальные ордера по счетам («самолетики») аналитическим и синтетическим, активным и пассивным.
3нать схему активных и пассивных счетов, записать начальное сальдо по каждому счету.
Записать обороты по Д и К счетов, делая отметку в журнале хозяйственных операций.
Определить сумму оборотов по дебету и кредиту счета.
Определить сальдо на конец месяца.
По активному счету конечное сальдо определяется по формуле:
Ск = Сн + Од –Ок,
где увеличение или поступление средств отражается по дебету счета, уменьшение или выбытие средств по кредиту счета
По пассивному счету конечное сальдо определяется:
Ск = Сн + Ок – Од,
где увеличение или поступление средств отражается по кредиту счета, уменьшение или выбытие - по дебету счета.
При разнесении бухгалтерских проводок по счетам целесообразно записывать номер операции, чтобы обеспечить эффективный контроль и избежать ошибок и неточностей.
Счета должны выглядеть следующим образом:
10 « материалы» 50 « Касса»
дебет кредит дебет кредит
Сн= 600 Сн =2000
2)2500 3)1400 1) 1700 5)1200
6)1000 7) 3000 8) 1600
9)600 10) 500 11) 400
Од=4100 Ок= 1400 Од= 5200 Ок= 3200
Ск=3300 Ск= 4000
Выполненная практическая работа должна представлять заполненные мемориальные ордера («самолетики») по счетам вашего варианта.
Таблица 1
Вступительное сальдо по счетам
варианты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
01 «Основные средства» ДСн |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
10 «Материалы» ДСн |
29 |
40 |
50 |
60 |
100 |
200 |
150 |
100 |
20 «Основное производство» ДСн |
11 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
50 «Касса» ДСн |
13 |
20 |
30 |
50 |
80 |
70 |
65 |
90 |
51 «Расчетные счета» ДСн |
160 |
200 |
130 |
250 |
320 |
370 |
850 |
400 |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КСн |
65 |
70 |
75 |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
68 «Расчеты по налогам и сборам» КСн |
22 |
25 |
30 |
38 |
40 |
50 |
55 |
60 |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» КСн |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
71 «Расчеты с подотчетными лицами» ДСн |
34 |
44 |
54 |
64 |
70 |
84 |
90 |
94 |
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» КСн |
100 |
120 |
140 |
150 |
200 |
220 |
340 |
300 |
80 «Уставный капитал» КСн |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
90 «Продажи» ДСн |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДСн -- дебетовое сальдо на начало периода ( вступительное );
КСн – Кредитовое сальдо на начало периода ( вступительное).
Рекомендуемая литература: В.М. Богаченко «Бухгалтерский учет для менеджеров», Ростов-на Дону, «Феникс» 2005, стр.36-40
Критерии оценки:
«5» - задание выполнено полностью, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы, свободно ориентируется в заполненных бухгалтерских документах;
«4» - задание выполнено полностью, но имеются некоторые неточности в оформлении бухгалтерских документов, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы;
«3» - задание выполнено не полностью, то есть не выполнено одно задание, студент не уверенно отвечает на поставленные вопросы, слабо ориентируется в составлении бухгалтерских проводок;
«2» - выполнено только половина задания, студент не отвечает на поставленные вопросы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6
Составление сложных бухгалтерских проводок
Раздел 3 Счета и двойная запись
Содержание работы: Составление бухгалтерских проводок.
Цели:
Обучающая – закрепить теоретические знания теме по «Счета и двойная запись», научится правильно отражать операции в журнале регистраций хозяйственных операций, определять корреспонденцию счетов, составлять бухгалтерские проводки, разбираться в сущности двойной записи.
Развивающая – развитие умений и навыков, применять полученные знания на практике, самостоятельно мыслить и понимать экономическую сущность хозяйственных операций, выраженных бухгалтерскими проводками.
Воспитательная – воспитывать внимательность, аккуратность, добросовестное отношение к порученному делу.
ТСО: калькуляторы
Раздаточный материал: наглядные пособия (журнал регистрации хозяйственных операций, схемы счетов).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Для составления корреспонденции счетов или бухгалтерской проводки необходимо знать ответ на вопросы:
Какие счета затронуты данной хозяйственной операцией?
Какими по структуре являются счета (активными, пассивными, активно-пассивными)?
Какой тип хозяйственной операции и какое влияние на валюту баланса?
Где на этих счетах ( по дебету или кредиту) должны быть отражены изменения (увеличение или уменьшение) учитываемого объекты?
Рекомендуемая литература: В.М. Богаченко «Бухгалтерский учет для менеджеров», Ростов- на -Дону, «Феникс» 2005, стр.41-42
ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ
Открыть журнал регистрации хозяйственных операций и записать в ней операции;
Составить корреспонденцию счетов по хозяйственным операциям;
Подсчитать итоги в журнале хозяйственных операций.
Условие задания представлено в таблице, в 8 вариантах
Таблица
Хозяйственные операции ООО «Мир кожи» за февраль 200__г.
в тыс. руб.
№ п/п |
Содержание операции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
СУММА |
|||||||||
2.02 получено по чеку из банка в кассу |
10 |
15 |
20 |
30 |
35 |
40 |
50 |
45 |
|
2 |
10.02 от поставщика поступили материалы |
20 |
25 |
30 |
40 |
50 |
60 |
75 |
65 |
3 |
12.02 перечислено МТС за переговоры телеф. |
16 |
20 |
25 |
30 |
45 |
50 |
80 |
20 |
4 |
13.02 из кассы выдано в подотчет |
15 |
20 |
27 |
30 |
35 |
45 |
20 |
45 |
5 |
13.02 начислена зарплата рабочим |
130 |
140 |
150 |
170 |
200 |
250 |
300 |
270 |
6 |
13.02 удержан налог на доходы физических лиц |
17 |
20 |
25 |
30 |
40 |
55 |
65 |
60 |
7 |
16-02 из производства отпущена продукция |
42 |
50 |
55 |
60 |
70 |
100 |
110 |
90 |
8 |
16.02 на расчетный счет поступила выручка |
23 |
30 |
40 |
50 |
90 |
120 |
150 |
110 |
9 |
16.02 в кассу поступили деньги за реализацию |
25 |
30 |
35 |
30 |
50 |
60 |
80 |
40 |
10 |
17.02 из кассы сдана выручка в банк |
12 |
25 |
30 |
30 |
45 |
60 |
80 |
40 |
11 |
20.02 из кассы выдано подотчетному лицу |
13 |
18 |
20 |
25 |
20 |
15 |
10 |
5 |
12 |
23.02 из банка получены в кассу деньги на зарплату |
113 |
120 |
125 |
140 |
160 |
195 |
235 |
210 |
13 |
25.02 в кассу подотчетное лицо возвратило деньги |
14 |
20 |
25 |
30 |
20 |
50 |
60 |
80 |
14 |
26.06 выдана зарплата |
113 |
120 |
125 |
140 |
160 |
195 |
235 |
210 |
15 |
Итого: |
Критерии оценки:
«5» - задание выполнено полностью, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы, свободно ориентируется в заполненных бухгалтерских документах;
«4» - задание выполнено полностью, но имеются некоторые неточности в оформлении бухгалтерских документов, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы;
«3» - задание выполнено не полностью, то есть не выполнено одно задание, студент не уверенно отвечает на поставленные вопросы, слабо ориентируется в составлении бухгалтерских проводок;
«2» - выполнено только половина задания, студент не отвечает на поставленные вопросы.
ПРАКТИЧЕКАЯ РАБОТА №7
Написание бухгалтерских проводок. Составление журнала хозяйственных операций
Раздел 3 Счета и двойная запись
Содержание работы: Составление бухгалтерских проводок. Подсчет оборотов по счетам.
Цели:
Обучающая: закрепить теоретические знания, научиться составлять, бухгалтерские проводки, подсчитывать обороты по ним, определять экономическое содержание хозяйственных операций.
Развивающая: развитие умений и навыков применять полученные теоретические знания на практике, экономически мыслить,
Воспитательная: внимательность, аккуратность, четкость в оформлении бланкового материала, интерес к избранной работе. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Раздаточный материал: наглядные пособия, План счетов.
ТСО: микрокалькулятор.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Задание 1
Составить бухгалтерские проводки, отразить операции в журнале хозяйственных операций., определить обороты по счетам и сальдо.
Хозяйственные операции ОАО «Гермес» за октябрь 20__г.
№ |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, руб. |
1. |
Отпущены со склада в производство материалы |
22 000 |
2. |
Начислена заработная плата работникам основного производства |
36 000 |
3. |
Поступили с расчетного счета в кассу денежные средства для выплаты заработной платы |
61 000 |
4. |
Выдана заработная плата работникам предприятия |
57 000 |
5. |
Депонированная не выданная заработная плата |
4 000 |
6. |
Зачислена на расчетный счет своевременно не полученная заработная плата |
4 000 |
7. |
Зачислен на расчетный счет краткосрочный кредит банка |
130 000 |
8. |
Поступили от поставщика материалы |
46 000 |
9. |
Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам за материалы |
74 000 |
10. |
Выпущена из производства готовая продукция |
30 000 |
11. |
С расчетного счета предоставлен краткосрочный заем другой организации |
7 000 |
12. |
Начислены амортизационные отчисления по основным средствам |
2 900 |
Сальдо начальное по счетам:
№ |
Наименование счета |
Сальдо начальное |
1. |
50 «Касса» |
5000 |
2. |
51 «Расчетный счет» |
130 000 |
3. |
10 «Материалы» |
63000 |
4. |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» счет П |
30 000 |
Решение
Журнал хозяйственных операций
№ |
Содержание операции |
сумма |
дебет |
кредит |
2. Схема счета
По активному счету конечное сальдо определяется по формуле:
Ск = Сн + Од –Ок,
где увеличение или поступление средств отражается по дебету счета, уменьшение или выбытие средств по кредиту счета.
По пассивному счету конечное сальдо определяется
Ск = Сн + Ок – Од,
где увеличение или поступление средств отражается по кредиту счета, уменьшение или выбытие - по дебету счета.
Задание 2
Составить бухгалтерские проводки, отразить операции в журнале хозяйственных операций.
Хозяйственные операции ОАО «Гера» за октябрь 20__г.
№ |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, руб. |
1. |
Зачислена на расчетный счет дебиторская задолженность |
13 000 |
2. |
Акцептован счет поставщика за поступившие материалы |
16 000 |
3. |
Начислена заработная плата: |
|
работникам заводоуправления |
35 000 |
|
работникам основного производства |
40 000 |
|
4. |
Начислен единый социальный налог: |
|
на зарплату работников заводоуправления |
? |
|
на зарплату рабочих основного производства |
? |
|
5. |
Отпущены со склада в производство материалы |
49 000 |
6. |
Поступили от поставщиков основные средства |
22 000 |
НДС |
? |
|
7. |
Основные средства введены в эксплуатацию |
22 000 |
8. |
Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам за поступившие основные средства |
26 400 |
9. |
Выдано из кассы под отчет на хозяйственные расходы |
1 500 |
10. |
Израсходованы денежные средства подотчетным лицом на общехозяйственные расходы |
1 000 |
11. |
Списываются общехозяйственные расходы |
? |
12. |
Зачислен на расчетный счет краткосрочный кредит |
115 000 |
Задание 3
Составить бухгалтерские проводки, отразить операции в журнале хозяйственных операций.
Хозяйственные операции мебельной фабрики «Дубрава» за ноябрь 20__г.
№ |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, руб. |
1. |
Зачислена на расчетный счет краткосрочный кредит банка |
12 500 |
2. |
Получены в кассу с расчетного счета деньги для выдачи заработной платы |
104 600 |
3. |
Выдана заработная плата работникам предприятия |
94 600 |
4. |
Депонированная не выданная заработная плата |
10 000 |
5. |
Возвращена на расчетный счет своевременно не полученная заработная плата |
10 000 |
6. |
Перечислено с расчетного счета поставщикам в погашение задолженности |
20 800 |
7. |
Отпущены со склада в производство материалы |
36 000 |
8. |
Начислена амортизация основных средств |
3 100 |
9. |
Начислена задолженность кредиторам за услуги производственного характера |
14 000 |
10. |
Внесены на расчетный счет денежные средства от учредителей в счет взноса в уставный капитал |
18 600 |
11. |
С расчетного счета перечислено в погашение задолженности перед бюджетом |
24 000 |
12. |
Выпущена из производства готовая продукция |
55 000 |
Контрольные вопросы
Указать, как будет отражена хозяйственная операция, выбрав варианты правильных ответов . Для каждого вопроса имеется два варианта правильных ответов:
Со склада списаны материалы в производство:
а) К 20; б) Д 20; в) Д43; г) К10.
На расчетный счет получен краткосрочный кредит:
а) К 66; б) Д 50; в) Д 51; г) К 67.
От подотчетного лица получены материалы:
а) К70; б) Д 10; в) Д 71; г) К 71
Перечислены деньги поставщикам:
а) К60; б) Д 60; в) Д 51; г) К 60.
5 . Из производства выпущена готовая продукция:
а) К10; б) Д 43; в) Д 40; г) К 20.
Из кассы выданы деньги подотчетному лицу:
а) К70; б) Д 70; в) Д 71; г) К 50.
7. Создан резервный капитал за счет прибыли:
а) К99; б) Д 99; в) Д 82; г) К 82.
8. Из кассы предприятия выдана заработная плата:
а) К50; б) Д 70; в) Д 70; г) К 71.
9. Получены валютные средства от учредителей:
а) К76; б) Д 75; в) Д 52; г) К75.
Рекомендуемая литература:
Бухгалтерский учет для экономических специальностей Чая В. Т., Латыпова О.В. М.: КноРус, 2011,с.34-57
Теория бухгалтерского учета: рабочая тетрадь: учебное пособие.
Н.В. Брыкова –М.: образовательно-издательский центр «академия»; ОАО «Московские учебники», 2011
Основы бухгалтерского учета. Рабочая тетрадь - Н.В.Брыкова М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Критерии оценки:
«5» - задание выполнено полностью, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы, свободно ориентируется в заполненных бухгалтерских документах;
«4» - задание выполнено полностью, но имеются некоторые неточности в оформлении бухгалтерских документов, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы;
«3» - задание выполнено не полностью, то есть не выполнено одно задание, студент не уверенно отвечает на поставленные вопросы, слабо ориентируется в составлении бухгалтерских проводок;
«2» - выполнено только половина задания, студент не отвечает на поставленные вопросы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №*
Составление оборотных ведомостей по счетам аналитического и синтетического учета
Раздел 3 Счета и двойная запись
Содержание работы: Составление оборотных ведомостей
Цели:
Обучающая: закрепить теоретические знания по теме, научиться открывать ведомости по счетам синтетического и аналитического учета, разбираться в их контрольном значении.
Развивающая: - формирование и развитие умений применять теоретические знания на практике
Воспитательная: - привитие студентам чувства ответственности за порученное дело, внимательного и четкого отношения к заполнению первичных документов бухгалтерского учета, привитие интереса к избранной специальности.
ТСО - микрокалькулятор.
Раздаточный материал: наглядные пособия, формы оборотных ведомостей.
Методические указания и ход выполнения
Практическая работа состоит из трех этапов:
1 этап: составление оборотных ведомостей по счетам синтетического учета - включает два задания.
2 этап: составление баланса на начало месяца;
составление журнала хозяйственных операций;
оформление карточек аналитического учета движения материалов.
3 этап: контрольное задание – это проверка умений по составлению оборотных ведомостей, составление баланса, журнала хозяйственных операций, схемы счетов, оборотной ведомости по синтетическим счетам.
Для выполнения данной практической работы необходимо знать:
Аналитические счета открываются в дополнение к синтетическим счетам
Например, для синтетического счета "Материалы" ведутся аналитические счета на каждый вид материала;
2. Счета синтетического и аналитического учета взаимосвязаны между собой. Итоги оборотов и остатков и по аналитическим счетам должны быть равны соответствующим итогам синтетического счета;
3. Данные аналитических и синтетических счетов служат основанием для составления оборотных ведомостей. В оборотной ведомости показывают по каждому счету остатки на начало месяца, обороты за месяц, остатки на конец
4.Итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам должны быть равны по итогам соответствующего синтетического счета, в развитие которого они были открыты, в оборотной ведомости по синтетическим счетам.
Задание составлено в 10 вариантах, представлено в таблице.
Задание 1.
Открыть счета аналитического и синтетического учета (счет 71);
2. отразить в них хозяйственные операции;
3. подсчитать обороты и остатки;
4. сверить данные аналитических ведомостей с соответствующими данными оборотной ведомости по счетам синтетического учета.
Решение задачи должно быть представлено:
1.оборотная ведомость по сч.71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
Условие задания по сч.71«Расчеты с подотчетными лицами»
В течение месяца на предприятии ООО "Мир кожи" произошли операции:
варианты
1 |
2,9 |
3 |
4 |
5,10 |
6 |
7 |
8 |
||
1. Выдано из кассы в подотчет модельеру Кузнецовой Н.Н. |
750 |
760 |
770 |
780 |
740 |
800 |
740 |
700 |
|
Сальдо на начало месяца |
2840 |
2850 |
3060 |
3000 |
3000 |
3200 |
6000 |
3400 |
|
2. Экспедитор Шульга Р.В. оплатила расходы для нужд производства |
2000 |
2000 |
2200 |
2300 |
2400 |
2500 |
2000 |
2600 |
|
3. Шульга Р.В. возвратила в кассу остаток подотчетных сумм. |
840 |
850 |
860 |
700 |
600 |
700 |
4000 |
800 |
|
5.Сальдо - счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (сальдо -Дт): |
|||||||||
экспедитор Шульга Р.В. |
2840 |
2850 |
3060 |
3000 |
3000 |
3200 |
6000 |
3400 |
|
модельер Кузнецова Н.Н. |
1000 |
1100 |
1200 |
900 |
1500 |
1000 |
1200 |
1300 |
|
Итого: |
3840 |
3950 |
3260 |
3900 |
4500 |
4200 |
1800 |
4700 |
Решение:
1.Журнал хозяйственных операций
№ |
Содержание операции |
Д |
К |
Сумма |
Итого |
2. Схема аналитического счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
Счет 71 (экспедитор Шульга Р.В.)
Дебет |
Кредит |
Сн= |
|
1) |
|
2) |
|
Од= |
Ок= |
Счет 71 (модельер Кузнецова Н.Н.)
Дебет |
Кредит |
Сн= |
|
1) |
|
2) |
|
Од= |
Ок= |
Оборотная ведомость по счету 71
ФИО подотчетного лица |
Остатки на начало месяца |
Обороты за месяц |
Остатки на конец месяца |
||||
Д |
К |
Д |
К |
Д |
К |
||
экспедитор Шульга Р.В. |
|||||||
модельер Кузнецова Н.Н. |
|||||||
ИТОГО |
|||||||
Контрольные вопросы:
Что такое синтетический учет?
Что такое аналитический учет?
Что такое «субсчет?»
Чем отличается синтетический учет от аналитического учета ?
В каких единицах измерения ведется учет на аналитических и синтетических счетах?
Назовите, в каких подразделениях предприятия ведется синтетический и аналитический учет?
Укажите, какие виды материалов используются на предприятии по производству обуви, и какой порядок их учета на счете 10 «Материалы».
2 этап:
Задание 2
составить баланс на начало месяца;
составить журнал хозяйственных операций;
оформить карточки аналитического учета движения материалов.
1.По состоянию на начало месяца предприятие имеет остатки по счетам:
№ п\п |
Имущество и источники его образования предприятия |
Сумма , руб. |
1 |
Краткосрочный кредит |
23 000 |
2 |
Добавочный капитал |
6 000 |
3 |
Задолженность подотчетного лица |
450 |
4 |
Задолженность учредителям |
2 300 |
5 |
Ткань шерстяная (50м) |
3000 |
6 |
Ткань хлопчатобумажная (60 м) |
2 400 |
7 |
Ткань льняная (80м) |
4 000 |
8 |
Касса |
700 |
9 |
Задолженность по оплате труда |
2000 |
10 |
Дебиторская задолженность |
800 |
11 |
Задолженность поставщикам |
4 500 |
12 |
Резервный капитал |
5 000 |
13 |
Кредиторская задолженность |
600 |
14 |
Расчетный счет |
23 000 |
15 |
Уставный капитал |
42 970 |
16 |
Огнетушители на складе |
3 900 |
17 |
Станки |
123800 |
18 |
Задолженность по страховым взносам |
780 |
19 |
Автомобили |
219 500 |
2.составить журнал хозяйственных операций, в котором отразить все операции по погашению имеющихся задолженностей.
В течение месяца совершены операции:
варианты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Получено |
|||||||||||
1 |
Ткань шерстяная, м |
40 |
35 |
38 |
45 |
55 |
60 |
25 |
30 |
40 |
50 |
2 |
Ткань хлопчатобумажная |
50 |
70 |
60 |
40 |
55 |
65 |
30 |
65 |
45 |
75 |
3 |
Ткань льняная |
70 |
60 |
50 |
40 |
60 |
25 |
30 |
40 |
50 |
45 |
Списано в производство |
|||||||||||
1 |
Ткань шерстяная, м |
70 |
45 |
50 |
55 |
65 |
60 |
35 |
65 |
75 |
75 |
2 |
Ткань хлопчатобумажная |
100 |
100 |
90 |
80 |
70 |
60 |
55 |
- |
80 |
- |
3 |
Ткань льняная |
- |
50 |
30 |
40 |
- |
30 |
50 |
45 |
68 |
48 |
Получено |
|||||||||||
1 |
Ткань шерстяная, м |
60 |
30 |
40 |
50 |
45 |
65 |
55 |
25 |
75 |
40 |
2 |
Ткань хлопчатобумажная |
150 |
80 |
90 |
120 |
110 |
25 |
70 |
75 |
85 |
90 |
3 |
Ткань льняная |
50 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
20 |
35 |
Стоимость одного метра ткани руб.:
Ткань шерстяная |
60 |
Ткань хлопчатобумажная |
40 |
Ткань льняная |
50 |
Решение
№ |
Содержание операции |
Д |
К |
Сумма |
Итого |
3.По данным задания 2 оформить карточки аналитического учета движения материалов, составить схему аналитического счета для каждого из материалов и схему синтетического счета 10 «Материалы» (должно быть три карточки учета материалов)
Решение
Карточка учета материалов: Ткань шерстяная
Операции |
Ед.изм. |
Цена,руб. |
Приход |
Расход |
||||
Количество |
сумма |
Кол-во |
сумма |
|||||
Остаток на начало месяца |
м |
|||||||
1.Поступило |
м |
|||||||
Списано |
м |
|||||||
Поступило |
м |
|||||||
ИТОГО |
м |
|||||||
Остаток на конец месяца |
м |
Схема аналитического счета по материалам
Счет 10 Ткань шерстяная
Дебет |
Кредит |
Сн= |
|
1) |
|
2) |
|
Од= |
Ок= |
Ск= |
Счет 10 Ткань хлопчатобумажная
Дебет |
Кредит |
Сн= |
|
1) |
|
2) |
|
Од= |
Ок= |
Ск= |
Счет 10 «Материалы»
Дебет |
Кредит |
Сн= |
|
Од= |
Ок= |
Ск= |
Контрольные вопросы:
Тест. Верны ли утверждения?
Синтетический учет ведется только в бухгалтерии.
Аналитический учет ведется только в натуральных единицах.
На счете 10 «Материалы» ведется только аналитический учет.
Синтетический учет ведется только в денежном выражении.
На счете 43 Готовая продукция ведется только аналитический учет.
Остаток по счету 10 может быть отрицательным.
Валюта баланса это итоги баланса
Д10 К 20 списаны материалы в производство
Д43 К20 из производства передана на склад готовая продукция
Активы предприятия это его имущество.
3 этап:
Задание 4
3 этап: контрольное задание – это проверка умений по составлению оборотных ведомостей, составление баланса, журнала хозяйственных операций, схемы счетов, оборотной ведомости по синтетическим счетам.
Решение
Заполнение журнала хозяйственных операций.
Оформление расчетов на счетах бухгалтерского учета на основании
данных баланса и журнала хозяйственных операций.
Оформление оборотной ведомости.
Оформление баланса предприятия.
Рекомендуемая литература:
Бухгалтерский учет для экономических специальностей Чая В. Т., Латыпова О.В. М.: КноРус, 2011,с.34-57
Теория бухгалтерского учета: рабочая тетрадь: учебное пособие.
Н.В. Брыкова –М.: образовательно-издательский центр «академия»; ОАО «Московские учебники», 2011
Основы бухгалтерского учета. Рабочая тетрадь - Н.В.Брыкова М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Критерии оценки:
«5» - задание выполнено полностью, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы, свободно ориентируется в заполненных бухгалтерских документах;
«4» - задание выполнено полностью, но имеются некоторые неточности в оформлении бухгалтерских документов, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы;
«3» - задание выполнено не полностью, то есть не выполнено одно задание, студент не уверенно отвечает на поставленные вопросы, слабо ориентируется в составлении бухгалтерских проводок;
«2» - выполнено только половина задания, студент не отвечает на поставленные вопросы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9
Расчет фактической стоимости заготовленных материальных ценностей
Раздел 4 Принципы учета основных хозяйственных процессов
Содержание работы: Оформление бухгалтерскими записями процесса производства и реализации.
Цели:
Обучающая: закрепить полученные теоретические знания на практике, научиться составлять бухгалтерские проводки по учету производства, реализации продукции.
Развивающая: привитие умений применять полученные теоретические знания на практике.
ТСО: микрокалькулятор
Раздаточный материал: план счетов бухгалтерского учета; наглядные пособия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Основной деятельностью предприятия является производство. Производство – это изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ.
Учет процесса производства ведения в разделе 3 Плана счетов «Затраты на производство». Все счета активные. По дебету – накапливаются затраты, по кредиту – списывается.
Основным счетом является счет 20 «Основное производство». Кроме этого, затраты учитываются на счетах: счет 23 – «Вспомогательное производство»
Счет 25 – «Общепроизводственные расходы», где собираются затраты по обслуживанию основных и вспомогательных производств.
Счет 26 – «общехозяйственные расходы» – собираются управленческие расходы, связанные непосредственно с производственным процессом. Счета 25 и 26 ежемесячно закрываются и списываются на счет 20.
Все затраты делятся на:
материальные:
отпущены материалы в производство Д 20 К10
трудовые:
Заработная плата
основным рабочим Д 20 К 70
вспомогательным рабочим Д 23 К 70
цеховому персоналу Д 25 К70
управленческому персоналу Д 26 К 70
удержан НДФЛ Д 70 К 68
отчисления на социальные нужды (30%)
Д 20,23,25,26 К 69
амортизация основных средств:
начислена амортизация основных средств:
в основном производстве Д 20 К 02
во вспомогательном производстве Д 23 К 02
общехозяйственного назначения Д 26 К 02
общепроизводственного назначения Д 25 К 02
прочие
списан брака Д 20 К 21
расходы электроэнергии Д 20 К 76
Критерии оценки:
«5» - задание выполнено полностью, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы, свободно ориентируется в заполненных бухгалтерских документах;
«4» - задание выполнено полностью, но имеются некоторые неточности в оформлении бухгалтерских документов, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы;
«3» - задание выполнено не полностью, то есть не выполнено одно задание, студент не уверенно отвечает на поставленные вопросы, слабо ориентируется в составлении бухгалтерских проводок;
«2» - выполнено только половина задания, студент не отвечает на поставленные вопросы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10
Расчет фактической себестоимости выпущенной продукции
Раздел 4 Принципы учета основных хозяйственных процессов
Содержание работы: Оформление бухгалтерскими записями процесса производства и реализации.
Цели:
Обучающая: закрепить полученные теоретические знания на практике, научиться составлять бухгалтерские проводки по учету производства, реализации продукции.
Развивающая: привитие умений применять полученные теоретические знания на практике.
ТСО: микрокалькулятор
Раздаточный материал: план счетов бухгалтерского учета; наглядные пособия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Практическая работа состоит из двух заданий:
1 – составление бухгалтерских проводок по учету процесса производства
2 – составление бухгалтерских проводок по учету реализации.
Условия заданий представлены в таблицах. (10 вариантов)
Задание № 1
Составить бухгалтерские проводки по данным хозяйственным операциям.
Определить сальдо на конец месяца по счету 20 «Основных производства»
Задание1
Содержание хоз.операции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Отпущены в производство материалы |
97700 |
100000 |
110000 |
105000 |
107000 |
112000 |
115000 |
120000 |
130000 |
140000 |
Начислена зарплата: |
||||||||||
рабочим осн. производства |
45000 |
46000 |
48000 |
50000 |
55000 |
58000 |
60000 |
80000 |
90000 |
89000 |
Обслуживающему прсоналу |
18000 |
20000 |
22000 |
25000 |
30000 |
32000 |
42000 |
55000 |
67000 |
98000 |
Общепроизводств. Персоналу |
23000 |
25000 |
27000 |
30000 |
35000 |
33000 |
55000 |
45000 |
86000 |
56000 |
Начислен ЕСН на зарплату |
||||||||||
Рабочим. Осн.производства |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Обслуживающему прсоналу |
? |
? |
7 |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Общепроизводств. Персоналу |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Начислен износ |
||||||||||
-производственного оборудования |
550 |
560 |
570 |
580 |
600 |
620 |
740 |
430 |
780 |
800 |
- основных средств общехозяйственного назначения |
320 |
340 |
350 |
380 |
400 |
410 |
430 |
470 |
640 |
600 |
Акцептован счет за потребленную электроэнергию |
||||||||||
Основными цехами |
680 |
700 |
720 |
720 |
760 |
800 |
660 |
700 |
750 |
500 |
Административными службами |
210 |
230 |
240 |
250 |
300 |
320 |
400 |
500 |
650 |
750 |
Списано в конце месяца (на счет 20) |
||||||||||
Общехозяйственные расходы |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Общепроизводственные расходы |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Выпущена из производства готовая продукция |
210000 |
210000 |
215000 |
205000 |
202000 |
200000 |
215000 |
18000 |
190000 |
160000 |
Сальдо на начало месяца по сч.20 «Основное производство» |
10500 |
11500 |
12000 |
12500 |
13000 |
15000 |
16000 |
17000 |
20000 |
30000 |
Задание 2
1. Составить бухгалтерские проводки по реализации продукции двумя способами : «по отгрузке» и «по оплате».
2. определить финансовый результат
Условие задания 2 представлено в таблице в 10 вариантах (в тыс. руб.)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Из производства выпущена готовая продукция |
320 |
340 |
380 |
400 |
420 |
440 |
500 |
600 |
800 |
700 |
Готовая продукция продана по фактической себестоимости |
320 |
340 |
380 |
400 |
420 |
440 |
500 |
600 |
800 |
700 |
Поступила выручка за продажу продукции в.т.ч. НДС |
550 |
540 |
580 |
550 |
620 |
640 |
800 |
950 |
1320 |
1200 |
Учет реализации продукции:
Реализация – это завершающий этап, определяющий эффективность производства. Для учета реализованной продукции используются счета.
Счет 43 «Готовая продукция» - отражается готовая продукция, произведенная на предприятии.
Счет 45 «Товары отгруженные» – движение отгруженной продукции.
Счета 43 и 45 активные.
Счет 90 «Продажи» – отражаются данные о доходах и расходах предприятия по реализации продукции, определяется финансовый результат.
Счет 91 «Прибыли и убытки» отражает финансовый результат.
Учет реализации может осуществляться двумя способами:
1 способ «По оплате» – деньги за реализованную продукцию поступили на расчетный счет:
Основные бухгалтерские проводки по этому способу:
: Д 43 К 20 – отпущена из производства готовая продукция (фактическая себестоимость).
Д 45 К 43 – отгружена продукция по фактической себестоимости
Д 51 К 90 – поступила выручка за реализованную продукцию (договорная цена)
Д 90 К 45 – списана фактическая себестоимость
Д 90 К 68 – учет НДС по реализованной продукции
– определен финансовый результат
Д90 К99 - прибыль
Д 99 К 90 – убыток
Схема счета 90 «Продажи»
Счет 90 Продажи
Д |
К |
4) фактическая себестоимость 5) учтен НДС |
3) выручка |
Од- |
Ок- |
6) фин. Результат |
11 способ «По отгрузке» – предприятие сначала отгружает продукцию, а затем получает деньги.
Основные бухгалтерские проводки:
Д 43 К 20 – отпущено продукции из производства
Д 90 К 43 – отгружена продукция (по фактической себестоимости)
Д 62 К 90 – выставлен счет покупателю (цена договорная)
Д 90 К 68 – учтен НДС по отгрузке
Д 51 К 62 – поступила выручка
определен финансовый результат Д90 К99 - прибыль
Д 99 К 90 – убыток
Критерии оценки:
«5» - задание выполнено полностью, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы, свободно ориентируется в заполненных бухгалтерских документах;
«4» - задание выполнено полностью, но имеются некоторые неточности в оформлении бухгалтерских документов, студент отвечает уверенно на дополнительные вопросы;
«3» - задание выполнено не полностью, то есть не выполнено одно задание, студент не уверенно отвечает на поставленные вопросы, слабо ориентируется в составлении бухгалтерских проводок;
«2» - выполнено только половина задания, студент не отвечает на поставленные вопросы.