12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хисамутдинова Венера Ильдусовна267
Россия, Свердловская обл., Верхняя Тура
0

Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по учебной дисциплине «Экология и охрана окружающей среды»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Верхнетуринский механический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Экология и охрана окружающей среды

ОПОП СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта

2018 г.

Содержание

Пояснительная записка

ЛПЗ №1 Понятие и структура экосистемы.........................

ЛПЗ №2 Глобальные экологические проблемы............

ЛПЗ №3 . Антропогенное загрязнение биосферы..............................

ЛПЗ №4 . Эколого-экономический ущерб от загрязнения атмосферы........

ЛПЗ № 5 Основы экологического права........................................

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ...........

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................................................

Пояснительная записка

Методические указания к выполнению лабораторно- практических занятий предназначены для организации деятельности студентов в процессе выполнения лабораторно- практических работ по УД «Экология и охрана окружающей среды».

УД «Экология и охрана окружающей среды» входит в общепрофессиональный цикл.

В процессе изучения дисциплины студент должен освоить следующие результаты:

уметь:

-оценивать характер и масштабы воздействий автотранспорта на окружающую среду

-проектировать, планировать, организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта с максимальной защитой окружающей среды, условий труда производственных рабочих от экологически вредных факторов технической эксплуатации автотранспорта.

знать:

основные понятия общей экологии;

экологические аспекты функционирования автотранспорта;

нормативные значения содержания загрязняющих веществ в отработавших газах автотранспортных средств;

техническое состояние автомобиля и его влияние  на загрязнение

окружающей среды; приводящие к экологической опасности; устройства и принцип действия каталитических нейтрализаторов;

антропогенные факторы, закон об экологической безопасности автомобильного транспорта;

нормативно-правовые, организационно-административные и экономические методы обеспечения экологической безопасности автотранспортных средств

Все эти результаты являются частью общих и профессиональных компетенций, соответствующих видам профессиональной деятельности:

ОК 1- 9

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В соответствии с рабочей программой по УД «Э и ООС» (п.2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины) студент должен выполнить (10) лабораторно – практических занятий, которые являются обязательными при овладении указанных результатов обучения.

Каждое лабораторно- практическое занятие заканчивается сдачей преподавателю отчета по выполненной работе и полученным результатам ( в форме, установленной преподавателем).

В случае пропуска студентом какого- либо лабораторно- практического занятия, ему необходимо в указанный преподавателем срок выполнить соответствующую работу и подготовить отчет.

Отчеты по лабораторно- практическим занятиям оформляются студентами в тетрадях для лабораторно- практических работ и имеют следующую структуру:

Дата выполнения;

ЛПЗ и её наименование;

Цель работы;

Оборудование (оснащение);

Исходные данные;

Конечные результаты (что нужно определить?);

Ход работы (описание процесса, получения результатов, аналитические расчеты и т.п.);

Вывод о полученных результатах.

Практические занятия по экологии служат для закрепления теоретических знаний, которые студенты получают на лекциях и при самостоятельной работе с литературой. Они включают изучение понятия и структура экосистемы, глобальных экологических проблем современности, вопросов экономической эффективности природопользования и эколого-экономического ущерба от загрязнения природной среды, а также основ экологического права.

Приводимые в настоящих методических указаниях занятия построены таким образом, что для каждой темы даётся её теоретическая составляющая, к которой предлагаются практические задания. В заключении приводится краткий словарь основных понятий и терминов по рассматриваемому курсу, который сформирован из приводимого здесь материала и читаемого на лекциях. Наличие такой сводки существенно повышает ориентирование студентов в целом по курсу при подготовке к сдаче зачёта.


 

ЛПЗ №1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ

Сообщества организмов связаны с неорганической средой теснейшими материально-энергетическими связями. Растения могут существовать только за счёт постоянного поступления в них углекислого газа, воды, кислорода, минеральных солей. Гетеротрофы (животные) живут за счёт автотрофов (растений), но нуждаются в поступлении таких неорганических соединений, как кислород и вода. В любом конкретном местообитании запасов неорганических соединений, необходимых для поддержания жизнедеятельности населяющих его организмов, хватило бы ненадолго, если бы эти запасы не возобновлялись. Возврат биогенных элементов в среду происходит как в течение жизни организмов, так и после их смерти, в результате разложения трупов и растительных остатков. Таким образом, сообщество образует с неорганической средой определённую систему, в которой поток атомов, вызываемый жизнедеятельностью организмов, имеет тенденцию замыкаться в круговорот.

Любую совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ, называют экологической системой (экосистемой). Термин был предложен в 1935 г. английским ботаником Артуром Тенсли, который подчёркивал, что при таком подходе неорганические и органические факторы выступают как равноправные компоненты, и мы не можем отделить организмы от конкретной окружающей их среды. А. Тенсли рассматривал экосистемы как основные единицы природы на поверхности Земли, хотя они и не имеют определённого объёма и могут охватывать пространство любой протяжённости.

Экосистема – совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, взаимодействующих между собой и окружающей их средой таким образом, что эта совокупность сохраняется неопределённо долгое время. Экосистема имеет основное свойство – наличие круговорота веществ и в связи с этим может иметь различные размеры. Экосистемы существуют везде – в воде и на земле. Они по-разному выглядят, включают различные виды растений и животных. Однако в «поведении» всех экосистем имеются и общие аспекты, связанные с принципиальным сходством энергетических процессов, протекающих в них: при внешнем воздействии, выводящем систему из состояния устойчивого равновесия, это равновесие смещается в направлении, при котором эффект внешнего воздействия ослабляется.

Параллельно с развитием концепции экосистем успешно развивается учение о биогеоценозах, автором которого был академик В.Н. Сукачев.

Для исследований природных комплексов, определения их характеристик необходимо выделять их конкретные границы. В связи с этим В.Н. Сукачев ввёл понятие биогеоценоза, как экосистемы с чётко выраженными границами. «Биогеоценоз – совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, растительности, животного мира и мира микроорганизмов, почвы и гидрологических условий), имеющих свою специфику взаимодействия этих слагаемых её компонентов и определённый тип обмена веществами и энергией между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутренне противоречивое единство, находящееся в постоянном движении, развитии» (Сукачев, 1964). Контур биогеоценоза устанавливается по границе растительного сообщества (фитоценоза).

Биогеоценоз является биокосной системой, состоящей из биотопа (абиотические условия) и биоценоза (все виды организмов). Биогеоценоз В.Н. Сукачев разделил на следующие взаимосвязанные компоненты:

фитоценоз – совокупность растений (продуценты);

зооценоз – животное население (консументы);

микробоценоз – сообщество микроорганизмов (редуценты);

климатоп – атмосферные условия;

эдафотоп – почвенные условия;

гидротоп – озёрно-речная сеть и грунтовые воды.

«Экосистема» и «биогеоценоз» – близкие по сути понятия, но если первое из них приложимо для обозначения систем, обеспечивающих круговорот любого ранга, то «биогеоценоз» – понятие территориальное, относимое к таким участкам суши, которые заняты определёнными единицами растительного покрова – фитоценозами. Таким образом, понятие «экосистема» шире и полностью охватывает понятие «биогеоценоз», или «биогеоценоз» – частный случай «экосистемы».

При изучении экосистем анализируют, прежде всего, поток энергии и круговорот веществ между соответствующими биотопом и биоценозом. Единство биотопа и биоценоза – основная концепция современной экологии, концепция экосистемы.

Самой крупной природной экосистемой на Земле, предельной по размерам и масштабам, является биосфера. Биосферой называют активную оболочку Земли, включающую все живые организмы (с доисторических времен до наших дней), находящиеся во взаимодействии с неживой средой (химической, физической) планеты, с которой они составляют единое целое. Все остальные экосистемы находятся внутри биосферы, являются её подсистемами. Они связанны энергетическим и материальным обменом.

Экосистемы и биосфера в целом являются высшим уровнем организации живого на Земле. Они, как и любая живая система, способны к саморегуляции, т.е. к самосохранению, поддержанию своего видового состава и воспроизведению связей между отдельными видами. Такое представление об устойчивости экосистем, их гомеостазе или, иначе, об экологическом равновесии – одно из основополагающих понятий современной экологии.

Задание 1.1. Начертить схему экосистемы, нанести компоненты и отметить связи между ними (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Принципиальная схема экосистемы

Все организмы связаны друг с другом через пищевые отношения, образуя пищевые (трофические) цепи, которые в совокупности обеспечивают круговорот веществ в природе. Трофические цепи бывают двух видов: 1) пастбищные – начинаются с зелёных растений (продуценты → консументы 1-го порядка → консументы 2-го порядка и т.п.); 2) разложения – начинаются с измельчения органических веществ, затем образования гумуса и, наконец, минерализации – превращения органического вещества в минеральные элементы. Трофические цепи состоят из трофических уровней. Трофический уровень – совокупность организмов, получающих преобразованную в пищу энергию солнца. Различают трофические уровни 1 порядка – продуценты, 2 – консументы травоядные, 3,4 и т.д. – консументы-хищники. Продуценты преобразуют энергию солнца в энергию органического вещества (в основном – зелёные растения). С пищей травоядные консументы получают энергию от продуцентов. Консументы-хищники, поедая травоядных животных и друг друга, расходуют энергию их тел. Таким образом, источником жизнедеятельности всех живых организмов является солнце. В процессе обмена веществ через цепи питания происходит расходование энергии, связанной продуцентами до тех пор, пока вся запасённая порция энергии не превратится в тепловую и не рассеется. Графическое изображение расхода энергии в пищевых цепях называется экологической пирамидой.

На каждом трофическом уровне энергия, поступающая с пищей, расходуется 2 путями: большая часть энергии расходуется на жизнедеятельность организма и называется «траты на дыхание» – Д; небольшая доля используется на увеличение массы тела – «траты на рост» – П. И лишь доли процентов энергии остаются невостребованными в виде выделений и экскрементов – Н.

Рис. 1.2. Пирамиды биомассы (А) и энергии (В)

применительно к идеальной экосистеме

Задание 1.2. Начертить экологические пирамиды потери массы и энергии, используя данные идеальной пирамиды Дивенью П. и Танга Н. (рис. 1.2).

Задание 1.3. Используя данные потери энергии в экологической пирамиде начертить схему расходования энергии на одном трофическом уровне консумента.

Любое техническое сооружение, находящееся на конкретной территории, взаимодействует с природой настолько тесно, что для изучения этого взаимодействия их необходимо рассматривать совместно, как единую систему, которую определяют как природно-техническую геосистему (ГТС).

Таким образом, в любом регионе в связи с происходящей в нём хозяйственной деятельностью на смену природным экосистемам, существовавшим до внедрения людей и техники в природную среду, приходят ГТС.

ГТС – совокупность природных и искусственных объектов, формирующаяся в результате строительства и эксплуатации инженерных и иных сооружений, комплексов и технических средств, взаимодействующих с природными объектами (геологические тела, растительный покров, рельеф, водные источники и атмосфера, фауна и социумы). ГТС – открытые динамические системы, обладающие определенной совокупностью структурных и функциональных свойств, имеющие соподчиненную структуру, определяющуюся, главным образом, размерами и мощностью системообразующего техногенного центра; изменяющиеся во времени и пространстве. Основой динамического равновесия таких систем является оптимальное взаимодействие как элементов внутри системы, так и самой системы в целом с внешней окружающей средой. Изучение формирования ГТС позволяет вскрыть сложный механизм внутренних связей между техногенными нагрузками и экологическими последствиями, проявляющимися в природе.

На рис.1.3 приведена схема ГТС, образованной определённым набором технологий. Это может быть отдельно стоящий промышленный объект (котельная, промышленное или транспортное предприятие) или целый город, промышленный узел, в котором, наряду с промышленными, реализуются и технологии других видов: быта, транспорта, связи, сервиса, рекреации и др. Общим для всех видов технологий является изъятие из природной среды и использование природных ресурсов, а также скопление вокруг себя материальных, энергетических, информационных и техногенных полей.

Энергетический баланс любого технического объекта (аппарата, установки, технологической линии, производства) или экологической системы может быть выражен уравнениями, связывающими приход и расход энергии. Энергетический баланс составляется на основе закона сохранения энергии, в соответствии с которым в замкнутой системе сумма всех видов энергии постоянна: ∑Епр - ∑Ерасх = 0

Задание 1.4. Начертить схему геотехнической системы, отметить связи между её компонентами (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Принципиальная схема геотехнической системы


 

Задание 1.5. Рассчитать энергетический баланс котла ПК-10, используя закон сохранения энергии. Котёл ПК-10 в качестве топлива использует газ, с которым подводится химическая энергия в количестве 659,86 ГДж/ч. С паром отводится 82% тепловой энергии. Остальная часть отводится с отходящими газами и тепловыми потерями в окружающую среду в отношении 21:1. Результаты расчёта энергетического баланса представить в табличной форме (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Энергетический баланс котла ПК-10

Приход

Расход

Статья баланса

ГДж/ч

%

Статья баланса

ГДж/ч

%

           

Всего

   

Всего

   

ЛПЗ № 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В связи с экспоненциальным ростом численности человечества, развитием техники и всё большим стремлением к повышению уровня потребления у среднего жителя Земли к концу XX в. возникли предпосылки экологического кризиса, т.е. перехода биосферы к неустойчивому состоянию. За исторический период ни одно из многочисленных живых существ никогда не угрожало равновесию биосферы. Однако с появлением человека равновесие биосферы нарушается не только техногенными процессами, но и появлением у людей парадоксальных, психологических пагубных привычек, как правило, несвойственных животным. Эти привычки приводят к разрушению самой среды обитания человека.

С развитием общества и производства глобальными экологическими проблемами становятся:

- увеличение населения земного шара («демографический взрыв»);

- растущее загрязнение окружающей природной среды;

- постепенное истощение природных ресурсов.

Демографический взрыв

Увеличение численности населения наряду с развитием промышленности – основной фактор деградации биосферы. Согласно оценке экспертов по глобальной демографии, в 1971 г. численность населения земного шара составила 3706 млрд. человек, а прирост населения достиг 2,1% в год. В 1995 г. численность населения земного шара составила 5702 млрд. человек. По абсолютной величине демографическое давление человечества на биосферу чрезмерно, но наиболее тревожно то обстоятельство, что оно увеличивается с экспоненциальной скоростью. К 2025 г. предполагается рост населения на земном шаре до 8,56 млрд. человек. Предполагается, что вероятный уровень, на котором произойдет стабилизация населения Земли, составит 12–13 млрд. человек.

Демографический взрыв XX в. – результат, прежде всего, резкого снижения смертности во всех возрастных группах, в то время как рождаемость осталась прежней, во всяком случае, в развивающихся странах; или снизилась, но в меньшей степени, чем смертность. Это увеличение средней продолжительности жизни обусловлено развитием медицины, использованием антибиотиков, химиотерапией (систематические вакцинации населения), улучшением условий жизни в городах (общественная гигиена), достижениями агротехники, снижением числа голодающих.

Геометрическая скорость размножения характерна для идеальной, ничем не ограниченной популяции (популяция – совокупность особей одного вида на конкретной территории) полностью реализующей свой биотический потенциал (физиологически возможный максимум потомков). Если поместить популяцию в стабильную среду, из которой искусственно изъяты все ограничивающие факторы, то численность этой популяции будет неограниченно возрастать по экспоненте (восходящей прямой).

Естественный рост популяций происходит не по экспоненте, а по логистической кривой, на которую оказывает влияние 2 фактора: биотический потенциал и факторы окружающей среды. Среда оказывает тем больше сопротивление росту популяции, чем больше её численность.

Логистическая кривая имеет S-образную форму, потому что в начале рост численности замедлен из-за небольшого количества половых партнеров, затем он увеличивается почти по экспоненте. С достижением определённой численности особей уменьшаются пищевые ресурсы и среда начинает ограничивать рост численности, сохраняя её на определённой оптимальной величине.

Для решения проблемы неограниченного роста населения земного шара, прежде всего, необходимо проведение регулярного контроля над численностью населения, установление его структуры, демографических процессов.

Задание 2.1. Построить кривую роста численности населения земного шара используя данные табл. 2.1. Отметить период медленного роста населения земного шара и период интенсивного роста.

Информация об интенсивности деторождения имеет большое практическое значение для определения перспектив развития сети родильных домов, дошкольных и школьных учреждений, осуществления жилищного строительства, при прогнозировании численности населения и трудовых ресурсов страны. Наиболее удобным для сравнения уровня рождаемости является коэффициент рождаемости, обозначаемый буквой n, представляет отношение числа живорожденных N к среднегодовой численности населения S:

n = (N · 1000): S.

Задание 2.2. Оценить уровень рождаемости населения в Архангельской области по табл. 2.2 с использованием данных статистического ежегодника.

Таблица 2.1. Демографическая история человечества

Время, год

Эпоха или характер цивилизации

Численность

населения

1600

начало нашего времени

500* 106

1650

,,

545* 106

1750

,,

700* 106

1800

начало индустриальной эры

906* 106

1850

,,

1* 109

1925

,,

2* 109

1950

атомная эра

2,4* 109

1960

исследование космоса

3* 109

1970

широкое распространение информации

3,7* 109

1995

,,

5,7* 109

2000

кибернетическая эра

6* 109

2015

постиндустриальное общество

10,5* 109

Таблица 2.2. Характеристика уровня рождаемости

Общие коэффициенты

рождаемости,

Характеристика уровня

рождаемости

до 16,0

низкий

16,0–24,9

средний

25,0–29,9

выше среднего

30,0–39,9

высокий

40,0 и выше

очень высокий

Демографическое старение представляет собой процесс изменения возрастной структуры населения, который проявляется в увеличении удельного веса пожилых людей. Он протекает под воздействием совокупности факторов: динамики рождаемости, смертности, миграций, войн. Наиболее часто за начало периода старости принимают 60-й год жизни людей. Поэтому для характеристики уровня старения рассчитывают удельный вес лиц в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения:

Кс = (S60+ : S) · 100%,

где Кс – коэффициент старости;

S60+ – численность населения в возрасте 60 лет и старше;

S – общая численность населения.

Задание 2.3. Оценить степень старения населения Архангельской области по табл. 2.3 с использованием данных статистического ежегодника.

Таблица 2.3. Шкала оценки степени старения населения

Доля стариков (60 лет и старше) в общей численности населения, %

Характеристика

менее 8

демографическая молодость

8–10

преддверие старости

10–12

собственно старение

12 и более

демографическая старость

Наглядное представление о составе населения по полу и возрасту даёт половозрастная пирамида – графическое изображение структуры населения по полу и возрасту. Методика её построения заключается в следующем: по горизонтальной оси откладывается численность населения – вправо женщины, влево мужчины; по вертикальной оси отсчитывается возраст по пятилетним или десятилетним возрастным группам (Кильдишев, 1990).

Если полученную пирамиду разбить на три возрастные группы по Зунбергу: 0–14 лет – предрепродукционный, 15–49 лет – репродукционный, 50 и старше лет – пострепродукционный периоды, то по виду пирамиды можно легко определить состояние развития общества (рис. 2.1).


 

Рис. 2.1. Структура населения по возрасту для развивающейся (1), стабилизирующейся (2) и деградирующей (3) популяций (Bodenheimer, 1969; взято из Kormondy, 1969). - 0–14 лет – молодое поколение, - 15–49 лет – репродуктивное поколение, - 50 и старше лет – старое поколение.

Быстро развивающееся общество изображается пирамидой с широким основанием и очень узкой вершиной. В стабилизировавшемся обществе количество населения в каждой возрастной группе одинаково, отсюда и колоколобразный вид пирамиды. В деградирующем обществе преобладает старое население с небольшим количеством молодого, пирамида имеет форму гриба.

Одной из главных характеристик возрастной структуры населения служит соотношение числа экономически активных членов общества по отношению к общему числу жителей. Если считать людей, возраст которых колеблется между 15 и 64 годами, работоспособными, то окажется, что из-за значительного преобладания детей и подростков численность активного населения в развивающихся странах намного ниже, чем в промышленно развитых странах. Так, в Индии и Великобритании на долю работоспособного населения приходится 57 и 65% соответственно.

Задание 2.4. Построить половозрастную пирамиду, используя данные статистического ежегодника Архангельской области, выделить три возрастные группы и определить тип развития возрастной структуры общества. Определить долю работоспособного населения.

ЛПЗ №3. Антропогенное загрязнение биосферы

Слово «загрязнение» можно отнести к самому обыденному понятию: загрязнение почвы, загрязнение отдельных мест. Загрязнению нельзя дать простое определение, так как в своей основе оно может включать сотни источников, неблагоприятно влияющих на наше окружение и здоровье человека.

Загрязнение окружающей среды – любое внесение в ту или иную экосистему (биогеоценоз) несвойственных ей компонентов, или возникновение в ней новых физических, химических или биологических изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота веществ, потоки энергии с последующим снижением продуктивности или разрушением живых организмов.

Загрязнение среды – сложный, многообразный процесс. При изучении или описании современных процессов в экосистемах и в биосфере в целом принято классифицировать загрязнение по характеру действия на:

- физическое (параметрическое), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды (световое, электромагнитное, тепловое, шумовое и др.);

- химическое (ингредиентное), представляющее собой совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным экосистемам (нефтяное, тяжёлыми металлами, их солями и др.);

- биологическое, включающее микробиологическое (бактериями и вирусами – возбудителями болезней, носящих характер эпидемий) и макробиологическое (животными и растениями, случайно либо ошибочно интродуцированными в новые экосистемы);

- биоценотическое, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяций живых организмов;

- стациально-деструкционное, представляющее собой изменение ландшафтов и экосистем в процессе природопользования.

По масштабам воздействия различают загрязнение биосферы:

- глобальное (фоново-биосферное) – распространяется на большие расстояния от места возникновения и оказывает неблагоприятное воздействие на крупные регионы, вплоть до общепланетарного влияния (чаще всего связано с выбросами в атмосферу);

- региональное – охватывает значительные территории и акватории как результат влияния крупных промышленных районов;

- локальное – характерно для городов, крупных промышленных и транспортных предприятий, районов добычи полезных ископаемых, крупных животноводческих комплексов и т.п.

По силе и степени воздействия загрязнения делят на: фоновые и импактные (от англ. «импэкт» – удар, толчок – в значении местное).

Уровень загрязнения контролируют нормативами: ПДК (предельно допустимая концентрация) – количество вредных веществ в среде, пище и т.п., практически не влияющие на здоровье человека и благополучие его потомства и ПДВ (предельно допустимые выбросы) – максимальное количество загрязнителей, попадающих в среду в единицу времени.

В настоящее время формы и степень техногенного воздействия на окружающую среду весьма разнообразны, однако наибольшее загрязнение атмосферы, водной среды и почвы приносят эмиссии объектов топливной, металлургической, химической, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей промышленностей, насчитывающих 150 веществ-токсикантов. Отрицательно влияют на растительность диоксид серы (SO2), аммиак (NH3), диоксид азота (NO2), фтористый водород (HF), хлороводород (HCl). В наибольшей степени лесные фитоценозы страдают от воздействия на них диоксида серы (SO2). Современные целлюлозно-бумажные предприятия, рассчитанные на производительность 2000 т целлюлозы в сутки, ежегодно выбрасывают в атмосферу в среднем около 40 тыс. т SO2.

ЛПЗ №5 . Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха

отработавшими газами автотранспорта (по концентрации СО)

Одним из наиболее распространённых источников загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Транспортные средства – автомобили, дорожные машины и другие средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) – являются мощными источниками загрязнения природной среды. Автомобильные ДВС загрязняют атмосферу вредными веществами, выбрасываемыми с отработавшими газами (ОГ), картерными газами и топливными испарениями. При этом 95–99 % вредных выбросов приходится на ОГ, представляющие собой аэрозоль сложного, зависящего от режима работы двигателя, состава.

Состав ОГ основных типов двигателей – бензинового двигателя с искровым зажиганием и дизеля с воспламенением от сжатия, существенно различается, прежде всего, по концентрации продуктов неполного сгорания (монооксид углерода, углеводороды и сажа). Основными токсичными компонентами ОГ бензиновых двигателей являются монооксид углерода, углеводороды, оксиды азота и соединения свинца, дизелей – оксиды азота, сажа.

Концентрации токсических веществ в ОГ изменяются в больших пределах. Количество токсических выбросов зависит от конструкции двигателя, в частности от топливной аппаратуры. Дизель менее токсичен, чем бензиновый двигатель. Наиболее полно проявляются положительные качества дизеля в условиях городского движения с большим удельным весом режимов малых нагрузок и холостого хода.

Нормируемыми компонентами ОГ автомобильных двигателей являются монооксид углерода, оксиды азота и углеводороды, как обладающие наибольшей токсичностью.

Существенной особенностью загрязнения воздушной сре­ды городов, особенно крупных, являются выхлопные газы автотранспорта, которые в ряде столиц мира, администра­тивных центрах России и стран СНГ, городах-курортах со­ставляют 60-80% от общих выбросов. Многие страны, в том числе и Россия, принимают различные меры по снижению токсичности выбросов путем более лучшей очистки бензина, замены его на более чистые источники энергии (газовое топ­ливо, этанол, электричество), снижение свинца в добавках к бензину, более экономичные двигатели, более полное сгора­ние горючего, создание в городах зон с ограниченным

6 . ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЩЕРБА

ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Под экономическим ущербом от деградации окружающей среды (или эколого-экономическим ущербом) понимается денежная оценка негативных изменений в окружающей среде в результате её загрязнения, в качестве и количестве природных ресурсов, а также последствий таких изменений. Экологический ущерб и его последствия могут проявляться в самых различных видах и областях: ухудшение здоровья человека из-за потребления загрязненной воды и загрязнения воздуха (социальный ущерб), снижение урожайности в сельском хозяйстве на загрязненных выбросами промышленности землях, уменьшение сроков службы оборудования из-за коррозии металлов и т.д. Обычно при измерении ущерба природе сначала выявляются изменения (ухудшения) в натуральных показателях, а затем делается их экономическая оценка.

Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей среды предполагает денежную оценку негативных изменений в широком спектре последствий. На рис. 4.1 представлена структура расходов, вызываемых загрязнением окружающей природной среды.

Рис. 4.1. Структура расходов, вызываемых загрязнением

окружающей природной среды

Эколого-экономический ущерб от загрязне­ния окружающей природной среды складывается из следующих затрат: дополнительных затрат общества в связи с изменениями в окружающей природной среде; затрат на возвращение окружаю­щей природной среды в прежнее состояние; дополнительных зат­рат будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных ресурсов. При оценке ущерба окружающей природ­ной среде учитываются затраты на снижение загрязнений; затра­ты на восстановление окружающей среды; дополнительные затра­ты из-за изменения качества окружающей среды; затраты на ком­пенсацию риска для здоровья людей; затраты на дополнительный природный ресурс для обезвреживания потока загрязнителей.

Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружаю­щей среды производится по видам загрязнений: от загрязнения атмосферного воздуха, загрязнения водной среды, захламления и загрязнения земель, загрязнения окружающей среды физически­ми факторами. Особенным образом определяется экономическая оценка ущерба биоресурсам.

Эколого-экономический ущерб от загрязнения атмосферы

Ущерб от загрязнения атмосферы определяется для основных элементов социально-экономического комплекса города (населения, основных производственных и непроизводственных фондов, сельского и лесного хозяйства в черте города и т.п.). Определение ущерба от загрязнения атмосферы производится на основе учёта объёмов выброса и концентрации загрязнителей в приземном слое атмосферы.

Величина эколого-экономического ущерба за год Zатм(t) от загряз­нения атмосферы определяется по формуле:

Zатм(t) = σf yAi mi ,

где y вели чина удельного ущерба на 1 т условно-эквивалентного загрязнителя, руб./усл. т (табл. 4.1);

σ коэффициент, позволяющий учесть региональные особенности территории, подверженной вредному воздействию (табл. 4.2);

f безразмерный множитель, учитывающий характер рассеивания примеси в атмосфере;

Ai безразмерный показатель относительной активности примеси i-го вида, усл. т/т (табл. 4.3);

miмасса годового выброса i-го вида загрязнителя в атмосферу, т;

n – общее число загрязнителей.

При получении экономической оценки ущерба от загрязнения атмосферы для региона, т.е. для всех источников в регионе в целом, следовало просуммировать эти оценки по сотням (а при более детальном подходе по тысячам) источников, действующих в этих условиях. Однако реально доступная информация не настолько точна и детализирована по источникам, чтобы соответствующее резкое усложнение расчётов можно было бы считать оправданным. Поэтому для безразмерного коэффициента σ, характеризующего относительную степень опасности загрязнения воздуха над территорией данного типа, рекомендуется использовать средневзвешенное значение с учётом площадей отдельных видов.

Задание 4.1. Произвести экономическую оценку ущерба от загряз­нения атмосферы выбросами от стационарных источни­ков за три года, если известно, что на территории рассматриваемого региона населенные пункты с плотностью населения более 300 чел./га занимают 5%, заповедники 12%, пригородные зоны отдыха и дачные участки 10%, леса 1-й группы 16%, леса 2-й группы 20%, промышленные предприятия 4%, пашни (Центрально-Чер­ноземный район) 19%, пастбища и сенокосы 14%. Приоритет­ные загрязняющие вещества указаны в табл. 4.4. Безразмерный множитель f для всех вредных веществ в нашем случае равен 1.

Таблица 4.1. Величина удельного ущерба на 1 т условно-эквивалентного

загрязнителя

Название вещества

Денежная оценка

выбросов, руб./усл. т

Окись углерода

5

Сернистый ангидрид

330

Сероводород

2065

Серная кислота

165

Окислы азота

275

Аммиак

415

Углеводороды

10

Ацетон

50

Фенол

5500

Ацетальдегид

1650

3, 4-бензапирен

16500000

Таблица 4.2. Коэффициент, характеризующий природно-климатические условия распространения загрязнителей в атмосфере

Тип загрязняемой территории

Значение

Курорты, санатории, заповедники, заказники

10

Пригородные зоны отдыха, садовые и дачные участки

8

Населенные места с плотностью населения n, чел./га (при плотности > 300 чел./га коэффициент равен 8)

(0,1 га/чел)n

Территории промышленных предприятий

4

Леса: 1-я группа

0,2

2-я группа

0,1

Пашни: Центрально-Черноземный район, Южная Сибирь

0,15

Пастбища, сенокосы

0,05

Таблица 4.3. Значения Аi для веществ, выбрасываемых в атмосферу

Название вещества

Значение

Окись углерода

1

Сернистый ангидрид

22

Сероводород

54,8

Серная кислота

49

Окислы азота в перерасчете по массе на NO2

41,1

Аммиак

10,4

Летучие низкомолекулярные углеводороды по углероду (ЛНУ)

3,16

Ацетон

5,55

Фенол

310

Ацетальдегид

41,6

3, 4-бензапирен

12,6 105

Таблица 4.4. Исходные данные для расчёта

Наименование загрязняющего вещества

Объёмы выбросов по годам, тыс. т

2002

2003

2004

Окись углерода

120

130

160

Сернистый ангидрид

54

36

30

Сероводород

18

24

31

Серная кислота

86

90

78

Окислы азота

42

48

53

Аммиак

56

61

68

Углеводороды

110

150

178

Ацетон

26

27

21

Фенол

14

9

12

Ацетальдегид

29

31

39

3, 4-бензапирен

0,03

0,04

0,03

ЛПЗ №5

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции России и состоит из Закона РФ «Об охране окружающей среды» и других федеральных законов, а также из законов и правовых актов субъектов Российской Федерации.

Надо подчеркнуть, что Закон РФ «Об охране окружающей среды» является главным экологическим законом России и действует на всей её территории. В его 16 разделах содержатся основные вопросы регулирования отношений в сфере взаимодействия человека с природой. В комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия закон призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательствами, законодательствами о недрах, животном мире и другими природоохранными актами.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья.

Конституция РФ, принятая на референдуме в декабре 1993 г., провозгласила экологические права граждан (ст. 42):

на благоприятную окружающую среду;

достоверную информацию об окружающей среде;

возмещение ущерба, причинённого здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании и применении законодательных и нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по их обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, регулирующее отношения между природой и обществом.

Экологическое право – одно из юридических направлений российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей. Из общей экологии выделяется её важнейшая часть – социальная экология, которую можно назвать учением о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания.

В социальную экологию входит правовая экология, под которой понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. И одним из проявлений правовой экологии является экологическое право.

Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих будущих поколений людей.

Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы. Они подразделяются на две группы:

отраслевые;

комплексные.

Отраслевые экологические отношения – это отношения земельноохранные, водоохранные, по охране недр, животного мира и атмосферного воздуха.

Комплексные экологические отношения включают: охрану природных территорий; природно-заповедные фонды; рекреационные и др.

Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологического права и решаются задачи обеспечения качества природной среды.

Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям. Её цель – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.

За деятельностью предприятий со стороны государства осуществляется государственный контроль. Общественными объединениями, органами местного самоуправления, гражданами осуществляется общественный контроль. Граждане могут сообщать об известных им правонарушениях в области охраны окружающей среды, участвовать в проверках и иных формах осуществления экологического контроля. Производственный контроль должен осуществляться экологической службой предприятия, учреждения, организации. Он ставит своей целью проверку соблюдения нормативов качества окружающей среды, выполнения требований экологического законодательства, планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды.

В действующей системе права закреплены два способа (метода) воздействия на поведение человека в целях выполнения норм права: административно-правовой и гражданско-правовой. Административно-правовой способ исходит из отношений власти и подчинения. Гражданско-правовой способ основан на равенстве сторон, на экономическом механизме регулирования экологического права. Из специфики природных объектов как объектов правового регулирования вытекает, что наиболее приемлемым способом правовых отношений является метод власти и подчинения, т.е. административный метод, где господствующее положение занимают запретительные, предупредительные нормы.

Согласно статье 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Материальная (имущественная) ответственность заключается в возмещении имущественного ущерба в установленном порядке и в определённых размерах. Материальную ответственность несут должностные лица и другие работники или лица, по вине которых предприятие или лицо понесло расходы по возмещению причинённого вреда.

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение экологического законодательства к работникам (рабочим, служащим), в трудовые функции которых входит непосредственное соблюдение эколого-правовых норм. Выражается как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 КЗоТ РФ). Наступает по усмотрению администрации предприятия.

Административная ответственность за нарушение природоохранного законодательства наступает в случае совершения гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правонарушений, предусмотренных в нормах административного права, причинивших (могущих причинить) вред природной среде. Перечень административных правонарушений довольно большой. Но одной из основных мер ответственности является наложение штрафа. Его конкретный размер зависит от вида совершённого правонарушения, вины правонарушителя и причинённого вреда. Например, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от 20 до 30, на юридических лиц – от 200 до 300. Кроме штрафа мерами административного наказания являются: изъятие незаконно добытой продукции, лишение права на природопользование (охоту, рыбную ловлю), приостановление деятельности по природопользованию.

Уголовная ответственность наступает за совершение экологических преступлений, которые представляют собой повышенную общественную опасность и предусмотрены уголовным законодательством. Уголовная ответственность при наличии всех элементов состава экономического преступления может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление (ст. 30 УК РФ).

Основные признаки, которые служат разграничением состава преступления от административного правонарушения, определены в Уголовном кодексе РФ. Это повторность (ст. 260 п. 2), наличие умысла (ст. 258), крупный ущерб, причинение вреда здоровью людей, животным, сельскохозяйственному производству (ст. 248, 249, 252 УК РФ и др.).

Уголовная ответственность выражается как лишение свободы, конфискация имущества, штрафы значительно превышающие размер, установленный при административном взыскании. Субъектами уголовной ответственности за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Предусматривается уголовно-правовая ответственность за нарушение правил экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на окружающую природную среду; уголовная ответственность должностных лиц за преднамеренное сокрытие или искажение экологической информации.

Задание 5.1. Работник на должности энергетика ЛДК обязан в установленный срок сдать для утилизации иллюминисцентные лампы, содержащие пары ртути. Какую ответственность понесёт энергетик, оставивший на территории комбината выше указанные лампы, в чём она будет выражаться?

Задание 5.2. Отдыхающий в лесу гражданин П. нарушил правила пожарной безопасности. Какой вид ответственности в данном случае понесет гражданин П., в чём она будет выражаться?

Задание 5.3. Гражданин Т. курил в лесу, что привело к возгоранию. В результате выгорело 1,5 тыс. га леса, ущерб превысил 3 млн. руб. Какой вид ответственности в данном случае понесет гражданин Т., в чём она будет выражаться?

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Абиотические факторы – свойства неживой природы (климатические, водной среды, почвенные, топографические), оказывающие прямое или косвенное влияние на живые организмы.

Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических посредством использования энергии Солнца зелёными растениями (фотосинтез) или энергии окисления некоторых неорганических соединений отдельными видами микроорганизмов (хемосинтез).

Адаптация (экологическая) – приспособление строения и функций организмов к условиям среды.

Акклиматизация – приспособление организмов к изменившимся географическим условиям существования.

Анаэробы – организмы, способные жить при отсутствии свободного кислорода.

Антропогенные факторы – факторы, возникшие в результате деятельности человека.

Ареал – область распространения систематической группы живых организмов (вида, рода и т.д.) или определённого типа сообществ.

Атмосфера – газовая оболочка Земли, состоящая в основном из азота (78,0 %) и кислорода (20,95 %); инертные газы составляют 0,94 %; углекислый газ – 0,03 %. В обычной атмосфере водяной пар, пыль, микроорганизмы и другие случайные примеси составляют менее 0,01 %.

Аут(о)экология – раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма (вида, особи) с окружающей средой.

Аэробы – организмы, способные жить лишь в среде, содержащей кислород.

Биогеохимический цикл – круговорот химических элементов из неорганических соединений через растительные и животные организмы (органические вещества) вновь в исходное состояние.

Биогеоценоз (понятие ввёл советский фитоэколог акад. В.Н. Сукачев в 1940 г.) – однородный участок земной поверхности с определённым составом живых (биоценоз) и косных (биотоп) компонентов, которые объединены обменом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс.

Биом – группа экосистем со сходным типом растительности, определяемым сходными климатическими условиями (например, пустыни, тундра, дождевые тропические леса и т.п.).

Биомасса – выраженное в единицах массы (веса) или энергии количество живого вещества определённой группы организмов (популяций, видов, сообществ в целом) или трофического уровня, приходящееся на единицу площади или объёма.

Биосфера (понятие предложил австрийский геолог Э. Зюсс в 1875 г.) – 1) область существования и функционирования организмов («область существования живого вещества» – по акад. В.И. Вернадскому), которая охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы Земли; 2) активная оболочка Земли, где совокупная деятельность живых существ проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба, создающий среду жизни; 3) глобальная экосистема Земли.

Биота – совокупность всех организмов экосистемы.

Биотическая структура – функциональное разделение организмов в экосистеме на продуцентов, консументов и редуцентов.

Биотические факторы – все формы воздействия живых организмов друг на друга.

Биотоп – относительно однородное по абиотическим факторам среды пространство, занятое биоценозом.

Биоценоз (понятие ввёл немецкий гидробиолог К. Мёбиус в 1877 г.) 1) совокупность растений, животных, микроорганизмов и грибов, населяющих участок с относительно однородными условиями жизни (биотоп), например, озеро, луг, береговую полосу; 2) любое сообщество взаимосвязанных организмов, живущих на каком-либо участке суши или водоёма.

Валентность экологическая (предел толерантности) – характеристика способности вида существовать в различных условиях среды.

Вид – формы живой материи, представленные совокупностью особей, сходных между собой по морфологическим и физиологическим особенностям, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и занимающих определённую область распространения (ареал).

Гетеротрофы – организмы, не способные образовывать органические вещества из неорганических и питающиеся готовыми органическими веществами (все животные, паразитные растения, грибы и подавляющее большинство микроорганизмов).

Гидросфера – водная оболочка Земли, состоящая из природных вод и включающая в себя воды океанов, морей, рек (их площадь составляет 361,1 млн. км2, т.е. 70,8 % земной поверхности), а также подземные воды, насыщающие горные породы.

Гомеостаз – состояние внутреннего динамического равновесия природной системы, поддерживаемое регулярным возобновлением основных её структур, вещественно-энергетического состава и постоянной функциональной саморегуляцией её компонентов.

Демэкология – раздел экологии, рассматривающий прямые и обратные связи популяций со средой и внутрипопуляционные процессы.

Детрит – мёртвое органическое вещество, например опавшие листья, сучья и другие остатки растительного и животного происхождения, присутствующие в любой экосистеме.

Детритофаги – организмы, получающие биогены и энергию за счёт питания детритом (например, грибы).

Динамика популяций – изменения в размерах, структуре и распределении популяций как реакция на условия окружающей среды.

Естественный отбор – процесс, в результате которого под действием природных факторов происходит вымирание наименее адаптированных к среде членов популяции и сохранение особей, наиболее приспособленных к выживанию и размножению.

Закон минимума (Ю. Либих, 1840) – закон, согласно которому выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей, т.е. жизненные возможности лимитирует тот экологический фактор, количество которого близко к необходимому организму или экосистеме минимуму и дальнейшее снижение которого ведёт к гибели организма или деструкции экосистемы.

Закон толерантности (В. Шелфорд, 1913) – закон, согласно которому лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет величину толерантности (выносливости, устойчивости) организма к данному фактору.

Зоофаги – организмы, питающиеся животными (плотоядные виды).

Зооценоз – совокупность взаимосвязанных видов животных, сложившаяся на каком-то пространстве (в биоценозе).

Интродукция – преднамеренный или случайный перенос особей какого-либо вида за пределы его ареала.

Консументы – организмы, питающиеся органическим веществом (все животные, часть микроорганизмов, паразитические растения).

Кризис экологический – напряжённое состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсо-экологическим возможностям биосферы.

Лимитирующий фактор – фактор, в первую очередь ответственный за ограничение роста и (или) размножение организма или популяции.

Литосфера – верхняя «твёрдая» оболочка Земли, состоящая из горных пород (граниты, базальты, сланцы, песчаники, известняки и т.д.), постепенно переходящая с глубиной в сферы с меньшей плотностью вещества. Включает земную кору и верхнюю мантию Земли. Мощность литосферы – 50-200 км, в том числе земной коры – до 75 км на континентах и 10 км под дном океана.

Ниша экологическая – положение вида в природе, включая его положение в пространстве и функциональную роль в сообществе.

Ноосфера – буквально «мыслящая оболочка», сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития на Земле.

Озоновый экран (озоносфера) – слой атмосферы, отличающийся повышенной концентрацией молекул озона, поглощающих ультрафиолетовое излучение, гибельное для живого.

Охрана окружающей (человека) среды – комплекс международных, государственных, региональных и местных административно-хозяйственных, технологических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на обеспечение социально-экономического, культурно-исторического, физического, химического и биологического комфорта, необходимого для сохранения здоровья человека.

Парниковый эффект – повышение температуры атмосферы из-за увеличения содержания в ней углекислого и некоторых других газов, приводящего к чрезмерному поглощению воздухом теплового излучения Земли.

Пирамида экологическая (пирамида биомасс) – соотношение между продуцентами, консументами (отдельно каждого уровня) и редуцентами в экосистеме, выраженное в их численности (пирамида чисел), биомассе (пирамида биомасс) или энергии (пирамида энергий).

Популяция – совокупность особей одного вида, населяющая определённую территорию внутри общего ареала вида.

Принцип стабильности экосистем – видовое разнообразие обеспечивает стабильность экосистем.

Продуктивность биологическая – биомасса, производимая популяцией или сообществом в целом на единице площади за единицу времени.

Продуценты – в экосистеме организмы (в основном зелёные растения), использующие световую энергию для синтеза органических соединений из неорганических.

Редуценты – в экосистеме организмы, главным образом, бактерии и грибы, в ходе своей жизнедеятельности превращающие органические остатки в неорганические вещества.

Синэкология – раздел экологии, исследующий взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой.

Сообщество – совокупность совместно проживающих популяций разных видов в пределах какого-либо естественного пространства.

Среда обитания – совокупность биотических и абиотических факторов, с которыми взаимодействует организм для обеспечения своей жизнедеятельности.

Сукцессия – последовательная смена биоценозов, преемственно возникающих на одной и той же территории (биотопе) под влиянием природных факторов или воздействия человека.

Фитофаги – организмы, питающиеся растениями.

Фитоценоз – устойчивое, исторически сложившееся сообщество растительных организмов, приспособленное к определённым условиям местообитания (биоценозу и биогеоценозу).

Фотосинтез – химический процесс, идущий в зелёных растениях под действием световой энергии с образованием из двуокиси углерода и воды глюкозы с выделением кислорода как побочного продукта.

Экологический фактор – компонент среды обитания, оказывающий влияние на организм (выделяют абиотические, биотические и антропогенные факторы).

Экологиянаука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.

Экосистема – совокупность продуцентов, консументов и детритофагов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой посредством обмена веществом, энергией и информацией таким образом, что эта единая система сохраняет устойчивость в течение продолжительно времени.

Эмерджентность – наличие у системного целого особых свойств, не присущих отдельным его составляющим; возникают в результате появления у более сложно организованной системы новых функциональных связей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Астрологова Л.Е. Основные разделы экологии: методические указания к выполнению лабораторного практикума. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2001. – 44 с.

Бегма И.В., Кисляков В.М., Багаева В.А., Филлиппов В.В. и др. Курсовое проектирование и практические занятия по проектированию автомобильных дорог: учебное пособие. – Киев, 1984.

Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования: учеб. для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. – 455 с.

Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека (Экологиче­ские системы и биосфера).М, 1973. 97 с.

Кильдишев Г.С., Козлова Л.Л., Ананьев С.П. и др. Статистика населения с основами демографии: учеб. для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 312 с.

Кищенко И.Т. Основы лесной биогеоценологии: учеб. пособие. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. – 332 с.

Николаевская Н.Г., Шарапа Т.В. Основы общей экологии: учеб. пособие для вузов. – М.: МГУЛ, 2009. – 123 с.

Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: учеб. для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 622 с.

Сугробов Н.П., Фролов В.В. Строительная экология: учеб. пособие для сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

Сукачев В.Н. Основы лесной биогеоценологии. – М.: Наука, 1964. – 573 с.

Фёдорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учеб. пособие. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 1997. – 304 с.

Цветков В.Ф. Этюды экологии леса: моногр. – Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2009. – 354 с.

Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология: учеб. для студентов педагогических вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с. Многие термины и понятия разными авторами понимаются не одинаково, поэтому приведённые формулировки понятий и терминов не могут рассматриваться как строго нормативные.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.