12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полякова Раися Рагибовна307
Материал размещён в группе «Банковское дело»
0

Методические указания к самостоятельным занятиям по учебной дисциплине ОП.09 Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Среднее профессиональное образование

Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)
















Методические указания к самостоятельным занятиям

по учебной дисциплине

ОП.09 Анализ финансово-хозяйственной деятельности


38.02.07 Банковское дело
























Москва 2018

Составитель/составители: Полякова Раися_Рагибовна

_____________________________________________________________________________


Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании Цикловой методической комиссии специальности «Банковское дело»

_____ от « »_________________2018 г.


Председатель Цикловой методической комиссии ____________________/            ./







Заместитель директора по учебной работе __________________________/             /















































Пояснительная записка


Настоящие методические указания предназначены для организации самостоятельной работы обучающихся по «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» для обучающихся по специальности 38.02.07 «Банковское дело».

Учебная дисциплина ОП.09. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело.

Учебная дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- применять теоретические знания и практические навыки для самостоятельного проведения финансового анализа по различным аспектам деятельности банка и формулирования выводов и рекомендаций;

- рассчитывать и анализировать основные финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность коммерческого банка.

Знать:

- методы, приемы и информационное обеспечение анализа деятельности коммерческого банка;

- состав, порядок составления и предоставления публикуемой отчетности банка;

- методики проведения анализа ресурсной базы банка, его активных операций, ликвидности и финансового результата деятельности банка.













Методические рекомендации по подготовке творческих заданий

Творческое задание представляет собой самостоятельное домашнее задание, которое представляется учащимся в виде презентации.

Электронные презентации стали важнейшим инструментом поддержки выступлений во всех областях деятельности. Владение им становится практически обязательным для многих специалистов, не говоря уже о руководителях.

Электронная презентация представляет собой набор слайдов, которые могут содержать текст, изображения, аудиоматериалы и видеоролики. С помощью презентации студент может в наглядной и лаконичной форме построить свое выступление, сделав акцент на самой важной информации. Презентация это не только эффективный способ передачи информации, но и демонстрация знаний, умений и навыков, приобретенных студентом в учебном процессе, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

К защите выпускной квалификационной работы студенту необходимо подготовить презентацию по индивидуальному заданию, оформленную по установленным требованиям.

Общими требованиями по оформлению презентаций.

Не стоит заполнять один слайд большим объемом информации, а также на одном слайде не должно находиться слишком много разнообразной информации.

Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Слишком насыщенные слайды отвлекают внимание. Если информации много – создайте больше слайдов.

Вся презентация должна быть выполнена в едином стиле (включая как текстовую информацию, так и таблицы, графики, рисунки и т.д.).

Вся информация должна быть структурирована, учитывается наглядность информации.

В презентации должна быть продумана логика изложения и доступность для аудитории.

На одном слайде рекомендуется использовать не более двух-трех цветов. Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета.

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде есть рисунок, то пояснительная надпись должна располагаться под ней, если на слайде присутствует таблица, то пояснительная надпись располагается над ней.

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Для лучшего восприятия материала рекомендуется использовать анимацию (построчный или поабзацный выход).

Анимационные эффекты должны согласовываться с выбранной темой и видом работы.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде.

Рекомендуемые шрифты для оформления презентаций Times New Roman или Arial.

Размеры шрифтов:

для заголовков - не менее 24;

для основной информации - не менее 18.

Используйте шрифты без засечек, так как их легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, цвет (с осторожностью - курсив, исключить - подчеркивание).

Для выделения наиболее важных факторов и наглядного восприятия информации на слайде рекомендуется использовать рисунки, диаграммы, схемы, графики.

В исключительных случаях для выделения информации допускается использовать рамки, границы, заливки.



Таблица 2 – Требования к оформлению презентаций


Параметр

Требования

Типичные ошибки


Количество слайдов

От 10 до 15





Шаблон презентации

Сквозной шаблон (одинаковый дизайн для всех слайдов)


Разный дизайн каждого следующего слайда

Шрифт

Times New Roman / Arial Размер текста не менее 18 пт.

Размер заголовков не менее 24 пт.


Подчеркивания

Курсив

Мелкий шрифт

Структура презентации

Титульный лист: содержит название темы, Ф.И.О. автора

План или содержание: 1-2 слайда

Основная часть: содержательные слайды

Заключение, выводы


Отсутствие титульного листа или информации об авторе. Отсутствие плана презентации. Отсутствие заключения

Графика (рисунки)

Все иллюстрации должны быть обоснованными (рисунки соответствуют содержанию слайда или презентации в целом)


Не обоснованные рисунки









Таблица 3 - Критерии оценки творческого задания (презентации)



Критерии

3(удовл.)

4(хор.)

5(отл.)

Инфор-

матив-

ность

Информация, изложенная в презентации не соответствует обозначенной теме исследования. В тексте присутствуют серьёзные фактические ошибки, информация недостаточно структурирована, не полная.

Информация по проблеме изложена не полностью или с избытком, присутствуют несколько незначительных недочётов.

Информация по заявленной проблеме изложена полно и чётко. Отсутствуют фактические ошибки. Отсутствует избыток информации.

Дизайн

Презентация изобилует мультимедиа-эффектами, несоответствующими содержанию слайдов, не отвечающих целям создания презентации. Эффекты отвлекают внимание, фон затрудняет восприятия информации на слайде, текст трудночитаем. Гиперссылки работают не все или не работают вовсе.

Материалы исследования структурированы недостаточно чётко. Некоторые применённые эффекты отвлекают внимание зрителя. Имеются несоответствия между стилем оформления и информационным содержанием слайда. Некоторые гиперссылки работают некорректно.

Материалы исследования чётко структурированы, эффекты, применённые в презентации не отвлекают от её содержания, способствуют акцентированию внимания на наиболее важных моментах. Фон слайда выполнен в приятных для глаз зрителя тонах. Стиль оформления презентации (графического, звукового, анимационного) соответствует содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации. Все гиперссылки работают, анимационные объекты работают должным образом.

Понимание логики исследова-

ния

В презентации не отражены логика исследования, цель, проблема, ход исследования. Недостаточно понятно изложены результаты исследования. Не приведены выводы учащегося, или размыты и неясны.

В презентации недостаточно чётко обозначены цель, проблема, ход исследования. Не в полнее отражены методы и средства исследования, логика исследования не вполне ясна. Отражены результаты исследования, выводы учащегося.

В презентации чётко обозначены цель, проблема и ход исследования учащегося, отражены этапы исследования, применённые им методы, средства. В полной мере отражены гипотеза исследования (если исследование предполагает наличие гипотезы), сформулированы задачи исследования (в слчае, если это необходимо). В заключение презентации приведены лаконичные, ёмкие выводы учащегося, выделен его личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение (если таковое предполагает исследование). Приведён список использованной литературы и Интеренет-ресурсов, информация об авторах проекта.

Актуаль-

ность

Исследование неактуально для учащегося, значимость исследования для общества, науки и пр. надуманны. В презентации не отражены области применения результатов исследования.

Исследование не является в полной мере актуальным для данного учащегося. Однако показаны реальные перспективы практического применения результатов исследования (если исследование теоретическое, то показано, где могут быть использованы выводы исследования и т.д.)

Обоснована актуальность исследования для учащегося. Показаны перспективы практического применения результатов исследования (если исследование теоретического плана, то указано, насколько важны полученные выводы для теоретической науки, при разработке каких проблем могут быть использованы данные выводы и т.д.).

Глубина

Анализ проблемы проведён недостаточно полно. Работы выполнена на базе устаревших, неверных или непроверенных материалах. Отсутствуют примеры, которые бы могли показать уровень понимания материала учащимся.

Проведён достаточно полный анализ проблемы, работа опирается на достоверные научные источники информации и пр. Работа базируется на устоявшихся концепциях, наблюдается незначительный разрыв положений исследования с современными представлениями. В работе использованы примеры. При этом имеются ряд незначительных несоответствий и противоречий.

Проведён глубокий и детальный анализ проблемы, учащийся опирался в исследовании на авторитетные, достоверные источники информации, работал с научной литературой, Интернет - ресурсами. В работе наряду с работами «классиков» науки использованы материалы (ссылки на материалы) современных статей, работ, исследований по проблеме. Работа сопровождена примерами, иллюстрирующими глубокое понимание учащимся сути поставленной проблемы, логики проведённого исследования.













Комплект самостоятельных работ


Самостоятельная работа№1

Изучение конспекта лекций, основной и дополнительной литературы по анализу финансово-хозяйственной деятельности организации, выполнение домашних заданий.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он полно, правильно излагает содержание вопроса, хорошо знает терминологию, полно отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «хорошо» - хорошо знает основной материал, но отвечает сбивчиво, допускает неточности в экономической терминологии и в ответе на дополнительные вопросы.

Оценка «удовлетворительно» - имеет только основы экономических знаний, затрудняется отвечать на дополнительные и уточняющие вопросы;

Оценка «неудовлетворительно» - имеет неполные знания основного материала, допускает грубые ошибки при ответе, отвечает на дополнительные вопросы не полно.

Самостоятельная работа№2

Изучение конспектов лекций, изучение дополнительной литературы по анализу хозяйственной деятельности. Оформление в форме рефератов и эссе.

Темы рефератов и эссе

1) Составить баланс, рассчитать и оценить значение коэффициентов финансовой устойчивости.

2) Построить и оценить модели финансовой устойчивости.

3) Оценить платежеспособность и ликвидность организации по относительным показателям.

4) Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.

5) Анализ выполнения плана по ассортименту.

6) Анализ структуры продукции.

7) Анализ качества и конкурентоспособности продукции

8) Анализ ритмичности работы предприятия.

9) Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

10) Анализ наличия, движения и структуры основных фондов.

11) Анализ технического состояния основных фондов.

12) Анализ эффективности использования основных фондов.

13) Анализ коэффициентов ликвидности и платежеспособности.

14) Оценка ликвидности баланса. Условие абсолютной ликвидности.

15) Классификация статей актива и пассива баланса для анализа ликвидности.

16) Относительные показатели финансовой устойчивости и их анализ.

17) Типы финансовой устойчивости предприятия.

18) Оценка динамики состава и структуры актива баланса.

19) Оценка динамики состава и структуры пассива баланса.

20) Экономическое содержание понятий платежеспособности и ликвидности.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он полно, правильно излагает содержание вопроса, хорошо знает терминологию, полно отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «хорошо» - хорошо знает основной материал, но отвечает сбивчиво, допускает неточности в экономической терминологии и в ответе на дополнительные вопросы.

Оценка «удовлетворительно» - имеет только основы экономических знаний, затрудняется отвечать на дополнительные и уточняющие вопросы;

Оценка «неудовлетворительно» - имеет неполные знания основного материала, допускает грубые ошибки при ответе, отвечает на дополнительные вопросы не полно.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Код

Наименование литературы


ОСНОВНАЯ

Печатное издание

1.1.1

Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 368 с. — (среднее профессиональное образование).

1.1.2

Хазанович Э.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебное пособие. – М.: «КноРус», 2017. – 272 с. — (среднее профессиональное образование).

1.1.3

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 208 с. — (среднее профессиональное образование).

1.1.4

Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник для студентов среднего профессионального образования / С.М. Пястолов. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 384 c. — (среднее профессиональное образование).


1.1.5

Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник и практикум для СПО / Г. В. Шадрина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 432 с. — (профессиональное образование).


1.1.6

Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для СПО / Ю. А. Кропин. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 364 с. — Серия : Профессиональное образование.

Электронные издание

Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа http://www.consultant.ru

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа http://www.consultant.ru

Справочно-правовая система «ГАРАНТ».- Режим доступа http://www.aero.garant.ru

Электронно-библиотечная система "Znanium. Режим доступа http:// znanium.com

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

2.1. Законодательные акты и инструктивно-нормативные материалы

2.1.1.

Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99г., №43Н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018)


Опубликовано в группе «Банковское дело»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.